Одесский Оперный Театр Фото


Оперный театр

Внешний вид

Архитектурный облик одесского оперного театра был и остается иллюстрацией к тому, как удачно иногда бывает соединение искусства и богатства.В оформлении фасада и интерьеров театра сочетается несколько стилей. Здесь можно найти элементы итальянского ренессанса и венского барокко, классического барокко и рококо, но все стилевые компоненты органично связаны и создают целостную композицию.

Главный фасад театра имеет полуовальную форму с двумя боковыми флигелями, от которых начинаются роскошные лестницы. Лицевая часть здания разделена колоннами и пилястрами и оборудована балконами, в центре расположен узкий двухъярусный портал.

Парадная сторона театра выполнена в стиле венского барокко. Внешне сооружение состоит из трех этажей. Лоджии первых двух украшены лишь колоннами тосканского ордера. Эти этажи образуют единое целое и выглядят фундаментально, придавая строению статичный вид. Третий этаж более легкий, ажурный, с тщательной проработкой деталей. Благодаря многочисленным арочным лоджиям, колоннам и пилястрам ионического ордера он уравновешивает тяжесть нижних этажей. Дополнительные эффекты в архитектурный облик театра вносят утонченный портик и куполообразная крыша. В результате сооружение как будто парит над землей.

Над фасадом высится скульптурная группа, изображающая покровительницу театрального искусства музу Мельпомену в колеснице, запряженной четырьмя разъяренными пантерами (аллегория: лишь сила искусства способна покорить звериную дикость).

Венчают портик две скульптуры, воплощающие музыку и танец: слева – Орфей играет на кифаре кентавру, справа – муза танца Терпсихора обучает девочку своему искусству. На фронтоне портика римскими цифрами указаны несколько дат: в первой строке MDCCCLXXXIV-MDCCCLXXXVII – годы начала и окончания сооружения театра (1884 – 1887). Вторая строка содержит фразу «ardebat anno», что указывает на пожар 1925 года. Затем идет дата MCMLXVII (1967) и слово «restitutum» («восстановлен») как напоминание о реставрационных работах в театре.

Центральный вход украшают лепные воплощения комедии и трагедии. Слева изображен эпизод из трагедии Сенека «Федра» (основанной на первой редакции трагедии Эврипида «Ипполит»), справа – эпизод из комедии Аристофана «Птицы». На балюстраде здания расположены 16 фигурок путти (младенцев-амуров), каждая из которых уникальна и не повторяет остальные.

В круглых нишах верхнего этажа по фронтону здания установлены бюсты гениальных русских авторов – Александра Пушкина, Александра Грибоедова, Николая Гоголя и Михаила Глинки. Они олицетворяют то, во имя чего строился театр – поэзию, драму, комедию и музыку. Над скульптурами работали мастера Ф. Нетали, Ф. Фридль, Л. Стрицкиус и Ф. Этель.

12следующая

Оперный театр в Одессе — один из самых восхитительных и живописных театров оперы и балета на планете. Его великолепная архитектура в стиле Возрождения и барокко может посоревноваться по красоте со знаменитыми театрами в Дрездене, Вене или Будапеште. На грандиозной сцене театра свои удивительные произведения исполняли такие знаменитые композиторы, как Петр Ильич Чайковский, Сергей Васильевич Рахманинов, Николай Андреевич Римский-Корсаков.

 Интересные факты

В оперном театре в солнечной Одессе пели выдающиеся оперные исполнители: талантливейшая Соломия Крушельницкая, непревзойденный Федор Шаляпин, знаменитый Энрико Карузо, восхитительный Леонид Собинов и кружились в танце знаменитые танцовщицы — неподражаемая Айседора Дункан и потрясающая Анна Павлова.

Упоминания об Одесской опере есть в знаменитом романе Александра Сергеевича Пушкина "Евгений Онегин". Национальным банком Украины к 120-й годовщине театра были выпущены уникальные юбилейные моменты, а украинской почтой — специальное гашение конвертов, которые посвящены этой памятной дате. Американским финансово-экономическим журналом под названием "Forbes" одесская опера была включена в перечнь самых удивительных мест в Восточной Европе.

История и архитектура

Здание театра было построено в далеком 1810 году. Оно представляло собой белоснежное сооружение, похожее на древнейший храм. Однако через шестьдесят лет оно было уничтожено во время пожара.

Нынешнее сооружение было возведено в 1887 году в архитектурном стиле венское барокко. В то время оно стало первым помещениес Новороссийского края, которое специально было оснащено электричеством и отоплением на пару.

Зрительный зал театра является прекрасным образцом французского рококо. Зал имеет форму подковы, что позволяет сохранять мощную акустику и доводить со сцены даже тишайшие звуки во все уголки зала. В 2007 году была закончена масштабная реставрация здания. Центральную часть зала украшает огромная изящная люстра с обилием ажурных элементов.

Вверху фасада театра украшает восхитительные скульптуры, которые изображают музу Мельпомену, сидящую на колеснице. Мельпомена является покровительницей многогранного театрального искусства. На портике также видны 2 скульптуры, посвященные танцу и музыке.

Центральный вход в оперу украшен лепными изображениями трагедии ("Ипполит" авторства древнегреческого драматурга Еврипида) и комедии ( "Птицы" авторства древнегреческого "отца комедии" и комедиографа Аристофана). Балюстрада сооружения увенчана шестнадцатью фигурками маленьких ангелочков-амурчиков, каждая из которых абсолютна неповторима.

Оперный театр в Одессе сегодня

В репертуар одесского оперного театра входят такие великолепные постановки, как одноактный балет "Кармен-сюита", балеты Чайковского "Щелкунчик" и "Спящая красавица", фантастический балет француза Адольфа Адана "Жизель", балеты Джузеппе Верди "Риголетто" и "Травиата", балет по роману Мигеля Сервантеса "Дон Кихот" и многие другие. В настоящее время экскурсии по зданию театра не проводят. Войти на спектакль можно только по предварительно приобретенным билетам.

Современное техническое оснащение одесской оперы соответствует европейским стандартам.

Сайт allcastle.info не настроен

Здесь работают кондиционеры, художественное освещение управляется электронным регулятором, режиссерский пульт полностью автоматизирован, сцена — на компьютерном управлении, действует сложная система безопасности от пожаров.

Важная информация

Адрес: переулок Чайковского, 1.

Как добраться: одесскими маршрутными такси под номерами 9, 137, 117, 223 или троллейбусами номер 1 или 9.

Время работы театральных касс: с 11.00 до 19.00, выходной день — понедельник (в продажу билеты поступают за десять дней до показа).

Стоимость билетов: от 20 до 200 гривен.

Где покушать

В живописном сквере напротив оперного театра в Одессе находится ресторан японской кухни "Кобе" с уютной атмосферой и профессиональным сервисом (улица Ланжероновская, 10).

Где остановиться

Из гостиниц Одессы, расположенных рядом с оперным театром, обратите внимание на гостиницу "Екатерина II", в которой номер эконом-класса стоит всего 350 гривен. Для ценителей отдыха в апартаментах более подойдут Апартаменты "Юг Одесса на улице Екатериненская" (460 гривен в сутки).

Оперный театр в Одессе поражает своей изысканностью, императорским величием, простотой и восхитительной архитектурой. Его по праву называют неповторимой европейской жемчужиной, которую, несомненно, должен посетить каждый гость солнечного города Одессы. Здесь вы не только насладитесь умиляющей и радующей слух музыкой, но и значительно обогатите свой внутренней мир духовной долей искусства.

Одесский национальный академический театр оперы и балета — первый театр в Одессе по времени постройки, значению и известности. Первое здание было открыто в 1810 и сгорело в 1873 году. Современное здание построено в 1887 году архитекторами Фельнером и Гельмером в стиле нового венского барокко. Интерьер зрительного зала стилизован под архитектуру позднего французского рококо. Уникальная акустика подковообразного зала позволяет доносить даже шёпот со сцены в любой уголок зала. Полная реставрация здания театра была завершена в 2007 году. В театре дирижировали П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов, пели Фёдор Шаляпин, Саломея Крушельницкая, Леонид Собинов, танцевали Анна Павлова и Айседора Дункан. Александр Пушкин упоминает Одесский театр в романе «Евгений Онегин». Журнал «Forbes» включил одесский театр в список самых необыкновенных достопримечательностей Восточной Европы.

Театральная Одесса ведёт свою историю практически с момента основания города. Театр оперы и балета по праву можно назвать старейшиной среди целого ряда его культурных учреждений. Одесса получила право строить театр в 1804 году (став третьим городом с театром в Российской империи), а в 1809 году он был уже возведён. Автором этого проекта был известный французский архитектор Тома де Томон, автор ряда зданий в Петербурге. Именно это здание посещал А. С. Пушкин во время своего пребывания в Одессе в 1823-24 годах.
10 февраля 1810 года состоялось торжественное открытие. Первым представлением были одноактная опера Фрелиха «Новое Семейство» и водевиль «Утешенная вдова» русской труппы П. Фортунатова.
Здание располагалось несколько выше современного театра, ближе к скверу Пале-Рояль, и воспринималось как памятник молодому городу. Архитектура здания была выдержана в классическом стиле, с портиком коринфского ордера и фронтоном, обращённым к зданию тогдашнего английского клуба (ныне Музей Морского флота Украины). Театр вмещал 800 зрителей, по примеру старых итальянских театров 17 лож располагались на трёх ярусах, в партере было всего 44 кресла. Ещё 700 зрителей наблюдали за постановками, стоя в партере.
Для исправления недостатков здания театра производились неоднократные перестройки: в 1820—1822, 1831—1833, 1836, 1857 и 1872 годах. В результате этих перестроек по оси колонн появилась каменная стена, что позволило увеличить пространство фойе. Со стороны Ришельевской улицы был пристроен одноэтажный каменный вестибюль. Работы по последней переделке здания окончились 31 декабря 1872 года, а в ночь на 2 января 1873 театр полностью сгорел из-за возгорания газового рожка, освещающего часы в ночное время. В театре ночевали люди, но никто из них не пострадал.
Создать проект нового городского театра было предложено венским архитекторам Фердинанду Фельнеру (нем. Ferdinand Fellner) и Герману Гельмеру (нем. Herman Helmer), по проектам которых были построены театры во многих городах Австро-Венгрии (Вене, Зальцбурге, Загребе и др.) Проект был готов в 1882 году. Образцом послужила возведённая четырьмя годами раньше Дрезденская Опера архитектора Готфрида Земпера, с нетрадиционной формой фойе, повторявшего изгиб зрительного зала. Прошло почти одиннадцать лет с момента пожара до закладки первого камня в основание здания нового театра. Работы велись подрядным способом из местных строительных материалов (в основном, популярного одесского известняка — ракушечника). Новый театр открылся 1 октября 1887 года.
В марте 1925 года возник пожар, в результате которого полностью сгорела сцена и пострадал зал. В сжатые сроки театр был восстановлен и уже через год возобновил спектакли. Сцена получила новое техническое оборудование, были установлены два железобетонных занавеса, отсекающие при необходимости сцену от зрительного зала и служебных помещений.
Во время Великой Отечественной войны фашисты планировали взорвать здание театра при отступлении, но, к счастью, этого не произошло. Как свидетельствует надпись на мемориальной доске, именно на балконе театра 10 апреля 1944 г. было поднято знамя освобождения города Одессы от гитлеровских захватчиков.
В 1926 году театру было присвоено звание «Академический». 31 августа 2007 года указом Президента Украины № 807/2007 Одесскому академическому театру оперы и балета присвоен статус «Национального».

Изначально театр не имел постоянной труппы. Для постановок приглашались известные российские и иностранные артисты: в 1836 году московский танцор К. Ф. Богданов с дочерьми (балеты «Сильфида», «Пахита»), в 1853 году балерина Е. И. Андреянова с группой артистов Большого театра (балеты «Своенравная жена», «Катарина или Дочь разбойника», «Эсмеральда» и другие), в 1889 году итальянские артисты во главе с прима-балериной А. Белла (балеты «Сильвия», «Эксцельсиор», «Брама» — балетмейстер Д. Саракко). В Западной Европе не было ни одной знаменитой певицы или певца, которые не пели бы в Одесском оперном театре.
Организаторами оперных сезонов были антрепренёры. Первым антрепренёром Одесского городского театра был И. И. Черепенников. Театр был отдан ему безвозмездно на два года с условием проволить оперные спектакли. Черепенников пригласил в Одессу итальянскую труппу.
Второй антрепренёр, Иосиф Яковлевич Сетгофер, также пригласил итальянских певцов: Дамерини, Прево, Боронат, Арамбуро, Броджи, а также знаменитую балерину В.

одесский оперный театр фото

Цукки.
С 1891 года антрепризу в театре держал артист Императорских театров И. Н. Греков. Одним из первых он решил дать в Одессе русскую оперу. В сезоне 1892—1893 годов включили оперу «Демон» и начали готовить «Пиковую даму». Постановка «Пиковой дамы» совпала с приездом П. И. Чайковского в Одессу. Находясь в зале театра, Чайковский делал замечания, давал советы исполнителям главных партий, а также дирижёру Н. Б. Эммануэлю, готовившему премьеру оперы, которая прошла с большим успехом. В 1893 году Чайковский рекомендовал И. В. Прибика, и в следующем году дирижёр был принят по конкурсу в качестве главного дирижёра одесского Городского театра. И. В. Прибик сорок три года бессменно был главным, почётным дирижёром одесского Городского театра. Он в числе первых в стране получил звание заслуженного, а затем и народного артиста Украины, героя труда.
В сезоне 1899 года в Одессе гастролировали Ф. Шаляпин и Л. Собинов, супруги Фигнер и выдающийся баритон Л. Яковлев. В конце XIX столетия прошли выступления одесского скрипача А. П. Фидельмана, авторские концерты С. Рахманинова и А. Скрябина, концерты оркестра Берлинского филармонического общества под управлением А. Никиша, гастроли Яна Кубелика и Оскара Недбала. Ряд симфонических концертов прошёл с участием А. К. Глазунова, Ф. М. Блуменфельда и И. В. Прибика. С 1897 по 1900 годы при антрепренёре А. И. Сибирякове театр пережил пору наивысшего расцвета. На сцене пели Тетрацини, Баттистини, Саммарно, гастролировала драматическая труппа Н. Н. Соловцова. С 1903 года антрепризу взяла в свои руки известная певица М. Лубковская — в 1905 году она организовала гастроли Титта Руффо. В ряде спектаклей — «Евгений Онегин», «Демон» и др. — вместе с Титта Руффо пели итальянский певец Д. Ансельми и певица Я. Вайда-Королевич.
В 1900-х годах на одесской оперной сцене постановка «Ивана Сусанина», «Князя Игоря», «Царской невесты», «Мазепы» свидетельствует о расцвете русской оперы в Одессе. Яркими артистами одесской оперной сцены в это время были выдающиеся исполнители П. И. Цесевич, А. Л. Каченовский, С. С. Залевский, Л. Я. Липковская, П. Л. Карпова и др.
В 1910-х годах была организована постоянная труппа. Известностью пользовались балетмейстеры Люизинский, Ремиславский, артисты Т. Р. и В. Р. Гамсахурдия, Е. А. Пушкина, В. Каросса. В 1920-х годах при театре были организованы хореографические школы под руководством Е. А. Пушкиной и Р. Ремиславского, выпускники которых играли на сцене театра.
В сезоне 1919—1920 гг. в Одесский оперный театр был приглашён режиссёр В. А. Лосский. За короткое время им были осуществлены постановки опер «Хованщина», «Руслан и Людмила», «Аида», «Кармен», «Богема», «Иоланта».
В 1923 году балетный коллектив одесского театра возглавил известный балетмейстер Р. И. Баланотти. Поставленный им балет П. И. Чайковского «Лебединое озеро» (премьера состоялась 7 декабря 1923 года) положил начало истории одесского балета. Дирижировал спектаклем М. Крамер, партии исполняли: Одетта-Одилия — Е. А. Пушкина, принц Зигфрид — П. Павлов и Р. Баланотти, Ротбарт — Смоляр. За период 1923—1925 годов были созданы постановки балетов «Конёк-Горбунок» и «Коппелия». Неординарной постановкой Р. Баланотти и дирижёра Н. А. Гольдмана стал балет «Корсар». Среди заметных балерин того времени можно упомянуть Д. Алидорт.
Очень плодотворным в театре оказался 1930 год, когда балетную труппу возглавил М. Моисеев. Поставленный им балет Б. Яновского «Ференджи» стал очень популярным.
В 1940 году балетный коллектив возглавил Вахтанг Вронский. Его работа над героико-романтическим балетом К. Ф. Данькевича «Лилея» стала значимым событием в балетном искусстве.
В годы Великой Отечественной войны и оккупации Одессы румынскими захватчиками ряд артистов театра сражались в частях Красной армии или выступали с концертами в составе театральных фронтовых бригад. Часть труппы была эвакуирована из Одессы, была объединена с днепропетровским коллективом и работала в Красноярске. Там давались спектакли «Евгений Онегин», «Наталка Полтавка», «Лебединое озеро», «Бахчисарайский фонтан».

Информация

  • Страна: Украина
  • Город: Одесса
  • Тип здания: театр
  • Архитектурный стиль: венское барокко
  • Автор проекта: Ф. Фельнер и Г. Гельмер
  • Архитектор: Фельнер и Гельмер
  • Строительство: 1884 — 1 октября 1887

Leave a Comment