Озеро Сенеж Где Находится

Сенеж (озеро)

POI: 56.200000, 37.000000

wikipedia (Русский):

Сене́ж (Сене́жское) — озеро в Солнечногорском районе Московской области России, на Клинско-Дмитровской гряде. Площадь озера — 8,51 км², площадь водосборного бассейна — 69,2 км², максимальная длина — 5 км, ширина — до 3,5 км. Наибольшая глубина — 6 м (средняя — 2,5—3,5 м).

Сенеж (озеро)

Из озера берёт начало река Сестра. На старых картах озеро также называется Сенежское-Гущино. На озере расположен город Солнечногорск. По периметру озера и вблизи него расположены следующие населённые пункты: Вертлино, Гигирёво, Загорье, Осипово, Редино, Сенеж, Талаево, Тимоново. От озера получила название железнодорожная платформа Сенеж. Сенеж — популярное место отдыха, рыбалки, виндсёрфинга и кайтсёрфинга. В честь озера в 1964 году названа одна из улиц Москвы.

История

Озеро фактически является водохранилищем, образованным в ходе строительства Екатерининского канала между реками Сестра и Истра, начатого в 1826 году. Целью строительства канала была доставка камня с Волги для постройки Храма Христа Спасителя в Москве (по другим сведениям, инициация постройки канала приписывалась ещё Екатерине Великой). Работы продолжались около 25 лет, в ходе них были построены три каменных шлюза, канал длиной 8,5 км и плотина. Реки Сестра и Истра были спрямлены. На Истре было построено 13, а на Сестре 20 деревянных и каменных шлюзов таких же размеров, как на Тихвинской водной системе. Впоследствии, не выдержав конкуренции с открытой в 1861 году Николаевской железной дорогой, канал был заброшен. После закрытия судоходства на канале, дерево и камень, из которых были построены шлюзы, распродавались по низкой цене. Местный купец Самохвалов построил из них лучшее в Солнечной Горе здание, то самое, где сейчас размещается комитет по образованию. Сейчас Екатерининский канал представляет из себя заросший, заболоченный ручей, о котором мало знают даже местные жители. Озеро ледникового происхождения, давшее название водоёму, теперь является одним из заливов в южной части водохранилища, именуемой Старым Сенежем. По другой же версии, озеро получило своё название по имени любимого коня Екатерины II — Сенешаля. В конце XIX века барон Кноп устроил на дамбе озера первую в Подмосковье гидроэлектростанцию мощностью 50 кВт. В августе 1941 года в лесных лагерях на берегу озера Сенеж формировалась воинская часть для отправки на фронт. В 1950 году для прохождения танков к воинской части дамба была засыпана и расширена, гидротехнические сооружения забетонированы. Вследствие того, что пропал донный сток из озера (вода могла переливаться только через дамбу), ухудшился водообмен в озере, и оно стало зарастать и заиливаться. Из рыбного населения в озере в настоящее время обитают судак, лещ, окунь, плотва, щука, ерш. Довольно высокой численности достигает линь. Летом 1898 года в имении Олениных Богородское близ озера Сенеж жил русский художник Исаак Левитан, именно здесь была написана его последняя картина «Озеро». В 2004 году для проработки типовых проектов малой энергетики на плотине водохранилища почти восстановлена…   … (Русский)

Реферат на тему:

Сенеж (озеро)

Координаты: 56°12′00″ с. ш.37°00′00″ в. д. / 56.2° с. ш.37° в. д. (G) (O) (Я)56.2, 37

Сене́ж (Сене́жское озеро) — озеро в Московской области, на Клинско-Дмитровской гряде. Площадь озера — 7 км², максимальная длина — 5 км, ширина — 3,5 км.

Сенеж — список рыболовных мест

Наибольшая глубина — 6 м (средняя — 2,5—3,5 м).

Описание и история

Озеро фактически является водохранилищем, образованным в ходе строительства канала между реками Сестра и Истра, начатым в 1826 году. Целью строительства канала была доставка камня с Волги для постройки Храма Христа Спасителя в Москве (по другим сведениям, инициация постройки канала приписывалась ещё Екатерине Великой). Работы продолжались около 25 лет, в ходе них были построены три каменных шлюза, канал длиной 8,5 км и плотина, а затем, не выдержав конкуренции с Николаевской железной дорогой, канал был заброшен.

В конце XIX века барон Кнопп устроил на дамбе озера первую в Подмосковье гидроэлектростанцию мощностью 50 кВт. В 1950 году для прохождения танков к воинской части дамба была засыпана и расширена, гидротехнические сооружения забетонированы. Вследствие того, что пропал донный сток из озера (вода могла переливаться только через дамбу), ухудшился водообмен в озере, и оно стало зарастать и заиливаться.

Озеро, давшее название водоёму, теперь является одним из заливов в южной части водохранилища, именуемым Старым Сенежем. Озеро имеет ледниковое происхождение. Из озера берёт начало река Сестра.

На озере расположен город Солнечногорск. От озера получила название железнодорожная платформа Сенеж. Популярное место отдыха, рыбалки, виндсёрфинга и кайтсёрфинга.

В 2004 году для проработки типовых проектов малой энергетики на плотине водохранилища почти восстановлена гидроэнергетическая установка барона Кноппа, сооружена неработающая ветровая миниГЭС, состоящая из двух гидроагрегатов 5 кВт и 45 кВт производства Чеховского энергомашиностроительного завода, и одного ветрогенератора 10 кВт конструкции НИИЭС РАО «ЕЭС России».

В честь озера в 1964 году названа одна из улиц Москвы.

Населённые пункты

По периметру озера и вблизи него расположены следующие населённые пункты: Солнечногорск, Вертлино, Гигирёво, Загорье, Осипово, Редино, Сенеж, Талаево, Тимоново.

Примечания

  1. 12345Людмила Бутузова.

    Дамба на шее. Царская затея на озере Сенеж стала личной обузой подмосковного бизнесмена — fin.izvestia.ru/articles/126/article1257771/?hyperrealurl=http%3A%2F%2Fwww.finiz.ru%2Feconomic%2Farticle1257771%2F // fin.izvestia.ru

     

  2. Михаил Зайцев, Дмитрий Анохин, Владимир Потресов. От Волги и до Москвы — www.vmdaily.ru/article/36205.html // vmdaily.ru  

Готовимся к карповой рыбалке на Сенежском озере

Карп — рыба гордая, которая не любит лишний шум. Бывалые рыболовы знают об этом и стараются выбирать места, которые существенно отдалены от массовых скоплений людей. Но здесь возникает проблема. Вдоль береговой полосы озера Сенеж каждый год разрастается большое обилие травы, которая не позволяет спокойно рыбачить.

В этом случае есть одно проверенное средство. Выбрав место, следует взять "кошку" на шнуре и сделать в траве небольшие "окна", куда можно будет спокойно подать снасть с поплавком или забросить донку. К тому же, солнечный свет, проникая в "окна", лишний раз привлекает мелкую живность в виде водных насекомых и мальков. А они, в свою очередь, очень заманчивы для крупной рыбы.

Малый пруд Сенежских озер — лучший вариант для новичков

Рыбалка на озере в Подмосковье – это прекрасный вариант для новичков!

Важно отметить, что Сенежский рыбхоз включает в себя 4 пруда, один из которых — малый по площади. Он может стать отличным вариантом для тех, кто только осваивает карповую ловлю или не хочет связываться с более просторными водами.

Вот только рыбачить на малом пруду лучше с утра. Дело в том, что в течение дня приехавшие рыболовы настолько закармливают карпа прикормкой из комбикорма, что тот просто не желает брать наживку. Так что прибыв на Сенеж с утречка, можно попасть на карповый "завтрак" и умело этим воспользоваться.

Снасти и наживка на карпа

Приятно осознавать, что рыбхоз всерьез занимается содержанием прудов. Карп здесь разного размера и в достаточно количестве. Поэтому в выборе снастей можно проявить вольный подход.

Если Вы "бывалый" карпятник и привыкли работать специализированными снастями — пожалуйста. А для тех, кто хочет просто отдохнуть и поймать "самую большую рыбу" — подойдет и обычная поплавочная удочка. Но все-таки более предпочтительной снастью будет фидер или донка.

Классические "поставушки" с колокольчиками уже канули в лету, а на их место пришли фидерные снасти. Совсем необязательно выпытывать у продавца в магазине все о фидерной ловле и тратиться на "особый фидерный крючок".

Для карпа подойдет средний спиннинг, только вместо блесны следует привязать оснастку с одним или двумя карповыми крючками на поводке. Наличие огруженной кормушки только повысит Ваши шансы на поимку серьезной рыбы.

Капризы сенежского карпа

Рыбалка на озере Сенеж не всегда оказывается удачной, чтобы избежать неприятных казусов, следует заранее изучить особенности водоемов и их обитателей.

Использование комбикорма в качестве прикормки и наживки для карпа — отличная идея. К тому же его цена куда ниже, чем Вы потратились бы на покупку особых смесей для спортивной рыбалки.

Хочется отметить, что такой метод ловли более предпочтителен для новичков и просто любителей. Никакого "колдовства" с бойлами и креплением волосяной оснастки. Рыба здесь есть, а это главное. Поэтому она смело клюет даже у тех, кто впервые взял удочку в руки.

Рыболовы, регулярно посещающие карповые пруды, вывели свой метод наживки. Сначала на крючок надевается червь, а после — его необходимо запрессовать в небольшом шарике из комбикорма. Так, последний выполнит роль привады, а вот червь уже спровоцирует рыбу на поклевку.

Растительные насадки менее привлекательны. Та же кукуруза может вообще себя никак не проявить. Как вариант, ее можно использовать при формировании шаров прикормки.

Смешав комбикорм, червей или опарышей, и кукурузу, достаточно сделать пару "снежков" и забросить в точку ловли. Когда после первого закорма клев заметно снизится, забросьте еще один небольшой "снежок", чтобы вернуть активность карпа.

Обратная сторона медали

Довольно забавно обстоит дело с зарыбленными прудами.

Озеро Сенеж

Казалось бы, рыбы здесь много, но… Есть вероятность просидеть на водоеме целый день и не поймать ни одной рыбки!

Причина в том, что местный карп уже изучил повадки рыболовов, как новичков, так и опытных. И спровоцировать его на поклевку порой бывает крайне сложно. Поэтому если Вы считаете себя профессиональным карпятником, смело приезжайте на подмосковное озеро и докажите всем, что Ваш опыт и элитные карповые снасти оправдывают себя в полной мере, а после удачной рыбалки составляйте отчеты о рыбалке на озере Сенеж.

Рыбалка на озере Сенеж в 2018

В нынешнем 2018 году сезон карповой ловли на Сенежском озере планируют открыть раньше, чем обычно. По приезду чтобы сразу занять более выгодное положение относительно других рыболов, рекомендуем установить как минимум 3 фидерных снасти. И еще: не обходите стороной аттрактанты. Попробуйте проверить, насколько успешно скажется использование в прикормке жмыха, аниса, ванили или чеснока (да-да, европейских карпов этим уже не удивишь).

Наблюдая за поверхностью озера несложно заметить круги, оставляемые солидными карпами. Бывает и так, что рыба и вовсе проходит чуть ли не под носом у рыболова, что ее проще поймать подсачеком. Зато сигнализаторы будут упорно молчать, говоря о том, что карпу абсолютно все равно на Вашу наживку.

Советы от профессионалов

Основной формулой успешной наживки для сенежского карпа является "бутерброд". Причем его стоит разделить на 3 типа:

  • животные насадки
  • животные и растительные насадки
  • живые и искусственные насадки.

В первом случае, как и во втором, все понятно даже для новичков. Насаживаем на крючок либо червя с опарышем, либо мотыля с пиявкой, либо опарыша с распаренной перловкой.

В третьем же варианте в паре со съедобной насадкой участвует или шарик пенопласта, или пучок красных шерстяных ниток, или кусочек поролона.

Они играют роль раздражающего фактора, привлекая внимание карпа своей необычностью.

Рыба в озере Сенеж

Скажем честно — рыбы здесь много. Но чтобы ее поймать, придется проявить смекалку. Кому-то хватит и "середнячков", а кто-то будет вынужден проявить все свое мастерство, чтобы выловить карпа "с сединой".

Уделяйте внимание советам опытных рыболовов, которые всегда найдутся на водоеме и тогда удачный клев и карьерный рыболовный рост Вам гарантирован!

Вообще-то поездка преследовала утилитарные цели — на даче у знакомого сварщика сделать патрубок для нового глушителя к моей “Риге-7” с “китайской дэшкой”. Но, нелепо было бы, заехав в малоизвестный для меня район Московской области, по пути не осмотреть встречающиеся достопримечательности.
Итак, отправился рано утром 31 мая 2010 года на “Риге-7” по маршруту: Можайское шоссе, село Жаворонки – малое бетонное кольцо — Ленинградское шоссе — Солнечногорск — берег Сенежского озера — село Заовражье. Общая протяженность маршрута, рассчитанная по карте, около 120 км.

Первая, непродолжительная, остановка в Солнечногорске. В центре города, на Ленинградском шоссе, находится одна из архитектурных достопримечательностей Солнечногорска – Путевой дворец, построенный в конце XVIII века.

В 1808-1810 годах здание было приспособлено для размещения второй от Москвы почтовой станции на шоссе, соединяющем старую столицу с Петербургом. А сейчас здесь краеведческий музей. Во дворе музея бюст русского историка, героя Полтавской битвы и участника Северной войны 1700-1722 годов, “птенца гнезда Петрова” В. Н. Татищева.

Последние четыре года своей жизни Татищев провел в усадьбе Болдино, примерно в 15 километрах от Солнечногорска, так что не спроста установлен в центре города памятник прославленному земляку. Кстати, вот очень неплохой сайт про Путевой дворец.

От Путевого дворца рукой подать до Сенежского озера, точнее до его “окультуренного” берега (пляж, лодочная станция), рядом с которым располагается городской парк. Вот такие забавные скульптуры украшают пляж. Девушка не с традиционным веслом, а с гармонью.

Это вид на Сенежское озеро с плотины.

До создания крупных озер-водохранилищ канала имени Москвы Сенеж был самым большим озером в области, площадь его водной поверхности около 700 гектаров. Как известно, Сенежское озеро – искусственный водоем. Еще при Петре I был составлен проект соединения верхней части Волги с Москвой-рекой. Но строить канал начали значительно позднее – в 1826 году. За 25 лет строительства построили 8,5 км соединительного канала между реками Сестрой и Истрой, 33 каменных шлюза, подпорные плотины и подъемные мосты. Плотины, перегородив Сестру, подняли ее уровень. Воды Сестры и небольшой речки Мазихи затопили низинную пойму. Так и возникло Сенежское озеро в его нынешних границах. А по каналу в Москву пошли баржи, груженные камнем. Но, с постройкой Николаевской железной дороги канал забросили, так как перевозка грузов по каналу обходилась дороже, чем по железной дороге. (“Подмосковье. Туристские маршруты”, Профиздат, 1953г.).

Сохранившиеся участки канала меня весьма интересовали, однако, несмотря на то, что трасса канала отмечена в некоторых атласах и описана в интернете (например, на этом сайте) не могу с уверенностью сказать, что канал я видел. Действительно, вдоль Пятницкого шоссе в районе Солнечногорска тянется какая-то канава, но, точно ли это Екатерининский канал? Вопрос для меня остался открытым. Если еще доведется побывать в Солнечногорске, постараюсь вытащить из музея какого-нибудь краеведа, пусть точно покажет, где канал проходил.

Надо сказать, что пока я любовался архитектурными и природными достопримечательностями Солнечногорска, довольно неожиданно небо покрылось тучами и началась весьма сильная гроза. Пришлось спрятаться под деревом в городском парке, накрыв мопед брезентом, а самому плотнее застегнуть куртку-“косуху”. Где-то час времени потратил на ожидание окончания ливня. Когда дождь уже кончался, произошла традиционная для меня встреча (трудно мне где-нибудь остановиться, чтобы “Рига-7” не привлекла внимание окружающих) – двое молодых парней, не смогли пройти мимо, не спросив: “Что это за мопед? Где такой можно купить?” Особенно их восхитило, что мопед 1975 года выпуска, то есть гораздо старше их… 

 Прошедший дождь имел для меня неприятные последствия. Залило мобильный телефон, после чего он на несколько часов вышел из строя. А ведь я, напомню, ехал к знакомому сварщику. И договорились мы с ним пересечься в Солнечногорске, откуда он поехал бы впереди меня на “Жигулях”, показывая дорогу до его дачи у села Заовражье. Последнее, что я услышал в трубку, перед отказом телефона: “Я на берегу…”. Легко сказать на берегу! Протяженность береговой линии Сенежского озера равна 16 километрам!

Но, ехать так или иначе надо. Сориентировавшись по атласу автодорог, решил поехать через Тимоново. Свернув на эту дорогу, ни моего сварщика, ни его машины не обнаружил. Подумал, что он ждет меня на шоссе, проходящем через Толстяково. Но, и там его не оказалось. Решил ехать в Заовражье самостоятельно. И тут проявилась еще одна неприятность, которую принесла мне гроза. Некоторые дороги, по которым я рассчитывал проехать, совершенно развезло. Свернуть от Толстяково снова на Тимоновское шоссе не удалось – дорога оказалась покрытой толстым слоем раскисшей глины. Был еще один вариант – через Тараканово на Гудино и далее на Заовражье. Но, обозначенная в атласе дорога с покрытием оказалась раскисшей грунтовкой… Не первый раз так попадаю! Врут атласы, врут! Все, что оставалось, ехать через Рогачевское шоссе на Глухово, а далее пробираться полевыми тропинками. Но, как говорил один мой товарищ, перефразировав известную поговорку, “в любой бочке дегтя есть ложка меда”. Заодно Глухово – старинное село, известное с XVI, века бегло осмотрел.

Окрестности Глухово встретили непролазной грязью.

Пришлось спешиться. Но и в пешем перемещении есть свои преимущества. Медленнее перемещаешься – больше видишь. Была возможность полюбоваться и небольшой речкой Лутосней.

и мелкой живностью, например, бабочкой “Ленточница тополевая”.

Местность в этих краях холмистая, невольно вспоминаются строки из “Славянки” “Снова даль предо мной неоглядная…”. На фото характерные пейзажи Клинско – Дмитровской гряды.

В самом Глухово когда-то была вотчина князей Оболенских. С той поры сохранилась полуразрушенная Тихвинская церковь первой половины XVIII века. Но, искать церковь, пробираясь с мопедом по грязи, не стал. А второе уцелевшее строение бывшей усадьбы – кирпичный ледник — встретилось по пути.

Солидные, однако, в старину ледники делали! Для интересующихся — хороший сайт про Глухово.

Еще одна достопримечательность, чем-то даже более интересная, чем окружающие пейзажи и старинные усадьбы. Наткнулся на большое поле, засаженное картофелем.

Да, неожиданная находка… Это в советское время каждый пригодный для сельского хозяйства клочок земли в Подмосковье был чем-нибудь засажен (сам помню!). Сейчас, более типичная картина, – бывшее колхозное поле или заросло бурьяном или застроено коттеджами…

Наконец, в четвертом часу, нашел дачу своего знакомого сварщика. Занялись изготовлением патрубка глушителя. Провозились до темноты, но завершить работу не успели. На следующий день моему товарищу с утра надо было уезжать в Москву. Пришлось и мне с ним на его машине отправиться. Далее – то дела, то погода дождливая (напомню, в начале июня 2010 года дожди чуть ли не каждый день шли). Итак, смог снова выбраться к своему товарищу только через три недели. Приехал. Провозились еще полдня, наконец сделали все, что хотелось.

Пора собираться в обратную дорогу. Хотя, лучше мне было бы мне остаться переночевать на даче товарища, а в поездку отправиться утром, хорошо отдохнув.

Итак, все же выехал вечером, несмотря на то, что был сильно уставшим и не выспавшимся (встал в 5 утра, чтобы пораньше добраться до Глухова общественным транспортом).

Напомню, обратный путь до моей дачи — примерно 120 км. Не так уж мало для мопеда.

Время — пятница, вечер. Видимость уже похуже, чем днем, дороги забиты народом, рвущимся из Москвы на дачи. Нередки "силовые приемы" — подрезания и пр.

Проехав Солнечногорск, встретил в начале Пятницкого шоссе паренька, толкавшего “Хонду-Дио”. Как сказал водитель, мопед неожиданно заглох во время пути. Вот она, хваленая японская техника! Сразу причину поломки определить не смогли, но, так как парню оставалось до дома всего несколько километров, решили, что проще всего ему будет добраться до гаража, а там уже заниматься ремонтом.

Проехал по Пятницкому шоссе еще километров десять. Подъехал к месту, где шоссе делает небольшой изгиб влево. И к этому изгибу примыкает дорога справа. Когда въезжал на Пятницкое шоссе был знак “главная улица или дорога”. Подъезжаю к этому Т-образному перекрестку — мне наперерез справа выруливает грузовик.

Карта глубин Сенеж(озеро), Московская облатсь

То ли я пропустил знак “пересечение с главной дорогой” или 
“равнозначный перекресток”, то ли водитель грузовика нарушил правила, решил проскочить. В любом случае, есть у меня преимущество или нет — надо тормозить, не таранить же грузовик. Вот я и тормознул: на повороте, как потом оказалось на песке + асфальтовой крошке, и, вдобавок, второпях передним тормозом. Естественно, грохнулся.
Вообще, с моей стороны было сделано все, чтобы падения избежать не удалось. :о(

Скорость при падении была около 30 – 40 км/час. Ободрал все не защищенные части тела: морду, левую кисть руки, левое колено. Кожаная куртка-"косуха" идеально защитила руки выше кистей, "бердцы" — ступни ног.

Подняться помог подошедший ГАИ-шник. Спросил, сильно ли я ушибся и посоветовал был осторожнее на песке. (Интересно, а зачем летом асфальт на повороте посыпан песком?) Оказывается, на левой обочине стояла машина ГАИ. Может быть ГАИ-шник оттуда регулировал движение и дал отмашку на проезд грузовику? Но, зачем тогда это делать с левой обочины? А, может быть, инспектор просто стоял рядом с машиной. Мало было желания прояснять этот вопрос, занялся собою и мопедом. Разбитые губы – облизал, кисть руки и колено залепил, насколько хватило, лейкопластырем. Разорванные джинсы скрепил куском проволоки, которую мне любезно подарили в расположенной рядом с перекрестком шиномонтажной мастерской.

У мопеда своротило зеркало и, почему-то, вырвало высоковольтный блок. Прикрепил блок изолентой, вставил провода и (вот радость-то!) мотор завелся.

Далее неприятных приключений не было.

Полюбовался Истринским водохранилищем, мимо восточных берегов которого проходит Пятницкое шоссе. Очень живописные места!

Снимок темноват, так уже наступил вечер.

В 22 часа, наконец, приехал на дачу. Добрался!

Цели поездки, будем считать, выполнены. Глушитель сделан, встретившиеся достопримечательности осмотрены! Суммарный пробег небольшой — около 260 км.

Leave a Comment