Петербург Казанский Собор Фото


Казанский собор в Петербурге
Казанский собор в Петербурге
Описание:
Собор Божией Матери Казанской. 1801-1811 гг., арх. Воронихин А.Н.

Одно из фасадов крупнейшего культового сооружения в Санкт-Петербурге выходит на Невский проспект, другой — на Канал Грибоедова. Собор дал название Казанскому острову в дельте Невы, Казанскому мосту на пересечении Невского проспекта и канала Грибоедова и Казанской улице, которая отходит от собора.

В сентябре 1733 года на Невском проспекте была заложена каменная придворная церковь Рождества Пресвятой Богородицы с деревянным куполом и колокольней над входом. Автором проекта считается архитектор М. Г. Земцов. Это был первый православный храм на Невском проспекте.
Церковь была освящена 13 июня 1737 года в присутствии императрицы Анны Иоанновны.
За день до освящения в храм был перенесён чтимый образ Казанской иконы Божией Матери, обретённый в конце XVI века.
Облик Казанского собора был определён распоряжением Павла I, который хотел, чтобы храм был похож на Собор Святого Петра в Ватикане.
И только при Александре I сыне Павла I в 1801 году началось строительство, стоящего и поныне храма.
В 1811 году состоялось освящение собора. В том же году была разобрана старая церковь.

После окончания Отечественной войны 1812 года храм стал своеобразным памятником победы.
В 1813—1814 годах здесь были развешены знамёна и штандарты побеждённых французских полков, а также ключи от взятых городов.
Здесь же был похоронен фельдмаршал М. И. Кутузов в 1813 г.

До конца 1829 года в соборе продолжались работы по отделке, которыми руководил О. Монферран
Казанский собор похож на Собор Святого Петра в Ватикане.
Отличием от Римской является то, что там колоннада замыкает площадь, а колоннада Казанского собора раскрывается к Невскому проспекту.
По этой причине к собору примыкает колоннада из 96 колонн. Размещение колоннады позволило А. Н. Воронихину решить проблему, встававшую перед всеми строителями храмов на Невском. Проспект тянется с запада на восток, точно так же организуются и храм — на западе вход, на востоке — алтарь. Потому культовые сооружения вынуждены стоять боком. Колоннада сделала северную часть парадной. С юга собор должна была украшать такая же колоннада, однако проект А. Н. Воронихина так и не был доведён до конца.
Фасады собора облицованы серым пудожским камнем. Ранее они были украшены рельефами и статуями, выполненными И. П. Мартосом, И. П. Прокофьевым, Ф. Г. Гордеевым, С. С. Пименовым, В. И. Демут-Малиновским. Удалось осуществить не всё из задуманного. Так, до настоящего времени сохранились два пьедестала по бокам колоннады, до 1824 года на них стояли гипсовые скульптуры ангелов, которые должны были быть заменены бронзовыми.
Северные врата собора были отлиты из бронзы по образцу знаменитых «райских дверей» XV века во флорентийском баптистерии.
Внутри храма расположены 56 коринфских колонн из розового финского гранита с золочёными капителями и базами.Из барельефов в интерьере уцелели всего два: «Несение креста» Ф. Ф. Щедрина и «Взятие под стражу» Ж. Д. Рашетта, остальные удалили уже в 1814 году.
Примечателен был иконостас главного придела. Он был в 1834—1836 годах облицован трофейным серебром, отнятым у французов. 40 пудов этого серебра прислал донской атаман М. И. Платов. Через 30 лет серебром были облицованы и иконостасы боковых приделов. После изъятия церковных ценностей иконостас был утрачен. В настоящее время серебро на иконостасах восстановлено.
Список иконы Казанской Божией Матери, давший название храму, был привезён в Санкт-Петербург при Петре I и принадлежал царице Прасковье Фёдоровне. После длительного нахождения в церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте, она была помещена в новом Казанском кафедральном соборе. Казанская икона стала одной из главных православных святынь Санкт-Петербурга. После закрытия собора она была перенесена в Смоленскую кладбищенскую церковь, а в 1940 году — в Князь-Владимирский собор и помещена у правого клироса.

Казанский кафедральный собор

4 июля 2001 года икона без крестного хода была возвращена в Казанский собор. Есть предположение, что большевики в 1930—1940-е чтимый образ конфисковали, и нынешняя икона — лишь ее список, исполненный в XIX веке. Так как местонахождение прежней иконы неизвестно, появились домыслы, что она попала в униатский храм в Фатиме (Португалия) или в домовую каплицу римского папы.

В 1837 году у Невского проспекта торжественно открыты памятники полководцам М. И. Кутузову и М. И. Барклаю-де-Толли, отлитые по модели скульптора Б. И. Орловского

Слова для поиска: Казанский, собор, церковь Дата: 17.02.2010 15:22 Просмотров: 14352 Скачиваний: 0 Рейтинг: 0.00 (0 Голос(ов)) Размер фотографии: 97.5KB

Автор: Комментарий:
Нет комментариев.

Copyright © 2003-2018 Rustam Taychinov
Все права на размещенные фотографии принадлежат их автору

Казанский собор

Описание:
Собор Божией Матери Казанской. 1801-1811 гг., арх. Воронихин А.Н.
Одно из крупнейших культовых сооружений в Санкт-Петербурге, один из фасадов которого выходит на Невский проспект, другой — на Канал Грибоедова. Собор дал название Казанскому острову в дельте Невы, Казанскому мосту на пересечении Невского проспекта и канала Грибоедова и Казанской улице, которая отходит от собора.

Предшественницей нынешнему собору в сентябре 1733 года на Невском проспекте была заложена каменная придворная церковь Рождества Пресвятой Богородицы с деревянным куполом и колокольней над входом.

Казанский собор (Санкт-Петербург, Россия)

Автором проекта считается архитектор М. Г. Земцов. Это был первый православный храм на Невском проспекте.
Церковь была освящена 13 июня 1737 года в присутствии императрицы Анны Иоанновны.
За день до освящения в храм был перенесён чтимый образ Казанской иконы Божией Матери, обретённый в конце XVI века.
Облик Казанского собора был определён распоряжением Павла I, который хотел, чтобы храм был похож на Собор Святого Петра в Ватикане.
И только при Александре I сыне Павла I в 1801 году началось строительство, стоящего и поныне храма.
В 1811 году состоялось освящение собора. В том же году была разобрана старая церковь.

После окончания Отечественной войны 1812 года храм стал своеобразным памятником победы.
В 1813—1814 годах здесь были развешены знамёна и штандарты побеждённых французских полков, а также ключи от взятых городов.
Здесь же был похоронен фельдмаршал М. И. Кутузов в 1813 г.

До конца 1829 года в соборе продолжались работы по отделке, которыми руководил О. Монферран
Казанский собор похож на Собор Святого Петра в Ватикане.
По этой причине к собору примыкает колоннада из 96 колонн. Размещение колоннады позволило А. Н. Воронихину решить проблему, встававшую перед всеми строителями храмов на Невском. Проспект тянется с запада на восток, точно так же организуются и храм — на западе вход, на востоке — алтарь. Потому культовые сооружения вынуждены стоять боком. Колоннада сделала северную часть парадной. С юга собор должна была украшать такая же колоннада, однако проект А. Н. Воронихина так и не был доведён до конца.
Фасады собора облицованы серым пудожским камнем. Ранее они были украшены рельефами и статуями, выполненными И. П. Мартосом, И. П. Прокофьевым, Ф. Г. Гордеевым, С. С. Пименовым, В. И. Демут-Малиновским. Удалось осуществить не всё из задуманного. Так, до настоящего времени сохранились два пьедестала по бокам колоннады, до 1824 года на них стояли гипсовые скульптуры ангелов, которые должны были быть заменены бронзовыми.
Северные врата собора были отлиты из бронзы по образцу знаменитых «райских дверей» XV века во флорентийском баптистерии.
Внутри храма расположены 56 коринфских колонн из розового финского гранита с золочёными капителями и базами.Из барельефов в интерьере уцелели всего два: «Несение креста» Ф. Ф. Щедрина и «Взятие под стражу» Ж. Д. Рашетта, остальные удалили уже в 1814 году.
Примечателен был иконостас главного придела. Он был в 1834—1836 годах облицован трофейным серебром, отнятым у французов. 40 пудов этого серебра прислал донской атаман М. И. Платов. Через 30 лет серебром были облицованы и иконостасы боковых приделов. После изъятия церковных ценностей иконостас был утрачен. В настоящее время серебро на иконостасах восстановлено.
Список иконы Казанской Божией Матери, давший название храму, был привезён в Санкт-Петербург при Петре I и принадлежал царице Прасковье Фёдоровне. После длительного нахождения в церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте, она была помещена в новом Казанском кафедральном соборе. Казанская икона стала одной из главных православных святынь Санкт-Петербурга. После закрытия собора она была перенесена в Смоленскую кладбищенскую церковь, а в 1940 году — в Князь-Владимирский собор и помещена у правого клироса. 4 июля 2001 года икона без крестного хода была возвращена в Казанский собор. Есть предположение, что большевики в 1930—1940-е чтимый образ конфисковали, и нынешняя икона — лишь ее список, исполненный в XIX веке. Так как местонахождение прежней иконы неизвестно, появились домыслы, что она попала в униатский храм в Фатиме (Португалия) или в домовую каплицу римского папы.

Ключевые слова: Казанский, собор, церковь Дата: 2005.03.03 20:40 Просмотров: 36967 Скачиваний: 47 Оценка: 5.00 (3 Голосов) Размер файла: 66.3 KB

Отели и гостиницы в Санкт-Петербурге от 600 рублей в сутки!

Казанский кафедральный собор — это крупнейший храм в Санкт-Петербурге, построен в 1801-1811 годах для хранения списка иконы Божией Матери Казанской.

История Казанского собора

История Казанского собора в Санкт-Петербурге начинается в 1710 году, когда на Невском проспекте возле госпиталя была построена небольшая деревянная часовня для хранения иконы Казанской Божией Матери, которая была привезена из Москвы в Санкт-Петербург по указу Петра.

В 1737 году деревянную часовню заменили небольшой каменной церковью.

В 18-м веке Невский проспект стал главнейшей улицей города и небольшая церковь перестала соответствовать уровню улицы. По решению Павла I было решено построить собор в стиле Собора Святого Петра в Риме.

В 1799 году был объявлен конкурс на проект храма, однако ни один из предъявленных проектов так и не был утверждён.

В 1800 году графом Александром Строгановым был предложен проект архитектора А. Воронихина, своего бывшего крепостного, чей проект удовлетворил Павла.

В 1801 году началось строительство, закладка первого камня происходила при участии Александра Первого. Строительство продолжалось 10 лет и было завершено в 1811 году. Архитектор Воронихин был награжден орденом Святого Владимира 4-й степени и пожизненной пенсией. В том же году была разобрана старая каменная церковь.

Одной из особенностей строительства собора стало то, что в работе принимали участие только русские мастера и использовались отечественные строительные материалы, такие как олонецкий мрамор, выборгский и сердобольский гранит, рижский известняк.

Казанский собор стал восприниматься в честь победы в войне над Наполеоном после того, как сюда в 1812 году были доставлены военные трофеи: французские знамёна и личный жезл наполеоновского маршала Даву.

В 1813 году в соборе был похоронен фельдмаршал Кутузов.

Достройка собора продолжалась довольно долго: до 1829 года в соборе продолжалась отделка, которой руководил Огюст Монферран.

В 1844-45 годах проходила реставрация собора, а в 1862-65 обновляли образы на стенах.

В 1899–1900 годах перед храмом был разбит сквер.

Судьба Казанского собора после революции

В 1922 году в результате изъятия церковных ценностей Казанский собор был практически полностью разграблен, а в 1928 году в таком виде передан обновленцам.

В 1932 году собор был закрыт и в этом же году на его базе открылся музей истории религии и атеизма. С купола был снят крест и установлен позолоченный шар со шпилем.

Во время Великой Отечественной войны в собор попало несколько снарядов и он был повреждён. После войны в соборе был проведён капитальный ремонт и реставрация интерьеров.

С 1991 года Казанский собор в Санкт-Петербурге снова открыт для церковных служб.

В 1994 году на Казанский собор был вновь установлен крест.

В 2000-м году собор получил статус кафедрального.

В 2003 году на Балтийском заводе отлили самый крупный колокол весом в 4 тонны и высотой более 2-х метров.

Колоннада Казанского собора

Колоннада Казанского собора в Санкт-Петербурге — один из узнаваемых символов северной столицы. Появилась она потому, что и алтарь и вход в собор оказывались собку от Невского проспекта.

Казанский собор в Санкт-Петербурге

Колоннада исправила этот недостаток, обеспечив парадный вид на собор с северной стороны.

Колоннада выполнена в виде полукруга и имеет 96 колонн, каждая по 13 метров высотой.

Также была запланирована колоннада с южной стороны, однако так и не была построена.

Посещение Казанского собора

После передачи собора церкви, экскурсии в Казанском соборе не проводятся. Однако всегда можно обратиться к стороннему экскурсоводу или сотруднику храма, который проведёт небольшую экскурсию за пожертвования.

Богослужения в Казанском соборе

С 1991 года в Казанском соборе проводятся богослужения. В настоящее время богослужения проводятся ежедневно, утром и вечером.

Престолы собора

  • Главный — Казанской иконы Божией Матери;
  • северный придел — свв. Антоний и Феодосий Печерские;
  • южный придел — Рождества Пресвятой Богородицы;
  • пещерный придел — священномученика Гермогена.

Интересные факты

Интересные факты, связанные с Казанским собором в Санкт-Петербурге:

  • Собор дал название Казанской улице, Казанскому острову в дельте Невы и Казанскому мосту.
  • В соборе хранятся ключи от взятых 17 городов и 8-ми крепостей Европы, более 100 военных знамён и штандартов.
  • Так как собор не имеет колокольни, звонница расположена в западном крыле колоннады.
  • В сентябре 2011 года Банк России выпустил в обращение памятную монету номиналом 25 рублей с изображением Казанского собора в Санкт-Петербурге тиражом 1500 экземпляров.
  • До 1824 года на колоннаде стояли гипсовые скульптуры ангелов.
  • В 1893 году в соборе отпевали Петра Чайковского.

Дешевые авиабилеты в Санкт-Петербург от 1500 рублей.

Где находится и как доехать, телефон, сайт

Адрес: Россия, Санкт-Петербург, Казанская площадь, д. 2

 Телефон:8 (812) 314-46-63

 Сайт:kazansky-spb.ru

Казанский кафедральный собор в Санкт-Петербурге на карте

 GPS координаты:59.934241, 30.324696

В 1801 году начали строить Казанский собор. Его проект разработал Андрей Никифорович Воронихин — бывший крепостной барона Строганова, сумевший со временем стать искуснейшим зодчим и «старшим профессором» Академии художеств.
По требованию Петра I Казанский собор, крупнейшее культовое здание русской столицы, надлежало сделать похожим на собор святого Петра в Риме — главный храм католической Европы. Этим требованием объясняется введение в композицию Казанского собора наружной колоннады, отдаленно напоминающей колоннаду римского прототипа; два ее крыла, изогнутые в плане, состоят из семидесяти двух каннелированных коринфских колонн, несущих антаблемент с балюстрадой.
Однако, проектируя собор, Воронихин руководствовался в первую очередь не требованием царя, а градостроительными соображениями. Поэтому он разместил свою колоннаду со стороны северного фасада храма, который по канонам церкви считается второстепенным, но обращен к Невскому проспекту — важнейшей магистрали города.
Сам собор, имеющий в плане форму вытянутого с запада на восток «латинского креста», стоит в некотором отдалении от проспекта. Но упруго развернутые крылья колоннады надежно связывают здание с улицей и в то же время формируют перед входом в собор небольшую, но просторную площадь. Сплошная застройка магистрали здесь разрывается, возникает дополнительная перспектива, эффектно замыкающаяся центральным портиком колоннады и поднимающимся над ним куполом на стройном барабане Массивные боковые портики, словно останавливающие стремительный разбег колоннады в стороны, размещены по осям отходящих от проспекта набережной канала Грибоедова и улицы Плеханова. Купол выделяет в силуэте города место пересечения важных магистралей. Зодчий сумел органично ввести здание в «ткань» уже сложившихся кварталов и сделал его доминантой района.
В композиции Казанского собора отразились новаторство Воронихина-градостроителя и его способность разобраться в ситуации, сложившейся ранее, развить приемы, наметившиеся в работах его предшественников.

Казанский собор (Санкт-Петербург): фото и отзывы

В самом деле, в основном планировочном замысле собора нельзя не увидеть развитие той системы, которая еще в XVIII веке стала использоваться при размещении культовых зданий на противоположной стороне Невского проспекта — с отступом от красной линии в разрывах между жилыми домами. Но Воронихин значительно усилил градостроительное значение такого приема, придал ему совсем иные масштабы и размах.
В начале XIX века усилилась тенденция к углублению идейно-художественного содержания произведений зодчества, к увеличению их образной силы. Достичь этой цели архитектура могла в тесном союзе с изобразительным искусством, роль которого в раскрытии общей темы должна была стать особенно ответственной. Казанский собор явился, по существу, первым в истории русского классицизма сооружением, в котором воплотилось новое отношение к проблеме синтеза искусств.
В композиции фасадов Казанского собора очень важную роль играют произведения скульптуры. Наиболее значительные из них размещены на северном фасаде, обращенном к Невскому проспекту. Аттики, венчающие боковые портики наружной колоннады собора, заполняют длинные барельефные фризы. Сюжеты барельефов заимствованы из Библии. Над восточным портиком расположен рельеф «Истечение Моисеем воды из камня», созданный И. П. Мартосом. «Медный змий» — тема другого рельефа, исполненного И. П. Прокофьевым. Однако библейские сюжеты послужили художникам лишь поводом для раскрытия несравненно более значительной и очень характерной для классицизма темы героя, приходящего в трудный час на помощь своему народу. Патетическая героика фризов и приподнятый, мажорный строй архитектуры здания прекрасно дополняют друг друга. По сторонам огромной двери северного входа в собор, украшенной горельефами, стоят в нишах бронзовые скульптуры князей Владимира и Александра Невского, Иоанна Крестителя и Андрея Первозванного. Они отливались по моделям, созданным крупнейшими ваятелями классицизма — С. С. Пименовым, И. П. Мартосом, И. П. Прокофьевым, В. И. Демут-Малиновским и А. А. Анисимовым. Мощные, суровые изваяния, воспринимаемые зрителем с близкого расстояния, гармонично сочетаются с монументальной колоннадой. Включение в число скульптур наряду с изображениями легендарных персонажей статуй реальных героев русской истории должно было, по мысли строителей Казанского собора, способствовать усилению национальной, патриотической темы.
Сооружение Казанского собора, продолжавшееся десять лет, завершилось незадолго до начала Отечественной войны 1812 года. Мажорная, торжественная архитектура здания оказалась созвучной героике борьбы с иноземными захватчиками и пафосу победы над врагом. Сама жизнь связала собор с важнейшими для судеб России историческими событиями, сделала здание памятником русской воинской славы. Из Казанского собора после торжественного молебна отправился в действующую армию фельдмаршал М. И. Кутузов. И сюда же в июне 1813 года, когда неприятель уже был изгнан за пределы отчизны, доставили из маленького немецкого города Бунцлау прах великого полководца. Тело Кутузова было погребено в склепе, сооруженном в северном приделе храма; рядом на специальных кронштейнах, вделанных в стену, разместили трофейные знамена и ключи от сдавшихся русским армиям городов.
Мемориальное значение Казанского собора в 1837 году было закреплено установкой перед боковыми портиками наружной колоннады памятников М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли. Они органично вошли в архитектурно-скульптурный ансамбль собора. Бронзовые фигуры полководцев, великолепно воспринимающиеся на фоне колоссальных порталов, отливались по моделям скульптора Б. И. Орловского. Гранитные пьедесталы проектировал архитектор В. П. Стасов.
По композиционному решению оба памятника почти идентичны: герои Отечественной войны 1812 года изображены во весь рост, на их плечи наброшены плащи, ниспадающие живописными складками. Но трактовка каждой фигуры имеет свои особенности. В позе Барклая воплощено настороженное ожидание. Фигура Кутузова, наоборот, кажется олицетворением наступательного порыва: решительным жестом руки с маршальским жезлом полководец как бы дает сигнал своим войскам преследовать бегущего неприятеля.
Светский, гражданский характер, присущий архитектуре Казанского собора, свойствен и его интерьеру, напоминающему огромный дворцовый зал. Ряды высоких гранитных колонн не расчленяют, а объединяют пространство этого зала, позволяя ему наполниться светом, льющимся из окон. Треугольные в сечении подкупольные столбы размещены настолько удачно, что почти незаметны зрителю. Благодаря этому кажется, что поддерживаемый ими купол свободно парит на огромной высоте.
В 1810—1811 годах, уже завершая постройку Казанского собора, Воронихин решил видоизменить свой первоначальный замысел, спроектировав вторую наружную колоннаду перед южным фасадом здания. Боковые портики обеих колоннад должны были соединиться оградой, окружающей сквер, созданный перед западным главным входом в собор. Осуществлению этого проекта помешала начавшаяся война, и о нем теперь напоминает лишь чугунная решетка, установленная в 1812 году.
В «чугунном кружеве» Ленинграда эта ограда — одно из лучших украшений. Часто поставленные вертикальные прутья создают в каждом ее звене своего рода нейтральный фон, на котором контрастно выделяются плотные орнаментальные «пятна» в форме ромба. На верху решетки помещена широкая полоса растительного орнамента, своей массой уравновешивающая гранитный цоколь. Опорами чугунных звеньев служат массивные картелированные колонны, увенчанные шарами. Их строгий ритм укрупняет масштаб ограды. Этому ритму вторит широкий шаг ромбовидных узоров. И, несмотря на большую длину ограды — 153 метра, рисунок решетки не кажется ни монотонным, ни мелким. Ограда прекрасно выдерживает соседство с громадным зданием.

&copy Архитектурно-художественные памятники Ленинграда, «Искусство», Л., 1982 г.

Leave a Comment