Остров гельголанд на карте

Характеристики участвующих сторон

Вечером 16 ноября в море вышел отряд немецких кораблей, включавший 2-ю разведывательную группу контр-адмирала Людвига фон Рейтера и 8 эсминцев. Их подстраховывали линкоры SMS Kaiserin и Kaiser. 17 ноября утром все они встретились с тремя полуфлотилиями тральщиков и с группой прерывателей заграждений и заняли позицию в двух милях от тральщиков.

Англичане знали, что немецкие тральщики почти ежедневно проверяют водный путь примерно на 100 миль от Гельголанда под прикрытием эсминцев и легких крейсеров, и что иногда их подстраховывают линкоры. Утром 16 ноября командующий Грандфлита адмирал Битти направил по приказу адмиралтейства для уничтожение вражеских тральщиков и их прикрытия 1-ю эскадру линейных крейсеров вице-адмирала Пакенхэма, которым были приданы легкий крейсер и 8 эсминцев. Такое же задание получили 1-я крейсерская эскадра контр-адмирала Нэпира, усиленная четырьмя эсминцами, 6-я эскадра легких крейсеров с четырьмя эсминцами и 1-я эскадра легких крейсеров с двумя эсминцами. В 50-милях за всеми этими кораблями шла эскадра линкоров с 11 эсминцами.

Английская эскадра вышла из Розайта 16 ноября в 17:40, намереваясь на следующий день к 08:00 прибыть в назначенный район. Для англичан ситуация осложнялась незнанием минной обстановки. В приказе адмирала Битти о минных заграждениях даже не упоминалось, а командующие эскадрами не получили ежемесячного бюллетеня о расположении минных полей и заграждений. Лишь вице-адмирал Пакенхэм имел возможность ознакомиться с картой немецких и британских минных полей. Командир передового охранения, контр-адмирал Нэпир знал только, что может преследовать противника на 12 миль к востоку от запретной границы.

Состав сил сторон:

Великобритания

  • 1-я эскадра крейсеров (вице-адмирал Нэпир)
    • линейные крейсера HMS Courageous, Glorious
    • эсминцы HMS Ursa, Nerissa, Urchin, Umpire
  • 6-я эскадра лёгких крейсеров (контр-адмирал Александр-Синклер)
    • лёгкие крейсера HMS Cardiff, Ceres, Calypso, Caradoc
    • эсминцы HMS Valentine, Vimiera, Vanquisher, Vehement
  • 1-я эскадра лёгких крейсеров (вице-адмирал Коуэн)
    • лёгкие крейсера HMS Caledon, Galatea, Royalist, Inconstant
    • эсминцы HMS Vendetta, Medway
  • 1-я эскадра линейных крейсеров (вице-адмирал Пэкенхем)
    • линейные крейсера HMS Lion, Princess Royal, Tiger, Repulse, New Zealand
    • лёгкий крейсер HMS Champion
    • эсминцы HMS Verdun, Telemachus, Oriana, Nepean, Obdurate, Tristam, Petard, Tower
  • 1-я эскадра линкоров (вице-адмирал Мэдден)
    • линейные корабли HMS Revenge, Royal Oak, Resolution, Emperor of India, Benbow, Canada
    • эсминцы HMS Saumarez, Valhalla, Noble, Nonsuch, Napier, Penn, Paladin, Prince, Mischief, Munster, Narborough

Германия

  • 2-я разведгруппа (контр-адмирал Рейтер)
    • лёгкие крейсера SMS Königsberg, Pillau, Frankfurt, Nürnberg
    • эсминцы S62, G87, G92, G93, V83, V43, V44, V45
  • тральщики
    • 6-я полуфлотилия тральщиков
    • 4-я полуфлотилия вспомогательных тральщиков
    • 2-я полуфлотилия вспомогательных тральщиков
    • 6-я полуфлотилия вспомогательных тральщиков
    • 4-я группа прерывателей заграждений
    • группа S, полуфлотилия сторожевых кораблей
  • 4-я эскадра линейных кораблей (вице-адмирал Сушон)
    • линейные корабли SMS Kaiserin, Kaiser
    • эсминцы S18, S24

Ход сражения

Схема боя

В 07:40, в условиях плохой видимости, командир немецкого крейсера SMS Pillau увидел на западе дымы, но решил, что это дымы собственных кораблей и не стал сообщать о них своему начальству.

Британские эскадры, опережаемые эсминцами, шли одна вслед за другой. Впереди шла 1-я эскадра крейсеров, за ней, отставая на 3 мили, 1-я эскадра легких крейсеров, а за ней, отставая на 10 миль, — эскадра линейных крейсеров. На левом фланге армады шла 6-я крейсерская эскадра. Командовал всеми кораблями вице-адмирал Пакенхэм.

В 08:30 линейные крейсера HMS Courageous и Glorious из 1-й крейсерской эскадры и Кардифф из 6-й эскадры легких крейсеров контр-адмирала Александера-Синклера увидели на востоке три группы немецких кораблей. В 08:37 HMS Courageous открыл огонь по одному из немецких крейсеров, а HMS Glorious по второму. 6-я эскадра крейсеров принялась обстреливать тральщики. 2-я немецкая разведывательная группа немедленно направилась в сторону противника и ответила огнем. Эсминцы поставили дымовую завесу, а тральщикам было приказано немедленно уходить на восток. Бегством спаслись почти все тральщики, лишь Kehdingen был потоплен артиллерией британских крейсеров.

Теперь немецкие крейсера, не беспокоясь больше о судьбе тральщиков, стали отходить на юго-восток, поставив еще одну дымовую завесу. От них до британских кораблей было примерно 13 км. 1-я британская крейсерская эскадра прекратила огонь. Примерно в 09:00 HMS Courageous дошел до дымовой завесы, повернул на юг и через семь минут вновь увидел 3 немецких крейсера, идущих прежним курсом. Чтобы поддержать 2-ю эскадру, вице-адмирал Пакенхэм направил к месту боя линейный крейсер HMS Repulse, о чем контр-адмирал Рейтер предупредил все немецкие корабли и авиацию, по-прежнему продолжая отход в сторону линкоров.

Линейный крейсер HMS Courageous

1-я британская эскадра крейсеров прошла сквозь дымовую завесу и в 09:20 она вновь открыла огонь. Через десять минут в бой вступила 6-я эскадра легких крейсеров, а сопровождавшие ее эсминцы попытались выйти в торпедную атаку, но были отогнаны огнем немецкой корабельной артиллерии. В 09:30 немцы поставили еще одну дымовую завесу. Контр-адмирал Нэпир, предполагая, что противник хочет заманить его на минное поле, повернул на 90 градусов влево, такой же маневр выполнили 6-я эскадра и идущий за ней HMS Repulse.

В 09:45 крейсер HMS Cardiff получил три попадания. Тогда Нэпир снова повернул на юго-восток, чтобы оказать помощь поврежденному крейсеру. В 09:58 вице-адмирал Пакенхэм подал сигнал всем крейсерам отходить к месту сбора. Адмирал Нэпир проигнорировал приказ и продолжал преследование противника — в 10:05 он доложил, что видит дымы шести немецких кораблей и обменивается с противником огнем. Чтобы заставить англичан отказаться от преследования, контр-адмирал Рейтер в 10:12 послал три эсминца 12-й флотилии в торпедную атаку на британские крейсера, однако торпеды прошли мимо цели.

Уходя от англичан, легкие крейсера SMS Frankfurt и Königsberg в 10:20 получили попадания снарядов HMS Repulse. В 10:50 немецкие крейсера опять поставили дымовую завесу, уже третью по счету. Контр-адмирал Нэпир, дойдя до условной линии, пересекать которую считал опасным, повернул обратно, но эскадры легких крейсеров продолжали погоню. В 10:40 серьёзные повреждения получил HMS Calypso. Снаряд пробил крышу боевой рубки и убил всех находившихся там, в том числе командира корабля капитана 1 ранга Эдвардса. Приборы управления артиллерийской стрельбой вышли из строя, и крейсер прекратил огонь.

В 10:50 в бой вступили SMS Kaiserin и Kaiser, британские легкие крейсера попали под сильный огонь. Крейсер HMS Caledon из 1-й эскадры получил незначительные повреждения от попадания снаряда в ватерлинию. Британские крейсера резко развернулись и стали выходить из-под обстрела под прикрытием HMS Repulse.

В последней стадии боя, в 10:50, повреждения получил и немецкий крейсер Königsberg. Попавший в него 381-мм снаряд последнего залпа с HMS Repulse пробил три дымовых трубы, разорвавшись в угольной яме. Возникший пожар привёл к выходу из строя одного парового котла и падению скорости до 20—24 узлов.

В 11:00 подошли немецкие линейные крейсера SMS Hindenburg и Moltke, но из-за сгущавшегося тумана долго преследовать противника они не смогли. Безуспешно действовала и германская авиация.

Потери и итоги

Немецкий флот потерял тральщик Kehdingen, в лёгкие крейсера попало 5 снарядов — был поврежден крейсер Königsberg. На германских кораблях погиб 21 человек, 40 человек было ранено, с тральщика Kehdingen англичане взяли плен 64 человека.

У англичан были повреждены 3 лёгких крейсера (HMS Caledon, Cardiff и Calypso), было убито и ранено около 100 человек. Британский флот не смог добиться результата из-за недоработки оперативного плана, упущений организационного характера. Командиры эскадр не знали, где расположены минные поля, и им пришлось действовать крайне нерешительно, вследствие чего огромный перевес сил в начальной стадии сражения не был использован. Немецкие корабли используя дымовые завесы, уберегли почти все опекаемые ими тральщики и без существенного ущерба вышли из трудного положения.

Бой в Гельголандском заливе доказал на практике справедливость мнения, что строительство крейсеров типа Courageous было ошибкой. Эти большие (19320 тонн), быстроходные (31 узел) и прекрасно вооруженные корабли (4 орудия 381 мм, 16 — 102 мм) оказались весьма уязвимыми из-за своей слабой брони, которую могли пробивать снаряды даже легких крейсеров противника.

Второе сражение в Гельголандской бухте

Проведя этот бой, британский флот убедительно доказал своё стратегическое превосходство, действуя в оперативных районах близ неприятельской базы. Вместе с тем, англичане проигрывали немцам тактически, будучи неспособны реализовать численный перевес. Германское же командование могло быть довольным подготовкой своих моряков, которые «отработали на пять баллов», выйдя с незначительными потерями из весьма непростой ситуации

Гельголандская бухта, являясь важной стратегической точкой, не раз становилась ареной сражений ещё в ХІХ веке. Выгодное транзитное положение превратило её в ключевую часть Северного моря, контролировать которую стремились многие противоборствующие стороны. Первая мировая война не стала исключением – ещё в начале конфликта (28 августа 1914 года) Гельголанд стал местом столкновения германского и британского флотов.

На пути ко второму сражению

С самого начала войны немцы постоянно минировали вход в бухту, чтобы прикрыть свою базу в Вильгельмсхафене, весьма уязвимую при отливах, обмелявших фарватер до полной невозможности вывода в открытое море кораблей 1-го ранга. В свою очередь, англичане минировали этот участок моря для блокирования вражеских сил в гавани. Усилия в этом направлении предпринимались впечатляющие – к 1917 году из 33 660 мин, установленных на Северном море, более двадцати двух тысяч приходилось на Гельголанд.

В бухте постоянно шла работа тральщиков и минных заградителей, которые являлись лёгкой мишенью для корабельной артиллерии из-за своей тихоходности и отсутствия брони. Это вынуждало обе стороны прикрывать свои малые корабли – например, Германия постоянно держала в заливе Яде дежурные крейсеры и даже линкоры. Такая концентрация сил обоих флотов стала причиной очередного масштабного столкновения в ноябре 1917 года.

Германские тральщики – главная мишень британского флота в Гельголандской бухте

Первую операцию по уничтожению германских тральщиков англичане провели в октябре, но большой отряд крейсеров и миноносцев не добился практически никаких результатов. Вместо запланированного уничтожения тральщиков с последующим ударом по их крейсерскому прикрытию у британцев получился «холостой выстрел». Потопив один пароход и десяток рыбацких траулеров, английская эскадра ушла из района операции.

Подготовка операции

Следующую атаку спланировали куда лучше – в частности, были привлечены данные агентурной и инструментальной разведки, раскрывшей график перемещения германских кораблей в Гельголандской бухте. Настало время крупной операции, которую назначили на 17 ноября. Силы британского флота шли тремя эшелонами. Передовой отряд состоял из восьми лёгких крейсеров из состава 1-й и 6-й эскадр, а также десяти миноносцев. С целью усиления отряду придали линейные крейсеры «Глориес» и «Корейджес». Командовал соединением контр-адмирал Тревельян Нэпир.

Линейный крейсер «Корейджес». Imperial War Museums (Collection No. 1900-01)

Оперативное прикрытие осуществлял второй эшелон: 1-я эскадра линейных крейсеров – «Лайон», «Принцесс Ройал», «Тайгер» и «Рипалс». По распоряжению главкома Дэвида Битти эти мощные корабли были усилены линейным крейсером «Нью Зиланд», что оказалось ошибочным решением. «Нью Зиланд» существенно замедлил эскадренную скорость без какого-либо выигрыша в артиллерийской мощи – его 305-мм орудия ничего не могли добавить к 343- и 381-мм пушкам 1-й эскадры. Командование соединением было возложено на контр-адмирала Ричарда Филлимора.

Дальнее прикрытие выполнялось 1-й эскадрой, имевшей в своем составе восемь линкоров, семь линейных и девять лёгких крейсеров, а также 29 эсминцев. Общее руководство операцией принял вице-адмирал Уильям Пэкинхэм.

Вице-адмирал Уильям Кристофер Пэкинхэм (1861–1933)

На практике британское соединение оказалось не таким грозным, как оно выглядело на бумаге – разрозненные силы были слабо скоординированы, что усугублялось сложной минной обстановкой. К тому же британское командование не предоставило командирам кораблей объективных данных касательно структуры минных заграждений, сковав манёвр и решительные действия всей эскадры.

Непосредственное прикрытие германских тральщиков в Гельголандской бухте осуществляла 2-я разведгруппа, в которую входили крейсеры «Кёнигсберг II», «Нюрнберг II» (28 узлов, 8×150-мм), «Пиллау», «Франкфурт» (27,5 узлов, 8×150-мм), 7-я флотилия миноносцев (S62), 14-я полуфлотилия миноносцев (G87, G92, G3, V83) и 12-я полуфлотилия миноносцев (V43, V44, V45). Силами общего прикрытия руководил капитан 1-го ранга Курт Грассхоф на линкоре «Кайзер». Кроме того, ему был придан однотипный линкор «Кайзерин». В ходе последовавшего боя из залива Яде вышло подкрепление: лёгкий крейсер «Штральзунд», 1-я флотилия миноносцев, а также линейные крейсеры «Гинденбург» и «Мольтке» (принять участие в бою они не успели). Ещё позже из базы вышли линкоры «Фридрих дер Гроссе» и «Король Альберт», которые также в сражении не участвовали. Командование всеми германскими силами в Гельголандской бухте осуществлял контр-адмирал Людвиг фон Рейтер.

Командир германского отряда крейсеров вице-адмирал Людвиг фон Рейтер (1869–1943)

Первые залпы

План англичан был прост и логичен – крейсеры первого эшелона должны были атаковать вражеские тральщики, а при появлении германских сил прикрытия в дело вступали линейные крейсеры второго эшелона и, по необходимости, линкоры резервной эскадры.

Утром 17 ноября на дежурное траление вышел отряд германских кораблей: 6-я полуфлотилия тральщиков, 2-я и 6-я вспомогательные полуфлотилии тральщиков, 12-я и 14-я полуфлотилии миноносцев и 4-я группа минопрорывателей. Их прикрывали лёгкие крейсеры 2-й разведывательной группы: «Кёнигсберг II», «Франкфурт», «Пиллау» и «Нюрнберг II». Общая поддержка была возложена на линкоры «Кайзер» и «Кайзерин» под командованием капитана 1-го ранга Грассхофа.

Линкор «Кайзер»

Авангардом британских сил выступала 1-я крейсерская эскадра, 6-я эскадра лёгких крейсеров вице-адмирала Эдвина Александр-Синклера двигалась левее, а 1-я эскадра лёгких крейсеров вице-адмирала Уолтера Коуэна прикрывала тыл соединения линейных крейсеров контр-адмирала Нэпира на дистанции трёх миль. 1-я эскадра линейных крейсеров шла в десяти милях за 1-й крейсерской эскадрой. В отступление от обычного порядка, англичане не проводили авиационную разведку по причине туманной погоды.

Германские силы выступили тремя отрядами. В центре двигались корабли поддержки, севернее – тральщики, а южнее – крейсеры 2-й разведгруппы. В 7:30 «Корейджес» вышел на дистанцию визуального обнаружения с отрядом германских тральщиков. В 7:37 прогремели первые залпы с «Корейджеса», обстрелявшего подошедший германский крейсер «Кёнигсберг II». В это же время в атаку на тральщики пошла 6-я эскадра лёгких крейсеров.

Отступление германских крейсеров

В прямом бою с линейными крейсерами германские лёгкие корабли не имели ни единого шанса уцелеть. Однако экипажи тральщиков действовали слаженно, спешно сбросив тралы, а крейсеры выставили дымовую завесу. Прячась в дыму, германское соединение ретировалось в восточном направлении (при этом крейсеры и миноносцы пошли чуть южнее, дав тральщикам шанс на отрыв от противника). Итогом первого столкновения стала потеря немцами вооружённого траулера «Кёдинген», который лишился хода и был потоплен.

Преследовать противника на полной скорости британцы не решились – слишком велик был риск нарваться на минное поле, скрытое дымами. Около 8:00 «Корейджес» форсировал дымзавесу, а через десять минут возобновил огонь. Вскоре к нему присоединилась 6-я эскадра и «Глориес». В это время фон Рейтер продолжал отступление, отлично понимая, что 381-мм снаряды представляют смертельную угрозу для его слабобронированных кораблей – слишком памятна была участь «Блюхера», «Шарнхорста», «Гнейзенау», «Майнца» и «Кёльна», погибших под залпами британских линейных крейсеров. Тем не менее, немцы активно отстреливались, а между 8:30 и 8:45 выставили ещё две дымовые завесы, которые на время помешали британцам вести огонь. Умелый манёвр германских крейсеров спас тральщики, которые уходили на скорости в 10 узлов, не будучи преследуемыми англичанами.

При тотальном превосходстве брони и веса бортового залпа (четыре германских крейсера против восьми британских) англичане несли чувствительные потери – лёгкий крейсер «Кардифф» попал под плотный огонь противника, получив снаряды в полубак, кормовую надстройку и отсек торпедных аппаратов. Расчётливое маневрирование немцев под прикрытием дымов не позволило британской эскадре реализовать численное преимущество – предельная дистанция, которую выдерживал фон Рейтер, крайне затрудняла процесс пристрелки, и фактически достать «немца» мог только главный калибр «Глориеса» и «Корейджеса», а также 152-мм артиллерия лёгких крейсеров. При этом расстояние превращало кормовую проекцию германских кораблей в крайне трудную мишень.

Примерно так выглядела дымовая завеса на море

Трудно сказать, был ли готов адмирал фон Рейтер к встрече со столь сильным и многочисленным врагом, но действовал он умело и решительно. Его крейсеры не только спасли подопечные тральщики и вели действенный огонь, но и отрабатывали важную тактическую задачу. Если англичане рассчитывали выманить основные силы неприятеля под залпы линкоров и линейных крейсеров, то фон Рейтер занимался ровно тем же и смог переиграть оппонентов тактически. Британцы устремились в погоню, растянув ударный «кулак» тяжёлых кораблей на весьма протяжённом участке. На финишной черте этого драматического забега корабли контр-адмирала Нэпира поджидал крайне неприятный сюрприз.

Германские линкоры вступают в дело

Пока фон Рейтер отступал, завлекая врага в ловушку, к погоне за ним подключился линейный крейсер «Рипалс». Контр-адмирал Филлимор действовал куда смелее своего коллеги. Рассудив, что маршрут германских вымпелов гарантированно не перекрыт минами, он приказал дать полный ход и вскоре приблизился к вражескому отряду на дистанцию синхронного залпа. Четыре носовых пушки британского крейсера открыли огонь.

Линейный крейсер «Рипалс» ведёт огонь главным калибром

Положение немцев стало угрожающим, когда они нагнали отступающие тральщики и вынуждены были потратить время на их прикрытие. Фон Рейтер скомандовал торпедную атаку под прикрытием дымовой завесы с миноносцев и крейсеров – никакого ущерба противнику она не нанесла, однако задержала его, и тральщики смогли спастись.

В 9:00 контр-адмирал Нэпир дал радиограмму командующему операцией Пэкинхэму о потере контакта с неприятелем. Тот скомандовал отход, но и «Рипалс», и крейсеры Нэпира продолжили преследование, проигнорировав приказ. Впрочем, ситуация менялась столь быстро, что трудно винить английских флотоводцев в вопиющем нарушении дисциплины.

Бой на острых курсовых углах продолжился. Около 9:40 лёгкий крейсер «Калипсо» был поражён в боевую рубку, где погибли все офицеры, включая командира корабля капитана 1-го ранга Эдвардса. Управление огнём было потеряно из-за повреждения приборов, а смерть всех старших офицеров и вовсе вывела корабль из активной фазы боя, пока командование не принял старший комендор. Удачное попадание немецких артиллеристов в «Калипсо» ознаменовало переломный момент в сражения.

Лёгкий крейсер «Калипсо», получивший серьёзные повреждения в бою. Imperial War Museums (Collection No. 1900-01)

Навстречу лёгким вымпелам фон Рейтера спешили германские линкоры «Кайзер» и «Кайзерин». В 9:30 оба корабля вышли в зону визуального контакта, а в 9:46 открыли огонь. Перед линейными крейсерами англичан возник сильный противник и пренеприятная перспектива боя против чрезвычайно мощных кораблей. К тому же, всего год прошёл со времени Ютландского сражения, где линейные крейсеры гибли один за другим под залпами германских дредноутов. Хотя 381-мм артиллерия «Рипалса», «Глориеса» и «Корейджеса» выглядела впечатляюще на фоне 305-мм германских пушек, бронирование и система непотопляемости линкоров «Кайзер» и «Кайзерин» были на высоте, а традиционно высокая выучка германских расчётов гарантировала неприятности в прямом столкновении. Поэтому после попадания вражеского снаряда в лёгкий крейсер «Каледон» англичане «поворотили бушприты» и стали отступать. Однако «Калипсо» и «Каледон» не остались неотмщёнными – на прощание 381-мм снаряд с «Рипалса» поразил «Кёнигсберг ІІ», пробив три дымовые трубы и разорвавшись в угольном бункере. На этом успехи британцев окончились – им надо было срочно уходить из-под огня вражеских линкоров.

Лёгкий крейсер «Кёнигсберг»

Окончание боя

Положение поменялось диаметрально – теперь англичане отступали, а германские корабли, получив огневое превосходство, могли броситься в погоню. Однако осторожный Грассхоф рассудил, что риск слишком велик – возможно, британцы подвели сильный резерв, который мог быстро разделаться с немногочисленными германскими вымпелами. Как известно, именно в этом и состоял расчёт англичан, так что тактической грамотности Грассхофа можно лишь аплодировать. Кроме того, отступая, англичане имели полную свободу манёвра и могли выбирать удобную дистанцию для боя – эскадренная скорость германского соединения упала до 21 узла из-за тихоходных дредноутов, в то время как британские корабли легко держали скорость около 25 узлов. Ситуация не изменилась даже с приходом германских подкреплений – линейных крейсеров «Мольтке» и «Гинденбург». Догонять британскую эскадру немцы не стали.

Итоги сражения

Подводя итоги, стоит отметить крайне низкую результативность огня британцев. «Глориес» истратил 57 снарядов главного калибра, «Корейджес» – 92, добившись одного попадания в крейсер «Пиллау» (выведено из строя одно орудие). «Рипалс» облегчил боеукладки на 54 снаряда, поразив «Кёнигсберг ІІ». Не лучше стреляли и с лёгких крейсеров – отчитавшись о расходе 2519 снарядов калибра 152 мм, комендоры записали на свой счёт всего три попадания. Немцы потеряли 21 человека убитыми и около 40 ранеными, уничтожив до сотни англичан.

Британский флот убедительно доказал своё стратегическое превосходство, действуя в районах близ неприятельской базы. Вместе с тем, англичане проигрывали немцам тактически, будучи неспособны реализовать свой численный перевес. Так, главком Дэвид Битти прямо указывал на крайне слабую подготовку артиллеристов, низкое качество снарядов и безынициативность оперативного руководства. В ходе разбирательства, инициированного Адмиралтейством, контр-адмирал Нэпир смог доказать, что не имел возможности для более решительных и агрессивных действий в силу своей полной неосведомлённости о вражеских минных заграждениях. Никаких санкций против него не последовало, а секретные карты с данными разведки впредь было решено передавать командирам флотских отрядов.

В целом, англичане не осилили ни одной из задач операции: тральщики врага не пострадали вовсе, а выманить их прикрытие под удар основных линейных сил не удалось. Вместо этого имела место долгая и безрезультатная погоня, вылившаяся в абсолютно бессмысленные потери личного состава и повреждения кораблей. Разделение же сил на эшелоны привело к тому, что дредноуты вступить в бой не успели и фактически оказались бесполезными.

Германское командование могло быть довольным подготовкой своих моряков, которые «отработали на пять баллов», выйдя с незначительными потерями из весьма непростой ситуации. Впрочем, судьба Германии решалась не на море, а её флот ожидал бесславный конец в гавани Скапа-Флоу, несмотря на всё мастерство экипажей.

Глава 1

Перед началом прохождения хочется отметить, что игра не линейна. То или иное действие может быть выполнено раньше или позже. Некоторые действия можно вообще не выполнять. Но для открытия всех бонусов лучше выполняйте все, что будет перечислено в данной статье.

Идем к ближайшей скале и видим аборигена. С земли подбираем ржавый гвоздь. На самой скале непосредственно замечаем птичье гнездо и забираем оттуда яйцо. Обращаем внимание на еще одно гнездо повыше, но до него пока нам не дотянуться. Идем к скале слева, исследуем её и в небольшом углублении натыкаемся на кострище. Поднимаем кремень и камень, расположенные у кострища. Идем в сторону подъема на один экран и с земли подбираем металлическую пластину, смотрим чуть дальше от нее и поднимаем червя. С правой стороны замечаем колючее растение. Поднимаемся на самый верх к деревянным балкам и с левой стороны поднимаем рогатину и срываем гриб чага, прикрепленный к балке. Спускаемся вниз и продолжаем свой путь вдоль скалы. Замечаем торчащую из земли деревянную балку. С правой стороны от нее поднимаем с земли морские водоросли. Применяем на балку камень из своего инвентаря. Подбираем ржавую железку и деревянные обломки. Идем в сторону каменной арки и на ее левой стороне находим устрицы: первую, вторую и третью. В водоеме замечаем плавающую рыбку. Проходим на другую сторону пляжа, с правой стороны на скале берем лишайник. С левой стороны замечаем черепашьи следы. Раскапываем черепашье гнездо и находим черепашьи яйца и сундук. Забираем яйца, а с помощью ржавого гвоздя открываем сундук. Находим телескоп и серебряные монеты. Применяем на телескоп камень и получаем линзу. Впереди нас замечаем еще одно черепашье гнездо. Раскапываем его и забираем из гнезда черепашьи яйца. Идем еще дальше и видим, как два краба поедают убитого дикобраза. Слева от них подбираем пальмовую ветвь и зеленый кокос. Берем лишайник и закрываем инвентарь. Выжидаем момент, когда крабы отвернутся от нас, и с помощью лишайника берем их по очереди. Забираем тушку дикобраза. Разворачиваемся назад и поднимаем с земли кокосовый орех. Идем назад, с пальмы упадет зеленый кокос. Поднимаем его. Собрав все возможные предметы, начинаем их использовать. Открываем инвентарь и применяем ржавый гвоздь поочередно на все имеющиеся яйца. Объединяем камень с металлической пластинкой и получаем лезвие ножа. С помощью лезвия открываем две устрицы. Пытаемся открыть третью устрицу, но лезвие сломается. Не беда, используем камень на ржавую железку и получаем еще одно лезвие ножа. Открываем третью устрицу. Применяем лезвие на кокосовый орех и получаем очищенный кокс и кокосовое волокно. Используем еще раз лезвие на уже очищенный кокос. Объединяем лезвие ножа с деревянным обломком от торчащей балки – получаем нож с деревянной ручкой. Возвращаемся к подножию скалы и срезаем колючую ветвь акации, но в инвентаре окажутся только шипы. Поднимаемся к деревянным балкам, закрывающим проход, и срезаем висящую на них тонкую лиану. Возвращаемся к кострищу. Разбираем деревянный нож и объединяем лезвие ножа с кремнем. Полученное кресало объединяем с лишайником и пальмовой ветвью. Кладем костер из инвентаря в кострище. Используем на костер крабов. Идем к подножию скалы, на которой расположены два птичьих гнезда. Применяем на верхнее гнездо деревянный обломок от балки. Подбираем птичьи перья. Теперь вспоминаем про плавающую в водоеме рыбку, и приходим к выводу, что нам нужна удочка. Применяем на костер шипы акации и получаем крючки. Открываем инвентарь и объединяем крючки, червей, рогатину и тонкую лиану, в итоге получаем удочку. Идем к арке и применяем на водоем удочку. Возвращаемся к костру и поджариваем пойманную рыбу. Поднимаемся наверх и отодвигаем балки.

Подбираем с земли молодую пальмовую ветвь. Идем вперед и попадаем на развилку из трех направлений. В левой стороне замечаем желтый дым, также левее тропинки видим растущее растение под названием гибискус. Срезаем стебель гибискуса с помощью ножа, а также очищаем молодую пальмовую ветвь в инвентаре от листьев с помощью все того же ножа. Объединяем стебель гибискуса и очищенную пальмовую ветвь – получаем лук. Для начала займемся сборами предметов. Идем в противоположную сторону от дыма и попадаем еще на одну развилку. Идем направо и оказываемся у подножия старой мельницы, каменная лестница к которой развалена. Подбираем с земли три шишки и форму для изготовления кирпичей. Возвращаемся на развилку и идем уже прямо. Наткнемся на висящее пугало. Снимаем с него обноски и получаем четыре грязные тряпки. С земли подбираем два апельсина и два лимона. Срезаем пшеницу и получаем колоски и солому. Подвергаемся нападению злых обезьян, кидающихся камнями. Идем назад к развилку и спускаемся в сторону берега на один экран. С правой стороны видим клен, делаем надрез на стволе с помощью лезвия. Выделяется кленовый сироп, но посуды для него у нас пока нет. Спускаемся ниже к реке. Пьем из водоема, а затем применяем на него четыре грязные тряпки. Возвращаемся к первому развилку и идем в сторону желтого дыма. Натыкаемся на горячий источник. Напротив него видим дерево, внизу которого лежит змея. Применяем на змею рогатину. С помощью лезвия ножа срезаем куст рядом со змеей, а на дереве делаем надрез. Забираем каучук из разреза. Освобождаем змею, забрав рогатину. Идем в сторону столбов с проводами и с левой стороны срезаем куст белладонны . В инвентаре объединяем рогатину и каучук. Подготовившись морально, идем на войну с обезьянами. С помощью рогатки стреляем в обезьян до тех пор, пока шкала вверху экрана не опустеет.

Проходим в сторону разрушенных зданий. Подбираем с земли бревна и заходим внутрь небольшого помещения. Натыкаемся на обезьянку, которую решаем назвать Юп. Применяем на обезьянку чистую тряпку. Со стола в правой стороне забираем еще одну форму для изготовления кирпичей. Возвращаемся к пугалу и спускаемся в сторону воды. Поднимаем с земли ствол бамбука и срезаем молодые пальмовые ветви, с левой стороны подбираем глину, а с правой стороны срезаем ствол бузины и ветви среднего по величине бамбука. С правой стороны от глиняной лужи замечаем пень. Срезаем с пня прутья и кору ивы. Объединяем в инвентаре глину и форму для изготовления кирпичей и берем еще раз кусок глины. Снова объединяем глину с другой формой для изготовления кирпичей и на этот раз берем последний кусок глины. Идем к нашему костру в начале пути. На берегу замечаем тушку тюленя. Разделываем ее в инвентаре с помощью лезвия ножа. Обжигаем кирпичи на костре (все). Проходим через арку и идем в самую дальнюю часть пальмовой рощи. С помощью рогатки сбиваем кокос, висящий на одной из пальм. Подбираем его и возвращаемся к разрушенной каменной лестнице у мельницы и применяем кирпичи на нее. Поднимаемся наверх. С земли подбираем деревянные вилы и металлические вилы. С каменной стены срываем виноград, а с пенька забираем парусину. Подбираем рассыпавшиеся медные монеты. Читаем надпись в сундуке – это инструкция по изготовлению аккумулятора. Открываем инвентарь и объединяем: лимон + чистая тряпка + медные монеты + серебряные монеты + бамбук. Заряжаем батарею (автоматически) и теперь можем прочитать новости, узнать место нашего расположения с помощью GPS. Также стала доступна энциклопедия, с помощью которой можно узнать подробнее о любом предмете, расположенном у нас в инвентаре.

Глава 2

Заходим на мельницу и выходим из нее. Подбираем с земли упавшую на нас кирку. Теперь идем в сторону помещения, внутри которого сидит больная обезьянка. Применяем кирпичи на каменную печь с правой стороны. На земле с правой стороны от печи расположены меха, но, так же как и печь, их необходимо починить. Применяем на меха шкуру тюленя. В инвентаре объединяем лезвие ножа и кремень, а затем кресало объединяем вместе с бревнами и горючим грибом чага. Кладем костер в печь. Заходим в помещение с обезьянкой и применяем глину на гончарный круг с правой стороны. Забираем посуду и обжигаем ее в печи. Возвращаемся к клену и наполняем глиняную миску кленовым сиропом. Спускаемся к берегу и применяем обычное “действие” на воду. В инвентаре появляется миска, наполненная водой. Объединяем кору ивы и миску с водой. Наполняем еще одну миску водой и объединяем с целительным растением. Зачерпнем в третью миску воды и идем к обезьянке. Применяем миски с лекарственными настоями и кленовым сиропом (из сиропа получится спирт) на огонь в печи. Даем лекарственные отвары Юпу. Кормим обезьянку – 2 апельсина и 3 шишки.

Выходим из помещения и идем к мельнице. Замечаем, что сидящая на дереве обезьянка не дает крутиться лопастям мельницы. Открываем инвентарь и применяем виноград на Юпа, после чего применяем Юпа на обезьянку, сидящую на дереве рядом с мельницей. Используем парусину на лопасть мельницы. Заходим внутрь мельницы, открываем инвентарь и даем Юпу тюлений жир. Применяем обезьянку на трубу по центру мельницы. Кладем в жернова колосья пшеницы и забираем снизу получившуюся муку. Вспоминаем длинную лиану, висящую около разрушенной каменной лестницы. Направляемся туда, даем Юпу лезвие ножа и применяем обезьянку на лиану. Получаем крепкую лиану.

Бежим на берег к скале, где мы видели аборигена в самом начале своего путешествия. Некоторое время походим взад – вперед и раздается звонок мобильного телефона. Звонит мама, разговариваем с ней и в конце вспоминаем про вкусный яблочный пирог. У нас есть все ингредиенты, кроме яйца, чтобы приготовить, пусть и не яблочный, но любой другой фруктовый пирог. Даем Юпу длинную и прочную лиану и применяем на скалу. Поднимаемся наверх. С земли подбираем ноты, ключ и водолазный костюм. Обращаем внимание на труп капитана Немо. С левой стороны от входа видим гнездо и забираем оттуда птичье яйцо. Спускаемся вниз и идем к костру. Открываем инвентарь и объединяем: лимон + яйцо + мука + сахар. Выпекаем пирог на костре. Поднимаемся снова наверх. Идем в правое помещение. С левой стороны берем большие доски. Смотрим дальше и видим деревянные полки. Берем снизу моток проволоки, чуть выше — отвертку, молоток, дробь, гвозди. С правой стороны открываем сундук, стоящий на полу. Берем оттуда две рубашки и три фитиля. Изучаем карту, висящую на стене. Проходим к пушке, расположенной у окна. Осматриваем стол справа от нее. Снизу берем слайды, чуть правее переворачиваем книжку с записями химических процессов, а еще правее забираем цинковые прутья и стеклянный тубус. Рядом с пушкой забираем бочку с порохом и пушечное ядро.

Идем во второе крыло. С левой стороны подбираем древесный уголь, а с пола — стальную цепь. Проходим к окошку. С левой стороны забираем паровой котел, с правой стороны – бак, змеевик и гриб чага. Осматриваем карту, висящую на стене. Разводим огонь в камине: кресало + чага + ящик каменного угля. Объединяем паровой котел + бак + змеевик и ставим полученное устройство на плитку над камином. Применяем на устройство кленовый сироп и получаем спирт.

Идем к останкам капитана Немо. В инвентаре объединяем доски, гвозди и молоток. Применяем получившийся гроб на останки капитана. Щелкаем по треножке, а затем по гробу. Подходим к каменной арке и забираем большую устрицу. Открываем ее с помощью ножа и находим черную жемчужину. Пытаемся попасть наверх, но противная обезьяна скидывает лестницу. Забираем веревочную лестницу и идем к водоему, в котором мы набирали в миску воду. Подходим к краю и на правой стене замечаем кирпичную кладку. Применяем на это место кирку и проламываем проход. Войти туда не получиться, т.к. слишком темно. Идем на мельницу и применяем на жернова бочку с порохом. Направляемся к горящей печи и кидаем в нее высохшие водоросли, получаем соду. Объединяем соду и тюлений жир, вследствие чего получаем мыло и две кружки глицерина. Подогреваем миску воды и объединяем ее с кружкой глицерина. Соединяем воск с фитилем и получаем свечу. Применяем мыло на Юпу. Объединяем солому и сухожилия тюленя, после чего применяем тюфяк на нашу обезьянку.

Идем к обвалившемуся мосту, слева от которого лежит мышь. Даем Юпу веревочную лестницу и применяем обезьянку на столб, находящийся справа от моста. Переходим на другую сторону и сталкиваемся с другой злой обезьяной. С правой стороны подбираем поломанную клетку, с левой стороны — кусок серы. Объединяем прутья и поломанную клетку в инвентаре. Идем к серному источнику, рядом с которым находится змея. Обездвиживаем змею с помощью рогатины и применяем на животное клетку. Возвращаемся на другую сторону моста и применяем клетку со змеей на обезьяну. Подбираем уголь и идем вперед. С правой стороны на камне берем кристаллы сульфата железа, а с левой стороны – поташ.

Возвращаемся к темному тоннелю у речки и применяем свечу на тоннель. Проходим внутрь и спускаемся вниз. Натыкаемся на обезьяну и даем ей спирт. Подбираем с пола сломанный карбоновый фонарь, а также сзади нас – ружье. Объединяем в инвентаре ружье, порох и дробь. Вспомнив о деревянном луке у нас в инвентаре, сделаем для него стрелы. Объединяем в инвентаре прутья, перья, иглы дикобраза, после чего соединяем стрелы с луком. Идем вперед и с правой полки забираем сломанный карбоновый фонарь, немного серной кислоты, серу и сломанный проектор. Заряжаем два фонаря, расположенных у нас в инвентаре, аккумулятором. Читаем надпись на стене и берем немного воды, из емкости снизу. Спускаемся по лестнице вниз. Подбираем водолазный шлем и баллон для воздуха. Со стены берем кусок селитры. Собираем водолазный костюм. Для этого объединяем в инвентаре шлем, воздушный баллон, водолазный костюм и фонарь. При попытке войти в воду на нас нападает аллигатор. Можно подстрелить его с помощью лука, либо ружья. Но лучше всего сделать следующее – объединяем тушку дикобраза с белладонной и бросаем в воду. Спускаемся в воду.

Перед нами “Наутилус” капитана Немо. Поднимаемся наверх и жмем на красную кнопочку. Появляются роботы-стражи. Оказавшись у лестницы, карабкаемся наверх и бежим к пушке. Открываем затвор и добавляем ядро, порох и дробь. Если Вы зарядили ружье, то разъедините его, чтобы в инвентаре появился порох. Сбиваем робота. Заранее поджигаем фитиль с помощью курсора в виде спички. В момент, когда фитиль догорит, робот должен быть в мишени по центру. Убив робота, спускаемся на пляж и забираем деталь от железной машины — антиграв. Возвращаемся наверх.

Подходим к устройству в последней комнате. Переплавляем с помощью него кристаллы сульфата железа и применяем жидкость на селитру. Разогреваем смесь опять же с помощью устройства и получаем азотную кислоту. Спускаемся по лестнице вниз и берем еще кусок селитры. Объединяем селитру, серу и древесный уголь – получаем порох. Заряжаем ружье. Объединяем азотную кислоту и глицерин – получаем нитроглицерин. Объединяем стеклянную банку с серной кислотой, азотную кислоту и ствол бузины – получаем пироксилин.

Подходим к лестнице, ведущей к подводной лодке “Наутилус” и обращаем внимание на табурет и белое полотно на стене. Объединяем в инвентаре слайды, сломанный проектор, фонарь, линзу и ставим проектор со слайдами на табурет. Просматриваем фотографии.

Спускаемся к пляжу. Прежде, чем идти вперед, рекомендую открыть инвентарь и выбрать ружье. Идем к арке и подвергаемся атаке робота. Убиваем его и забираем антиграв и ключ. Следуем к кострищу. Обращаем внимание на сломанного робота. Отключаем его следующим образом. Каждой букве слова NAUTILUS даем свой порядковый номер. N – 1, A – 2, U – 3, T – 4, I – 5, L – 6, U – 7, S – 8. Осматриваем панель управления робота. Вверху экрана 4 клетки с буквами. В середине расположена панель с цифрами для ввода. Сопоставляя буквы сверху с их порядковыми номерами, вводим код. Например, если вверху буквы NIST, то вводим код 1584. Забираем поломанный ключ и антиграв.

Поднимаемся наверх в комнату капитана Немо и выходим через другой тайный вход, который мы проделали киркой. С помощью ружья убиваем робота. Подбираем антиграв и поврежденный ключ. Поднимаемся в сторону мельницы и останавливаемся у развилки. Объединяем в инвентаре рубашку, прутья молодого бамбука, моток проволоки и получаем воздушного змея. Отдаем змея Юпу и применяем обезьянку на столб, расположенный рядом с развилкой. Смотрим в сторону мельницы и замечаем, если до сих пор не заметили, очередного робота. Обходим его сзади — идем в сторону висящего пугала, а затем через место, где мы нашли Юпа. Стреляем не в робота, а в веревку над ним, которая держит бревно. Подбираем антиграв и поврежденный ключ. Идем в сторону глиняной лужи (налево от висящего пугала). Берем глину. Объединяем в инвентаре фитиль, глину, нитроглицерин и получаем динамит. Берем еще глины. Объединяем в инвентаре азотную кислоту, глину, поташ, цинковые трубы и стеклянный тубус и получаем батарею Беккереля. Берем еще глины и направляемся в сторону спуска на пляж. По пути забираем у убитого молнией робота антиграв и поврежденный ключ.

Глава 3

Теперь у нас в инвентаре находятся 6 антигравов и 5 ключей. В четырех поврежденных ключах светится по одному зеленому кристаллику. Вытаскиваем их с помощью отвертки. В пятом ключе кристаллы не светятся. Объединяем кристаллы с пятым ключом.

Спускаемся вниз в сторону пляжа и натыкаемся на лазерную ловушку. В инвентаре объединяем металлические вилы, железную цепь и в итоге получаем токоотвод. Используем его на лазерные лучи. Даем Юпу отвертку и применяем его на панель с красными лампочками на скале. Перед нами головоломка. С помощью переключателей сверху и справа меняем положения переходников, расположенных вертикально и горизонтально соответственно. Нам нужно, чтобы лампочки с левой стороны загорелись зеленым светом. Суть головоломки понять легко, но сама по себе она сложная. Можно воспользоваться другим методом – дать Юпу динамит и отправить на подрывные работы (щелкнуть на панель).

Направляемся к “Наутилусу”. Поднимаемся наверх и с помощью лука либо ружья убиваем робота. Применяем на панельку с красной кнопкой и зеленым отверстием наш сделанный ключ. Для того чтобы попасть внутрь корабля, нужно ввести код. Смысл загадки схож с тем, с помощью которого мы отключали робота. К четырехзначному числу сверху добавляем цифры 1860 соответственно, взятые из названия корабля. Например, если вверху написано число 3035, то вводим 4895.

Спускаемся вниз. Применяем на Юпа антиграв и направляем обезьянку на рычаг с правой стороны. Проходим внутрь и видим обвалившийся мост. Идем вплотную к мосту и применяем на него два антиграва. Подходим к железной трубе с проводами и двигаем ее к мостику. Подходим к двери. Осматриваем панель на двери. Нужно собрать букву “N”. Поворачиваем стоящие на панели квадратики в положение, показанное на рисунке. Далее чуть ниже видим недостающие квадратики. Вставляем их в панель и поворачиваем так, чтобы получилась нужная буква. Открыв дверь, внутрь не проходим, а спускаемся вниз по ступенькам, на которые был обрушен мост. Осматриваем панель на нижней двери. Суть загадки заключается в следующем: в верхней строке вводим число 1860, в нижней панели любые буквы, которые присутствуют в слове “NAUTILUS”. Заходим внутрь. Подходим к сейфу с левой стороны комнаты. С помощью мини-игры “Пятнашки” собираем изображение буквы “N”. Не хотите мучиться? Воспользуйтесь сейвом “Пятнашки”. Тянем за два рычага внутри сейфа. Подходим к органу в конце комнаты. Применяем на него ноты и тянем за рычаг.

После прослушивания мелодии стараемся изучить все предметы, расположенные к комнате – на стенах, в сейфе и т.д. Сохраняемся перед разговором с роботом. Нам предстоит ответить на 7 вопросов, чтобы робот начал нам подчиняться. Есть одно право на ошибку, после второй ошибки – смерть. Рекомендую сохраняться сразу после того, как робот задаст свой вопрос. Для того чтобы дать ответ, необходимо нажать левой кнопкой мыши на любой “активный” предмет в комнате. Вот все вопросы, которые могут вам попасться:

№1
Великий учитель великого воина.
Познания его превзойдены едва ли.
Какой его труд в полном объеме
За долгие годы лишь вы прочитали?
Ответ: Аристотель. “Поэтика”. IX век. Перевод на арабский. 32 главы: трагедии и комедии

№2
В нем жидкий цвет мерцает серебром,
Он мерит то, что взгляд узреть не смог.
Пока он с теми, кто не покинул дом.
Ни шторм, ни буря не застанут их врасплох.
Ответ: Ртутный барометр

№3
Возьми дерево дуб и загадочных инков,
Получишь оружие давних времен,
Хоть и самое новое здесь. Из рук диких,
До сих пор независимых древних племен.
Ответ: Дубина аборигена

№4
Из воды поднимается хищник
Беспощадный и страх наводящий,
Хладнокровно поживу ищет,
На крыльях прозрачных парящий.
Ответ: Стрекоза

№5
Сестра сияющих в ночи огней,
Она лежит на дне во тьме морских миров.
Глаза ее же на руках у ней,
А руки эти отрастать умеют вновь.
Ответ: Морская звезда

№6
Что за бумаги, унесенные волной,
Пролили б свет ан участь капитана?
И “Буассоль” уж не воротится домой,
И “Астролябия” – добыча океанов…
Ответ: Покрытая узорами металлическая шкатулка XVIII века. В ней находятся письма, отправленные из морского департамента Фарнции знаменитому капитану Лаперузу в течение его экспедиции к Соломоновым островам.

№7
Кто словно оружием вооружен
Своим длинным носом, будто ножом,
Кто один из быстрейших пловцов глубины,
Кто украшение этой стены?
Ответ: Рыба-меч

Глава 4

№8
Он острова образует и рифы
Он – красота и коварство морей,
Он – гибель судов, проплывающих мимо,
И он же – спасение для многих людей.
Ответ: Коралл – полип

№9
В стране поднебесной чудеснейших сказок
Пятьсот лет назад изготовлена вещь.
На дне океана, что Тихим был назван,
Ее только волны сумели сберечь.
Ответ: Китайская фарфоровоя ваза времен династии Юань

№10
Белы словно снег, остры словно клинок –
О, сколько жертв – это знает лишь Бог.
Один за другим поднимаясь рядами,
Они убивают, терзают и ранят…
Ответ: Акульи зубы

№11
Что за святыню жестокой религии
Похитил испанец когда-то давно?
Чье проклятье настигло его в бухте Виго,
Чье возмездие корабль пустило на дно?
Ответ: Скипетр ацтеков

№12
Пять зубов,
И несчетное количество ног;
Сам не тронет –
И ты его лучше не трогай!
Ответ: Морской еж – ехинодерм

№13
Ракушка эта при своей красе
На первый взгляд такая же, как все.
Но все же в коллекцию она попала к вам
Что в ней особого, скажите, капитан?
Ответ: Жантин – моллюск (спираль раковины закручена против часовой стрелки, в отличии от других)

№14
Кто веселится как мастерица –
Пусть нет ни ножек, ни копытец?
Это ничего не значит, —
Плавает как будто скачет.
Ответ: Морской конек

№15
Укрывшись от мира в скорлупке своей,
Он почти ваш двойник, капитан!
Да, он может покинуть отшельничий склеп,
Но милее ему океан.
Ответ: Аргонавт или Наутилус

№16
Водой пропитана насквозь,
Хотя сама не пьет воды,
Она и пользы не приносит,
И не годится для еды.
Ответ: Губка – полип

№17
Когда вещество превращается в “звезды”,
То это сулит непогоду.
И путник разумный, покуда не поздно,
Стремится укрыться от гнева природы.
Ответ: Грозовое стекло

№18
Чем мы способны измерять,
И расстояние, и время,
И цель свою не потерять,
Координаты все измерив?
Ответ: Хронометр

№19
Мой капитан, что вами бережно хранимо?
И что дороже всех сокровищ мира?
Ответ: Картина на дверце сейфа (капитан с семьей)

№20
Умен, дружелюбен и много людей
Он спас от погибели в хладной воде.
Хоть с виду он рыба – но это не так…
Но кто он, скажите, о мой капитан?
Ответ: Дельфин

№21
Она черна, как тягостные думы,
Лежит на ложе красном, как вино.
Ее узрев, весь мир бы обезумел,
Но миру взять ее не суждено.
Ответ: Черная жемчужина

Пояснение. Этот объект, черная жемчужина, находится у нас в инвентаре. Подходим к витрине, на которой лежат разные жемчужины. Так же на витрине валяется железная труба. Щелкаем по трубе левой кнопкой мыши, чтобы убрать с витрины. Применяем жемчужину из нашего инвентаря на пустую коробочку для жемчуга. Указываем на жемчужину.

№22
Кто за солнцем следит неустанно
Стеклянным единственным оком,
Чтобы знал капитан постоянно
Берег близко или далеко?
Ответ: Секстант

Фолклендские (Мальвинские) Острова: История

Острова были необитаемы, когда они были сначала обнаружены европейскими исследователями, но есть свидетельство, что индусы Patagonian, возможно, достигли Фолклендских островов в каноэ. Экспонаты включая размерные стрелки и остатки каноэ были найдены на островах. Есть также присутствие Фолклендской лисы Острова, или Warrah (теперь потухший), но они, возможно, достигли островов через перешеек, когда уровень моря был намного ниже во время последнего ледникового периода. Группа островов в Фолклендской области Острова появилась на картах с начала 16-ого столетия, предлагая или Фердинанд Мэджеллэн или другая экспедиция 1500-ых, возможно, увидел их. Америго Веспуччи, возможно, увидел острова в 1502, но он не называл их. В 1519 или 1520, Эстебан Гомес, капитан в экспедиции Мэджеллэна, столкнулись с несколькими островами. Члены его команды назвали их «Ильа де Сансоном y де лос Патос» («Острова Сэмсона и Уток»). Этими островами был вероятно Джейсон Ислэндс, к северо-западу от Западных Фолклендов, но названия «Ильа де Сансон» (или «Сан Антон,» «Сан Сын,» и «Ascensión») использовались для Фолклендских островов на испанских картах во время этого периода. Реалы Piri, турецкий адмирал периода, который потянул замечательно точные карты, также показали острова на его картах, которые, возможно, хорошо были Фолклендскими островами.

Потухший warrah был единственным млекопитающим по рождению, найденным на островах на открытие европейцами.

Есть некоторый спор относительно первого европейского исследователя, который увидит острова. Острова появляются на многочисленном испанском языке и других картах, начинающихся в 1520-ых. Английский исследователь, Джон Дэвис, командующий Желания, одно из судов, принадлежащих второй экспедиции Томаса Кэвендиша в Новый Мир, зарегистрированы как посещавший острова в 1592. Он был отделен от Плиточного табака недалеко от берега того, что является теперь южной Аргентиной серьезным штормом и обнаружило острова. Некоторое время острова были известны как «Дэвис Лэнд». В 1594, английский командующий Ричард Хокинс, посетил острова. Комбинируя его собственное название с той из Королевы Элизабет I, «Девственная Королева», он дал островам название Maidenland «Хокинса.» Многие дают кредит Дучмэну Себальду де Веэ, голландскому моряку, который обнаружил острова в 1600.

В январе 1690, английский моряк Джон Стронг, капитан Благосостояния, достигал Пуэрто Deseado (теперь в Аргентине); но прогнанный курс противоположными ветрами, он достиг Островов Sebald вместо этого и приземлился в Смелой Бухте. Он приплыл между двумя основными островами и назвал проход «Фолклендским Каналом» (теперь Фолклендский Звук), после Энтони Кэри, 5-ого Виконта Фолклэнда, который, поскольку Специальный уполномоченный Адмиралтейства финансировал экспедицию (Сборник решений канцлерского суда позже стал Первым Богом Адмиралтейства). Группа острова позже взяла свое английское название от этой массы воды.

Начиная с их открытия у Фолклендских островов была сложная история. Франция, Великобритания, Испания, и Аргентина все требовали владения в некоторое время, и установили и оставили урегулирования на островах. Кризис Фолклендских островов 1770 был почти причиной войны между франко испанским Союзом и Великобританией. Аргентина вступала во владение и продолжала требование испанского правительства после своей декларации независимости в 1816 и войны независимости в 1817. Американский военный корабль США шлюпа Лексингтон разрушил аргентинское урегулирование в Порт-Луи 28 декабря 1831 и Соединенном Королевстве, возвратился в острова в 1833. Аргентина продолжила требовать суверенитета по островам, и в 1982 военная хунта использовала спор как предлог, чтобы вторгнуться и кратко занять острова. Целевая группа Соединенного Королевства победила войска занятия и возвратила острова британскому контролю в войне Фолклендских островов длиной в месяц двух.

Первое урегулирование на Фолклендских островах было в 1764. Это назвали Портом С-Луи и было основано французским навигатором и военным начальником Луи Антуаном де Бугенвилем на Звуке Беркли, в современном Порт-Луи, Восточных Фолклендах.

Джон Байрон, Джошуа Реинолдсом, 1759.

В январе 1765, британский капитан Джон Байрон, не сознающий французское присутствие, исследуемого и требуемого Сондерса Ислэнда, в западном конце группы, где он назвал гавань Порта Эгмонтом. Он приплыл около других островов, которых он также требовал Короля Джорджа III. Британское урегулирование было построено в Порту Эгмонт в 1766. Также в 1766, Испания приобретала французскую колонию, и после того, чтобы брать на себя эффективное управление в 1767, поместил острова при подчиненном губернатора колониальным властям Буэнос-Айреса. Испания напала на Порт Эгмонт, заканчивая британское присутствие там в 1770. Изгнание британского урегулирования ставило эти две страны на грань войны, но мирный договор позволил британцам возвращаться, чтобы Держать Эгмонта в строевой стойке в 1771 ни с каким суверенитетом отказа от стороны.

В результате экономических давлений, следующих из предстоящей американской войны за независимость, Соединенное Королевство решило уйти односторонне из многих из ее заграничных урегулирований, включая Порт Эгмонт, в 1774. После ее изъятия в 1776 Великобритания оставила позади мемориальную доску, утверждая ее требования. С 1776 до 1811 Испания поддержала урегулирование, которым управляют из Буэнос-Айреса как часть Вицелицензионного платежа Ла-Платы. При отъезде в 1811, Испания также оставила позади мемориальную доску, утверждая ее требования.

6 ноября 1820, Полковник Дэвид Джьюетт поднял флаг Объединенных Областей Речной Пластины (Аргентина) в Порт-Луи. Джьюетт был американским моряком и капером в занятости бизнесмена Буэнос-Айреса Патрика Линча, чтобы руководить его судном, фрегат Heroína (Линчуйте, получил корсара licencefrom Буэнос-Айрес Высший Директор Хосе Рондео). Джьюетт поместил в острова в предыдущем месяце, после пагубного восьмимесячного рейса с большинством его инвалида команды цингой и болезнью. После отдыха в островах и восстановления его судна он возвратился в Буэнос-Айрес.

Занятие началось в 1828 с фонда урегулирования и исправительной колонии. Военные корабли Соединенных Штатов разрушили это урегулирование в 1831 после того, как аргентинский губернатор островов Луис Вернет захватил американские охотничьи суда печати во время спора о правах рыболовства. Сбежавшие заключенные и пираты были оставлены позади. В ноябре 1832, Аргентина послала другого губернатора, который был убит в мятеже.

В январе 1833, британские силы возвратили и сообщили аргентинскому командующему, что они намеревались подтвердить британский суверенитет. Существующим поселенцам разрешили остаться, с ирландским членом урегулирования Вернета, Уильямом Диксоном, назначенным как губернатор Островов. Представителю Вернета, Мэтью Брисбэйну, возвращенному позже в том году и, сообщили, что у британцев не было никаких возражений на продолжение деловых предприятий Вернета, если не было никакого вмешательства с британским контролем.

Дорожный знак к капиталу.

Королевский флот построил основу в Стэнли, и острова стали стратегическим пунктом для навигации вокруг Мыса Горн. Первая мировая война военно-морское сражение, Сражение Фолклендских островов, имела место в декабре 1914, с британской победой над немцами. Во время Второй мировой войны Стэнли служил станцией Королевского флота и обслуживал суда, которые приняли участие в Сражении Речной Пластины.

Суверенитет по островам снова стал проблемой в последней половине 20-ого столетия. Аргентина, в преследовании ее требования островов, видела создание Организации Объединенных Наций как возможность представить ее случай перед остальной частью мира. В 1945, после подписания ООН Чартер, Аргентина заявила, что это зарезервировало свое право суверенитету островов, так же как свое право возвратить их. Соединенное Королевство ответило в свою очередь, заявляя, что, поскольку существенное предварительное условие для выполнения ООН Решение 1514 (XV) относительно деколонизации всех территорий все еще под оккупацией иностранными войсками, theFalklanders сначала должно было голосовать за британское изъятие на референдуме, который будет проведен по проблеме.

Переговоры между британскими и аргентинскими иностранными миссиями имели место в 1960-ых, но были не в состоянии прийти к любому значащему заключению. Главная точка преткновения на всех переговорах была то, что две тысячи жителей главным образом британского спуска предпочли, что острова остаются британской территорией.

Гельголанд

Гельголанд
нем. Helgoland
Гельголанд. На заднем плане — Дюне
Флаг Герб
54°10′57″ с. ш. 7°53′07″ в. д.HGЯOL
Страна Германия Германия
Земля Шлезвиг-Гольштейн
Район Пиннеберг (район)
Глава Франк Боттер
(СДПГ)
История и география
Площадь 1,7 км²
Высота центра 40 м
Часовой пояс UTC+1, летом UTC+2
Население
Население 1370 человек (2012)
Плотность 805,88 чел./км²
Официальный язык фризский
Цифровые идентификаторы
Телефонный код +49 4725
Почтовый индекс 27498
Автомобильный код PI
Официальный код 01 0 56 025
helgoland.de (нем.)
Гельголанд
Аудио, фото и видео на Викискладе

Ге́льголанд, Хе́льголанд (нем. Helgoland) — архипелаг (до 1720 года — единый остров) в Гельголандской бухте на юго-востоке Северного моря, принадлежит Германии.

Состоит из одноименного острова площадью 1 км² с населением 1370 человек (на 2012 год) и острова Дюне площадью 0,7 км² и без постоянного населения в километре восточнее, на котором расположен аэродром.

Входит в состав федеральной земли Шлезвиг-Гольштейн, но не входит в таможенную и налоговую территорию Европейского союза.

Раньше большинство населения острова говорило на гельголандском диалекте фризского языка, но теперь он практически вытеснен немецким языком. Несмотря на это фризский язык является официальным.

История

Остров населён с доисторических времен. 6500 лет назад территория Гельголанда была соединена с континентальной частью Европы. Примерно в VII веке на нём поселились фризы — один из небольших германских народов. Долгое время остров считался убежищем пиратов, промышлявших в Северном море.

Гельголанд, 1919 год

В XII—XIII веках Гельголанд принадлежал Дании, а затем отошел немецкому герцогству Шлезвиг, которое, в свою очередь, через несколько веков само оказалось под контролем датской короны.

В 1720 году в результате шторма остров был разделен надвое.

Золотые времена для острова наступили в годы наполеоновских войн. В результате морской блокады, объявленной французским императором Великобритании, Гельголанд стал бойкой перевалочной базой для контрабандистов. Сказалось стратегическое положение. В 1807 году его заняли британские войска, после чего он стал частью Великобритании.

В 1826 году здесь обустроили морской курорт. Уже скоро остров начал пользоваться популярностью среди поэтов, писателей, художников и других представителей европейской интеллектуальной элиты. О нём восторженно отзывался Генрих Гейне, а Гофман фон Фаллерслебен в 1841 году написал здесь текст «Песни немцев» (позже она стала гимном Германии).

Занзибарское соглашение

В 1890 году между Германской империей и Великобританией было подписано так называемое Гельголандско-занзибарское соглашение, с помощью которого две державы урегулировали свои интересы в Африке. Согласно договору, острова в Северном море отошли Германии в качестве компенсации за переданные британцам колониальные территории.

Вскоре в истории острова начался военный период. Император Вильгельм II распорядился обустроить здесь военно-морскую базу. В Первую мировую войну у его берегов состоялись две большие морские битвы (Сражение в Гельголандской бухте). В эти годы гражданское население с острова эвакуировали.

Вторая мировая

В Третьем Рейхе также готовились планы строительства на островах большой базы, но их осуществили лишь частично. В южной части был выкопан гигантский бункер для подводных лодок со стенами трёхметровой толщины. К этому времени с развитием, в частности, авиации, стратегическое значение острова уменьшилось. Его почти не подвергали налётам. Лишь под конец войны в апреле 1945 года британские самолёты менее чем за два часа сбросили на Гельголанд около семи тысяч бомб. Острова стали абсолютно непригодными для жизни.

В 1947 году на острове был произведен самый мощный неядерный взрыв в истории человечества (в 1985 году рекорд был побит в эксперименте Minor Scale). С его помощью британские военные уничтожили бункеры и другие сооружения, построенные Третьим Рейхом для своих подводных лодок. Одновременно на воздух взлетело 4000 торпедных боеголовок, 9000 глубинных бомб и морских мин, 91 000 гранат разных калибров — в общей сложности 6700 тонн (6,7 Кт) взрывчатки. В последующие годы британские военные использовали и без того уже изуродованный и безлюдный остров в качестве полигона для учебных бомбометаний.

После войны

В 50-е годы бывшие жители Гельголанда начали международную кампанию, требуя прекратить разрушение их родного острова. Адресатами обращений были новое правительство ФРГ, ООН, британский парламент и даже Папа Римский. В конце 1950 года группа мирных активистов проникла на остров, установив на нём три флага — Федеративной Республики, международного общественного Европейского движения, а также исторический флаг Гельголанда. Смелая акция привлекла внимание к проблеме острова и дала новый импульс обсуждению его судьбы. Уже вскоре бундестаг единогласно поддержал резолюцию с требованием вернуть эту территорию Германии, что и было сделано в марте 1952 года. Через несколько лет остров заново отстроили и он начал свою новую курортно-туристическую жизнь.

Современность

Самокат на Гельголанде — велосипеды на острове не допускаются

На острове запрещено движение автомобилей и велосипедов.

Бизнесмен из Гамбурга, строитель Арне Вебер, уже несколько лет вынашивает идею засыпать пролив между основным островом и островом Дюне. На отвоеванной у Северного моря территории бизнесмен предлагает построить несколько отелей, увеличив число гостиничных мест почти в три раза, а также оборудовать более просторный и комфортный пляж. Общий объём инвестиций оценивается в миллиард евро. После длительных дискуссий местные власти от масштабных планов гамбургского предпринимателя решили отказаться. Вместо этого на Гельголанде намерены модернизировать портовый комплекс и морской причал. В свою очередь Арне Вебер назвал такую позицию недальновидной и выразил надежду на то, что решение будет пересмотрено после муниципальных выборов этой осенью. На острове, по всей видимости, просто не хотят ещё раз менять его облик. Он и так уже сильно пострадал от рук человека.

На состоявшемся 26 июня 2011 года референдуме жители Гельголанда высказались против планов властей по увеличению территории острова. В голосовании приняли участие 1068 человек (явка составила 81,4 %). 54,7 % проголосовали «против», 45,3 % — «За». В соответствии с планом, остров Гельголанд и расположенный в километре от него остров Дюне предполагалось соединить искусственной насыпью общей площадью 100 гектаров (примерно 30 футбольных полей), на которой должны были появиться отели, пристани для яхт и круизных лайнеров, а также оборудован пляж. Грандиозный проект по развитию туристической инфраструктуры был призван улучшить общее экономическое положение острова. Гельголанд находится под угрозой стагнации: число туристов уменьшается, многие жители покидают остров. Бургомистр Гельголанда Йорг Сингер (нем. Joerg Singer), активно поддерживавший проект искусственной насыпи, заявил, что, итоги референдума ни в коем случае не перечёркивают планов по дальнейшему развитию острова. По его словам, теперь настало время рассмотреть другие возможности по наращиванию островной территории.

Leave a Comment