Памятник с лошадью

Памятник Шолохову

На Гоголевском бульваре относительно недавно, 24 мая 2007 г., был установлен памятник великому писателю Михаилу Шолохову. Автором является скульптор Александр Рукавишников. В Москве это уже второй монумент М. Шолохову — на Волжском бульваре в 2002 г. был установлен первый.

Памятник представляет собой бронзовую скульптурную композицию: писатель сидит на веслах в лодке, а сзади него — лошади. Они как бы расплываются в разные стороны. По задумке автора, это символизирует разделение на «белых» и «красных» в годы гражданской войны начала 20 века. Однако один жеребенок в растерянности: не знает, какое направление выбрать. По другой стороне бульвара находится скамья, на которой расположились барельефы с сюжетами гражданской войны. Символизм тот же – с разных сторон – красная и белая армии.

История создания

История создания памятника ведет свое начало еще с 80-х годов 20 в., когда был объявлен конкурс на проект памятника знаменитому писателю Михаилу Шолохову. Конкурс выиграл скульптор Иулиан Рукавишников. Он хотел, чтобы монумент установили на Зубовской площади. Однако проект был приостановлен. Лишь спустя 20 лет сын Иулиана Рукавишникова Александр возвратился к проекту своего отца, доработав его.

Идея установки второго памятника писателю в Москве была неоднозначно воспринята общественностью, которая посчитала неуместным его расположение. Дело в том, что М. Шолохов практически не жил в Москве, а Гоголевский бульвар москвичи привыкли связывать с классической литературой 19 века, а не 20-го, в котором творил писатель. Сторонники памятника объясняют такое его расположение тем, что недалеко находится дом 33 в Сивцевом Вражке переулке, где с 1963 года часто жил писатель, когда приезжал с Дона.

Монумент получился весьма необычным. Критики посчитали, что А. Рукавишников и архитектор И. Воскресенский максимально использовали рельеф местности, да и символы, характеризующие перелом эпохи, оказались впечатляющими. Сам автор памятника считает выбранное для него место правильным – писатель смотрит на Сивцев Вражек, где он когда-то останавливался проездом, а склон бульвара устремлен к ручью Чарторыю, скрытому под асфальтом. В старину он славился необыкновенно крутым нравом. Именно здесь в него и вливалась речка Сивка. Шолохов как бы переплывает этот Чарторый.

Можно, конечно, долго объяснять замыслы авторов с ручьем или местом проживания писателя. Но, вряд ли, люди, гуляющие по Гоголевскому бульвару или просто проходящие мимо, задумываются столь глубоко. Они видят лишь то, что видят. И у них возникают свои ассоциации.

Дело в том, что для памятника предусматривалась специальная система, включавшая в себя фонтан, позволявший «реке» с конями течь и летом, и зимой. Из воды должны были выглядывать только головы коней. Но по какой-то причине воду отключили. Теперь за спиной сидящего М. Шолохова вид у лошадей стал таким, будто их закатали в бетон. Москвичи сразу окрестили памятник «мясокомбинатом» или «кладбищем животных».

В Москве найдется не так много памятников, вызывающих столь огромное количество недоумений и вопросов. Зачем автор изваял так много лошадей? Почему сюжет сделан на обрыве? И, главное – зачем тут лодка? Она у многих вызывает ассоциации с дедом Мазаем. В любом случае, приходится смириться с любимыми скульпторами Лужкова — Церетели и Рукавишниковым. Фотографы любят здесь искать интересные ракурсы, а, может, кто-то, посмотрев на памятник, потянется за томиком писателя, чтобы ощутить на себе всю мощь его литературы.

Как добраться:

Памятник расположен недалеко от станции метро Кропоткинская: выход к Гоголевскому бульвару. Идете по бульвару до дома Сивцев Вражек, 10.

1 мая 1918 года памятник генералу был варварски уничтожен по личному указанию Ленина, в соответствии с декретом о снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг. Все бронзовые фигуры и барельефы и даже фонари, окружавшие памятник, были распилены, разбиты на части и отправлены на переплавку. А вот с гранитным постаментом пришлось повозиться, он не поддавался никаким инструментам, и тогда решено было его взорвать, но полностью постамент удалось разрушить только с пятой попытки. Далее началось безжалостное выкорчевывание имени Скобелева из русской истории. В соответствие с новыми установками марксистско-ленинской идеологии советские историки объявили генерала поработителем и угнетателем трудящихся масс братского востока. Имя Скобелева осталось под запретом даже во время Великой-Отечественной войны, когда из небытия были возвращены имена Суворова и Кутузова. На месте уничтоженного памятника генералу был поставлен гипсовый монумент революционной свободе, который впоследствии заменил Юрий Долгорукий.

В мае 1941 года, перед самой войной, обелиск было решено снести. Памятник был взорван. От него сохранилась только голова статуи Свободы, которая хранится в Третьяковской галерее. Во время празднования 800-летия Москвы на том же месте заложили камень с обязательством по установке памятника Юрия Долгорукого. Сам князь (работы группы скульпторов во главе с С. М. Орловым) появился на площади в 1954 году, где и пребывает до сих пор.
Памятник Князю Юрию Долгорукову
В 1947 году Москва всё-таки дождалась конной статую, когда на месте снесенного бронзового генерала Скобелева (героя русско-турецкой войны) на коне установили памятник князю-основателю Москвы. Юрий Долгорукий – первый князь суздальский, который, по преданиям, прославился собиранием земель вокруг княжества московского. Иногда (некорректно) ему присваивают роль основателя Москвы, забывая о боярине Кучке, имеющем к моменту появления князя обширные владения на месте исторического центра Москвы. Как бы то ни было, условная дата основания Москвы – 1147 года, и к 800-летнему юбилею города (1947 г.) нужно было увековечить в бронзе кого-то из первых правителей Москвы. Так в сентябре 1947 года произведена торжественная закладка памятника, а сам он увидел свет только спустя 7 лет, в 1954 г.

Памятник Долгорукому стал героем анекдота прямо во время открытия. Стоило упасть покрывалу, как кто-то выкрикнул из толпы: «До чего похож!» (по второй версии – «Не похож!»). Дело в том, что сведений о внешности князя не сохранились. Из других забавных деталей – то, что князь он указует перстом почему-то не в сторону Кремля, а в сторону мэрии. Историческая неряшливость скульптора С.М. Орлова также проявилась в том, что на великом князе шлем более поздней эпохи.
Примечательно, что этот памятник стал первым в советской России, не имеющим коммунистического подтекста.
Памятник фельдмаршалу Кутузову
В 1973 году памятник установили прямо перед зданием музея-панорамы Бородинской битвы. Над памятником трудилась целая группа скульпторов во главе с Н.Томским. Знаменитый полководец восседает на коне в парадном мундире и со всеми регалиями. Вокруг постамента располагается многофигурная композиция, каждый персонаж которой – реальный или собирательный герой войны 1812 года. Здесь представлены как талантливые полководцы, так и простые русские воины, всего 26 фигур высотой почти 3 метра. Примечательно, что фигуры не статичны, в памятнике есть драматургия. С большой тщательностью выделаны детали обмундирования и лица бойцов.

На постаменте высечена надпись «Славным сынам русского народа, одержавшим победу в Отечественной войне 1812 года». Созданием памятника в 1973 году завершилось формирование большого мемориального комплекса, посвященного Отечественной войне 1812 года.
Памятник писателю Фадееву
В центре Миусской площади стоит памятник — скульптурный ансамбль — выдающемуся советскому писателю, лауреату премии Ленинского комсомола Александру Александровичу Фадееву (1901-1956).
Литературную известность Фадееву принесла его первая же крупная книга — «Разгром», ставшая настольной книгой многих поколений. Героическая тема гражданской войны нашла свое продолжение в «Последнем из Удэге». Подвиг краснодонцев увековечен в романе «Молодая гвардия»- одном из лучших произведений о Великой Отечественной войне, которому он «отдал… много крови сердца».

… В сквере перед Дворцом пионеров и школьников Фрунзенского района столицы на подиуме-площадке из гранитных блоков разместились три скульптурные композиции — бронзовая фигура писателя с книгой в руке, возвышающаяся на пьедестале из серого гранита, и две фигурные композиции на темы его произведений «Разгром» и «Молодая гвардия».
Высокая, по-спортивному подтянутая фигура. В ней запечатлены характерная фадеевская поза, манера держать голову.
Слева от центральной статуи — две конные фигуры героев гражданской войны, стоящие прямо на бронзовом плинте без постамента. До предела собранный в минуту опасности Левинсон и Метелица, привставший на стременах, готовый с молодецкой удалью тотчас вступить в схватку с врагом. (Кстати, это может быть единственный памятник в мире еврею на лошади. -ред.). В скульптурной группе, расположенной справа, запечатлены пять комсомольцев, членов подпольной организации «Молодая гвардия», боровшейся с врагом в годы Великой Отечественной войны.
Торжественное открытие памятника А. А. Фадееву (скульптор В. А. Федоров, архитекторы М. Е. Константинов, В. Н. Фурсов) состоялось 25 января 1973 года.
Памятник маршалу Жукову
8 мая 1995 года в честь 50-летия победы в Великой Отечественной войне на Манежной площади был установлен новый памятник. Сам президент Борис Ельцин инициировал создание памятника к памятной дате: пообещал на встрече с ветеранами войны, что тот будет установлен на Красной площади напротив Исторического музея. Но поскольку Красная площадь находится под охраной ЮНЕСКО, в итоге статую поставили на Манежной площади. Автор изваяния – скульптор В.М. Клыков. Маршал выполнен привставшим в седле и с характерным приветственным жестом. Под копытами боевого коня – поверженные штандарты нацистской Германии: запечатлен исторический момент, когда Жуков принимал Парад Победы в июне 1945 года.

Памятник много критиковали и москвичи, и скульпторы: одни – за несоответствие реалиям, вторые – за неверные пропорции, третьи – за статичность. Кроме того, место, выбранное для памятника, оказалось не самым выигрышным – находясь с северной стороны здания Исторического музея, оно почти все время укрыто тенью. Несмотря на это, маршал занял свое место на Манежной площади, и парочки охотно назначают встречи «под Жуковым».
Памятник генералу Багратиону
В 1999 году, этот сравнительно молодой памятник, созданный скульптуром Мерабом Мерабишвили был установлен на Кутузовском проспекте. Любопытно, что Мерабишвили установил этому же генералу еще один памятник, только в Тбилиси, откуда был родом прославленный герой Отечественной войны 1812 года. Генерал Багратион прошел долгий славный путь от рядового до генерала от инфантерии. Во время Бородинского сражения его позиции (так называемые «Багратионовы флеши») стали одним из эпицентров битвы. Полководец умер 17-ю днями спустя от тяжелейшего ранения в ногу, отказавшись от ампутации. Другой герой наполеоновской войны Денис Давыдов настоял на том, чтобы прах Багратиона развеяли над Бородинским полем.

Монумент изображает момент, когда Багратион призывает воинов в атаку. Памятник считают удачным, однако многим не нравится выбор места – отсутствие перспективы (памятник зажат сквером) и неудачное соседство стеклянного бизнес-центра, разрушающего атмосферу историчности.
Ещё по теме:

Leave a Comment