Петербург главный штаб

Здание Главного штаба

Эта статья — об историческом здании в Санкт-Петербурге. О современном административном здании см. Здание Генерального штаба (Москва).

Достопримечательность

Здание Главного штаба


Вид на здание Главного штаба

59°56′16″ с. ш. 30°18′59″ в. д.HGЯOL

Страна

Россия Россия

Город

Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, дом 6-10

Архитектурный стиль

Классицизм

Автор проекта

К. И. Росси

Архитектор

Росси, Карл Иванович

Первое упоминание

1819 год

Дата основания

Строительство

1819 — 24 октября 1828

Статус

Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781510390750006 (ЕГРОКН). Объект № 7810518000 (БД Викигида)

Сайт

hermitagemuseum.org/wps/…

Здание Главного штаба на Викискладе

Зда́ние Гла́вного шта́ба — историческое здание, располагающееся на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. Строительство здания продолжалось с 1819 по 1829 год. Архитектор: К. И. Росси. Скульпторы: С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский.

В западной части здания находится командование Западного военного округа России.

Восточная часть здания передана Государственному Эрмитажу, который разместил в здании картины XIX-XX веков, преимущественно импрессионистов, и проводит в здании временные выставки современного искусства.

Архитектура

Комплекс состоит из двух крыльев, расположенных и на Дворцовой площади, и на набережной реки Мойки, соединённых триумфальной аркой. Протяжённость фасадов составляет 580 метров.

Восточный фасад Главного штаба

Создание комплекса началось в 1819 году со строительства западного крыла, в объём которого были включены уже существовавшие фельтеновские дома с их пропорциями и дугообразным положением в плане. Частично сохранился фасад фельтеновских домов, отличающийся облицовкой серым гранитом, в отличие от облицовки красным гранитом восточного крыла. В зданиях, помимо Главного Штаба, располагались Военное министерство, Министерство иностранных дел и Министерство финансов (в восточном корпусе).

Одной из архитектурных доминант здания является купол над западным крылом здания. Выполненный из металла и стекла по проекту инженера Г.Г. Кривошеина в 1902 — 1905 гг., он обеспечивал дневной свет расположенной под ним библиотеке. Ранее на месте купола-фонаря располагался низкий каменный купол, возведённый по проекту К.И. Росси при строительстве здания. Помещения Военно-исторической библиотеки ГШ России и старый купол капитально реставрировались в 1890 — 1892 гг., однако пожар 1900 года, уничтоживший 12 тысяч книг и интерьеры библиотеки, потребовал нового ремонта.

Со стороны Невского проспекта к зданию примыкали построенные ранее дома: «Депо карт Главного штаба» (1805-1806 гг., арх. Л. Руска), Вольное Экономическое общество (1768-1775 гг., арх. Ж. Б. Валлен-Деламот). В 1845 — 1846 годы архитектор И. Д. Черник перестраивает эти отданные Главному штабу здания, решая фасады в общих формах с россиевскими фасадами.

После Октябрьской революции в здании располагался Наркомат Иностранных дел, а впоследствии отделение милиции.

В настоящее время часть здания принадлежит Западному военному округу. В 1993 году восточное крыло здания Главного штаба передано Эрмитажу.

В 2008 году был проведён тендер на реконструкцию восточного крыла здания Главного штаба. Его выиграл консорциум компаний «Интарсия» и «Возрождение». Международный банк реконструкции и развития утвердил решение тендерной комиссии и стоимость работ 4 418 414 868 рублей.

Арка Главного штаба

Арка Главного штаба

Арка Главного штаба — самостоятельный архитектурный объект. Была построена как главный монумент, посвящённый Отечественной войне 1812 года и завершающий ансамбль зданий напротив Зимнего дворца. В 1918 году в ряду некоторых улиц и площадей Петрограда была переименована, и официально называлась Арка Красной армии. Историческое название возвращено в 1944 году.

Проектируя главную площадь столицы Российской империи, Карл Росси решил связать два крыла Главного штаба триумфальной аркой, без установки колесницы..

Часы Менделеева — элемент декора

Этот архитектурный приём незадолго до этих событий уже был применён при создании ансамбля триумфальной арки Адмиралтейства. И Росси пригласил именно тех скульпторов (С. С. Пименова, В. И. Демут-Малиновского), которые осуществляли тот проект. С помощью этих мастеров архитектор хотел добиться выразительности, дополнив чёткость архитектуры изяществом скульптурной композиции.

Она состоит из трёх связанных между собой арок, декорированных барельефами и обрамляющих вход на площадь со стороны Невского проспекта (этот участок до перекрёстка с Морской улицей в старину назывался Луговой, или же Малой Миллионной улицей).

Архитектурный элемент в нише арки

Максимальной выразительности композиция достигает при взгляде с площади. С высоты 36 м, на вершине строения, широко видная издалека, парит триумфальная колесница, влекомая шестёркой коней. Их сдерживают двое воинов, одетых в римские доспехи и вооружённых копьями. В повозке стоит крылатая Ника, простирающая левой рукой штандарт над площадью. В правой руке богини — лавровый венок. Скульптурная композиция раскрывает сущность памятника, символа воинской славы. Этот мотив продолжен во всех элементах арки: орнаменты на стенах арки сложены из воинских трофеев и венков, воинские трофеи сложены при входе на арку с Дворцовой. Победителей приветствуют фигуры богини славы, стремительно летящих на ядре и протягивающие им лавровые венки и пальмовые ветви. Завершая композицию, на площади, на уровне второго яруса окон Штаба, застыли в приветствии фигуры часовых в античных доспехах, протягивая лавровые венки в сторону входящих на площадь.

Арка появилась в результате активного творческого взаимодействия скульпторов и архитекторов, а ее открытие совпало с возвращением гвардии, которая воевала на южных подступах России с Османской империей.

Триумфальная арка главного штаба была открыта 24 октября 1828 года.

Исторические изображения

Первоначальный проект, 1820 год, вид с Б. Морской. Лит. К. Беггрова Первоначальный проект, 1820 год, вид с Дворцовой площади. Литография К. Беггрова В 1917 году Строительство купола над библиотекой ГШ, 1902-1905 гг.

Хронология событий

  • 16 марта 1819 года — Александр I издаёт указ о реконструкции площади перед Зимним дворцом. Разработка планов и чертежей поручается архитектору К. И. Росси.
  • 15 марта 1820 года — Создан комитет «По устроению против Зимнего дворца правильной площади и каменным, кирпичным, гончарным и известковым заводам».
  • 12 июня 1820 года— Официальная закладка здания Главного штаба.
  • 1823 год — Завершение строительства западного крыла.
  • 1825 год — Завершение основных строительных работ по восточному крылу.
  • 1826 год — Завершение строительства арки.
  • 1827 — 1828 годы — Выполнение скульптурного декора.
  • 28 октября 1828 года — Торжественное открытие арки.
  • 1830 год — Завершение всех строительных и отделочных работ.
  • 1890 — 1892 годы — Реконструкция круглого зала библиотеки
  • 1902 — 1905 годы — Установка стеклянного купола
  • 1917 — 1918 годы — Закрыты церковь при министерстве иностранных дел и Георгиевская церковь при Главном штабе
  • 1943 год — нанесение надписи «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна» в период Блокады Ленинграда.
  • 8 июля 1945 года — Через арку Главного штаба торжественно прошли победители Великой Отечественной войны — солдаты и офицеры Ленинградского Гвардейского корпуса.

  • 1993 год — Восточное крыло здания Главного штаба передано Эрмитажу.
  • 2001 год — Пожар на Триумфальной колеснице вследствие попадания петарды во время празднования Нового Года.

Восточное крыло — выставочный комплекс Государственного Эрмитажа

В 2013 году завершилась полная реконструкция Восточного крыла здания Главного штаба (в котором разместились коллекции Государственного Эрмитажа. Автор проекта — «Студия-44» Н. Явейна. Начиная с 1993 года, там располагались экспозиции: «Французское искусство XX века», «Под знаком орла. Искусство ампира», «Искусство модерна» и Музей гвардии. С 2007 года проходили выставки Проекта «Эрмитаж 20/21» — «Америка сегодня» и другие. 17 декабря 2011 года в здании открылась выставка «Древности Геркуланума» — первая крупная выставка в отреставрированных помещениях Главного штаба. С 16 по 19 мая 2012 года в Восточном крыле здания Главного штаба проходил второй Петербургский международный юридический форум.

28 июня 2014 года Главный Штаб был полностью открыт для публики показом широкомасштабной выставки «Манифеста 10». К открытию выставки сюда была перенесена постоянная экспозиция Матисса, включая «Танец» и «Музыку», «Композиция #6» Кандинского и «Черный квадрат» Малевича, открыты постоянные комнаты Кабакова и Пригова.

На первом этаже находятся служебные помещения, входная зона для посетителей, магазины, гардеробы, лекторий.

На втором этаже создана экспозиция, посвящённая Министерству финансов Российской империи, а также находятся залы искусства народов Африки; во внутреннем дворе выставлена скульптура XX века.

На третьем этаже выставляется европейская живопись XIX века, создан Музей гвардии, экспонируются коллекции Министерства иностранных дел Российской империи и собрание Фаберже, а также расположены парадные залы министерств.

На четвёртом этаже находятся постоянные экспозиции посвящённые импрессионистам и постимпрессионистам, художникам группы Наби, художникам Барбизонской школы и Парижского салона а также мировой живописи XX века (включая персональные залы Моне, Ренуара, Ван Гога, Гогена, Родена, Матисса, Пикассо, Кандинского, Рокуэлла Кента и многих других).

Примечания

  1. Здание главного Штаба ВС Российской империи: настоящее и будущее на официальном сайте Эрмитажа.
  2. Здание Главного Штаба. Историческая статья
  3. Чернега А.В. Здание Главного штаба. Прогулки по Санкт-Петербургу. walkspb.ru. Дата обращения 7 марта 2018.
  4. Федина А. И. Черноморские казаки на Невском проспекте // История Петербурга. — 2003. — № 3 (13). — С. 81-82.
  5. Деловой Петербург со ссылкой на «Фонтанка.ру» и Фонд инвестиционных строительных проектов. Названы победители тендера на реконструкцию Главного штаба // Деловой Петербург ISSN 1606-1829 (Online). — 16:33 30 мая 2008 года. (недоступная ссылка)
  6. Весь Петроград, 1922. Список переименованных улиц. — стлб. 747-748.
  7. Триумфальная арка — мемориальная арка; временное или постоянное сооружение, возводимое в честь:
    • триумфа полководца; или
    • торжественного события.

    Часто триумфальные арки украшались аллегорической живописью и скульптурой. Временные триумфальные арки выполнялись из дерева.

  8. «Древности Геркуланума» — первая крупная выставка, открытая в отреставрированных помещениях Главного штаба Архивная копия от 4 января 2013 на Wayback Machine
  9. Подписание Соглашения о партнерстве между Министерством юстиции Российской Федерации и Государственным Эрмитажем Архивная копия от 7 июля 2012 на Wayback Machine

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения milana07

Неизвестный Эрмитаж. Интересные факты о главном музее Петербурга

7 декабря Эрмитажу исполняется 251 год.

В далеком 1764 году его коллекция насчитывала всего 317 экспонатов. В настоящее время в пяти зданиях музея находятся около трех миллионов произведений искусства, а сам Эрмитаж входит в 20-ку лучших музеев мира.

История и залы его хорошо знакомы всем петербуржцам, но далеко не все знают о связанных с Эрмитажем необычных историях и легендах. SPB.AIF.RU подготовил несколько самых интересных фактов из истории музея.
Название
Слово «эрмитаж» в переводе с французского означает «место уединения», «приют отшельника», «келья». Во Франции эрмитажами называли небольшие павильоны при дворцах. На первом этаже таких павильонов размещались слуги, а на втором – хозяева и гости. Слуги внизу накрывали столы и с помощью специального устройства отправляли кушанья наверх, как на лифте. Таким образом, знатные особы оставались наедине, обслуживающий персонал не мешал их уединению.
Коллекция картин Екатерины II изначально размещалась также во дворцовом флигеле, который и получил название «Малый Эрмитаж».
Малый Эрмитаж был создан по проекту Ж.-Б. Вален-Деламота рядом с Зимним дворцом. Однако «уголок» оказался не таким уж маленьким: в нем хватило места и для парадных комнат, в которых Екатерина принимала гостей, и для отдельного крыла, где жили ее фавориты, и даже для висячего сада, из-за которого новый павильон и получил свое первоначальное название — Оранжерейный дом.

Поскольку в то время попасть в музей могли только приближенные ко двору предполагалось, что в Эрмитаже они смогут побыть наедине с искусством и собственными мыслями. В 1852 году коллекция музея разрослась. Для новых экспонатов был открыт Императорский Эрмитаж. В настоящее время название музея никак не соответствует его предназначению в XVIII столетии: Эрмитаж состоит из нескольких зданий, а его залы ежедневно посещают около 12 тысяч человек.
Здания музея
Зимний дворец (1754–1762)
Архитектор Ф.-Б. Растрелли
После пожара 1837 года восстановлен под руководством В.П. Стасова

Малый Эрмитаж (1764 –1769)
Архитекторы Ю.М. Фельтен, Ж.-Б. Валлен-Деламот

Старый (Большой) Эрмитаж (1771–1787)
Архитектор Ю.М. Фельтен

Эрмитажный театр (1783–1787)
Архитектор Дж. Кваренги

Новый Эрмитаж (1842–1851)
Проект архитектора Л. фон Кленце, возведен под руководством архитекторов В. П. Стасова и Н. Е. Ефимова

Запасной дом Зимнего дворца (1726–1742, 1830, 1878)
Архитекторы Д. Трезини (?), О. Трезини, Н. Ф. Беккер
Дворец Меншикова (1710–1727)
Архитекторы Дж.-М. Фонтана, Г. Шедель

Главный штаб (бывшее здание Министерства иностранных дел и Министерства финансов) (1820–1830)
Архитектор К. Росси

Комплекс зданий Реставрационно-хранительского центра «Старая Деревня»
Начало строительства – 1990 год


Эрмитажные коты
В XVIII столетии стены Зимнего дворца начали портить крысы. По указу императрицы Елизаветы Петровны из Казани были привезены коты, которые и избавили музей от грызунов. Известно, что Екатерина II не любила кошек, но оставила их и присвоила им статус «охранников картинных галерей», разделив котов на дворовых и комнатных. В настоящее время эрмитажные коты продолжают охранять музей. Они считаются официальными сотрудниками Эрмитажа, имеют собственный паспорт и могут перемещаться по всей территории музея, кроме залов.

Зимний дворец перестроили в камне, но коты никуда не делись – их переселили в новое здание, где они по сей день чувствуют себя полноправными хозяевами.
Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский даже сказал как-то раз, что о кошках его спрашивают едва ли не чаще, чем о полотнах Рембрандта.
Коты пережили в Зимнем дворце войну с Наполеоном и Октябрьскую революцию, но блокада Ленинграда подкосила их, что сразу сказалось на возросшем поголовье крыс. После войны музей заново заселили кошками. В 2014 году руководство музея установило «лимит» в 50 кошек – остальных ежегодно раздают в добрые руки.

Правила посещения в XIX веке
В XVIII и первой половине XIX века простые люди не могли попасть в Эрмитаж: в музей допускались только самые знатные особы, приближенные ко двору. Но даже для первых лиц страны действовали строгие правила посещения. Военные должны были приходить исключительно в парадных мундирах, а все остальные – во фраках. Известного человека, одетого в повседневный сюртук, в Эрмитаж бы не пропустила придворная контора, которая выдавала билеты.
К каждому посетителю приставлялся камер-лакей, который рассказывал вельможе о картинах и следил, чтобы тот их не испортил. Попасть в музей не мог даже Пушкин. Лишь в 1832 году его друг Василий Жуковский, служивший наставником у сына Николая I, подарил поэту бессрочный пропуск.
Музей стал общедоступным только в 1852 году.


Гараж Николая II
Император Николай II очень любил автомобили. В его личной коллекции насчитывалось более двадцати машин марок «Мерседес», «Роллс-Ройс» и «Делоне-Бельвиль». В 1910 году специально для автопарка императора в проезде между Зимним дворцом и Малым Эрмитажем был построен большой гараж. Он был оборудован бензоколонкой, мойкой и собственной системой парового отопления. Император любил бывать в гараже и лично мыл и заправлял свежеприобретенные машины. В 1917 году при разграблении Эрмитажа большевики присвоили себе все автомобили, поэтому в коллекции музея нельзя увидеть ни одной машины Николая II.
Автопарк Николая II насчитывал более 20 личных машин.


Найденная картина
В 1960-х годах в Эрмитаж с официальным визитом приехал искусствовед из Голландии. После прочтения лекции для ленинградцев специалист пил чай в подсобке с сотрудниками музея. Вдруг он увидел выглядывающий из-за шкафа край какого-то листа. Искусствовед потянул этот лист и обомлел: это оказался холст кисти известного голландского художника Хендрика Голциуса «Вакх, Церера, Венера и Купидон». Сотрудники Эрмитажа пришли в изумление.
Известно, что рисунок был приобретен Екатериной II еще в 1772 году, потом уехал в московскую Академию Художеств, после революции вернулся в Эрмитаж, а вот сколько времени после этого он пылился в забытьи – установить не удалось. Полотно отправили на реставрацию, а с 2005 года картина снова находится в экспозиции Эрмитажа.

Мировой рекорд
Из картин, положивших начало Эрмитажу в XVIII столетии, до наших дней дошла лишь треть. Тем не менее, с каждым годом экспозиция музея разрастается. В 1988 году Эрмитаж попал в Книгу рекордов Гиннесса как самая большая картинная галерея мира. Чтобы посмотреть все три миллиона экспонатов музея, нужно пройти 24 км. Если же проводить около каждого произведения искусства по одной минуте, то на прохождение всех залов потребуется 11 лет – при условии, что вы будете бывать в Эрмитаже по восемь часов ежедневно.
Общая площадь помещений (зданий) 233 345 кв. м
Экспозиционно-выставочная площадь 66 842 кв. м
Петербуржцы хорошо знакомы с историей Эрмитажа.
Эрмитаж отменяет плату за фото- и видеосъемку.


Эрмитаж за границей
В XXI веке представительства музея стали появляться в других городах России и даже за рубежом. Так в Казани работает «мини-Эрмитаж», в котором проходят выставки и лекции. В Амстердаме существует выставочный центр «Эрмитаж на Амстеле», в лондонском филиале Эрмитажа изучают историю искусства, в центре «Эрмитаж-Италия» в Венеции занимаются историко-культурными связями двух стран, а музее Лас-Вегаса открыты «Эрмитажные комнаты». Периодически во всех филиалах музея проходят выставки картин, привезенных из петербургского Эрмитажа. В 2016 году музей появится и в Омске: он будет называться «Эрмитаж-Сибирь».

Наиболее значительные коллекции, поступившие в музей со времени его основания
1764 – собрание И.-Э. Гоцковского
1769 – собрание графа Г. Брюля
1772 – собрание барона П. Кроза
1779 – собрание лорда Р. Уолпола
1781 – собрание графа Ф. Бодуэна
1787 – Кабинет резных камней герцога Орлеанского
1814 – картины из Мальмезонского дворца Жозефины Богарнэ
1861 – собрание маркиза Дж.-П. Кампаны
1884 – собрание А. П. Базилевского
1885 – Царскосельский арсенал
1910 – собрание П. П. Семенова-Тян-Шанского
После 1918 года в музей поступили национализированные коллекции Шереметевых, Строгановых, Шуваловых, Юсуповых и другие.
1935 – собрание музея Центрального училища технического рисования (А. Л. Штиглица)
1948 – коллекция новой европейской живописи конца XIX — начала XX в., в основном из собраний С.И.Щукина и И.А.Морозова
1950 – собрание знамен и знаменных принадлежностей, знаменной графики, архив из Артиллерийского исторического музея.
2001 – коллекция музея Ломоносовского фарфорового завода.
А коллекции здесь, все картины кликабельны:
http://www.hellopiter.ru/The_state_hermitage_photo.html

Здание Главного штаба и Триумфальная арка.

Главный штаб.

Триумфальная арка.

Вопросы

Ответы

1. Название здания?

Главный штаб.

Триумфальная арка.

2.Где находится?

Санкт-Петербург.

Дворцовая площадь.

3.Каков тип здания?

Стиль: классицизм, ампир.

4.В каком веке и году построен?

XIX век. 1819-1828.

5.При каком правителе?

Александр I (1801-1825)

Николай I (1825-1855)

6.В честь какого события построено здание?

Главный штаб построен как центральное военное ведомство.

Триумфальная арка – в честь победы в войне 1812 года.

7.Кто строил здание?

Архитектор: Карл Иванович Росси.

Скульпторы: С.С. Пименов, В.И.Демут-Малиновский.

8.Внутреннее убранство?

Великолепие и роскошь.

9.Каковы особенности постройки здания?

Комплекс состоит из двух крыльев, расположенных и на Дворцовой площади, и на набережной реки Мойки, соединённых триумфальной аркой. Протяжённость фасадов составляет 580 метров

10.Судьба здания сегодня.

Западная часть здания – командование Западного военного округа РФ.

Восточная часть здания (с 1993 г.)– Государственный Эрмитаж, размещены картины XIX-XX веков, преимущественно импрессионистов, проводятся временные выставки современного искусства.

Интересные факты.

  • Здание Главного штаба формирует центральную Дворцовую площадь, описывая огромную дугу вдоль всей ее южной части перед Зимним дворцом, и составляет с ним единый архитектурный ансамбль. Два корпуса здания соединяет триумфальная арка, увенчанная «Колесницей славы».
  • В зданиях, помимо Главного штаба, располагались Военное министерство, Министерство иностранных дел, министерство финансов.
  • Над западным крылом здания установлен купол, выполненный из металла и стекла по проекту инженера Г.Г. Кривошеина в 1902 — 1905 гг., он обеспечивал дневной свет расположенной под ним библиотеке.
  • После Октябрьской революции в здании располагался Наркомат Иностранных дел, а впоследствии отделение милиции.
  • Арка Главного штаба — самостоятельный архитектурный объект. Была построена как главный монумент, посвящённый Отечественной войне 1812 года и завершающий ансамбль зданий напротив Зимнего дворца.
  • Триумфальная арка главного штаба была открыта 24 октября 1828 года. Она посвящена Отечественной войне 1812 года и воплощала идею торжества народной победы.
  • В 1918 году в ряду некоторых улиц и площадей Петрограда была переименована, и официально называлась Арка Красной армии. Историческое название возвращено в 1944 году.
  • Среди сохранившегося первоначального внутреннего убранства «Главного штаба» выделяются декоративные росписи работы Дж. Б. Скотти.
  • Интересна внутренняя планировка строения. Одним из архитектурных секретов здания, придуманного Росси, являются световые фонари. Помещения, примыкающие к арке, были лишены дневного освещения. Избавиться от полной темноты, проливая немного света, позволило специальное устройство, проведенное через верхние этажи.
  • Личные апартаменты министров блистали великолепием. Особым убранством в стиле ампир отличались парадные залы в квартире министра иностранных дел. В салоне графа К. В. Нессельроде устраивались приемы для важных персон и велись беседы, затрагивающие темы государственной дипломатии.

Часы Менделеева, элемент оформления арки Главного штаба.

Скульптура воина, элемент оформления арки Главного штаба.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Leave a Comment