Опера в киеве

Содержание

Киевский театр оперы и балета имени Т. Шевченко

Национальный академический театр оперы и балета Украины имени Т. Шевченко — музыкальный театр в Киеве, Украина. Третий по старшинству оперный театр на Украине после Одесского и Львовского оперных театров.
Национальная опера Украины (Киевский оперный театр)Постоянная оперная труппа была организована в Киеве в 1867 году и стала, наряду с театрами Москвы и Петербурга, одной из лучших в Российской империи. Толчком к созданию постоянно действующего театра стали успешные гастроли итальянских оперных трупп в 1865 — 1866 гг. в Киеве. Труппа работала в помещении Городского театра, называемого «русской оперой», построенного в 1856 году по проекту российского архитектора И.В.Штрома. Первый сезон был открыт оперой Верстовского «Аскольдова могила». Вскоре в театре были поставлены оперы «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила» М. Глинки, на премьеры опер «Опричник» (1874), «Евгений Онегин» (1889) и «Пиковая дама» (1890) приезжал П.И. Чайковский, в 1893 в театр приезжал С.В. Рахманинов на премьеру оперы «Алеко», а в 1895 — Римский-Корсаков на премьеру «Снегурочки». В разные годы солистами театра были: Пётр Иванович Словцов, Нина Павловна Кошиц, Мария Куренко и другие.
Появлению нового оперного театра предшествовало печальное событие: в феврале 1896 года, после утреннего показа оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского, в одной из гримерных произошел пожар. Огонь распространился молниеносно и полностью уничтожил здание старого Городского театра. Как ни странно, но тогда это был не исключительный случай, только за два года (1889-1891) в Европе и Америке сгорело 22 театральные помещения.
После этого был объявлен конкурс на проект нового здания. В нем приняли участие более двадцати архитекторов из России, Германии, Франции, Италии. 25 февраля 1897 жюри объявило результаты конкурса. Лучшим был признан проект российского архитектора Виктора Александровича Шретера, который перестраивал и фасад Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Сооружение нового здания на месте старого театра началось в 1898 году.
Зал оперного театра включал партер, амфитеатр, бельэтаж и четыре яруса, которые вмещают около 1650 зрителей (в партере 384 места), общая кубатура театра — почти 100 000 куб.м, площадь помещений — 40210 кв.м. Над главным входом театра был установлен официальный герб Киева с изображением архангела Михаила — покровителя города, однако, по настоянию Киевского митрополита Феогноста, который считал театр греховным заведением, герб заменили аллегоричной композицией: геральдические грифоны держат в лапах лиру как символ музыкального искусства. Фасад здания украшали бюсты композиторов М. Глинки и А. Серова, подаренные Киеву артистами петербургского Мариинского театра.
Для архитектора был важен не только внешний вид театра, ритмика и изысканный декор фасада. В. Шретер позаботился, чтобы помещение было удобным и для тех, кто будет выступать на сцене, и для тех, кто будет сидеть в зале. К тому времени сцена Киевского оперного была крупнейшей в России (ширина 34,3 м; глубина 17,2 м; высота 22,7 м). Театр имел системы парового отопления, кондиционирования воздуха, прекрасное сценическое оборудование. В свое время Киевский оперный театр действительно поражал: партер, амфитеатр, бельэтаж и четыре яруса могли вместить одновременно 1318 зрителей (в партере насчитывалось 384 места). В интерьерах доминировали бархат и бронза. Изысканные кресла, люстры и светильники привезли из Вены.
Торжественное открытие нового оперного театра состоялось 29 сентября (16 сентября по старому стилю) 1901 года с представления оперы «Жизнь за царя» М.И. Глинки.
В 1911 году в театре произошло событие, отразившееся на всей российской истории, — был убит премьер-министр Петр Аркадьевич Столыпин. В конце августа 1911 года император Николай II с семьей и приближенными, в том числе и с премьер-министром Столыпиным, находились в Киеве. 1 сентября 1911 года император, его дочери и приближенные присутствовали на спектакле «Сказка о царе Салтане». Во время второго антракта Столыпин разговаривал у барьера оркестровой ямы с министром двора бароном В.Б.Фредериксом и земельным магнатом графом И. Потоцким. Неожиданно к Петру Столыпину приблизился Дмитрий Богров и выстрелил из браунинга дважды: первая пуля попала в руку, вторая в живот, задев печень. От мгновенной смерти Столыпина спас крест Св. Владимира, в который попала пуля и, раздробив который, изменила прямое направление в сердце. Этой пулей оказались пробиты грудная клетка, плевра, грудобрюшная преграда и печень. После ранения Столыпин тяжело опустился в кресло и ясно и отчетливо, голосом слышным находившимся недалеко от него, произнес: «Счастлив умереть за Царя»
В советское время театр несколько раз менял своё название, в 1926 году получил статус «академический», в 1939 театру было присвоено имя Тараса Шевченко.
В годы Великой Отечественной войны труппа театра была эвакуирована в Уфу, потом в Иркутск, а в 1944 году вернулась в Киев. Само здание театра не сильно пострадало от военных действий и востановление обошлось только косметическим ремонтом.
В 1983-1988 годах была осуществлена капитальная реконструкция театрального помещения. Реставраторы внесли значительные изменения в закулисную часть театрального помещения, что позволило увеличить количество репетиционных залов, гримёрных, был оборудован специальный хоровой класс. Также был увеличен размер сцены до 20 м вглубь и 27 м в высоту. Общая площадь сцены теперь стала 824 кв.м. Также во время реставрации вместо старинного органа установили новый, построенный чешской фирмой «Ригер-Клос». Была переоборудована и оркестровая яма, в которой сейчас одновременно может поместиться 100 музыкантов. После реставрации площадь театральных помещений увеличилсь на 20000 кв.м. Стало вдвое больше гримёрных комнат, появилось несколько новых репетиционных залов.

Исторический очерк

Постоянная оперная труппа была организована в Киеве только в 1867 году и стала наряду с театрами Москвы и Петербурга одной из лучших в Российской империи. Толчком к созданию постоянно действующего театра стали успешные гастроли итальянских оперных трупп в 1865—1866 гг. в Киеве. Труппа работала в помещении Городского театра, построенного в 1856 году по проекту архитектора Штрома.

Российская империя

Первый сезон был открыт оперой Верстовского «Аскольдова могила». Вскоре в театре были поставлены оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» М. Глинки, на премьеры опер «Опричник» (1874), «Евгений Онегин» (1889) и «Пиковая дама» (1890) приезжал П. И. Чайковский, в 1893 в театр приезжал С. В. Рахманинов на премьеру оперы «Алеко», а в 1895 — Римский-Корсаков на премьеру «Снегурочки». В разные годы солистами театра были: Пётр Иванович Словцов, Нина Павловна Кошиц, Мария Куренко и другие.

В феврале 1896 года после утреннего показа «Евгения Онегина» случился пожар, полностью уничтоживший здание Городского театра, после чего был объявлен конкурс на проект нового здания. Этот конкурс выиграл проект архитектора Виктора Шретера. Сооружение нового здания на месте старого театра началось 19 октября 1897 года.

Зал оперного театра включал партер, амфитеатр, бельэтаж и четыре яруса, которые вмещают около 1650 зрителей (в партере 384 места), общая кубатура театра — почти 100 000 м³, площадь помещений — 40 210 м². Над главным входом театра был установлен официальный герб Киева с изображением архангела Михаила — покровителя города, однако по настоянию Киевского митрополита Феогноста, который считал театр греховным заведением, герб заменили аллегоричной композицией: геральдические грифоны держат в лапах лиру как символ музыкального искусства. Фасад здания украшали бюсты композиторов М. Глинки и А. Серова, Т. Шевченко, подаренные Киеву артистами петербургского Мариинского театра. Торжественное открытие и освящение нового здания состоялось 15 (28) сентября 1901 года.

Кроме опер российских композиторов, в театре также были поставлены оперы Дж. Пуччини, Р. Вагнера, Ж. Массне, а также оперы Н. Лысенко «Майская ночь» (1903) и «Ноктюрн» (1914). Выступал в театре Фёдор Шаляпин.

Убийство Столыпина

Основная статья: Убийство Столыпина

В конце августа 1911 года император Николай II с семьей и приближёнными, в том числе с премьер-министром Столыпиным, находились в Киеве. 1 сентября 1911 года император, его дочери и приближённые министры, включая Столыпина, присутствовали на спектакле «Сказка о царе Салтане».

Во время второго антракта Столыпин разговаривал у барьера оркестровой ямы с министром двора бароном В. Б. Фредериксом и земельным магнатом графом И. Потоцким. Неожиданно к Петру Столыпину приблизился Дмитрий Богров и выстрелил из браунинга дважды: первая пуля попала в руку, вторая в живот, задев печень. От мгновенной смерти Столыпина спас крест Св. Владимира, в который попала пуля: раздробив его, она изменила направление и миновала сердце. Однако ею оказались пробиты грудная клетка, плевра, грудобрюшная преграда и печень. Раненый Столыпин тяжело опустился в кресло и ясно, отчетливо, голосом, слышным находившимся недалеко от него, произнес: «Счастлив умереть за царя».

Советские годы

С приходом советской власти в 1919 году театр был национализирован и назван «Государственный оперный театр им. К. Либкнехта», с 1926 года — Киевская государственная академическая украинская опера (постановки шли на украинском языке), а в 1934 году, с приданием Киеву статуса столицы, — Академический театр оперы и балета УССР. В 1939 году театру было присвоено имя Тараса Шевченко.

В 1930-е годы обсуждался проект социалистической перестройки помещения киевского оперного, ему хотели придать архитектурные особенности нового «пролетарского стиля». Однако перестройка коснулась лишь снятия бюстов российских композиторов и сведения пристройки к тыльной стороне сооружения двухэтажного помещения репетиционных залов. В те годы в репертуаре театра появились оперы «Золотой обруч» и «Щорс» Б. Лятошинского, «Борис Годунов» М. Мусоргского и другие.

С 1928 по 1934 год главным режиссëром работал народный артист Украинской ССР В. Д. Манзий.

С 1934 года главным режиссёром стал заслуженный артист РСФСР Иосиф Михайлович Лапицкий, в 1939—1947 гг. им был народный артист СССР Николай Васильевич Смолич, в 1947—1954 гг. — народный артист УССР Михаил Павлович Стефанович, в 1954—1962 гг. — народный артист УССР Владимир Михайлович Скляренко, в 1970—1987 гг. — народный артист СССР Дмитрий Николаевич Смолич.

В довоенные годы танцевальные номера в спектаклях с грузинскими народными танцами ставил И. И. Сухишвили.

В годы Великой Отечественной войни театр был эвакуирован в Уфу, потом в Иркутск, а в 1944 году вернулся в Киев. В послевоенные годы репертуар театра пополнился сочинениями советских композиторов, в том числе поставлена опера «Катерина Измайлова» Д. Шостаковича, авторы спектакля награждены Государственной премией им. Т. Шевченко (1975).

В 1961 году в здании был установлен контроль температуры зала (второй в Советском союзе театр с таким оборудованием).

В 1983—1988 годах была осуществлена капитальная реконструкция театрального помещения. Реставраторы внесли значительные изменения в закулисную часть театрального помещения, что позволило увеличить количество репетиционных залов, гримёрных, был оборудован специальный хоровой класс. Также был увеличен размер сцены до 20 м вглубь и 27 м в высоту. Общая площадь сцены теперь стала 824 м². Также во время реставрации вместо старинного органа установили новый, построенный на заказ театра чешской фирмой «Ригер-Клос». Была переоборудована и оркестровая яма, в которой сейчас одновременно может поместиться 100 музыкантов. После реставрации площадь театральных помещений увеличилсь на 20000 м³. Стало вдвое больше гримёрных комнат, появилось несколько новых репетиционных залов.

Современный период

Назначенный в апреле 2011 года художественным руководителем театра композитор Мирослав Скорик магистральным направлением развития называет музыку украинских композиторов. В творческих планах театра на сезон 2011—2012 годов — опера «Пропала грамота», музыку к которой пишет Мирослав Скорик, опера «Иоланта» Чайковского, возобновление балетов «Весна священная» и «Картинки с выставки», постановка балета «Анна Каренина», оперы «Дон Карлос» Дж. Верди. Украинский композитор Евгений Станкович работает над масштабным спектаклем по сюжету повести Гоголя «Страшная месть». Среди проектов — одна из версий «Дамы с камелиями» и постановка балета «Татьяна» на основе пушкинского сюжета. Стандартно в театре ежегодно осуществляется 4 постановки — 2 оперы и 2 балета.

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Награды и премии

  • Орден Ленина (1936); за выдающиеся успехи в деле развития украинской театральной культуры, народных песен и танцев
  • Сталинская премия второй степени (1949); за постановку оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки. Премией награждены режиссёр Стефанович Михаил Павлович, дирижер Тольба Вениамин Савельевич, художник Хвостов-Хвостенко Александр Вениаминович, исполнители партий Роменский Михаил Дамианович, Кипоренко-Доманский Юрий Степанович, Шолина Галина Семеновна, Томм Элеонора Николаевна.
  • Государственная премия УССР им. Т.Шевченко (1976) — за оперу «Катерина Измайлова» в Государственном академическом театре оперы и балета Украины имени Т. Шевченко премией награждены: Венедиктов, Лев Николаевич, хормейстер, Загребельный, Александр Николаевич, исполнитель главной партии, Колесник, Евдокия Васильевна, исполнительница главной партии, Симеонов, Константин Арсеньевич, дирижёр-постановщик, Шостакович, Дмитрий Дмитриевич, композитор (посмертно)
  • Государственная премия СССР (1976) — премией за произведения литературы и искусства для детей за балетный спектакль «Чиполлино» К. С. Хачатуряна, поставленный на сцене КУГАТОБ имени Т. Г. Шевченко награждены Хачатурян, Карен Суренович, композитор; Майоров, Генрих Александрович, балетмейстер; Ерёменко, Константин Андреевич, дирижёр; Косменко, Евгений Владимирович, исполнитель главной партии, Сморгачёва, Людмила Ивановна, исполнительница партии Редисочки

Исторические персоналии

Дирижёры

В разные годы в театре работали знаменитые дирижёры Арий Пазовский, Натан Рахлин, Вениамин Тольба, Константин Симеонов, Борис Чистяков, Стефан Турчак, Олег Рябов.

С 1954 до 2013 в театре работал хормейстер и дирижёр, в 1986—1991 годах — директор театра, в 1972—2013 годах— главный хормейстер театра, Герой Украины Лев Венедиктов.

Главные дирижёры театра

  • 1925—1929 — Александр Орлов
  • 1934—1936 — Арий Азовский
  • 1936—1939 — Владимир Дранишников
  • 1941—1944 (в эвакуации) — Николай Покровский
  • 1944—1949 — Самул Столерман
  • 1950—1954 — Владимир Пирадов
  • 1954—1961 — Александр Климов
  • 1961—1967 — Константин Симеонов
  • 1967—1973 — Стефан Турчак
  • 1975―1976 — Константин Симеонов
  • 1977—1988 — Стефан Турчак
  • 1989—2011 — Владимир Кожухарь

Солисты оперы

  • Азрикан, Арнольд Григорьевич (1906—1976) — драматический тенор
  • Астафьева, Вера Леонидовна (1867—1927) — драматическое сопрано
  • Белинник, Пётр Сергеевич (1906—1998) — лирический тенор
  • Борищенко, Виктор Петрович (1914—1996) — тенор
  • Ворвулев, Николай Дмитриевич (1917—1967) — баритон
  • Гайдай, Зоя Михайловна (1902—1965) — сопрано
  • Гмыря, Борис Романович (1903—1969) — бас
  • Гнатюк, Дмитрий Михайлович (1925—2016) — баритон
  • Гончаренко, Нина Ивановна (1919—1998) — меццо-сопрано
  • Гришко, Михаил Степанович (1901—1973) — драматический баритон
  • Гужова, Вера Никитична (1898—1974) — сопрано
  • Гуляев, Юрий Александрович (1930—1986) — лирический баритон
  • Донец, Михаил Иванович (1883—1941) — бас
  • Донец-Тессейр, Мария Эдуардовна (1889—1974) — колоратурное сопрано
  • Жила, Александра Петровна (1924—1978) — сопрано
  • Захарченко, Наталья Иосифовна (1907—1992) — сопрано
  • Ищенко, Андрей Венедиктович (1937—2005) — лирико-драматический тенор
  • Кикоть, Андрей Иванович (1929—1975) — бас
  • Кипоренко-Доманский, Юрий Степанович (1888—1955) — драматический тенор
  • Коган, Семён Яковлевич (1915—1979) — тенор
  • Козак, Сергей Давыдович (1921—1993) — баритон
  • Козерацкий, Василий Феодосьевич (1905/06-1982) — драматический тенор
  • Кондратюк, Николай Кондратьевич (1931—2006) — баритон
  • Кочерга, Анатолий Иванович (р. 1947) — бас
  • Куприенко, Александр Гаврилович (1925—1983) — тенор
  • Курин, Виктор Николаевич (1934—2005) — баритон
  • Лаптев, Константин Николаевич (ошибочно пишут Антонович, 1904—1990) — баритон
  • Лобанова, Лилия Даниловна (1922—1992)- драматическое сопрано
  • Литвиненко-Вольгемут, Мария Ивановна (1892—1966) — лирико-драматическое сопрано
  • Лупалов, Вячеслав Иванович (р. 1946) — баритон
  • Любимова, Вера Михайловна (р. 1925) — драматическое сопрано
  • Матвеев, Владимир Иванович (1920—1983) — бас
  • Микиша, Михаил Венедиктович (1885—1971)- драматический тенор
  • Минаев, Кузьма Афанасьевич (1895—1950) — баритон
  • Мирошниченко, Евгения Семёновна (1931—2009) — лирико-колоратурное сопрано
  • Мокренко, Анатолий Юрьевич (р.1933) — баритон
  • Новоспасская, Надежда Константиновна (1877—1962) — лирико-драматическое сопрано
  • Огневой, Константин Дмитриевич (1926—1999) — тенор
  • Пазыч, Василий Иларионович (1925—1997) — бас
  • Паторжинский, Иван Сергеевич (1896—1960) — бас
  • Петрусенко, Оксана Андреевна (1900—1940) — лирико-драматическое сопрано
  • Пономаренко, Таисия Васильевна (1925—2002) — сопрано
  • Пузин, Борис Николаевич (1915—1993)- баритон
  • Радченко, Клавдия Павловна (1929—1997) — сопрано
  • Роменский, Михаил Дамианович (1887—1971) — бас
  • Ропская, Александра Дмитриевна (1897—1957) — меццо-сопрано
  • Руденко, Бэла Андреевна (р. 1933) — колоратурное сопрано
  • Руденко, Лариса Архиповна (1918—1981) — меццо-сопрано
  • Соловьяненко, Анатолий Борисович (1932—1999) — драматический тенор
  • Станиславова, Александра Ефимовна (1900—1985) — драматическое сопрано
  • Тимохин, Владимир Ильич (1929—1999) — драматический тенор
  • Томм, Элеонора Николаевна (1915—1988)- меццо-сопрано (даже контральто)
  • Третьяк, Василий Яковлевич (1926—1989) — драматический тенор
  • Туфтина, Галина Афанасьевна (1933—2007) — меццо-сопрано
  • Ульяницкая, Ксения Евсеевна (1900—1981 или 1983) — лирико-колоратурное сопрано
  • Фокин, Николай Сергеевич (1912—1990) — лирический тенор
  • Христич, Зоя Петровна (1932—2016) — лирическое сопрано
  • Ципола, Гизелла Альбертовна (р. 1944) — лирико-драматическое сопрано
  • Чавдар, Елизавета Ивановна (1925—1989) — колоратурное сопрано
  • Частий, Николай Андреевич (1905—1962) — бас
  • Чкония, Ламара Григорьевна (р. 1930) — лирико-колоратурное сопрано
  • Шевченко, Михаил Иванович (1923—1993) — лирический баритон
  • Шолина, Галина Семеновна (1918—2006) — лирическое сопрано
  • Шопша, Николай Сергеевич (1947—2006) — бас
  • Шостак, Николай Григорьевич (1907—1973) — баритон

Солисты балета

Ведущие солистки балетной труппы театра разных лет: Татьяна Николаевна Билецкая, Татьяна Васильевна Боровик, Антонина Ивановна Васильева, Алла Васильевна Гавриленко, Александра Ивановна Гаврилова, Лидия Павловна Герасимчук, Яна Петровна Гладких, Евгения Николаевна Ершова, Ирина Евгеньевна Задаянная, Валентина Фёдоровна Калиновская, Альвина Георгиевна Кальченко, Анна Степановна Кушнарёва, Алла Вячеславовна Лагода, Татьяна Александровна Литвинова, Ираида Петровна Лукашова, Елена Михайловна Потапова, Варвара Михайловна Потапова, Наталья Даниловна Руденко, Зоя Владимировна Серкова, Наталья Михайловна Скорульская, Людмила Ивановна Сморгачёва, Элеонора Михайловна Стебляк, Татьяна Александровна Таякина, Наталья Ильинична Уманова, Валерия Мартыновна Ферро, Раиса Алексеевна Хилько, Нина Егоровна Абрамова.

Солисты балета: Николай Александрович Апухтин, Фёдор Николаевич Баклан, Геннадий Николаевич Баукин, Анатолий Антонович Белов, Павел Павлович Вирский, Евгений Васильевич Зайцев, Евгений Дмитриевич Кайгородов, Роберт Альбертович Клявин, Валерий Петрович Ковтун, Евгений Владимирович Косменко, Веанир Иванович Круглов, Сергей Анатольевич Лукин, Виктор Владимирович Литвинов, Генрих Александрович Майоров, Валерий Николаевич Некрасов, Николай Николаевич Новиков, Валерий Владимирович Парсегов, Николай Данилович Прядченко, Алексей Осипович Ратманский, Виктор Михайлович Рыбий, Александр Наумович Сегал, Вадим Павлович Федотов, Виктор Анатольевич Яременко.

В составе балетной труппы киевского театра начинали свою творческую карьеру Нина Семизорова, Теодор Попеску, Ирина Дворовенко, Максим Белоцерковский, Алина Кожокару, Денис Матвиенко, Анастасия Матвиенко, Леонид Сарафанов.

Балетмейстеры

В дореволюционный период в театре ставили спектакли С.Ленчевский, Б. Нижинская. Нижинская совместно с московским танцовщиком и балетмейстером А.Кочетовским перенесла на сцену театра постановки «Русских сезонов» С. Дягилева, в которых принимала участие как исполнительница — «Клеопатра» («Ночь в Египте») А.Аренского, «Карнавал» («Бал в кринолинах») на музыку Р.Шумана и «Петрушка» И. Стравинского).

В первое послереволюционное десятилетие балетмейстеры М.Мордкин («Жизель», «Вальпургиева ночь» на муз. Ш.Гуно), Р.Баланотти, М.Дысковский («Шут» С.Прокофьева, «Красный мак» совместно с Р. В. Захаровым).

Довоенное время: балетмейстер В.Литвиненко перенёс на сцену театра первые оригинальные украинские балеты «Пан Канёвский» М.Вериковского (1931) и «Ференджи» («Огонь над Гангом», 1932) Яновского. Русский танцовщик Л. А. Жуков в 1934 году возглавил балетную труппу театра, поставив балеты «Дон Кихот» (1934), «Красный мак» и «Лебединое озеро» (оба — 1935). В 1936 году П. П. Вирский совместно с Н. И. Болотовым поставил комедийный спектакль «Мещанин из Тосканы» Нахабина. Г. А. Берёзова поставила классические балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица» (оба — 1937), «Бахчисарайский фонтан», «Кавказский пленник» (оба — 1938), в 1940 — украинский героико-романтический балет «Лилея» К.Данькевича. В.Чабукиани перенёс на сцену театра балет «Лауренсия» в 1939 году, С.Сергеев поставил «Сердце гор» в 1940..

Во время эвакуации с 1942 года театр работал в Иркутске, объединившись с коллективом Харьковского театра оперы и балета, С. Н. Сергеев поставил: «Коппелию» (1941), «Бахчисарайский фонтан» (совместно с Йоркиным, 1942), «Шехерезаду», «Штраусиану», «Бiсову нiч» Йориша (все — 1943).

Послевоенное время: ленинградский балетмейстер Ф.Лопухов поставил балеты «Лебединое озеро» (1946), «Тщетная предосторожность» (1947), «Спящая красавица» (1950). Балетмейстер С.Сергеев осуществил первую постановку «Лесной песни» М.Скорульского, 1946. Среди других С.Сергеева — «Раймонда» (1946), «Гаянэ», «Эсмеральда», «Золушка», «Доктор Айболит», «Красный мак», «Юность» Чулаки, «Маруся Богуславка» Свечникова, «Под небом Италии» (совместно с Р.Захаровым, 1952), «Дон Кихот», «Конёк-Горбунок».

В.Вронский поставил балеты — «Ромео и Джульетта», «Шурале», «Ростислава» Жуковского (все — 1955), «Лилея», «Щелкунчик» (оба — 1956), 1958 — новая постановка «Лесной песни» Скорульского (совместно с Н.Скорульской), «Бахчисарайский фонтан» (1961), «Эсмеральда» (1962), «Княгиня Волконская» Знатокова (1966).

Ленинградский балетмейстер К. М. Сергеев поставил «Жизель» (1959). П.Вирский в 1960 году поставил «Черное золото» Гомоляки. Е. А. Тангиева-Бирзниек — «Голубой Дунай» на музыку Штрауса (1961). В.Чабукиани — «Лауренсия» (1962).

Главные балетмейстеры

  • 1914—1915 — Александр Кочетовский и Нижинская, Бронислава Фоминична
  • 1931—1933 — Литвиненко, Василий Константинович
  • 1937—1941 — Берёзова, Галина (Анна) Алексеевна
  • 1942—1953 — Сергеев, Сергей Николаевич
  • 1954—1959 — Вронский, Вахтанг Иванович
  • 1977—1978 — Майоров, Генрих Александрович

Современная труппа

Творческий коллектив театра включает в себя оперную и балетную труппы, симфонический и сценический оркестр, хор.

Оперная труппа

Современный состав оперной труппы театра, информация с официального сайта театра состоянием на май 2011 года:

Сопрано

  • Абдуллина, Екатерина Дальвовна
  • Анисимова, Татьяна Валентиновна
  • Ганина, Татьяна Михайловна
  • Годлевская, Светлана Анатольевна
  • Гревцова, Лилия Ивановна
  • Даць, Ирина Вильямовна
  • Добронравова, Светлана Альбертовна
  • Забиляста, Лидия Леонидовна
  • Кононова Мария Витальевна
  • Крамарева, Оксана Юрьевна
  • Нагорная, Ольга Васильевна
  • Николаишин, Наталия Ивановна
  • Родина, Алла Валериевна
  • Семененко, Ирина Валентиновна
  • Стефюк, Мария Юрьевна
  • Стращенко, Екатерина Борисовна
  • Терещенко, Оксана Владимировна
  • Чахоян, Сусанна Валериевна
  • Ченская, Виктория Станиславовна

Меццо-сопрано

  • Кисла, Наталья Васильевна
  • Кузьминова, Татьяна Ивановна
  • Пиминова, Татьяна Николаевна
  • Позняк, Алла Владимировна
  • Швачка, Анжелина Алексеевна
  • Юрченко, Людмила Владимировна

Теноры

  • Аврамчук, Юрий Иванович
  • Бендеров, Валерий Дмитриевич
  • Борко, Игорь Николаевич
  • Востряков, Александр Андреевич
  • Гурец, Александр Васильевич
  • Дидык, Михаил Петрович
  • Дяченко, Александр Николаевич
  • Кузьмин, Дмитрий Сергеевич
  • Пащук, Сергей Михайлович
  • Попов, Дмитрий Игоревич
  • Приймак, Павел Иванович
  • Романенко, Андрей Викторович
  • Фицич, Степан Николаевич
  • Шуляк, Николай Викторович

Баритоны

  • Базырь, Вячеслав Петрович
  • Ващенко, Геннадий Иванович
  • Горынь, Юрий
  • Гришин, Дмитрий Витальевич
  • Киришев, Михаил Николаевич
  • Коваль, Николай Алексеевич
  • Лупалов, Вячеслав Иванович
  • Мокренко, Игорь Викторович
  • Опенько, Владимир Васильевич
  • Пономаренко, Иван Викторович
  • Приймак, Петр Иванович

Басы

  • Агеев, Дмитрий Владимирович
  • Гонюков, Андрей Александрович
  • Ковнир, Сергей Николаевич
  • Колибабьюк, Василий Романович
  • Магера, Сергей Игоревич
  • Скубак, Сергей Сергеевич
  • Тарас, Богдан Васильевич
  • Штонда, Тарас Борисович

Балетная труппа

Состав балетной труппы театра, информация с официального сайта театра состоянием на октябрь 2016 года:

Артисты балета — ведущие мастера сцены

  • Голица Ольга
  • Голякова Татьяна
  • Дорош Анна
  • Кухар Екатерина
  • Лазебникова Наталья
  • Льозова Татьяна
  • Мацак Наталья
  • Филипьева Елена

  • Буртан Вадим
  • Ваня Ян
  • Гура Андрей
  • Ищук Виктор
  • Мотков Максим
  • Недак Денис
  • Сидорский Сергей
  • Сухоруков Никита
  • Стоянов Александр

Артисты балета высшей категории

  • Алаева Екатерина
  • Андреева Татьяна
  • Борисова-Черненко Ирина
  • Боярко Елена
  • Бржезинская Ольга
  • Васильева Анна
  • Гуляева Оксана
  • Денисенко Яна
  • Добрякова Мария
  • Жученко Евгения
  • Иваненко Ксения
  • Иващенко Ольга
  • Ищенко Наталья
  • Кулик Юлия
  • Кивлюк Нина
  • Кифяк Ольга
  • Коваленко Ева
  • Костогрыз Наталья
  • Лавроненко Мария
  • Лифинцева Татьяна
  • Любинцова Надежда
  • Межак Виктория
  • Мельник Людмила
  • Микляева Светлана
  • Москаленко Юлия
  • Москалюк Юлия
  • Муромцева Анна
  • Остапенко Татьяна
  • Павличенко Светлана
  • Павлусь Анастасия
  • Пушкина Елена
  • Сергеева Светлана
  • Сидельникова Оксана
  • Степанченко Мария
  • Суплик Ирина
  • Такита Шинобу
  • Тарасова Екатерина
  • Ткаленко Мария
  • Трандасир Юлия
  • Чернец Оксана
  • Шайтанова Олеся
  • Шишпор Кристина
  • Шевченко Анастасия
  • Ятченко Надежда
  • Булычев Игорь
  • Ефанов Сергей
  • Иващенко Владислав
  • Карцов Евгений
  • Клименко Евгений
  • Клявин Дмитрий
  • Коваленко Алексей
  • Коробчевский Юрий
  • Круглов Дмитрий
  • Литвиненко Сергей
  • Михеев Николай
  • Пожарницкий Константин
  • Романенко Юрий
  • Сапунов Вячеслав
  • Соловьев Сергей
  • Стельмах Вячеслав
  • Сугано Хидео
  • Терада Набухиро
  • Тихий Сергей
  • Токарь Олег
  • Уколов Дмитрий
  • Чуприн Владимир
  • Шаповал Александр

Артисты балета первой категории

  • Буяло Анна
  • Васько Юлия
  • Гороховская Людмила
  • Денисенко Дарина
  • Дорофеева Анна
  • Ефремова Наталья
  • Зарецкая Ольга
  • Змиевец Нина
  • Морозенко Ольга
  • Новикова Ксения
  • Петракова Ева
  • Поноженко Ольга
  • Рудницкая Янина
  • Севостьян Валентина
  • Соболева Мария
  • Солдатенко Наталья
  • Черняк Елизавета
  • Шептифрац Анастасия
  • Якушкина Наталья
  • Янковская Янина
  • Бондарчук Андрей
  • Гаспарян Артур
  • Дробот Михаил
  • Дудкин Ярослав
  • Завгородний Роман
  • Загреба Михаил
  • Засухин Владимир
  • Кадурин Артем
  • Кекало Юрий
  • Кирилюк Максим
  • Ковтун Максим
  • Костюк Евгений
  • Львов Алексей
  • Маркишев Петр
  • Мельник Владимир
  • Одинцов Денис
  • Постернак Дмитрий
  • Руденко Дмитрий
  • Соколов Никита
  • Чулков Денис
  • Яструб Борис

Артисты балета второй категории

  • Кальченко Екатерина
  • Любинцова Юлия
  • Сира Оксана
  • Скуратовская Оксана
  • Солдатенко Анастасия
  • Ступак Ксения
  • Шумак Юлия
  • Якимчук Наталья
  • Кандауров Артем
  • Кузнецов Александр
  • Лукьянец Дмитрий
  • Петровский Геннадий
  • Самар Тарас

Симфонический и сценический оркестры

Дирижеры

В настоящее время дирижерами симфонического и сценического оркестра театра являются:

  • Баклан, Алексей Фёдорович
  • Барвинский, Александр Петрович
  • Власенко, Аллин Григорьевич
  • Гамкало, Иван-Ярослав Дмитриевич
  • Дядюра, Николай Владимирович
  • Кожухарь, Владимир Маркович
  • Кульбаба, Алла Анатольевна
  • Макаренко, Герман Георгиевич
  • Тихонов, Леонид Георгиевич

Репертуар театра

Национальный репертуар

Оперы «Тарас Бульба» и «Наталка Полтавка» Н.Лысенко, «Запорожец за Дунаем» С.Гулака-Артемовского, «Ярослав Мудрый» Г.Майбороды, «Моисей» М.Скорика.

Балеты «Лесная песня» М.Скорульского, «Русалочка» А.Костина, «Ночь перед Рождеством» и «Властелин Борисфена» Е.Станковича, «Буратино и волшебная скрипка» Ю.Шевченко, «Даниэла» М.Чембержи.

Русская классика

Оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Иоланта»

Оперы «Князь Игорь» А. Бородина, «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова, «Алеко» С. Рахманинова.

Балеты П. И. Чайковского «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»

Балеты «Баядерка», «Дон Кихот» и Гран па из балета «Пахита» Л.Минкуса, «Раймонда» А.Глазунова, «Шехеразада» на музыку Н.Римского-Корсакова

Итальянские оперы

Оперы Дж. Верди: «Макбет», «Риголетто», «Травиата», «Бал-маскарад», «Аида», «Риголетто»

Оперы Дж. Пуччини: «Манон Леско», «Богема», «Тоска», «Мадам Баттерфляй» (Чио-чио-сан), «Турандот»

Оперы Дж. Россини: «Севильский цирюльник», «Золушка»

Оперы «Лючия ди Ламмермур» и «Любовный напиток» Г.Доницетти, «Норма» В.Беллини, «Джоконда» А.Понкиелли, «Сельская честь» П.Масканьи

Европейская классика

Опера «Кармен» Ж.Бизе

Балеты «Жизель» и «Корсар» А. Адана, «Сильфида» Х. Левенсхольда

Композиторы XX века

Опера «Любовь к трем апельсинам» С.Прокофьева

Балеты «Ромео и Джульетта» и «Золушка» С. Прокофьева, «Грек Зорба» М. Теодоракиса, «Спартак» А. Хачатуряна, «Чиполлино» К. Хачатуряна, «Легенда о любви» А.Меликова, «Белоснежка и семь гномов» Б. Павловского, «Кармен-сюита» Ж.Бизе и Р. Щедрина, «Болеро» на музыку М.Равеля.

Постановки на сборную музыку

Балет «Мастер и Маргарита» Д. Авдыша на музыку Г. Малера, Д. Шостаковича, Г. Берлиоза, А.Пьяццоллы и других композиторов, балет «Венский вальс» А.Рехвиашвили на музыку И.Штрауса (сына), Й.Штрауса, И.Штрауса (отца), балет «Свадьба Фигаро» на музыку из различных произведений В. А. Моцарта.

Современные постановки

В апреле 2012 года в репертуар театра вошёл ультрасовременный балет Radio and Juliet. Современная версия «Ромео и Джульетты». Хореография Эдварда Клюга, музыка рок-группы Radiohead. В июне 2012 года добавился ещё один современный балет Quatro. Хореография Эдварда Клюга, музыка Милко Лазара.

Примечания

  1. Биография Богдана Плиша
  2. Киевлянин, 1898 : №01. www.irbis-nbuv.gov.ua. Дата обращения 19 июня 2016. (недоступная ссылка)
  3. Къ открытію городского театра (недоступная ссылка) // Кіевлянинъ. — 1901. — № 254. — 14 сентября. — С. 2. (рус. дореф.)
  4. Кіевскій городской театръ (недоступная ссылка) // Кіевлянинъ. — 1901. — № 255. — 15 сентября. — С. 2—3. (рус. дореф.)
  5. http://www.hrono.info/biograf/stolypin.html
  6. 10 сентября 1961 года новый сезон Киевский Академический театр оперы и балета им. Т. Г. Шевченко начал в помещении, оборудованном искусственным климатом.
  7. 1 2 Нові мистецькі проекти та нові обличчя Національного опери України Портал Культура
  8. Постановление Центрального Исполнительного Комитета СССР от 23 марта 1936 года «О награждении Украинского Государственного Киевского театра оперы и балета» // Известия. — 1936. — № 71 (5928). — 24 марта. — С. 1.
  9. В. Д. Туркевич, Хореографічне мистецтво України у персоналіях. — К.: Біографічний інститут НАН України, 1999.
  10. Станішевський Ю. Танцювальне мистецтво України в іменах і датах / Передмова до видання: Туркевич В. Д. Хореографічне мистецтво України у персоналіях: Довідник. Київ: Біографічний інститут НАН України, 1999. — С.11-12.
  11. Станишевский Ю. А. Украинский театр оперы и балета ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени академический им. Т. Г. Шевченко//Балет: Энциклопедия. Гл.ред. Ю. Н. Григорович. М.:Советская энциклопедия, 1981. — С.533-534.
  12. 1 2 3 Творческий состав труппы театра на официальном сайте театра, информация состоянием на май 2011 года Архивировано 23 августа 2011 года.
  13. Анатолий Кузнецов. Я дошел до точки… // Новый Мир. — 2005. — № 4.
  14. Иван Толстой. Полвека в эфире.1979 // Архив Радио Свобода

> Литература

  • Музыкальная энциклопедия, с. 714.

История

Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей.

Театр был организован в 1925 году как «Украинская государственная столичная опера», на базе постоянной с 1880 года оперной антрепризы. Харьковская антреприза впервые на Украине поставила украинские оперы «Рождественская ночь» и «Утопленица» Н. Лысенко; с 1918 года носила название «Народной Оперы», с 1920 года — «Русской государственной оперы».

До 1934 года в театре были поставлены 32 оперы и 11 балетов, в том числе: «Золотой обруч» Б. Лятошинского, «Кармелюк» В. Костенко, «Купало» А. Вахнянина, «Тарас Бульба» Н. Лысенко, «Яблоневый плен» О. Чишко, «Русалка» А. Даргомыжского и «Князь Игорь» А. Бородина; из балетов — «Ференджи» Б. Яновского и «Пан Канёвский» М. Вериковского, в котором балетмейстер В. Литвиненко впервые соединил элементы классического балета с элементами украинского народного танца. В этот период также осуществляются постановки опер «Ожерелье Мадонны» Э. Вольф-Феррари и «Турандот» Дж. Пуччини.

ХАРЬКОВ. (ТАСС). Развернуто новое строительство крупнейшего в мире Харьковского оперного театра. Все строительство будет закончено к октябрьской годовщине 1936 года. Стоимость строительства свыше 30 млн рублей. Театральный зал круглой формы и вмещает 4000 зрителей. (ист.: газета Актюбинская правда № 14 (551) от 16 янв. 1934).

За 1934—1941 годы были поставлены спектакли «Запорожец за Дунаем» С. Гулака-Артемовского и «Наталка Полтавка» Н. Лысенко, а также представлены «Гугеноты» Д. Мейербера.

Во время Великой Отечественной войны театр работал сначала в Чите, а со временем в Иркутске (вместе с Киевской оперой). В 1944 году театру присвоено имя известного украинского композитора Н. В. Лысенко. После 1945 года в репертуаре театра появились оперы «Наймычка» М. Вериковского, «Богдан Хмельницкий» и «Назар Стодоля» К. Данькевича, «Буковинцы» М. Карминского; из балетов: «Данко», «Таврия», «Мещанин из Тосканы», «Весенняя сказка» В. Нахабина, «Лилея» К. Данькевича.

В 1970-х годах осуществляется постановка оперы «Тарас Бульба» (режиссёр В. Скляренко, оформление А. Петрицкий), и балетов — «Лесная песня» М. Скорульского (1970, 1980), «Каменный хозяин» В. Губаренко (1972 и 1974).

На сегодня репертуар театра составляют около 60 наименований оперных и балетных спектаклей. Театр также представляет отдельные концертные программы оперной и балетной труппы, а также спектакли для детей.

Архитектура

Старое здание

Старое здание до реконструкции 1930-х годов

Здание по ул. Рымарской, 21 было построено в 1829 году неизвестным архитектором. В 1855 году его приобрёл предприниматель Зарудный и перестроил для показа представлений. Затем постройка перешла в собственность коммерческого клуба и в 1884—1885 годах была капитально реконструирована для оперного театра (архитектор Б. Г. Михаловский). Со стороны сада пристроили сценическую часть, зрительный зал оформили в стиле французского ренессанса с использованием мотивов одного из парадных залов Тюильрийского дворца в Париже. Вдоль стен зала — спаренные каннелюрованные колонны коринфского ордера с раскрепованным антаблементом. Над каждой парой колонн были помещены женские скульптуры с крыльями, поддерживающие балкон верхнего яруса. Борта балкона и лож бенуара украшены декоративной лепкой. Под потолком в медальонах размещены барельефные портреты великих композиторов. Промежуточный ярус лож бельэтажа был встроен в начале XX века, чтобы увеличить вместимость зала. Это нарушило целостность первоначальной композиции. В начале 1930-х годов к зданию с северной стороны был пристроен новый вестибюль с гардеробом, гладкий плафон зрительного зала заменён на кессонированный (архитектор Виктор Карпович Троценко). В 1938 году фасад театра приобрёл черты русского классицизма (архитектор Владимир Николаевич Пети). В 1947 году интерьеры были реставрированы (архитектор Валентин Иванович Пушкарёв).

В конце 1960-х годов здание было признано аварийным (его полная реконструкция проходит только в 2009—2011 годах). Потому было принято решение строить новое здание театра.

Старое здание досталось филармонии.

Новое здание

Начиная с сезона 1991—1992 годов театр работает в новом здании постмодернистской архитектуры, расположенном по улице Сумской, 25.

Новое здание театра имеет весьма своеобразный проект, который его авторы во главе с Сергеем Миргородским, главным архитектором Украинской ССР, проектировали не для Харькова, а для Киева. Здание строилось чрезвычайно долго: 21 год (1970—1991) по проекту коллектива архитекторов института КиевЗНИИЭП С. Н. Миргородского (руководитель проекта), В. Д. Елизарова, Н. В. Чуприны, Р. Н. Гупало и А. П. Зыбина. На этом месте находились ротонда с балюстрадой (своеобразный символ Харькова, симметричный Стеклянной струе), подземный пульт управления штаба гражданской обороны и памятник архитектуры XIX века, в котором разместился молочный техникум.

Архитектура здания построена на контрасте большой нависающей «плиты» двух верхних этажей и сложной пластики входных вестибюлей, фойе и других помещений нижних этажей. Театр имеет два зрительных зала: большой на 1500 и малый на 400 мест. Вход в кассовый зал украшает декоративная композиция «Музыка Н. В. Лысенко» (скульптор С. Ястребов). Здание облицовано артикским туфом. Здание покоится на шести столбах размером 3 на 6 м и перекрывается металлическими балками пролётом по 100 м и массой 100 т. В подземной части расположен гараж. В 2007 году фонтаны перед зданием театра были реконструированы, и пространство перед театром получило название «Площадь фонтанов». Генеральным подрядчиком строительства была компания АО «Трест Жилстрой-1».

По первоначальному замыслу, в главном зале должно было размещаться 4000 человек, а сцена должна была быть очень большой — для пропуска демонстраций и даже военной техники Здание планировали построить за пятилетку — к 30-й годовщине Дня Победы. Но на строительство не хватило средств, и стройка была законсервирована на долгие годы. По словам тогдашнего председателя горисполкома Юрия Гурового, реальная стоимость строительства превысила сметную стоимость театра в четыре раза.

Коллектив

Опера

  • Народная артистка Украины Елена Романенко (меццо-сопрано)
  • Народный артист Украины Николай Коваль (баритон)
  • Заслуженная артистка Украины Тамара Гармаш (сопрано)
  • Заслуженная артистка Украины Лилия Кутищева (меццо-сопрано)
  • Заслуженная артистка Украины Елена Скворцова (сопрано)
  • Заслуженная артистка Украины Елена Старикова (сопрано)
  • Заслуженный артист Украины Дмитрий Маклюк (баритон)
  • Заслуженный артист Украины Михаил Олейник (бас)
  • Заслуженный артист Украины Алексей Сребницкий (тенор)
  • Заслуженный артист Украины Сергей Шадрин (тенор)
  • Заслуженный артист Украины Александр Шуляк (тенор)
  • Ольга Барская (лауреат международных конкурсов; сопрано)
  • Евгений Гаврись (тенор)
  • Роман Гордеев (тенор)
  • Владимир Гращенко (бас)
  • Владимир Ефименко (лауреат международных конкурсов; баритон)
  • Татьяна Жарких (лауреат международных конкурсов)
  • Виктория Житкова (лауреат международных конкурсов; меццо-сопрано)
  • Сергей Замыцкий (лауреат международных конкурсов; бас)
  • Александр Золотаренко (лауреат международных конкурсов; тенор)
  • Андрей Калюжный (лауреат международных конкурсов; бас)
  • Вероника Коваль (лауреат международных конкурсов; меццо-сопрано)
  • Владимир Козлов (лауреат международных конкурсов; баритон)
  • Анатолий Косинов (баритон)
  • Сергей Крыжненко (бас)
  • Юрий Кудрявцев (бас)
  • Александр Лапин (лауреат международных конкурсов; баритон и художник-постановщик)
  • Евгений Лисицкий (лауреат международных конкурсов; баритон)
  • Наталья Матвеева (лауреат международных конкурсов; меццо-сопрано)
  • Алла Мишакова (лауреат международных конкурсов; сопрано)
  • Олеся Мишарина (лауреат международного конкурса; сопрано)
  • Жанна Нименская (лауреат международных конкурсов; меццо-сопрано)
  • Юлия Пискун (лауреат международного конкурса; сопрано)
  • Константин Улыбин (бас)
  • Юлия Форсюк (сопрано)
  • Вероника Шут (лауреат международных конкурсов; сопрано)

Балет

  • Заслуженная артистка Украины Антонина Радиевская
  • Заслуженная артистка Украины Ирина Хандажевская (Клюева)
  • Заслуженная артистка Украины Алёна Шевцова
  • Владимир Василенко
  • Дмитрий Васильев
  • Лариса Грицай
  • Светлана Исакова
  • Анатолий Казацкий
  • Светлана Калашникова
  • Андрей Козарезов
  • Алексей Князьков (лауреат международных конкурсов)
  • Денис Панченко
  • Лауреат международного конкурса Анатолий Хандажевский
  • Карина Шатковская

Дирижёры

  • Главный дирижёр театра (с 2016) Владимир Гаркуша
  • Заслуженный деятель искусств Украины Виталий Куценко
  • Дмитрий Морозов
  • Александр Голобородько
  • Юрий Яковенко
  • Павел Багинский

Главный художник

  • Заслуженный художник Украины Надежда Швец.

Режиссёры

  • Алексей Дугинов
  • Армен Калоян

Известные личности, работавшие в театре

  • Солисты оперы: А. Азрикан, В. Арканова, П. Белинник, П. Билынник, В. Будневич, Т. Бурцева, Г. Виноградова, И. Воликовская, М. Голынский, М. Гришко, Б. Гмыря, М. Донец, М. Донец-Тессейр, А. Дубинин, И. Журина, Ю. Кипоренко-Доманский, Козловский И. С., А. М. Кропивницкая, А. Левицкая, М. Литвиненко-Вольгемут, Н. Манойло, М. Микиша, Л. Морозова-Тарасова, А. Оголивец, М. Пастер, Л. Попова, И. Паторжинский, М. Рейзен, А. Ропская, Л. Сергиенко, Л.Выграновская-Демьянюк, М. Суховольская, П. Цесевич, Л. Цуркан, Е. Червонюк, К. Шаша, М. Щерб, И. Яценко и др.
  • Солисты балета: В. Дуленко, А. Ярыгина, О. Байкова, Н. Васильева, Н. Виноградова, О. Ширай-Литвиненко, А. Соболь, Е. Бараник, П. Павлов-Кивко, С. Колыванова, Т. Попеску, Л. Маркова, Л.Фарбер,Л.Вострова и другие.
  • Балетмейстеры: А. Мессерер, К. Голейзовский, П. Вирский, Б. Моисеев, М. Моисеев, П. Ёркин, В. Литвиненко, И. Ковтунов.
  • Дирижёры: О. Брон, Л. Штейнберг, А. Пазовский, В. Тольба, Е. Дущенко, В. Мутин, Л. Джурмий, И. Зак, И. Штейман, А. Рудницкий; А. Калабухин, А. Людмилин, В.Плоскина.
  • Художники, декораторы: А. Петрицкий, А. Хвостенко-Хвостов, И. Назаров, Д. Овчаренко, Л. Братченко, Г. Батий.
  • Режиссёры: М. Авах, Н. Боголюбов, С. Каргальский, Ю. Леков, А. Коломийцев, Д. Смолич, Фореггер, М. Стефанович, В. Скляренко,Л. Куколев, Игорь Черничко, Владимир Лукашев, который долгое время являлся главным режиссёром театра.

Исторические факты

  • Одним из самых интересных проектов академика А. Н. Бекетова был проект нового харьковского оперного театра на 2200 человек. Его не дала осуществить Первая мировая война, а затем, последовавшая за ней, гражданская.
  • Здание театра стало двенадцатым (последним) символом Харькова.
  • Во время беспорядков весной 2014 группа про-российских демонстрантов пыталась взять штурмом здание театра, спутав его со зданием городской администрации.
  1. Репертуар харьковских театров
  2. Харьковский театр оперы и балета им. Н. В. Лысенко
  3. 1 2 3 4 5 6 20 лет страны. А в это время в Харькове: Открыли ХАТОБ // Сегодня». — 2011. — 22 марта. — № 63 (3760). — С. 13.
  4. Новые традиции харьковских молодожёнов — на площади фонтанов // МедиаПорт
  5. Владислав Карнацевич. 100 знаменитых харьковчан. — Харьков: Фолио, 2005. — 512 с. — 3000 экз. — ISBN 966-03-3202-5.
  6. Перечень объектов, относящихся к городской символике Утверждён решением Исполнительного комитета Харьковского городского Совета № 384 от 12 апреля 2000 года.
    • 1. Беседка с Сквере Победы Зеркальная струя (Сумская, 34).
    • 2. Благовещенский собор (ул. Благовещенская, 1).
    • 3. Общий вид Площади Конституции.
    • 4. Здание горсовета (пл. Конституции, 7).
    • 5. Успенский собор (ул. Квитки-Основьяненко, 2).
    • 6. Общий вид Площади Свободы.
    • 7. Госпром (пл. Свободы, 5).
    • 8. Памятник Т. Г. Шевченко (ул. Сумская, 35).
    • 9. Железнодорожный вокзал Харьков-Пассажирский (Привокзальная площадь).
    • 10. Покровский собор (ул. Университетская, 8).
    • 11. Киноконцертный зал «Украина» (ул. Сумская, 35).
    • 12. Здание ХАТОБа (ул. Сумская, 25).
  7. «Protesters Storm Kharkiv Theater Thinking It Was City Hall», The Moscow Times, Apr. 08 2014

> Литература

  • Энциклопедия украиноведения
  • Харьков: Архитектура, памятники, новостройки: Путеводитель — Х.: Прапор, 1987.
  • Официальный сайт театра
  • Театры Харькова
  • Интервью с автором проекта архитектором Сергеем Миргородским
  • Строительство театра в 1978 году Конкурс на оформление ХАТОБа
  • ХАТОБ на YouTube
  • Конкурс на оформление ХАТОБа на YouTube

Словари и энциклопедии

Схид Опера идет в авангарде украинского музыкального театра – международные эксперты

Так, испанский композитор Августин Кастилья-Авила, который сейчас руководит Sommerakademie Mozarteum в Зальцбурге, отметил, что подобным конкурсом сегодня может похвалиться далеко не каждая страна.

«Очень важно отметить роль Схид Опера, потому что именно здесь сегодня закладывается будущее оперного искусства в Украине. Я восхищен этой инициативой и восхищен Украиной, потому что далеко не в каждой страна Европы сегодня есть такой конкурс. Вы еще сами, возможно, не понимаете, что вы сделали, ведь сюда могут съезжаться композиторы со всего мира», — сказал он.

Другой участник жюри, американский композитор, Ричард Кемерон-Вульф, чья музыка исполняется на всех континентах мира, также высоко оценил эту инициативу и выразил надежду, что уже второй конкурс состоится как международный: «Считаю, что второй конкурс нужно провести как международный, но с обязательной отдельной номинацией для украинских композиторов, а для победителя наградой может быть заказ на создание нового произведения для репертуара театра».

Представитель Украины в жюри композитор Сергей Пилютиков, лауреат многих международных конкурсов и куратор ряда музыкальных проектов, отметил, что организация большим театром подобного соревнования для молодежи – уникальная инициатива не только для Украины.

«Я поздравляю харьковский театр с таким прорывным событием, это очень круто и очень почетно для Харькова. Вы становитесь в авангарде оперного искусства, поскольку такого конкурса нет в других городах Украины и нет в близлежащих странах. Вы – как ледокол, который прорубает дорогу себе и другим», — сказал С.Пилютиков и также поддержал идею выведения конкурса на уровень международного.

Как сообщалось, 27 ноября в Харькове завершен первый Конкурс молодых композиторов, который организован Схид Опера при поддержке Украинского культурного фонда. В конкурсе приняли участие 8 украинских композиторов, создающих музыку для оперы и балета. В финал вышли 4 композитора. Победителем признана Юлия Филипская, представившая камерную кантату для двух голосов и ансамбля «Натюрморты» на стихи Иосифа Бродского. Второе место заняла киевлянка Виктория Шинкаренко за балет для детей «VIP бал-маскарад». Первая премия, составляет 50 тыс. грн., вторая — 27,5 тыс. грн. Специальных дипломов удостоены и два других финалиста – композиторы Сергей Вилка и Адриан Мокану. В международном жюри были представлены известные музыкальные эксперты из 4х стран (Испания, Польша, Украина, США).

Схид OPERA – новый бренд Харьковского национального академического театра оперы и балета им. Н.В.Лысенко. Под этим брендом осенью театр открыл свой 143-й сезон. Основанный в 1875 году, сегодня является единственным национальным театром оперы и балета на Востоке Украины. В репертуаре — 65 оперных и балетных постановок. В течение года на большой сцене играется 270 собственных спектаклей, в прошлом сезоне здесь выпущено 8 премьер. Только театральная труппа объединяет более 300 артистов, а всего здесь работают почти 750 человек. Новый бренд призван обновить восприятие театра и запустить инновационную идею развития театра как современного центра музыкальной и театральной культуры, ориентированного не только на классический репертуар, но и на современные и экспериментальные постановки, на открытость новому и продвижение актуальной украинской и мировой культуры в молодежную среду. В рамках ребрендинга разработан и внедрен новый логотип театра, открылись новые площадки (камерная сцена, открытая сцена и экспериментальный лофт), сформирован Музыкальный Молодежный Хаб, в рамках которого проведен фестиваль «Схид OPERA Просто неба» и проведен Конкурс молодых композиторов.

Leave a Comment