Платформа Приразломная На Карте

поделиться новостью

Платформа «Приразломная» обойдется почти в 3 млрд. долларов

26.11.08 09:37

Проект освоения Приразломного месторождения на шельфе Печорского моря может подорожать. Стоимость добычной ледостойкой платформы «Приразломная», которая уже десять лет строится на «Севмаше», выросла почти на 1 млрд долл.

По данным источника РБК daily на заводе, последняя смета ее сооружения с учетом проектных работ составила 79,4 млрд руб. (включая НДС). Еще в июле заместитель председателя правления «Газпрома» Валерий Голубев сообщал, что газовая монополия инвестирует в сооружение «Приразломной» более 55 млрд руб.

Один Мой День с вахтовиками-нефтяниками в Арктике

Специалисты «Севморнефтегаза» уверяют, что месторождение будет введено в эксплуатацию в утвержденные ранее сроки, несмотря на текущую рыночную конъюнктуру.
Приразломное нефтяное месторождение планируется ввести в строй в 2011 году, ледостойкая платформа для добычи нефти на нем должна сойти с верфей «Севмаша» в 2010 году. Она позволит добывать, хранить и отгружать топливо с месторождения. Извлекаемые запасы Приразломного составляют 83,2 млн т нефти, период его разработки — 25 лет. Толщина льда в районе добычи — 1,6 м. Первоначально ввод Приразломного, финансирование работ по которому было начало еще в 1994 году, был запланирован на 2004 год. Однако сроки неоднократно переносились из-за задержки со строительством платформы.
Как рассказал РБК daily источник на «Севмаше», за последнее время стоимость сооружения платформы «Приразломная» существенно выросла. По его данным, смета ее строительства с учетом затрат на проектные работы составляет 79,39 млрд руб. (включая НДС). При этом он оценил стоимость проектных работ в составе строительства в 7—8% от суммы. Cобеседник не уточнил, входит в эту смету только объем «Севмаша» либо учтены также затраты на строительство жилого блока платформы на Выборгском судостроительном заводе.
Источник, близкий к «дочке» «Газпрома» — «Севморнефтегазу», владельцу лицензии на Приразломное, слышал, что стоимость проекта оценивается в сумму от 3 млрд долл. По его словам, это только деньги на платформу, без учета эксплуатационных затрат по обустройству месторождения, организации транспортировки неф­ти, использованию ледоколов и т.д. Сейчас производится пересчет экономической составляющей проекта с учетом новых показателей как по смете инфраструктуры, так и с учетом конъюнктуры нефтяных цен.
Другой собеседник РБК daily, менеджер «Севморнефтегаза», уверяет, что даже при низких ценах на нефть добывать топливо на Приразломном будет рентабельно. По его словам, в период подготовки СРП по Приразломному месторождению в 2002 году расчетная цена на нефть, при которой проект считался экономически обоснованным, закладывалась на уровне 17—21 долл. за баррель. Однако тогда строительство платформы оценивалось в 1,6 млрд долл. «Если мы сейчас притормозим процесс строительства платформы из-за кризиса, то потом проект уже не запустим. При такой ее цене капитальные вложения на начальном периоде и так сильно скажутся на рентабельности проекта, не менее, чем цены на топливо на мировых рынках», — считает собеседник. Он уверяет, что финансирование по проекту на будущий год от «Газпрома» полностью предоставлено и почвы для слухов о переносе сроков начала добычи на Приразломном нет.
По мнению аналитика ИК «Тройка Диалог» Валерия Нестерова, рентабельность освоения Приразломного может существенно снизиться на фоне падения нефтяных цен, учитывая, что помимо расходов на платформу добыча нефти на Приразломном требует применения дорогостоящих технологий по разработке и транспортировке нефти в условиях арктических льдов. Однако ситуация с ценообразованием на топливных рынках к 2011 году может улучшиться. Кроме того, на Приразломном удастся апробировать технологии, которые затем массово можно будет начать применять для освоения других участков арктического шельфа, когда в этом будет необходимость для России.

Читать все статьи раздела Аналитика

Арктические льды основательно сдавили прочный корпус морской стационарной ледостойкой платформы «Приразломная». Ветер возрастал. Арктика демонстрировала людям в очередной раз свой суровый и очень переменчивый нрав. Начальник платформы посетил кают-компанию, где после вахты расположилась на отдых вторая смена. Снаружи свирепствовала арктическая пурга, а здесь, внутри, за прочными стенами «Приразломной», царствовали уют и тепло. – Как там дела, шеф? – спросил начальника молодой веселый рабочий.

Платформа «Приразломная»: освоение Арктического шельфа России началось!

– Есть ли какие новости с большой земли? Все, кто отдыхал в этот момент в кают-компании, повернулись к начальнику. – Сегодня я вас порадую только хорошими новостями, – улыбнулся этот суровый в обычной обстановке человек, всю жизнь посвятивший морским платформам. – С «Арктической» сообщили, что в Карском море разведали еще одно большое нефтяное месторождение. Из Мурманска вышел ледокол с новой сменой для нас и оборудованием. Придут по плану. Синоптики на завтра обещают хорошую погоду. Будем любоваться северным сиянием…

Пока что это рассказ. Но возможно, что уже в ближайшем будущем именно так и будут развиваться события на арктическом шельфе России. Во всяком случае, первые шаги в этом направлении уже сделаны. На северодвинском заводе Севмаш построена и доставлена на месторождение «Приразломное», находящееся в Печорском море, ледостойкая платформа под тем же именем. На «Звездочке» состоялись ходовые испытания плавучей буровой установки «Арктическая». Опыт в строительстве подобной техники для нефтегазовой сферы у северодвинских предприятий уже имеется, и они готовы продолжать такие работы.

Люди строят в море города и острова

Первую морскую нефтедобывающую платформу построила компания Superior Oil (США) в 1938 году. Кстати, именно в этом году в Советском Союзе основали город Молотовск (сейчас — Северодвинск). Через 73 года именно здесь, на заводе Севмаш, была возведена первая российская ледостойкая платформа «Приразломная», которую планируют эксплуатировать в экстремальных арктических климатических условиях.

Современные морские платформы предназначены для эксплуатации в условиях сурового климата в течение круглого года. Они успешно противостоят ледовой нагрузке, напору волн, даже могут выдерживать землетрясения. Сами платформы производят буровые работы, занимаются добычей и обработкой углеводородов. По существу, это автономный полностью автоматизированный производственный комплекс со своей инфраструктурой и флотилией, в которую входят корабли обеспечения. Жилищные условия таких платформ отличаются комфортабельностью. Здесь присутствуют практически все блага цивилизации, от сауны и кинозала до Интернета и современных спортзалов. Наверное, именно поэтому «Приразломную» прозвали плавучим городом, а небольшую «Арктическую» – плавучим островом.

Платформа «Арктическая» готовится в разведку

Плавучая самоподъемная буровая установка «Арктическая» разработана для бурения эксплуатационных и разведочных скважин на газ и нефть на шельфе Арктических и не только морей. Ее судьба не простая. Строительство началось еще в 1996 году. Но по причине кризиса «Газпром», а именно он был главным инвестором, приостановил финансирование. За несколько лет проект «Арктической» успел устареть. Поэтому в 2003 году было решено скорректировать проект в соответствии с современными техническими требованиями. Платформу модернизировали, сейчас она в состоянии вести разведку на глубинах не тридцать метров, как раньше, а порядка 100 метров. При этом глубина скважин может достигать отметки 6.5 километров. «Арктическая» — это первая разведочная морская буровая установка, предназначенная работать в тяжелых северных условиях. Это единственная платформа, которая может работать при внешней температуре до минус 30 градусов. Она должна бурить скважины в акватории Карского моря. Но может работать практически на любом шельфе мира. Кстати, строили «Арктическую» не на воде, а в цехах завода «Звездочка». Такую работу в России раньше не выполняли.

Отец «Приразломной»

Отцом МЛСП Приразломная по праву считается академик Велихов.

– Евгений Павлович хорошо понимал, что запасы нефти на материке заканчиваются и нужно начинать освоение шельфовых месторождений Арктики, – вспоминает Валерий Бородин, заместитель гендиректора завода Севмаш. – А в это время оборонные предприятия города как раз освобождались от больших объемов государственного оборонного заказа, таким образом, мощности оказались совершенно свободными, а их нужно было как-то загружать. Поэтому Евгений Павлович и предложил создать компанию, которая будет заниматься освоением российского шельфа. Вот так и начались действия по разработке проекта и по консолидации всех его участников. Как показывает история, направление было выбрано правильно, но путь был непростым.

– Платформа заложена в 1995 году. С чем связано, что строительство растянулось на целых 15 лет?

– Объемы финансирования в те времена, даже с привлечением иностранных инвестиций, не позволяли работать точно по плану. Проект получил стимул к развитию через шесть лет, в 2001 году, после заключения соглашения, предусматривающего сотрудничество между компаниями «Газпром» и «Роснефть» по освоению Приразломного месторождения. Для реализации этого проекта для строительства морской платформы создали компанию «Севмонефтегаз». Между ней и Севмашем заключили договор на производство опорного основания платформы, а позднее всей МЛСП Приразломная. И только после этого события в цехах завода развернулось масштабное строительство блоков и секций кессона.

– Накатка верхнего строения и строительство кессона потребовали принятия довольно смелых конструктивных решений. Как осуществлялась это работа?

– Мы построили 4 суперблока за 2 года. Каждый суперблок по размерам и массе примерно соответствует самой большой в мире АПЛ «Акула». Но после завершения строительства нам предстояла еще более сложная задача – соединить их в единое целое. Нужно было обеспечить надежность сооружения, поскольку платформе предстояла 25-летняя эксплуатация, причем в сильно экстремальных условиях.

Мы постоянно искали пути, как и что делать. Заказчик посоветовал использовать водолазов, которые занимаются сваркой под водой. Идея показалась нам неосуществимой, поскольку сварка под водой не давала необходимых прочностных характеристик. Но желание решить данный вопрос было превалирующим. Совместно с компанией «ИнтерАква» мы разработали специальное устройство, обеспечивающее выполнение такой работы, причем безаварийно, в быстрые сроки и с минимальными затратами. В итоге под водой выполнили свыше 15 километров сварных швов.

После этого на опорном основании сформировали промежуточную палубу, а саму платформу поставили на дно глубокого котлована для накатки верхнего строения и вспомогательного модуля. Процесс накатки подобных сооружений на плаву по уникальной технологии Севмаша выполнялся впервые.

– Какие другие моменты строительства можете отметить?

– Стоит остановиться и на этапе проектировании платформы. Это, безусловно, была большая проблема. Достаточно сказать, что проект кардинально менялся 5 раз. Значительной перекройке подвергалась архитектура платформы, ее системы и комплексы. И только в 2009 году, после выполнения многочисленных изменений, был утвержден технический проект, который и определил нынешний облик платформы. После этого мы сумели увеличить темпы строительства, приобрести оборудование, довести количество рабочих до 3 тысяч человек. За год была смонтирована буровая вышка, а также основное технологическое оборудование, был установлен жилой модуль, отгрузочные устройства и краны, сформирована вертолетная площадка, была выполнена окраску внутренних помещений и их изоляция, установлены оборудование, механизмы, аппаратура.

Нефтяные моря России

26 августа этого года платформу установили непосредственно на месторождение «Приразломное», находящееся в Печорском море. В районе базирования постоянно проводится экологический мониторинг. В настоящее время получены все экологические заключения международных и российских организаций, которые подтверждают экологическую безопасность платформы «Приразломной». Согласно нормативам срок эксплуатации МЛСП Приразломная — 25 лет. Но большинство экспертов считает, что конструкция основания – кессона со стенками толщиной 5 метров – настолько прочны, что могут обеспечить эксплуатацию сооружения в течение гораздо большего времени.

Ледостойкая платформа в состоянии вести буровые работы и эксплуатировать около 40 скважин, может вести добычу, хранение и последующую отгрузку нефти на танкеры, самостоятельно вырабатывать электроэнергию. По своей сути — это многофункциональный комплекс, который обеспечивает выполнение всех операций по разработке углеводородного месторождения, запасы нефти которого составляют порядка 46 миллионов тонн. Заметьте, все это — в условиях повышенных ледовых нагрузок, в тяжелых климатических условиях при температурах воздуха до минус 50 градусов.

Арктика нам близка

Роман Троценко, президент Объединенной судостроительной корпорации, сообщил на пресс-конференции: «В общих планах отечественных компаний для освоения континентального шельфа только на ближайшие десять лет предусмотрено возведение более 20 платформ, около 100 судов и плавсредств для обеспечения проводимых на шельфе работ, и не менее 30 газовозов. Запланированное РФ начало коммерческого использования Севморпути еще больше увеличивает спрос на подобные арктические суда. По решению нашего правительства предприятия ОСК являются основными судовыми исполнителями этой поистине гигантской программы». Северодвинский оборонный уже показал, что готов хоть сегодня строить высокотехнологичные масштабные сооружения для морской добычи газа и нефти. Создание техники для освоения арктических шельфовых месторождений является приоритетным направлением в выпуске продукции для «Звездочки» и Севмаша. В ходе строительства платформ на этих предприятиях провели модернизацию корпусосварочного, стапельного и корпусообрабатывающего и производства. На Севмаше установлено также современное сборочно-сварочное, газорезательное и окрасочное оборудование, оборудованы всем необходимым достроечные набережные, выполнено углубление морского канала Северодвинска и заводской акватории, укреплена подошва наливного бассейна. Интеграция в российскую нефтегазовую индустрию обусловлена также выгодным географическим положением наших предприятий: имеется прямой выход в Белое море, а также близость к углеводородным месторождениям Арктики.

До будущего рукой подать

Начальники платформ «Арктической» и «Приразломной» посредством Интернет обменивались новостями. В ясном небе над «Приразломной» сияли сполохи северного сияния. В нескольких часах от платформы к ним пробивался ледокол с очередной сменой, оборудованием и запасами еды. На «Арктической» платформе вели разведку большого месторождения нефти.

Всё это обязательно будет завтра. Но первый шаг в будущее сделан сегодня.

Приразломная (нефтяная платформа)

Приразломное месторождение

Платформа предназначена для освоения Приразломного нефтяного месторождения, расположенного  в арктических условиях в Печорском море, на расстоянии около 60 км от материка. Платформа обеспечит круглогодичное эксплуатационное бурение на нефть вертикальным и горизонтальными методами, добычу нефти и подготовку ее для транспортировки танкерами.

Платформа состоит из опорного кессона гравитационного типа, промежуточной палубы и верхнего строения. Кессон представляет собой стальное основание, которое служит опорой для промежуточной палубы, и верхнего строения, включающее в себя оборудование и комплексы для добычи и переработки нефти.

План кессона является квадратным по форме. По высоте боковые стороны его наклонные, углы скошенные. Габариты основания кессона составляют 126м х 126м (отметка высоты +0,0), уменьшаясь в верхней части до 102м х 102м (отметка высоты +24.3). Стена по периметру верхней части кессона до отметки высоты +40,5 служит защитой от морских волн и ледовых полей и конструктивно выполнены в виде волнового и ледового дефлекторов.

Внутренний объем кессона разделен на 16 емкостей поперечными и продольными коффердамами. Эти емкости являются резервуарами для хранения нефти (номинальной вместимостью 136000 м3), а также помещениями, в которых размещены кингстонные коробки и зоны устьев скважин. Для защиты от коррозии наружная обшивка кессона в зоне воздействия льда изготавливается из стали, плакированной нержавеющим слоем.

Верхние строения имеют оборудование и комплексы для бурения и эксплуатации скважин, добычи нефти, подготовки и отгрузки добываемой нефти, энергообеспечения всех видов производства. На верхнем строении размещен жилой модуль для размещения персонала, вспомогательный модуль для размещения вентиляционного и электротехнического оборудования, два палубных крана, системы спасения экипажа в аварийной ситуации, системы связи, аэронавигационный комплекс, вертолетная площадка

Металлоконструкции верхнего строения сформированы их модернизированного верхнего строения платформы «Hutton». Промежуточная палуба представляет собой дополнительный уровень между кессоном и верхним строением. Во внутренних объемах ее сформированы цистерны для питьевой воды, дизельного топлива и различных буровых жидкостей.
МЛСП оснащена современной комплексной системой управления и безопасности, основная часть производственных процессов на платформе осуществляется автоматически. На платформе установлены автоматизированные дистанционные устройства отгрузки нефти на танкера.

Главные размерения:
Длина — 139 м
Ширина — 144 м
Высота — 141 м
Масса — 117000 т (без твердого баласта)  и 247000т (с твердым баластом) Количество скважин – 40 
Вместимость нефтехранилищ — 124000 м3                                                          
Объем нефтедобычи — 21000 м3 в день                                                            
Персонал — 200 человек                                                                         
Период автономности — 60 дней
Расчетный срок службы — 25 лет

Фотографии МЛСП "Приразломная" смотрите в разделе Фотогалерея

Leave a Comment