Певческий мост Санкт-Петербург

Певческий (Жёлтый) мост Петербурга

Последний цветной мост Петербурга давно уже перестал быть цветным, но так как раньше он входил в это число — думаю стоит всё же его описать)

Запись относится к месту:
Санкт-Петербург

Цветные мосты Санкт-Петербурга вели через реку Мойку. Из-за того, что мосты находились близко друг к другу и внешне очень похожи, жители города их часто путали. Мосты были покрашены в разные цвета и были названы: Зелёный мост (до 1918 — Полицейский мост), Красный мост, Синий мост, Жёлтый мост (ныне Певческий мост). У мостов покрашены перила и нижняя «водная» часть. В настоящее время только три моста сохранили своё прежнее название, да и они уже не ярко окрашенные, а имеют более спокойные цвета.

Певческий мост соединяет Казанский и 2-й Адмиралтейский острова через реку Мойку в Центральном районе Санкт-Петербурга. Пролет перекрыт бесшарнирным чугунным тюбинговым сводом. Опоры бутовой кладки с гранитной облицовкой. Главным украшением моста является чугунная ажурная решетка. Длина — около 24 метров, ширина — 72 метра. Это третий по ширине мост в Петербурге (после Казанского и Синего). Является продолжением Дворцовой площади (также, как и Синий — продолжением Исаакиевской).

Название произошло из-за того, что мост упирается в ворота Певческой капеллы — центра музыкальной культуры Петербурга

Первый деревянный мост на этом месте был возведён в 1834 году по проекту архитектора Монферрана и предназначался для прохода на Дворцовую площадь войск, участвовавших в параде при открытии Александровской колонны.

В 1839—1840 годах, одновременно с завершением ансамбля Дворцовой площади, деревянный мост был заменён чугунным однопролётным арочным мостом, построенным по проекту инженера Е. А. Адама. Конструкция моста представляет собой чугунную арку, составленую из 329 ящиков-кессонов клинообразной формы, соединённых между собой болтами. Поверх чугунной арки был устроен кирпичный свод; опоры бутовой кладки с облицовкой розовым гранитом установлены на свайных ростверках, сваи — деревянные. Покрытие моста было замощено кварцито-песчаником розово-серого цвета, добытом на Бруснинском месторождении Онежского озера. На мосту установлены литые чугунные, ажурные решётки.

24 ноября 1840 года состоялось торжественное открытие Жёлтого моста. Первым с берега на берег проехал в экипаже сам император Николай I.

В 1937 году проезжая часть моста была заасфальтирована.

С ноября 2003 по август 2004 года мост впервые за 164 года своего существования был подвергнут капитальному ремонту, проведённому ЗАО «Трест Ленмостострой» по проекту института «Стройпроект».

В ходе ремонта при помощи буровых свай были усилены деформированные опоры моста, укреплены чугунные блоки арочного свода (в которых были выявлены трещины), выправлена геометрия деформированного свода, а также восстановлены утраченные чугунные декоративные элементы фасадов моста. Для усиления грузоподъемности моста поверх чугунного свода было устроено мощное железобетонное пролётное строение, по которому проложена новая проезжая часть. На проезжей части моста устроен островок безопасности площадью около 400 м?, вымощенный историческим брусчатым мощением из кварцито-песчаника, обнаруженого в ходе ремонта под слоями асфальта при разборке проезжей части.

Одновременно с ремонтом Певческого моста была отремонтирована примыкающая аварийная стенка набережной реки (общей длиной 40 метров). Кстати ночью мост всё-таки можно назвать Жёлтым=)

Вид с Певческого моста на реку Мойку

Цветные мосты Санкт-Петербурга

Мосты — это один из символов культурной столицы. Не просто же так город называют Северной Венецией: в Санкт-Петербурге более трёх сотен собственно городских мостов, и ещё порядка сотни в пригородах. Интерес жителей и гостей города на Неве они вызывают не только необычной архитектурой, затейливым кованым узором или каким-то историческим событием но и, конечно же, возможностью посмотреть на разведение этой, казалось бы, неподъёмной конструкции. Однако сегодня мы поведём разговор не о том, как прекрасны и опасны разведённые мосты, а о цветных мостах Питера.

Все эти мосты ведут через Мойку; внешне они очень похожи, да и жители города часто путали их между собой. И вот в один прекрасный день выкрасили их в разные цвета — то ли чтобы не путать, то ли чтобы внести ярких красок в серость Питера — но и названия с тех пор за ними так и закрепились: Синий, Красный, Зелёный и Жёлтый (ныне Певческий) мосты. О них мы вам подробнее и расскажем.

Синий мост является самым широким в городе (97,3 метра в ширину), поэтому его можно принять за продолжение Исаакиевской площади. К нему даже часто применяют термин «мост-площадь». Интересное наблюдение: два императора отвернулись от этого моста. Точнее, не сами императоры, а памятники, Медный всадник и памятник Николаю I: движение этих конных статуй направлено от Синего моста.

Красный мост — единственный из всех построенных по типовому проекту цветных мостов через Мойку, который сохранил свой первоначальный вид. Интересно, что до момента покраски этот мост назывался Белым. И именно здесь и по Гороховой улице проходит граница двух районов города: Центрального и Адмиралтейского районов Петербурга.

Зелёный мост прежде назывался Полицейским из-за находящегося рядом управления городской полиции, а после Октябрьской революции носил имя Народного в противопоставление дореволюционному. Он стал первым чугунным мостом в Санкт-Петербурге, и проект именно этого моста из-за своей удачности был утверждён как типовой проект мостов через Мойку.

Жёлтый мост, к сожалению, в наши дни потерял свои исторические окраску и название. Современное же, Певческий мост, он получил из-за того, что упирается в ворота Певческой капеллы, центра музыкальной культуры Петербурга. Интересно, что мост, являясь продолжением Дворцовой площади, был возведён исключительно для прохода войск во время парада в честь открытия Александровской колонны.

Яркими красками в Санкт-Петербурге могут быть раскрашены не только мосты, но и ваша жизнь – стоит лишь этого захотеть. Достаточно отыскать в СПб хостел «Порт», и мы с удовольствием привнесём в вашу жизнь свежих красок!

Зелёный мост

Является частью главной улицы города – Невского проспекта. Появился первым из мостов на Мойке, в 1717 году, а в 1735 впервые был выкрашен в зелёный цвет. С 1770-х годов его называли Полицейским, из-за расположенного рядом дома полицмейстера Чичерина. В 1806 году Зелёный мост становится чугунным – первый в городе! Тротуары нового моста отделили от проезжей части гранитным парапетом с металлической оградой, мост украсили гранитными обелисками с позолочёнными шарами и литыми перилами. Проект инженера В.И. Гесте показался удачным, и его утвердили типовым для остальных мостов через Мойку.
В 1842 году Зелёный мост решено было расширить. Выросла интенсивность движения на Невском проспекте, соответственно, и на самом мосту, о котором газета «Северная пчела» писала так: «едва ли где бывает более езды». К мосту консолями прикрепили тротуары, установили гранитные парапеты, а тяжёлые обелиски заменили чугунными фонарными столбами. В 1844 году впервые в Санкт-Петербурге именно на Полицейском мосту уложили асфальтовые блоки. Как видим, Зёлёный мост неоднократно становился «первооткрывателем»!

В 1904 году в связи с прокладкой трамвайных путей проводят очередную реконструкцию моста: укрепляют перекрытие, украшают орнаментом фасадные арки, вместо фонарных столбов появляются позолоченные канделябры. А 9 января 1905 года на обновлённом мосту выстроятся войска, которые будут расстреливать мирную демонстрацию, идущую к Зимнему. Так мост станет свидетелем «Кровавого воскресенья». После революции его переименовывают в «Народный», в 60-х годах реставрируют, а в 1997 году возвращают прежнее историческое название – Зелёный.

Синий мост

Самый широкий в городе — при длине 35 метров его ширина составляет 97,3метра! Мост расположен рядом с Исаакиевской площадью и настолько органично сливается с ней, что несведущему человеку бывает невдомёк, когда он уже оказывается не на площади, а на мосту. Выстроен Синий мост был в 1737 году мастером Харманом ван Болосом. Через некоторое время, как и другие мосты, он становится трёхпролётным, на каменных опорах. С конца 18 века вплоть до отмены крепостного права на площади у Синего моста можно было нанять или купить работников, поэтому в народе он назывался «рабий рынок».

В 1818 году мост перестраивают по типовому проекту, в основу которого был взят Зелёный мост. Его ширина уже 41 метр. В связи с постройкой Мариинского дворца, в 1842-1844 годах Синий мост снова расширяют. В 20-х годах прошлого века в низовой части моста были обнаружены сквозные трещины. Своевременная замена части чугунных конструкций на железобетонный свод спасла мост, но, к сожалению, фонари, декор и чугунные тюбинги 1818 года были утрачены. В 1938 году каменное мощение моста заменили асфальтобетоном, а в 2002 году был проведен его капитальный ремонт и отреставрирован декор. В 1971 году у Синего моста установили гранитный столб, на котором датами отметили уровни воды во время крупных наводнений: 1824, 1924, 1955, 1903 и 1967 г.г.

Красный мост

Расположен по Гороховой улице. Единственный из построенных по типовому проекту В. И. Гесте мостов, который полностью сохранился в своём первоначальном виде: простое и изысканное решение, удачная архитектурная композиция и изящные пропорции. Он украшает собой город, органично сочетаясь с его набережными. С 1717 года здесь был деревянный разводной мост, в 1737 году переправу перестроили по проекту Х. ван Болоса, оставив посередине узкую щель (70 см) для пропуска мачтовых судов, а для проезда её закрывали съёмными щитами. В конце 18 века мост стал трёхпролётным, а в 1814 году — типовым однопролётным.

Чугунные тюбинги для моста изготавливались на демидовских заводах. Каменные опоры были выполнены бутовой кладкой и облицованы гранитом, чугунная решётка перильного ограждения Красного моста повторяла рисунок ограждений набережной Мойки. Тротуары от проезжей части отделяли гранитные тумбы с простой металлической оградой, а освещали мост фонари, подвешенные на гранитных обелисках. При выполнении реставрационных работ в 1953—1954 годах, чугунные конструкции заменили на стальные. В ходе последней реставрации в 1998 году, были отремонтированы фонари и воссоздано чугунно-гранитное ограждение.

Жёлтый (Певческий) мост

Третий по ширине мост Санкт-Петербурга (после Синего и Казанского), его длина втрое меньше его ширины (соответственно 24 и 72 метра), он является гармоничным продолжением Дворцовой площади. Мост получил второе название — Певческий, поскольку упирается прямо в ворота Певческой капеллы.Жёлтый мост был сооружён в 1834 году для прохода войск, участвовавших в параде на Дворцовой площади, в связи с открытием Александровской колонны. Уже через пять лет деревянный мост стал чугунным однопролётным арочным из 329 ящиков-кессонов, соединённых болтами. Поверх арки располагался кирпичный свод, замощенный местным розовато-серым кварцито-песчаником. Опоры бутовой кладки были облицованы розовым гранитом. Тогда же на мосту установили его главное украшение – чугунные ажурные решётки.

24 ноября 1840 года состоялось церемония открытия Жёлтого моста, завершавшего собой ансамбль Дворцовой площади. Первым по мосту в экипаже проехал сам государь-император Николай I. Мост был настолько надёжно выстроен, что простоял без капитального ремонта более полутора столетий! В 1937 году проезжую часть моста заасфальтировали прямо поверх брусчатого мощения, а капитальный ремонт провели лишь в 2003 — 2004 годах: усилили его опоры, поверх укреплённого чугунного свода появился мощный железобетонный. Интересно обустройство проезжей части Желтого моста: на ней устроен островок безопасности площадью 400 кв.м., вымощенный исторической брусчаткой, которую обнаружили в ходе ремонта под слоями асфальта!
Вот такие они, «цветные мосты» на Мойке. Кстати, в Санкт-Петербурге есть ещё несколько «цветных» мостов: Синий мост на Обводном канале, 1-й и 2-й Красненькие мосты через речушку Красненькую.

Leave a Comment