Пантеон

Содержание

История

Современный Пантеон построен в 126 году н. э. при императоре Адриане на месте предыдущего Пантеона, выстроенного за два века до того Марком Випсанием Агриппой (около 25 года до н. э.).

Латинская надпись на фронтоне гласит: «М. AGRIPPA L F COS TERTIVM FECIT», что в переводе звучит как: «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это». Представляет собой большое инженерное достижение античности. Располагается на площади Пьяцца-делла-Ротонда.

В 202 году, во время правления Септимия Севера и его сына Каракаллы, был отремонтирован. На архитрав была нанесена надпись:

IMP · CAES · L · SEPTIMIVS · SEVERVS · PIVS · PERTINAX · ARABICVS · ADIABENICVS · PARTHICVS · MAXIMVS · PONTIF · MAX · TRIB · POTEST · X · IMP · XI · COS · III · P · P · PROCOS  ET IMP · CAES · M · AVRELIVS · ANTONINVS · PIVS · FELIX · AVG · TRIB · POTEST · V · COS ·PROCOS · PANTHEVM · VETVSTATE · CORRVPTVM · CVM · OMNI · CVLTV · RESTITVERVNT Имп Цез Л Септимий Север Пий Пертинакс Аравийский, Адиабенский, Парфянский, величайший, Великий понтиф, 10 раз триб, 11 раз имп, 3 раза кос, О о, прокос, и Имп Цез М Аврелий Антонин Пий Феликс Авг, 5 раз триб, кос, прокос, Пантеон, повреждённый временем, со всем тщанием восстановили.

Архитектура

По композиции и конструктивному решению Пантеон уникален в древнеримской архитектуре. Он отличается классической ясностью и целостностью композиции внутреннего пространства, величественностью художественного образа. Не исключено, что в строительстве храма участвовал Аполлодор Дамасский.

Вход в здание оформлен шестнадцатью монолитными гладкими колоннами в три ряда, поддерживающими глубокий портик с треугольным фронтоном, некогда увенчанный бронзовой квадригой. Высота каждой колонны 11,9 метра, диаметр 1,5 метра, вес 60 тонн. Колонны высечены из цельного массива красного и серого египетского гранита, и увенчаны коринфскими мраморными капителями. Первоначально восемь передних колонн крыльца были из серого мрамора, четыре внутренних — из красного. В XVII веке три угловые колонны рухнули — их заменили двумя колоннами из терм Нерона и колонной из виллы Домициана. Изначально ко входу в храм вели четыре ступени, которые в течение многовековых наслоений оказались под слоем земли.

Кирпично-бетонная ротонда Пантеона перекрыта полусферическим куполом (диаметр свыше 43 м). Купол состоит из окружностей, которые легко прочитываются благодаря кессонированному потолку. Купол со стенами образует единую оболочку, содержащую внутри всё пространство, соответствующее внутреннему объёму цилиндра и половине сферы. Предполагают, что в древности поверхность купола украшали розетки или звёзды, однако документальных подтверждений этому нет. К основному объёму храма примыкают ниши, отделённые от центрального зала коринфскими колоннами. Кольцевой аттик отделяет колоннаду от внутренней поверхности купола, на которой расположены пять рядов квадратных кессонов.

В центре купола находится круглое отверстие диаметром 9 метров — так называемый окулюс. Это единственное отверстие, через которое в храм проникает дневной свет. В полдень световой столб наиболее ярок (благодаря ориентации на юг) и «не растекается» по объёму храма.
Когда идёт дождь, в окулюс попадает вода, поэтому в Пантеоне предусмотрена специальная дренажная система.

Изнутри Пантеон отделан охристо-коричневыми полихромными мраморами с редким введением белого мрамора. Внутренняя отделка Пантеона хорошо сохранилась — во многом благодаря тому, что на протяжении своего существования здание не закрывалось и продолжало выполнять функции храма.

Значение в культуре

С начала постройки и до введения христианства Пантеон был посвящён семи главным римским богам — Юпитеру, Венере, Нептуну, Марсу, Меркурию, Плутону и Сатурну. Также внутри храма находилась статуя обожествлённого Цезаря.

13 мая 609 года языческий храм был освящён как христианская церковь Святой Марии и Мучеников (Santa Maria ad Martires), когда византийский император Фока подарил храм папе Бонифацию IV. День 13 мая стал отмечаться как праздник всех святых. В середине VIII века папа Григорий III освятил 1 ноября в честь всех святых одну из капелл собора святого Петра и в честь этого события передвинул дату празднования дня всех святых на 1 ноября. С того времени дата 1 ноября у католиков и протестантов празднуется как День всех святых.

Раз в год, на праздник Пятидесятницы, присутствующих в храме сквозь отверстие в куполе осыпают лепестками красных роз, что символизирует сошествие Святого Духа на апостолов.

Начиная с эпохи Ренессанса в Пантеоне стали захоранивать известных личностей. В нём погребены некоторые известные люди Италии, в частности, Рафаэль, короли Виктор Эммануил II и Умберто I.

Световой поток в куполе храма Внутреннее убранство Пантеона Пантеон в XIX веке Купол Пантеона на фоне Рима

История Пантеона

Кем построен

Пантеон возвели в 27 году до нашей эры. Храм воздвиг Марк Агриппа, родственник императора Августа. Пантеон в древнем Риме – уникальное по сложности сооружение в своё время: задумка архитектора является прогрессивной и в наше время. Также впечатляет сложность исполнения: купол диаметром в 44 метра построить 2 тысячелетия назад – задача не из простых.

Строительство храма

Перед строительством Пантеона на этом месте функционировал округлый бассейн, но после пожара император решил отдать дань богам и построил храм всех богов (именно от бассейна Пантеон берет свои округлые формы). Архитектором проекта выступил Апполодор Дамасский, который решил пристроить еще к цилиндрическому зданию вход в виде портика, тем самым придав сооружению нынешний вид.

Схема построения Пантеона

Из языческого храма в христианский

Из-за того, что храм был языческим, многие христиане хотели его разрушить. Храм сберегли благодаря императору Фоке. В 608 году император отдал Пантеон папе Римскому Бонифацию IV, который освятил языческий Пантеон в христианский. Также Папа Римский приказал перенести останки первых христиан в бывший языческий храм.

Благодаря этим мерам, сторонники разрушения храма успокоились, и Пантеон в Риме сумели спасти. Таким образом, только благодаря Бонифацию IV, мы до сих пор можем любоваться этим чудом архитектуры

Вход в Пантеон

Архитектура храма богов

Пантеон снаружи и внутри

Конечно, за двухтысячелетнюю историю Пантеона коснулись изменения и снаружи и внутри. Большая часть храма по-прежнему облицована мрамором, но есть в местах, где проблескивает кирпичная кладка. Также серьезно обеднело и внутреннее убранство базилики: исчезли множество статуй, позолоченные бронзовые украшения, а алтарь, который раньше был посередине храма, сейчас перенесён в восточную часть.

Впрочем, попадая внутрь, забываешь, что было как-то по-другому: все сверкает и удивляет своим великолепием.

Вид на алтарь внутри Пантеона

Что означает отверстие в крыше

Главная особенность Пантеона – отсутствие окон. Существует только отверстие в центре крыши, называемое «окулюс». Это «окошко» является единственным отверстием наружу, откуда и поступает свет. Диаметр отверстия – 9 метров. Само отверстие при строительстве интерпретировалось как небесное всевидящее око.

При постройке под «окулюсом» находился алтарь. Также вокруг отверстия, около стен, находились статуи богов. На протяжении года, когда Земля меняла свою позицию на орбите, свет падал на определённую статую в своё время года. Таким образом, оказывалась честь каждому богу, причём в равном количестве.

Интересны и иные интерпретации появления окулюса.По одной из них, сначала отверстия не было – его прорубили разгневанные злые духи, когда в Пантеоне начали служили первую мессу. Хотя эта легенда не объясняет, почему тогда храм сразу строили без окон.

Отверстие в куполе Пантеона

Купол Пантеона

Ещё одной особенностью Пантеона в Риме является идеальный полусферический купол. Ширина купола — 43,3 метра. Выполнен купол из бетона, а вместо камней использовались кирпичи и лёгкие материалы, такие как пемза. Но как бы архитекторы ни облегчали купол, заменяя увесистые булыжники кирпичами и пемзой, все равно купол получиться очень тяжёлым. Чтобы удержать такую огромную полусферу (весом в 5 тысяч тонн) потребовалось увеличить толщину стен. Именно поэтому толщина стен Пантеона составила 6 метров.

Так как до сих пор не известно, как соорудили такой купол, существует много легенд о его постройке. Одна из них гласит, что сразу при строительстве изнутри храм заполнялся землёй, перемешанной с золотыми монетами. После окончания постройки Агриппа сказал, что каждый нашедший золотой, мог забрать его себе. Через несколько часов земли в Пантеоне не было.

ПАНТЕОН

Смотреть что такое «ПАНТЕОН» в других словарях:

  • Пантеон — (лат. Pantheon, от греч. Pantheion храм или место, посвящённое всем богам), 1) в Древнем Риме храм всех богов (см. Пантеон (в Риме)). 2) Усыпальница выдающихся людей. Обычно пантеон располагаются в зданиях, имеющих (или первоначально… … Художественная энциклопедия

  • пантеон — а, м. panthéon, нем. Pantheon < , лат. pantheon. 1. Древний греческий или римский храм, посвященный многим богам. БАС 1. В древности назывались пантеонами храмы, посвященные всем богам: и громовержцу Юпитеру, и кузнецу Вулкану, и важной… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ПАНТЕОН — (греч., от pan все, и Theos бог). 1) у древних греков и римлян храм, посвященный всем богам. 2) святыня, посвященная великому, всемирно известному, как напр., в Париже здание, посвященное памяти великих людей. Словарь иностранных слов, вошедших в … Словарь иностранных слов русского языка

  • ПАНТЕОН — (лат. Pantheon от греч. Pantheion место, посвященное всем богам), 1) в Др. Риме храм всех богов .2) Усыпальница выдающихся людей (Пантеон в Риме и Париже, Вестминстерское аббатство в Лондоне) … Большой Энциклопедический словарь

  • пантеон — храм, ротонда, место вечного упокоения, усыпальница Словарь русских синонимов. пантеон сущ., кол во синонимов: 4 • место вечного упокоения (4) … Словарь синонимов

  • ПАНТЕОН — , а, муж. 1. Монументальное здание место погребения выдающихся деятелей. 2. У древних греков и римлян: храм, посвящённый всем богам. 3. Совокупность богов какой н. религии (книжн.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949… … Толковый словарь Ожегова

  • Пантеон — (собств. Пантейон) в древности храмы, посвященные всембогам. Наибольшей известностью пользуется римский П.; сооруженный в 25или 27 г. до Р. Хр. Марком Агриппой, на Марсовом поле, близ им жепостроенных терм. Он был посвящен божествам рода Юлиев,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • ПАНТЕОН — (от греч. Pantheion храм всех богов) англ. pantheon; Нем. Pantheon. 1. В античных религиях храм, посвященный всем или многим богам. 2. В политеизме все боги, почитаемые к. л. народом. 3. Усыпальница выдающихся людей. Antinazi. Энциклопедия… … Энциклопедия социологии

  • Пантеон — (лат. Pantheon – место, посвященное всем богам) 1) у древних греков и римлян – храм, посвященный всем богам; 2) совокупность всех богов того или иного культа; 3) усыпальница выдающихся людей. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко… … Энциклопедия культурологии

  • Пантеон — Пантеон: одно или несколько намогильных сооружений или зданий, содержащих групповое захоронение. Примечание Пантеоны могут содержать места захоронения выдающихся людей, принадлежащих к различным областям деятельности, религиозных деятелей и т.д … Официальная терминология

Римский пантеон – история

Для начала, что означает Пантеон? Название происходит от греческого пан (все) и теон (божественный), так как храм посвящен всем римским богам.

Задуманный в 27-25 гг до н.э. консулом Агриппой по воле императора Августа, римский пантеон впоследствии не раз перестраивался. После двух пожаров, в 80 и 110 н.э. храм возобновили в той форме, в которой он дошел до наших дней, во времена императора Адриана (128 г н.э.) в расцвет Римской империи. Несмотря на отличия от оригинального сооружения, Адриан пожелал увековечить память архитектора Агриппы надписью на латыни:

«Построен Марко Агриппа, сыном Лучо, трижды консулом».

Благодаря раскопкам мы знаем, что изначально храм был почти квадратным, больше широким, чем длинным, выполненным в греческом стиле и посвященным семи римским богам. Современное здание ниже первого почти на шесть метров. Тут нечему удивляться, так как античный Рим находится прямо под ногами – на глубине 5-10 м под землей. В частности, довольно заметны работы над фасадом храма, частично расположенным под землей.

Если верить Кассио Дионе Коччейано, храм назвали Пантеон из-за подобия его купола небесному своду – жилищу богов.

Также известно, что Агриппа проектировал династический храм, посвященный богам – защитникам рода Юлии, Марсу и Венере, со статуей Октавиана Августа в центре. Внутри Агриппа установил статую божественного Юлия, а снаружи, на портике, статую Октавиана и рядом – свою, в честь их дружбы.

Храм был украшен Дионисом из Афин, но разрушен в результате пожара в 80 г н.э., а также пострадал в нескольких войнах, пока в 123-125 гг не был выстроен заново по приказу Адриана.

Hимский пантеон отличался от других храмов. В то время как внутри других храмов разрешалось быть только священникам, римский пантеон был открыт для публики, которая стала участвовать в церемониях. Это новшество затем переняли в римском храме Исиды, впустив верующих внутрь, а после и современные христианские церкви.

В 7 в. храм переделали в церковь Святой Марии, что гарантировало его безопасность и сохранность, хоть исчезли и некоторые элементы декора.

Пантеон: искусство и архитектура

Римский пантеон – шедевр архитектуры и инженерии. Как лучше всех сохранившийся исторический памятник Рима, он сильно повлиял на всю западную архитектуру.

Храм состоит из круглого зала с полукруглым куполом и греческим портиком с 16 коринфскими колоннами, поддерживающими фронтон. Сегодня фронтон пуст, но во времена Империи там был бронзовый рельеф со сценой битвы между гигантами и амазонками. Потолок портика также был бронзовый, но папа Урбан VIII в 1932 приказал снять бронзу для другой работы – балдахин алтаря скульптора Бернини внутри базилики Святого Петра.

Когда вы проходите огромные колонны и бронзовый вход, вашим глазам открывается великолепная архитектура. От избытка пространства начинает кружиться голова. В такой атмосфере легко почувствовать божественное присутствие!

Самая интересная и прогрессивная вещь – это то, что диаметр купола соответствует высоте храма и образует идеальную полусферу. Появляется ощущение, что находишься подвешенным в центре гигантского шара. Купол выполнен из смеси бетона и более легких материалов – травертина, пемзы – по мере приближения к вершине. Эта идея стала абсолютно гениальной и позволила куполу Пантеона выдержать почти две тысячи лет и дойти на нас практически нетронутым.

Поднимите глаза вверх и обратите внимание, что единственным источником света является круглое отверстие в центре купола диаметром 9 м. Именно этот свет создает особенную атмосферу Пантеона. Если вы зайдете в храм в полдень, вы увидите, что лучи солнца, попадающие через отверстие, создают непередаваемый, уникальный эффект. Этим он и отличается от других храмов древности, построенных с целью удивлять снаружи, а не изнутри.

Внутри храма вы увидите семь шикарных ниш, заключенных между коринфскими колоннами, изначально символизировавшими семь богов, связанных с культом планет – Солнца, Луны, Венеры, Сатурна, Юпитера, Меркурия и Марса. Когда в начале 7 в. римский пантеон переделали в христианскую базилику, некоторые ниши заполнили христианскими святынями.

Базилика получила название Санта Мария Ротонда или Санта Мария и мученицы, и в ее стенах хранятся останки выдающихся людей, таких как Ганнибал Караччи и Рафаэль Санти. Кроме того, в январе 1878, после смерти первого короля Италии Витторио Эмануэле II, в Пантеоне стали хранить и могилы королей. Сейчас там собраны останки Витторио Эмануэле II, Умберто I и королевы Маргариты Савойской.

Наружное убранство

Первое, что бросается в глаза – квадратный вход, типичный для храмов, и неожиданное пространство, открывающееся за ним, типичное для терм. На входе стоят величественные статуи Августа и Агриппы, высятся 16 гранитных колонн 13 м высотой серого и розового цвета. Сам округлый храм выполнен в римском стиле, а вот квадратный портик – очевидно, в греческом. Квадратный портик размерами 34,2*15,62 м с 8 колоннами из серого гранита впереди и 4 розовыми по бокам на 1,32 м поднят над площадью. К нему ведут 5 ступеней. Общая высота сооружения – 14,15 м, а диаметр колонн – 1,48 м в основании. На фасаде есть бронзовая табличка с надписью об авторе храма Гриппе. Купол диаметром 43,44 м выложен в 5 рядов 28 кессонами с круглым окном в центре диаметром 8,92 м.

Чтобы облегчить всю эту громаду, чем выше к потолку, были использованы более легкие кессоны (из туфа и вулканической лавы). Внутри купол выложен мрамором, остальная часть – бронзовыми пластинами, привезенными византийским императором Константином II. Использование с высотой более легких материалов позволило уравновесить нагрузку купола.

Внешнее убранство

В портике Пантеона два ряда колонн делят пространство на три нефа: центральный, самый широкий, и два боковых с нишами, в которых стоят статуи Августа и Агриппы.

Само здание – цилиндр с полусферой наверху. Высота цилиндра равна радиусу (21,72 м), а высота всего сооружения – диаметру сферы (43,44 м). В куполе 7 экседр, полукруглых и прямоугольных, с колоннами и нишами. Напротив входа расположен абсид. Между экседрами множество маленьких ниш. Стены выложены полосками цветного мрамора. На втором ряду находятся «окна», также украшенные цветным мрамором.

Пол здания слегка выпуклый с самой высокой частью (в 2 м на северо-запад от центра), возвышающейся на 30 см. во время дождя это возвышение помогает воде попасть в каналы по периметру. Однако, по легенде вода вообще не попадает внутрь благодаря системе стоков на крыше. Понятно, что это не так. Внешнее убранство завершает украшение ценным порфиром.

Говорят, дождь не попадает внутрь Пантеона.

Маловероятно, что это правда. Отверстие в середине купола – единственный источник света и его диаметр 9 м! Однако есть мнение, что несмотря на это «окно», вода все же не попадает внутрь. Тем не менее, она попадает! В полу видны сливы, куда стекает вода. Возможно, легенда родилась в античные времена, когда из-за тепла и дыма свечей дождевая вода не достигала пола – она просто испарялась.

Паркет в Пантеоне

В Пантеоне расположены могилы двух первых королей Италии – Витторио Эмануэле II и Умберто I. В прошлом огромное внимание уделялось тому, чтобы в храме сохранялась тишина и нанимались рабочие, чтобы разбрасывать по площади опилки, приглушающие звуки. Так делали вплоть до 1906, когда коммуна Буэнос-Айрес подарила Риму достаточно дерева, чтобы устлать им всю площадь. Более того, жители получили указания по его обработке и приемах ухода (таких как периодическое натирание жиром). Такое покрытие имело достойный вид и сохраняло тишину около могил королей. Паркет пробыл на площади с 1931 по 1950, а затем его убрали – по многочисленным просьбам местных жителей: люди часто поскальзывались и падали на жиру.

Ослиные уши

Великий Бернини наделил римский пантеон двумя колокольнями. Римский народ прозвал их ослиными ушами, так как выглядели они неуместно. Соперник архитектора, Борромини, использовал это определение, чтобы оскорбить его. Говорят, что Борромини вырезал этот символ на дворце напротив дома великого Жана Лоренцо (ответ Бернини не заставил себя ждать и был гораздо более нецензурный!!) Не ищите уши и ответ… со временем их стерли! Как и сами колокольни в конце 19 в.

Самый большой купол Рима

Микеланджело – один из моих любимых художников. Ему было доверено спроектировать гигантский купол базилики Святого Петра и он, как настоящий ценитель античного искусства, предложил Папе повторить купол Пантеона. Эта модель была жестко отвергнута по причине своих языческих корней, и художник отказался от нее.

… должен был отказаться??

Это то, что знают все. Микеланджело умер, закончив лишь основание купола базилики. Работы прервали, а когда возобновили, оказалось, что диаметр меньше на 50 см купола Пантеона. Ничего не оставалось делать. Таким образом, самым большим куполом Рима остается Пантеон, а купол базилики Святого Петра стоит на втором месте. Как посмертная дань Микеланджело любимой им классической архитектуре.

Как был опустошен Пантеон?

Римский пантеон как здание не перестает поражать со времен своего строительства. Удивителен огромный купол, до сих пор рождающий дискуссии о том, как подобное вообще возможно было сконструировать. Но в Риме живет легенда и на этот счет. Говорят, что для этого использовали специально насыпанный холм. А в конце нужно было как-то избавиться от земли. И кто же взялся за такую тяжелую работу? Народ Рима на добровольной основе! Да, потому что говорили, что в земле зарыты монеты. Понятно, что работа была сделана очень быстро.

Пантеон в Риме: история, любопытные факты, фото, как посетить

Пантеон (Pantheon) – это одна из главных достопримечательностей Рима, на сегодняшний день это самое древнее сооружение полностью сохранившее свой облик еще со времен Римской Империи. Пантеон по праву называют архитектурным чудом света, и не посетить его во время поездки в Рим просто невозможно.

Название «Pantheon» означает «Храм всех Богов». С греческого «пан» переводится как «все», а «теон» — «божественный».

История римского Пантеона

История Пантеона начинается в 27-25 гг. до н.э. Возводили самый первый храм в честь основных древнеримских богов.

Храм строился под руководством консула Марка Агриппы. Именно он решил Пантеон отделать мрамором, статуями, а фасадом указать на южное направление. До наших дней сохранилась бронзовая надпись на портике Пантеона «M. Agrippa L. F. cos Tertium Fecit», которую можно перевести как «Марк Агриппа, консул в третий раз, возвел это здание».

Изначальный вид Пантеона был сильно поврежден во время пожара 80 года нашей эры. Благодаря императору Домициану, Храм, как и многие другие сооружения, были отстроены заново. Но и этот облик был утрачен в результате попадания молнии.

Во времена правления императора Андриана (117–138 гг.) Пантеон Агриппы был заново отстроен и приобрел новый вид, так как император хотел видеть храм в виде земного шара и небесной сферы. Задумку Андриана воплотил в жизнь известный архитектор тех времен Аполлодоро Дамасский.

По задумке Апполодора здание обратили фасадом на север, увеличили по площади, а в качестве фундамента установили подиум со ступенями. Но из-за неустойчивой почвы здание постепенно проседает.

Любопытные факты

Основание Пантеона является сферическим и поэтому верхняя часть сооружения имеет куполообразную форму. В центре этого купола находится так называемый Глаз Пантеона. Единственное «окно», расположенное в высшей части купола. Именно через него раз в год в самый длинный день лета (21 июня) солнечные лучи освещают главный вход.

При строительстве очень хорошо была продумана конструкция здания. Так, например, пол выполнен слегка возвышенным по центру, для эффективного стока дождевых вод в сложнейшую подземную канализацию. Стены предназначены в большей степени для поддержания мощного купола. Поэтому в зависимости от высоты имеют разную толщину и структуру.

Вход в Пантеон сооружен в виде величественного портика и двойным рядом массивных колонн в греческом стиле. Все это отделано мрамором различных оттенков, привезенных не только из окрестностей Рима, но и из Египта. По всему периметру здания видны отверстия в стенах, предположительно от элементов бронзовой отделки, которую по распоряжению папы Урбана VIII сняли для отделки Базилики Святого Петра.

Внутри Пантеон состоит из двух залов – передний зал (проходной) и круглый зал. При отсутствии окон здание обладает хорошей вентиляцией и акустикой, а во внутреннем зале могут находиться одновременно до двух тысяч людей. В переднем зале расположены колонны из серого и красного гранита. Когда-то здесь находились статуи Августа Октавиана и Марка Агриппы.

Вход в круглый зал отгорожен массивными бронзовыми дверями, сохранившимися еще с античных времен. Стены и пол также отделаны мраморной облицовкой и плитами. В стенах большого зала расположены восемь ниш – вход и ниши, в которых изначально располагались статуи семи основных богов древних римлян. Теперь же в этих нишах расположены статуи христианских святых.

В средневековые времена существование Пантеона было под угрозой. Так как Римская Империя пала, все, что напоминала о ней в раннем христианстве, считалось языческим. Но, благодаря папе Бонифацию IV, храм был облюбован верующими и освящен в церковь.
Христианская вера оставила свои следы на стенах и в интерьере Пантеона. На стенах появились фрески и иконы, алтарь и скульптуры святых стали частью современного храма, а захоронения великих людей той эпохи придают памятнику еще большую ценность. В различные времена здесь были похоронены не только выдающиеся деятели искусств (дель Вага, Карраччии, Рафаель Санти со своей невестой, Арканджелло Корелли и т.д.), но и представители королевской династии Савойской.

Пантеон Агриппы – это действительно ценный памятник античной архитектуры, который смог, спустя века, донести до нас свой исторический облик.

Пантеон открыт ежедневно с 9 до 19.00, вход бесплатный (ведь это действующая церковь), лучше всего посещать с утра в 9-10 — в это время меньше всего туристов.

Заказать интересную Обзорную экскурсию по Риму с посещением Пантеона можно написав на почту info.romewithlove@gmail.com или по телефону +39 3275381738 (также viber, whats’app)

Пантеон имени Комитаса

Кладбище
Пантеон парка имени Комитаса
арм. Կոմիտասի անվան զբոսայգու պանթեոն
Вид Пантеона
Вид Пантеона
Страна Республика Армения
Город Ереван, проспект Аршакуняц, д. 18
Конфессия Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field ‘wikibase’ (a nil value).
Епархия Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field ‘wikibase’ (a nil value).
Архитектурный стиль Парк
Архитектор Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field ‘wikibase’ (a nil value).
Основатель Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field ‘wikibase’ (a nil value).
Первое упоминание Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field ‘wikibase’ (a nil value).
Дата основания Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field ‘wikibase’ (a nil value).
Дата постройки 1930 год
Дата упразднения Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field ‘wikibase’ (a nil value).
Статус Охраняется государством
Высота Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field ‘wikibase’ (a nil value).
Материал Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field ‘wikibase’ (a nil value).
Состояние действующее
Сайт Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field ‘wikibase’ (a nil value).
12px ] на Викискладе

Координаты:

Пантеон парка имени Комитаса (арм. Կոմիտասի անվան զբոսայգու պանթեոն) — кладбище в Ереване (проспект Аршакуняц, д. 18), служащее для захоронения видных деятелей армянской науки и культуры. Находится в парке имени Комитаса в районе Шенгавит. Пантеон возник в 1930-е годы, когда на месте старого кладбища «Мгер» разбили парк, которому вскоре было присвоено имя похороненного там знаменитого композитора Комитаса. В 1969 году появилась кладбищенская ограда, в 2005 году была произведена общая реконструкция Пантеона.

Похороненные в Пантеоне

Деятели театра и кино

  • Абелян, Ованес Артемьевич (1865—1936) — актёр театра. Народный артист Армянской ССР (1932). Народный артист Азербайджанской ССР (1932), Герой Труда Армянской ССР (1932).
  • Абрамян, Хорен Бабкенович (1930—2004) — актёр, режиссёр театра и кино. Народный артист СССР (1980). Лауреат Государственной премии СССР (1981).
  • Аджемян, Вартан Мкртичевич (1905—1977) — актёр, театральный режиссёр, педагог. Герой Социалистического Труда (1975). Народный артист СССР (1965). Лауреат Сталинской премии (1951).
  • Асрян, Арусь Арутюновна (1904—1987) — актриса театра и кино. Народная артистка СССР (1972).
  • Вардересян, Вардуи Карапетовна (1928—2015) — актриса театра и кино. Народная артистка СССР (1988).
  • Капланян, Рачья Никитович (1923—1988) — актёр, театральный режиссёр, педагог. Народный артист СССР (1971). Лауреат Государственной премии СССР (1978).
  • Манукян, Степан Ильич (1901—1930) — режиссёр, сценарист.
  • Мкртчян, Фрунзик Мушегович (1930—1993) — актёр театра и кино, театральный режиссёр. Народный артист СССР (1984). Лауреат Государственной премии СССР (1978).
  • Нерсесян, Рачия Нерсесович (1895—1961) — актёр театра и кино. Народный артист СССР (1956). Лауреат Сталинской премии (1941).
  • Саркисян, Сос Арташесович (1929—2013) — актёр театра и кино, педагог. Народный артист СССР (1985).
  • Папазян, Ваграм Камерович (1888—1968) — актёр театраи кино, театральный режиссёр. Народный артист СССР (1956).
  • Параджанов, Сергей Иосифович (1924—1990) — кинорежиссёр и сценарист. Народный артист Армянской ССР (1990). Народный артист Украинской ССР (1990).

Музыканты

  • Арутюнян, Александр Григорьевич (1920—2012) — композитор, пианист, педагог. Народный артист СССР (1970). Лауреат Сталинской премии (1949).
  • Гаспарян, Гоар Микаэловна (1924—2007) — оперная певица (лирико-колоратурное сопрано), педагог. Герой Социалистического Труда (1984). Народная артистка СССР (1956). Лауреат Сталинской премии (1951).
  • Григорян, Гегам Мигранович (1951—2016) — оперный певец (тенор). Народный артист Армянской ССР (1985).
  • Демурян, Степан Гургенович (1872—1934) — дирижёр, композитор.
  • Дурян, Оган Хачатурович (1922—2011) — дирижёр и композитор. Народный артист Армянской ССР (1967).
  • Хачатурян, Арам Ильич (1903—1978) — композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель. Герой Социалистического Труда (1973). Народный артист СССР (1954). Лауреат четырёх Сталинских премий (1941, 1943, 1946, 1950), Ленинской (1959) и Государственной премии СССР (1971). Академик АН Армянской ССР (1963).
  • Комитас (Согомонян, Согомон Геворкович) (1869—1935) — композитор, музыковед, фольклорист, певец и хоровой дирижёр.
  • Горганян, Васил Давидович (1865—1934) — музыковед. Заслуженный деятель искусств Армянской ССР (1934).
  • Меликян, Романос Овакимович (1883—1935) — композитор, музыкально-общественный деятель, хормейстер и музыкальный педагог.
  • Меликян, Спиридон Аветисович (1880—1933) — композитор, музыкально-общественный деятель, хормейстер. Заслуженный деятель искусств Армянской ССР (1933).
  • Мирзоян, Эдвард Михайлович (1921—2012) — композитор, педагог, общественный деятель. Народный артист СССР (1981).
  • Орбелян, Константин Агапаронович (1928—2014) — композитор, дирижёр, пианист. Народный артист СССР (1979).

Писатели и поэты

  • Дурян, Петрос (1851—1872) — поэт.
  • Давтян, Ваагн Арменакович (1922—1996) — поэт. Заслуженный деятель культуры Армянской ССР.
  • Зорьян, Стефан Ильич (1889—1967) — писатель. Академик АН Армянской ССР (1965).
  • Зорьян, Сатеник (1901—1975) — жена Стефана Зорьяна.
  • Исаакян, Аветик Саакович (1875—1959) — поэт, прозаик, публицист. Академик АН Армянской ССР (1943). Лауреат Сталинской премии (1946).
  • Исаакян, Софья (1882—1966) — жена Аветика Исаакяна.
  • Ханзадян, Серо Николаевич (1915—1998) — писатель. Герой Социалистического Труда (1984). Заслуженный деятель культуры Армянской ССР.
  • Хнкоян, Атабек Ованесович (1870—1935) — писатель, переводчик.
  • Капутикян, Сильва Барунаковна (1919—2006) — поэтесса, писатель и публицист. Академик НАН РА (1996). Заслуженный деятель культуры Армянской ССР (1970). Заслуженный работник культуры Грузинской ССР (1980). Лауреат Сталинской премии (1952).
  • Иоаннисян, Иоаннес Мкртичевич (1864—1929) — поэт и переводчик.
  • Шираз, Ованес Тадевосович (1914—1984) — поэт, общественный деятель.
  • Ширванзаде, Александр Минасович (1858—1935) — писатель и драматург. Народный писатель Армянской ССР (1930).
  • Сагиян, Амо (1915—1993) — поэт.
  • Сароян, Уильям (1908—1981) — американский писатель армянского происхождения.
  • Матевосян, Грант Игнатьевич (1935—2002) — писатель, автор повестей, рассказов и киносценариев. Лауреат Государственной премии СССР (1984).
  • Терьян, Ваан (1885—1920) — поэт и общественный деятель.
  • Папазян, Вртанес Месропович (1866—1920) — писатель, драматург.
  • Кургинян, Шушаник (1876—1927) — поэтесса.

Художники и архитекторы

  • Ахикян, Вартнес Галустович (1873—1936) — художник. Заслуженный деятель искусств Армянской ССР (1935).
  • Асламазян, Мариам Аршаковна (1907—2006) — художница. Народный художник СССР (1990).
  • Акопян, Акоп Тигранович (1923—2013) — художник. Народный художник Армянской ССР (1977). Лауреат Государственной премии СССР (1987). Член-корреспондент АХ СССР (1988).
  • Тадевосян, Егише Мартиросович (1870—1936) — художник. Заслуженный деятель искусств Армянской ССР (1936).
  • Таманян, Александр Оганесович (1878—1936) — архитектор. Народный архитектор Армянской ССР (1926). Лауреат Сталинской премии (1942 — посмертно).
  • Тороманян, Торос Арутюнович (1864—1934) — архитектор и археолог. Заслуженный деятель науки Армянской ССР (1933).
  • Исабекян, Эдуард Амаякович (1914—2007) — художник. Народный художник Армянской ССР.
  • Мурадян, Саркис Мамбреевич (1927—2007) — живописец. Народный художник Армянской ССР (1977). Лауреат Государственной премии СССР (1976).
  • Сарьян, Мартирос Сергеевич (1880—1972) — живописец-пейзажист, график и театральный художник. Герой Социалистического Труда (1965). Народный художник СССР (1960). Действительный член АХ СССР (1947). Академик АН Армянской ССР (1956). Лауреат Ленинской (1965) и Сталинской премий (1941).
  • Сарьян, Лусик (1893—1974) — жена Мартироса Сарьяна.
  • Торосян, Джим Петросович (1926—2014) — архитектор, главный архитектор Еревана (1972—1982). Народный архитектор СССР (1988). Лауреат Государственной премии СССР (1977).

Учёные

  • Лалаян, Ерванд Александрович (1864—1931) — археолог, этнограф.
  • Лео (Бабаханян, Аракел Григорьевич) (1860—1932) — историк, писатель, публицист. Профессор Ереванского университета.
  • Ханзадян, Цолак Хоренович (1886—1935) — литературовед. Профессор Ереванского университета.
  • Манандян, Яков Амазаспович (1873—1952) — историк. Академик АН СССР (1939). Заслуженный деятель науки Армянской ССР (1935).
  • Мушегян, Тигран Петрович (1986—1935) — физиолог.
  • Лисицян, Саак (1864—1934) — инженер. Профессор Ереванского университета.

Политические деятели

  • Арзуманян, Григорий Агафонович (1919—1976) — государственный и партийный деятель. Председатель Совета Министров Армянской ССР (1972—1976).
  • Демирчян, Карен Серобович (1932—1999) — государственный и партийный деятель. Первый Секретарь ЦК КП Армянской ССР (1974—1988). Председатель Национального Собрания Армении (1999).
  • Маргарян, Андраник Наапетович (1951—2007) — политический и государственный деятель. Премьер-министр Армении (2000—2007).

Галерея

  • Էդուարդ Իսաբեկյան.JPG

    Эдуард Исабекян

  • Eghishe Tadevosyan Grave in komitas panteon 01.jpg

    Егише Тадевосян

  • Gohar Gasparyan Grave 02.jpg

    Гоар Гаспарян

  • Grigor Arzumanyan grave 01.jpg

    Григор Арзуманян

  • Hakob Manandyan Grave 01.jpg

    Яков Манандян

  • Գերեզման` Համո Սահյանի.JPG

    Амо Сагиян

  • Hovhannes Shiraz Grave 01.jpg

    Ованес Шираз

  • Գերեզման՝ Հրաչյա Ղափլանյանի.jpg

    Рачья Капланян

  • Hrachya Nersisyan Grave 02.jpg

    Рачия Нерсесян

  • Hrant Matevosyan Grave 01.jpg

    Грант Матевосян

  • Karen Demirjyan Grave 01.jpg

    Карен Демирчян

  • Komitas Grave 02.jpg

    Комитас

  • Mariam Aslamazyan grave 02.jpg

    Мариам Асламазян

  • Mher Mkrtchyan Grave 01.jpg

    Мгер Мкртчян

  • Pantheon cemetery in Yerevan 02.JPG

    Ваграм Папазян

  • Գերեզման՝ Ավետիք Իսահակյանի.jpg

    Аветик Исаакян

  • Vahan Teryan Grave 01.jpg

    Ваган Терьян

  • Pantheon cemetery in Yerevan 11.JPG

    Вартан Аджемян и Арусь Асрян

  • Pantheon cemetery in Yerevan 12.JPG

    Уильям Сароян

  • Pantheon cemetery in Yerevan 13.JPG

    Сильва Капутикян

  • Օհան Դուրյան.JPG

    Оган Дурян

  • Sergey Parajanyan Grave 01.jpg

    Сергей Параджанов

  • Սերո Խանզադյան.JPG

    Серо Ханзадян

  • Pantheon cemetery in Yerevan 23.JPG

    Ваагн Давтян

  • Pantheon cemetery in Yerevan 26.JPG

    Хорен Абраамян

  • Գերեզման՝ Ալեքսանդր Շիրվանզադեի.jpg

    Александр Ширванзаде

  • Շուշանիկ Կուրղինյան (1).JPG

    Шушаник Кургинян

  • Մարտիրոս Սարյան..JPG

    Мартирос Сарьян

>Ссылки

Отрывок, характеризующий Пантеон имени Комитаса

Решив пока что не давать волю своему воспалённому воображению и оставив на время отца в покое, я окунулась в сладкие и грустные воспоминания о недавнем визите Анны.
Я до сих пор помнила запах её хрупкого тела, мягкость её густых чёрных волос и необычайную смелость, с которой встречала свою злую судьбу моя чудесная двенадцатилетняя дочь. Я несказанно гордилась ей! Анна была борцом, и я верила, что, что бы ни случилось, она будет бороться до конца, до последнего своего вздоха.
Я пока не знала, удастся ли мне её сберечь, но поклялась себе, что сделаю всё, что будет в моих силах, чтобы спасти её из цепких лап жестокого Папы.
Караффа вернулся через несколько дней, чем-то очень расстроенный и неразговорчивый. Он лишь показал мне рукой, что я должна следовать за ним. Я повиновалась.
Пройдя несколько длинных коридоров, мы очутились в маленьком кабинете, который (как я узнала позже) являлся его частной приёмной, в которую он очень редко приглашал гостей.
Караффа молча указал мне на стул и медленно уселся напротив. Его молчание казалось зловещим и, как я уже знала из собственного печального опыта, никогда не предвещало ничего хорошего. Я же, после встречи с Анной, и неожиданного прихода Севера, непростительно расслабилась, «усыпив» в какой-то мере свою обычную бдительность, и пропустила следующий удар…
– У меня нет времени на любезности, Изидора. Вы будете отвечать на мои вопросы или от этого сильно пострадает кто-то другой. Так что, советую отвечать!
Караффа был злым и раздражённым, и перечить ему в такое время было бы настоящим сумасшествием.
– Я попытаюсь, Ваше святейшество. Что Вы хотите узнать?
– Ваша молодость, Изидора? Как Вы получили её? Вам ведь тридцать восемь лет, а выглядите Вы на двадцать и не меняетесь. Кто Вам дал Вашу молодость? Отвечайте!
Я не могла понять, что так взбесило Караффу?.. За время нашего, уже довольно-таки длительного знакомства, он никогда не кричал и очень редко терял над собой контроль. Теперь же со мной говорил взбешённый, вышедший из себя человек, от которого можно было ожидать чего угодно.
– Отвечайте, мадонна! Или Вас будет ждать другой, весьма неприятный сюрприз.
От такого заявления у меня зашевелились волосы… Я понимала, что пытаться увильнуть от вопроса не удастся. Что-то сильно обозлило Караффу, и он не старался это скрывать. Игру он не принимал, и шутки шутить не собирался. Оставалось только лишь отвечать, слепо надеясь, что он примет полуправду…
– Я потомственная Ведьма, святейшество, и на сегодняшний день – самая сильная из них. Молодость пришла мне по наследству, я не просила её. Так же, как моя мать, моя бабушка, и вся остальная линия Ведьм в моём роду. Вы должны быть одним из нас, Ваше святейшество, чтобы получить это. К тому же, быть самым достойным.
– Чушь, Изидора! Я знал людей, которые сами достигли бессмертия! И они не рождались с ним. Значит, есть пути. И Вы мне их откроете. Уж поверьте мне.
Он был абсолютно прав… Пути были. Но я не собиралась их ему открывать ни за что. Ни за какие пытки.
– Простите меня, Ваше святейшество, но я не могу Вам дать то, что не получала сама. Это невозможно – я не знаю, как. Но Ваш Бог, думаю, подарил бы Вам «вечную жизнь» на нашей грешной земле, если бы считал, что Вы этого достойны, не правда ли?..
Караффа побагровел и прошипел зло, как готовая к атаке ядовитая змея:
– Я думал Вы умнее, Изидора. Что ж, мне не займёт много времени Вас сломать, когда Вы увидите, что я для Вас приготовил…
И резко схватив меня за руку, грубо потащил вниз, в свой ужасающий подвал. Я не успела даже хорошенько испугаться, как мы оказались у той же самой железной двери, за которой, совсем недавно, так зверски погиб мой несчастный замученный муж, мой бедный добрый Джироламо… И вдруг страшная, леденящая душу догадка, полоснула мозг – отец!!! Вот почему он не отвечал на мой неоднократный зов!.. Его, наверняка, схватил и мучил в этом же подвале, стоящий передо мною, дышащий бешенством, изверг, чужой кровью и болью «очищавший» любую цель!..
«Нет, только не это! Пожалуйста, только не это!!!» – звериным криком кричала моя израненная душа. Но я уже знала, что было именно так… «Помогите мне кто-нибудь!!! Кто-нибудь!»… Но никто меня почему-то не слышал… И не помогал…
Тяжёлая дверь открылась… Прямо на меня, полные нечеловеческой боли, смотрели широко распахнутые серые глаза…
По середине знакомой, пахнущей смертью комнаты, на шипастом, железном кресле, сидел, истекая кровью, мой любимый отец…
Удар получился ужасным!.. Закричав диким криком «Нет!!!», я потеряла сознание…
* Примечание: прошу не путать (!!!) с греческим комплексом монастырей Мэтэора в Каламбаке, Греция. Мэтэора по-гречески означает «висящие в воздухе», что полностью соответствует потрясающему виду монастырей, как розовые грибы выросших на высочайших верхушках необычных гор. Первый монастырь был построен примерно в 900 году. А между 12 и 16 столетиями их было уже 24. До наших дней «дожили» всего лишь шесть монастырей, которые до сих пор потрясают воображение туристов.
Правда, туристам не известна одна весьма забавная деталь… В Мэтэоре существует ещё один монастырь, в который «любопытные» не допускаются… Он был построен (и дал начало остальным) одним одарённым фанатиком, учившимся когда-то в настоящей Мэтэоре и изгнанным из неё. Обозлившийся на весь мир, он решил построить «свою Мэтэору», чтобы собирать таких же «оскорблённых», как он, и вести свою уединённую жизнь. Как ему это удалось – неизвестно. Но с тех пор в его Мэтэоре начали собираться на тайные встречи масоны. Что происходит раз в году и по сей день.
Монастыри: Гранд Мэтэорон (большой Мэтэорон); Руссано; Агиос Николас; Агиа Триос; Агиас Стефанос; Варлаам расположены на очень близком расстоянии друг от друга.
37. Изидора-3. Мэтэора
Я очнулась в жутком, холодном подвале, густо пропитанном приторным запахом крови и смерти…
Онемевшее тело не слушалось и ныло, никак не желая «проснуться»… А Душа с лёгкостью птицы витала в светлом мире воспоминаний, возвращая из памяти любимые лица и полные счастья дни, когда ещё не заглядывала в нашу жизнь печаль, и когда не было места в ней горечи и боли… Там, в том прекрасном «ушедшем» мире всё ещё жил мой чудесный муж, Джироламо… там колокольчиком заливался весёлый смех маленькой Анны… там ласково улыбалась мне по утрам моя милая, нежная мама… там терпеливо учил меня мудрости Жизни мой добрый и светлый отец… Этот мир был счастливым и солнечным, и душа моя рвалась обратно, улетая всё дальше и дальше… чтобы никогда более не возвращаться назад…
Но злая реальность почему-то меня не отпускала… Она безжалостно стучалась, насильно пробуждая воспалённый мозг, требуя возврата «домой». Родной и несовершенный Земной мир звал на помощь… Караффа жил… И пока он дышал – не могло быть в нашем мире радости и света.
Пора была возвращаться…
Глубоко вздохнув, я наконец-то почувствовала своё застывшее в одиночестве физическое тело – жизнь нехотя, по крупицам возвращалась в него… Оставалось только мужаться…
В помещении, в котором я находилась, стояла плотная, оглушающая, густая тишина. Я сидела в грубом деревянном кресле, не шевелясь и не открывая глаз, стараясь не показать «присутствовавшим» (если таковые там находились), что очнулась. Всё прекрасно чувствуя и слыша, я напряжённо «осматривалась», стараясь определить, что происходило вокруг.
Потихонечку приходя в себя и начиная вспоминать происшедшее, я вдруг очень ярко увидела, ЧТО оказалось настоящей причиной моего внезапного и глубокого обморока!..
Холодный ужас острыми тисками сжал помертвевшее сердце, даже не дав ему полностью очнуться!..
Отец!.. Мой бедный, добрый отец находился ЗДЕСЬ!!! В этом страшном, кровавом подвале – жутком логове изощрённой смерти… Он был следующим за Джироламо… Он умирал. Зловещая ловушка Караффы захлопнулась, проглатывая его чистую Душу…
Боясь увидеть самое страшное, я всё же собрала полностью ускользавшее мужество в кулак и подняла голову…
Первое, что я увидела прямо перед собой, были горящие глубоким интересом чёрные глаза Караффы… Отца в комнате пыток не было.
Караффа стоял, сосредоточившись, впившись изучающим взором в моё лицо, будто стараясь понять, что же по-настоящему творилось в моей искалеченной страданием душе… Его умное, тонкое лицо, к моему величайшему удивлению, выражало искреннее волнение (!), которое, тем не менее, показывать мне он явно не собирался… Видя, что я очнулась, Караффа мгновенно «надел» свою обычную, безразличную маску, и уже во всю улыбаясь, «ласково» произнёс:
– Ну, что же Вы, Изидора! Зачем же всех пугать? Вот уж никогда не думал, что Вы можете быть столь слабонервной!.. – а потом, не выдержав, добавил: – Как же Вы красивы, мадонна!!!.. Даже когда находитесь в таком глубоком обмороке…
Я лишь смотрела на него, не в состоянии ничего ответить, а в моём раненом сердце скреблась когтями дикая тревога… Где был отец? Что Караффа успел сотворить с ним?! Был ли он всё ещё живым?.. Я не могла посмотреть это сама, так как эмоции застилали реальность, и видение от меня ускользало. Но Караффу спрашивать не хотелось, так как я не желала доставлять ему даже малейшего лишнего удовольствия. Всё равно ведь, что бы не случилось – изменить ничего было уже нельзя. Ну, а о том, что ещё должно было произойти, я была уверенна, Караффа не откажет себе в удовольствии немедля мне об этом сообщить. Поэтому я предпочитала ждать.

Французам не придет в голову называть Дом инвалидов именем Наполеона, хотя все знают, что он там «главный». Как и в Риме в Пантеон идут посмотреть на могилу Рафаэля, но его именем никто не называет некрополь.

У ереванского пантеона, мне кажется, три проблемы.

1. Комитас. Надо как-то фундаментально отделить парк от некрополя. Это совершенно разные вещи. Возможно, если место найти, поставить на территории пантеона часовню (обычная практика).

2. «Случайные» захоронения. Тема деликатная, но армяне так уж устроены. Государственных деятелей там нельзя хоронить.

3. Парк и пантеон основаны в 30-е годы не в самом удачном месте — Шенгавит. В советские годы на проспекте Орджоникидзе, что отвечало сути, преобладали промышленные предприятия. Сейчас проспект Аршакуняц надо всячески благоустраивать Сносить бывшие предприятия и на их месте возводить что-то престижное, красивое. Пантеон должен стать туристическим объектом.

В сентябре 2019 года армянский мир отметит 150-летие выдающегося композитора, варпета Комитаса (Согомона Согомоняна). А как считаете вы, нужно ли переименование?

Значение слова пантеон

Примеры употребления слова пантеон в литературе.

Она была бесстыдна и чувственна, как богиня индуистского пантеона, ее тело кричало, как кларнет диксиленда, и звуки достигали раскачивающихся над ними стволов деревьев и при столкновении друг с другом хлопали, как тряпки.

Главное — чтобы никто, ни одни и ни одна, не отыскал в трагедии со страдательным пантеоном действующих лиц фамилии донатора, иначе говоря, родовое имя Абенсеррахов.

Умерла Кеке Джугашвили, если память мне не изменяет, в 1936 году и похоронена в Тбилиси в Пантеоне на горе св.

Пантеон у Мишле — место завершения почти всех воображаемых прогулок по городу, воплощение вечности, конца истории.

Инволюция и эволюция СОЗНАНИЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ процесса творения, описанного в предыдущем разделе, на различных уровнях реальности образуется невероятно богатое разнообразие сущностей: сначала неделимое Абсолютное Сознание, далее пантеоны архетипических существ, а затем несчетное множество индивидуальных единиц, составляющих мир материи.

Меж тем они уже пересекли площадь Пантеона, и, когда вышли на улицу Ульм, он указал пальцем на людей, группами стоявших перед Эколь Нормаль, и нахмурился.

Он вопьется влажным от волнения взором в новое издание Энциклопедии Знаменитых Итальянцев, которая по мановению Гарамона появится внезапно и сногсшибательно, для того чтобы показать комиссару, как выглядит статья о нем, вот и вы вошли в пантеон, дорогой коллега, как же, как же, это настолько соответствует вашим заслугам.

Правила и повеления, высказанные ими при жизни, считаются священными после их смерти и еще прочнее утверждаются их обоготворяемыми преемниками, которые, в свою очередь, вводятся в пантеоны расы, для обожания и умилостивления наряду с их предшественниками, из коих древнейший считается верховным богом, а остальные — второстепенными богами.

Гвин ап Нудд, который, будучи бесполезным для Гальфрида Монмутского и совершенно неприемлемым для монастырских хронистов, так и остался осколком древнего пантеона, уменьшившимся, правда, до крошечного эльфа, но тем не менее так и оставшимся непобежденным.

Тот персонаж, заслуживающий особого внимания и к его рассмотрению мы еще перейдем, когда начнем исследовать древнеегипетский пантеон богов и легенды.

Судя по количеству размножившихся в последствии богов древнеегипетского пантеона, мелких и средних начальников среди колонистов было множество, а, следовательно, самих рядовых колонистов должно было быть еще больше.

Почти у всех древних племен мы встречаем древний, забытый круг божеств, пребывающих в тени богов правящего пантеона.

Встречать их вышли Мак Куилл, Мак Кехт и Мак Грейн, вместе со всем пантеоном гэльских богов.

Ибо это был сам Луг, Стреляющий далеко, бог Солнца — новый бог гэльского пантеона.

Это своеобразный пантеон под открытым небом и музей русского мемориального искусства.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Значение слова Пантеон по словарю Брокгауза и Ефрона:

Пантеон (храмы)* (собств. Пантейон) — в древности храмы, посвященные всем богам. Внутренность в древности, по реставрации Адлера (Разрез). — План. — Внутренность в настоящее время. Наибольшей известностью пользуется римский, сооруженный в 25 или 27 г. до Р. Хр. Марком Агриппой, на Марсовом поле, близ им же построенных терм. Он был посвящен божествам рода Юлиев, статуи которых, например Марса и Венеры, стояли внутри этого сооружения. После неоднократных повреждений, причиненных пожарами и ударами молний, П. был реставрирован сперва имп. Домицианом и Адрианом, затем, в 202 г. по Р. Хр., Септимием Севером и его сыновьями. Об этой последней реставрации свидетельствует надпись над портиком храма, помещенная под надписью, высеченной Агриппой. В 1607 г., при папе Бонифации IV, П. был обращен в церковь, посвященную Богоматери и всем мученикам, и получил название S. Maria ad Martyres — церковь, которую вследствие ее круглой формы называют также С. Mapиa-Ротонда, или просто Ротондой. П. представляет собой круглое здание с портиком, не существовавшим в первоначальном плане, но возведенным еще при Агриппе, предполагавшем поместить в нем свою собственную статую и статую Августа. Портик образуют 16 колонн восточного гранита (8 по лицу, каждая в 4,5 м в окружности, с коринфскими беломраморными капителями превосходной работы). Он увенчан фронтоном, в настоящее время лишившимся некогда украшавших его бронзовых фигур. Внутренность П. представляет круглое помещение в 43,5 м ширины и такой же вышины, покрытое полукруглым куполом, с проделанным в середине циркульным отверстием 8,5 м в диаметре. В стенах устроены 8 ниш, в которых помещались статуи божеств. колонны, стоящие теперь в отверстиях этих ниш, относятся ко времени Домициана. они заменили собой другие колонны, находившиеся тут первоначально. Над архитравом идет представляющая собой продолжение цилиндра аттика, которая при одной из реставраций была расчленена пилястрами. Мраморная облицовка этих пилястров была удалена в 1774 г. Пол внутреннего помещения П. выложен порфиром и другими дорогими породами камня. Общее впечатление, производимое П., очень грандиозно, несмотря на то, что здание сильно пострадало вследствие хищнического отношения к нему некоторых императоров (Констант II, в 655 г., перевез в Константинополь вызолоченную бронзовую крышу) и пап. В 1881 и 1 8 82 г. вокруг П. были произведены раскопки, причем с задней его стороны открыты части сооружения, до того времени заслоненные позднейшими постройками, и обнаружен весь цоколь, скрывавшийся под новейшими наслоениями почвы. В П., в числе других знаменитых людей Италии, похоронен Рафаэль и первый король объединенной страны, Виктор-Эмануил II. Кроме римского П., знаменит также парижский. Он стоит на том месте, где некогда стояла церковь, посвященная покровительнице Парижа, св. Женевьеве. В 1764 г. Людовик XV заложил колоссальное здание, которое и было возведено по планам архитектора Суффло. Парижский П. имеет в плане форму греческого равноконечного креста, над срединой которого высится купол на барабане. С западной стороны П. находится обширный портик, образуемый 22 калнелированными колоннами коринфского стиля в 20 м вышины. Ширина всего здания — 84 м, длина — 112 м. Внутренность П. представляет в средине, под куполом, круглое пространство, к которому примыкают четыре боковые крыла. Над куполом фонарь, обведенный решеткой, отсюда открывается великолепный вид на весь Париж. Вышина всего здания от пола до фонаря достигает до 90 м. Здание еще не было окончено постройкой, когда, в 1791 г., национальное собрание переименовало его в Panth &eacute. on Francais и определило ему быть хранилищем портретных статуй великих людей, тела которых погребались бы в подвальном этаже здания. При Наполеоне I П. снова был передан в духовное ведомство, причем, однако, удержал за собой значение усыпальницы выдающихся деятелей эпохи империи. В 1822 г., он был обращен в церковь св. Женевьевы. Июльская революция снова возвратила П. гражданский характер, который и оставался за ним до 1855 г. Наполеон III, декретом от 6 декабря 1855 года, отдал его опять религиозному культу. Наконец, 27 мая 1885 г., президент французской республики Греви, чтобы дать возможность похоронить в П. тело Виктора Гюго, снова обратил его в усыпальницу великих людей, не имеющую церковного характера. О. римском П. см. Адлера, «Das Pantheon zu Rom» (Б., 1871), и Ланчьяно, «Il Panteon e le terme di Agrippa» (в «Notizie degli scavi» за 1881 и 1882 гг.).

Определение слова «Пантеон» по БСЭ:

Пантеон — Пантеон (лат. Pantheon, от греч. Pбntheion — храм или место, посвященное всем богам)
1) в Древнем Риме — «храм всех богов» (см. Пантеон в Риме). 2) Усыпальница выдающихся людей. Обычно в качестве П. используются здания, имеющие (или первоначально имевшие) культовое назначение: Вестминстерское аббатство в Лондоне (1245-1745). церковь Сент-Женевьев в Париже (1764-90, архитектор Ж. Ж. Суфло), ставшая Французским П. в 1791, в период Великой французской революции.

Пантеон — в Риме, храм, посвященный всем богам, выдающийся памятник древнеримской архитектуры. Сооружен около 125 н. э. на месте одноимённого храма, построенного Агриппой. П. представляет собой ротонду, перекрытую огромным полусферическим кессонированным куполом (диаметром свыше 43 м), имеющим в центре отверстие (диаметром около 9 м), через которое освещается интерьер. купол выполнен из бетона, прослоённого кирпичами. стена, поддерживающая купол, внутри разделена на 2 яруса, нижний из которых расчленён 7 нишами. Р интерьере П. достигнуто гармоническое равновесие между высотой и диаметром сооружения. Купол, доминирующий в пространстве ротонды, расчленён кессонами и, не подавляя зрителя своей тяжестью, торжественно высится над его головой подобно небосводу. Вход в П. подчёркнут портиком из 16 гладких коринфских колонн (8 по фронту, остальные в глубине). Замечательный ясной величественностью и цельностью образа, П. оказал огромное влияние на архитектуру своего и последующего времени. В средние века П., неоднократно подвергавшийся частичным переделкам, был превращен в церковь. ныне- национальный мавзолей, где погребены выдающиеся деятели итальянского искусства (Рафаэль, Б. Перуцци).
Лит.: Fine Licht К. De, The rotunda in Rome, Kbh., 1968.
Купол: 1. Ложный купол «гробницы Атрея» в Микенах. 14 в. до н. э. (?). Разрез. 2. Пантеон в Риме. Около 125. Продольный разрез. 3. Мавзолей Гур-Эмир в Самарканде. 1404. Разрез. 4. Купол собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции. 1420-36. Архитектор Ф. Брунеллески. Разрез. 5. Казанский собор в Ленинграде. 1801-11. Архитектор А. Н. Воронихин. Разрез.
Пантеон в Риме. Около 125 н. э. Интерьер.

Leave a Comment