Площадь в Петербурге

С чего все начиналось…

В первые годы XVIII столетия в городе была заложена крепость-верфь, окруженная валами. Также вокруг крепости был вырыт ров, перед которым находилось свободное от какой-либо застройки пространство. Размеры его были огромны. Это пространство было необходимо в целях обороны: в случае нападения неприятеля на крепость со стороны суши оно помогло бы артиллеристам отразить атаку.

Но спустя короткое время после того, как крепость была достроена, она лишилась своего военного значения. А вместе с ней его лишилось и открытое пространство, расположенное за рвом. На этой пустующей территории стали складировать пиломатериалы, необходимые для различных строительных работ. Также там хранились якоря больших размеров и другие припасы, связанные с кораблестроением. Часть территории занимал рынок. К тому времени пространство, когда-то имевшее оборонное значение, заросло травой и стало настоящим лугом. Прошло еще несколько лет и территория снова изменилась: через нее тремя лучами прошли новые улицы. Они разделили территорию на несколько частей.

Затем наступил новый период истории будущей знаменитой площади. В это время она использовалась как место для народных гуляний. Над ней сверкали фейерверки, на ней били фонтаны, в которых вместо воды было вино.

В 40-е годы XVIII века вышло царское повеление, согласно ему на будущей площади (которая в то время еще была лугом) следовало посеять овес. Позже на лугу пасся придворный скот. Иногда здесь проходили строевые учения солдат. В тот период времени достраивался и перестраивался Зимний дворец, а открытое пространство перед ним нередко использовалось для строительных целей.

В середине 60-х годов XVIII века на этом пространстве состоялся своеобразный рыцарский турнир. Это был грандиозный праздник, специально для которого соорудили из дерева временный круглый театр без крыши. Одеяния участников праздника поражали роскошью.

От луга к плацу

В конце 70-х годов XVIII века по велению императрицы начат процесс преобразования площади. Был проведен конкурс проектов, после объявления победителя начались строительные работы. В конце столетия площадь выглядела так: огромное пространство было окружено домами с трех сторон и, согласно свидетельствам современников, напоминало амфитеатр.

В начале XIX века архитектор Антон Модюи предложил план перепланировки площади. Именно на этом плане площадь впервые приобретает те очертания, которые сейчас так хорошо нам знакомы. В первой половине XIX века облик площади постепенно меняется, трансформируется. В 30-е годы в ее центре была возведена знаменитая колонна. В начале XX века (также, как и XIX веке) на площади часто проходили военные парады и смотры.

Одной из самых мрачных страниц в истории площади стало событие, названное в последствии «Кровавым воскресеньем». На площади состоялся разгон шествия рабочих, которые несли царю петицию с экономическими и политическими требованиями. Во время разгона этой демонстрации погибли сотни людей: против безоружных демонстрантов было применено огнестрельное оружие.

В первые годы XX века все здания на площади были окрашены в кирпично-красный цвет, который как бы стал предвестником событий 1917 года. В 40-е годы XX века зданиям был возвращен первоначальный облик: их стены перекрасили в светлые тона. Вскоре после революционных событий на площади был установлен памятник литератору и философу Александру Радищеву. Бюст был изготовлен из гипса. Простояв примерно полгода, он был опрокинут порывом сильного ветра и с тех пор не восстанавливался.

В советское время на площади проходили парады и праздничные демонстрации. В первые послереволюционные годы на этой территории устраивались масштабные театрализованные представления на революционную тематику. В начале 30-х годов площадь была реконструирована: удалена брусчатка, пространство заасфальтировано; гранитные столбики, окружавшие знаменитую колонну, также удалены. В 40-е годы рассматривалась идея переноса колонны и устройства на площади аэродрома. Но этот план не был воплощен в жизнь. В 70-е годы на площади вновь были проведены реконструктивные работы. Асфальт заменили брусчаткой. На углах площади были установлены фонари.

Архитектурный ансамбль площади

Расскажем подробнее о тех исторических и архитектурных достопримечательностях, которые составляют ансамбль главной площади Санкт-Петербурга:

— Александровская колонна была воздвигнута в память о победе русских войск над армией Наполеона. Автор этого величественного сооружения в стиле ампир — архитектор Анри Луи Огюст Рикар де Монферран. Разработанный им проект колонны был утвержден императором в конце 20-х годов XIX века, а в середине 30-х годов состоялось торжественное открытие монумента. Колонна изготовлена из розового гранита в одной из каменоломен, находившихся недалеко от Санкт-Петербурга. Транспортировка колонны в город стала сложной задачей. Для этой цели даже была построена специальная баржа. Сегодня колонна является одной из главных достопримечательностей города. Иногда, вспоминая знаменитое стихотворение классика русской поэзии, ее называют «Александрийским столпом», но это ошибочное название.

— Зимний дворец — еще одна важная часть ансамбля площади. Он был построен в середине XVIII столетия. Автор проекта — Бартоломео Франческо Растрелли. Дворец выстроен в соответствии с канонами елизаветинского барокко (фасады и помещения отличаются пышной отделкой). Первоначально здание являлось резиденцией российских правителей, где они проводили зимние месяцы. Во второй половине 30-х годов XIX века во дворце случился страшный пожар, который не могли потушить в течение нескольких дней. Имущество, спасенное из дворца, было сложено вокруг знаменитой колонны. В конце 30-х годов XIX века дворец был восстановлен. В советское время в здании размещены экспозиции Государственного Эрмитажа.

— В восточной части площади находится здание бывшего Штаба гвардейских войск. Автор проекта — художник и архитектор Александр Брюллов. Здание выстроено в соответствии с канонами позднеклассического стиля. Благодаря изяществу и строгости оно идеально вписалось в архитектурный ансамбль, что было очень непросто: с одной стороны от Штаба находится дворец в стиле барокко, с другой — здание в стиле ампир. Штаб был построен примерно за шесть лет: строительные работы были начаты во второй половине 30-х годов XIX века и завершены в начале 40-х годов. За несколько лет до разработки проекта и строительства здания существовала идея постройки на этом месте театра. Эта идея так и не была воплощена в жизнь.

— С южной стороны площади высится здание Главного штаба. Оно было возведено в начале XIX столетия. Автор проекта — архитектор Карл Росси. Три корпуса здания образуют дугу, длина которой — пятьсот восемьдесят метров. Корпуса соединяет триумфальная арка. Она увенчана скульптурной группой, изображающей колесницу Славы. Архитекторами этой группы являются Василий Демут-Малиновский и Степан Пименов. В дореволюционное время в корпусах здания располагался не только Главный штаб, но также три министерства. В первые послереволюционные годы в здании разместился Народный комиссариат по иностранным делам РСФСР. Позже здесь находилось обычное отделение милиции. В настоящее время здесь размещен Штаб Западного военного округа, занимающий часть здания. Крыло, расположенное с восточной стороны, передано в начале 90-х годов XX века Государственному Эрмитажу.

Дворцовая площадь (Москва)

Достопримечательность

Дворцовая площадь


Вид со стороны Оружейной палаты

55°44′59″ с. ш. 37°36′51″ в. д.HGЯOL

Страна

  • Россия

Местоположение

Москва

Дворцовая площадь на Викискладе

Дворцовая площадь (ранее — Императорская площадь) — площадь в юго-западной части Московского Кремля, располагается на мысе Боровицкого холма, между Оружейной палатой, Апартаментами великих князей (Детская половина Большого Кремлёвского дворца), которые продолжают линию фасада Потешного дворца, и основным зданием Большого Кремлёвского дворца. Закрыта для посещения туристами.

Первоначально на этом месте располагался Государев двор с многочисленными теремами и другими постройками, продолжавшийся до Соборной площади. Во 2-й пол. XVIII—XIX вв. в рамках реконструкции Кремля российскими императорами они были снесены или перестроены, благодаря чему возникла Дворцовая площадь.

«В XIX веке был создан ансамбль последней, пятой по счёту площади Кремля, получившей название Дворцовой или Императорской. Это произошло после того, как в 1838—1850 годах на месте разобранного древнего великокняжеского дворца Ивана III и возведенного на его основании в XVIII веке дворца императрицы Елизаветы Петровны, архитектор К. А. Тон возвел корпуса нового императорского дворца. Дворцовый комплекс, получивший в дальнейшем название „Большой Кремлёвский дворец“, помимо новых зданий, включил часть сохранившихся сооружений конца XV-XVII веков. После постройки в 1851 году нового здания музея Оружейной палаты и примыкающего к ней с севера здания Апартаментов, соединенного воздушным переходом с дворцовым комплексом, образовался единый ансамбль Большого Кремлёвского дворца» (Официальный сайт Музеев Московского Кремля).

Первоначально площадь была открыта в сторону Москвы-реки и имела вид на Боровицкую улицу. Но с постройкой в 1851 году здания Оружейной палаты и Апартаментов, которые соединили воздушным переходом с главным зданием Кремлёвского дворца, она получила П-образную форму с единственным открытым выходом на юг, в сторону Кремлёвской набережной — к проезжей улице, идущей от Боровицких ворот вдоль Кремлёвского холма. С этой стороны она огорожена ажурной чугунной решеткой (XIX век) в псевдоготическом стиле. Через арку, прорезающую здание Апартаментов, площадь также соединена с внутренними дворами Конюшенного корпуса, (который располагается у западной крепостной стены и бывшего Потешного дворца). Наземный переход с четырьмя арками отделяет с севера Дворцовую площадь от Дворцовой улицы. В нём первоначально размещался зимний сад.

На восточную сторону площади выходит торец южного корпуса Кремлёвского дворца (с Андреевским залом и покоями императора) и западный корпус (с покоями императрицы).

Является одним из двух внутренних дворов Кремлёвского дворца (другой — двор в виде замкнутого каре с древним Спасо-Преображенским собором в центре, который частично включает в свою застройку сохранённые разновременные фрагменты старого дворца). «Имеет форму расширяющейся трапеции, раскрытой в южную сторону. Здания, оформляющие площадь, близки между собой по масштабу и стилевым характеристикам. В декоративной отделке их фасадов развита архитектурная тема древних дворцовых сооружений: аркада нового дворца с гульбищем поверх неё повторила алевизовский подклет, резное обрамление проемов интерпретирует декорацию Теремного дворца, рустованный цоколь Оружейной палаты перекликается с рустом Грановитой. (…) Две высокие симметричные арки в западном корпусе связывали оба двора, одна из них сейчас заложена».

  • Оружейная палата (восточный фасад)

  • Апартаменты великих князей (Детская половина Кремлёвского дворца)

  • Воздушный переход между корпусами

  • Главное здание Большого Кремлёвского дворца

  • Решетка в псевдоготическом стиле (вид со стороны проезжей улицы)

Leave a Comment