Одесса оперный театр

МартАпрель

Телефон тех. поддержки при оформлении билетов на сайте +38 (048) 740 51 47 (ежедневно с 09:00 до 19:00); e-mail: ctk@plaske.ua

Касса театра работает с 11:00 до 19:30 (тех. перерыв – с 15:00 до 15:30). Выходной – понедельник. За час до начала представления (с 17:30 до 18:30 – вечернего и с 11:00 и до 12:00 – дневного) билеты продаются только на текущий спектакль.

Тел. для справок: +38 (048) 780-15-09 (администратор – Сокоринский Олег Леонидович; с 11:00 до 18:00), 780-15-28
Бронирование билетов с последующим выкупом в кассе театра: +38 (048) 780-15-38.
Выходной день — понедельник.

Билеты на все спектакли и концерты — у титульного билетного оператора

При бронировании и приобретении билетов на сайте просим обратить внимание на следующее:

  1. Электронные билеты возврату и обмену не подлежат.
  2. Электронные билеты дают право на посещение спектакля так же, как и обычные билеты.
  3. Бронь сохраняется в течение 48 часов после заказа.
  4. Выкупить забронированные билеты можно исключительно в кассах, указанных в e-mail, подтверждающем резерв.

По вопросам приобретения билетов также обращайтесь:
«Пласке» (ЦТК) — тел. +38 (048) 740-51-47

УВАЖАЕМЫЕ ЗРИТЕЛИ!

  • Вход в театр разрешается за 45 минут до начала спектакля.
  • Вход в театр в спортивной и пляжной одежде, шортах, майках и вьетнамках ЗАПРЕЩЁН!
  • На вечерние спектакли допускаются дети от 7 лет при наличии отдельного билета.
  • Во время спектакля ЗАПРЕЩЕНО проводить фото-, видеосъемку, аудиозапись, вести прямую трансляцию.
  • Перед началом спектакля просьба выключать устройства мобильной связи.
  • После 3-го звонка вход в партер ЗАПРЕЩЕН!
  • В зрительный зал вход в верхней одежде, с цветами, с едой и напитками ЗАПРЕЩЕН!

Администрация театра оставляет за собой право замены спектаклей.

5 пт 18 30 Премьера

Мадам Баттерфляй

Джакомо Пуччини
Опера исполняется с одним антрактом
(исполняется с одним антрактом)
Длительность: 2 часа 50 минут

6 сб 18 30 Премьера

Джакомо Пуччини
Опера исполняется с одним антрактом
(исполняется с одним антрактом)
Длительность: 2 часа 50 минут

7 вс 12 00

Белоснежка и семь гномов

Эдуард Колмановский
Музыкальная опера- сказка для детей в 2-х действиях
(с одним антрактом)
Длительность: 1 ч. 40 мин.
Исполняется на русском языке

18 30

Лебединое озеро

Петр Чайковский
Балет в 2-х действиях
(с одним антрактом)
Длительность: 2 ч. 40 мин.

11 чт 18 30

Баядерка

Людвиг Минкус
Балет в 3-х действиях
(исполняется с 2-мя антрактами)
Длительность: 2 ч. 30 мин.

12 пт 18 30

Музыка любви

13 сб 18 30

Турандот

Джакомо Пуччини
Опера в 3-х действиях
(с двумя антрактами)
Режиссерская версия Кристиана фон Гётcа
Длительность: 2 ч.30мин.
Исполняется на итальянском языке

14 вс 12 00 К 80-летию Детской хореографической школы г.Одессы

Гала-концерт

II Международного хореографического конкурса «Балетные сезоны в Одессе» памяти заслуженной артистки Украины Э.Караваевой.
Исполняется без антракта
Длительность: 2 часа
Исполняется под фонограмму

18 30

Спящая красавица

Петр Чайковский
Балет в 3 действиях
(с одним антрактом)
Длительность: 2 часа 40 минут

17 ср 18 30

Маскарад

Арам Хачатурян
Балет в 3 действиях
(с одним антрактом)
Длительность: 1ч. 40 мин.

18 чт 18 30 К юбилею заслуженной артистки Украины Надежды Шакун

Иоланта

Петр Чайковский
Опера в 2-х действиях
(с одним антрактом)
Длительность: 2 ч.
Исполняется на русском языке

19 пт 18 30

Севильский цирюльник

Джоаккино Россини
Опера в 2-х действиях
(с двумя антрактами)
Длительность: 2 ч. 50 мин.
Исполняется на итальянском языке

20 сб 12 00

Русалочка (Балетная студия С.Антиповой)

Музыка композиторов XVIII — XX вв.
Балет для детей в 2 действиях
(Исполняется с 1-м антрактом)
Продолжительность: 1 ч. 30 мин.
Исполняется под фонограмму

18 30

Кармен

Жорж Бизе
Опера в 4-х действиях
(с двумя антрактами)
Длительность: 3 ч. 30 мин.
Исполняется на французском языке

21 вс 16 00 Премьера

Джакомо Пуччини
Опера исполняется с одним антрактом
(исполняется с одним антрактом)
Длительность: 2 часа 50 минут

Интерьер Одесского Оперного театра

Великолепный Одесский оперный театр — настоящая жемчужина архитектуры. Он производит неизгладимое впечатление и по праву считается одним из красивейших оперных театров мира.

Одесский оперный театр

Но самая красивая часть здания — это зрительный зал. Зал, как и внутренний интерьер театра, соответствует лозунгу: «Золотой форме — золотое содержание».

Часть 1. Первый городской театр Одессы
Часть 2. Одесский Оперный театр
Часть 3. Одесский Оперный театр. Интерьеры
Часть 4. Крыша Одесского Оперного театра
Часть 5. Одесский и Венский оперные театры

Первое, что видит зритель, вошедший в театр — парадная лестница.

Лестница в Одесском оперном театре

Вестибюль с английской стороны театра

Напомню, что английской называется сторона театра, обращенная к Английскому клубу и скверу с фонтаном.

Вестибюль с английской стороны театра

Лестница, ведущая к ложам бельэтажа

Лестница, ведущая к ложам бельэтажа

Скульптура на лестнице Одесского оперного театра

Фойе с проходами к ложам первого яруса, и лестницей, ведущей к ложам второго яруса

Кстати, именно в этом фойе снималась сцена Марлезонского балета из фильма «Д’Артаньян и три мушкетера».

Лестница, ведущая к ложам второго яруса

Фойе, повторяющее изгиб зрительного зала

Гардероб в фойе одного из ярусов

Гардероб в фойе одного из ярусов

А теперь пройдем в зрительный зал. В Одесском оперном театре для зрителей предусмотрены места в партере, ложах бенуара, бельэтажа, первого и второго ярусов, амфитеатре, а также на галерке.

Зрительный зал Одесского оперного театра

Зрительный зал Одесского оперного театра выполнен в стиле Людовика XVI — рококо. Все внутри создано в гармонии друг с другом: купола, колонны, арки, скульптуры, барельефы, свечи и подсвечники, много позолоты, очень красиво сочетающейся с белым, бежевым и тёплым кремовым цветом стен и потолков.

Зрительный зал украшен в стиле французского рококо

Потолок зала украшают четыре медальона с картинами Франсуа Лефлера, изображающие сцены из произведений Шекспира «Гамлет», «Сон в летнюю ночь», «Зимняя сказка» и «Как вам это понравится».

Зрительный зал с галерки

И как финальный аккорд — огромная роскошная люстра. В ней, переливаясь всеми цветами радуги, сверкают сотни хрусталиков. Высота этого хрустального чуда 9 метров, диаметр 4 метра, а вес около 2,5 тонн.

Центральное место на потолке занимает огромная хрустальная люстра

Зрительный зал так же, как и фойе, лестницы и вестибюли, украшен лепниной, орнаментами с позолотой, красным бархатом и деревом.

Зрительный зал Одесского оперного театра

Сиденья и ложи обиты тёмно-красным бархатом, зеркала в золочёных фигурных оправах. В сочетании с прекрасной музыкой это просто восторг! Кроме того, зал обладает уникальной акустикой — шепот, произнесенный на сцене, слышен во всех его уголках.

Зрительный зал Одесского оперного театра

После первого визита в Одесский оперный театр великий Федор Шаляпин написал своей жене: «… Был в театре и пришёл в дикий восторг от красоты театра. Я никогда в жизни не видел ничего красивее».

Зрительный зал Одесского оперного театра

«Зрительный зал поражает небывалой в Одессе роскошью и красотой отделки лож. Во всем зале снизу и до потолка включительно преобладают бархат, сатин, позолота. При великолепном освещении все это блещет, горит, сияет», — писал «Новороссийский телеграф».

Зрительный зал Одесского оперного театра

Пожалуй, ни в одном театре нет изготовленного с таким вкусом занавеса, эскиз которого создал крупнейший театральный художник А. Головин. Занавеса было два — на первом, до реставрации, Ф. Лефлер написал картину по мотивам сказки А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

Вид на сцену

Но как и любой другой театр, Одесский оперный по-настоящему оживает только во время спектаклей, когда зал заполняется зрителями.

А на сцену выходят лучшие артисты.

И каждый зритель получает возможность прикоснуться к искусству. Разве это не прекрасно?

Одесский оперный театр

В каждом городе есть свой символ. Символ — это место, куда первым делом ведут туристов, символ — это объект, который изображают на открытках и магнитах, символ это место, куда приезжают фотографироваться молодожены. В Одессе, основанной и построенной европейцами, и внезапно разбогатевшей в начале девятнадцатого века, символом стал театр.

Первый одесский театр был открыт в 1810 году, но уже в 1873, к несчастью, сгорел. Но богатая и полная знатными людьми Одесса не собиралась мириться с таким положением дел — уже в 1887 году был построен новый театр, сохранившийся до наших дней.

(51 фото)

Источник

3. Новое здание было построено по проекту известных венских архитекторов Фердинанда Фельнера и Германа Гельмера, построивших в Европе около пятидесяти театров.

4. Прототипом одесскому театру, возведенному в стиле венского барокко, послужила дрезденская опера.

5. Проект Фельнера и Гельмера не был доработан в деталях, к тому же, архитекторы не приезжали в Одессу во время строительства, поэтому многое переосмыслили и дополнили одесские архитекторы Александр Бернардацци, Феликс Гонсировский и Юрий Дмитренко.

6. Реализация проекта обошлась в колоссальные полтора миллиона рублей, но здание театра оснастили по последнему слову техники: впервые в Новороссийском крае были применены электрическое освещение и паровое отопление.

7. Сторона театра, смотрящая на английский клуб, называется английской.

8. А та сторона, которая обращена на Пале-Рояль, называется французской.

9. Первые два этажа, украшенные только колоннами тосканского ордера, создают ощущение фундаментальности и стойкости, а третий, ажурный и утонченный этаж, создает общее впечатление легкости, стройности и изящества здания.

10. «Одесский театр лучший в мире!», — так отреагировал соавтор проекта, Фердинанд Фельнер, увидев здание воочию по приезду в Одессу после окончания строительства. Я с ним абсолютно согласен.

Новый театр моментально стал культурным центром города, излюбленным местом богатых сословий Одессы, и, кроме того, пользовался небывалой популярностью среди артистов с мировыми именами. На его сцене пели Федор Шаляпин, Энрико Карузо, Титта Руффо, Луиза Тетрацини, танцевали Анна Павлова, Екатерина Гельцер и Айседора Дункан, дерижировали Чайковский, Римский-Корсаков и Рахманинов.

Но, несмотря на любовь всемирно известных артистов и горожан, судьба театра не была простой.

В 1925 году в здании возник пожар, который уничтожил сцену и повредил зрительный зал. Спустя год театр был восстановлен, но уже через 40 лет потребовалась его полная реставрация, которая была произведена на выделенные из всесоюзного бюджета четыре миллиона рублей. Но и это помогло ненадолго — уже к середине девяностых годов двадцатого века здание пришло в катастрофическое состояние. Причина подобных проблем кроется в оседании породы, подлегающей под театром. В городе заговорили о том, что театр медленно, но верно «сползает» к морю, и вскоре мы его не увидим. К счастью, подобные слухи оказались преждевременными. В 2007 году завершилась долгосрочная реставрация, в ходе которой фундамент здания был укреплен сваями, произведена установка современных систем кондиционирования, пожарной сигнализации, электрообеспечения, произведена полная реставрация фасада и внутренних помещений.

11. Система кондиционирования воздуха.

12. Красно-зеленые устройства это плунжеры, позволяющие поднимать и опускать сцену.

13. Электрощитовые.

14. Закулисье. Справа — белый железобетонный экран, отсекающий зрительный зал от внутренних помещений. Подобный экран в театре установили после пожара 1925 года.

15. Декорации одного из спектаклей.

16. Одна из самых высоких точек театра — место над сценой.

Конечно, технические детали и закулисье скрыты от глаз театрального зрителя.

17. Зайдя в театр, он видит совсем иное.

18. Вестибюль с английской стороны театра.

20. Лестница, ведущая к ложам бельэтажа.

23. Фойе с проходами к ложам первого яруса, и лестницей, ведущей к ложам второго яруса. Именно здесь снималась сцена Марлезонского балета из фильма «Д’Артаньян и три мушкетёра».

25. Фойе, повторяющее изгиб зрительного зала.

26. Гардероб в фойе одного из ярусов.

27. Конечно же, отдельного внимания заслуживает роскошно убранный зрительный зал.

28. В Одесском оперном для зрителей предусмотрены места в партере, ложах бенуара, бельэтажа, первого и второго ярусов, амфитеатре, а также на галерке.

29. Архитектура зрительного зала выдержана в стиле французского рококо.

30. Потолок зала украшают четыре медальона с картинами Франсуа Лефлера, изображающие сцены из произведений Шекспира «Гамлет», «Сон в летнюю ночь», «Зимняя сказка» и «Как вам это понравится».

31. А его центральное место занимает огромная хрустальная люстра.

32. Зрительный зал, так же, как и фойе, лестницы и вестибюли, украшен лепниной, орнаментами с позолотой, красным бархатом и деревом.

33. Кроме того, зал обладает уникальной акустикой — шепот, произнесенный на сцене, слышен во всех его уголках.

34. После первого визита в Одесский оперный театр великий Федор Шаляпин написал своей жене: «… Был в театре и пришёл в дикий восторг от красоты театра. Я никогда в жизни не видел ничего красивее».

36. Но как и любой другой театр, Одесский оперный по-настоящему оживает только во время спектаклей, когда зал заполняется зрителями.

37. А на сцену выходят лучшие артисты.

38. И каждый зритель получает возможность прикоснуться к искусству.

39. Разве это не прекрасно?

В виде маленького бонуса мы поднимемся на крышу театра.

40. Скульптура над главным входом, покровительница искусства Мельпомена в колеснице, запряженной четырьмя пантерами, является наглядным изображением аллегории «лишь сила искусства способна покорить звериную дикость»

42. На балюстраде по всему периметру театра расположены шестнадцать не повторяющихся скульптур младенцев-амуров.

43. Купол театра.

45. Улица Ришельевская.

46. Слева направо: улица Ланжероновская, дом Василия Васильевича Навроцкого, статуи на балюстраде театра.

47. Дом Василия Васильевича Навроцкого, владельца, редактора и издателя популярнейшей некогда газеты «Одесский листок».

48. На переднем плане — здания в переулке Чайковского, на заднем — Одесский залив.

49. Ланжероновская улица, переходящая в одноименный спуск, Одесский порт.

50. Фонтан перед зданием театра, некогда Английский клуб, ныне реставрирующийся музей морского флота.

51. Театр является наглядным примером того, как выглядит ухоженная и приведенная в порядок Одесса.

Одесса, опера, символ, театр, Украина

Архитектура Одессы

История Оперного театра. 1873—1917

Оперный театр
История
Первый Городской театр:
— От строительства до пожара
Новый Городской театр:
— Дореволюционный период
— Советский довоенный период
— Период Великой Отечественной войны
— Советский послевоенный и постсоветский периоды
Галерея советских послевоенных открыток
Изображения театра на предметах обихода советского периода
Прототипы и конструктивные аналоги
Театры Г. Гельмера и Ф. Фельнера
Хронология
Архитектура
Фасады:
— Часть 1
— Часть 2
Интерьеры:
— Зрительный зал
— Парадные лестницы
— Центральный вестибюль
— Фойе
— Дополнительные лестницы
— Служебный вестибюль
Театральный сад

Конкурс на лучший проект нового Городского театра, объявленный муниципалитетом под влиянием общественности, длился несколько лет, в течении которых было представлено более 40 проектов отечественных и зарубежных мастеров. Среди работ одесских архитекторов наиболее интересной была признана работа А. О. Бернардацци. Впоследствии все они были отклонены и утвержден внеконкурсный проект молодых на ту пору венских архитекторов Фердинанда Фельнера (1847-1916) и Германа Гельмера (1849-1919). Знаменитое в Европе архитектурное бюро «Felner&Helmer» было плодом их тесного и долговременного сотрудничества.

Тип здания:

  • театр
  • общественное сооружение
  • зрелищное сооружение

Стиль:

  • эклектика
  • барокко
  • ренессанс
  • рококо

Архитекторы и даты строительных работ:

  • Г. Гельмер, Ф. Фельнер (Архитектурное бюро «Felner&Helmer») (конкурсный проект, утвержденный проект), нач. 1880-х г.г., 1882
  • Ф. В. Гонсиоровский, Ю. М. Дмитренко, А. О. Бернардацци (доработка проекта, строительство), 1884-1887
  • С. А. Ландесман (ремонтные работы), 1917-1919
  • А. В. Щусев (восстановление после пожара, проект), 1926
  • инж. Н. А. Давыдов (восстановление после пожара, реализация подготовленного проекта), 1926-1927
  • В. И. Кундерт (ремонтно-восстановительные работы), 1942
  • Н. А. Шаповаленко, Н. Ф. Евангелиди, инж. И. И. Корнет, инж. Р. И. Ясинский (реставрация, реконструкция, модернизация, укрепление фундамента), 1964-1967,
  • Н. А. Дыховичная и инж. Э. Н. Быков (Киев, реставрационный отдел), инж. В. И. Снисаренко и Ю. А. Катруца (Киев, общестроительный отдел) (реставрация, усиление конструкций, строительство подстанции), 1996-2007

Скульпторы:

  • Ф. Фридль, Ф. Натали (эскизные, скульптурные работы)
  • Л. Стрикциус (лепные работы)
  • Ф. Этель

Художники:

  • Ф. Лефлер (росписи в интерьерах),
  • А. Котт

Дата строительства:

  • 1884-1887.

Статус:

  • памятник архитектуры и истории национального значения.

Современная функция:

  • Одесский национальный академический театр оперы и балета .

Второй адрес:

  • Ланжероновская, 6

Конкурсный проект нового Городского театра, предложенный А. О. Бернардацци

Всего по проектам бюро «Felner&Helmer» было построено 48 европейских театров, среди которых одесский был 13-м по хронологии, что породило среди жителей города немало суеверных толков. «Театральные закройщики» Европы, фирма Фельнера и Гельмера не создавала типовых проектов и не разрабатывала единых стандартов для их составления, каждый возведенный ими театр был уникален, хотя в некоторых случаях возводились очень схожие между собой строения. Немаловажен был и тот факт, что знаменитым австрийцам часто удавалось минимизировать затраты по смете, не жертвуя уровнем импозантности возводимого сооружения, ввиду чего постройка всех 48 театров потребовала приблизительно столько же средств, сколько возведение парижской Гранд Опера (Опера Гарнье).

Г. Гельмер и Ф. Фельнер

На территории Украины по проекту Фельнера и Гельмера построен еще один театр — в Черновцах, с которым связан достаточно курьезный случай. Проект черновицкого театра, оказался достаточно дорогим для городской казны, и пока горожане собирали средства, Гельмер и Фельнер продали его другому городу — Фюрту в Баварии. Поэтому черновицкий театр имеет своего брата-близнеца в Германии — оба театра действительно очень тяжело различить внешне. Благодаря пожертвованиям меценатов и состоятельных горожан, в 1905 году город получил великолепный театр, построенный в рекордные сроки — за 14 месяцев. Однако проект, создававшийся именно для Черновцов и реализованный в итоге в Фюрте, из соображений придания черновицкому театру индивидуальности, пришлось спешно перерабатывать с изменением отдельных элементов и деталей фасада.Интересно, что этот проект во многом наследовал черты театра в Клуж-Напоке (Румыния).

Среди без малого полусотни театральных зданий Гельмера и Фельнера наибольшую известность получили театры в Вене («Volkstheater», «Stadttheater» и др.), Зальцбурге, Граце, Софии, Загребе, Праге, Аугсбурге, Берлине («Theater Unter den Linden»), Майнце, Дармштадте, Сегеде, Торуне, Братиславе, Тимишоаре, Цюрихе, Брно и других крупных городах Центральной и Восточной Европы. Разумеется, театр в Одессе занимает в этом списке одну из почетнейших позиций.

Следует отметить, что проект Фельнера и Гельмера, победил в конкурсе не только благодаря своим выдающимся инженерно-эстетическим качествам, но и стараниям графа М. М. Толстого (старшего), занимавшего должность директора прежнего Городского театра и впоследствии ставшего им во вновь отстроенном.

Проект нового Городского театра, представленный архитектурным бюро «Felner&Helmer»

Главный фасад (со стороны Ришельевской)

Тыльный фасад (со стороны переулка Чайковского)

Поэтажные планы из «Архитектурной энциклопедии» Г. В. Барановского

Утвержденный проект не был проработан в деталях, а сами зодчие в период строительства в Одессу не приезжали. Поэтому многое было пересмотрено и усовершенствованно местными архитекторами Ф. В. Гонсиоровским, А. О. Бернардацци и Ю. М. Дмитренко. Именно их художественному вкусу театр обязан своим неповторимым, уникальным обликом — различие между проектом австрийцев и его реализацией достаточно заметна, хотя общая концепция была оставлена прежней. Высокий двухярусный портал главного входа, увенчанный классическим треугольным фронтоном был выдвинут далеко за пределы основного объема в виде мощного ризалита, крыша которого впоследствии стала основанием для знаменитой скульптурной группы, изображающей Мельпомену, мчащуюся на колеснице, в которую запряжены четыре пантеры. С боковых стен сценической коробки исчезли аркатуры, отдельные фрагменты фасада были тщательно переработаны.

Проект нового Городского театра на этапе доработки

Боковой фасад (со стороны Театрального сада)

Продольный разрез

Поперечный разрез

Нельзя не отметить высочайший уровень решения задачи противопожарной безопасности, одно из обязательных условий муниципального конкурса — непростительно было бы допустить повторения трагедии, завершившей жизнь старого театра. Впрочем, несмотря на это, пожар в новом здании в будущем все же случился, однако, к счастью, столь деструктивных последствий не имел.

В отличие от старого здания Городского театра, новое задумывалось ориентированным главным фасадом к улице Ришельевской, то есть его продольная ось была строго перпендикулярна таковой у предыдущего сооружения. Новый театр проектировался не только как храм сценического искусства, но и как значимый градостроительный объект и главная доминанта в перспективе примыкающих и близлежащих улиц, откуда бы хорошо просматривался монументальный, динамичный силуэт постройки.

Общий схематический план, согласно окончательному варианту проекта нового Городского театра

С момента пожара до закладки первого камня в новый фундамент прошло почти 11 лет. Строительство велось подрядным способом из местных материалов. Несмотря на традиционную экономичность проектов Гельмера и Фельнера, на работы была потрачена колоссальная по тем временам сумма — 1,5 миллиона рублей, из которых 80% граф М. М. Толстой внес лично. Естественно, такие затраты общество воспринимало неоднозначно, и в газетах зачастую появлялись весьма нелестные статьи с предложениями, куда бы лучше направить эти деньги.

Иронические замечания и споры по поводу того, был ли необходим Одессе именно такой театр долгое время не умолкали и после окончания его строительства. Так, один из театральных критиков того времени писал: «Одесса мне напомнила промотавшегося помещика, который на последние деньги купил золотое блюдо и, назвав гостей, преподнес им на этом блюде корку черствого хлеба». А известный публицист Влас Дорошевич вообще предлагал поместить в газете объявление следующего содержания: «За ненадобностью продается совсем новенький, малодержаный театр на своз». На вырученные же деньги предлагалось построить театр менее чопорный, но более доступный.

Новый Городской театр в прессе времен строительства

Статья-обозрение в журнале «Зодчий», где упомянут театр

Окончательный проект нового Городского театра

Главный фасад (со стороны Ришельевской)

Общий план

Продольный разрез

16 сентября 1884 года осуществилась торжественная закладка нового театра, а 1 октября 1887 года считается датой окончания всех работ. Строители сдержали свое слово и выполнили обязательства в точно оговоренные сроки. Театр окончен день в день — 15 сентября 1887 года, а на 1 октября была назначена церемония закладки последнего камня. По специально разработанному сценарию она началась ровно в полдень.

Завершающий этап основного строительства театра до начала внутренних работ, 1885-1886 г.г.

«Одесский театр лучший в мире!», — воскликнул Фердинанд Фельнер, приехав в Одессу по случаю окончания строительства, и открыл торжество, вручив городскому голове Григорию Маразли позолоченный ключ от театра. Впоследствии он был помещен в металлический ящик и замурован у подножия зеркала на лестнице западного портика театра.

Г. Маразли и члены городского управления приветствовали многочисленных гостей. В зал был приглашен цвет одесского общества: представители военной администрации, иностранные консулы, профессура, врачи, учителя, выборные от мещанского и купеческого сословий.

Александр Головин, автор эскиза занавеса

Публика не скрывала восторга от увиденного, любуясь ранее небывалым по своему великолепию архитектурным творением. Прозвучал «Пролог» — историко-музыкальный экскурс в прошлое города, специально написанный к этому дню Григорием Лишиным, а драматическая труппа первого антрепренера обновленного театра И. Черепенникова показала сцену из драмы А. С. Пушкина «Борис Годунов» и третий акт комедии А. Грибоедова «Горе от ума». Парадный спектакль закончился поздней ночью, а вечером театр озарился множеством огней.
В те времена это было едва не единственное здание в городе, оборудованное электричеством.

«Пролог» Г. Лишина, обложка нотной тетради

В номере «Новороссийского телеграфа» за октябрь 1887 года более половины печатного объема занимает рассказ об одесском городском театре:

«Новый Городской театр построен на театральной площади, на месте сгоревшего театра… Наружный фасад театра приведен в стиль итальянского Возрождения…»

«По высоте здания архитектурно имеются три главных яруса: нижний, цокольный, заключающий в себе партер; второй, в котором помещаются бель-этаж и первый ярус; и третий, заключающий в себе второй ярус и галерею. Далее мы видим по фасаду полукруга с обеих сторон открытые балконы. Таких балконов на всем фасаде десять: восемь малых и два больших с тремя просветами каждый…К театру существуют три главных подъезда…»

«Потолок украшен замечательно изящной лепной работой и отделан золотом. Средняя часть потолка занята четырьмя картинами, чрезвычайно мастерски и художественно исполненными венским художником Лефлером. Сюжеты для картин взяты из четырех произведений великого английского драматурга В. Шекспира „Гамлет“, „Сон в летнюю ночь“, „Зимняя сказка“ и „Как вам это понравится“.

Сообщив эти сведения, критик из „Новороссийского телеграфа“ попутно замечал:

„Жаль только, что эти прекрасные картины по своим сюжетам будут непонятны большинству жителей. Неужели нельзя было подобрать сюжеты для картин из русских произведений или из русской оперы?“.

Театр на ранних одесских открытках

Театр в изобразительном искусстве

Акварель Сиднея Адамсона

В путеводителе по Одессе (1914 г.) Г. Москвич среди достоинств театра упоминает „прекрасное отопление и вентиляцию, которые поддерживают равномерную температуру не только зимою, но и летом. Наружный воздух пропускается предварительно мимо парусов, обдаваемых водой, которая в знойные дни охлаждается льдом, и затем, посредством нагнетательного вентилятора, приводимого в движение паровой машиной, воздух очищенный и согретый зимою или охлажденный летом, распространяется равномерно по всему театру“.

Театр со стороны Ришельевской на дореволюционных открытках

У Оперного театра

До 1919 года театр существовал как частное зрелищное учреждение, управлявшееся антрепренерами. Спустя 4 года после открытия нового здания антрепризу возглавил артист Императорских театров И. Н. Греков. Уже спустя год он решил включить в репертуар русскую оперу, и к постановке начали готовить «Демона» Антона Рубинштейна, а также «Пиковую даму» П. И. Чайковского.

Нередко знаменитый композитор приезжал в Одессу и, присутствуя на репетициях, лично давал советы исполнителям главных партий и дирижеру Н. Б. Эммануэлю.

Театр со стороны Ришельевской на дореволюционных фотографиях

Вид театра с Ришельевской, 1900-е г.г.

Также Чайковский рекомендовал в качестве главного дирижера Иосифа Прибика, который в 1894 году был принят на должность по конкурсу. Он был музыкальным руководителем одесской Оперы в течение сорока трех лет — до 1937 года. В советские годы Прибик одним из первых получил звание заслуженного, а затем и народного артиста Украины и звание Героя труда.

С первых лет существования новый театр стал центром общественной и музыкальной жизни Одессы. Как отмечал в книге «60 лет в оперном театре» Николай Боголюбов, «…в театре ставились, чередуясь с русской драмой, итальянские оперные спектакли. И не было в Западной Европе ни одной знаменитой певицы или певца, которые не пели бы в Одесском оперном театре». На сцене театра пели Энрико Карузо, Федор Шаляпин, Леонид Собинов, Саломея Крушельницкая, Антонина Нежданова. Танцевали Анна Павлова, Айседора Дункан, Екатерина Гельцер. Концертировали Сергей Рахманинов и Александр Скрябин. Играли драматические актрисы Сара Бернар и Элеонора Дузе, итальянский трагик Эрнесто Росси. Дирижировали оркестром Петр Чайковский и Николай Римский-Корсаков, Антон Рубинштейн и Эдуард Направник, Антон Аренский, Александр Глазунов и многие другие.

Вид театра со стороны Ланжероновской и Театрального сада на дореволюционных открытках

Стереопара

Вид театра и Театрального сада с крыши Городской думы (Старой биржи)

Не оставлен был без внимания и балет. В труппу И. Я. Сетова, гастролировавшую в Одессе в 1889 году, входили итальянские артисты во главе с прима-балериной А. Белла; балетмейстер Д. Саракко поставил балеты «Сильвия» Делиба, «Эксцельсиор» Маренко, «Брама» Даль Арджине, «Эсмеральда». С середины 1890-х годов в театре ставились главным образом оперные спектакли. В антрепризе Салтыкова в качестве балетмейстера работал Ф. Нижинский, ставивший танцы во многих операх.

Вид театра со стороны Ланжероновской и Театрального сада на дореволюционных фотографиях

Вид театра со стороны Ланжероновской, фотохромный отпечаток из архива Библиотеки Конгресса

Эпоха расцвета театра пришлась на 1897 — 1900 годы, когда учреждением управлял певец и антрепренер Александр Сибиряков.

В Одессе гастролировали Луиза Тетрацини, Маттиа Баттистини, драматическая труппа Николая Соловцова. С 1903 года антрепризой руководила певица Мария Лубковская. В 1905 году она организовала гастроли выдающегося итальянского баритона Титта Руффо. Вместе с ним в ряде спектаклей — «Евгении Онегине», «Демоне» и других — арии исполняли итальянский тенор Джузеппе Ансельми и сопрано из Польши Янина Вайда-Королевич.

Сувенирные открытки

Коллажная открытка начала XX века

Постановщиком и исполнителем танцев в те годы был Фома (Томаш) Нижинский — отец всемирно известного танцовщика Вацлава Нижинского. Он создал балетные номера, в том числе для опер «Кармен» и «Жизнь за царя». В постановках участвовали в основном воспитанники Варшавской хореографической школы.

Служащие театра

В 1910-х гг. была организована постоянная балетная труппа, артисты которой участвовали и в танцевальных сценах опер и в одноактных балетах («Праздник Афродиты», 1916, и др.). Известностью пользовались балетмейстеры Люизинский, Р. Ремиславский, артисты Т. Р. и В. Р. Гамсахурдия, Е. А. Пушкина, В. Каросса.

Афиши дореволюционного периода

Использованная литература и архивы

  • «Зодчие Одессы». В. Пилявский
  • «Здания, сооружения, памятники Одессы и их Зодчие». В. Пилявский
  • Подробная история театра
  • Официальный сайт театра
  • Всемирная база данных по театральным зданиям и их истории
  • «Архитектурная Энциклопедия». Г. В. Барановский
  • Галерея исторических фотографий Одессы
  • Старая Одесса в фотографиях
  • В публикации использованы фотографии из архивов В. Дроздовского, Е. Волокина, компании «Инкор-Групп», различных семейных архивов, собраний Литературного и Краеведческого музеев, ОННБ им. Горького и т. д.

Авторы

  • Александр Левицкий, худрук, фотограф и колорист
  • Дмитрий Шаматажи, фотограф и составитель

Благодарности

  • Компании «Инкор-Групп» и лично Р. С. Тарпану — за содействие и помощь при сборе материала для данной статьи.

Одесский театр оперы и балета

История

Опера – практически ровесник Одессы. Спустя десяток лет после основания города, знаменитый градоначальник де Ришелье задумался о постройке первого культурного заведения. Логика легендарного Дюка была проста: «театр сильно влияет на привлечение жителей, а умножение жителей есть польза города».

Здание первого театра было построено в 1804-1810 годах (архитекторы Ф. Фраполли и Том де Томон) в классическом стиле. Первыми представлениями, которые увидели зрители, были опера Фрелиха «Новое семейство» и водевиль «Утешенная вдова». Посмотреть спектакли могли одновременно полторы тысячи человек: 800 мест располагалось в ложах на трех ярусах и в партере, кроме того, площадка партера была рассчитана на 700 стоячих мест. Надо отметить, что на тот момент самой Одессе было всего лишь двадцать лет!

Одесская опера быстро стала культурным центром Украины. Чтобы исправить недостатки планировки, сооружение неоднократно укреплялось и достраивалось. Последняя грандиозная перепланировка завершилась 31 декабря 1872 года, а в следующую ночь театр сгорел. Причиной послужила утечка газа, с помощью которого освещались часы над входом.

Для одесситов это событие стало настоящим ударом. Идея постройки новой оперы долго витала в воздухе и не находила реализации: к городским властям поступило около 40 проектов здания нового театра, но ни один из них не был одобрен. Тогда муниципалитет обратился к венским архитекторам В. Фельнеру и Г. Гельнеру, которые проектировали театры по всей Европе. Строительство по их проекту длилось с 1884 по 1887 годы. Сооружение осветили электрические лампочки – это было первое электрическое освещение в Одессе! Мало того, театр был оснащен первым в стране паровым отоплением.

В начале XX века театр именовался Городским. На его подмостках выступали знаменитые оперные певцы, а также императорские и королевские труппы из разных городов.

В 1926 году было присвоено звание «академический». Он не прекращал свою работу и в Великую Отечественную войну, поднимая боевой дух мирных жителей. Здание было покрыто маскировочной сеткой, чтобы его не увидели с воздуха. В конце войны немцы планировали его взорвать, и только наступление советских войск спасло его от этой участи. Именно на балконе оперного театра 10 апреля 1944 года было поднято знамя СССР, символизирующее освобождение Одессы от немецких захватчиков.

В 1967 году в опере была проведена первая реставрация, не принесшая ожидаемых результатов. Из-за просчетов в планировке фундамента сооружение, построенное на осадочных породах, «просело». Как итог, понадобилась еще одна реставрация. В день открытия театр получил статус Национального.

Ныне его репертуар насчитывает около 50 постановок, здесь проходят эстрадные и симфонические концерты (на сцене имеется встроенный орган), работает детская балетная школа.

Что посмотреть

Одесский Оперный Театр знаменит прежде всего своей архитектурой, а по своей планировке и по техническим данным не уступает лучшим в Европе. Само здание исполнено в стиле венского «барокко», который был основным в европейском искусстве с конца 16 и до середины 18 века. Над фасадом возвышается скульптурная группа, изображающая одну из муз — покровительницу искусства Мельпомену. Она сидит в колеснице, запряженной четырьмя разъяренными пантерами. Внизу, около центрального входа, на высоких постаментах установлены две скульптурные группы, олицетворяющие Комедию и Трагедию: слева — фрагмент трагедии Еврипида «Ипполит», справа — эпизод из комедии Аристофана «Птицы». По всему фронтону здания можно видеть бюсты гениальных творцов русской литературы и искусства: Пушкина, Глинки, Грибоедова, Гоголя, которые как бы олицетворяют поэзию, музыку, драму, и комедию.

Но самая красивая часть здания — это зрительный зал. Зал, как и внутренний интерьер Театра, соответствует лозунгу: «Золотой форме — золотое содержание».

Выполнен он в стиле Людовика 16 — «Роккоко». Все внутри создано в гармонии друг с другом: купола, колонны, арки, скульптуры, барельефы, свечи и подсвечники, много позолоты, очень красиво сочетающейся с белым, бежевым и тёплым кремовым цветом стен и потолков. На потолках росписи — сцены из известных произведений Шекспира. И как-бы возвышается над всем огромная роскошная хрустальная люстра, вес которой около 2-х с половиной тонн. Сиденья и ложи обиты тёмно-красным бархатом, зеркала в золочёных фигурных оправах. В сочетании с прекрасной музыкой это просто восторг!

Нижний этаж, партер и ложи бенуара, фойе в виде широкого, идущего полукругом коридора, перед ложами бенуара, богато украшенные лестницы.

Главный мотив орнамента — раковина в виде завитков различной формы. Рисунок орнамента нигде не повторяется.

«Зрительный зал поражает небывалой в Одессе роскошью и красотой отделки лож. Во всем зале снизу и до потолка включительно преобладают бархат, сатин, позолота. При великолепном освещении все это блещет, горит, сияет» — писал «Новороссийский телеграф».

Ведь для освещения театра была построена электростанция переменного тока, впервые электрические лампочки вспыхнули в Одессе в 1887 году, в день открытия театра.

Взгляд вошедшего в зал мягко скользит от почти суровой простоты бенуара к ложам бельэтажа, в оформлении которых уже больше «роскошности», от них — к наряженным ложам первого и второго ярусов.

Дальше изящная, почти воздушная аркада, опоясывающая галерею. И как финальный аккорд — хрустальная люстра.

Одна из главных достопримечательностей зала роскошным цветком сияет люстра, переливаясь всеми цветами радуги, сверкают сотни хрусталиков. Высота этого хрустального чуда 9 метров, диаметр 4 метра, а вес около 2,5 тонн.

Красиво оформлен и потолок зрительного зала. В основу его композиции положены четыре картины художника Лефлера в виде медальонов. На них изображены сцены из произведений Шекспира: «Гамлет», «Сон в летнюю ночь», «Зимняя сказка» и «Как вам это понравится».

Пожалуй, ни в одном театре нет изготовленного с таким вкусом занавеса, эскиз которого создал крупнейший театральный художник А. Головин. Занавеса было два — на первом, до реставрации, Ф. Лефлер написал картину по мотивам сказки А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

Площадь сцены 500 м², арьерсцены — 200 м², ширина портала 15 м, высота — 12 метров. Полы из мраморной крошки особого рисунка для каждого этажа.

Для освещения здания впервые в Одессе было применено электричество. Уникальная акустика позволяет доносить даже шепот со сцены в любой уголок зала. Театр имеет удобное планирование, большой зал на 1590 мест и широкие фойе, механизированную сцену.

Также имеется орган, трубы которого размещены над ложами второго яруса и при неиспользовании закрыты специальными шторами—жалюзи. Органный пульт передвижной и при необходимости устанавливается на сцене, тогда как обычно он находится за кулисами.

Перед авансценой находится оркестровая яма.

В 1971 году в театре был установлен орган фирмы «Ригер-Клосс». 3 тысячи труб расположены в ложах галереи.

22 сентября 2007 года состоялось торжественное открытие полностью отреставрированного Оперного театра. Был воссоздан его первоначальный вид (с 1964 г) как снаружи, так и изнутри.

Что немаловажно, посетить Одесский оперный театр, несмотря на дорогую роскошь интерьеров, доступно каждому. По состоянию на декарь 2008 г., цены на билеты составляют от 20 до 100 грн., если выступают не именитые артисты.

Репертуар Оперного Театра достаточно обширен, но среди самых известных и удачных постановок можно назвать следующие спектакли: «Кармен», «Травиата», «Трубадур», «Риголетто», «Запорожец за Дунаем», «Чио-Чио-Сан», «Наталка-Полтавка», «Жизель», «Щелкунчик», «Спящая красавица». На этих спектаклях зал обычно полон.

Рекомендуем и вам посетить этот Театр, полюбоваться его архитектурой, насладиться прекрасной музыкой и мастерским исполнением артистов, большинство из которых народные артисты Украины.

Практическая информация

Кассы театра открыты ежедневно кроме понедельника с 11.00 до 19.30.

Стоимость билетов от 10 до 300 грн.

Экскурсия по театру с посещением музейной экспозиции стоит 100 грн., расписание на официальном сайте: opera.odessa.ua (рус., укр., анг.)

Как добраться: маршруткой № 9, 117, 137, 145, 175, 220а, 221, 223, троллейбусом № 1, 9.

Leave a Comment