Петербургская академия художеств

Академия художеств в Петербурге — старейшее здание с самым большим в мире круглым двором (Музей)

Здание Академии художеств относится к ряду старейших построек города на Неве, которые хорошо сохранились до наших дней. К тому же, этот дом — настоящий шедевр XVIII века, раскрывающий как нельзя лучше путь и суть Санкт-Петербурга.

Примечателен необычный и несколько аскетичный двор Академии, мощёный брусчаткой и имеющий выходы только через двери. Стилевую строгость композиции оживляет памятник основателю ВУЗа — графу Шувалову.

Мировой авторитет российского изобразительного искусства, а вместе с ним и Академии художеств в Санкт-Петербурге, равно как и других элитных отечественных художественных школ — общеизвестен.

Строительство и особенная архитектура здания

Здание Академии художеств было построено в стиле классицизма 1764-1788 гг. Оно представляет собой гениальное творение 3-х архитекторов, таких как Жан-Батист Валлен-Деламота, Александр Филиппович Кокоринов и Юрий Матвеевич Фельтен.

В плане сооружение — замкнутый блок с несколькими внутренними дворами. В основе композиции — круг, вписанный в прямоугольник. Здание Академии художеств — самый большой в мире круглый двор. Малые дворы сдвинуты к углам. Лицевой фасад в центре выделен круглым выступающим вестибюлем, украшенным восьмиколонным портиком. Во двор из здания ведут 4 двери, над которыми значатся 4 основные направления деятельности школы:

  • Живопись
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Воспитание

В центре здания — портик главного входа. Между колоннами ионического ордера расположились статуи Геракла и Флоры. Геракл опирается на палицу, изготовленную из ясеня Киферонских садов. На палицу наброшена шкура Немейского льва. В левой руке за спиной он держит 3 золотых яблока из сада Гесперид. Рядом богиня цветов — Флора.

Над дверью здания надпись

Свободным художествам. Лета 1765.

В круглом дворе установлена скульптура графа Шувалова работы Зураба Церетели. В саду за оранжереей — маленькая постройка «Хрустальный дворик», это мастерская батальной живописи. Её устроили отдельно еще в XIX в. При мастерской — небольшая конюшня. Конюшня была восстановлена в 1990-х гг.

Также в саду расположены рисовальная мастерская с дорическим портиком и мозаичная мастерская. В 1820-е президент Академии Алексей Оленин задумал возвести в саду, если не копии конкретных шедевров, то примеры важнейших стилей. Портик, возведенный архитектором А. А. Михайловым 2-м — образец греческой классики.

Коринфская колонна посреди сада, прежде стоявшая в круглом дворе и перенесенная сюда Александром Брюлловым в 1840-е, осталась лишней при строительстве Казанского собора. Брюллов увенчал ее лирой.

Что написано в Паспорте памятника «Колонна в саду Академии художеств»:

Колонна сооружена по инициативе гр. А. С. Строганова, бывшего президентом Академии Художеств в период с 1800 по 1811 г. Для памятника употреблена гранитная колонна, оставшаяся от постройки Казанского собора и переданная в Академию. На заседании Академического Совета, 10 августа 1807 года, Строганов предложил поставить ее а круглом дворе Академии, для чего архитектору Воронихину было поручено «начертить рисунок сей колонны с приличными к ней украшениями и принять нужные меры, чтобы оная колонна к сентябрю месяцу была на своем месте». Постройка колонны под наблюдением Воронихина была возложена на архитектора Михайлова. В 1817 г. колонна была перенесена в сад Академии. На ее месте на круглом дворе долгое время стояла модель памятника Минину и Пожарскому работы Мартоса.

Рядом с Академией эффектно оформленная набережная, сооружённая тут по проекту архитектора К. А. Тона в 1832-1834 гг. Это гранитная пристань на Неве с изваяниями египетских сфинксов, восседающих на гранитных пьедесталах. Первоначально предполагалось, что на пристани будут установлены конные статуи работы Клодта, но привезти сфинксов из Египетской Александрии оказалось дешевле.

Бородки у сфинксов были отбиты после смерти фараона Аменхотепа III, портретным изображением которого являются головы сфинксов. На груди между лапами и вокруг плиты высечена иероглифическая надпись, в которой перечисляются титулы Аменхотепа III. На нижней площадке пристани возле каменных скамей стоят попарно четыре бронзовых грифона, которые создал — скульптор П. П. Геде в 1834 г.

История Академии художеств как учреждения

Сегодня это федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования под названием «Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина при Российской академии художеств».

Данный образовательный институт был учреждён Указом Правительствующего Сената от 6 (17) ноября 1757 г. Художников тут обучают до сих пор. Высшая школа мастеров русского искусства и центр художественной жизни страны — «Академия трех знатнейших художеств» была основана по инициативе И. И. Шувалова и М. В. Ломоносова указом Сената в 1757 г.

Занятия начались в 1758 году сразу в нескольких классах — живописном, скульптурном, архитектурном и медальерном. А через 6 лет — 4 ноября 1764 году высочайшим указом императрицы Екатерины II были утверждены «Привилегия и Устав Императорской Академии трех знатнейших художеств» — законодательное признание правительством самоценности и самостоятельности художественной деятельности.

Сегодня об этой знаменательной дате напоминают выложенные мозаикой на полу вестибюля Академии римские цифры

Уже в первые годы в Академии сложилась и в дальнейшем совершенствовалась строго последовательная система обучения. Начинали с рисования — на первых порах постигали простое черчение без линейки, затем переходили к копированию образцов: гравюр с картин лучших мастеров или рисунков; гипсовых античных образцов и, наконец, рисунок с обнаженной натуры.

Параллельно с рисованием живописцы начинали писать с обнаженной натуры, скульпторы — лепить ее, а архитекторы занимались изучением ордеров, обмерами, отмывкой архитектурных элементов, проектированием небольших декоративных и парковых сооружений, а затем и созданием масштабных объемно-пространственных композиций.

Наряду с этим в Академии преподавали пластическую анатомию, архитектурную графику, общеобразовательные предметы, языки. Заканчивали курс исполнением достаточно сложной композиционной работы по избранной специальности. Наиболее одаренные, чьи произведения отмечались золотыми медалями первого или второго «достоинства» отправлялись в «пенсионерскую» поездку для усовершенствования мастерства, как правило, в Италию и Францию.

Авторитет Академии художеств

История Академии теснейшим образом связана с историей русской художественной культуры. Были периоды подлинного взлёта, когда она являлась единственным авторитетным арбитром в области художественной политики, и время менее заметного влияния на творческую практику русских художников.

Однако всегда, на всем протяжении своей истории, Академия художеств оставалась крупнейшей в мире художественной школой, воспитательницей выдающихся мастеров изобразительного искусства. Замечательным было и то, что учащиеся часто работали совместно с педагогами, как правило, крупнейшими художниками своего времени.

Они были свидетелями творческой практики своих воспитателей и наблюдали весь процесс создания художественного произведения, а иногда выступали в качестве участников этого процесса, помогая мастеру. Все это давало положительные результаты, ибо в процессе учения нет ничего более эффективного, чем непосредственное наблюдение за работой опытного художника, изучение всех ее стадий.

Знаменитые ученики Академии

Многие известные русские художники учились в Академии и в ней приобрели профессиональное мастерство, позволившее им стать во главе художественной жизни своего времени. Воспитанники Академии прославили русское искусство, создав образы глубокой мысли, воспевавшие красоту русского человека и благородство его стремлений. В Академии художеств в Санкт-Петербурге учились:

Художники
  • А. П. Лосенко, Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, О. А. Кипренский, В. А. Тропинин, С. Ф. Щедрин, К. П. Брюллов, А. А. Иванов, П. А. Федотов, И. Н. Крамской, В. И. Суриков, В. А. Серов, И. Е. Репин, И. И. Бродский, И. Э. Грабарь, М. Б. Греков
  • Здесь же получил образование великий украинский поэт и художник — Т. Г. Шевченко.
Архитекторы
  • В. И. Баженов, И. Е. Старов, А. Д. Захаров, В. П. Стасов
Ваятели:
  • Ф. И. Шубин, М. И. Козловский, И. П. Мартос, С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский, П. К. Клодт, М. М. Антокольский и многие другие.

Современность Академии художеств

Вот уже не одно столетие верно служит российской культуре величавое здание на Неве. За свою историю Академия ни разу не меняла своего назначения — воспитание молодых художников. С самого начала основой образования являлась стройная методическая система. Эта система изменялась и совершенствовалась, отражая новые растущие потребности времени.

И сегодня основой учебного процесса Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина при Российской академии художеств является принцип преемственности лучших традиций отечественного и мирового искусства. На 5 факультетах учатся — более 1000 студентов на дневном отделении и порядка 500 — на заочном из России и зарубежных стран.

Опираясь на свой богатый творческий опыт, развивая и обновляя его применительно к потребностям меняющегося времени, Институт имени И. Е. Репина уверенно смотрит в будущее, не забывая о традиционном сознании высокой общественной роли художника и долга служения своему Отечеству.

Музей Академии художеств

При Российской Академии художеств был открыт первый российский публичный музей, возведенный в ранг научно-исследовательских, что представляет собой явление во всех смыслах уникальное и неординарное.

Музей Российской академии художеств — один из старейших музеев России, является первым художественным музеем, который был возведён в ранг научно-исследовательского. Музей занимает историческое здание Императорской Академии художеств, построенное в 1764—1788 гг.

Он является не только старейшим собранием художественных ценностей в масштабах страны: здесь аккумулирован многовековой отечественный опыт творческого восприятия действительности, направлений и техник, жанров и подходов.

Основанный в середине XVIII века одновременно с альма-матер музей располагается в здании, построенном в 1764-1772 годах по проекту Кокоринова и Деламота в традициях раннего классицизма. Исторический фонд включает эскизы, гравюры и другие бесценные работы русских живописцев, графиков, скульпторов и архитекторов.

  • Все подробности в аудиогиде о Музее художеств в Санкт-Петербурге

Адрес Академии художеств и другая полезная информация

  • Санкт-Петербург, Университетская наб., 17
  • Ближайшая станция метро: «Василеостровская», «Адмиралтейская»
  • От ст. метро «Василеостровская» ~ 13 минут = 1,1 км.
  • От ст. метро «Невский проспект», «Гостиный двор»: троллейбусы 1, 10, 11; автобусы: 7, 24
  • Время работы Академии: с 9:30 до 18:00
  • Ректор: Семён Ильич Михайловский
  • Телефоны +7 (812) 323-61-89: +7 (812) 328-79-18
  • Время работы Музея: Ср., Пт., Сб., Вс. 11:00-19:00. Чт. 12.00-20.00. Выходные дни: Пн., Вт.
  • Телефоны Музея: +7 (812) 323-64-96; +7 (812) 323-35-78

Академия художеств

Церковь вмц. Екатерины

Академия художеств основана Елизаветой Петровной в 1758 по инициативе гр. И. И. Шувалова. Здание академии было возведено на берегу Невы в 1764-1788 по проекту А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. Валлен-Деламота при участии Ю. М. Фельтена. Церковь во имя прп. Иоанна Дамаскина, защитника иконопочитания, была заложена по проекту Деламота 28 июня 1765 митрополитом Новгородским Димитрием и архиепископом Санкт-Петербургским Гавриилом в присутствии Екатерины II. Храм располагался на втором этаже со стороны сада. Несмотря на это, студентам целых 55 лет приходилось пользоваться временным походным храмом Сошествия Св. Духа, который ранее принадлежал русскому гарнизону в Пиллау. Над постройкой церковного купола и помещения храма много потрудился в 1770-е Фельтен, но окончательной отделке помешали разные обстоятельства. Отделку первоначально поручили молодым выпускникам Академии — братьям Ивану и Алексею Алексеевичам Ивановым, но их предложения не были осуществлены.
Несмотря на то, что в 1818 на завершение церкви были истребованы средства, оно началось только в 1832 по чертежам К. А. Тона и под руководством И. О. Вальпреда, причем предполагалось, что церковь «будет украшена живописными и ваятельными произведениями первенствующих наших академических художников». Так и случилось. Акад. В. К. Шебуев написал на западной стене несохранившееся «Крещение Руси» и участвовал в исполнении образов для двухъярусного иконостаса работы Иванова, декорированного коринфскими пилястрами, вместе с акад. А. Е. Егоровым, А. Г. Варнеком, Ф. П. Брюлло, А. И. Ивановым. Эскиз плафона принадлежал кисти Шебуева. Автором евангельских сцен был П. В. Басин, запрестольного образа «Моление о чаше» — Ф. А. Бруни, лепки — Т. Дылев.
Вопреки православным канонам, в украшении обильно использовались «ваятельные изображения», на что потребовалось разрешение митрополита Серафима. Коленопреклоненных ангелов по краям иконостаса исполнил С. И. Гальберг, статуи четырех евангелистов по углам свода — В. И. Демут-Малиновский, рельефы меж пилястр – А. А. Иванов, П. А. Ставассер и К. М. Климченко, пилястры и фриз — Трискорни. Работы продолжались и в 1841, когда дополнительные «большие» рельефы создали, кроме Иванова и Ставассера, также А. И. Теребенев и Д. И. Иенсен. Все эти работы стоили 5 тыс. руб.
За счет Императора была сделана утварь к освящению, которое состоялось 24 ноября 1837, когда церковь получила свое название в память Екатерины II. В 1847-1848 К. А. Тону наконец-то удалось возвести над храмом купол, плафон в котором исполнил П. С. Тюрин по эскизу Шебуева. В 1878 акад. П. Ф. Плешанов написал выносные иконы; в 1884 был постановлен новый, украшенный мозаикой престол.
С 1850 около 50 лет в храме настоятельствовал прот. Илия Самуилович Денисов. Дьяконом в 1853–1895 был В. П. Постников, активный член Общества распространения религиозно-нравственного просвещения, который в свой семье воспитывал нескольких сирот и пользовался в народе большой любовью. Последним перед революцией священником был прот. Петр Константинович Любимов. Весной 1919 он «заболел от голода отеком лица» и уехал из города. 8 августа 1918 был создан приход, председателем совета которого стал архитектор акад. М. Т. Преображенский.
Церковь закрыта 17 октября 1919 и стала частью музея Академии. Ликвидирована весной 1929. Долгие годы в помещении находился клубный зал Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина.
10 ноября 1991 возобновлены богослужения и начата реставрация интерьера. Через четыре года в храме восстановлен иконостас, и 25 ноября 1995 он освящен по полному чину епископом Тихвинским Симоном. Новый иконостас сделан по эскизу настоятеля игумена Александра (Федорова) и арх. О. Иевлевой. Образа написал А. Стальнов, преподаватель иконописи в духовных школах Петербурга.
В 1996 общине передана (1903-1904, арх. С. П. Кондатьев) на Большом проспекте Васильевского острова. На куполе храма в 2001 водружен крест. (. 2010 г.и. C.192; добавил: )

Витражи были расположены в центре Аванзала в трёх слегка вытянутых вверх окнах с полуциркульным завершением и в трёх небольших оконцах над ними. Исполнил их выпускник Академии Художеств Владимир Дмитриевич Сверчков. (Установлены в 1873 году). Они были выполнены в традиционной технике стекольной живописи, что свойственно работам Сверчкова. Большой профессионализм в этой работе обнаруживается как в построении самой композиции (взаимоотношениях крупных и мелких пятен, тонкой проработке живописи при цельности общего восприятия), так и в прорисовке деталей, богатой графической разработке стекольного полотна, обнаруживающей любовь к фактуре материала.

В центре каждого витража в крупных окнах расположены аллегорические фигуры, изображённые стоящими в нишах, олицетворяющие виды искусства и всем своим видом и облачением напоминающие римских богов. Орнаментальное обрамление всех трёх фигур одинаковое и, возможно, отличалось лишь в цвете. Под каждой фигурой в ренессансном картуше прямоугольная табличка со словами, обозначающими аллегорию — соответственно: живопись, архитектура, скульптура.

Над тремя основными витражами, изображавшими аллегории искусств, в небольших круглых окнах помещались три малых, с вензелями Елизаветы Петровны, Екатерины II, и академическим гербом.

Все вышеперечисленные витражи погибли предположительно в первые послереволюционные годы. Их утрата — одна из крупнейших для Петербурга в области стекольной живописи.

Библиотека Академии Художеств основана в 1757 г. Не прекращала работу в годы ВОВ. В библиотеке 5 читальных залов.

(Е. Ю. Иванов, К. К. Севастьянов «Утраченный Петербург»)

(добавил , иллюстрации — , , Фото — )

 АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ


Мысль о создании Академии наук и художеств в России была высказана Петром I еще в конце 1690-х годов. Академия художеств была учреждена решением Сената 6 ноября 1757 года в царствование императрицы Елизаветы Петровны в Петербурге по инициативе великого русского ученого М.В. Ломоносова и известного просветителя того времени И.И. Шувалова.

Именно Шувалов пригласил из-за границы педагогов, набрал первых учеников и в 1758 году подарил Академии свою прекрасную художественную коллекцию, положив этим начало библиотеке и будущему музею. В 1764 году Екатерина II, утвердив Устав и штаты, даровала Императорской Академии художеств Привилегию. В том же году по проекту архитектора Ж.Б.Валлен-Деламота и А.Ф.Кокоринова началось строительство каменного здания Академии на берегу Невы, которое закончилось в 1788 году.

Академия художеств была одним из самых прогрессивных учреждений того времени. Художники и архитекторы первого шуваловского выпуска Академии А.П.Лосенко, Ф.И.Шубин, В.И.Баженов, Ф.С.Рокотов, И.Е.Старов задали тот высочайший уровень художественной практики и педагогики, которые составили славу отечественного искусства.

В разное время ее закончили такие выдающиеся живописцы как А.А.Иванов, К.П.Брюллов, И.Е.Репин, В.Д.Поленов, В.И.Суриков, скульпторы И.П.Мартос, В.И.Демут-Малиновский, С.С.Пименов, И.П.Прокофьев, М.М.Антокольский, архитекторы А.Н.Воронихин, Н.Л.Бенуа, К.А.Тон, И.А.Фомин, В.А.Щуко и многие другие.

Вплоть до начала ХХ века Академия была единственным в России высшим художественным учебным заведением. Ее деятельность не ограничивалась лишь художественным образованием. Она была центром художественного просвещения, активно влияла на развитие всех видов искусства, содействовала формированию музейных коллекций, вела большую научно-исследовательскую работу, проводила выставки и конкурсы.

Академия занималась рассмотрением и утверждением важных архитектурных, скульптурных и живописных проектов для столицы и других городов. Педагоги и ученики участвовали в возведении и оформлении крупных художественных ансамблей того времени, включая Казанский и Исаакиевский соборы, храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге и храм Христа Спасителя в Москве, для чего в 1847 году при Академии было учреждено Мозаичное Заведение.

Императорская Академия художеств выступила инициатором основания провинциальных художественных школ и училищ, в которых преподавали выпускники Академии, а позднее — и музеев при них.

Музей Академии художеств вел широкую выставочную деятельность, привлекая не только просвещенную публику, но и представителей всех сословий общества. За время своего существования Музей Академии художеств сосредоточил в своих стенах ценнейшую коллекцию западноевропейской и русской живописи, рисунка, скульптуры, архитектурных моделей и чертежей, на которых учились все поколения студентов.

Учреждение Русского музея императора Александра III также было связано с деятельностью Академии художеств. Именно ее собрание заложило основу художественной коллекции нового музея.

После 1917 года Академия пережила ряд тяжелых десятилетий. Осталось лишь ее образовательное ядро. В 1932 году была воссоздана Академия художеств в Ленинграде. В 1947 году в Москве была образована Академия художеств СССР.

версия для печати

Leave a Comment