Париж малый дворец

Большой и Малый дворец

Адрес: av. du General Eisenhower, 8-й округ
(посмотреть на )
Метро: Franklin-D-Roosevelt

Великолепные выставочные залы из камня, стекла и стали — Большой дворец (Grand Palais) и Малый дворец (Petit Palais) — были построены к Международной выставке 1900 года, ровно как и расположенный неподалеку мост Александра III. В строительство были вовлечены несколько победивших на открытом конкурсе архитекторов под общим руководством Шарля Жиро.

Оба «брата», окруженные колоннадами и щедро декорированные скульптурными композициями, являются отличным примером архитектуры своей эпохи, называемой «Belle Epoque» (прекрасная эпоха).

Ежегодно на территории Большого дворца проходят многочисленные показы работ от всемирно известных домов мод, проводятся прекрасные художественные выставки и представления. В западном крыле дворца открыт музей науки — Дворец открытий (Palais de la Decouverte).

Большой дворец был закрыт в течение 12 лет на время проведения реставрационных работ, после того как одна из потолочных стеклянных панелей упала в 1993 году, и был вновь открыт только сентябре 2005 года.

На территории Малого дворца сегодня расположился Музей изобразительных искусств (Musee des beaux-arts de la ville de Paris). Окруженный полукруглым двором и садом, дворец очень похож на стоящего неподалеку своего «Большого брата», а колоннады, крыльцо и купол эхом вторят находящемуся на другой стороне реки Дому инвалидов.

Экспозиция Малого дворца разделена на две части: коллекция Дютюи, состоящая из картин, графических рисунков и других произведений искусства эпохи средневековья и ренессанса и коллекция города Парижа, состоящая из картин французских художников, среди которых работы Энгрэ, Делакруа и Курбэ.

Малый дворец сегодня

Даже если вы не ценитель скульптуры и живописи, стоит осмотреть музей снаружи: богатый декор здания в стиле ар-нуво мало кого оставит равнодушным — начиная от пышного входа с ионическими колоннами и заканчивая скульптурными композициями, аллегорически представляющими Париж в роли покровителя изящных искусств.

Но еще лучше не пожалеть времени и зайти внутрь — архитектурные достоинства здания предстанут в новом качестве. Жиро задумывал дворец как царство света, естественным образом проникающего сквозь ажурную стеклянную крышу, широкие окна и высоко расположенные отверстия — световые колодцы. Подобное решение позволяет максимально выгодным образом представить экспонаты — а их немало! Музею в этом плане есть что противопоставить не только Лувру, но и не менее знаменитому музею д’Орсэ. В фондах Малого дворца хранятся произведения таких мастеров как Клод Моне и Альфред Сислей, Камилль Писарро и Гюстав Курбе, Поль Сезанн и Огюст Роден… список почти бесконечен. Стоить заметить, что музей располагает тысячами экспонатов самых разных эпох, стилей и направлений — включая самое представительное в западной Европе собрание икон.

Малый дворец выиграл, по крайней мере, одну заочную битву с Лувром. Коллекция фламандских художников, которую может предложить самый знаменитый музей планеты, даже близко не может сравниться с той, что представлена в Малом дворце. Если вы поклонник Рембрандта и Рубенса — вам именно сюда.

Малый дворец в Париже

За шесть лет до открытия Парижской Всемирной выставки 1900 года её оргкомитетом был объявлен конкурс на проект нового выставочного комплекса ‒ Малого дворца (Petit Palais). Победителем творческого соревнования стал архитектор Ш. Жиро, наблюдавший за строительством 1897-1900 годах.

Красота в камне

В своей работе автор проекта ориентировался на традиции французской архитектуры конца XVII- начала XVIII вв. Ш. Жиро также частично принял за образец Шатильонский замок, спроектировав подобную аркаду и оформление центральной части здания с куполом.

Планировка Малого дворца имеет форму трапеции, широкая сторона которой длиной 150 м обращена к авеню Уинстона Черчилля. Главный фасад здания в стиле Beaux-Arts украшен ионическими колоннами, его арка центрального входа расположена в архивиллете над которым возвышается купол.

В тимпане над центральным входом размещена скульптурная группы Ж. А. Аджельберта с аллегорическими фигурой символизирующей Париж сидящей в окружении муз женщины с макетом корабля в левой руке. Правее неё находится созданная скульптором М. Феррари композиция изображающая Сену и её притоки. С левой стороны размещено скульптурное произведение Л. Конверса «Четыре сезона», изображающее нескольких несущих фрукты и пшеничные колосья женщин.

К центральной части Малого дворца симметрично примыкают два крыла в декоре которых использовано оформление больших прямоугольных окон свободно стоящими колоннами. Стены угловых павильонов со стороны боковых фасадов прорезаны арочными окнами, обеспечивающих естественное освещение галерей. Множество скульптур, на фасадах Малого дворца, эффектно дополняют его декоративное убранство.

Внутренний двор по всему периметру окружен перистилем, состоящим из двойных колонн с позолоченными бронзовыми деталями из розового мрамора. Его украшают многочисленные высокие барельефы и скульптуры Э. Берто, П. Дюбуа, Л. Конверса. Небольшой сквер в форме полукруга с ухоженными цветниками и газонами занимает большую часть двора.

Эспозиционное пространство

Малый дворец изначально был спроектирован как музейно-выставочных центр с учетом особенностей экспонирования различных видов изобразительного искусства. Это отразилось на планировке его внутренних помещений: на двух этажах анфилады залов расположены параллельно и симметрично.

Внешние галереи залов предназначены для демонстрации произведений декоративно-прикладного искусство, тогда как в анфиладах залов с окнами, выходящими во двор, выставлены картины и другие произведения живописи.

Холл величественной ротонды у входа и главная галерея музея специально построены для экспозиции коллекции скульптур и монументального искусства. Эта часть дворца особенно впечатляет отделкой интерьеров. Его полы выложены мозаиками, стены облицованы мраморными плитами, а купол и своды потолка расписаны фресками с аллегорическими сюжетами.

Копилка шедевров

После завершения Всемирной выставки во дворце началась работа над созданием постоянной экспозиции. В 1902 году к моменту открытия городского музея изобразительного искусства (Musée des beaux-arts de la ville de Paris) основу его собрания составила личная коллекция Эжена. и Огюста Дютуи, состоящая из 20 тыс. графических произведений, картин и предметов декоративно-прикладного искусства эпохи Средневековья и Возрождения.

Второй по значимости стала коллекция французской живописи XVIII в. Эдварда и Джулии Тук, поступившая в музей в 1930 году. Основа фондов современного искусства музея составила коллекция Амбруаза Воллара, а Рожер Кабаль завещал в 1998 году своё собрание икон. В целом музейное собрание Малого дворца охватывает исторический период с античных времен до недавнего прошлого.

Среди многочисленных ценных произведений искусства в залах городского музея изобразительного искусства выставлены картины П. Рубенса, Н. Пуссена, Х. Рембрандта, Ж. О. Фрагонара, Ж. О. Энгра, Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф. Писарро, П. Сезанна. скульптуры О. Родена, Ж. Далу, О. Ренуара и А. Майоля.

В начале XXI в. Малый дворец был закрыт на многолетнюю реконструкцию, по окончанию которой его экспозиционные площади увеличились до 22 тыс. м2. Художественный музей возобновил свою экспозиционную деятельность в декабре 2005 года открытием выставки фотохудожников Б. Деламена, П. Турнебо и Флора.

Как добраться

Leave a Comment