Палех Ивановская Область

Село Палех — старинное русское село Владимиро-Суздальской земли, один из центров древнерусского искусства, находящийся в 64 километрах от областного центра. Население — 6400 человек, из них 500 художников, живущих в рамках своего сообщества.

Палех до 1947 года был селом, затем в 1947 г. был переименован в поселок. Точная дата возникновения Палеха неизвестна, но сохранившиеся в летописях записи свидетельствуют, что он существовал до XV века.

Палех стоит на холме, среди полей и лесов, разделяемых на две части рекой Палешкой, имеется много родников, прудов. Через Палех проходит окружная шоссейная дорога на Н. Новгород, а также дорога на Южу, имеется автовокзал и две гостиницы. Расстояние по шоссе от п.Палех до г.Иваново — 64 км. Ближайшая железнодорожная станция в 30 км. от Палеха в г.Шуе.

История Палеха уходит в глубокую древность. Палех — название угро-финского происхождения. Результаты археологических раскопок подтверждают, что издавна на территории края обитало одно из многочисленных угро-финских племён. Угро-финны полностью растворились среди славян, которые постепенно заселяли северо-восточные земли Руси и их языковая культура прослеживается лишь в географических названиях — Пурех, Палех, Ландех, Лух, Люлех. Сохранилось поверье, рассказанное местной жительницей Фелицатой Григорьевной Паликиной о происхождении названия Палех.

"… Глухие леса стояли, населения никакого не было… случился в лесу большой пожар… от "молоньи". Спалил пожар все дерева на горе. А вскоре люди тут объявились ис тех, что вольной жизни искали, то ли от татарского набега, то ли от боярского ярма бежали. Гору Палёной нарекли, а то — Палихой. И село стали Палехом называть".

Есть и легенда: "Палех возник в те буйные годы глубокой древности, когда на Владимиро-Суздальскую Русь шли несметные татарские полчища.

Карта поселка Палех в Ивановской области

В глухие леса и болота бежало разорённое население и уносило с собой иконы. Татары жгли леса, была великая палиха — отсюда и пошло название Палех.

В 16–17 вв. в селе зарождалось различное ремесло. К этому периоду относится начало расцвета старинного иконописного промысла Владимиро-Суздальской Руси в Палехе. В 18 веке искусство палехских иконописцев приобрело своеобразный стиль, названный в последствии "палехскими письмами". Палехские иконы славились особой тонкостью письма, темперными красками с применением золота на одеждах святых. Точная дата возникновения палехской иконописи письменными источниками не установлена. В основе стиля палехской иконописи лежат традиции древнесуздальской школы и некоторые особенности московского иконописания 15-16 вв. ("Акафист Спасителю" — середина 18 века, "Акафист Богородице", "Преображение" — конец 18-го – начало 19 веков).

Многие произведения палехской иконописи создавались под влиянием западноевропейского искусства и русской академической школы, так называемое "фряжское" письмо ("Не рыдай мене, Мати — 1769 г.).

Современный Палех — один из признанных центров лаковой миниатюры. После революции 1917 года иконописцам Палеха пришлось искать новые пути применения своих творческих сил. Палешане создали новый стиль миниатюрного письма, отличающийся особой тонкостью художественных приёмов.

Флаг Палех

Герб Палех

Страна Россия Субъект федерации Ивановская область Муниципальный район Палехский район Автомобильный код 37 Почтовый индекс 155620 Телефонный код +7 49334 Население ▼ 5455  человек (2010) Координаты Координаты: 56°48′00″ с. ш. 41°51′00″ в. д. / 56.8° с. ш. 41.85° в. д. (G) (O) (Я)56°48′00″ с. ш. 41°51′00″ в. д. / 56.8° с. ш. 41.85° в. д. (G) (O) (Я) Площадь 5,8 км² Код ОКАТО 24 217 551 ПГТ с 1947 Часовой пояс UTC+4 Глава администрации Е.Н. Белов

Палех — посёлок городского типа, административный центр Палехского района Ивановской области.

Население — 5,5 тыс. жителей (2009).

Расположен на автодороге Иваново — Нижний Новгород, в 30 км к востоку от города Шуи. Через посёлок протекает река Палешка.

Посёлок входит в перечень исторических городов России.

Экономика

В посёлке нет крупных промышленных предприятий. Прекратили своё существование строчевышивальная фабрика, льнозавод, молокозавод, кирпичный завод, овощесушильный завод и др. Ликвидирована общественная баня. Дорожная районная сеть находится в плохом состоянии.

Один из центров художественных промыслов (лаковая миниатюра, получившая название палехской, иконопись).

Фотографии

Крестовоздвиженская церковь.

Крестовоздвиженская церковь. Фрагмент западной стены.

Колокольня Крестовоздвиженской церкви.

Плотина в Палехе.

Улица Голикова в Палехе.

Улица Демьяна Бедного, вид на Крестовоздвиженский храм.

Церковь Ильи Пророка в Палехе.

Палешка река. Пляж.

Палех. Вид на слободу.

История

Название Палех относится предположительно к гидрониму из недошедших до нас финно-угорских (меря) языков IX века, либо ранее. Предположительно, с XIII (в составе Стародубского княжества) по XV век село принадлежало князьям Палецким из рода князей Стародубских. Было центром удельного Палецкого княжества. Первое упоминание о Палехе относится к первой половине XVII века (писцовая книга 1645 года).

Палех и его достопримечательности

Данные свидетельствуют, что по тем временам Палех уже был довольно большим селом.

В 1628 году Палех был пожалован Ивану Матвеевичу Бутурлину «за московское осадное сидение королевичево». Село принадлежало роду Бутурлиных до 1861 года.

В 1762—1774 годах в центре Палеха был построен Крестовоздвиженский храм, расписанный и богато украшенный палехскими мастерами. С XVIII века Палех — центр иконописи в традициях русской живописи XV—XVII веков.

В 1918 году в посёлке организована декоративно-художественная артель. В 1920-х годах в Москве, в доме А. А. Глазунова, художником И. И. Голиковым была написана первая лаковая миниатюра «Адам в Раю» в уникальном стиле, который впоследствии получил название «Палехского». С 1924 года — Палехская артель древней живописи, с 1932 года — Палехское товарищество художников, с 1953 года — художественно-производственные мастерские.

Статус посёлка городского типа — с 1947 года.

До 2010 года Палех имел статус исторического поселения, однако Приказом Министерства Культуры РФ от 29 июля 2010 г. N 418/339 посёлок был этого статуса лишён.

Культура, достопримечательности

Работает художественное училище. Среди достопримечательностей посёлка:

  • Дом-музей П. Д. Корина.
  • Дом Ивана Петровича Вакурова
  • Государственный музей Палехского искусства.
  • Частный музей-мастерская Народного художника России Николая Голикова.
  • Музей скульптора Николая Васильевича Дыдыкина.
  • Дом Ивана Михайловича Баканова
  • Дом братьев Солониных
  • Дом Михаила Петровича Вакурова
  • Ильинская церковь с древним погостом.
  • Дом-музей Ивана Ивановича Голикова — основоположника искусства Палеха.
  • Мастерская Анны Александровны Котухиной.
  • Мастерская Морокина Вячеслава Фёдоровича.
  • Крестовоздвиженская церковь с шатровой колокольней, XVIII век, резной иконостас, росписи ярославских мастеров, 1807.

В Палехе в конце 1980-х годов образовалась группа «Сейф».

О культурной жизни Палеха середины 1930-х годов писал в своём романе «Созревание плодов» Борис Пильняк.

Слово палех

Слово палех английскими буквами(транслитом) — palekh

Слово палех состоит из 5 букв: а е л п х

Значения слова палех. Что такое палех?

Палех

Па́лех — посёлок городского типа, административный центр Палехского района Ивановской области. Население — 5,3 тыс. жителей (2010). Расположен на автодороге Иваново — Нижний Новгород, в 30 км к востоку от города Шуи.

ru.wikipedia.org

Палех Палех пгт, р.ц., Ивановская обл. В писцовых книгах 1628-1630 гг. упоминается с. Палех, названное по расположению на р. Палех (ныне Палешанка). Гидроним входит в ареал дорусск. речных названий, оканчивающихся на -х: Варех, Ландех, Люлех, Пурех…

Географическая энциклопедия

ПА́ЛЕХ — палехская миниатюра — один из традиц. рус. худож. промыслов, вид лаковой живописи. Назв.

город Палех

происходит от пос. Палех Ивановской обл., где в нач. 1920-х гг.

Гуманитарный словарь. — 2002

Палехская миниатюра

ПАЛЕХСКАЯ МИНИАТЮРА — вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи темперной краской на папье-маше, сложившийся в начале 1920-х гг. в поселке Палех на основе местного иконописного промысла.

Большой энциклопедический словарь

Палехская миниатюра Палехская миниатюра вид русской народной миниатюрной живописи темперными красками на лаковых изделиях из папье-маше (коробочки, шкатулки, портсигары, пудреницы).Возникла в 1923 в поселке Палех (Ивановская область РСФСР) на основе местного иконописного промысла (в 1924 основана Палехская артель древней живописи, с 1932 — Палехское товарищество…

Популярная художественная энциклопедия. — 1986

Палехская миниатюра, вид русской народной миниатюрной живописи темперными красками на лаковых изделиях из папье-маше (коробочки, шкатулки, портсигары, пудреницы и др.).Возникла в 1923 в поселке Палех на основе местного иконописного промысла (с 1924 — Палехская…

БСЭ. — 1969—1978

Палеха, Борис Яковлевич

Борис Яковлевич Палеха (1928-1991) – заслуженный художник БАССР (1974). Борис Яковлевич Палеха родился 22 апреля 1928 года в селе Бежевка Сумской области.

ru.wikipedia.org

Дом-музей П. Д. Корина в Палехе

Дом-музей П. Д. Корина в Палехе — мемориальный дом-музей семьи народного художника СССР Павла Дмитриевича Корина, расположенный в посёлке Палех Ивановской области.

ru.wikipedia.org

Русский язык

Па́лех, -а (поселок) и па́лех, -а (изделие; также собир.).

Орфографический словарь. — 2004

Палех

Своеобразное и тонкое искусство лаковой миниатюры Палеха вобрало в себя как основу принципы древнерусской живописи и народного творчества.

Поселок Палех

В настоящее время палехская миниатюра является неотъемлемой частью отечественного декоративно-прикладного искусства в целом. Наряду с развитием древних традиций оно несeт в себе поэтическое видение мира, свойственное русским народным сказкам и песням.

Рождение этого искусства в Палехе не случайно. Оно явилось закономерным результатом развития многовековых традиций в новых исторических условиях, унаследовав мастерство многих поколений иконописцев. Старый палехский опыт богат и многообразен. Издавна в Палехе изучались и сохранялись традиции древнерусского искусства.

Самостоятельный палехский стиль иконописания сформировался только к середине XVIII века. Он вобрал в себя и развил основные принципы и элементы новгородской и строгановской школ и живописи Поволжья второй половины XVII века. В XVII-XIX веках палехские мастера неоднократно выполняли заказы на иконы в новгородском стиле или в характере московской фрязи.

Несмотря на то, что церковь требовала строгого соблюдения всех канонов и правил изображения каждого элемента иконы, они изменялись в зависимости от места и времени изготовления иконы. Менялась манера изображения лиц, фигур, элементов пейзажа, зданий (палат), повозок и т.д. На иконах можно было встретить и бытовые детали: мебель, одежду, оружие, упряж лошадей. Всe это изучалось палехскими мастерами и с большим отбором и творческими изменениями использовалось в миниатюрной живописи.

Некоторые иконы рассказывали целые повести о житии и чудесах того или иного святого (например Николая Чудотворца). Такие иконы назывались житийными. В центре иконы, середняке, помещалось изображение святого, а вокруг него распологалась серия мелких картин, называвшихся клеймами, которые дополняли основной сюжет середняка. Клейма часто заключались в прямоугольные рамки, но иногда свободно располагались вокруг середняка.

Хотя житийные иконы встречались уже XIV веке, большое распространение они начали получать начиная с XVI века, особенно в строгановских иконах (по имени купцов Строгановых, основавших на рубеже XVI-XVII веков иконописные мастерские в Москве и Сольвычегорске). Строгановский стиль отличается миниатюрной тонкостью письма и точно рассчитанной сложной композицией. Строгановские иконы были невелики по размерам, имели яркий цвет и обилие золота. Черты строгановских икон нашли своe яркое выражение в творчестве современных художников Палеха.

Но не только строгановские иконы оказали влияние на искусство Палеха. В XVII веке возникают новые очаги народного стиля — во фресковой живописи и многофигурной иконописи Ярославля, Костромы и Ростова Великого, имеющих развитые жизненные элементы. В этот же период в Москве появляется ушаковский стиль (по имени царского изографа Симона Ушакова), характеризующийся большим вниманием к образу человека, стремлением к правдоподобию изображения. Все эти явления вместе с западными влияниями (фрязь) нашли своe отражение в палехской иконописи и дальнейшее развитие в палехской лаковой миниатюре.

Палехские лаковые миниатюры пишутся на изделиях — шкатулках, баульчиках, пластинах, брошах, пудреницах, — изготовленных из папье-маше. Отличительными чертами палехской школы являются: миниатюрное (мелочное) многоклеймное письмо; общий мягкий тон письма; многообразие элементов композиции и их живописность; узорчатость палатного письма; разнообразие радужных сияний; вписание гор остроконечными лещадками; деревья с натуральной листвой; удлинeнность фигур подобно строгановским; тонкость плави голов и обнажeнных частей фигур; пробелы краской, широкие и светлые, с резкой и очень тонкой белой оживкой, а иногда золотом "в полуперо"; фоны разных тонов (вплоть до золотых).

Сам Палех расположен в 65 км к востоку от города Иваново на берегах реки Палешки, протекающей среди холмов, покрытых лиственными лесами. До революции Палех входил в состав Вязниковского уезда Владимирской губернии. В 1918 году, с образованием Иваново-Вознесенской губернии, село Палех вошло в еe состав. В настоящее время это рабочий посeлок, районный центр Ивановской области.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/

Страницы: Назад 1 Вперед

Leave a Comment