Новоспасский Монастырь В Москве

Новоспасский монастырь в Москве на Крестьянской площади

Кратко о Новоспасском монастыре – описание для туристов и паломников

Адрес: Москва, Крестьянская площадь, д. 10
Проезд: ст. метро "Пролетарская", "Крестьянская Застава"

Новоспасский монастырь – один из самых красивых уголков Москвы со счастливой судьбой, который, не смотря на многие смутные периоды российской истории, устоял и сохранил весь прекрасный ансамбль древних храмов.

История Новоспасского монастыря в Москве

Строительство Новоспасского мужского монастыря началось на Крутицком холме у берега Москвы-реки в 1490 году по велению Великого князя Московского Ивана III, и предназначался он для переезда братии Спасского монастыря, основанного в XIII веке князем Даниилом Московским и располагавшегося на территории московского Кремля. Новое место, выбранное для переезда монастыря, имело большое стратегическое значение для защиты южных рубежей Москвы. В последующие годы монастырь не раз преграждал путь татарским набегам, а в XVII веке успешно выдержал осаду польских интервентов.

С момента восшествия на российский престол династии Романовых Новоспасский монастырь оказался в привилегированном положении.

Новоспасский монастырь

Благосклонность царской династии была связана с тем, что в обители находилась усыпальница рода Романовых. Благодаря опеке российских монархов, делавших щедрые пожертвования, Новоспасский монастырь превратился в один из прекрасных памятников русского зодчества. Однако, не смотря на славную историю, репрессии советской власти не обошли его стороной. В 1918 году Новоспасский мужской монастырь был закрыт, а его территорию стали использовать в качестве исправительно-трудового лагеря, просуществовавшего до 1935 года. В 1935 году большую часть монастырских строений передали хозяйственному управлению НКВД, а часть переоборудовали под коммунальное жильё. Счастливым годом в судьбе монастыря стал 1968, когда было принято решение реорганизовать его в Музей истории и современной практики реставрационного дела в СССР. – Начались реставрационные работы, затянувшиеся на долгие 20 лет. Но до открытия музея так и не дошло, в 1991 году его целиком передали РПЦ. И с этого момента в обители начала вновь возрождаться монашеская жизнь.

Достопримечательности и храмы Новоспасского монастыря

В настоящий момент архитектурный ансамбль Новоспасского монастыря включает:

  • Преображенский собор (годы строительства: 1645—1649)
  • Покровская церковь (1673–1675)
  • Храм иконы Божией Матери «Знамение» (1793–1795)
  • Стены и башни монастыря (1640—1642)
  • Надвратная колокольня с церковью Сергия Радонежского (1759–1785)
  • Никольская церковь (1652)
  • Часовня 300-летия дома Романовых (1913)
  • Братские корпуса (1640–1644)
  • Палаты патриарха Филарета (1620–1640)

В 1998 году на территории монастыря была установлена полная копия памятного креста, стоявшего в Кремле на месте убийства Великого князя Сергея Александровича, а в 2013 году был установлен памятник «Четырёхсотлетие избрания на царство династии Романовых».

И, конечно, знакомство с Новоспасским монастырём в Москве будет не полным без посещения усыпальницы Романовых. К сожалению, в смутные послереволюционные годы усыпальница Романовых подверглась варварскому разгрому. Однако в конце 1990-х годов она была воссоздана вместе с находившимся в ней храмом в честь преподобного Романа Сладкопевца. Хотя, конечно, большая часть гробниц была утрачена безвозвратно.

Если продолжить тему утрат Новоспасского монастыря, то стоит также упомянуть о монастырском некрополе, от которого не осталось и следа, и об иконе «Чудотворный Нерукотворный образ Спасителя». С 1917 года местонахождение этой иконы неизвестно. Сейчас в Преображенском соборе находится сохранившийся список с чудотворного образа.

Однако в настоящий момент наиболее известная икона Новоспасского монастыря – это «Всецарица». Чтобы помолиться у этой иконы, многие верующие специально едут с самых отдалённых окраин. – А дело в том, что чудотворная икона Божией Матери «Всецарица», хранящаяся на Афоне в Ватопедском монастыре, считается способной исцелять от рака. И специально для Новоспасского монастыря в Москве монахами Ватопеда в 1997 году был изготовлен точный её список. Икона «Всецарица» Новоспасского монастыря ныне также почитается, как чудотворная, к которой обращаются за исцелением от онкологических заболеваний.

С 2011 года в стенах обители работает музей истории Новоспасского монастыря. Записаться на экскурсию можно в экскурсионной службе, которая работает с 10:00 до 17:30.

Как доехать в Новоспасский монастырь в Москве

Если посмотреть, где находится Новоспасский монастырь на карте Москвы, то очевидно, что ближайшими станциями метро к нему являются «Пролетарская» и «Крестьянская застава». Чтобы попасть от метро в Новоспасский монастырь, придётся пройтись пешком вдоль 3-го Крутицкого переулка до Крестьянской площади, где и находится монастырь. Весь недолгий маршрут займёт чуть более 5 минут.

Гостиницы недалеко от Новоспасского монастыря в Москве

Отель рядом с Новоспасским монастырём найти не составит труда. Правда, в большинстве случаев ближайшие гостиницы достаточно дорогие. Если хочется жить поблизости, но лишних денег нет, то стоит обратить внимание на хостелы. Благо, что хостелы в районе Новоспасского монастыря имеются в достаточном количестве. Ну а самая ближайшая к монастырю гостиница – это Холидей Инн Симоновский. Расположена эта гостиница буквально напротив, через дорогу.

Бронировать отель около Новоспасского монастыря онлайн

2. Гостиница Свиссотель (Swissotel) Красные Холмы

Удалённость отеля: 1.0 км

Как добраться от гостиницы Свиссотель (Swissotel) Красные Холмы до Новоспасского монастыря

Гостиница Свиссотель Красные Холмы находится на Космодамианской набережной на противоположном берегу Москвы-реки от Новоспасского монастыря. И чтобы дойти от отеля до святой обители, надо пройти вдоль набережной до Новоспасского моста, сразу за которым и находится монастырь. Весь маршрут вдоль Москвы-реки займёт около 20 минут.Подробная информация о гостинице и цены >>

История

13-15 века

Монастырь, посвященный имени Спасителя, стал первой иноческой обителью города Москвы. Он был основан в 13-м веке святым благоверным Князем Даниилом, сыном святого Александра Невского, на месте занимаемом теперь Даниловским монастырем. Но недолго был Спасский монастырь на этом месте. Всего несколько десятилетий. Сын святого Даниила благочестивый Иоанн Калита, ставший великим князем в 1328 году, пожелал видеть вблизи своего дворца иноческую обитель и по благословению митрополита Феогноста в 1330 году перенес монастырь на Кремлевский Боровицкий холм к церкви Преображения Господня.

Через год вместо деревянного был сооружен и торжественно освящен каменный храм Преображения Господня. В это же время сооружены и другие необходимые для монастыря здания. Кроме того, известно, что при Спасской обители был устроен приют, где бедные и убогие получали пищу и кров.

Во все время существования на старом месте Спасский монастырь был местом постоянного богомолья великого князя и его семейства. В Спасском монастыре находили приют приезжавшие в Москву по делам своих епархий епископы.

В период княжения Иоанна Третьего наступает время нововведений в жизни России. Деревянные здания стали заменяться каменными палатами и теремами. В Москве появляются иностранные зодчие. Как полагают, по инициативе супруги Иоанна Третьего Софии Полеолог начата обширная постройка великокняжеского дворца. Спасский монастырь оказался стесненным в плотном окружении появившихся дворцовых зданий. Великий князь решил перенести монастырь на другое место, на так называемый Васильевский стан на берегу Москвы — реки.

По своему новому положению Спасский монастырь стал называться Новоспасским или монастырем Спаса на Новом.

15-17 века

В 1491 году Иоанн Третий заложил соборный храм в честь Преображения Господня, а в 1496 — освящен.

Почти со времени основания Новоспасский монастырь становится местом погребения знатных боярских родов, преимущественно Романовых. В 1497 или 1498 годах был погребен один из предков Романовых Василий Юрьевич Захарьин.

При Иоанне Грозном Новоспасский монастырь был обращен в крепость и явился сторожевым военным пунктом, защищавшим дорогу в Москву.

С 1640 по 1642 годы уже со вступлением на престол царя Михаила Федоровича Романова монастырь был обнесен каменной оградой с бойницами и башнями взамен прежней деревянной. Для построения таких обширных сооружений были вызваны каменщики, которые образовали слободу вблизи монастыря. После устройства каменной ограды Михаил Федорович возводит жилые каменные помещения и храм во имя Знамения Богоматери, родовой святыни бояр Романовых над местом погребения дядей царя: Василия, Александра, Михаила и Иоанна Никитичей. В это же время была устроена шатровая колокольня с храмом во имя св. Саввы Освященного.

Новоспасский монастырь в Москве на Крестьянской площади

В последние годы своего царствования Михаил Федорович приступил к постройке нынешнего Преображенского собора и Покровского храма.

В царствование Алексея Михайловича 19 сентября (ст. стиль) 1647 в монастырь был принесен нерукотворный образ Христа Спасителя из города Хлынова, нынешней Вятки, ознаменованный там чудесами.

Именно в это время цари стали посещать монастырь не только для поклонения гробам своих предков, но и для молитвенного обращения к этой святыни. Образ исчез с приходом в монастырь большевиков.

В 17-ом веке в монастыре были устроены застенки и затворы для преступников и разного рода еретиков. В 1618 году сюда бы прислан и преподобный Дионисий, знаменитый защитник России в годы лихолетья, настоятель Троице-Сергиевой Лавры. Своими врагами он был оклеветан как мнимый еретик и заключен в Новоспасский монастырь, где его морили голодом и дымом.

Усердие к Новоспасскому монастырю имел царь Феодор Алексеевич, особенно после погребения здесь любимой тетки Ирины Михайловны. Царь считал своим долгом бывать в сей обители, и по примеру отца и деда собственноручно раздавать милостыню настоятелю, келарю и братии обители. Посещали Новоспасский монастырь и царевна София, а также Петр и Иоанн Алексеевич.

18-19 века

С конца правления Петра Первого начинается постепенный упадок Новоспасского монастыря. Лишь Елизавета Петровна имела благоволение к Новоспасскому монастырю, который часто посещала. В 1737 и 1747 во время сильных пожаров в Москве значительно пострадал и монастырь. В 1764 году при Екатерине Второй последовала известная секуляризация церковного имущества, монастырь лишился всех своих поместий, а значит и доходов. Число обитателей заметно сократилось. Во время эпидемии чумы в 1771 году Новоспасский монастырь явился и карантином, куда стекались жители со всей Москвы.

Тяжелым испытанием для монастыря стало нашествие Наполеона. Сначала обитель подверглась разрушению от неприятеля, а затем от вспыхнувшего пожара. Известно, что перед бегством французы вырыли ямы под собором, чтобы взорвать его. Но не успели. С уходом неприятеля монастырские храмы были вновь отремонтированы и освящены. С начала 50-ых годов 19-го века и до конца 70-ых настоятелем монастыря был архимандрит Агапит Введенский — известный в то время аскет и друг святителя митрополита Московского Филарета. Управление этого настоятеля замечательно тем, что им был поднят дух иночества, на что и обращалось им исключительное внимание, так что Новоспасский монастырь являлся образцом в этом отношении для других штатных монастырей.

20 век

В 1913 году — в год 300-летия дома Романовых — Новоспасский монастырь посещает Император Николай Второй. 26 мая 1913 года Государь изволил благодарить за стройное и красивое пение народный хор монастыря, который исполнил юбилейные кантаты и тропарь Феодоровской иконе Божьей Матери — покровительнице царственной фамилии.

В те годы Новоспасский монастырь, расположенный на окраине Москвы, становится центром религиозно-нравстенного просвещения населения. На фоне всеобщего охлаждения к вере в обители проводились миссионерские занятия, обучение неграмотных; многочисленным было и организованное при монастыре Общество церковного пения и трезвости. Число молящихся значительно возросло — по воскресным и праздничным дням храмы монастыря не могли вместить всех желающих.

В 1918 году Новоспасский монастырь был закрыт. К осени здесь уже действовал концентрационный лагерь. Святое место стало местом смерти и тюремного заключения. В первые годы здесь находилась женская тюрьма, затем "исправительно-трудовой лагерь" для уголовников и политических заключенных. В 1930-е годы начался новый этап разорения древней обители. Был уничтожен знаменитый некогда монастырский некрополь, занимавший 2/3 территории обители, и где покоились видные деятели Государства Российского и Церкви. В 1935 году территория монастыря передана в ведение хозяйственного управления НКВД. В соборном храме разместили архив НКВД Московской области, в Никольском — склад конфискованной мебели и картофелехранилище, остальные пригодные помещения были переоборудованы и заселены. И все же поруганный и оскверненный, превращенный в место пыток и смерти, монастырь продолжал напоминать о великой Руси, ее славной истории и преданности христианству. Тогда было решено его взорвать. Но помешало этому начавшаяся Великая Отечественная война.

В 1950-е годы безо всякого внешнего воздействия рухнул щит с лозунгом "Дома культуры вместо монастырей", висевший над входом в усыпальницу бояр Романовых. В результате открылся чудесный мозаичный образ Спасителя Нерукотворного. Через десять лет началось выселение жильцов и различных учреждений из монастырских помещений. В 1967 году в результате открытого письма Павла Корина был закрыт медвытрезвитель в Знаменском храме. В 1968 году на территории обители создается "Музей истории и современной практики реставрационного дела в СССР". Тогда же начались реставрационные работы, продолжавшиеся более 20 лет. В основном они касались внешнего облика некоторых зданий. Внутри же расположились объединения "Союзреставрация" и ВНИИ реставрации с их художественно-производственными мастерскими.

4 декабря 1990 года Новоспасский монастырь возвращен Московской Патриархии. Это решение было принято в день празднования Введения Пресвятой Богородицы во храм. Спустя ровно 500 лет после закладки каменного Спасо-Преображенского собора в монастыре вновь затеплилась молитва.

23 марта 1991 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго в главном храме была отслужена первая Божественная Литургия.

Постановлением Святейшего Патриарха и священного Синода монастырю был присвоен статус Ставропигиального, на должность наместника был назначен архимандрит Алексий (Фролов) (ныне — архиепископ Орехово-Зуевский — викарий Святейшего Патриарха).

Молитвами и трудами братии и прихожан стал восстанавливаться и внешний облик монастыря. До настоящего времени ведутся реставрационные работы, благоустраивается территория, украшаются храмы.

Новоспасский монастырь в Москве на Пролетарке

Новоспасский ставропигиальный мужской монастырьСтраница монастыряРусская Православная Церковь, Ставропигиальные монастыри

  • Ставропигия:да
  • Тип монастыря:мужской
  • Статус:действующий
  • Язык богослужений:церковнославянский
  • Расписание богослужений (общее кратко):17.00 — вечерня и утреня, 7.00 — полунощница, 8.00 — часы, Литургия. В воскр. дни, в храмовые и двунадесятые праздники совершаются 2 Литургии: 7.00 — в храме прп. Романа Сладкопевца и в 9.00 — в Преображенском храме (летн. период) или в Покровском храме (зимн. период). Накануне с 17.00 совершается всенощное бдение. Ежедневно, после Литургии совершается заупокойная лития и молебен перед чудотворной иконой «Всецарица» (кроме двунадесятых и храмовых праздников). В периоды между постами на молебне «Всецарице» по воскресным дням служится акафист Божией Матери в честь этой Её иконы. Акафист перед Нерукотворенным образом Спасителя (летн. период) или Покрову Божией Матери (зимн. период) служится на богослужении в воскр. вечером (кроме праздн. богослужений)
  • Наместник:Епископ Воскресенский Савва, викарий Московской епархии
  • Престольные праздники:
  • Спаса Нерукотворного — Август 29
  • Святыни:Иконостас XVIII в. с иконами XVII в., остатки чтимого образа Спасителя, чудотворная икона Божией Матери «Всецарица» – список с чудотворного образа со Святой Горы Афон, Смоленская икона Божией Матери — вклад матери царя Михаила Феодоровича инокини Марфы, частицы мощей прп. Серафима Саровского, ап. и еванг. Марка, свт. Иоанна Златоуста, прмц. Елисаветы Феодоровны и др. угодников Божиих, частицы мощей двух египетских святых первых веков христианства — Паисия Великого и Порфирия Лампаксийского.
  • Краткая историческая справка:Монастырь был основан св. блгв. кн. Даниилом Московским, сыном св. Александра Невского, на месте, ныне занимаемом Свято-Даниловым монастырём, вблизи Серпуховской заставы. Монастырь был перенесён вел. кн. Иоанном III на так называемый Васильевский стан на берегу Москвы-реки и получил название «Новоспасский». Особенно почитался российскими государями из династии Романовых как место погребения их предков. Настоятелями в разные периоды истории монастыря были: свт.

    Новоспасский Мужской Монастырь

    Иов, первый Патриарх Московский и всея Руси, Патриарх Никон, Патриарх Питирим, свт. Филарет, митр. Московский и Коломенский и другие достойные иерархи и священнослужители РПЦ. Монастырь закрыли в 1918 г., В 1991 г. Новоспасский монастырь возвращён РПЦ.

  • Июль 2007 г.

    Продолжаю знакомство с московскими монастырями. От Таганской площади направляюсь по улице Большие Каменщики (забавное название!). Останавливается машина, из нее выпрыгивает человек – и ко мне: "Как на Курский вокзал проехать?" А я, хоть и недавно Москву познаю, именно это как раз себе вполне отчетливо представляю. С видом заправского фокусника достаю из сумки атлас автомобильных дорог, чтобы доходчивей все объяснить… Но фокус не удался – увидев у меня в руках карту, человек презрительно бросил: "Спасибо, не надо!" – прыгнул в машину и был таков… Видимо, надо было не выпендриваться, а пальцем показать…

    Озадаченный, подхожу к монастырю. Потрясающей красоты колокольня сразу заставляет забыть о недоразумениях.

    Оказывается, такие колокольни были практически типовыми: во второй половине XVIII века ими решили повсеместно украсить монастырские ворота.

    Адрес, схема проезда

    (Прежние, обычно шатровые, строились внутри стен.) Несмотря на то, что колокольни исполнялись разными архитекторами, единство замысла видно невооруженным взглядом.

    Для примера: колокольня Покровского монастыря (направимся туда позже).

    Сегодня мне определенно везло на странных странников – девчонка, сидевшая рядом на скамеечке и одетая как типичная богомолица (длинная бесформенная юбка, грубая обувь, мамина кофта и вылинявшая косынка), вдруг рассмеялась гаденьким смехом: "Девчонки идут в церковь с крашеными волосами! Думают, им это поможет… Хи-хи-хи!" Аж мурашки по телу!

    Поспешил укрыться за монастырскими стенами.

    Обитель основал в 1490 году великий князь Иван III на новом месте (по отношению к старому Спасскому монастырю в Кремле).

    В 1612 году у его стен Минин и Пожарский с воинством целовали крест, обещая положить свои головы за Россию. Почему именно здесь? Дело в том, что главный храм Москвы, Успенский собор, находился в Кремле, занятом поляками. И кафедральным собором Москвы временно стал Успенский собор на Крутицах, что напротив Новоспасского монастыря.

    Парадокс истории: Новоспасский монастырь был тогда родовой усыпальницей предков Романовых. И клятва была дана у могил Романовых в то время, когда еще никто не знал, что именно этот род вскоре станет во главе России.

    По понятным причинам при Романовых происходит возвышение монастыря.

    Михаил Федорович начал в Новоспасском "великую стройку" и поселил около него целой слободой дворцовых каменщиков (так вот почему так странно называлась та улица!).

    Были возведены мощные белокаменные стены. Иногда их строительство приписывают самому Федору Коню, что строил крепостную стену Белого Города. Однако ко времени сооружения стен Новоспасского монастыря мастеру должно было быть больше 90 лет…

    Тогда же начали строительство Спасо-Преображенского собора (завершен в 1645 году). В его подклете похоронены бояре Захарьины-Кошкины, предки царского дома Романовых, а также Ситцкие, Ярославские, Оболенские, Троекуровы, Трубецкие и др.

    При первых Романовых были построены еще три монастырских храма.

    Купол Знаменской церкви.

    Знаменскую церковь устроил Михаил Федорович над тем местом, где были погребены тела четырех бояр Романовых, пострадавших от Годунова (икона «Знамение» считалась покровительницей царского дома).

    Храм Покрова пресвятой Богородицы основали в память о патриархе Филарете.

    В 1652 году появился Никольский храм, устроенный над усыпальницей своих предков князем Яковом Черкасским, дальним родственником Романовых.

    Монастырь был закрыт в 1918 году, позже на его территории располагался концентрационный лагерь НКВД. С 1991 года Новоспасский вновь принадлежит православной церкви.

    Часовня.

    Начало ХХ века.

    В 1995 году здесь перезахоронили останки великого князя Сергея Александровича. Убитый в Кремле, он был упокоен в Чудовом монастыре, снесенном большевиками, но потом его могилу случайно обнаружили во время реставрационных работ. По сохранившемуся проекту Виктора Васнецова воссоздан и тот памятный крест, что воздвигла на месте гибели князя его вдова, великая княгиня Елизавета Федоровна, с надписью «Отче, отпусти им, не ведят бо, что творят».

    Еще одно интересное надгробие было воздвигнуто над могилой инокини Досифеи. Ее похоронили в феврале 1810 года у восточной стены. Говорят, под этим именем унесла с собой тайну своего происхождения принцесса Августа Тараканова. Кто она?

    Некая иностранка (кем она была на самом деле, исследователи не выяснили до сих пор) при Екатерине II объявила себя дочерью Елизаветы, внебрачной, естественно, и, соответственно, наследницей престола. Екатерина II уже немало времени и сил отдала борьбе с разными самозванцами и в этих делах имела некий опыт. Обманом заманила она княжну Тараканову (так называла себя эта особа) в Россию и упрятала в Петропавловскую крепость.

    К.Д. Флавицкий "Княжна Тараканова".

    Долгое время ходили слухи, что она умерла во время наводнения 1777 года (эту версию Флавицкий и изобразил), но на самом деле все гораздо прозаичнее – за два года до этого она скончалась от запущенной формы туберкулеза. Однако, не все так прозрачно даже в этой версии: если это так, кто же был похоронен у стены Новоспасского монастыря? Где кончается легенда и начинается правда?

    Для примирения двух версий было высказано предположение, что Досифея была настоящей Таракановой, а та, что умерла в Петропавловке, лишь использовала ее доброе имя… Действительно, свежо предание, да верится с трудом!

    Полезная информация и ссылки:

    Новоспасский мужской ставропигиальный монастырь
    Адрес: Москва, Крестьянская пл., 10
    ст. м. "Крестьянская застава"
    Тел.: (495) 676-95-70
    E-mail: info@spasnanovom.ru
    Сайт: novospasskiymon.ru

    Прогулка по итальянскому городу Ливорно. Душещипательная история о похищении княжны Таракановой.

    Другие монастыри Москвы:

    Рождественский монастырь.

    Андреевский монастырь.

    Даниловский монастырь.

    Высоко-Петровский монастырь.

    Новодевичий монастырь.

    Leave a Comment