Подвесная дорога 3

griphon

Вуппертальская подвесная монорельсовая дорога — единственный в мире подобный вид транспорта, больше нигде такого нет. Довольно необычно и страшновато ехать, осознавая, что под тобой никаких колёс, рельс, а только бурная горная речка. Но тем оно и интереснее!

Можно называть эту линию «монорельсом», можно «подвесной дорогой». Официально это называется «Швебебан» (Schewebebahn).

Линия «Швебебана» была открыта в Вуппертале в начале XX века, в 1901 году. Большая её часть проходит над руслом реки Вуппер.

Последние три километра протянулись над городской улицей в районе Вохвинкель.

Схема линии. Всего в системе 20 станций, разветвлений нет. Движение от начала до конца составляет примерно 40 минут.

Станция с вагончиком выглядит как-то так.

Вагончики подцепляются сверху к специальной конструкции, вдоль неё они и едут. Пока состав стоит на станции, он характерно так покачивается.

Непривычно наблюдать станции без рельсов, ничего не скажешь.

Вместо них тут решётка, под которой можно наблюдать реку. Или уронить в эту реку какой-нибудь предмет случайно.

ВВыходить на пути, и, уж тем более, пересекать их — запрещено. Вагончики ездят часто и очень быстро.

Сперва немножко страшно кататься на этих вагончиках, т.к. едешь вот так ты, а под тобой 10 метров пустоты.

Но потом привыкаешь. Это не страшно. Хотя в истории бывало всякое..

Линия безумно интересна с архитектурно-инженерной точки зрения. Все эти конструкционные элементы — опоры, крепления, произведённые в начале прошлого века, всё это впечатляет.

Особенно когда оно так нависает над рекой и обрамлено осенней листвой.

Крепление опор в бордюре набережной.

Так-то, швебебан уже стал неотъемлемой частью городского пейзажа. Его видно практически из любой точки небольшого города. В районе железнодорожного вокзала.

Внутри состава.

Заводская табличка.

Мультиязычные объявления о оплате проезда.

В районе Вохвинкель линия протянута на высоте 8 м.

А над рекой высота — 12 м.

Всё пытаюсь представить — какого жить в домике внизу. Когда над тобой постоянно гремит эта штука. А гремит она хорошо так.

Станции все довольно типичны и явно сильно были модернизированы в последние годы. Песталоцциштрассе

Конечная, с разворотом — Обербармен. Тут можно пересесть на автобусы.

Многие станции сами «нависают» над рекой, как и линия.

Но не все. Некоторые — просто над дорогой. (Станция Bruch)

Линия была построена вся практически сразу. Ну, то есть сперва в 1901 году в марте открылся центральный участок от зоопарка до станции Клузе. Потом через пару месяцев был введён в эксплуатацию западный радиус до станции Вохвинкель. И через два года была открыта восточная часть до станции Обербармен. С тех пор линия ни разу не продлевалась, и существует по сей день в практически неизменном виде.

Около станции Вохвинкель можно наблюдать уникальное сочетание двух видов электротранспорта. Подвесной монорельс и троллейбус с автономным ходом, что тоже редкость для Германии. Троллейбус сюда приходит из соседнего города Золингена (про который мы тоже поговорим).

Монорельс действительно очень фотогеничен и проходит по живописным местам.

Удачных ракурсов тут — бесчисленное множество!

Помимо природных красот, связанных с лесом и протекающей под ним рекой, можно отметить и архитектурные интересности. Например, для любителей индустриальной романтики — комплекс заводских цехов фармацептической компании Bayer.

На станции «Железнодорожный вокзал» (Wuppertal HBF) можно найти мемориальную доску Ойгену Лаудену — инженеру, придумавшему саму концепцию подвесной железной дороги. Увы, несмотря на то, что эту дорогу назвали в честь него, Лауден своего детища так и не увидел — скончался в 1895 году.

Одним из инцидентов, произошедших в 2008 году, было столкновение поезда монорельса с подъёмным краном. В результате чего вдоль улицы, над которой возвышается линия, висят вот такие предупреждающие плакаты.

Интервал у поездов — 4-5 минут вне пик, и 2-3 в пик. В общем, вполне себе такое метро.

Швебебан пользуется бешеной популярностью у местных жителей. Забит в «выхино» практически в любое время суток.

На конечных есть стрелки для заезда на запаснуой путь для отстоя, или в депо.

Иногда линию местами ремонтируют.

Скорость вагончиков тоже довольно высокая. Казалось бы, что не могут монорельсы быстро ездить — но эти гоняют как резаные. 60-70 км/ч. Московскому монорельсу и не снилось.

Расписание

Почему был построен именно такой необычный вид транспорта? Ну Вупперталь вытянут по форме вдоль долины реки. По краям его обрамляют сопки. С этой точки зрения построить некий вид транспорта вдоль этой реки, чтобы соединить разные районы города, было бы логичным. Он не занимает места на городских улицах и делает территорию собственно самой реки полезной.

А вот почему больше нигде в мире не стали такого строить — ну это вопрос интересный. Может быть — невыгодно было. Но всяко, вуппертальский швебебан недостатком спроса не страдает — полагаю, что она может даже и прибыльна.

Обслуживают линию около 30 составов. Из которых 11 новых (2015-16 годы выпуска), а остальные — старые, 1972 года выпуска.

Есть и исторический музейный вагон. Иногда он выходит на линию.

Швебебан уже стал символом Вупперталя. Сложно было предположить обратное, учитывая, что в городе ничего интересного больше нет. Поэтому можете прикупить себе магнитик на память.

Сувенирные вагончики швебебана встречаются в барах и кафе.

Рассказывая про вуппертальский монорельс, нельзя, конечно же, не упомянуть про слона! Эта история, ставшая легендой линии. Когда в 1950 году директор местного цирка решил для рекламы своего заведения прокатить слонёнка в вагоне монорельса. Слонёнок очень испугался, вовсю упирался, но его как-то смогли затащить в вагон. Однако когда состав поехал, слонёнок занервничал ещё сильнее, и, пробив стенку вагона, выпал вниз.. Не, животное не пострадало, отделалось лишь ушибами. Больше слонёнка катать на транспорте не пытались. Но Туффи стал некоторым «символом» подвесной дороги, с ним даже выпускаются магниты, которые я показывал выше.

Вот это место, где он выпал (точнее, это была она), между станциями Alder Brucke и Alter Markt.

Теперь тут есть граффити в память об инциденте.

Предприимчивые люди организовали кафе «слон».

Дочке очень понравился монорельс/швебебан.

На станции Лоэр-Брюке, где мы жили.

Ну вот так. Будете рядом с Вупперталем (а он находится в окрестностях Кёльна, кстати), заедьте сюда, покатайтесь. Получите массу впечатлений!

ПОДПИСАТЬСЯ НА ЖУРНАЛ

Цэтлікі: Вупперталь, Германия, Монорельс, Подвесная Дорога, Транспорт

masterok

Вуппертальская подвесная дорога была открыта в 1901 году в городе Вупперталь, Германия. Это одна из старейших монорельсовых дорог в мире, до сих пор действующих и по сей день. Что более интересно, так это то, что Вупперталь больше нигде в мире не копировался, как модель общественного транспорта. Это первая и единственная подвесная трамвайная монорельсовая дорога в мире

Давайте узнаем о ней подробнее …

Фото 1.

В конце 19-го столетия Вундерталь испытывал пик индустриализации. Население достигло 400 000 человек и росло далее. И даже до начала периода индустриализации это был преуспевающий город, по размерам превосходящий Кёльн. Дороги здесь предназначались для экипажей и пешеходов, а для прокладки трамвайных путей просто не было места. Подземное строительство метро также было исключено, так как область была очень скалистой, с большим количеством грунтовой воды. Немецкие инженеры решили, что единственным путем может быть только пустить трамвай по воздуху

Фото 2.

Строительство вуппертальской подвесной дороги (Schwebebahn) началось в 1898 году, и в тот же год был произведен её первый тест. В 1900 году одним из первых официальных посетителей стал Кайзер Вильгельм II, прокатившийся на монорельсе, а уже в 1901 транспорт был открыт для общественности. Трамвайная линия стала одной из самых видных, во всех смыслах этого слова, достопримечательностей Вупперталя. Даже после 100 лет это всё еще самый легкий и самый быстрый способ передвигаться по городу

Конечно, полностью работать подвесная дорога начала не сразу. Большинство ее станций было открыто не сразу, а в течение 3-х лет после открытия. Во время войны, с 1943 по 1946 год подвесная дорога переставала работать из-за повреждений.

Фото 3.

Подвесная дорога маршрутом в 13.3 километра большей частью тянется вдоль реки Ваппер на высоте 12 метров, и лишь трёхкилометровая часть проходит над улицами на высоте 8 метров — её называют сухопутным маршрутом. Именно за счет расположения над рекой Швебебан смог избежать серьезных разрушений во время Второй Мировой войны

Фото 4.

Монорельс прослужил целых 98 лет, прежде чем здесь произошел первый несчастный случай со смертельным исходом, таким образом являясь самой безопасной системой общественного транспорта в мире. Единственный несчастный случай произошел в апреле 1999 года, когда поезд сошел с рельсов и упал в реку. При этом погибло 5 человек, и 49 травмировано

Две предыдущие аварии были без смертельных случаев. После одной из них, когда грузовой автомобильврезался в анкерное укрепление подвесной железной дороги, все несущие опоры пришлось укреплятьбетонными валами, до сих пор «украшающими» город.

Самое необычное происшествие в истории дороги произошло 21 июля 1950 года. В этот день директор цирка Althoff решил в рекламных целях прокатить на монорельсе слона Туффи. Слона посадили в вагон на станции Alter Markt.

Однако слону идея поездки на монорельсе не понравилась, и он начал проявлять беспокойство. Вскоре после отправления Туффи проломил стенку и выпал из вагона. К счастью, в это время поезд проезжал над рекой. Туффи упал в воду с высоты пяти метров и не получил серьёзных ранений. В ходе инцидента, а вернее в ходе последовавшей после падения слона паники, лёгкие ранения также получили несколько пассажиров.

Сейчас рядом с местом происшествия (между станциями Alter Markt Adlerbrücke) на стене дома нарисован падающий слон.

Фото 5.

Вуппертальская подвесная дорога (нем. Wuppertaler Schwebebahn) — один из видов общественного транспорта в городе Вуппертале, представляющий собой монорельсовую двухколейную подвесную систему на эстакадах, с 20 станциями, общей длиной 13,3 км, 10 километров путей проходят над руслом реки Вуппер на высоте около 12 метров, остальные 3,3 км над улицами города на высоте около 8 метров. Максимальная скорость поездов дороги — 60 км/ч.

Дорога была построена в 1900 году и запущена в эксплуатацию в 1901 году. Официальное название дороги — нем. Einschienige Hängebahn System Eugen Langen (Монорельсовая подвесная дорога системы Ойгена Лангена).

Технические характеристики

Протяженность: 13,2 км
Электрификация: 600 В постоянного тока
Максимальный уклон: 40 тысячных
Масимальная скорость: 60 км/ч
Средняя скорость эксплуатации: 27 км/ч
Время в пути: 30 мин

Строительство дороги началось в 1898 году, а 1 марта 1901 г монорельсовая дорога была запущена в эксплуатацию.

Фото 6.

О Вуппертальской подвесной дороге в цифрах

  • Вуппертальская подвесная дорога имеет монорельсовую двухколейную подвесную конструкцию, благодаря которой по колеям могу ездить сразу два поезда, в разных направлениях.
  • Общая протяженность подвесной дороги составляет 13,3 км, из которых 10 км проходят над руслом реки Вуппер на высоте 12 метров, а остальные 3,3 км — над улицами города на высоте около 5 метров.
  • Вуппертальская подвесная дорога имеет 20 станций.
  • В год по монорельсам перевозится около 25 млн. пассажиров, а ежедневный поток составляет порядка 80 тыс. людей.
  • Поезда движутся на скорости около 60 км/ч.
  • Каждый поезд имеет длину 24 метра. Все вагоны поездов были спроектированы компанией MAN, которая в настоящий момент выпускает автобусы Икарус. Каждый вагон рассчитан на прием 178 пассажиров (48 сидений и 130 стоящих).
  • За все время работы на подвесной дороге был зафиксирован только один несчастный случай, произошедший в 1997 году. Получается, что это одна из самых безопасных подвесных дорог в мире.

Конечно же, в Вуппертале есть на что посмотреть. Но, именно Вуппертальская подвесная дорога — это то, что стоит увидеть хоть раз в жизни.

Фото 7.

Фото 8.

Фото 9.

Фото 10.

Фото 11.

Фото 12.

Фото 13.

Фото 14.

Фото 15.

Фото 16.

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20.

Фото 21.

Фото 22.

Фото 23.

Фото 24.

Фото 25.

Фото 26.

Фото 27.

источники

А вот вам еще необычные варианты дорог: вот например Летающий паром, а вот Летящий по рельсам (часть 1) и Летящий по рельсам (часть 2). Посмотрите какая Самая крутая железная дорога в мире и что такое Морская железная дорога. Вот еще История двухэтажных вагонов в России и уникальный Бразильский экспресс Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия — http://infoglaz.ru/?p=57733Tags: ЖД, Техника Subscribe to masterok

Горный подъемник для слаломистов.

Другие ответы на вопросы

  • Как называется в простонародье деталь автомобиля на которую крепятся фары, радиатор, а также является соединителем лонжеронов. 9 букв
  • Как в 17 веке назывались помещения расположенные около печей на разных этажах имения. Через них поднимали различные вещи, а также дрова и угли. 5 букв
  • Один из Польских падежей для склоняемых частей речи 7 букв
  • Как называется поверхность земли под ледниками? Она появляется при таянии или отступлении ледника. 7 букв
  • Название химического элемента, про который известный “автомобильный король” Генри Форд сказал: “Если бы не было этого элемента, то не было бы автомобиля”? 7 букв
  • Тип извержения вулкана, при котором вытекает более выраженная и вязкая лава? 8 букв
  • Кто первым известил Императрицу Елизавету Петровну об открытии Аляски вот такими словами к тебе от восточных стран спешат уже американские волны, в Камчатский порт веселья полны. Кто этот человек? 9 букв
  • Что во время святочных гаданий надевали девушке на голову, после чего она вслепую выходила на улицу. Целью этой акции было не промахнуться мимо ворот. Тогда замуж выйдет скоро. 6 букв
  • Какое название получила фигурка, изображавшая деву Марию в средневековом кукольном представлении? 10 букв
  • На каком материке нет ни одной реки? 10 букв

Германия: Вуппертальская подвесная дорога — как в поезде слона возили…

Небольшой немецкий городок Вупперталь, в округе Дюссельдорф, ничем особым не знаменит. Есть опера, ботанический сад, городская ратуша да дом Фридриха Энгельса. Вот, пожалуй, и все. Хотя, нет. Есть в Вуппертале своя «изюминка». Это – Вуппертальская подвесная дорога.

Швебебан, как называют ее немцы, — один из самых любимых и популярных видов общественного транспорта в Вуппертале. Двухколейная монорельсовая дорога за год перевозит 25 000 000 пассажиров! И это в городе с населением 350 тысяч человек.


А появилась подвесная дорога здесь еще в начале прошлого столетия. Почти на три десятка лет раньше самого города, который был образован в 1929 г. путем слияния 7 городов.


Строительство швебебана длилось с 1897 под 1903 гг., но уже в 1901 первые поезда понеслись над рекой Вуппер (из 13 км дороги 10 км проходит над руслом реки на высоте 12 м).


Над городом вагоны следуют немного ниже – на высоте 8 м. Скорость движения этого надземного метро – 60 км в час.


Парк мини-поездов насчитывает 27 вагончиков довольно веселенькой расцветки. Длина вагона – 24 м. В каждом — 48 сидячих мест и еще 130 пассажиров могут ехать стоя.

В 1997 году подвесная дорога «пережила» модернизацию. Некоторые станции (а их всего 20) были реконструированы, а разрушенная еще во время войны станция Kluse – полностью восстановлена.


Есть в истории Вуппертальской подвесной дороги и курьезная глава. Как-то раз директор знаменитого цирка Althoff, гостившего тогда в городе, решил в рекламных целях устроить шоу – прокатить на монорельсовой дороге слоненка. Однако, как только поезд тронулся, тот запаниковал и, проломив стенку вагончика, бросился вон. По счастью, поезд как раз двигался над рекой, и Туффи нырнул в воду. Слоненок не пострадал, а на стене дома, рядом с местом исторического прыжка, и сегодня нарисован падающий из вагона слон.

Материал подготовлен для сайта turj.ru
При перепечатке материалов активная и прямая ссылка на источник обязательна.

Вуппертальская подвесная дорога

Вуппертальская подвесная дорога

Wuppertaler Schwebebahn

Описание

Страна

Германия Германия

Расположение

Вупперталь

Дата открытия

1 марта 1901 года

Эксплуатант

WSW mobil

Годовой пассажиропоток

19,308 млн (2013)

Сайт

Маршрутная сеть

Число линий

Число станций

Длина сети

13,3 км

Схема линии

Вуппертальская подвесная дорога на Викискладе

Вуппертальская подвесная дорога (нем. Wuppertaler Schwebebahn) — один из видов общественного транспорта в городе Вуппертале (Германия), запущенный в эксплуатацию 1 марта 1901 года. Официальное название — Монорельсовая подвесная дорога системы Ойгена Лангена (нем. Einschienige Hängebahn System Eugen Langen). Является старейшим действующим подвесным монорельсом в мире.

Представляет собой монорельсовую двухколейную подвесную систему на эстакадах, общей длиной 13,3 км, из которых 10 км путей проходят над руслом реки Вуппер на высоте около 12 метров, остальные 3,3 км — над улицами города на высоте около 8 метров. Максимальная скорость поездов дороги — 60 км/ч. Каждый поезд имеет длину 24 метра и рассчитан на прием 178 пассажиров (48 сидений и 130 стоящих).

В 2013 году пассажиропоток Вуппертальской подвесной дороги составил 19,308 млн человек.

> Стоимость проезда

Одиночный билет стоит 1.6 Евро

Инциденты и аварии

Инцидент со слоном

21 июля 1950 года директор цирка «Althoff» Франц Альтхоф решил в рекламных целях прокатить на монорельсе слона Туффи (нем. Tuffi). Однако тот при попадании в вагон начал проявлять беспокойство, и вскоре после отправления, проломив боковую стенку вагона, выпал из него в реку Вуппер с 12-метровой высоты. В результате падения Туффи серьёзных ранений не получил. В ходе последовавшей после падения слона паники, лёгкие ранения получили несколько пассажиров.

Сейчас рядом с местом происшествия (между станциями «Alter Markt» и «Adlerbrücke») на стене дома нарисован падающий слон.

Авария поезда 12 апреля 1999 года

Основная статья: Железнодорожная катастрофа в Вуппертале (1999)

12 апреля 1999 года произошла крупнейшая авария на Вуппертальской подвесной дороге, в ходе которой из-за оставленного на пути по окончании ремонтных работ металлического зажима поезд упал в реку. При этом 5 человек погибли и 47 получили ранения.

Столкновение с краном

5 августа 2008 года следовавший по подвесной дороге поезд столкнулся с двигавшимся под ним автокраном. При этом серьёзные ранения получил водитель автокрана.

Как работает монорельсовая подвесная дорога в Вуппертале

Главная достопримечательность немецкого города Вупперталь — монорельсовая подвесная дорога Ойгена Лангена (или просто «Подвесная дорога», нем. Schwebebahn). 13-километровому сооружению из стали более 100 лет, оно стало воплощением представлений об общественном транспорте будущего.

До сих пор летящий по воздуху «перевернутый трамвай» поражает туристов своей уникальностью, удивляет инженеров своей масштабностью, является гордостью жителей Вупперталя.
Движение поездов по Транссибу началось в 1901 году. В это же время в немецком городе Вупперталь (федеральная земля Северный Рейн-Вестфалия, нем. Wuppertal) была запущена в эксплуатацию монорельсовая подвесная дорога.

2

Логотип дороги.

3

Так представлялся инженерам городской общественный транспорт будущего. И именно так была решена транспортная проблема в городе, где не было места для наземного трамвая.

4

Во время своей поездки в НРВ, я специально съездил в Вупперталь, чтобы посмотреть и прокатиться над руслом реки Вуппер на этом уникальном транспортном средстве.

5

Подвесная система.

6

Около 10 километров трассы проходят над рекой. Так выглядят опоры:

7

8

9

«Летящий трамвай».

10

11

12

Длина поезда 24 метра.

13

В Вуппертале только одна линия монорельсовая, остальные — обычные трамвайные. Всего было построено 20 станций, обслуживающих подвесную дорогу.

14

15

За более чем 100 лет эксплуатации произошло несколько аварий. Одна из них в 1999 унесла жизни 5 человек, когда поезд упал в реку из-за оставленных на пути по окончании ремонтных работ металлических зажимов. Самое необычное происшествие произошло в 1950 году, когда из вагона выпал слон (!) Слона решили прокатить на подвесной дороге в рекламных целях. Он упал с высоты 5 метров в воду и не получил серьезных повреждений. Момент падения не был запечатлен на пленку, сохранилась только одна известная иллюстрация того времени.

Вуппертальская подвесная дорога была открыта в 1901 году в городе Вупперталь, Германия. Это одна из старейших монорельсовых дорог в мире, до сих пор действующих и по сей день. Что более интересно, так это то, что Вупперталь больше нигде в мире не копировался, как модель общественного транспорта. Это первая и единственная подвесная трамвайная монорельсовая дорога в мире

Запись относится к месту:
Германия

В конце 19-го столетия Вундерталь испытывал пик индустриализации. Население достигло 400 000 человек и росло далее. И даже до начала периода индустриализации это был преуспевающий город, по размерам превосходящий Кёльн. Дороги здесь предназначались для экипажей и пешеходов, а для прокладки трамвайных путей просто не было места. Подземное строительство метро также было исключено, так как область была очень скалистой, с большим количеством грунтовой воды. Немецкие инженеры решили, что единственным путем может быть только пустить трамвай по воздуху


Строительство вуппертальской подвесной дороги (Schwebebahn) началось в 1898 году, и в тот же год был произведен её первый тест. В 1900 году одним из первых официальных посетителей стал Кайзер Вильгельм II, прокатившийся на монорельсе, а уже в 1901 транспорт был открыт для общественности. Трамвайная линия стала одной из самых видных, во всех смыслах этого слова, достопримечательностей Вупперталя. Даже после 100 лет это всё еще самый легкий и самый быстрый способ передвигаться по городу


Подвесная дорога маршрутом в 13.3 километра большей частью тянется вдоль реки Ваппер на высоте 12 метров, и лишь трёхкилометровая часть проходит над улицами на высоте 8 метров — её называют сухопутным маршрутом. Именно за счет расположения над рекой Швебебан смог избежать серьезных разрушений во время Второй Мировой войны


Монорельс прослужил целых 98 лет, прежде чем здесь произошел первый несчастный случай со смертельным исходом, таким образом являясь самой безопасной системой общественного транспорта в мире. Единственный несчастный случай произошел в апреле 1999 года, когда поезд сошел с рельсов и упал в реку. При этом погибло 5 человек, и 49 травмировано


Еще один причудливый инцидент произошел в 1950 году, когда во время рекламы цирка по Швебебану пустили трамвай со слоном по имени Туффи. Очевидно, ему не понравилась поездка, потому что он начал неистово топать по платформе и вскоре выпал в реку. Туффи был ранен, но пережил падение, а эта история стала одним из самых известных рассказов в Вуппертале


В настоящее время подвесная дорога перевозит до 82 000 пассажиров в день. Начиная с 1997 года вся структура была значительно модернизирована и усовершенствована. Но для перевозки туристов все ещё используется оригинальный Кайзерваген — поезд, используемый для перевозки императора во время испытательной поездки 24 октября 1900 года

В продолжение темы о старинных чудесах техники читайте также про колесо Фолкерка — гигантское колесо-лифт для лодок

Монорельс (конвейер)

Монорельсовый путь предназначен для транспортировки различных грузов между производственными участками. Они подвешиваются на конвейере и перемещаются в необходимую точку под управлением оператора. Особенности конструкции позволяют обеспечить быструю транспортировку без простоев и заклиниваний.

Монорельс производится практически в любой конфигурации. Он может представлять собой прямую или кольцевую линию, а также их сочетание. Элементы монорельсовых путей производятся согласно плану производственного помещения. Разнообразие технологических решений дает возможность выбрать оптимальную конструкцию для любых условий.

В зависимости от варианта установки эти системы подразделяются на следующие виды:

  • Опорный монорельсовый путь предполагает установку подкрановых балок на полках. Главный элемент этой конструкции — специальный пролетный элемент, который необходим для перемещения электрической тали.
  • Подвесной монорельсовый путь отличается особым устройством ходового механизма. К верхним полкам прикрепляются специальные проушины, имеющие сквозные отверстия. Они позволяют соединить систему подвесного монорельсового пути в единое целое.

У наших специалистов можно получить подробную информацию об этих конструкциях. Они помогут выбрать подвесные и опорные монорельсовые пути с оптимальным функционалом для любого помещения.

История

Велосипедный монорельс конструкции Артура Хотчкисса — Arthur Hotchkiss railway (1890-е гг.)

XIX век

Первый монорельс в мире появился в 1820 году в России. Тогда житель села Мячково в Подмосковье Иван Эльманов построил «Дорогу на столбах» — по верхнему продольному брусу катились вагонетки, которые тянули лошади.

Немногим позже, независимо от русского изобретателя, монорельс схожей конструкции был изобретён в Великобритании Генри Робинсоном Пальмером. Он запатентовал своё изобретение 22 ноября 1821 года. В 1824 году в Великобритании был построен первый действующий монорельс. Он использовался на военно-морской верфи исключительно для перевозки грузов.

Первый пассажирский монорельс в мире был открыт 25 июня 1825 года. Он был устроен по принципу Пальмера.

В общем в конце XIX века монорельс был частым гостем на разнообразных выставках. В 1872 году монорельс на кабельной тяге демонстрировался в Лионе, в 1891 году в Сент-Луисе демонстрировался монорельс с вагонами наподобие трамвайных.

В то же время создание действующего, работоспособного монорельса оказалось гораздо более сложным делом. В XIX веке было создано огромное количество конструкций монорельса, но большинство из них так и остались на бумаге, а те, которые были реализованы, не отличались долголетием. В 1878 году начал действовать паровой монорельс, соединяющий Брадфорд и Гилмор (Пенсильвания). Его длина составляла 6,4 км. Этот монорельс создавался для перевозок промышленного оборудования, но он также перевозил пассажиров. Брадфордский монорельс закрылся вскоре после случившейся 27 января 1879 года серьёзной катастрофы, когда погиб машинист монорельса и три его пассажира.

Внешние изображения

Участок монорельсовой дороги
конструкции инженера Лярского.

Одна из первых электрических монорельсовых дорог — Enos Electric Railway

После этого в течение примерно полувека ничего нового в области строения монорельса не происходило. Попытки создать работоспособный монорельс, теперь уже на паровой тяге, возобновились в конце XIX века. Известно, что в 1872 году на политехнической выставке в Москве демонстрировался участок монорельсовой дороги конструкции инженера Лярского. В 1876 году паровой монорельс демонстрировался на выставке Centennial Exposition в США. Длина трассы монорельса составляла 170 ярдов (около 150 м). С развитием электротехники на монорельсах стали использовать электрический привод. Одна из первых электрических монорельсовых дорог, известная как Enos Electric Railway, была построена в 1887 году в Гринвилей, Нью-Джерси.

Иллюстрация из энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона

Как уже было указано выше, несмотря на активные поиски, создать монорельс, способный быть полноценным транспортным средством, в XIX веке так и не удалось. Единственный успешный монорельс той эпохи — построенный в Ирландии в 1888 году монорельс, соединявший Баллибунион и Листоуэл. Он просуществовал до 1924 года. Однако распространения эта конструкция не получила (более подробно — см. Монорельс системы Лартига).

Первые монорельсы на конной тяге были подвесными. Паровые монорельсы имели своеобразную полуподвесную конструкцию: состав опирался на несущий рельс, стабильность обеспечивалась боковыми направляющими рельсами. Поперечный разрез такого пути напоминал букву «А», где верхняя точка соответствует несущему рельсу, а точки соединения боковых сторон и поперечной перекладины — направляющим. С появлением электрических монорельсов снова стала использоваться подвесная компоновка.

Однако предлагались и более необычные конструкции. В 1894 году в США была построена монорельсовая железная дорога Boynton Unicycle Railway. На этой дороге поезд опирался на один несущий рельс, сверху же проходил поддерживающий деревянный рельс. Основным недостатком такой дороги было то, что на поворотах из-за инерции («центробежной силы») на поддерживающий рельс действовали высокие нагрузки.

Монорельс Larmanjat

В 1869 г. устроена была в виде опыта однорельсовая железная дорога системы Ларманжа на участке от ле-Ренси до Монфермея. В этой системе два главных колеса вагона, расположенные по продольной оси его, поддерживаются одним рельсом. Последний возвышается над уровнем земли всего на 20 мм. Для устойчивости под серединой вагона расположены два боковых колеса, катящиеся по земле, как в обыкновенных экипажах. Для ослабления толчков на неровностях, колеса — на рессорах. Боковые колеса локомотивов служат вместе с тем для передачи движения. Система эта была применена в некоторых местах Франции и Португалии, но затем была вытеснена лучшими устройствами. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890—1907)

Монорельс Meigs

В конце XIX века появились опорные монорельсы. В 1886 году в США был построен опытный монорельс такого типа, Meigs Monorail, но в те времена распространения такая конструкция не получила.

Появившаяся в Америке система капитана Мейгса составляется из двух рельсов, расположенных один над другим отвесно и поддерживаемых металлическими колоннами. В основание этой системы положена идея сосредоточения всего давления, передаваемого на путь подвижным составом, в осевой линии поезда. Каждый вагон покоится на паре поворотных тележек, поддерживаемых двумя направляющими горизонтальными колёсами и четырьмя наклонными колёсами, с клиновидными желобами по ободу. Последние катятся на двух рельсах квадратного сечения, прикреплённых к нижним поясам решетчатых балок, образующих нижнее строение пути. Горизонтальные колеса локомотива служат, вместе с тем, для передачи движения, а потому эти колеса, для увеличения давления, прижимаются особыми приспособлениями к рельсам. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890—1907)
Монорельс General LeRoy Stone’s Centennial Монорельс Boyes Вырезка из дизайна Kearney high-speed railway

Метрополитен на шинном ходу в Саппоро, Япония

В Саппоро используются вагоны на шинном ходу, для страховки схода поезда с колёс в случае разрыва шин, используется находящийся под днищем вагона монорельс, вполне возможным является использование в будущем на этих линиях монорельсовых вагонов.

Преимущества и недостатки

Преимущества

Вид из лобового окна автоматизированного поезда монорельса Сиэтла (США) в движении. Благодаря надземному расположению обзорность для пассажиров выше, чем у наземного транспорта.

  • Основное преимущество монорельсовой дороги заключается в том, что она, как и традиционный метрополитен, не занимает место на перегруженных магистралях города, но, в отличие от метро, гораздо дешевле в строительстве. (Собственно монорельсовые линии, используемые в качестве городских пассажирских линий ещё одна возможная реализация метрополитена.)
  • Монорельсовый состав может преодолевать более крутые вертикальные уклоны по сравнению с любым железнодорожным двурельсовым транспортом.
  • Скорость, развиваемая монорельсом, в теории может значительно превышать скорость традиционных рельсовых составов, так как отсутствует опасность схода состава с рельсов. Кроме того, вероятность столкновения с другими объектами дорожного движения ничтожно мала.
  • Обзорность шире по всем сторонам движения из-за поднятия транспортных линий на определённую высоту. По этой причине многие виды монорельсов рассматриваются как основной кандидат на обзорно-экскурсионный транспорт в парках развлечений и других рекреационных территориях. В частности монорельс в парке Дисней (США), в зоопарке Ueno Zoo (Япония) и монорельс Wolmido для доступа туристов на популярный одноименный остров в Южной Корее.
  • Пониженная шумность, в некоторых случаях тише традиционного трамвая из-за использования тихих электродвигателей и прорезиненных колес, ставших практически обязательными почти во всех видах монорельса. Шум немецкого монорельса Wuppertaler Schwebebahn после реконструкции составляет около 56 дБ (50 дБ — разговор средней громкости, тихая улица, стиральная машина согласно статье о звуковом давлении).
  • Быстрота строительства и ввода в эксплуатацию по сравнению с подземным метрополитеном без необходимости дорогостоящего выкапывания подземных тоннелей или переноса подземных коммуникаций. В частности по технологии монорельса SIPEM (H-Bahn) установка трех опор в законченном виде предусматривается за 6 рабочих дней.

Недостатки

  • Для удержания и стабилизации на единственном рельсе обычно параллельно используется несколько пар колёс — в отличие от обычной классической системы с двумя рельсами, где пара одна. Соответственно, возрастает расход энергии в результате возрастания сопротивления движению по сравнению с обычной системой с двумя рельсами.

Монорельсовая стрелка является гораздо более материалоёмким и как следствие дорогостоящим сооружением, чем на обычных железных дорогах

  • Монорельсовая стрелка — сложное сооружение, время перевода монорельсовой стрелки — 30 с, в отличие от обычных железнодорожных (в том числе трамвайных) стрелок, которые переводятся за долю секунды.
  • На практике монорельсовый транспорт часто движется с низкой скоростью, а монорельсовые дороги не могут справиться с большими пассажиропотоками (исключения: ALWEG-монорельсы от Hitachi и Bombardier и H-Bahn (нем.)).
  • Монорельсовые дороги почти нигде не стандартизированы. Исключением является Япония.
  • Существует потенциальная опасность падения состава с большой высоты (по сравнению с трамваем) — особенно у подвесных систем.

Распространение и области применения

См. также список монорельсов

Вуппертальская подвесная дорога. 10 километров путей проходят над руслом реки Вуппер на высоте около 12 метров, остальные 3,3 км над улицами города на высоте около 8 метров.

Монорельсы применяются в следующих областях:

  • В парках развлечений, зоопарках, в больших торговых центрах и т. д.
  • В аэропортах в качестве внутреннего транспорта (между терминалами, между терминалами и парковками, или между терминалом и приписанной к аэропорту пригородной железнодорожной станцией).
  • Для прямой связи аэропорта с центрами ближайших городов.
  • В роли городского общественного транспорта — как разновидность метрополитена.

По состоянию на начало 2007 года количество монорельсов, выполняющих функции общественного транспорта (далее — ОТ) невелико. В Европе имеется всего три таких монорельса, в Вуппертале, Дортмунде и Москве (см. Московская монорельсовая транспортная система). Их общая протяжённость составляет 21 км (13,3+3+4,7). В Дюссельдорфе действует монорельс, связывающий аэропорт и железнодорожную станцию (2,5 км).

В Северной Америке есть три таких монорельса: в Сиэтле (см. Монорельс Сиэтла), Джексонвиле (см. Монорельс Джексонвилла) и Лас-Вегасе. Их общая длина — 14,8 км (1,5+7+6,3). В будущем планируется расширение монорельса в Лас-Вегасе. В то же время планы развития монорельса в Сиэтле были отвергнуты населением на референдуме из-за непомерно высокой стоимости.

Дрезденская подвесная дорога. Трасса дороги

В Ньюарке действует монорельс, связывающий аэропорт, парковки и железнодорожную станцию (4,8 км). Самый протяжённый монорельс Северной Америки расположен в Диснейленде во Флориде. Протяжённость его трассы — 23,6 км.

Совсем другая ситуация наблюдается в Азии. Здесь монорельс рассматривается как перспективный вид транспорта. Строятся новые системы. Больше всего монорельсов-ОТ в Японии. Здесь такие монорельсы действуют в восьми городах. Крупнейшая монорельсовая система действует в Осаке (протяжённость — 23,8 км). Общая же протяжённость японских монорельсов-ОТ — 102 км. Некоторые из японских монорельсов по своему пассажиропотоку соответствуют традиционному метрополитену.

В Малайзии монорельс-ОТ действует в Куала-Лумпуре (с 2003 года, 8,6 км). Ещё в нескольких городах этой страны монорельсы-ОТ строятся. В Чунцине (Китай) с 2005 года действует монорельс протяжённостью 13,5 км. Монорельсы также строятся в Сингапуре (планируемая длина — 2,1 км), Джакарте (27 км), Объединённых Арабских Эмиратах, Тегеране, нескольких других (помимо Чунциня) городах Китая.

Монорельс в России

Общий вид шаропоезда конструкции Николая Ярмольчука (1932 г.)

Каждое колесо его поезда представляло собой гигантский шар высотой с человеческий рост. Боковушки шаров — срезаны, здесь проходят оси и установлены электродвигатели. Два таких шара, «одетые» в резину, закреплены в голове и хвосте цилиндрического вагона. Шары выступают наружу через прорези в днище.

Первый российский монорельс был построен в 1820 году в подмосковном селе Мячково. Иван Эльманов построил «дорогу на столбах», на ней по верхнему продольному брусу катились вагонетки, которые тянули лошади.

Первая электрифицированная монорельсовая дорога в России появилась в Гатчине Петербургской губернии в 1899 году по проекту инженера И. В. Романова.

Лесовозный монорельс, Красноярский край, 1933 год

В 1928-29 годах была построена первая в России промышленная Красноярская монорельсовая дорога с механической тягой. Она использовалась для вывоза леса с труднодоступных лесных участков на расстояние до 24 км. Подвижный состав дороги включал 4 мотовоза и 68 вагонеток оригинальной конструкции. Дорога эксплутировалась с 1930 по 1935 год.

В Москве первые попытки построить монорельс проводились в 1933 году. В парке им. Горького была создана уменьшенная действующая модель «аэропоезда Вальднера» — модель пассажирского вагона длиной 2,5 метра с двумя воздушными винтами, передвигавшегося на эстакадах по среднему рельсу. Вагон мог развивать скорость до 120 км/ч и работал даже тогда, когда из-за сильных снежных заносов в Москве вставали трамваи. В 1935 году у платформы Северянин был сооружён участок эстакады в натуральную величину.

В 1967 году планировалось построить разветвлённую линию подвесного монорельса от станции метро «Автозаводская» до железнодорожной станции Коломенская Павелецкого направления МЖД; был выпущен опытный вагон, который выставлялся на ВДНХ. Позднее оказалось, что на пути монорельса располагается район Царицыно — в то время посёлок Ленино, ставший районом массовой жилой застройки, и с его пассажиропотоком могла справиться только линия традиционного метрополитена.

Состав Московского монорельса прибывает на станцию Телецентр

В начале 2000-х годов были проекты постройки монорельса в Воронеже, однако из-за высоких затрат на содержание монорельсовой линии они были отвергнуты.

20 ноября 2004 года открыта первая публичная монорельсовая дорога в Москве в районе Останкино, с 10 января 2008 года ставшая полноценным видом городского общественного транспорта. Особенность отечественной линии заключается в использовании составом линейного двигателя. С 23 января 2017 года в связи с нерентабельностью эксплуатации монорельса и снижения пассажиропотока ввиду открытия Московского центрального кольца монорельс был переведён в экскурсионный режим с интервалом следования поездов раз в 30 минут с 8:00 до 20:00.

Подвесная монорельсовая дорога по технологии немецкого монорельса H-Bahn может быть построена в подмосковном Красногорске. С таким предложением выступила строительная компания «Мортон», застраивающая жилые микрорайоны и предложившая соединить Красногорск с Москвой линией монорельса, получившего название «Стрела». В 2016 году велось строительство опытного километрового участка трассы возле Новорижского шоссе и были начаты первые испытания. Однако в связи с продажей компании Мортон и её вхождения в состав группы ПИК работы по сооружению были приостановлены. Дальнейшая судьба проекта по состоянию на 2017 год остаётся неизвестной.

Галерея

В Северной и Южной Америке Монорельс в Сан-Паулу, Бразилия Монорельс в Порту-Алегри, Бразилия Монорельс LINK в аэропорту Торонто, Канада Монорельс зоопарка в Торонто, Канада Монорельс парка Диснейленд в Анахайме, США Монорельс в Джэксонвилле, США Монорельс в Лас-Вегасе, США Монорельс в Мемфисе, США Монорельс аэропорта Ньюарк, США Монорельс в Сиэттле, США Монорельс в парке Walt Disney во Флориде, США В Европе Монорельс в Москве, Россия Монорельс Национального автомобильного музея, Великобритания Монорельс в Вуппертале, Германия Монорельс H-Bahn в Дортмунде, Германия Монорельс в Гамбурге, Германия Europa Park Express, Германия Монорельс Aerobus в Мангейме, Германия Монорельс в Штуттгарте, Германия Монорельс в Турине, Италия В Азии Монорельс в Джакарте, Индонезия Монорельс в Мумбае, Индия Монорельс аэропорта Хамад, Катар Монорельс в Чунцине, Китай Монорельс в Шэньчжэне, Китай Монорельс в Дубае, ОАЭ Монорельс парка птиц Джуронг, Сингапур Монорельс Sentosa Express, Сингапур Монорельс 3 линии метрополитена Тэгу, Южная Корея Монорельс парка Lotte World в Сеуле, Южная Корея Монорельс Kitakyūshū, Япония Монорельс в Окинаве (станция Kenchō-mae), Япония Монорельс в зоопарке Ueno Zoo, Япония Монорельс Tama Toshi, Япония Монорельс в Токио, Япония Chiba Urban Monorail, Япония Shōnan Monorail близ железнодорожной станции Ōfuna, Япония Skyrail Midorizaka Line, Япония Odakyū Mukōgaoka-Yūen Monorail, Япония — сейчас закрыта. Фотография 1990 года. Остатки станции муниципального монорельса Himeji monorail — монорельсовая линия, эксплуатируемая с 1966 по 1974 (Япония) Slope car at Muya Bus Stop, Наруто, Япония Vista Liner at Expo Land, Суита, Япония

В кино

  • В фильме «Бэтмен: Начало» Рас аль Гул захватывает поезд метрополитена и устанавливает в него излучатель, чтобы отправить его до башни Уэйн-Тауэр и отравить Готэм. Бэтмен смог уничтожить излучатель, поезд и Рас аль Гула.
  • В фильме «451 градус по Фаренгейту» главные герои — Монтэг и Кларисса — передвигаются на монорельсе подвесного типа.
  • В компьютерных играх «Metro 2033» и «Metro: Last Light» главный герой в нескольких миссиях перемещаются на монорельсе в тоннелях секретного Метро-2.
  • Маглев — поезд на магнитном подвесе, движимый и управляемый магнитными силами. Такой состав, в отличие от традиционных поездов, в процессе движения не касается поверхности рельса. Относится к монорельсовому транспорту.
  • Транслёр (или транслор) — трамвай на шинах, использующий усовершенствованное крепление к единственному рельсу.
  • Московская монорельсовая транспортная система
  • Монорельс системы Лартига
  • Трамвай на шинах
  • Шпурбус
  • Aerobus (транспортная система)
  1. ОАО «Московские монорельсовые дороги» (недоступная ссылка)
  2. The Bradford Monorail
  3. История монорельса
  4. Неизвестный отечественный монорельс
  5. General LeRoy Stone’s Centennial Monorail
  6. Remarkable forms of public transport: monorail (недоступная ссылка). Дата обращения 6 января 2007. Архивировано 7 декабря 2006 года.
  7. THE MEIGS ELEVATED RAILWAY. Scientific American—July 10, 1886
  8. Lärm (недоступная ссылка). Дата обращения 9 августа 2013. Архивировано 27 января 2013 года.
  9. Sketches of Construction and Component Attributes of the SIPEM Technology
  10. Нартов Г. Монорельс Москва — Париж — Нью-Йорк // Юный техник : журнал. — М., 1962. — № 12. — С. 46.
  11. А. Беляев. Лес вывозят (статья). Журнал «Революция и природа», № 1(20) от 30 октября 1931 г.
  12. Транспорт будущего: подвесной монорельс «Стрела» запустят в Красногорске… (недоступная ссылка). ПолитЭксперт (26 июля 2017). Дата обращения 10 февраля 2017. Архивировано 1 августа 2016 года.

Leave a Comment