Первые небоскребы Нью-Йорка

История самых известных небоскребов Нью-Йорка

Сейчас Нью-Йорк можно по праву назвать городом небоскребов. Здесь их ровно 140 — зданий из бетона и стали, разной этажности, разного стиля и назначения, которые рассекают небесную гладь «большого яблока». И построенный в 1902 году Flatiron Building – старейший небоскреб Нью-Йорка кажется среди них маленьким и незначительным. Попробуем еще немножко углубиться в историю небоскребов…

Вулворт-билдинг: империя пятицентового мультимиллионера

Первым небоскребом, наиболее полно соответствующим сегодняшнему пониманию данного термина, считается Вулворт-билдинг (Woolworth Building) в Нью-Йорке. Строительство этого 57-этажного здания высотой в 241 метр было завершено в 1913 году. Более девяноста лет оно входит в число пятидесяти самых высоких зданий США и в двадцатку высочайших зданий Нью-Йорка.

Архитектор Касс Гилберт успешно проектировал высотные здания, каждое из которых было неповторимым. Здание на Бродвее, 233 тоже его проект, построенный в 1913 году. Заказчиком здания выступил владелец сети “пятицентовых” магазинов Фрэнк Вулворт. Он хотел чтобы здание выходило фасадом на Бродвей и располагалось между Парк Плэйс и Барклэй стрит, Вулворт хотел построить самое высокое здание, а это значит его высота должна быть свыше семьсот футов (двести тринадцать метров). Планируемую первоначальную высоту в шестьсот двадцать пять футов (190,5 метра) увеличили до семьсот девяносто двух футов (241,4 метра), стоимость здания тоже увеличилась с пяти до тринадцати миллионов долларов. При проектировании пришлось учитывать расходы на более мощный фундамент, на усилия от ветровой нагрузки.

Здание оформлено терракотовой облицовкой, очень роскошный интерьер еще больше увеличили его стоимость. Внешне здание напоминает французскую ратушу. Здание завершает пятидесятипяти этажная башня с островерхой медной крышей. Крыша украшена ажурными переплетениями и готикой. При проектировании была предусмотрена смотровая площадка, но в настоящее время она не используется. Вестибюль отделан мрамором, мозаикой и скульптурами. Потолочные своды так красиво расписаны мозаикой с позолотой, что вестибюль стал похож на храм, поэтому здание называют Храмом Коммерции. Масштабность проекта была огромной и Вулворт финансировал строительство наличными деньгами, что очень было необычно. Делалось это ради рекламы своей компании. К началу двадцатых годов сама компания занимала всего полтора этажа в здании, а остальное все сдавалось в аренду. Здание никогда не закладывалось.

В 1998 году приемник компании Вулворта продал здание, оценив его в сто пятьдесят пять миллионов долларов. Стройность небоскребу придает венчающая его башня. Она практически не затеняет стоящие рядом дома и улицы. Рядом с ним контрастно смотрится массивное здание Equitable Building на Бродвее дом сто двадцать, которое построили в одна тысяча девятьсот пятнадцатом году. Следует отметить, что помещения в верхней башенной части часто пустуют, потому что количество лифтов доходящих до самого верха недостаточно для обслуживания офисов. Эту часть здания следует переделать под жилые квартиры, тогда ни один квадратный метр в здании не будет пустовать, а будет приносить прибыль своему хозяину.

Смотровую площадку на самом верху «храма торговли» ежедневно посещали тысячи человек, и практически никто из них не уходил без покупки. В 1915 году Шолом-Алейхем, переехавший тогда в США, вложил в уста одному из своих героев такой рассказ об Америке: «Есть там домишко, называется «Вулворт», трубой уходит он в облака и еще выше». Владимира Маяковского, побывавшего в 1925 году в Нью-Йорке с социальным заказом разоблачить «мир чистогана», это здание вдохновило на стихотворение «Барышня и Вулворт».

Строительство небоскреба обошлось мультимиллионеру в 13,5 млн долларов. Вулворт заплатил эту сумму наличными…

Гонка по вертикали

Практически сразу же после появления первых небоскребов развернулась настоящая гонка по возведению самого высокого из них. Так американские промышленные магнаты стремились продемонстрировать миру свое могущество. Но не только. Сооружение небоскребов было выгодно и в коммерческом отношении, ведь резкое удорожание городских земель привело к тому, что максимальную прибыль из купленного участка земли можно было извлечь, только «нарастив» здание в высоту. Пик «соревнования» пришелся на 20–30-е годы прошлого века.

Здание Крайслера возводилось в период лихорадочного строительства небоскрёбов перед началом Великой Депрессии, когда в Мидтауне Манхеттена непрерывно раздавались звуки отбойных молотков и свайных копров. Здание демонстрирует чрезвычайное влияние немецкого экспрессионизма на дизайн небоскрёбов и бешеный рывок к высоте, который поглотил архитекторов в 20-х годах прошлого века. В эту прерывистую постмодернистскую эпоху каждый мог с удивлением вглядываться в символизм Крайслера, объединивший автомобиль и летающий аппарат подобно куколке насекомого, соединившей гусеницу и прекрасную бабочку.

Одно из самых занимательных зданий Нью-Йорка, увенчанный серебряным капюшоном Крайслер, ведёт своё происхождение из парков развлечений на Кони Айленде. Застройщик по имени Уильям Рейнольдс (William H. Reynolds), бывший сенатор США, положивший начало парку Дримлэнд на Кони Айленде, нанял архитектора Уильяма Ван Алена для проектирования 67-этажного здания, которое могло бы стать известным под именем «Здание Рейнольдса». Рейнольдс, несмотря на возражения Ван Алена настаивал на том, чтобы у здания была металлическая «корона», это явилось его главным вкладом в архитектурный облик здания, которое мы знаем как здание Крайслера. Однако, Рейнольдс не имел достаточно средств, чтобы осуществить постройку задуманного им здания и вынужден был уступить этот участок земли Крайслеру в 1928 году. Уолтер П. Крайслер, приобретя участок, привлёк Ван Алена в свою команду по строительству офисного небоскрёба.

Работы по расчистке территории для строительства начались в октябре 1928 года, через шесть месяцев начались строительство фундамента, а спустя ещё шесть месяцев был уже полностью возведён стальной остов здания. Открытие здания состоялось 27 мая 1930 года.

Боролись с Крайслером за этот титул компания Банк Манхеттена со зданием Уолл-стрит 40 , возводимого бывшим партнёром Ван Алена, и его главным непримиримым соперником Крэгом Северансом (H . Craig Severance), а также Эмпайр Стейт Билдинг . Когда Северанс пронюхал о том, что Крайслер собираются возводить до высоты 925 футов (281,94 м), он добавил 50-футовый (15,24 м) флагшток, который сделал его здание на два фута выше, достигнув 927 футов (282,55 м). Затем, в августе 1930 года Ван Ален раскрыл своё «секретное оружие» – верхушку, шпиль из нержавеющей стали, который под покровом тайны был собран внутри купола здания, а затем поднят, благодаря чему небоскрёб достиг высоты 1048 футов (319,43 м). Шпиль Ван Алена оказался первым возведённым человеком объектом, превзошедшим высоту 1024,5 футовой (312,27 м) Эйфелевой башни, которая удерживала рекорд высоты со времени Парижской Всемирной ярмарки 1889 года.

У Эмпайр Стейт и Крайслера были собственные фотографы, запечатлевавшие и публиковавшие этапы гонки к вершине. Льюис Хайн (Lewis Hine) снял волнующие социально-реалистические кадры рабочих, сохраняющих равновесие на головокружительной высоте во время строительства Эмпайр Стейт Билдинг. Маргарет Бурке-Уайт (Margaret Bourke – White) запечатлела странное готическое ощущение, создаваемое серебристыми орлами Крайслера, парящими над городом.

Крайслер Билдинг удерживал корону высочайшего здания в мире в течение всего лишь одиннадцати месяцев, пока не был побеждён небоскрёбом Эмпайр Стейт Билдинг , который был открыт в мае 1931 года. Без своей причальной мачты, Эмпайр Стейт был всего лишь на два фута (0,61 м) выше, чем Крайслер. Однако, 200-футовая (60,96 м) мачта, первоначально предназначавшаяся для причаливания дирижаблей, а затем установленная в 1950 году 204-футовая (62,18 м) телевизионная антенна увеличивали его высоту до 1452 футов, 8 и 9/16 дюймов (442,787 м) до вершины громоотвода.

Крайслер, несомненно, остаётся наиболее странным офисным зданием, когда-либо возведённым для американской корпорации. Вестибюль его выполнен в стиле немецкого экспрессионизма. Изгибы чёрного бельгийского гранита драпируют входы подобно сценическим занавесам, а над ними расположены металлические зигзагообразные мотивы выглядящие так, как будто они взяты из фильма Фрица Ланга «Метрополис». Треугольной формы вестибюль, похожий на тёмную, причудливую пещеру с хрустальными ангелами, освещённый рассеянным светом светильников, укрытых за ониксовым камнем больше напоминает место, где скорее можно встретиться с Валькирией, нежели с партнёрами по бизнесу. Изображение самого здания присутствует в потолочной росписи вестибюля.

Гостиная, расположенная вверху здания, с её фасеточными потолками и стенами, напоминающими своими росписями звёзды, появляющиеся на вечернем небе, была снята в фильме «Кабинет доктора Калигари». Двухэтажный «Облачный Клуб» на 65-ом и 66-ом этажах предлагал ничем не загораживаемые виды Нью-Йорка на все четыре стороны света сквозь оригинальные треугольные окна небоскрёба Крайслер. В сигарной комнате миллионеры эпохи Сухого Закона прятали своё спиртное в специальных тайниках за табачного цвета мебельной обивкой. Уолтер П. Крайслер (Walter P. Chrysler) отдыхал здесь в своей роскошной спальне, снабжённой камином таких размеров, что в него свободно, не нагибаясь мог войти человек.


Материалы, применённые в отделке здания роскошны и экзотичны – красный марокканский мрамор с узором, напоминающим пламя, багровые слои которого, как будто ухватили дух эпохи джаза, и полы, выполненные из жёлтого сиенского мрамора. Изыскано инкрустированные двери и кабины лифтов, словно поэма, по памяти прочитанная вслух: тиковое дерево, филиппинское красное дерево, кубинская слива, английский клён с зелёной древесиной, американская и южно-африканская прима-вера, осина, кудрявый клён и ореховое дерево из Америки, австралийский шёлковый дуб. Богатая отделка деревом – это ещё один буквальный образ автомобиля в оформлении интерьера здания, ведь автомобили того времени имели в своей внутренней отделке множество деревянных элементов, а также деревянную панель приборов.

Было немало попыток расшифровать фасад Крайслера, особенно шпиль, который высмеивался ведущими критиками того времени как «конструкция-недоросток» со «всем этим бессодержательным романтизмом, этим бессмысленным сладострастием, этим пустым символизмом», как «перевёрнутая рыба-меч» и как «архитектура Маленького Немо», имея в виду футуристичный космический дизайн.

Тридцать первый этаж башни, облицованной белым кирпичом со вставками из серого кирпича, украшен фризом стилизованных автомобилей, увенчанных крылатыми урнами, напоминающими крышку радиатора модели Крайслера 1929 года. На следующем выступе восемь гигантских металлических орлиных голов сторожат стороны света как защищающие символы на средневековых замках.

Лейтмотив здания это автомобиль, превращающийся в летательный аппарат, или аппарат, становящийся живым летающим существом. Урны, отрастившие крылья, головы орлов, сделанные из металла. В этом контексте, шпиль может быть истолкован как оперение, сделанное из металла, с треугольными окнами и фигурными металлическими панелями, являющимися элементами этого оперения. Что бы он не представлял собой, Энди Уорхол (Andy Warhol) суммировал сущность небоскрёба как глубоко, так и поверхностно: «Они выглядят как деньги».

Специалисты критиковали это здание, называли его «легкомысленным», однако жителям города новый небоскреб пришелся по душе, и они даже прозвали его «красавцем Манхэттена». В настоящее время компания «Chrysler» не является его владельцем, небоскреб поделили между собой риэлтерские компании «TMW Real Estate» (75%) и «Tishman Speyer Properties» (25%).

Любители американских фильмов, наверное, заметили, что Крайслер-билдинг привлекает к себе внимание многих кинорежиссеров. Например, в «Армагеддоне» на него приходится удар астероида, а в «Годзилле» два вертолета взрывают это здание в погоне за чудовищем.

Новый и последний рекорд 30-х годов

Крайслер-билдинг, однако, совсем недолго удерживал свое лидерство. Не прошло и года, как в мае 1931-го был торжественно открыт Эмпайр Стейт билдинг (Empire State Building), установивший новый рекорд высоты – 381 метр. Его уникальное строение с башней и «парящим» шпилем стало визитной карточкой города и увековечено в множестве сувениров. Глядя на это здание сложно поверить, что все это великолепие лишь результат экономического расчета, поскольку бюджет был минимальным, да и сроки шокировали – 1 год и 6 месяцев.. Эстетика Эмпайр Стейт Билдинг выдержана в рамках «Чикагской школы», чьим девизом можно считать простоту и предельный рационализм.

Серый каменный фасад небоскреба украшают уходящие ввысь полосы из нержавеющей стали и три выступа в верхней части здания. В подземной части оборудовано помещение для парковки автомобилей. Холл высотой в три первых этажа отделан мрамором, а его стены украшают восемь панно, на которых изображены семь чудес света и сама Эмпайр Стейт Билдинг.

Форма строения обусловлена специфическим расположением лифтов в здании и практическими соображениями о расположении и благоустройстве офисов. Небоскреб был построен на месте отеля Уолдорф-Астория. Для экономии времени обеды подавались рабочим непосредственно на места и уже через год после начала строительства здание получило славу Самого высокого в мире. Конструкции доставлялись с заводов с невероятной скоростью, и это при том, что возводилось здание в период великой депрессии.

Отделка здания была продумана до мелочей и полностью исключала применение внешних лесов, что экономило время и средства. Во время открытия здания свет зажег лично президент страны, а архитекторы получили высшую меру признания – золотые медали Лиги Архитектуры. Эмпайр Стейт Билдинг стал не просто легендой страны, но и неплохим источником дохода, так как смотровую площадку посещали до четырех миллионов людей в год.

Как ни странно, но при всей доходности затраты на постройку здания не окупались до 1948 г. Со временем стали использовать искусственную подсветку здания, а позже шпиль здания стал служить и опорой для теле-радио- вещательных антен. Прошло много лет, но до сих пор Эмпайр Стейт Билдинг привлекает туристов со всего мира своей архитектурой наравне с историческими памятниками и дворцами.

По замыслу архитектора, крыша и последний этаж здания предназначались для посадки дирижаблей. Но ввиду несостоятельности этой затеи на крыше была возведена теле- и радиомачта для трансляции передач в близлежащие штаты. Мачта увеличила высоту здания до 443 метров.







Empire State Building был королем небоскребов в течение небывало долгого срока – целых сорок лет. Пока в 70-х годах не случился очередной бум строительства высоток. Но это уже тема для другой статьи.

Считается, что каждый человек, побывав в Нью-Йорке, обязан сделать несколько вещей – отправиться на пароме к статуе Свободы, пройтись пешком по Бруклинскому мосту и подняться на 86 этаж Empire State Building – самого известного небоскрёба США.А в 1945 году в небоскреб врезался сбившийся с курса бомбардировщик В-29. Несмотря на то, что стальной каркас выдержал удар, ущерб был оценен в 1 миллион долларов и 14 человеческих жизней.

Как один из крупнейших офисных центров США, небоскреб является местом работы нескольких тысяч людей. Все они должны быть вовремя доставлены на свои рабочие места, для чего в здании расположены 72 лифта – все они подключены к специальному механизму, который сам высчитывает, когда и на каком этаже должен остановиться каждый из них. В среднем, нью-йоркцы привыкли ждать лифт не более 17 секунд. По прошествии этого времени они вторично нажимают кнопку. А уже после 30 секунд начинают возмущаться.

С момента постройки небоскреба в 1931 и вплоть до 1972 года он был самым высоким зданием в мире, возвышаясь на 381 метр или 102 этажа. После трагедии 11 сентября 2001 года Empire State вновь стал высочайшим зданием города. События того дня потрясли весь мир. World Trade Center — комплекс, состоящий из семи зданий, был разрушен в результате террористических атак и 3 тысячи человек были погребены под сталью и метровым слоем пыли. Центральными сооружениями комплекса считались две 110-этажные башни-близнецы — Северная (высотой 417 метра) и Южная (высотой 415 метра). Сейчас на их месте ведется строительство нового комплекса Всемирного торгового центра, а именно его главного здания – Башни Свободы. Окончание строительства планируется на конец этого года . Высота небоскреба вместе со шпилем будет составлять 541 метр.

1.


«Ранние небоскрёбы» — это высотки, которые были построены в основном в двух американских городах — Чикаго и Нью-Йорке, в период с 1884 по 1939 гг. Это была первая волна строительного бума небоскрёбов, зарождение традиций и появление принципиально нового типа коммерческий зданий не только в США, но и во всём мире.

На появление небоскрёбов повлияла совокупность множества факторов. Прежде всего, это достижения в науке и технике: электрическое освещение, изобретение лифта с электрическим приводом и использование для строительства зданий металлического каркаса, — всё это позволило создавать высокие прочные здания с комфортными условиями для работы людей. И второй фактор — экономический. После Гражданской войны (1861-1865 гг) всё больше и больше стали развиваться города, требовавшие строительства коммерческих зданий. Возникла необходимость в высоких постройках, которые занимали бы небольшую площадь. И вот так, из потребностей городских властей/предпринимателей и возможностей технического прогресса и родились небоскрёбы.Впервые термин «небоскрёб» относительно здания был использован в 1880-х гг, со строительством в 1884 г. в Чикаго первого высотного коммерческого здания, высотой 42 метра — The Home Insurance Building. До этого времени слово «небоскрёб» применяли к описанию просто чего-то очень высоко, например, шляпы-цилиндра, которая сильно увеличивала рост мужчины и т. п.После Чикаго, спустя несколько лет, небоскрёбы начали возводить и в Нью-Йорке, где на строительство первых высотных зданий часто приглашались чикагские архитекторы, имевшие в этом деле больше опыта. Потребности Нью-Йорка в небоскрёбах росли и росли, такой вид зданий как раз был к месту, он позволял наиболее эффективно использовать небольшую площадь острова Манхэттен.Так исторически сложилось, что в первой половине XIX в. Нью-Йорк стал финансовым центром Америки. Банки и разного рода компании занимали сравнительно небольшой участок — Финансовый квартал на острове Манхэттен.

3.


К тому же, компании финансового сектора процветали, им требовалось всё больше офисных сотрудников и, соответственно, больше помещений для работы. Плюс ко всему многие большие компании хотели иметь свой собственный небоскрёб, например, Fuller Company, построила для своих нужд Flatiron Building, в этом здании на протяжении 3-х десятилетий располагался их главный офис.

Ко всему прочему, небоскрёбы Чикаго и Нью-Йорка были очень современными зданиями с комфортными условиями для работы, они были хорошо освещены, использовалась вентиляция и отопление, в офисах часто функционировала пневматическая почта, имелась телефонная связь и использовались печатные машинки, благодаря которым всё больше женщин становились работниками офисов, в качестве стенографисток и секретарей. Из-за лучших условий, многие компании стали перебираться из своих небольших офисных зданий в новые небоскрёбы, благодаря небольшой площади небоскрёбных офисов (в среднем одна комната была не больше 4 м), даже маленькие и небогатые компании могли позволить себе аренду кабинетов.

Но в небоскрёбах трудились не только офисные сотрудники, огромные здания сами создавали рабочие места, ведь требовалось большое количество персонала, обслуживающего технические нужды высоток — строители, электрики и т. п.

Вулворт-билдинг

Отзывы Вулворт-билдинг (США) — описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Вулворт-билдинг, Нью-Йорк

Построенный в начале двадцатого века, этот знаменитый небоскреб до сих пор входит в список пятидесяти самых выскоих зданий Америки. Его высота — 241 метр, а количество этажей — пятьдесят семь.

Вулворт-билдинг (Woolworth Building) возвышается на Бродвее между Park Place и Barclay Street. Здание построено по заказу американского предпринимателя Фрэнка Вулворта архитектором Кассом Гилбертом в готическом стиле. На момент завершения строительства, эта башня была самым высоким зданием в Нью-Йорке, и одним из самых необычных.

Мозаики, позолота и фрески — все наводит на ассоциации с храмом. Не случайно эта башня получила прозвище «Собор торговли».

Внешне небоскреб схож с готическими соборами не только очертаниями, но и роскошной богатой терракотовой облицовкой здания, а его башня, вздымающаяся ввысь, украшена горгульями и ажурным узором.

Интерьер небоскреба также отсылает нас к средневековой европейской готике. Например, мы можем увидеть стилизованные скульптуры хозяина или архитектора Вулворт-билдинга. Мозаики, позолота и фрески — все наводит на ассоциации с храмом. Не случайно эта башня получила прозвище «Собор торговли».

Башня принадлежала Вулворту и его компании до 1998 года, когда была продана компании «Виткофф Групп». После теракта 11 сентября доступ туристов к некоторым помещениям, представляющих художественную и историческую ценность, теперь закрыт. Сейчас в здании находятся офисы различных компаний и образовательные учреждения.

Вулворт-билдинг (Woolworth Building), Нью-Йорк

Этот небоскреб называют современным собором, а если точнее, Вулворт-билдинг носит название «Храм торговли». Строительство здания финансировал и продвигал Фрэнк Вулворт, человек, революционизировавший коммерцию путем внедрения системы широкой дистрибуции.

  • Месторасположение: Нью-Йорк, США;
  • Проект: Касс Гилберт;
  • Высота: 241 метр;
  • Материалы: Сталь и терракота;
  • Год постройки: 1913.

Он создал компанию, которая носит его имя и которая к 1912 году стоила 65 миллионов долларов. Он был инициатором строительства одного из самых знаменитых зданий Манхэттена, которое до появления гигантов 1930-х годов было также самым высоким (107 м), превосходя в этом отношении прославленную Эйфелеву башню. Вулворт-билдинг выделялся из того поколения высоток, которые напоминали обычные здания. Они росли в высоту и все больше украшались элементами декора, типичными для эклектизма.

Создавая первое поколение высоток, архитекторы пользовались языком исторических, философских и художественых понятий, которые звучали бы парадоксально по отношению к зданиям, выражающим радикальные социоэкономические идеи. Проектирование здания было поручено Кассу Гилберту, архитектору-эклектику, который в те годы, кроме прочего, разработал проект здания Таможенной службы США в неоклассическом стиле. Для Вулворта архитектор выбрал неоготический стиль, полагая, что он лучше всего подходит для башни, устремленной в вертикальном направлении.

Архитектурные особенности Вулворт-билдинг

  • Вулворт-билдинг, одно из самых знаменитых зданий Манхэттена, продолжает очаровывать не только совершенным сочетанием функциональности и эстетики, но и своей архитектурной формой, в которой явно проступают элементы готического стиля.
  • Как и большинство других небоскребов Манхэттена, Вулворт-билдинг планировался как офисное здание. U-образная планировка здания давала возможность наиболее эффективно использовать естественное освещение.
  • Вулворт-билдинг располагается в деловом центре Манхэттена и по сей день является одним из его символов. Этот памятник коммерческому гению Ф. Вулворта считается вершиной творчества Касса Гилберта, который прославился благодаря этому проекту. Гилберт приложил большие усилия, чтобы придать готический облик современному функциональному зданию, создав новый стиль, влияние которого отразилось но облике других зданий метрополии.
  • Фасад Вулворт-билдинга украшен элементами, типичными для готического стиля, такими как стрельчатые арки, водосточные желоба в виде горгулий.

He обладая особыми новаторскими чертами по сравнению с другими зданиями того периода – Метрополитен-Лайф-билдингом Наполеона Ле Бруна (1909) или Сингербилдингом Эрнста Флагга (1908), – Вулворт стал образцом для многих небоскребов, построенных позднее. Это 59-этажное здание держало мировой рекорд высоты с 1913 по 1930 год.

Несущий каркас здания, выросшего на углу Бродвея и Парк-Плейс в деловом центре Манхэттена в банковском районе Уолл-стрит – зоне, где городское строительство сдерживало, главным образом, присутствие порта, была выполнена из стальных горизонтальных и вертикальных конструкций. Башня, имеющая U-образную планировку, состояла из 29 этажей и переходила в так называемую «колокольню». Присутствие “колокольни”, в конце концов, и стало типичным для первого поколения небоскребов. Над основным массивом относительно традиционного здания, являющимся воплощением функциональности, возводилась башня в качестве эстетического элемента, усиливающего его вертикальную направленность.

Вулворт отличается от других высоток с «колокольнями» тем, что его тяжелое основание не отделено от изящной башни; они органично переходят друг в друга, что вкупе с готическими элементами также способствует усилению его вертикальной направленности. (Смотрите про другие небоскребы в этой рубрике).

Средствами выражения готического стиля являются многочисленные арки, башенки и горгульи. Даже крестообразный атриум покрыт сводчатым потолком, поддерживаемый двухъярусными арками и декорированный мозаикой, кованым железом, эклектическим орнаментом и дорогостоящими материалами.

Скульптурное изображение Касса Гилберта, держащего в руках модель Вулворт-билдинга, также имеет соответствующую стилистическую окраску, ибо напоминает изображение святого-покровителя, какие нередко устанавливались в средневековых соборах. Полихромный, облицованный терракотой фасад небоскреба также декорирован готическими элементами.

Нью Йорк, Нью Йорк… Храм торговли — Небоскреб Вулворт-билдинг (Woolworth Building)

Но Фрэнк знал, что и покупатель из него никудышный. Для него не было ничего сложнее, чем зайти в магазин и поинтересоваться ценами. А втюхать что-либо ему вообще было невозможно — Фрэнк Вулворт был беден как церковная мышь и не мог позволить себе покупки дороже доллара. В общем, кругом засада. Фрэнк вздыхал и огорчался. Он плакал. С ним даже случались нервные припадки, во время одного из которых он чуть не отдал богу душу.
Но мистеру Муру было плевать на душу своего помощника, он во что бы то ни стало хотел сделать из него ловкого дельца. Для этих целей и решил однажды оставить того в магазине совершенно одного: «Фрэнк, ты видишь это сукно? Перочинные ножики и щетки видишь? Сегодня ты будешь торговать всем этим в одиночку».
Вулворт испуганно заморгал. Торговать? Остаться за главного в магазине, расшаркиваться перед покупателями, нахваливать качество и биться за каждый цент?.. О нет, делать это совершенно не хочется, ничего хорошего из этого все равно не получится. Вулворт для приличия улыбнулся.
— То-то же! — почему-то сказал мистер Мур, возвращая щетки на место. — Дерзай.
Но Вулворт решил проблему до гениального просто: прикрепил к каждой вещи бумажку с указанием цены, до которой ему было разрешено торговаться, а всю мелочь и вовсе вывалил на стол, снабдив лаконичной табличкой: «Все за пять центов». Так был изобретен ценник.
Но Вулворт не осознавал исторической важности этого момента. Он спрятался за прилавком. Мол, не трогайте меня — там все написано. В глубине души он понимал, что такая система для него самого как для покупателя была бы самой оптимальной: легко ориентироваться — легко делать выбор. Но разве остальные люди похожи на него? Разве понравится им такое пренебрежение, такое вопиющее хамство? Они, конечно, оскорбятся, и уже завтра он будет безработным. Ну что ж, мистер Мур прав — торговля не его стихия.
Но покупатели не оскорбились. Более того — они обрадовались. Полная информация о цене сделала их гораздо смелее и активнее. Не пользовавшийся спросом товар был раскуплен за несколько часов. «Это чудо Божие!» — воскликнул мистер Мур, когда вернулся.
Увы, мистер! Это всего лишь психоанализ. Фрэнк Вулворт интуитивно вывел формулу, которой и поныне пользуются все универсальные магазины мира: цена на товар должна быть так же доступна взгляду покупателя, как и сам товар.

Основные моменты

Высотное здание поднимается на 241,4 м и имеет 57 этажей. Красота интерьеров Вулворт-билдинг нисколько не уступает его внешнему виду. Роскошные холлы оформлены сводчатыми мозаичными потолками, цветными витражами и красивыми инкрустированными полами, а 34 лифта декорированы позолоченной кожей.

Под кессонным потолком главного фойе помещены небольшие по размеру гротескные скульптуры, на которых изображены Вулворт и авторы архитектурного проекта небоскреба. Здесь же можно увидеть каменную фигуру архитектора Касса Гилберта, который держит в руках миниатюрную копию здания. Кроме того, внутри сохранился оригинальный кабинет Вулворта, имеющий мраморную отделку в традициях французского ампира.

К сожалению, посмотреть на это великолепие туристы не могут. После трагических событий сентября 2011 года из соображений безопасности посторонних внутрь Вулворт-билдинг не пускают, поэтому путешественники рассматривают один из самых старых американских небоскребов с улицы.

Рядом с Вулворт-билдинг располагается чудесный Сити Холл Парк, в котором можно посидеть на лавочках, прогулять по тенистым аллеям и полюбоваться на красивый фонтан и прыгающих по веткам деревьев белок. Территория парка открыта для посетителей с 6.00 до 24.00.

Вулворт

Основатель мощной торговой сети «F. W. Woolworth Company» Фрэнк Уинфилд Вулворт (1852-1919) начал карьеру в юном возрасте, став продавцом в небольшой лавке. Застенчивого паренька, который к тому же еще и заикался, хотели уволить. Хозяин согласился оставить Вулворта, если он за смену сумеет наторговать дневную выручку.

В те времена в магазинах еще не существовало ценников, и стоимость товара продавец назначал сам, оценивая кредитоспособность покупателя. Вулворт поставил на каждый товар кусочки бумаги с указанием минимальной цены, а над полной лежалого товара стойкой написал «все по 5 центов». Сумма, которую ему удалось собрать, превышала дневную выручку в 6 раз!

Свой первый магазин Вулворт открыл в 1879 году в Пенсильвании. В начале прошлого века созданная им торговая сеть была крупнейшей в мире. Эта компания первой стала продавать товары по фиксированной цене – 5 и 10 центов. Вулворт создал первые супермаркеты, и покупатели смоли выбирать товары, лежащие в свободном доступе. Владельцем Вулворт-билдинг были придуманы дисконтная торговля, когда товары продавались со скидками, а также покупка товаров у непосредственных производителей. На протяжении всего XX века «F. W. Woolworth Company» оставалась конкурентоспособной торговой сетью.

История небоскреба

В 1910 году Вулворт решил возвести для офиса своей компании самое высокое здание в Нью-Йорке. Разработку проекта небоскреба он поручил Кассу Гилберту, который был известным мастером классической архитектуры и построил несколько общественных зданий.

Гилберт создал проект необычного высотного здания Вулворт-билдинг, выдержанного в традициях неоготической архитектуры. В первоначальном проекте небоскреб должен был подниматься на 191 м, но потом его высоту увеличили до 241,4 м. Строительные работы заняли три года, и масштабная стройка обошлась Вулворту в 13,5 миллионов долларов. Торжественное открытие здания произошло в апреле 1913 года, и в нем принимал участие президент Соединенных Штатов Америки Вудро Вильсон.

Новый небоскреб стал высочайшим зданием планеты. Он производил сильное впечатление. Побывавший в Нью-Йорке в 1925 году поэт Владимир Маяковский посвятил высотке на Бродвее стихотворение «Барышня и Вульворт». Рекорд высоты продержался до 1930 года, но потом пальма первенства отошла к Уолл-стрит, 40 и Крайслер-билдинг. Смотровая площадка, расположенная на 58 этаже небоскреба, принимала туристов до 1945 года.

Компания «F. W. Woolworth Company» владела Вулворт-билдинг до 1998 года, а потом его выкупила «Виткофф Групп». Сейчас внутри небоскреба располагаются образовательные учреждения и офисы различных фирм.

Особенности архитектуры

Строители первых американских небоскребов были новаторами, и в каждое новое здание они привносили инновационные решения. Одной из находок инженеров Корта Берле и Гунвальда Ауса стала конструкция прочного стального каркаса, обеспечивающего поразительную устойчивость небоскреба. Если другие высотные здания слегка раскачиваются под действием сильных ветров, Вулворт-билдинг стоит совершенно неподвижно.

В этом небоскребе впервые были построены высокоскоростные лифты. Благодаря им, пассажиры смогли быстро перемещаться по этажам и за короткое время подниматься на самый верх здания.

Фасады высотки имеют благородный светло-охристый цвет. Они изготовлены из популярных в начале прошлого века прочных терракотовых панелей, стойкость которых подтвердило время. Горизонтальные линии, отделяющие этажи, выполнены выразительными каменными полосами с резным кружевом.

От основания до самого верха по Вулворт-билдинг проходят плоские колонны, которые нигде не прерываются карнизами. Они придают постройке лаконичность и прямоту, и жители города в шутку именуют небоскреб «Гордыней Нью-Йорка». Его вершина напоминает готический собор. Здание заканчивается высокой пирамидальной кровлей, окруженной изящными башенками.

Как добраться

Вулворт-билдинг стоит на Бродвее. Рядом со зданием находится выход со станции метро «Park Place». Кроме того, возле небоскреба делают остановку автобусы № 120, M55, Х1, Х3, Х4, Х8, Х17, Х27, Х17А и Х19.

Leave a Comment