Плакаты 1941 1945

ПЛАКАТЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 ГОДОВ

В советское время плакаты были одним из самых распространенных средств массовой агитации. При помощи плакатов талантливые художники выражали волю народа, призывали к определенным действиям, указывали на хорошие и плохие стороны жизни, воспитывали в людях чувство собственного достоинства, ощущение патриотизма и любовь к своей стране, своему народу. Плакаты времен СССР касались разных сторон жизни и затрагивали практически всё, что происходило в обществе. За все время было создано гигантское количество агитационных плакатов, которые осуждали пьянство, рассказывали о пользе труда и спорта, отражали все аспекты жизни страны. Однако, самыми яркими, самыми важными, глубокими, трогательными и даже трагическими являются плакаты времен Великой Отечественной войны.

Советские плакаты времен Великой Отечественной войны 1941-1945 годов призывали всех людей необъятной страны выступить против фашизма. В самых ярких и наглядных образах они показывали весь ужас войны и всю бесчеловечность фашизма, который решил покорить себе весь мир. Плакаты во время войны были одним из массовых побуждающих средств агитации, действуя наравне с газетами и радио. Многие из этих плакатов стали настолько известными, что используются даже сегодня м считаются настоящими шедеврами искусства плакатного дела. Эти плакаты могут тронуть сердце, пробудить особые чувства даже сейчас, когда прошло много десятилетий после той ужасной войны, которая унесла жизни миллионов солдат и мирных жителей.

Созданием агитационных плакатов занимались талантливые художники, имена которых остались в истории изобразительного искусства советского народа. Самыми известными художниками данного жанра были Дмитрий Моор, Виктор Дени, Михаил Черемных, Ираклий Тоидзе, Алексей Кокорекин, Виктор Иванов, Виктор Корецкий, группа художников «Кукрыниксы», группа художников «Окна ТАСС» и другие. В своем искусстве они создавали величественные, запоминающиеся и вдохновляющие образы, напряженный сюжет, который взывал к искренним чувствам, а также сопровождали свои произведения фразами, которые запоминались и врезались в память. Без сомнения, искусство агитационного плаката внесло свою лепту в формирование чувства патриотизма людей того времени, ведь недаром пропаганду и агитацию тогда называли третьим фронтом Великой Отечественной войны. Именно здесь разворачивалась битва за дух народа, которая, в конечном итоге и решила исход войны. Гитлеровская пропаганда тоже не дремала, но ей оказалось далеко до священного гнева советских художников, поэтов, писателей, журналистов, композиторов.

Прослеживаются два этапа в развитии плаката Великой Отечественной войны. Первые два года войны плакат имел драматическое, даже трагическое звучание. Очень популярны были плакаты М.И. Тоидзе «Родина-мать зовет!» (1941) и В.Г. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!» (1942). На первом изображена аллегорическая женская фигура на фоне штыков, держащая в руках текст военной присяги. На плакате В.Г. Корецкого изображена женщина, в ужасе прижимающая к себе ребенка, на которого направлен штык со свастикой.

На втором этапе, после перелома в ходе войны, меняется настроение и образ плаката, он проникнут оптимизмом и юмором. Л.А. Голованов в плакате «Дойдем до Берлина!» (1944)создает образ героя, близкий Василию Теркину.

Великая Победа дала стране повод для законной гордости, которую ощущаем и мы, потомки героев, отстоявших родные

города, освободивших Европу от сильного, жестокого и коварного врага. Образ этого врага, как и образ народа, сплотившегося для защиты Родины, ярче всего представлен в плакатах военного времени, поднявших пропагандистское искусство на небывалую высоту, не превзойденную и доныне.

Плакаты военного времени можно назвать солдатами, они били точно в цель, формируя общественное мнение, создавая меткий негативный образ врага, сплачивая ряды советских граждан, рождая необходимые для войны эмоцию, гнев, ярость, ненависть – и в то же время, любовь к семье, которой угрожает враг, к родному дому, к Родине.

Пропагандистские плакаты были важной частью Великой Отечественной войны. С первых дней наступления гитлеровской армии на улицах советских городов появились агитационные плакаты, призванные поднять боевой дух армии и производительность труда в тылу, как например, агитплакат: «Всё для фронта! Всё для победы!».

Этот лозунг был впервые провозглашен Сталиным во время обращения к народу в июле 1941 года, когда на всем фронте складывалась тяжелая обстановка, а германские войска стремительно продвигались к Москве.

Плакаты отличались по качеству и по содержанию. Немецкие солдаты изображались карикатурно, жалкими и беспомощными, а бойцы Красной Армии демонстрировали боевой дух и несломленную веру в победу.

В послевоенное время агитационные плакаты часто критиковались за излишнюю жестокость, но по воспоминаниям участников войны, ненависть к врагу была тем подспорьем, без которого советским солдатам вряд ли удалось бы выстоять под натиском вражеской армии.

В 1941-1942 гг., когда враг лавинообразно накатывал с запада, захватывая все новые города, сминая оборону, уничтожая миллионы советских солдат, пропагандистам было важно внушить уверенность в победе, в том, что фашисты являются непобедимыми. Сюжеты первых плакатов были насыщены атаками и подчеркивали всенародность борьбы, связь народа с армией, они призывали уничтожить противника.

Один из популярных мотивов – обращение к прошлому, взывание к славе минувших поколений, опора на авторитет легендарных полководцев – Александра Невского, Суворова, Кутузова, героев гражданской войны.

Враг на плакатах первого этапа войны представлял собой воплощение абсолютного зла, которое советские люди не должны терпеть на своей земле.

С 1942 года, когда враг приблизился к Волге, взял в блокаду Ленинград, дошел до Кавказа, захватил огромные территории с мирными жителями, плакаты стали отражать страдания советских людей, женщин, детей, стариков на оккупированной земле и непреодолимое стремление Советской Армии разгромить Германию, помочь тем, кто не в силах постоять за себя.

Слово «фашист» стало синонимом бесчеловечной машины для убийства миллионов людей. Нерадостные вести с оккупированных территорий только подкрепляли этот образ. Фашистов изображают огромными, страшными и уродливыми, возвышающимися над трупами недавно убиенных, направляющими оружие против женщин и детей.

Неудивительно, что герои военных плакатов не убивают, а уничтожают такого врага, уничтожают его порой голыми руками до зубов вооруженных профессиональных убийц.

Разгром немецко-фашистских армий под Москвой обозначил начало поворота в ходе войны в пользу Советского Союза.

Война оказалась затяжной, а не молниеносной. Грандиозная, не имеющая аналогов в мировой истории Сталинградская битва окончательно закрепила стратегическое превосходство за нами, были созданы условия для перехода Красной Армии в общее наступление. Массовое изгнание врага советской территории, о котором твердили плакаты первых дней войны, стало реальностью.

После контрнаступления под Москвой и Сталинградом солдаты осознали свою силу, единство и священный характер своей миссии. Множество плакатов посвящены этим великим битвам, а также битва на Курской дуге, где враг изображается карикатурно, высмеиваются его захватнический напор, закончившийся уничтожением.

Плакат в те времена нужен также тем, кто живет на оккупированных территориях, там содержание плакатов передавалось из уст в уста. По воспоминаниям ветеранов, в оккупированных районах патриоты расклеивали полотнища «Окон ТАСС» на заборах, сараях, домах, где стояли немцы. Население, лишенное советского радио, газет, узнавало правду

о войне из этих неизвестно откуда появившихся листков.

«Окна ТАСС»- это агитационно-политические плакаты, выпускавшиеся Телеграфным агентством Советского Союза (ТАСС). Это самобытный вид агитационно-массового искусства. Острые доходчивые сатирические плакаты с кратким, легко запоминающимся текстом, разоблачали врагов Отечества.

«Окна ТАСС», выпускаемые с 27 июля 1941 года,быди грозным идеологическим оружием, недаром министр пропаганды Геббельс заочно приговорил смертной казни всех, кто имел отношений к выпуску.

«Как только будет взята Москва, , все, кто работал в «Окнах ТАСС», будут висеть на фонарных столбах».

В «Окнах ТАСС» сотрудничали М.М. Черемных, Б.Н. Ефимов, Кукрыниксы — союз трех художников, М.В. Куприянова, П.Н. Крылова, Н.А. Соколова. Кукрыниксы много работали и в журнально-газетной карикатуре. Весь мир обошла их знаменитая карикатура » Потеряла я колечко…» (а в колечке 22 дивизии)- на разгром немцев под Сталинградом (1943).

Фото. Карикатура «Потеряла я колечко…»

Политуправление Красной Армии выпустило листовки малого формата наиболее популярных «Окон ТАСС» с текстами на немецком языке. Эти листовки забрасывали на оккупированные гитлеровцами территории, распространяли партизаны. В текстах, набранных на немецком языке, указывалось, что листовка может служить пропуском при сдаче в плен для немецких солдат и офицеров.

«Окно ТАСС».

Образ врага перестает вселять ужас, плакаты призывают дойти до его логова и там его уничтожить, освободить не только свой дом, но и Европу. Героическая народная борьба – основная тема военного плаката этого этапа войны уже в 1942 году советские художники уловили ещё далекую тему победы, создавая полотна с лозунгом «Вперед! На Запад!».

Очевидным становится факт, что советская пропаганда куда действеннее фашистских, например, во время Сталинградской битвы Красная Армия применяла оригинальные методы психологического давления на противника – передаваемый через громкоговорители монотонный стук метронома, который прерывался через каждые семь ударов комментирует на немецком языке «Каждые семь секунд на фронте погибает один немецкий солдат». Это действовало на немецких солдат деморалищующее.

Враг предстает мелким и мерзким. Главное – окончательно его уничтожить, чтобы вернуться домой, к семье, ук мирной жизни, к восстановлению разрушенных городов. Но до этого необходимо освободить Европу.

Плакаты и лозунги Великой Отечественной войны. Информационный проект. 2016 год.

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Г. НОЯБРЬСК

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6

Муниципального бюджетного образования город Ноябрьск»

(МБОУ СОШ № 6)

Информационный проект

Плакаты и лозунги Великой Отечественной войны

Авторы: Машкова Анастасия,

Мурзаева Алина

Руководитель: Путинцева Н.М.,

учитель русского языка и литературы

г.Ноябрьск

2015 год

Паспорт проекта

Предметное направление

Обществознание, история, изобразительное искусство

Возрастная категория

7 класс

Секция

Гуманитарные науки

Тип проекта

Информационный

Название проекта

Лозунги и плакаты Великой Отечественной войны

Цель проекта

Рассмотреть советские агитационные плакаты времён Великой Отечественной войны.

Задачи проекта

Исследовать тематику исполнения плакатов военных лет.

Показать роль советских военных плакатов в формировании героизма, стойкости и мужества советского народа.

Сделать информационный видеоролик о плакатах и лозунгах для демонстрации.

Аннотация проекта

Тема исследовательской работы актуальна тем, что развивает интерес к изучению истории плакатного искусства Великой Отечественной войны. Немногие знают о том, какое влияние оказала пропаганда на чувства советских людей в то непростое время.

Данная исследовательская работа помогает осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материалов в дополнительных изданиях, учит строить сообщения в устной и письменной речи, работать в группе, позволяет развивать творческие способности.

Сроки работы над проектом

март 2014-апрель 2015

Объект исследования

Плакаты и лозунги Великой Отечественной войны

Предмет исследования

Отражение событий Великой Отечественной войны в советских плакатах и лозунгах 1941-1945гг.

Этапы работы над проектом

Этап 1. Постановка темы проекта, целей, задач

Этап 2. Реализация проекта

— изучение темы

— формулировка проблемы

— определение целей и задач

— составление плана работы и определение временных рамок

— определение и распределение обязанностей в группе

— сбор и анализ информации

— обработка информации

— разработка собственного варианта решения проблемы

Этап 3. Представление проекта

Этап 4. Подведение итогов

Форма представление проекта

Презентация, видеоролик

Используемые информационные ресурсы: печатный и электронный материал

Используемые информационные технологии и программные продукты

Технологии работы с текстовой информацией (MS WORD)

Сетевые информационные технологии и программные продукты (MS Internet Explorer)

Технологии мультимедиа (Киностудия Windows Live, звукозапись)

Практическая значимость

Полученные данные, результаты исследования, мультимедийная презентация, видеоролик могут быть использованы на уроках истории, МХК, русского языка и литературы для более глубокого и образного понимания событий Великой Отечественной войны

1. Введение—————————————————— ————————————5

2. Советские плакаты времён Великой Отечественной войны —————————6-12

3. Заключение—————————————————————————————-12

10. Библиографический список——————————————————————13

11. Приложение (презентация)

Введение

В период одной из самых страшных войн в истории человечества можно было наблюдать необыкновенный патриотический подъем советского народа, что не могло не повлиять на многие стороны искусства. Мощным оружием в борьбе с немецкими захватчиками стала пропаганда, которая была отражена на плакатах и листовках того времени.

Пропага́нда (лат. propaganda дословно — «подлежащая распространению) — в современном политическом дискурсе понимается как распространение взглядов, фактов, аргументов и других сведений, для формирования общественного мнения или иных целей, преследуемых пропагандистами.

Цели пропаганды:

Воздействовать как на эмоции, так и на разум людей.

Пропаганда является одним из основных средств политической манипуляции. Пропаганду нельзя сравнивать с рекламой. Реклама ближе к самопрезентации или к информационному жанру.

Во время Второй мировой войны необходимость мобилизовать вооружённые силы и население для ведения тяжёлой войны, а также воздействовать на вражескую армию и население занятых вражеских территорий обернулась расцветом в воюющих странах различных пропагандистских технологий, которые стали неотъемлемой частью самой войны. (https://ru.wikipedia.org/wiki)

В нашей работе мы исследовали содержание самых известных плакатов того времени, историю их возникновения.

С первых дней войны все деятели искусства стали призывать к сопротивлению фашистам, а «кисть, карандаш и бумага» сыграли огромную роль в распространении наглядной пропаганды.

Плакат — броское, как правило, крупноформатное изображение, сопровожденное кратким текстом, сделанное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях. (https://ru.wikipedia.org/wiki)

Советские плакаты времен Великой Отечественной войны призывали к защите Родины, убеждали советских людей в справедливости их борьбы. Плакаты и листовки печатались почти во всех издательствах СССР. Известные поэты и писатели работали над содержанием, а художники над иллюстративным воплощением задуманного.

В центре плаката чаще всего был какой-то образ человека с яркой психологической характеристикой. В изображении преобладали три цвета: красный, белый и черный.

Красный символизировал кровь и огонь. Белый — чистоту, добродетель. Черный — смерть, гибель, горе.

Авторы плакатов надеялись на скорую победу, прославляли ее и воинов — освободителей своим искусством.

Советские плакаты времён Великой Отечественной войны

«Родина-Мать зовёт!»

Знаменитый плакат, где персонифицирована Родина в образе матери, художник Ираклий Тоидзе писал, по его собственному признанию, со своей жены. Его поразило выражение лица, когда жена вбежала в мастерскую, чтобы сообщить о начале войны. Уже 4 июля 1941 года (спустя две недели после начала войны) плакат ушел в печать. Образ Родины-матери в дальнейшем стал одним из самых распространенных образов советской пропаганды. Известны многочисленные интерпретации образа и пародии на этот плакат в изобразительном искусстве, скульптуре, народном творчестве и рекламе. Тем не менее озарение художника стало одним из сильнейших воплощенных символов патриотизма в мире, сродни французской Марианне или Дяде Сэму.

«Ни шагу назад!»

Лето 1942-го. Танковые группы вермахта рвутся к бакинской нефти. Отрезан Ростов, снова сдан Харьков, полностью разбита Крымская армия. Бои идут на Тамани, горные стрелки «Эдельвейса» оседлали хребты Кавказа, пехотные корпуса немцев окружают Сталинград. Вокруг Ленинграда окопы передовой начинаются там, где заканчиваются трамвайные пути. В этой обстановке Верховный главнокомандующий Иосиф Сталин издает знаменитый приказ № 227. Документ запрещал отвод войск без приказа даже в тактических целях, а в качестве санкций вводил штрафные батальоны и роты, устанавливал практику заградотрядов. Суть приказа была сформулирована четко и внятно: «Ни шагу назад!»

«Наше дело правое!»

Эта мощная по своему эмоциональному воздействию фраза — «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами!» — прозвучала в речи наркома иностранных дел Вячеслава Молотова в полдень 22 июня 1941 года, речи, которую слышали по радио почти три сотни миллионов человек. Вопреки преданию, первым произнес ее не Сталин, однако эта речь была с ним согласована Молотовым до выступления. Лозунг использовался всю войну в различных вариациях. Вторую жизнь он получил в 1945 году при учреждении медалей «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов». Надпись вокруг погрудного изображения Сталина на этих медалях гласила: «Наше дело правое — мы победили». Корни выражения находят в ранней, 1903 года, работе Ленина «К деревенской бедноте».

«Всё для фронта, всё для победы!»

А вот эту фразу, затем украсившую многие плакаты, впервые произнес именно Иосиф Сталин. Фраза появилась в директиве Совета Народных Комиссаров СССР (правительства. — Ред.) от 29 июня 1941 года. Публично была провозглашена Верховным главнокомандующим Сталиным 3 июля 1941 года во время выступления по радио. Впоследствии появился и другой лозунг, перекликающийся с этим, — «Фронту надо — сделаем!».

«Я согласен на медаль»

Автором традиционно считается Александр Твардовский как автор поэмы «Василий Теркин». Впервые этот персонаж, точнее, стихи о нем появились в 1939 году, во время финской войны, в окружной газете ЛенВО «На страже Родины». Однако сам Твардовский писал, что материалом для продолжения поэмы послужили собранные им на фронтах за 1941-1942 годы наброски, записи в дневниках, услышанные им соленые солдатские фразы. Так что вполне вероятно, что фраза «Так скажу: зачем мне орден? Я согласен на медаль» была только отшлифована поэтом, а родилась в устном народном творчестве солдат Великой Отечественной. Так или иначе, стихи Твардовского оценили и перепечатали ведущие издания страны, отрывки поэмы в ходе войны зачитывались по радио. За «Василия Теркина» полковник Твардовский в 1945 году получил высшую творческую награду — 1-ю Сталинскую премию.

«Беспощадно уничтожать убийц наших детей!»

Советский агитационный плакат 1942 года Беспощадно уничтожать убийц наших детей! призывает бороться против немецко-фашистских захватчиков, убивающих невинных советских детей. На плакате рука советского воина останавливает руку с топором немецко-фашистского палача, занесенную над мирно спящим ребенком. Плакат несет сильное эмоциональное воздействие, акцентированное в черных тонах и спасительной красной звезды.

«Бей насмерть»

В самые тяжелые годы Великой Отечественной войны, в 1942 году, художник Николай Жуков создал плакат «Бей насмерть!». На плакате изображен красноармеец пулеметчик сражающийся с врагом, защищая советский город. На стене дома, перед которым изображен стреляющий пулеметчик, висит плакат В.Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!». Это свидетельствует о популярности и силе в народе плаката Корецкого.

Плакат «Бей насмерть!» обращается к воинам Красной Армии крепче бить врага, ради спасения матерей, детей и Родины.

«Я ждал тебя воин — освободитель»

Советский политический плакат Я ждал тебя воин-освободитель создан художником В.И. Ладягиным в 1945 году. Плакат посвящен освобождению подневольных людей из фашистского рабства. На плакате изображен воин Красной Армии, освободивший соотечественника из немецкого рабства. Плакат обнадеживает и утверждает, что все советские люди, попавшие в немецкое рабство будут, освобождены и отправлены домой, на Родину. Надпись под плакатом тому подтверждение: «Освободим всех советских людей из фашистской неволи».

«Каждый рубеж — решающий!»

Плакат «Каждый рубеж — решающий!» — это агитационное произведение 1942 года художника В.Иванова, направленное больше на солдат, защитников Отечества, которые с оружием в руках противостоят агрессору — немецким фашистам. На плакате, на переднем плане показан раненый солдат, но не ушедший с поля боя, а продолжающий сражаться с врагом. Действие на плакате взято во время защиты Кавказа — на заднем плане видны горы.

«Фашизм — враг человечества! Смерть фашизму!»

Советский плакат «Фашизм — враг человечества! Смерть фашизму!» Боевой карандаш №1 выпущен в 1941 году объединением художников Ленинграда «Боевой карандаш» и является агитационно-пропагандистким материалом, изданным 23 июня под номером 1. Авторами плаката являются художники «Боевого карандаша» В.Гальба, И.Ец, В.Курдов,Н.Муратов и Г.Петров. На плакате в центре красноармеец убивает штыком змея со свастиками. В виде отдельных картинок плакат доступно и наглядно разъясняет, что такое фашизм и почему его нужно уничтожить. «Фашизм — это уничтожение культуры. Фашизм — это голод. Фашизм — это тюрьма. Фашизм — это война.» Плакат создан в стиле соцреализма с элементами лубка.

«Отомсти!»

Советский агитационный плакат 1942 года «Отомсти» художника Д. Шмаринова подымает тему страданий советских граждан на оккупированных территориях. На плакате во весь рост изображена женщина, держащая на руках убитую дочь. Страдание и горе этой женщины молчаливое, но такое трогательное. На заднем плане плаката зарево от пожарища. Одно слово «Отомсти» подымает бурю негодования и злобы к фашистским варварам.

В плакатах 1942 года художники массово применяли наглядную агитацию, связанную со страданиями и горем детей, матерей и женщин, тем самым принуждая мужчин отомстить врагу за их горе и несчастья.

«За Родину-мать!»

Плакат За Родину-мать! — агитационный советский плакат, созданный художником Тоидзе И.М. в 1943 году для поднятия боевого духа советских граждан в борьбе с врагом. На переднем плане с оружием в руках в плотной шеренге идут на врага советские воины и партизаны, защищая свою Родину, показанную в виде женщины в красном с ребёнком на руках.

«За кровь и слёзы наших детей: Смерть немецким захватчикам»

Советский агитационный плакат «За кровь и слёзы наших детей: Смерть немецким захватчикам» создан в блокадном Ленинграде в 1943 году. Художник плаката Казанцев А.А. Плакат являлся мощнейшим психологическим средством, настраиваемым воинов и простых граждан на уничтожение врага, убийцы советских детей. На черном фоне плаката художник изобразил израненного заплаканного ребенка, взывающего зрителя о помощи и сожалению, взглядом ищущего защиту и сочувствие. Плакат вызывает чувство мести к врагу за его преступления.

«Воин Красной Армии, спаси!»

Плакат «Воин Красной Армии, спаси!» является мощным эмоциональным агитационным произведением художника В. Корецкого, который впервые был опубликован в газете «Правда» от 5 августа 1942 года. Основу плаката составила фотография женщины, защищавшая своего ребёнка. На переднем плане на них беззащитных направлен окровавленный штык фашиста, остриё которого находится в центре плаката, а путь штыка проходит сквозь голову ребёнка. Это произведение вызывало особенную ненависть у солдат Красной Армии к врагу. Плакат сделан в двух цветах — черном и красном, притом красный — только в виде крови на штыке фашиста, тем самым подчёркивая кровавую сущность врага.

«Беспощадно разгромим и уничтожим врага!»

После начала Великой Отечественной войны сразу же появились агитационные и пропагандистские плакаты, призывающие к борьбе против вторгшихся на территорию СССР немецких фашистов. В 1941 году, на третий день войны, появился плакат художников Кукрыниксы (М. Куприянов, П.Крылов, Н.Соколов) «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», где показано в стиле карикатуры вероломство Гитлера, нарушившего Договор о ненападении между СССР и Германией. Но солдат Красной Армии содрал маску с лица Гитлера и уничтожил коварного врага. Уже в начале кровавейшей войны советские люди были уверены в своей победе.

«Трактор в поле — что танк в бою!»

Советский политический плакат «Трактор в поле — что танк в бою!» несет политическую направленность на единение фронта и тыла. Плакат прославляет женский труд в поле на, в основном, мужских должностях трактористов, сравнивая трактор с танком на поле боя. Плакат создан в 1942 году. Авторами плаката являются художники В. Иванов и О. Журова. На плакате изображены женщины-трактористки, работающие на тракторах в поле. На заднем плане виден проезжающий на фронт эшелон с красноармейцами и военной техникой, а в небе видны летящие на фронт самолеты. Плакат выполнен в жанре соцреализма.

«Отомстим врагу за дикие зверства, за наши мучения, за кровь и слезы!»

Советский плакат «Отомстим врагу за дикие зверства, за наши мучения, за кровь и слезы!» направлен на агитацию и усиление чувства мести по отношению к немецко-фашистским захватчикам. Плакат создан в 1942 году. Автор плаката задействовал тему религии. Как Иисус Христос умер на кресте, так и герой плаката умер, но на фашистском кресте. Здесь заложен смысловой сюжет, что крест нацистов принесет простым людям лишь горе и смерть. Плакат призывает и заодно утверждает, что за все зверства немецких оккупантов отомстим.

«Отстоим Москву!»

Советский агитационный плакат Великой Отечественной войны «Отстоим Москву!» создан осенью 1941 года художниками Н.Жуковым и В.Климашиным. Плакат создан в то время, когда советский народ напрягал все силы в борьбе против немецких захватчиков, рвавшихся к Москве. На плакате изображен советский воин, находящийся на высоком эмоциональном подъёме и призывающий не допустить врага в столицу. Этой фигурой солдата авторам удалось обобщить черты народного героизма, стремящегося освободить родную землю от врага.

«Отстоим Волгу-Матушку!»

Советский агитационный плакат «Отстоим Волгу-матушку!» создан художником В.А.Серовым в 1942 году. Плакат создан согласно концепции тяжелого времени войны, когда советский народ самостоятельно противостоял гитлеровской коалиции целого ряда стран Европы. На плакате изображены стойкость и героизм советского солдата, но уже тогда улавливались мотивы будущей победы советского народа в противостоянии с немецким фашизмом.

«Красной Армии СЛАВА!»

В 1944 году советский художник Леонид Голованов создал военный агитплакат, которому суждено было стать одним из самых известных произведений данного жанра периода Второй мировой войны.

Улыбающийся боец на фоне движущейся на Запад колонны советских войск поправляет сапог. Во взгляде солдата светится уверенность в себе и своих товарищах. «Дойдём до Берлина!» — гласит плакат.

Человек, ставший прототипом героя плаката, внёс огромный личный вклад в Победу. Вот только ему не суждено было дожить ни до взятия Берлина, ни даже до момента появления на свет плаката «Дойдём до Берлина!».

Заключение

В ходе своей работы мы сделали выводы о том, что плакатная графика в годы Великой Отечественной войны получила широкое распространение. Это было одно из самых мощных орудий пропаганды и агитации. Плакаты военного времени являются не только оригинальными художественными произведениями, но и подлинно историческими документами. В каждом из них отразилась самоотверженная борьба Советского народа против фашистских захватчиков, Великая Трагедия и Великая Победа.

В параллели 7-ых классов мы провели опрос на тему «Знакомы ли вам лозунги и плакаты Великой Отечественной войны?» и получили такие результаты.

Из полученных данных можно сделать выводы о том, что ребятам интересны исторические события 1941-1945 гг., но они почти ничего не знают о пропаганде этих лет. Получить нужную информацию им поможет наша работа.

Недаром пропаганду и агитацию назвали третьим фронтом Великой Отечественной. Именно здесь разворачивалась битва за дух народа, которая, в конечном итоге, и решила исход войны: гитлеровская пропаганда тоже не дремала, но ей оказалось далеко до священного гнева советских художников, поэтов, писателей, журналистов, композиторов…

Великая Победа дала стране повод для законной гордости, которую ощущаем и мы, потомки героев, отстоявших родные города, освободивших Европу от сильного, жестокого и коварного врага.
Образ этого врага, как и образ народа, сплотившегося для защиты Родины, ярче всего представлен на плакатах военного времени, поднявших пропагандистское искусство на небывалую высоту, не превзойденную и доныне.

Плакаты военного времени можно назвать солдатами: они били точно в цель, формируя общественное мнение, создавая четкий негативный образ врага, сплачивая ряды советских граждан, рождая необходимую для войны эмоцию: гнев, ярость, ненависть, — и в то же время, любовь к семье, которой угрожает враг, к родному дому, к Родине.

Пропагандистские материалы были важной частью Великой Отечественной войны. С первых дней наступления гитлеровской армии на улицах советских городов появились агитационные плакаты, призванные поднять боевой дух армии и производительность труда в тылу, как например агитплакат «Все для фронта, все для победы»!

«Все для фронта! Все для победы». Автор плаката — Лазарь Лисицкий. 1942 год.

Этот лозунг был впервые провозглашен Сталиным во время обращения к народу в июле 1941 года, когда на всем фронте складывалась тяжелая обстановка, а германские войска стремительно продвигались к Москве.

Тогда же на улицах советских городов появился знаменитый плакат «Родина-мать зовет» работы Ираклия Тоидзе. Собирательный образ русской матери, призывающей сыновей на борьбу с врагом, стал одним из самых узнаваемых образцов советской пропаганды.

Репродукция плаката «Родина-мать зовет!», 1941 год. Автор Ираклий Моисеевич Тоидзе

Плакаты отличались по качеству и по содержанию. Немецкие солдаты изображались карикатурно, жалкими и беспомощными, а бойцы Красной Армии демонстрировали боевой дух и несломленную веру в победу.

В послевоенное время агитационные плакаты часто критиковали за чрезмерную жестокость, но по воспоминаниям участников войны, ненависть к врагу была тем подспорьем, без которого советским солдатам вряд ли удалось бы выстоять под натиском вражеской армии.

В 1941–1942 гг., когда враг лавинообразно накатывал с запада, захватывая все новые города, сминая оборону, уничтожая миллионы советских солдат, пропагандистам было важно внушить уверенность в победе, в том, что фашисты не являются непобедимыми. Сюжеты первых плакатов были насыщены атаками и единоборствами, они подчеркивали всенародность борьбы, связь народа с партией, с армией, они призывали уничтожить противника.

Один из популярных мотивов — обращение к прошлому, взывание к славе минувших поколений, опора на авторитет легендарных полководцев — Александра Невского, Суворова, Кутузова, героев гражданской войны.

Художники Виктор Иванов «Наша правда. Бейтесь до смерти!», 1942 год.

Художники Дмитрий Моор «Ты чем помог фронту?», 1941 год.

«Победа будет за нами», 1941 год

«Таран — оружие героев». Автор — А.Волошин, 1941 год

Плакат В.Б. Корецкого, 1941 год.

На поддержку красной армии — могучее народное ополчение!

Плакат В. Правдина, 1941 год.

Плакат художников Бочкова и Лаптева, 1941 год.

В обстановке всеобщего отступления и постоянных поражений необходимо было не поддаться упадническим настроениям и панике. В газетах тогда не было ни слова о потерях, шли сообщения об отдельных личных победах солдат и экипажей, и это было оправдано.

Враг на плакатах первого этапа войны представал либо обезличенным, в образе ощетинившейся металлом «черной материи», либо изувером и мародером, творящим бесчеловечные деяния, вызывающие ужас и отвращение. Немец как воплощение абсолютного зла превратился в существо, которое советские люди не имели права терпеть на своей земле.

Тысячеголовая фашистская гидра должна быть уничтожена и выброшена вон, бой идет буквально между Добром и Злом – таков пафос тех плакатов. Изданные миллионными тиражами, они и сейчас излучают силу и уверенность в неизбежности разгрома врага.

Художник Виктор Дени (Денисов) «»Лицо» гитлеризма», 1941 год.

Художники Ландрес «Наполеону было холодно в России, а Гитлеру будет жарко!», 1941 год.

Художники Кукрыниксы «Били мы врага копьем…», 1941 год.

Художник Виктор Дени (Денисов) «Зачем свинье культура и наука?», 1941 год.

С 1942 года, когда враг приблизился к Волге, взял в блокаду Ленинград, дошел до Кавказа, захватил огромные территории с мирными жителями.

Плакаты стали отражать страдания советских людей, женщин, детей, стариков на оккупированной земле и непреодолимое стремление Советской Армии разгромить Германию, помочь тем, кто не в силах постоять за себя.

Художник Виктор Иванов «Близок час расплаты с немцами за все их злодеяния!», 1944 год.

Художник П.Соколов-Скала «Боец, мсти!», 1941 год.

Художник С.М. Мочалов «Отомстим», 1944 год.

Лозунг «Убей немца!» стихийно появился в народе в 1942 году, его истоки, в числе прочих, — в статье Ильи Эренгбурга «Убей!». Множество плакатов, появившихся после нее («Папа, убей немца!», «Балтиец! Спаси любимую девушку от позора, убей немца!», «Немцем меньше — победа ближе» и т.п.), соединяли образ фашиста и немца в один объект ненависти.

«Мы должны неустанно видеть перед собой облик гитлеровца: это та мишень, в которую нужно стрелять без промаху, это — олицетворение ненавистного нам. Наш долг — разжигать ненависть к злу и укреплять жажду прекрасного, доброго, справедливого».

Илья Эренбург, советский писатель и общественный деятель.

По его словам, в начале войны многие красноармейцы не испытывали ненависти к врагам, уважали немцев за «высокую культуру» быта, выражали уверенность, что под ружье отправлены немецкие рабочие и крестьяне, которые только и ждут возможности повернуть оружие против своих командиров.

«Пришло время развеять иллюзии. Мы поняли: немцы не люди. Отныне слово «немец» для нас самое страшное проклятье. …Если ты не убил за день хотя бы одного немца, твой день пропал. Если ты думаешь, что за тебя немца убьет твой сосед, ты не понял угрозы. Если ты не убьешь немца, немец убьет тебя. …Не считай дней. Не считай верст. Считай одно: убитых тобою немцев. Убей немца! — это просит старуха-мать. Убей немца! — это молит тебя дитя. Убей немца! — это кричит родная земля. Не промахнись. Не пропусти. Убей!»

Художники Алексей Кокорекин «Бей фашистского гада», 1941 год.

Художники Николай Жуков и Виктор Климашин «Отстоим Москву», 1941 год.

Слово «фашист» стало синонимом бесчеловечной машины для убийства, бездушного монстра, насильника, хладнокровного убийцы, извращенца. Нерадостные вести с оккупированных территорий только подкрепляли этот образ. Фашистов изображают огромными, страшными и уродливыми, возвышающимися над трупами невинно убиенных, направляющими оружие в мать и дитя.

Неудивительно, что герои военных плакатов не убивают, а уничтожают такого врага, уничтожают порой голыми руками — до зубов вооруженных профессиональных убийц.

Разгром немецко-фашистских армий под Москвой обозначил начало поворот военной удачи в пользу Советского Союза.

Война оказалась затяжной, а не молниеносной. Грандиозная, не имеющая аналогов в мировой истории Сталинградская битва окончательно закрепила стратегическое превосходство за нами, были созданы условия для перехода Красной Армии в общее наступление. Массовое изгнание врага с советской территории, о котором твердили плакаты первых дней войны, стало реальностью.

Художники Николай Жуков и Виктор Климашин «Отстоим Москву», 1941 год.

Художники Николай Жуков и Виктор Климашин «Отстоим Москву», 1941 год.

После контрнаступления под Москвой и Сталинградом солдаты осознали свою силу, единство и священный характер своей миссии. Множество плакатов посвящены этим великим битвам, а также битве на Курской дуге, где враг изображается карикатурно, высмеиваются его захватнический напор, закончившийся уничтожением.

Художник Владимир Серов, 1941 год.

Художник Ираклий Тоидзе «Отстоим Кавказ», 1942 год.

Художник Виктор Дени (Денисов) «Сталинград», 1942 год.

Художник Анатолий Казанцев «Не отдавать врагу ни одной пяди нашей земли (И. Сталин)», 1943 год.

Художник Виктор Дени (Денисов) «Красной Армии метла, нечисть выметет дотла!», 1943 год.

Чудеса героизма, проявляемые гражданами в тылу, тоже находили отражение в плакатных сюжетах: одна из самых частых героинь — женщина, заменившая мужчин у станка или за рулем трактора. Плакаты напоминали, что общая победа создается и героической работой в тылу.

Художник неизвестен, 194х год.

Плакат в те времена нужен также тем, кто живет на оккупированных территориях, там содержание плакатов передают из уст в уста. По воспоминаниям ветеранов, в оккупированных районах патриоты расклеивали полотнища «Окон ТАСС» на заборах, сараях, домах, где стояли немцы. Население, лишенное советского радио, газет, узнавало правду о войне из этих неизвестно откуда появившихся листков…

«Окна ТАСС» — это агитационные политические плакаты, выпускавшиеся Телеграфным агентством Советского Союза (ТАСС) в годы Великой Отечественной войны 1941–1945. Это самобытный вид агитационно-массового искусства. Острые, доходчивые сатирические плакаты с краткими, легко запоминающимися стихотворными текстами разоблачали врагов Отечества.

«Окна ТАСС», выпускаемые с 27 июля 1941 года, были грозным идеологическим оружием, недаром министр пропаганды Геббельс заочно приговорил к смертной казни всех, кто имел отношение к их выпуску:
«Как только будет взята Москва, все, кто работал в «Окнах ТАСС», будут висеть на фонарных столбах».

В «Окнах ТАСС» работало более 130 художников и 80 поэтов. Главными художниками были Кукрыниксы, Михаил Черемных, Пётр Шухмин, Николай Радлов, Александр Дайнека и другие. Поэты: Демьян Бедный, Александр Жаров, Василий Лебедев-Кумач, Самуил Маршак, использовались стихи покойного Маяковского.

В едином патриотическом порыве в мастерской трудились люди самых разных профессий: скульпторы, художники, живописцы, театральные художники, графики, искусствоведы. Коллектив художников «Окон ТАСС» работал в три смены. За всё время войны в мастерской ни разу не гаснет свет.

Политуправление Красной Армии сделало листовки маленького формата наиболее популярных «Окон ТАСС» с текстами на немецком языке. Эти листовки забрасывали на оккупированные гитлеровцами территории, распространяли партизаны. В текстах, набранных на немецком языке, указывалось, что листовка может служить пропуском при сдаче в плен для немецких солдат и офицеров.

Образ врага перестает вселять ужас, плакаты призывают дойти до его логова и там раздавить, освободить не только свой дом, но и Европу. Героическая народная борьба — основная тема военного плаката этого этапа войны, уже в 1942 году советские художники уловили еще далекую тему победы, создавая полотна с лозунгом «Вперед! На Запад!».

Очевидным становится тот факт, что советская пропаганда куда действеннее фашистской, например, во время Сталинградской битвы Красная армия применяла оригинальные методы психологического давления на противника — передаваемый через громкоговорители монотонный стук метронома, который прерывался через каждые семь ударов комментарием на немецком языке: «Каждые семь секунд на фронте погибает один немецкий солдат». Это действовало на немецких солдат деморализующе.

Воин-защитник, воин-освободитель, — таков герой плаката 1944-1945 годов.

Враг предстает мелким и мерзким, это такая хищная гадина, которая еще может укусить, но серьезного вреда причинить уже не способна. Главное — окончательно ее уничтожить, чтобы вернуться, наконец, домой, к семье, к мирной жизни, к восстановлению разрушенных городов. Но до этого нужно освободить Европу и дать отпор империалистической Японии, которой Советский Союз, не дожидаясь нападения, сам объявил войну в 1945 году.

Художник Пётр Магнушевский «Всё ближе грозные штыки…», 1944 год.

Репродукция плаката «Красной армии грозен шаг! Будет уничтожен в логове враг!», художник Виктор Николаевич Дени, 1945 год

Репродукция плаката «Вперед! Победа близка!». 1944 год. Художник Нина Ватолина.

«Дойдем до Берлина!», «Красной армии – слава!» — ликуют плакаты. Разгром врага уже близок, время требует от художников жизнеутверждающих работ, приближая встречу освободителей с освобожденными городами и селами, с семьей.

Прототипом героя плаката «Дойдем до Берлина» стал реальный солдат — снайпер Василий Голосов. Сам Голосов с войны не вернулся, но его открытое, радостное, доброе лицо живет на плакате поныне.

Плакаты становятся выражением народной любви, гордости за страну, за народ, породивших и воспитавших таких героев. Лица солдат прекрасные, счастливые и очень усталые.

Художник Леонид Голованов «Родина, встречай героев!», 1945 год.

Художник Леонид Голованов «Красной Армии — слава!», 1945 год.

Художник Мария Нестерова-Берзина «Дождались», 1945 год.

Художник Виктор Иванов «Ты вернул нам жизнь!», 1943 год.

Художник Нина Ватолина «С Победой!», 1945 год.

Художник Виктор Климашин «Слава воину-победителю!», 1945 год.

Эволюция образа врага на плакатах – от ужасающей громадины до мелкого паразита, мешающего спокойно жить добрым людям, — отражает весь ход войны, рост силы и уверенности в своей правоте нового советского народа, которому под силу было противостоять всемирному Злу, восстановить из руин страну, а позже полететь в космос…

Официально война с Германией не закончилась в 1945 году. Приняв капитуляцию немецкого командования, Советский Союз не подписал мир с Германией, лишь 25 января 1955 года Президиум Верховного Совета СССР издал указ «О прекращении состояния войны между Советским Союзом и Германией», тем самым юридически оформив окончание боевых действий.

Плакаты Великой Отечественной войны

Великая Отечественная война длилась 1418 дней. В каждый из этих дней, в тысячах мест происходили тысячи событий. Охватить и описать все эти события практически невозможно – все они имели разное значение. Я решила собрать в подборку военные агитационные плакаты тех времен

Плакат Ватолина Н.Н. «Ты храбро воевал с врагом — войди, хозяин, в новый дом!». 1945 год

Плакат В.Дени «Красной армии метла нечисть вымела дотла!» 1945 год.

Плакат Корецкого В.Б. «Прицел у нас один — Берлин!». 1945 год.

Плакат Жукова Н.Н. «Ждем тебя, родимый». 1945 год.

Плакат Голованова Л.Ф. «Дойдем до Берлина!». 1944 год.

Плакат Иванова В.С. и Буровой О.К. «Вся надежда на тебя, красный воин!». 1943 год

Плакат Гордона М.А. «Разрушим ненавистный «новый порядок в Европе» и покараем его строителей!». 1943 год.

Плакат Корецкого В.Б. «Воин Красной Армии, спаси!». 1942 год.

Плакат В.Б.Корецкого «Наши силы неисчислимы!» 1941 год.

Плакат Жукова Н.Н. и Климашина В.С. «Отстоим Москву!». 1941 год.

Плакат В.Иванова «За Родину, за честь, за свободу!» 1941 год.

Плакат И.Тоидзе «Родина — Мать зовет». 1941 год

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди.
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Изменив вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет.
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не жалей добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: повезло.
Не понять не ждавшим, им,
Как среди огня,
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой-
Просто, ты умела ждать,
Как никто другой.
Константин Симонов, Западный фронт, июнь 1941 г.

Где трава от росы и от крови сырая,
где зрачки пулеметов свирепо глядят,
в полный рост над окопом переднего края
поднялся победитель солдат.
Сердце билось о ребра прерывисто, часто.
Тишина — Тишина- Не во сне, наяву.
И сказал пехотинец: — Отмаялись! Баста!
И приметил фиалку во рву.
И в душе, тосковавшей по свету и ласке,
ожил радости прежней певучий поток.
И нагнулся солдат, и к простреленной каске
Осторожно приладил цветок.
Снова ожили в памяти были живые
Подмосковье под снегом, в огне Сталинград.
За четыре немыслимых года впервые,
Как ребенок, заплакал солдат.
Так стоял пехотинец, смеясь и рыдая,
сапогом попирая колючий плетень.
За плечами пылала заря молодая,
предвещая солнечный день.

Алексей Сурков

«Водрузим над Берлином знамя победы». Художник — В.С. Иванов 1945.

Плакаты Великой Отечественной Войны

В период войны плакат был самым доступным видом изобразительного искусства. Ёмкий и четкий, он отображал всю суть сразу.

Плакаты укрепляли боевой дух солдат. Взывали к совести и чести, мужеству и храбрости. И спустя долгие годы людям, далеким от войны, при взгляде на изображение не приходится долго размышлять над смыслом нарисованного.

Особой популярностью пользовались так называемые Окна ТАСС. Это плакаты, которые тиражировались вручную путем перенесения изображения с помощью трафаретов, и были направлены на поднятие боевого духа солдат, совершение трудовых подвигов населением. Такой вид агитации позволял мгновенно реагировать на происходящие события. Изображения получались более красочными по сравнению с печатными плакатами. При работе с Окнами использовались контрастные цвета, краткие острые фразы, которые «разили, как снаряды».

В плакатном искусстве Великой Отечественной войны прослеживалось несколько популярных мотивов.

Первый мотив — До последнего патрона! Призывают стоять на смерть, беречь патроны, стрелять точно в цель. Поскольку доподлинно известно, что металл для оружий доставался очень большим трудом тружеников тыла. Чаще всего центральной фигурой на таких плакатах — была личность бойца, черты лица которого врезались в память надолго.

Другим популярным был призыв «В атаку!». На плакатах с этим мотивом была изображена военная техника — танк Т-35, самолеты, Пе-2. Иногда изображались легендарные герой, полководцы прошлых лет или богатыри.

Также распространенным был мотивом о бойце, побеждающем неприятеля в рукопашном бою. На этих плакатах солдат Красной армии изображался красным, а фашист — серым или черным.

Широко известно использование карикатуры в плакатах. Порою высмеивались не только сам враг, но и разрушительность, бесчеловечность его действий. Примечательно, что художники, работавшие над изображением, всегда очень точно подмечали характер, повадки, жесты, отличительные черты изображаемых персонажей. Для такого тонкого воздействия на души людей посредством плаката требовалась не только долгая кропотливая работа по изучению немецкой кинохроники, фотографий Гитлера, Геббельса, Геринга, Гиммлера и других, но и мастерство психолога.

Не менее популярным был мотив Смерть детоубийцам. На таких плакатах обычно изображались страдания, либо смерть детей, звучали призывы о помощи и защите.

Мотив Не болтай! призывал к бдительности местное население.

Все для фронта, все для победы!Звучал призыв к населению на сбор металлолома, работать без прогулов, собирать урожай до последнего зернышка, приближать победу с каждым ударом молота.

В отношении плакатов, картин и изображений лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать их описание. Предлагаем Вашему вниманию наиболее известные плакаты времен Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.

Плакаты Великой Отечественной Войны 1941-1945 г.г.

Текст на плакате: Покорение мира! Кабала народам! — Фашистская ставка. Красноармейская поправка!

Художник, год: Виктор Дени (Денисов), 1943 год

Главный мотив: карикатура

Краткое пояснение: высмеивалось чрезмерная самоуверенность Гитлера. У бойцов Красной армии старались убрать страх перед врагом, изображая Гитлера смешным и нелепым.

Текст на плакате: Отомсти!

Художник, год: Шмаринов Д., 1942 год

Главный мотив: Смерть детоубийцам

Краткое пояснение: Плакат поднимает тему страданий советских граждан на оккупированных территориях. На плакате во весь рост изображена женщина, держащая на руках убитую дочь. Страдание и горе этой женщины молчаливое, но такое трогательное. На заднем плане плаката зарево от пожарища. Одно слово «Отомсти» подымает бурю негодования и злобы к фашистским варварам.

Текст на плакате: Папа, убей немца!

Художник, год: Нестерова Н., 1942 год

Главный мотив: Смерть детоубийцам

Краткое пояснение:Плакат отображал страдания народа на оккупированных территориях. Вызывал лютую ненависть к врагу, посягнувшему на самое святое — женщин и детей. В основу лозунга на плакате была положена фраза из стихотворения Константина Симонова «Убей его!»

Текст на плакате: Бей так: что ни снаряд, то танк!

Художник, год: В.Б. Корецкий, 1943 год

Главный мотив: До последнего патрона!

Краткое пояснение: Плакат призывает солдат совершенствовать своё боевое мастерство.

Текст на плакате: Боец, оказавшийся в окружении, борись до последней капли крови!

Художник, год: А.Д. Кокош, 1941 год

Главный мотив: Боец, побеждающий неприятеля в рукопашном бою

Краткое пояснение: Призывали стоять на смерть, биться из последних сил.

Текст на плакате: Смерть немецко-фашистским захватчикам!

Художник, год: Н.М.Аввакумов, 1944 год

Главный мотив: В атаку!

Краткое пояснение: Плакат звал бойцов самоотверженно идти в бой, в атаку. На заднем плане изображены танки и самолеты, которые стремительно рвутся в бой против врагов. Это своеобразный символ того, что все силы сосредоточены в борьбе с немцами, что за советским солдатом в бой идет вся военная техника, внушая страх фашистам и уверенность советским бойцам.

Текст на плакате: Так выглядит теперь немецкий зверь! Чтоб нам дышать и жить — зверя добить! (на барабане — молниеносная война, за поясом — истребление славян, на флаге — тотальная мобилизация)

Художник, год:Виктор Дени (Денисов), 1943 год

Главный мотив: Карикатура

Краткое пояснение: Художник в карикатурной форме изображает оборванного, истерзанного немца-зверя. У побитого немца видны все его лозунги, с которыми он так самонадеянно напал на Россию. Автор, выставив немца смешным и жалким, попытался добавить храбрости и снять страх у солдат.

Текст на плакате: На Москву! Хох! От Москвы: ох!

Художник, год: Виктор Дени (Денисов), 1942

Главный мотив: Карикатура

Краткое пояснение: Плакат посвящен Великой битве за Москву и провалу плана молниеносной войны (Блицкриг).

Текст на плакате: Родина-мать зовет! (Текст военной присяги)

Художник, год: И. Тоидзе, 1941 год

Главный мотив: В атаку!

Краткое пояснение:Художник располагает на плоскости листа целостный монолитный силуэт, использует сочетание всего двух цветов – красного и черного. Благодаря низко взятому горизонту плакату придана монументальность. Но основная сила воздействия этого плаката заключена в психологическом содержании самого образа — в выражении взволнованного лица простой женщины, в ее призывающем жесте.

Текст на плакате: Не болтай! Будь на чеку, в такие дни подслушивают стены. Недалеко от болтовни и сплетни до измены.

Художник, год: Ватолина Н., Денисов Н., 1941 год

Главный мотив: Не болтай!

Краткое пояснение: Перед самым началом Великой Отечественной войны и в её годы на территории Советского Союза, особенно в приграничных регионах, действовало множество диверсионных групп и шпионов Германии. Эти группы осуществляли различные диверсионные действия — нарушения и обрывы линий электропередач и связи, уничтожение важных военных и гражданских объектов, нарушение водоснабжения в городах и разрушения деревянных мостов, а также убийства военных и партийных работников и технических специалистов. В эти дни встала задача довести до сведения населения необходимость соблюдать осторожность и бдительность в разговорах и общении, особенно с незнакомыми.

Текст на плакате: Товарищ! Помни, что хорошо и тепло одетый боец будет еще сильнее разить врага.

Художник, год: А. и В. Кокорекины, 1942 год

Главный мотив: Все для фронта, все для победы

Краткое пояснение: Плакат призывает мобилизовать все средства населения и отдать все самое необходимое солдатам, которые сражаются за Родину.

Текст на плакате: Красной Армии грозен шаг! Будет уничтожен в логове враг! Покорение мира. Рабство народам. Фашизм. Гитлер, Геринг, Геббельс, Гимлер.

Художник, год: Виктор Дени (Денисов), 1945 год

Главный мотив: В атаку! Карикатура.

Краткое пояснение: Плакат заставляет задуматься над злодеяниями немецкого фашизма против человечности.

Текст на плакате: Победа будет в той стране, где женщина с мужчиной наравне. Товарищ женщина! Твой сын на фронте бьется, как герой. И дочь идет в дружину РоККа. А ты крепи наш тыл: траншею глубже рой, иди к станку. И трактор своей веди взамен водителей, теперь ведущих танки. Вы, сестры-женщины! Вы, матери-гражданки! Берите лом, лопату, руль, резец! По настоящему поймите, наконец, чем крепче тыл — тем тверже армий шаг, и тем скорей погибнет враг!

Художник, год: И. Астапов, И. Холодов, 1941 год

Главный мотив: Все для фронта, все для победы!

Краткое пояснение: Плакат несет политическую окраску на превосходство общества, где равны мужчины и женщины, особенно во время войны, когда мужчины воюют на фронтах, женщины обеспечивают надежность тыла.

Текст на плакате: Кровь за кровь, смерть за смерть!

Художник, год: Алексей Ситтаро, 1942 год

Главный мотив: Смерть детоубийцам; В атаку!

Краткое пояснение: Плакат направлен на внушение неизбежности победы над врагом и полного его изгнания из советской земли.

Текст на плакате: Бей насмерть!

Художник, год: Николай Жуков, 1942 год

Главный мотив: До последнего патрона!

Краткое пояснение: Обращение к воинам Красной Армии крепче бить врага ради спасения матерей, детей и Родины. Плакат призван поднимать боевой дух солдатам.

Текст на плакате: Воин Красной Армии, спаси!

Художник, год: Виктор Корецкий, 1942 год

Главный мотив:Смерть детоубийцам

Краткое пояснение: Плакат вызывал у бойцов ненависть к врагу. Драматическая сила этого плаката поражает и по сей день. Наиболее тяжелый для русского народа этап войны нашел отражение в работе Корецкого. Древний мотив — мать с ребенком на руках – получает в плакате совсем другую интерпретацию, нежели мы привыкли видеть в картинах мастеров прошлого. В данной работе нет идиллических черт, сердечности и теплоты, которые обычно присутствуют в сценах с матерью и ребенком, здесь мать изображается защищающей своего ребенка от опасности. С одной стороны, в плакате мы видим неравное столкновение двух сил: холодное, кровавое оружие с одной стороны, и две беззащитные человеческие фигуры – с другой. Но вместе с тем, плакат не производит угнетающего впечатления, благодаря тому, что Корецкий смог показать силу и глубокую правоту советской женщины, не смотря на то, что в руках ее нет оружия, она символизирует силу и дух русского народа, который не склонится перед агрессором. Своим протестом против насилия и смерти плакат возвещает грядущую победу. При помощи простых средств работа Корецкого внушает силу и уверенность, становится одновременно и призывом, и просьбой, и приказом; так выражены в нем нависшая над людьми опасность и никогда не покидающая их надежда.

Текст на плакате:Нет такой силы, которая поработила бы нас. Кузьма Минин. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков! И. Сталин.

Художник, год: В. Иванов, О. Бурова, 1942 год

Главный мотив: В атаку!

Краткое пояснение: На плакате присутствует второй символический план, изображающий освобождение Кузьмой Мининым Родину от интервентов. Таким образом даже великие герои прошлого зовут солдат бороться и сражаться за свою Родину.

Текст на плакате: Боевое меню врагу к каждому дню. Начинается по-русски угощение с закуски. Пирожки отличные с начинкою различною…Затем- супов немножко борщ флотский и окрошка. На второе битки по-казацки и шашлык по-кавказски и на сладкое — кисель.

Художник, год: Н. Муратов, 1941 год

Главный мотив: Карикатура

Краткое пояснение: Плакат выполнен в сатирическом стиле и усиливает уверенность в победе советского народа над врагом.

Текст на плакате: Враг коварен — будь на чеку!

Художник, год: В. Иванов, О. Бурова, 1945 год

Главный мотив: Не болтай

Краткое пояснение: Плакат призывает к бдительности население и солдат. Сюжет плаката напоминает, что под добродетелью может скрываться фашистский преступник.

Текст на плакате: Окно ТАСС № 613 Немец к Волге шел напиться — по зубам огрели фрица,

наутек пришлось пуститься,- ноет бок, болит спина. Видно, волжская водица для фашиста не годится, холодна она для фрица, солона!

Художник, год: П. Саркисян

Главный мотив: Карикатура

Leave a Comment