Национальная грузинская одежда фото

Головные уборы

В разных регионах Грузии головные уборы отличаются по предназначению, орнаменту, цвету и размеру.
Для изготовления папахи используют овечью шерсть или каракуль.
Тонкая шерсть применяется для пошива мегрельской кабалахи в форме конуса. Капюшон в этом случае дополняется кистью.
Белый или черный кахетинский головной убор кахури делают по типу сванской шапки, для изготовления которой используют войлок, а для ее украшения служит тесемка. Такой головной убор типичен для горцев. Сванетия и сейчас переполнена мужчинами в подобных шапках. В зимнее время голове в ней будет тепло, а летом – не жарко.


Хевсуретия дала свое название яркой и нарядной хевсурской шапке, которая отделана особым способом. Для ее вязания используют полушерстяную пряжу. Орнаментом служат кресты.
Круглую или четырехугольную маленькую шапочку в Грузии называют папанаки. Для пошива этого имеретинского головного убора берут сукно. Тесьма служит для его украшения. Также папанаки обладает подвязкой.
Для оформления женского ободка чихтикопи используют бисер. Дополнением ему служит фата.

Характерные черты костюма Грузии

Чоха – это вид суконных кафтанов из шерстяного домотканого полотна, преимущественно темного тона, носимых как верхнее платье. Однобортный перед чохи-черкески плотно застегивается до талии, оставляя открытой грудь, чтобы архалук (верхняя рубаха с высоким воротом) был виден. Длинные рукава чохи разрезные, что придает кафтану романтическую элегантность и не мешает широкому взмаху руки. При надобности рукав подвязывался на запястье.Для грузинского мужчины чоха – непременный атрибут полного облачения. Дополняет одеяние поясной ремень и кинжал – без них мужской костюм считается неполным. Чоха – национальное кавказское верхнее платье для мужчин, женщин и детей. Даже повседневный черный национальный грузинский костюм выглядит франтовато. Строгие линии кроя не лишают его удобства в носке и не стесняют свободы движения. Чоху для знатных отличало качество ткани и тщательность проработки швов, богатство вышивки и обилие украшений. Праздничная чоха кроилась из дорогих привозных тканей с добавлением множества украшающих элементов: перевитых шнуров, нашивок из серебряных, шелковых и золотых нитей, позолоченных и орнаментированных газырей, дополнительных накладных карманов. Крестьянская чоха не могла соперничать по красоте вышивки и богатству убранства с черкесками высшего сословия, ее основная задача – практичность. Поэтому рукава у нее редко разрезные, чаще всего просто широкие, закатанные до локтей. Если «знатные» кафтаны шились из тканей насыщенных тонов, то крестьянская одежда шилась из соображений практичности и бывала просто темной. Но и к этим чохам относились очень бережно и надевали их, когда надо было «выйти в люди» – появление без верхней одежды в общественных местах считалось верхом неприличия даже в жаркий полдень.

Разновидности грузинского костюма

Несмотря на общность грузинского национального костюма, народы Грузии сохранили элементы своей идентичности в деталях одежды. Например:

  • талавари – хевсунский костюм из горной области Хевсурети. Аналог их вышивки найти трудно: черная или синяя грубая ткань сплошь заткана пестрой вышивкой из цветных нитей, бусинок, мелких монет и бисера. На спине и плечах – вышитые кресты. У мужчин-хевсуров части рубашек архалуков, видимые из-под чохи (грудь, ворот, рукава), расшиты с такой же любовью и тщательностью;
  • костюм пшавов из верховий Арагви и Аргуни. Пшавов считают народом родственным хевсурам. Неудивительно, что и наряды их во многом схожи. Мужчины носили короткие чохи с откидными рукавами, архалуки синего и зеленого цветов, широкие шаровары и каламани (плетеная кожаная обувь) с шерстяными, меховыми ноговицами. Обязательная принадлежность, помимо кинжала – ружье в меховом чехле. Женщины носили непременно красную рубаху ниже колена, с разрезом, который редко имел стягивающие шнурки или застежки, обильно расшитую на груди бусами, камешками и монетами, шаровары и свободное платье, поверх которого надевалась короткая чоха. Основное украшение женщин – массивные серьги, кресты, бусы, браслеты и пр. из серебра и меди.

Пшавы и хевсуры хотя и украшают одежду яркими крестами – джавари, но сочетают в своей вере старые ведические и новые христианские обычаи.

Женский грузинский костюм

Полный женский костюм грузинки более многослойный, чем мужской. Нательное белье состояло из:

  • перанги (длинная сорочка);
  • штаны шеидиши.

Богатые женщины шили сорочки и штаны из шелка, батиста и коленкора, а дамы с небольшим достатком кроили свои перанги из холста. И те, и другие стремились расцветить нижнее белье вышивкой с растительным орнаментом, используя нити для узора.

Картули кааба

Женское платье – картули кааба – шилось длинным и шнуровалось так, чтобы максимально облегало стан. Спереди лиф застегивался на скрытые петли и крючки, оставляя открытым глубокий вырез. Он закрывался вставкой гулиспири, часто контрастного с платьем цвета. Молодые девушки позволяли себе ярко-красную вставку или чисто белую, чтобы оттенить свежесть лица. Знатные особы вышивали гулиспии золотой нитью, девушки и женщины небогатых семей в качестве украшения делали множество защипов и складок. Нередко украшением вставки становилась стилизация мужского архалука со множеством мелких пуговок. Рукава картули каба могли быть как сшитыми, так и разрезными по типу мужского каба. В этом случае женщина обязательно поддевала куртманджи – внутренний рукав. Лиф платья обшивали с особой тщательностью, привлекая к нему внимание тесьмой, бисером, мелкой монетой, жемчугом и драгоценными камнями. Если денег на золотую тесьму не хватало, довольствовались цветным сутажем и кружевом. На цвет платья «табу» не распространялись, но хорошим тоном считалось шить платья сдержанных тонов, всегда в тренде – черный. Для дам из высшего общества привозился шелк, атлас и пр. покупные ткани. Обычные горожане использовали сукно, лен, сатин.Женщины замужем повязывают сарткели – широкий пояс – чуть ли не в пол длиной. Сарткели обязательно шьются из тонкой ткани и собственноручно расшиваются мастерицами традиционными орнаментами-оберегами. Знатные и богатые женщины шили свои пояса из шелка, тончайшей шерсти, муара и бархата. Бедные – из отбеленного холста или сатина. Пояс всегда повязывался таким образом, чтобы декор был виден окружающим.

Курки и катиби

Настоящим произведением искусства в гардеробе знатной дамы была шуба курки, сшитая из дорогого меха, покрытая бархатом и расшитая драгоценными камнями – рубинами, жемчугами, топазами, бирюзой и лалами. Эта шубка весила столько, что ходить в ней каждый день было попросту неудобно. На каждый день вполне годился катиби – утепленный атласный или шелковый кафтан всех оттенков красного, длиною до колен. Ему полагалась меховая оторочка и разрезной рукав с опушкой из того же меха. Как и мужская чоха, катиби застегивался лишь в районе талии.Чоха, скроенная на женскую фигуру, также была неотъемлемой частью гардероба грузинок. Национальные наряды выгодно подчеркивают тонкую талию девушек за счет плотно обтягивающего лифа и длинной, закрывающей ступни, широкой юбки.

Детский грузинский костюм

Костюмы повторяли детали нарядов родителей, только у них было больше красок и проще крой, чтобы ребенок чувствовал себя свободно. Для девочек были позволительны укороченные платья, для мальчиков – короткие чохи. Если у мальчиков рукоделие не входило в обязательную программу обучения, то девочки лет с 5-6 начинали пробовать себя в различных видах вышивки и плетении тесьмы. К 8-10 годам у воспитанной грузинской девочки уже должно было быть одеяние, сшитое и украшенное своими руками.Кичливой пышности наряда не допускалось, но и подчеркнутое темными тонами целомудрие также считалось излишеством. До времени, когда девушка входила в пору невесты (12-13 лет), разрешались юбки до середины икры и открытые запястья. В XIX веке правила сокрытия лица соблюдалось только в дальних аулах, а XX век вытеснил этот обычай полностью. Сейчас дети редко надевают национальные костюмы, предпочитая им свободную европейскую моду, однако на праздниках молодые и совсем юные грузины и грузинки с удовольствием щеголяют в национальных одеждах. По принципу «красота, простота, узнаваемость» выполняются современные танцевальные и карнавальные костюмы в грузинско-кавказском стиле.

Мужской грузинский костюм

Наряд мужчин многослойный, состоящий из верха и низа. Верхом служили различные по покрою и предназначению кафтаны и куртки (чоха, каба, чекмень, бешмет, куладжа). Под кафтаны грузинские мужчины надевали нижнюю рубаху – перанги, сшитую из шелка, ситца или отбеленного холста, а сверху – ахалухи (архалук) сорочку со стоячим воротником. На груди архалук застегивался на длинный ряд мелких пуговиц или крючков.

Папанаки

Для княжеской чохи, помимо вышивки, обязательным атрибутом был папанаки – круглый широкий кусок плотной ткани с вышитым семейным гербом. Изначально папанаки надевался на голову, позже – перекочевал на грудь, ближе к плечу.

Газырница

Черкеска немыслима без газырницы – специальных длинных нашитых карманов-гнезд для пороховых зарядов – газырей. Для удобства такой патронташ крепился в ряд по обеим сторонам груди.

Мужской пояс

Особое внимание уделяли грузины поясным наборным ремням, которые украшались металлическими и серебряными вставками с орнаментом и со специальными подвязками на боку – для ношения оружия и дичи. В холода поверх чохи было принято носить набади (грузинская бурка), шубу курки или тулуп. Для богатого сословия шились короткие утепленные войлоком и мехом куладжи, часто из дорогих тканей (атлас, бархат, муар). Такой верхний наряд удобен и прекрасно сочетается с низом костюма – исподних штанов шеидиши и верхних суконных или кожаных – шарвали, не обязательно темного цвета. Штаны кроились в виде 2-х широких прямоугольников со скошенным углом, сшивались по прямой и стягивались на талии шнурком через подогнутую полоску ткани – кулиску. Дополняется грузинский костюм множеством отдельных элементов, каждый из которых имеет свое символическое и практическое назначение. В целом одеяние выглядит живописно и элегантно одновременно, выгодно подчеркивая статную широкоплечую фигуру грузинских мужчин. Привилегированные горожане могли позволить себе более разнообразный гардероб, вещи которого были недоступны низким сословиям. Пример тому – каба – разновидность верхней одежды, выполненная исключительно из завозных дорогостоящих материалов (плотный шелк, тафта, бархат, муар). Отличие в покрое – рукав, который был разрезным только на 2/3 от плеча. Дальше он сужался и зашивался, закрывая кисть руки до пальцев. Еще одной неотъемлемой деталью городского мужчины стали перстные четки – эта мода жива до сих пор. Четки считаются «крутыми», если выполнены из крупного янтаря или агата.Подчеркнутая строгость мужской одежды выгодно оттеняет грацию и утонченную элегантность женского наряда.

Чоха и символы — значение грузинской традиционной мужской одежды

Но мало кто понимает те символы, которые скрыты в чохе. Именно благодаря этим символам чоха приобрела некую магическую силу, притягивающую все больше и больше людей в мире.

Владелец одного из старейших салонов по шитью чохи в Тбилиси Нугзар Кванталиани рассказал Sputnik Грузия о символическом значении чохи и о том, как появились в наряде те или иные элементы.

© Sputnik / Denis Aslanov Грузинский национальный костюм чоха

— Расскажите, из каких деталей состоит чоха? И что они значат?

— В целом, чоха – это один из сложнейших костюмов. Он отличается от всех других тем, что состоит из множества деталей, точнее, из 13. Ни у одного другого костюма в мире нет стольких элементов. Я имею в виду повседневные наряды, а чоху раньше носили каждый день. Именно эта многочисленность деталей придает чохе красоту и изящность.

Вот, например, раньше на чохе не было такой детали, как газыри. Они появились позже, когда появилось ружье. Возникла необходимость пришить к костюму такую деталь, которая помогла бы воинам легко хранить патроны. Самым хорошим местом оказалось именно вот это место — на груди, рядом с сердцем, они быстро могли достать патроны. То есть им было комфортно, во время боя им не приходилось их искать и долго возиться. Газыри — очень важная деталь, которая сделала чоху еще более красивым и неповторимым костюмом.

— Чоха была разной, так ведь?

— Совершенно верно. Чоха разная. Вот этот костюм, который вы видите на модели — это чоха князей, в то же время — это праздничный наряд. Кстати, на праздники надевали также чоху светлого цвета – свадебная чоха бывает белой, бежевой, а чоха черного цвета считается более повседневной, этот костюм простой, шьется без вышивок.

© Sputnik / Denis Aslanov Грузинский национальный костюм чоха

Была и чоха с разрезанными рукавами – почему их так называли? Потому что их легко можно было завязать на запястье. Одновременно получался комфортный и изящный наряд.

Чоха стала символом мужества, отваги. Каждый настоящий мужчина должен был носить чоху, однако в прошлом и по сей день чоха остается довольно дорогим удовольствием. Не все могли позволить себе надеть чоху, особенно крестьяне, они надевали только архалуки. Однако все мужчины старались иметь свою чоху. Далее так и случилось, практически в каждой семье, каждый мужчина имел чоху, для нуждающихся это было лишь выходным нарядом.

© Sputnik / Maria Tsimintia

Что касается папанаки, который был прикреплен к груди мужчины, то в основном он был распространен в Имерети и Самегрело. На папанаки семьи наносили семейные гербы, вышивали их. Когда какой-нибудь князь приходил в собор, на свадьбу или в гости, он обязательно надевал семейный герб. С помощью папанаки люди могли определить, к какой фамилии он принадлежал.

Кстати, папанаки надевали и на голову. Остались старые фотографии, на которых видно, как мужчины носили папанаки на голове. Позднее и женщины начали надевать его на голову, но у женщин папанаки был более маленьким, мужской более широкий.

В основном вышивками оформляли чоху князей. На вышивку чохи уходило много времени, месяц, может, и больше. Вышивали золотыми и шелковыми нитками. Сейчас все проще, есть устройства, специальные станки, с помощью которых мы вышиваем чоху.

Простая или же крестьянская чоха была черной и его рукава складывались до локтей, чтобы костюм был более практичным.

— У чохи очень красивый пояс, какое значение у него?

— Что касается пояса, то его, безусловно, делали из кожи. Он имеет красивые детали, я имею в виду три эти подвязки с одной стороны и еще три с другой, по бокам.

© Sputnik / Denis Aslanov Грузинский национальный костюм чоха

Эти подвязки делают чоху более богатой. Такие же детали можно увидеть на сапогах, которые носили раньше грузинские мужчины. У них было два значения. Первое – это красота, а второе – практичность, чтобы сапоги не спадали вниз. Они держали сапоги.

Что касается пояса, то есть такая версия, что во время охоты грузины вешали дичь прямо на поясе, который был оформлен специальными креплениями.

— Почему вы решили заниматься именно чохами?

— В моем случае профессия выбрала меня сама, досталась по наследству. Моя мама шила чохи. Помню, к нам приходили многие ансамбли, шили чохи, но так массово, как сейчас, люди не надевали национальный костюм. Клиентами моей мамы чаще были ансамбли. Сейчас, помимо ансамблей, приходят рядовые граждане и заказывают национальную грузинскую одежду. Мужчины начали надевать чоху. Правда, больше на свадьбы и религиозные праздники, но спрос большой.

Многим нравится ходить в чохе в церковь, на дни рождения, очень любят встречать Новый Год в национальной одежде, фотографироваться и делать семейные альбомы. Чоха вновь становится популярной, и это очень радует.

Какое-то время наша национальная одежде как будто была забыта обществом. А сегодня стала нужным костюмом для каждого настоящего мужчины.

© Sputnik / Denis Aslanov Грузинский национальный костюм чоха

— Как вы думаете, в чем причина?

— Я думаю, это связано с ностальгией. Наверное, внутренне у грузин всегда было желание надеть национальный костюм, но понадобилось какое-то время, чтобы это желание превратилось в реальность. Кто-то надел, кому-то понравилось, потом все подхватили и пошло-поехало.

Наверное, пошла какая-то мода, тенденция. Хотя, когда я говорю слово мода, у меня появляется страх, потому что мода – это понятие временное, но в случае чохи, думаю, так не произойдет. Это все-таки наше, национальное и любимое.

Есть и иностранцы, которые обращаются к нам. Вот ко мне пришел турист из Австралии. Рассказал, что до этого у него не было никакой связи с Грузией, случайно приехал, узнал о Грузии, ее культуре, национальной одежде и влюбился. Мы сшили ему чоху. Высылали чоху и в США, и в Шотландию, и в Россию. Многие приходят. Житель Екатеринбурга купил у нас чоху, сказав, что хочет унести с собой что-то в память о Грузии и остановил свой выбор на чохе.

— Нугзар, мы говорили о мужском костюме, что вам рассказывала мама о женских национальных костюмах?

— Что касается женской одежды, то она более многообразная, чем мужская. Она была разной, одежда женщин каждого уголка различалась. Была аджарская, хевсурская, мтиульская, картлинская. Вот это платье больше носили на востоке, в Картли.

© Sputnik / Denis Aslanov Грузинский национальный костюм чоха

Однако оно было настолько красивым, что носили и в Имерети, и в Самегрело. На нашей модели торжественный наряд, надевали его на свадьбу.

В Хевсурети женщины носили очень красивую и изящную одежду. Сами вышивали. Когда девочке исполнялось семь лет, она должна была иметь одежду с вышивками и разными орнаментами.

Я вспомнил еще одну интересную историю, это шутка, конечно же. Пояс на женском платье называли языком невестки и свекрови. Шутили так раньше, гадали у кого он окажется длиннее (смеется). Это так в шутку.

Чоха — это символ грузинского духа, силы, патриотизма. Когда я надеваю чоху, каждый раз меня переполняет чувство гордости. Чоха – это моральная стойкость, любовь, все те ценности, на которых Грузия стоит на протяжении веков.

Все, что вы хотели знать о национальных традициях свадеб Дагестана, Армении, Грузии, Азербайджана, Чечни и Израиля в нашем большом материале.

Азербайджанская свадьба

Азербайджанская свадьба – масштабное красивое событие, способное вызвать бурю эмоций у каждого. Раньше свадебное торжество, как и у многих кавказских народов, состояло из многочисленных этапов, но с течением времени они видоизменились или вовсе прекратили свое существование.

Фото: Алекс Леви

«Из сохранившихся можно выделить, например, хяри (согласие): в дом будущей невесты приходит семья жениха, которая заявляет о намерениях молодого человека. Сторона девушки либо соглашается, либо отказывает, но в современном мире это, скорее, дань традициям, и родители уже заранее знают ответ. Завершается застолье сладким чаем, поданным в национальных стаканах (армудах), что и означает хяри, то есть согласие на брак.

После хяри будущие молодожены готовятся к нишану (обручению). Сегодня это торжество мало чем отличается от обычной помолвки, однако по традиции невесте преподносятся подарки от стороны жениха – хончи. В украшенных подарочных корзинах приносят ювелирные украшения, одежду, косметику, парфюм и нижнее белье», – рассказывает Сабина Минзейн из Баку.

У азербайджанских невест есть прекрасная традиция девичников под названием хна-яхты, которая жива и по сей день. Подруги невесты собираются у нее дома, приносят национальную еду, веселятся и танцуют, а затем рисуют хной прекрасные узоры на руках – считается, что это обряд перехода девушки во взрослую замужнюю жизнь, а хна защищает от сглаза и порчи в важный день. Место, где проводится обряд, украшают в красных тонах, а невеста облачается в красное платье.

Фото: Габиб Самедов

Проводы невесты – тоже яркое событие. Друзья жениха приезжают за девушкой, а в это время невесту подготавливают: подруги вручают ей шах – украшение со свечами и зеркалами – против несчастья и сглаза, а брат или близкий родственник, приговаривая традиционные пожелания о долгой, счастливой и благополучной семейной жизни, повязывает девушке на пояс красную ленту – символ непорочности.

На любой азербайджанской свадьбе кульминацией события становится вынос плова, без этого не проходит ни одно торжество. Причем сопровождается вынос блюда танцами, музыкой и песнями – все это выглядит очень колоритно. Плов символизирует изобилие, богатство, процветание и достаток в семье. Чем вкуснее и красивее плов, тем зажиточнее будет жить молодая пара.

Помимо торта, часто на свадьбах можно увидеть традиционный атрибут азербайджанской свадьбы – кялля гянд, сахарную башню, символизирующую сладкую жизнь. Эту пирамиду молодожены потом разбивают после рождения первенца.

Фото: Алекс Леви

В основном на свадьбах звучит национальная музыка, однако все чаще и чаще молодые люди разбавляют плейлист современными хитами, но соблюдая при этом баланс – ведь старшее поколение будет танцевать только под знакомые им композиции. Вообще танцы и веселье сопровождают все время свадебного праздника.

При этом разрезание торта, дискотека с диджеем и бросание букета также являются неотъемлемой частью современной азербайджанской свадьбы. Покидают торжество молодые муж и жена ближе к полуночи под национальную композицию «Мирзаи» (более известную как «Вагзалы»).

Старая азербайджанская традиция брачной ночи может сейчас показаться для современных невест удивительной, но в некоторых местах, особенно в деревнях, она все еще сохраняется. Зрелая женщина – енге – провожает молодоженов до их дома, готовит брачное ложе и рассказывает молодой жене все подробности того, что будет происходить. Потом удаляется в другую комнату, а на утро проверяет простыни, чтобы удостовериться, что девушка вышла замуж девственницей, и приносит первую еду новобрачным.

Грузинская свадьба

О грузинской свадьбе рассказывает жена фронтмена группы «Мгзавреби» Гиги Дедаламазишвили, Марина Карпий.

Фото: Олег Головацкий

Ни одна грузинская свадьба в принципе не считается свадьбой, если не идет речь о венчании. Так что, если молодые хотят только расписаться, это в Грузии не свадьба, а просто некое официальное оформление отношений, которое может даже не получить благословения родителей. Грузинская свадьба не бывает без венчания, поскольку брак для грузин – это что-то безусловно высокое, то, что должно происходить перед Богом, в церкви. Я, например, верующая, но никогда не думала, что буду венчаться. Думала, что распишусь, и все. Но когда познакомилась с Гиги, когда поняла, насколько в Грузии люди верят в Бога и насколько это все важно и серьезно, мне самой захотелось прийти в церковь вместе со своим будущим супругом и попросить благословения перед Господом. Я никогда не забуду свое венчание. Оно меня настолько тронуло, что я разрыдалась. А ребята, которые были на нем – друзья Гиги из ансамбля «Мгзавреби» и вообще все поющие – после нашего венчания, когда обряд завершился, начали петь, и эхо их голосов, раздающееся в церкви, буквально проходило сквозь тело. Я этого никогда не забуду, это было настоящее волшебство. И мои родители, и остальные гости – все плакали.

У нас было четыре дня свадьбы. Это обычное для грузин дело. Сейчас, конечно, часто сокращают до двух, но бывает по-разному. Гиги был в национальном грузинском костюме чоха, я сначала была в традиционном белом платье, а потом, вечером, переоделась в национальное грузинское.

На плече Гиги, как и у большинства женихов, был нашит герб семьи. Не в каждой семье, конечно, сохранились гербы. Если его вдруг нет, то пришивается символический герб.

Самый яркий момент свадьбы – это, конечно, традиция, когда пара выходит из церкви, и все гости-мужчины, одетые в национальный костюм чоха, обязательным элементом которого является кинжал, который висит на поясе в специальных ножнах, становятся в два ряда и, перекрещивая свои кинжалы, создают как будто коридор или арку. И не просто статичную – клинки бьют друг о друга, создавая звон. Молодые должны пройти под этой аркой. Звон стоит такой! Мне казалось, что арка у нас была длиной в километр – из всех наших друзей. Смысл этого ритуала в том, что пара получает благословение и защиту от всех своих близких. А звон клинков отгоняет все плохое, и остается только хорошее.

Фото: Олег Головацкий

Свидетелей на свадьбе может быть много. В принципе, сколько угодно. И всегда главные свидетели на свадьбе – крестные родители будущего ребенка. Просто друзья или родственники крестными стать не могут. Поэтому свидетелей всегда выбирают очень внимательно.

Когда молодожены после венчания входят в торжественный зал, их встречают песней. В этой песне встречающие спрашивают: «Чья это девушка?». А им отвечают: «Наша, наша», – что символизирует окончательный и узаконенный переход невесты из одного дома в другой.

Грузинскую свадьбу ведет только тамада. Как правило, это близкий друг семьи. Просто так тост никто не может сказать, право на это надо получить у тамады, все самые важные тосты говорит только он. Всегда одними из первых произносятся тосты за Бога, за мир.

Обязателен танец молодоженов. Он всегда и у всех одинаковый, под определенную музыку, с определенными движениями. Это давно устоявшаяся традиция, и никаких вариаций тут не предусмотрено.

На грузинских свадьбах нет никакой программы, никаких фокусов и развлечений. Есть только песни, танцы и веселье.

Традиционные подарки в Грузии – это украшения для невесты в большом количестве.

Обычно грузинские свадьбы очень многочисленные. Особенно, если деревенские, то гуляет вся деревня – это и 400, и 500 человек – сколько есть. И свадьба на 2,5 тысячи человек – вполне регулярное действо, потому что нельзя же, играя свадьбу в селе, кого-то не позвать.

Грузинский свадебный стол – это тоже отдельная тема. Свадьбы без поросенка не существует. Торт разрезается кинжалом.

Разумеется, поскольку, как мы уже говорили, грузинская свадьба – это обязательно венчание, следовательно, никаких свадеб в посты не играется. Поэтому выбор даты – дело тонкое, ведь не так много времени остается, не занятого разными постами и подходящего для свадьбы.

Чеченская свадьба

Чеченцы очень трепетно относятся к своим традициям, в том числе и свадебным.

Фото: Загид Рамазанов

В день торжества к невесте приезжают близкие родственники и друзья жениха, что интересно, без самого жениха. С ними также мулла, который разговаривает с невестой и ее отцом и после подтверждения согласия на брак проводит обряд. В присутствии двух замужних женщин происходит церемония, во время которой девушка должна повторять за муллой суры из Корана. Затем такой же обряд мулла проводит с женихом, в его доме и в присутствии друзей – неважно, женаты они или нет. По сути брак заключается между двумя людьми по отдельности.

Родственники жениха забирают невесту из ее дома и везут на торжество.

По дороге от дома невесты до места банкета проходят традиционные гонки машин: каждый автомобиль пытается занять место прямо за машиной невесты. Но в любой момент дети могут преградить кортежу дорогу, чтобы потребовать выкуп. Чеченская свадьба – свадьба для всех. Выстрелы в воздух тоже присутствуют – считается, что это отгоняет злых духов.

На свадьбу не принято приглашать гостей – все желающие могут сами явиться на праздник, поэтому чеченские свадьбы всегда масштабные и шумные.

Но при этом близкие невесты на празднике не присутствуют – считается, что для них это грустный день, и он символизирует прощание с одной семьей и соединение с новой. Сама невеста также должна быть печальна на свадьбе. Кроме того, в течение всего дня она стоит в углу, не ест и не пьет прилюдно. Периодически невесту отводят в отдельную комнату, где она может поесть, чтобы с новыми силами вернуться на свое место.

Что интересно, жених тоже не показывается на свадьбе, а празднует со своими друзьями в другом месте. На свадьбе же пьют и веселятся остальные гости, конечно же, много танцуют, в том числе и лезгинку. Во время танцев, кстати, часто завязываются знакомства девушек и молодых людей.

Также на чеченской свадьбе есть традиция, когда мужчины подходят к невесте и пытаются ее разговорить, предлагая деньги за возможность испить воды из чаши, которую она держит в руках. Если невесту устраивает сумма – мужчина может выпить воды, а если нет – торг продолжается. Деньги за такой обычай зачастую отдают свекрови.

Виктория сощенко,
совладелица компании Florist Gump и компании BLT

Сейчас столичные национальные свадьбы проводятся с минимальным сохранением старых обрядов. Одной из важных традиций на мусульманских свадьбах остается сватовство, когда родственники жениха приходят просить руки невесты. Раньше они всегда приходили домой к невесте, а теперь часто это мероприятие устраивают в ресторане. Осталась традиция дарить подарки – сладости и украшения для невесты и ее родственников. Вообще, это большой праздник и часто программа на этом мероприятии не хуже, чем на свадьбе.

Те свадьбы, которые делают в Москве, проводят в больших красивых банкетных залах и обычно это общее торжество – европейское по формату. Приглашают и артистов русской и западной эстрады, и национальные коллективы. Конечно, всегда танцуют лезгинку.

Чаще всего молодые танцуют национальный танец в костюмах, и это очень красиво. Жених и невеста не пьют алкоголь и должны себя вести очень скромно, активно радоваться считается неприличным.

Еще есть нюанс с платьем невесты – плечи и руки должны быть закрыты хотя бы до локтей, иначе невесту посчитают одетой очень вызывающе. Часто платья шьют на заказ, либо выбирают дизайнеров с восточными корнями. Состоятельные кавказские невесты предпочитают платья Zuhair Murad и Elie Saab.

Самый строгий стол у евреев. Если свадьба кошерная, то еда на столе – это целая история! Если стол мясной, то нельзя ставить ничего молочного, даже сыр или соус со сливками. Исключается свинина, есть определенные требования к самим продуктам и способу их приготовления. За этим должен следить раввин, который будет находиться на кухне. Также нельзя ставить живые цветы на стол. Зато в остальном еврейские свадьбы очень простые, красивые, веселые, и все танцуют и зажигают много часов подряд.

Армянская свадьба

На протяжении многих веков армяне сумели сохранить свое истинное духовное богатство – религию, культуру и национальные многовековые традиции, которые соблюдаются ими вне зависимости от своего местонахождения. Армянские свадьбы являются тому ярким примером.

Помолвка.

Один из важнейших этапов армянской свадьбы — ншандрек (помолвка). Семья жениха собирается в доме невесты с ценными подарками и обручальным кольцом. Родители жениха ставят на стол коньяк, если родители невесты его открывают, значит, они дают свое согласие и благословляют союз молодых.

Участники свадьбы.

До свадьбы невестой и женихом назначаются арснакур (подруга невесты, у армян – незамужняя сестра) и азапбаши (друг жениха, у армян – неженатый брат). Родители выбирают кавора и каворакин (крестный отец и крестная мать жениха и невесты, обычно это муж и жена, близкие одной из сторон).

Фото: Альберт Буниатян

День свадьбы. Сборы невесты.

Оказавшись во дворе дома невесты, сторона жениха сообщает о своем приезде громкой музыкой и танцами. Родственники жениха танцуют с подносами и корзинами, в которых находятся подарки, фрукты и сладости. В это время идут сборы невесты, которую одевает замужняя родственница, у которой первенец – сын. Одевание невесты сопровождается песнями. После того как невеста надела свадебное платье, каворакин крутит фату над ее головой 7 раз, чтобы жизнь у новой семьи была счастливой. Невесте обувь обычно надевает брат и кладет туда деньги, чтобы в новую жизнь она вступала обеспеченной и приносила своему мужу только благополучие.

Венчание и свадьба.

Традиционно армянские свадьбы предусматривают обряд венчания в церкви. Во время венчания невеста дает обещание быть покорной женой для своего мужа, а жених, в свою очередь, обещает быть опорой для своей будущей жены. По церковным обычаям во время церемонии над головой молодоженов крестные держат короны.

При выходе из церкви новобрачные отпускают в небо голубей как символ любви и мира.

Фото: Рубен Папоян

Свадебную делегацию встречает мать жениха, она кладет на плечи молодых лаваш и кормит с ложечки медом, чтобы жизнь их была сладкой и благополучной. Затем молодоженов осыпают конфетами и изюмом для достатка.

Перед тем как зайти домой, жених и невеста разбивают тарелки и переступают через ее осколки. Чем больше осколков, тем более счастливой и длинной будет их совместная жизнь.

К концу торжества, молодожены передают неженатым и незамужним гостям таросики – маленькие декоративные сувениры, которые принесут им благополучие и скорую свадьбу.

Красное яблоко.

На следующий день после свадьбы в знак невинности невесты ее матери посылают красные яблоки, сладости и бутылку коньяка.

Еврейская свадьба

Еврейские свадьбы очень традиционны и всегда проходят по одному и тому же сценарию. Различаться они могут только в деталях, в зависимости от того, к какому сообществу относятся молодожены.

Фото: Pinterest

Обряд бракосочетания совершается под хупой – свадебным балдахином. Хупа представляет собой четырехугольный кусок светлой ткани на четырех шестах и символизирует дом, создающийся бракосочетанием этой пары, отсутствие стен – гостеприимство открытого дома и напоминание о хрупкости всего в жизни и возможных ветрах-невзгодах, а также то, что главное в доме – живущие в нем люди, а не вещи. Шесты могут быть на земле, на помосте или возвышении, либо их могут держать четверо гостей посильнее (друзей/родственников). Ставится хупа обычно под открытым небом, но можно и в помещении. Хупа – настолько основообразующая традиция, что это слово – практически синоним свадьбы. К хупе невесту и жениха (порознь) торжественно ведет «свита», обычно родители. Либо каждая пара родителей свое чадо, либо мамы сопровождают невесту, а отцы – жениха.

До начала свадебной церемонии жених закрывает лицо невесты фатой. Предположительно, в память о том, как закрыла лицо библейская Ревекка, встретив Исаака. Закрывает лицо фатой именно жених, памятуя, как Иаков женился на Лее вмес­то Рахили, так как лицо невесты было скрыто вуалью, то есть, чтобы точно не ошибиться. Невеста обходит жениха семь раз – это означает создание дома, очага, символизирует завершенность, так как число «7» в библейской традиции означает совершенство, некую законченность. Невеста становится возле жениха, рядом родители.

Фото: Pinterest

Начинается церемония, которую проводит раввин. Жених надевает невесте на указательный палец простое гладкое кольцо стоимостью не меньше самой мелкой серебряной монетки эпохи Талмуда, о чем раввин, скорее всего, пошутит, и повторяет за раввином формулу бракосочетания. «Вот ты посвящаешься мне этим кольцом по обычаю Моисея и Израиля». После чего раввин или особо уважаемые гости произносят семь благословений. Обязательно зачитывается традиционный брачный договор – ктуба. В нем говорится, что муж обещает любить, уважать и кормить жену, а в случае развода выплатить ей энную сумму. Ктубу подписывают заранее два свидетеля. Оформление ктубы – тоже ритуал, проходит до, собственно, хупы. Ктуба может представлять собой красиво оформленный манускрипт. Потом жених и невеста отпивают вино из бокала и жених разбивает его или раздавливает правой ногой, произнося: «Если забуду тебя, о Иерусалим…», – в память о разрушенном Иерусалимском храме. Поскольку грусть всегда соседствует с весельем, все кричат «Мазл тов» (Счастливой судьбы), поют и танцуют. Танцы с подниманием на стуле сейчас уже необязательная часть веселья в честь новобрачных. Хотя во многих диаспорах до сих пор соблюдается. Вообще, веселить невесту – это неизменная часть праздника, так что даже самые суровые старцы пускаются в пляс. Конечно, ортодоксальные свадьбы отличаются от более светских свадеб. Поэтому в каждом сообществе свои традиции и обряды.

Дагестанская свадьба

Говорить непосредственно о дагестанских свадебных традициях – в корне неправильно. В самой многонациональной республике у каждого народа есть свои нюансы празднования свадьбы. Аварцы, лезгины, даргинцы – у каждой национальности есть как общие традиции, так и принципиально разные.

Фото: Загид Рамазанов

Сегодня во многих семьях в Дагестане все еще принято совершать сговор между родителями жениха и невесты. Но решение о свадьбе все равно остается за молодыми людьми.

Традиционно у невесты должно быть две подруги на свадьбе – замужняя, которая сможет поделиться опытом, особенно, что касается семейной жизни и первой брачной ночи, и незамужняя.

На улицах Дагестана все еще можно услышать выстрелы при встрече молодых, направляющихся на свадебный банкет. А дети на улице часто останавливают вереницу красиво украшенных машин, чтобы выпросить конфеты или деньги.

Фото: Кемран Ширалиев

Интересная традиция, которая жива и по сей день, – проверка жены приготовлением хинкала (национального блюда) сразу после свадьбы. Муж и его друзья могут прийти в дом молодоженов и попросить жену приготовить хинкал и, если жена хорошая, то и блюдо приготовит правильное.

До сих пор многие свадьбы делят на мужскую часть и женскую, хоть теперь их проводят в один день. Сначала происходит празднование с гостями невесты, затем – жениха. При этом на банкете жених с невестой сидят отдельно от гостей на пьедестале, а столы поделены на «мужские» и «женские».

На свадебном банкете преобладают национальные блюда: хинкал, курзе, чуду и т. д. И, конечно, у каждой народности свои способы приготовления этих блюд.

Конечно, ни одна свадьба в Дагестане не обходится без лезгинки, причем у каждой национальности она своя. Девушек на танец приглашают с помощью цветка – просто подойти и пригласить ее никак нельзя. Цветок передается между гос­тями свадьбы, таким образом, в центре зала всегда есть танцующие пары.

Фото: Загид Рамазанов

Когда танцует невеста, на нее обязательно бросают деньги (бумажные, ни в коем случае не монеты). Затем подруги их собирают и передают невесте.

Помимо танца жениха с невестой, традиционным считается танец подруги невесты и друга жениха.

В Дагестане принято дарить на свадьбу деньги. За отдельным столом на торжестве сидит человек с коробкой, который собирает деньги гостей и записывает суммы и имена в специальную книгу – учет ведется точный.

Моя большая лакская свадьба

Тамари, 25 лет

«Вообще, свадьба проходит в несколько этапов, среди которых сватовство, или же помолвка, которое может проходить как небольшая свадьба. У меня были приглашены только близкие – всего 80 человек. На помолвку обычно дарят невесте золотые украшения, а до свадьбы жених обновляет гардероб невесты. В моем случае мне просто подарили деньги, на которые я и купила себе одежду, обувь, сумки, шубу. Свадьба проходила в два дня, сначала играли мои родители, где были в основном мои родственники, потом его. Всего приглашенных гостей было около 500 – это нормально для лакцев».

Leave a Comment