Поленово Музей Усадьба Фото

Поленово — музей-усадьба Василия Поленова

1. Открытые окна

Здесь древний гений человека,
Почуяв новой жизни рост,
Из девятнадцатого века
В двадцатый перекинул мост

И здесь благоговейно чтимы
Сокровища былых времён
И дух веков неукротимый
В едином лике воплощён

Который мудро, величаво,
На изменяющийся свет
С вершины смотрит многоглавой
Своих восьмидесяти лет…

(Алексей Сухотин, 1924)

Стихи, приведенные выше, написаны в честь восьмидесятилетии Василия Дмитриевича Поленова. В то время знаменитый сейчас «дом над Окой» был мало кому известен. Зимой жизнь в нем совсем замирала до начала окского половодья. Число экскурсантов не превышало двухсот в год. Не было надежных подъездных дорог, а до ближайшей железнодорожной станции, добирались полевыми и лесными проселками пятнадцать километров пешком, в лучшем случае — на лошади. Самым верным средством сообщения с внешним миром продолжали оставаться окские колесные пароходы дореволюционной постройки. Самый надежный путь — по Оке. Потом береговой тропинкой — вверх, к дому. И сейчас, если подняться от реки и через сложенные из камня — окского известняка — ворота в каменной ограде вступить на усадебную землю, дорожка приведет к дому, не изменившемуся ни в чем со времени его постройки. Сокровищницей художественных ценностей и хранилищем памяти прошлого остался и поныне этот белый дом над Окой.
Когда-то, пока еще не вырос, не поднялся вокруг дома саженый сосновый бор, давший первоначальное название усадьбе — Борок, дом был открыт всем ветрам и виден издалека. Он многократно запечатлен в живописи Поленова, главным образом — на его этюдах. И всегда по-разному. Так же по-разному смотрели и смотрят на мир, на страны света — север, восток, юг и запад — окна его четырех фасадов.

Когда в апреле выставляют двойные зимние рамы и ходят по комнатам легкие сквозняки, первыми радуются весне кабинет и портретная. Из окна кабинета В.Д.Поленова видна величественная картина ледохода и окского половодья, когда вышедшая из берегов река затопляет пойму. Окно кабинета ежегодно провожает в путь стаи белых льдин. Ежегодно — вот уже почти сто лет. И тоже почти сто лет подряд из окна портретной видны зацветающие синие подснежники, белые и фиолетовые крокусы на цветнике против западного фасада музея. Именно к окну портретной ближе всего подступили разросшиеся старые березы. Каждый год их новая листва несет в комнату свежесть. Почему-то всегда через окно портретной лучше всего слышны первые голоса кукушек, вернувшихся в усадебный парк после создания в недавние годы обширной заповедной зоны.

Летом почти отвесные лучи полдневного июньского солнца так нагревают подоконник в столовой, что бывает больно к нему прикоснуться. В эту пору цветет вокруг дома алый шиповник, на его аромат и на нежный запах белого жасмина летят бронзовые жуки. Позже под окном столовой, обращенным на юг, зацветут розы. В это время, когда «макушка лета через прясло смотрит», в небольшом дворике за окном вьются бабочки вокруг особенно любимых Василием Дмитриевичем красных, белых, темно-лиловых и желтых мальв, вокруг цветов оранжевой цинии. Окно смотрит в самое страдное время года в музее — сенокосную пору с напряжением ее хозяйственных забот.
Наступает осень с первыми заморозками, с инеем на крышах, с прозрачными далями и корочкой льда у берегов Оки. На короткое время, пока не опала листва, ярким светом подожженных осенью кленов бывает озарена самая большая комната музея — библиотека. Василий Дмитриевич произносил это слово с ударением на «о», по обыкновению старой интеллигенции. Особенно уютна эта комната вечерами глухой осени, когда рано темнеет, потеют стекла оконных рам и пылает в библиотеке традиционно затопленный камин. На исходе ясного осеннего дня уходящее за сосны парка солнце бьет косыми лучами в окно библиотеки. В такие часы в золотистые тона окрашены ее паркетный пол и деревянный тесовый потолок.
Сквозным становится осенний лес, в окна музея вставляют зимние рамы. Между рамами по традиции кладут мох, а по мху — дубовые и кленовые листья, гроздья пунцовых рябиновых ягод, продолговатые ярко-красные ягоды барбариса. В осень смотрит широкое окно библиотеки. За массивной дубовой дверью — лестница, ведущая на второй этаж дома. Лестничная площадка второго этажа. И вид из широкого итальянского окна на такие же опаленные дыханием осени березы и клены, как и из окна библиотеки. Это дающее много света окно — самое большое в музее. Есть и самые маленькие. И у каждого свое лицо, свои приметы, свой взгляд на мир.
Во все стороны смотрят окна музея. И лишний раз напоминают о назначении этого удивительного дома — окна, смотрящего в прошлое. И в будущее.

Значение Поленова как художника, его просветительская роль и общественная деятельность высоко оценены в письме, направленном ему 2 июня 1924 года народным комиссаром просвещения А.В.Луначарским:
«Имя Василия Дмитриевича Поленова дорого новой России не только как имя одного из крупнейших представителей русской художественной культуры, но и как имя человека, весьма рано поставившего перед собой задачи распространения этой культуры в широких массах и разрешившего их с блеском, равного которому мы в истории нашей экстенсивной художественной культуры не имеем. В программу нашей партии поставлено требование сделать искусство, служившее до сих пор только высшим классам, достоянием широких масс, и в этом деле — мы никогда не, забудем этого — мы всегда являемся продолжателями того пути, на который первым столь уверенной стопой вступил именно Василий Дмитриевич. Заслуги перед экстенсивным театром Василия Дмитриевича исключительны, и имя его навсегда записано в историю театра. А ведь это имя с огромным блеском сверкает в той части нашего художественного неба, которая отведена великой и ныне воскресающей в своем величии группе передвижников. От имени Наркомпроса выражаю глубокую благодарность В.Д.Поленову за понесенные им труды и желаю ему бодрой и радостной старости, поздравляя его с достижением восьмидесятилетнего возраста». В ответном письме Луначарскому престарелый художник говорит о трех основных сторонах своего служения делу просветительства: активном участии в деятельности Товарищества передвижных выставок, о создании народного театра и — особо — о музее: «Другая моя мечта тоже осуществляется, и окружающая нас деревенская и городская молодежь относится к ней сочувственно. Я говорю про мой маленький музей, собранный четырьмя поколениями. Он состоит из научных коллекций, картинной галереи, народных изделий и библиотеки. Художественные коллекции дают понятие о лучших эпохах истории искусств и вообще культуры, и надо видеть, с каким напряженным вниманием посетители, между которыми бывает много молодежи и детей, смотрят на вещи и слушают объяснения. Приношу Вам глубокую благодарность за доставленное мне утешение признанием моей работы на пользу Родины». Не случайно упоминание в этом письме о молодежи и детях. Юное начало, смена поколений на фоне исторических эпох всегда волновали и привлекали художника, получив блестящее отражение в его творчестве. Закат его жизни, ознаменованный эпической приподнятостью его последней большой картины «Ледоход на Оке», осветился светом радости, талантливого творчества и большой любви со стороны окружавшей его молодежи.
Десятилетия складываются в века, и вот уже свыше двухсот лет жива плодотворная гуманистическая традиция, основанная в XVIII веке прадедами Василия Дмитриевича А.Я.Поленовым и Н.А.Львовым. Создание музея было одним из этапов ее развития, но никак не завершением. В сегодняшнем дне она продолжена новыми работами советских художников, так или иначе связанных с поленовскими местами своей творческой биографией; молодыми кинематографистами, студентами художественных вузов, реставраторами студенческих строительных отрядов, учениками московской 12-й спецшколы имени Поленова. Продолжена коллективом сотрудников музея, бережно хранящим бесценное наследие прошлого и дающим ему новую жизнь сегодня.
О прошлом музея лучше всего скажут старые, пожелтевшие и выцветшие от времени фотографии семейных альбомов — беспристрастные и потому ценнейшие свидетели истории дома, свидетели эпохи. Многое из событий столетней давности становится ясным и достоверным на разворотах добротных старинных альбомов. Немалых забот стоило сберечь их людям старшего поколения. Теперь они — неоценимое подспорье в работе музея, во главу угла которой положен принцип сохранения мемориальности.
Необычайно выразительными, наполненными не только большим содержанием, но и кажущимися мне символичными, представляются две фотографии (см. с. 29 и 38). В них очень удачно передана атмосфера дома, характер его обитателей, и провидится дальнейшая судьба музея. У окна стоят две сестры — старшая и младшая дочери В.Д.Поленова. По складу характера, по темпераменту, привязанностям и наклонностям они не были похожи друг на друга. Роднила их не раз доходившая до подвига убежденность в необходимости сохранения музея, когда ему грозили уничтожение и забвение, не знающая пределов любовь к этому месту, переходящая в патриотизм в самом высоком смысле слова. И страстная любовь к театру, приверженность этой семейной традиции. Обе были театральными художницами, обеим довелось в разное время сыграть первостепенную роль в сохранении поленовского музея. Память о них светла. Старшая — Екатерина Васильевна в послереволюционные годы была организатором и душой театра крестьянской молодежи.

Фотографии Усадьбы Поленово

Наталья Васильевна всю жизнь продолжала традицию детского и созданного ею кукольного театра при музее. Обе они — свидетельницы и самые непосредственные участницы всей жизни музея в первые семь десятилетий его существования. Сестры смотрят в окно. За окном только еще начинают свою жизнь деревья парка — сосны, липы, ели, лиственницы. Их ровесницы. На склоне лет сестрам будет суждено увидеть парк таким, каким его знают сейчас сотни тысяч посетителей музея-усадьбы. На этой фотографии они как бы смотрят в неясные дали будущего. Они слиты с временем. И с делом, которому обе самоотверженно служили всю жизнь — каждая по-своему.

Еще одна фотография. Сосредоточенно читающий газету Василий Дмитриевич — воплощение спокойствия, величавой сдержанности и мудрого познания жизни, которые отличали его в преклонном возрасте. Напротив сидит его сын, которому суждено ценой оставшейся жизни продолжить дело отца и сохранить музей. Настороженность позы, переходящая в беспокойство, заметное в повороте головы и особенно во взгляде. За одним столом — люди двух поколений. На редкость емкий снимок. В нем не только запечатлены конкретные люди, объединенные одной судьбой и одним сельским кладбищем. В нем отразились приметы времени. Впереди многое: еще даже не началась первая мировая война…

Судьба музея оказалась завидной в том отношении, что красивые традиции нашли здесь благодатную почву. С самого начала в доме над Окой утвердился особый, одухотворенный стиль жизни. В отношениях между людьми как бы нашел воплощение возвышенный мир оперы В.Д.Поленова «Призраки Эллады». И первым «эллином» был сам Василий Дмитриевич. Даже здоровался он, как отмечают близко знавшие его, не рукопожатием, а древнегреческим жестом приветствия. Это отнюдь не было позой или бравадой: то и другое было абсолютно чуждо Василию Дмитриевичу. Во всех внешних проявлениях ему всегда были присущи естественность, сдержанность в сочетании с отзывчивостью и развитым чувством собственного достоинства. Другая характерная деталь: с любым встреченным человеком он всегда здоровался первым. Это сразу было отмечено крестьянами села Бехово. Такая манера общения невольно вызывала у всех глубокое уважение…
Несколько лет назад научным коллективом музея была собрана коллекция действующих музыкальных инструментов конца прошлого века. Цель этой работы — озвучивание музейных комнат, сопровождение показа экспонатов музыкой, — при жизни Василия Дмитриевича она всегда звучала в доме. Сейчас звучит снова. И присущие портретной, кабинету, библиотеке (особенно библиотеке) мелодии как бы воскрешают образы людей, некогда собиравшихся в этой комнате — самой большой из комнат гостеприимного дома над Окой. При жизни Поленова дом встречал вошедшего широко распахнутой двустворчатой дубовой дверью библиотеки. Сейчас встречает известным репинским портретом В.Д.Поленова и его словами: «Искусство должно давать счастье и радость». И кажется, что хозяин дома выйдет навстречу и привычным жестом поприветствует гостей. следующая страница

Поленово — государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник русского Василия Дмитриевича Поленова — русского художника, профессора московского Училища живописи, ваяния и зодчества.

Музей расположен по адресу Тульская область, Заокский район, п/о Страхово.

В коллекции музея хранятся работы учеников В.Д. Поленова. Наиболее известным его ученикам в музее посвящена специальная экспозиция, в которой особенное внимание привлекают работы К. А. Коровина и И. И. Левитана.

Карта

Происхождение названия Поленово

Музей усадьба называется по имени ее основателя и владельца — Василия Дмитриевича Поленова.

Советы туристам

Наш тест 29 августа 2009 года

Мы приехали в Поленово из Москвы на автомобиле. Выехали в субботу в 7-30 и нам удалось избежать привычных в это время пробок. Дорога заняла около 1,5 часов (по Симферопольскому шоссе) (от города Серпухов еще около 30 км.).

Территория усадьбы довольно большая. По ее аллеям можно погулять. Впечатляют огромные древние сосны и свежайший воздух. Пройдя усадьбу Вы попадете на реку Оку. Прямо возле усадьбы песчаный пляж. В летнее время здесь можно с комфортом покупаться.

В главном доме большая коллекция Поленова и его учеников, предметов быта художника. Вход в дом только по билетам. Фото и видео съемка в здании запрещена. У нас сложилось хорошее впечатление об экскурсии. Экскурсию провел молодой человек, который явно разбирался в предмете и отвечал на все вопросы.

В аббатстве расположена мастерская художника. Мы прибыли в усадьбу в августе, когда аббатство обычно закрыто. Поэтому не можем сказать свое мнение об этой части экспозиции.

В фейверковом доме была экспозиция творчества сестры В.Д. Поленова — Е. Поленовой — картины и мебель, изготовленная по ее эскизам . Честно говоря не произвело особенного впечатления.

Поленово. Музей как семейное дело

В экспозиции по сути один зал, а работы нас не впечатлили.

В адмиралтействе проводится диорама. Название завлекающее и мы решили ее посетить. По картинам Поленова В.Д. было составлена кругосветное путешествие в форме диорамы. Честно говоря, участники были ошеломлены. Из группы в 20 человек было всего 3 ребенка, но представление было явно рассчитано на детей. Наше удивление было вызвано тем, что ни в рекламе, ни при покупке билетов явно взрослыми людьми, нам не говорили о том, что это представление для детей.

Следует также отметить, что в течение недели пытались дозвониться до администрации усадьбы по телефонам. указанным на сайте (487 34) 2 11 80. Но трубку никто не брал. Причину этого явления мы не выяснили.

Питание — в Поленово одно кафе, в современно здании возле главного входа, где продаются билеты. Качество так себе. Там можно перекусить, но не более того.

Сувениры можно купить на мастер классах на территории усадьбы или в административном здании у главного входа. В построенных в наше время деревянных избушках устраивается мастер-класс мастеров народного творчества. Мы попали на филимоновскую игрушку (Тульская область) и изделия из бисера. Понятно что это форма продажи изделий, но покупать или нет дело Ваше.

Гостиницы в Поленово нет. Мы останавливались в городе Серпухов (около 30 километров езды на автомобиле от Поленово).

В расположенном недалеко селе Бехово расположена могила Поленова В.Д. и членов его семьи, а также церковь, которая построена по его проекту (Церковь Живоначальной Троицы села Бехово). Добраться до Бехово можно на машине (около 2 километров) или пешком вдоль реки Оки. Мы решили отправиться пешком. Сначала (до пристани) дорога хорошая и даже асфальтированная, а потом она становится узенькой тропинкой. Мы были в сухую погоду, но все равно дорожка оказалась неудобной. Если идти пешком, то лучше спуститься к воде и идти вдоль русла реки.

Кладбище в Бехово довольно большое. Найти могилу художника не так то и просто. Могила художника и его семьи находится недалеко от  Церкви Живоначальной Троицы, рядом с домиком смотрителей.

Историческая справка о Поленово

В восьмидесятых годах прошлого столетия, художник, проплывая по Оке на пароходе с одним из своих талантливых учеников Константином Коровиным, был восхищен окской природой в окрестностях уездного городка Тарусы. Здесь он и выбрал место для будущего музея. Датой основания музея-усадьбы В. Д. Поленова принято считать 2 ноября 1892 года. Именно в этот день Василий Дмитриевич с двумя старшими детьми  пришел в только что построенный по его проекту и чертежам дом. По проектам В. Д. Поленова в усадьбе построены — Главный дом, мастерская художника «Аббатство», флигели, службы.

При жизни Василия Дмитриевича в его доме всегда было много друзей-художников. В соседнем селе Страхово В. Д. Поленов выстроил школу, где дочери художника несколько лет руководили театральным кружком и вышивальными мастерскими.

Достопримечательности Поленово

Главный дом — построен в 1892 году по проекту Поленова В.Д. В главном доме находятся картины художника и его учеников, сохранена обстановка, которая была при художнике, находятся личные вещи художника и его семьи.

Аббатство — мастерская художника. Здание было построено в 1904 году по проекту Поленова В.Д. Оно сразу задумывалось как мастерская. Название аббатство получило за внешнее сходство с аббатством.Здесь Поленов работал над серией картин „Из жизни Христа" (позировал Христа ему часто И. Левитан). Здесь же работал его ученик Е. М. Татевосян, постоянно жили и работали композитор А. Н. Александров и виолончелист В. Л. Кубацкий, а также художник-декоратор Государственного академического Большого театра СССР Ф. Ф. Федоровский, академики Г. Г. Ряжский, П. Н. Крылов и Н. А. Соколов (Кукрыниксы) и многие другие художники.

Адмиралтейство — здание, построенное в морском стиле.

Фейверховый дом 

Могила художника — Могила Поленова В.Д. находится на кладбище села Бехово, неподалеку от Поленова. Художник завещал быть похороненным именно здесь и чтобы на его могиле был только деревянный крест и никаких излишеств.

Церковь Живоначальной Троицы села Бехово — церковь построена по проекту Поленова В.Д. Он стремился воссоздать церковь 12 века.

Изображения

Главный вход в Усадьбу Мемориальная табличка у Главного входа в Усадьбу Главный дом Главный дом. Вид со стороны Оки
Аббатство Адмиралтейство Фейверховый дом Коллекция античных фигурок, собранная Поленовым В.Д.
Могила Поленова В.Д. в селе Бехово Церковь Живоначальной Троицы села Бехово    
   

В литературе

О похоронах Поленова В.Д. — Елена Якович, Дочь философа Шпета в фильме Елены Якович. Полная версия воспоминаний Марины Густавовны Шторх (2014 г.):

"Хоронили Поленова на деревенском кладбище в ближайшем к его дому селе Бёхове, возле церкви, построенной по его рисунку, на высоком берегу Оки. Думаю, что это было большое событие в культурном мире. И сюда, на похороны, съехалось очень много народу – и официальные какие-то (помню солидные представительства от Большого театра), и художники, и друзья, и просто публика. На лошадях, покрытых белыми попонами, везли до Бёхова гроб. А за гробом шли люди, и мы тоже с этой толпой. Стоял погожий летний день. Все вокруг было так красиво. Василия Дмитриевича отпевали в этой почти игрушечной церквушке Святой Троицы, как нам сказали, изнутри расписанной его друзьями и учениками – Репиным, Головиным, Якунчиковой… Все-таки это был еще 1927 год, и церкви в таком диком количестве не закрывали, как позднее. И похоронный звон был еще разрешен."

Дополнительно

Серпухов

Внешние ссылки

Музей Поленово на museum.ru

polenovo.tula-oblast.ru — сайт о музее Поленово

polenovohram.ru — сайт Церкви Живоначальной Троицы села Бехово

Фотография #79949ПОЛЕНОВОФотография #79949: ПОЛЕНОВО#Поленов#Поленово#усадьба#парк#живописец#ПерякинPeryakin

Более 100 лет на высоком холме над Окой стоит трехэтажный белый дом. Его архитектура своеобразна и оригинальна. Этот дом был построен в 1892 году по проекту Василия Дмитриевича Поленова, знаменитого русского живописца. Еще в 1887 году Поленов писал: "Мечтаю о домике а берегу Оки об том; как мы его устроим; как мы там заживем; сделаем большую комнату; где будет музей; картинна галерея; библиотека: Рядом будет столярная мастерская; адмиралтейство, рыболовство и терраса; а над этим будет моя живописна мастерская. Чудесные мечты, может быть, и сбудутся". Все мечты были претворены в жизнь.

Музей-усадьба Поленово, или Где творил художник

В 1890 году совершилась желанная покупка земли в деревне Бехово. Но Поленову больше всего нравился высокий холм над Окой, носивший красивое название "Борок". Владела этой землей крестьянская община, которая не имела права продавать землю, поэтому был совершен обмен: 8 июня 1891 года Поленов получил во владение "Борок", а крестьяне — в два раза больше пахотной земли. В то время, когда русские усадьбы приходят в упадок, художник создает грандиозный проект усадебного комплекса. 16 августа 1891 года был заложен дом, а 30 сентября начали возводить стены. И уже 2 октября 1892 года семья переселилась в новый дом, именно эту дату и принято считать днем создания музея. Поленов мечтал о том ,что его дом будет не только жилым домом, но и мастерской для его друзей-художников и многочисленных учеников, а главное-это будет первый в России художественный музей в провинции, доступный самому широкому кругу посетителей. С этого времени и началась жизнь усадьбы. Музей Поленова — один из первых музеев в стране, взятых под охрану государством как не подлежащий национализации и конфискации в мае 1918 года. В 1924 году усадьба Борок была предоставлена В. Д. Поленову и его семье в пожизненное пользование Постановлением Совнаркома РСФСР. В 1939 году, после принятия от наследников художника в дар государству всех коллекций музея, его библиотеки, архивов и фондов, музей был взят на баланс Тульским Облисполкомом и начал работать как государственное учреждение с установленной входной платой. В 1941 году через Поленово прошла линия фронта, экспонаты музея были эвакуированы в Тулу. Музей был вновь открыт для посещения в 1944 году. В начале 1950-х годов "Дом- музей имени В.Д.Поленова" был преобразован в музей-усадьбу В.Д.Поленова. В 1964 году он был Постановлением Совета Министров РСФСР передан из областного подчинения в непосредственное подчинение Министерству культуры РСФСР, в 1975 году ему была присвоена вторая категория. В 1983 году Постановлением Совета Министров РСФСР музей-усадьба В Д Поленова был преобразован в Государственный историко-художественный и природный музей-заповедник В Д Поленова. В 1990 году был преобразован в Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей — заповедник В. Д. Поленова. Сегодня Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д.Поленова — это один из крупнейших музеев-заповедников страны и один из самых известных в России и за ее пределами.

Координаты не указаны

Leave a Comment