Палаты аверкия кириллова

Палаты Аверкия Кириллова

Палаты Аверкия Кириллова – одно из самых необычных во всех отношениях зданий российской столицы. Оно привлекательно не только своей архитектурой, но и тем, что хранит в своих стенах отголосок каждой эпохи, прошедшей мимо этих стен. Учитывая то, что постройка датирована 17-м столетием, можно только представить, сколько всего видало на своем веку это монументальное сооружение, украшающее собой Берсеневскую набережную.

Когда-то участок земли, на котором ныне располагаются Палаты, принадлежал боярскому роду Беклемишевых. Последний владелец земли, Берсень-Беклемишев, был казнен в 1625 году, а земля была пожалована в дар некоему Кириллу, который согласно историческим сводкам был царским садовником. Чудесный «царев сад», за которым ухаживал Кирилл, располагался на том месте, где ныне находятся водоотводной канал и остров. На участке, подаренном садовнику, сохранилась деревянная постройка с белокаменным подклетом. На основе этой постройки началось сооружение нового здания, которое было возведено в 1657 — 1658 годах (на втором этаже даже сохранился закладной камень с датой начала строительных работ), и стало жилищем внука садовника Кирилла – зажиточного и уважаемого купца Аверкия Кириллова, ставшего думным дьяком при царе Алексее Михайловиче.

Здание отличалось красотой и роскошью, как снаружи, так и внутри. Один из голландских послов, побывавших в Москве, описывал в своем дневнике палаты Аверкия Кириллова как хоромы с богатым убранством, роскошными витражами, картинами, изысканными предметами мебели и резным столовым серебром. Упоминал посол и двор с собственной церковью. Речь идет о церкви Николы на Берсеневке. При Аверкии Степановиче Кирилловом церковь соединялась с Палатами крытым переходом. Это давало дьяку возможность посещать храм без необходимости выходить во двор.

В 1682 году Аверкий Кириллов был убит во время Стрелецкого бунта, и Палаты были проданы наследниками семье польского рыцаря Маслова. Новый хозяин тут же занялся реконструкцией северного фасада здания – фамильный герб, свидетельствующий об этом, сохранился до наших дней.

А с 1703 года Палаты перешли в собственность А.Курбатова, который не ограничился одним лишь северным фасадом и провел масштабную реконструкцию здания. Именно при Курбатове оно приобрело вид, близкий к нынешнему облику.

В середине 18-го столетия Палаты перешли в собственность государства и периодически попадали в распоряжение разных госучреждений. Но уже к 1870-м годам состояние постройки оставляло желать лучшего. Государство не торопилось финансировать реставрацию. Памятник архитектуры спасли от сноса жители Москвы, поднявшие шум. Решением царя Александра II Палаты были переданы в распоряжение Императорского археологического сообщества, которое находилось в здании вплоть до 1923 года. Позднее здесь располагались реставрационные мастерские, общежития кремлевских водителей и горничных, а с 1964 года и по сей день в стенах Палат Аверкия Кириллова находится Научно-исследовательский институт краеведческой и музейной работы, теперь — НИИ Культуры.

Кроме НИИ культуры, здесь располагаются залы, где периодически проходят выставки картин, и Музей пряника. В музее любой желающий может не только узнать историю этой русской сладости, но и угоститься пряниками, запивая их чаем из самовара, а также принять участие в мастер-классе и попробовать изготовить пряник собственноручно.

Палаты Аверкия Кириллова имеют статус памятника архитектуры и охраняются государством.

Как добраться:

Моя Москва: Палаты Аверкия Кириллова на Берсеневке

Есть в Москве замечательное место, где встретились исторические здания разных времен. Это памятник сталинской эпохи Дом на набережной, расположенные рядом палаты думного дьяка Аверкия Кириллова и церковь Николы в Берсенях. А напротив — туда удобно пройти по Большому Каменному мосту (тоже памятнику истории), по дороге любуясь видом на Кремль, — восстановленный недавно храм Христа Спасителя.
В древности местность эту называли «Пески». Здесь вдоль правого низменного берега быстрой Москвы-реки тянулись песчаные дюны, кое-где редко поросшие соснами. Вокруг простирались болота, старицы, мокрые луга, по весне затоплявшиеся талыми водами. Где-то лет шестьсот назад на островке земной тверди, «на песку», среди зыбкой поймы возник монастырёк во имя Пресвятые Троицы с деревянным храмом. В летописях же о церкви впервые упоминается только под конец XV века. Именно от Троицы на Песку начался пожар Москвы 1493 года. А вскоре великий князь Иван III повелел разбить за Москвой-рекой огромный плодовый сад. Здесь же поселились тремя большими слободами государевы садовники. И местность стали называть «Садовники» или «Верхняя садовая слобода». Видимо, в XVI столетии в московском лексиконе появилось и другое имя — Берсени или Берсеневка. Оно постепенно вытеснило прежнее название урочища — Пески. Берсени были частью Верхних Садовников. Возможно, отсюда и одно из объяснений колоритного имени. Якобы здесь, в Государевом саду, в обилии произрастал крыжовник — берсень.
Есть, впрочем, и другая версия. «На Песку» некогда располагалось владение великокняжеского боярина Ивана Никитича Беклемишева по прозвищу Берсень. Во второй половине XVII века Садовники соединил с ядром города каменный Всехсвятский мост. А в 1701-м году Государев сад сгорел в пожаре и уже не возродился. Пострадали тогда и слободы садовников. Пепелище стало застраиваться обывательскими дворами. В восточной части Берсеней у Каменного моста по указу Петра I был выстроен Большой Кружечный двор, за которым позднее закрепилось название Винного. Он постоянно расширялся, обстраивался все новыми каменными сооружениями. Здесь размещались кабак-«аустерия», Корчемная контора, водочные, а впоследствии и соляные склады.
Московский пожар 1812 года опустошил и Берсеневку. Бедствие это еще помнят стены сильно перестроенного позднее дома №16, которым одно время владел «водочный король» России Смирнов и от которого сегодня остался только цокольный этаж. В 1836 году Москву-реку между Берсеневкой и Остожьем перегородила Бабьегородская плотина. С тех пор на целое столетие шум падающей воды стал звуковой доминантой этого тихого патриархального уголка Москвы. Но во второй половине XIX века и сюда добралась промышленная революция. На Берсеневке обосновалась кондитерская фабрика Эйнема. Она росла, занимала квартал за кварталом. В начале XX века появились существующие и поныне краснокирпичные корпуса «Эйнема» — оригинальное творение архитектора Калмыкова. В эти края залетали и новые для того времени общественные веяния.
К концу XIX столетия преобразилась и сама набережная, до этого больше похожая на проселок вдоль дикого берега. Были устроены правильные откосы, облицованные булыжником и укрепленные у подошвы сваями. Тем не менее Берсеневка по прежнему страдала от наводнений. В 1890-х гг. на карте Москвы появилось название Берсеневский переулок. До этого небольшой проезд между набережными Москвы-реки и Водоотводного канала звался Парфеновским, по имени купца-домовладельца.
В октябре 1917-го Берсени на несколько дней стали линией фронта. Отсюда красные обстреливали позиции белых на противоположном берегу реки. Те отвечали пулеметным огнем с колокольни храма Христа Спасителя.
В советское время не было недостатка в планах радикальной реконструкции Берсеневки. 1920-е годы ознаменовались сносом 40-метровой колокольни Никольского храма. Снесли тогда и Винно-соляной двор. На месте него к 1931 году был закончен строительством огромный Дом правительства.

КИРИЛЛОВ АВЕРКИЙ СТЕПАНОВИЧ

КИРИЛЛОВ АВЕРКИЙ СТЕПАНОВИЧ — русский государственный дея­тель, дум­ный дьяк (06.01.1677 года).

Происходил из посадских людей московской Садовой слободы. 14(24).07.1659 года пожалован в гости. В 1667 году послан таможенным и кабацким головой в Архангельск, в 1670 году поставлял персидские товары в Тайных дел приказ, в 1672-1674 годах брал подряды на поставку вина, поташа и смольчуга. Находясь на государевой службе, Кириллов сохранил связь с посадскими людьми и защищал их интересы: в 1676 году вместе с жителями города Тотьма подал челобитную на злоупотребления местного воеводы князя С. П. Вяземского.

Благодаря близости к влиятельному боярину И. М. Милославскому (из рода Ми­ло­слав­ских) вв царствование Фёдора Алексеевича пожалован в думные дьяки. Стал помощником Милославского по управлению финансовыми приказами: Большой казны и Большого прихода ; Владимирской, Галицкой и Новгородской четвертей ; Новой четверти (1679-1682 годы) и Ка­зён­но­го при­ка­за (1679-1680 годы).

Челобитчики отмечали отсутствие у Кириллова опыта приказной работы и редкую для чиновников того времени бескорыстность. Он непосредственно участвовал в важнейших финансовых мероприятиях во время царствования Фёдора Алексеевича: отмене монастырских тарханов (1677 год) и переходе на подворное обложение (1679 год). Поддерживал идею преимущественного налогообложения Церкви. С 1680 года неоднократно открыто выступал против своего начальника Милославского перед государем. Возможно, это стало одной из причин гибели Кириллова в ходе Стре­лец­ко­го вос­ста­ния 1682 года.

Впоследствии, объясняя причину расправы над Кирилловым, стрельцы утверждали, что он брал взятки, хотя далеко за пределами Москвы было известно, что Кириллов не брал у заинтересованных челобитчиков даже незначительной для того времени «почести» в виде калачей или икон.

Сохранился московский двор Кириллова с каменными палатами в приходе церкви Николая Чудотворца на Берсеневке (смотри Аверкия Кириллова палаты).

Сын Кириллова — Яков Аверкиевич , думный дьяк . Пожалован в гости 18(28).06.1666 года. Дьяк Владимирской, Галицкой и Новгородской четвертей (1677-1680 годы), приказа Большой казны (1680 год), член Расправной палаты (1689 год), с 1692/1693 года схимонах московского Донского монастыря.

Палаты Аверкия Кириллова Москва

­

Палаты Аверкия Кириллова, которые расположены на Берсеневской набережной по берегу Москвы-реки, представляют собой городскую усадьбу XVII века, состоящую из двухэтажного жилого здания и церкви святителя Николая чудотворца . Первые упоминания об участке относятся к XV веку. Тогда здесь располагался деревянный дом на белокаменном подклете, принадлежавший влиятельному лицу. Вероятный владелец – сын боярский и член боярской думы Иван Никитич Беклемишев, по прозвищу Берсень. У Ивана III он пользовался большим доверием, но при его сыне Василии III был казнён в 1525 году за «дерзкие слова». Его имя носит как Берсеневская набережная, так и Беклемишевская (Москворецкая) кремлёвская башня.

Старые московские предания, а так же дореволюционные публикации называют следующим владельцем этой усадьбой, знаменитого опричника Малюту Скуратова. Согласно легенде, якобы отсюда был прорыт подземный ход в Кремль, проходивший под Москвой-рекой. Белокаменное основание палат датируется XV–XVI веками, а само двухэтажное здание и церковь были построены в 1656–1657 годах по заказу владельца усадьбы думного дьяка Аверкия Кириллова, выходца из рода «государевых садовников», ведавшего царскими садами, располагавшимися в Замоскворечье.

Аверкий Кириллов известен не только как «садовник», но и как «московский гость» – крупный купец-предприниматель, а также видный государственный деятель. Он был владельцем многочисленных лавок в Москве и других русских городах, соляных варниц в Соли Камской, а также имел немало земель с селами и деревнями. Впоследствии царь Алексей Михайлович пожаловал ему чин думного дьяка.

После этого А. Кириллов возглавлял Приказы Большой казны, Большого прихода, управлял Казенным приказом и Приказом Большого дворца. В его руках находилось управление финансами, торговлей и промышленностью страны. Такое высокое положение сохранялось до гибели Аверкия: во время Стрелецкого бунта 1682 года мятежники сбросили его с Красного крыльца Теремного дворца, зарубили бердышами и под звуки кремлевского набата потащили труп на Красную площадь с криками: «Расступитесь, думный дьяк идет!»

На памятном столбе, поставленном стрельцами на Красной площади, были названы грехи Аверкия Кириллова, приведшие его к столь трагическому финалу: «Великие взятки взимал и налогу и всякую неправду чинил».

Похоронен Аверкий Кириллов был, как и его предки, при церкви святителя Николая на Берсеневке.

После гибели Аверкия палаты переходят к его вдове Евфимии Евлампиевне, скончавшейся в октябре того же 1682 года. Затем усадьбу унаследовал сын Кирилловых – Яков Аверкиевич, также имевший чин думного дьяка. В 1694-м палаты перешли к его вдове Ирине Симоновне (по второму мужу – Курбатовой).

С 1703–1711 годы дом был несколько перестроен новым владельцем усадьбы – дьяком Оружейной палаты А.Ф. Курбатовым, возглавлявшим в то же время и строительство здания Арсенала в Кремле. К основному зданию пристроили выступ с мезонином в центре парадного фасада, богато украшенный в стилистике петровского барокко.

В 1712–1739 годах палатами владел иностранной коллегии асессор Петр Васильевич Курбатов, не оставивший прямых наследников. Поэтому после его смерти здание перешло в казну.

Во второй половине XVIII века в здании находился Сенатский архив, затем в нем жили сенатские курьеры (отсюда его второе название – «Курьерский дом»).

В 1806-м палаты реконструировали по проекту архитектора А. Назарова. С 1868-го в здании располагалось Московское археологическое общество, которое провело его реставрацию.

В июне 1923 года Московское археологическое общество было закрыто. Палаты пустовали до декабря 1924-го, когда их первый этаж занял Комитет по изучению языков и этнических культур Северного Кавказа.

В 1925-м на второй этаж палат переехали Центральные государственные реставрационные мастерские (ЦГРМ), организованные художником Игорем Грабарем. ЦГРМ в 1930-м было передано также здание церкви святителя Николая на Берсеневке. Однако в том же году И. Грабарь был вынужден отказаться от дальнейшего руководства мастерскими, а новое начальство ЦГРМ ходатайствовало о сносе колокольни Никольской церкви, и добилось этого в 1932-м…

Вскоре реставрационные мастерские были закрыты. В палатах Аверкия Кириллова устроили общежитие горничных и шоферов Кремля, позже – строителей Дворца Советов, который должен был занять место взорванного храма Христа Спасителя.

В 1953–1959 годах в палатах провели реставрационные работы, которыми руководила Г. Алферова. Описывая позднее состояние памятника, она отметила урон, нанесенный жильцами. Они «вырубили древние связи, растесали окна, пробили в стенах новые двери». В плачевное состояние был приведен белокаменный декор северной пристройки XVIII века. Завершились работы, причем в спешном порядке, в 1963-м. А в 1964-м в палаты переехал НИИ краеведческой и музейной работы, ныне именующийся Российским институтом культурологии (РИК). Он продолжает занимать уникальный памятник архитектуры до сих пор.

До наших дней единственным помещением, сохранившим первозданный вид, была зала с плитой в своде. Именно здесь проходили публичные заседания Московского археологического общества под председательством графа А. Уварова, а после кончины графа в 1884 году – его вдовы, археолога и коллекционера графини П. Уваровой. Здесь выступали историки М. Погодин, С. Соловьев, В. Ключевский, И. Забелин, Д. Иловайский, архитекторы К. Быковский, Ф. Горностаев, И. Машков, художники А. Васнецов, И. Остроумов…

Адрес палат Аверкия Кириллова:

г. Москва, Берсеневская наб. 20

Уважаемые, друзья! Если статья оказалась вам полезной, будем признательны за рекомендацию нашего проекта своим друзьям и знакомым. Воспользуйтесь кнопками социальных сетей которые находятся вверху статьи.
Вы можете оказать нам посильную финансовую помощь (деньги пойдут на оплату хостинга, раскрутку в сети и новый более современный дизайн).

памятник архитектуры (федеральный)

Достопримечательность

Палаты Аверкия Кириллова


Палаты Аверкия Кириллова

55°44′37″ с. ш. 37°36′36″ в. д.HGЯOL

Страна

Россия Россия

Город

Москва

Автор проекта

М. И. Чоглоков

Строительство

Вторая половина XVII века — 1657

Статус

Объект культурного наследия № 7710077002№ 7710077002

Палаты Аверкия Кириллова на Викискладе

Пала́ты Аве́ркия Кири́ллова — здание в Москве, редкий образец частного жилого строительства второй половины XVII — самого начала XVIII веков. Находится по адресу: Берсеневская набережная, дом № 20.

История

Участок земли у самой кромки Москвы-реки, на котором стоят палаты, изначально принадлежал Беклемишевым. После казни в 1525 году Ивана Берсень-Беклемишева, сначала попавшего в опалу, а затем замешанного в т. н. «деле Максима Грека» эти земли перешли в царское владение. Вскоре они были пожалованы некоему Кириллу — основателю рода Кирилловых. Дошедший до наших дней ансамбль сложился в 1656—1657 годах при его внуке, думном дьяке Аверкии Кириллове.

Расположенная рядом церковь Николы на Берсеневке ранее соединялась с Палатами крытым переходом

В 1703—1711 годах дом был несколько перестроен под руководством нового владельца усадьбы — дьяка Оружейной палаты А. Ф. Курбатова, возглавлявшего в то время строительство Кремлёвского арсенала. В этот период в средней части северного фасада, выходящего на набережную, появилась пристройка, выполненная во вкусе петровской эпохи.

Во второй половине 1860-х годов архитектор А. П. Попов осуществил некоторую перестройку и приспособление палат для размещения Московского археологического общества, которое находилось здесь в 1868—1923 годах.

С 1941 года здание занимает Российский институт культурологии.

Описание

Наружный декор Никольской церкви и самих палат чрезвычайно разнообразен и сложен. Каждый из двух ярусов дома венчается сложным карнизом с поребриком, на окнах — пышные наличники, стена дробится многочисленными вертикальными тягами: лизенами, пилястрами и полуколоннами. Общее впечатление нарядности и пышности усиливает использование цветных изразцов. На южном фасаде и на своде юго-восточной палаты сохранились фрагменты росписей.

Пристройка в средней части выходящего на набережную северного фасада появилась в 1703—1711 годах, при домовладельце А. Ф. Курбатове. Трёхъярусная, с мощным декоративным завершением и огромными несколько причудливой формы волютами, фланкирующими «теремок» верхнего яруса, она отражает вкусы петровской эпохи. Выделяются окна среднего яруса: они несколько больше, чем остальные, обрамлены строгими наличниками и завершаются лучковыми фронтонами-раковинками. Над входом — мощный козырёк на фигурных консолях. Углы пристройки рустованы, что придаёт ей некую архитектурную собранность и контрастирует с прихотливой и «необязательной» архитектурой XVII века.

Близстоящая Церковь Николы на Берсеневке ранее соединялась с палатами крытым переходом.

Leave a Comment