Поминальный храм аменхотепа III

Описание статуй

Статуи-близнецы изображают египетского фараона в сидячем положении с ладонями, положенными на колени. Взгляд каменных фигур устремлён на восток в сторону Великого Нила. Возле ног вырезаны две фигуры: жена Тия и мать Мутемуия. На боковых панелях изображён бог Нила Хапи.

Сделаны статуи из блоков перекристаллизованного песчаника (кварцита). Вырубали блоки в каменоломне Джебель-эль-Ахмаре. Это 675 км от Фив. Перевозили их по земле, так как никакое речное судно не выдержало бы такую тяжесть.

Таким был вход в мемориальный храм Аменхотепа

В высоту колоссы вместе с каменными платформами, на которых стоят, достигают 18 метров. Весят по 720 тонн каждая. Расположены статуи друг от друга на расстоянии 15 метров.

Эти уникальные творения древности сильно повреждены. У южной фигуры отсутствует один каменный блок. Северная фигура имеет трещину выше талии. Верхние части состоят из различных типов песчаника, что является результатом реконструкции в римскую эпоху. Считается, что поначалу обе фигуры были абсолютно идентичными. Различались только нанесённые на них надписи.

Величественные рукотворные монументы охраняли вход в мемориальный храм Аменхотепа. В то далёкое время данный храмовый комплекс был самым богатым и большим в Древнем Египте. По площади он занимал 35 га. В наши дни от всего этого великолепия остались только две полуразрушенные каменные фигуры.

Боковая часть статуи с изображением бога Нила Хапи

Название колоссов

Некоторые историки полагают, что величественные статуи были разрушены землетрясением в 27 году до н. э. Источником является утверждение историка Страбона, писавшего об этом в I веке. Верхние части каменных фигур, вплоть до пояса, упали на землю. Однако данная причина разрушения вызывает сомнение, так на территории Египта землетрясений не бывает.

Существует и иная версия. Виновником разрушения называют персидского царя Камбиза. Он правил во второй половине VI века до н. э. и являлся инициатором военной экспансии в Древний Египет. Именно по его приказу и были разрушены величайшие архитектурные творения.

Это более похоже на правду, но главное заключается в том, что после разрушения, статуи на восходе солнца начали испускать протяжный звук. Повторялось это изо дня в день на протяжении столетий. Об этом писали и Страбон, и Павсаний, и Филострат, и Лукиан. Так что нет оснований не верить данному явлению.

Что же касается людей искусства, то они сочинил романтическую легенду. По ней «поющие» камни-близнецы представляли собой Мемнона. Это сын царя Эфиопии Тифона и Авроры. Он был послан отцом на помощь защитникам Трои, осаждённым греческой армией. Мемнон убил Антилоха, который считался другом Ахилла. А последний, обезумев от ярости и горя, заколол убийцу своего друга.

Вид на колоссы Мемнона с высоты птичьего полёта

Аврора, узнав о гибели сына, попросила Юпитера воскрешать её любимого мальчика хотя бы на одно мгновение в день. Могущественный бог сжалился над женщиной, и Мемнон стал оживать каждое утро, сопровождая своё воскрешение жалобным и протяжным стоном.

Что же касается научного объяснения данного феномена, то звук скорее всего возникал от вибрации. Создавала её пористая поверхность излома. Остывшие за ночь и напитавшие влагу камни нагревались от утренних солнечных лучей, и этот процесс вызывал характерный звуковой эффект.

Конец феномену был положен в 199 году. По приказу римского императора Септимия Севера колоссы Мемнона восстановили. Отвалившиеся каменные глыбы поставили на место, и величественные статуи обрели вторую жизнь. В настоящее время к ним идёт нескончаемый поток туристов. Они искренне восхищаются величественными и масштабными творениями канувшей в тьму веков эпохи.

Дмитрий Орлов

Колоссы Мемнона являются неотъемлемой частью архитектурного наследия Египта. Статуи были возведены в городе Луксор в честь фараона Аменхотепа III – на них он и изображен. Здесь был построен целый храм, но он разрушился, а две удивительные скульптуры дают возможность отдыхающим прикоснуться к многовековой истории, сделав фото на память. Высота этих статуй составляет 20 метров, а вес – свыше 700 тонн. В качестве строительного материала применялись блоки из песчаника.

Колоссы Мемнона: история

Много столетий назад задача Колоссов Мемнона заключалась в охране более значимого сооружения – храма Аменхотепа III. Однако строение было возведено недалеко от реки Нил, разливы которого стерли его с лица земли. В связи с этим главной достопримечательностью стали уцелевшие «стражи» храма. По степени религиозности и красоте с храмом не конкурировало ни одно святилище Древнего Египта.

Благодаря античному историку Страбону мир узнал, почему статуи называли поющими. Весь секрет в том, что лучи восходящего солнца нагревали воздух, а тот просачивался через отверстие в северном Колоссе Мемнона, издавая красивую мелодию. Но в 27 году до н. э. произошло землетрясение, вследствие чего северная скульптура была уничтожена. Немного позже ее отреставрировали римляне, но звуков она больше не издавала.

Значимость статуй

Останки этих статую дают современному поколению представление о масштабах строительства и уровне технологий того времени. Невозможно представить, сколько значимых событий на протяжении 3-х тысяч лет происходило возле них.

Серьезные повреждения лица и других частей скульптур делают невозможным распознать облик одного из самых влиятельных фараонов древнего Египта. Некоторые историки убеждены, что ущерб Колоссам Мемнона нанес один из персидских царей – Камбиз.

Кем являлся Мемнон?

Когда на Трою было совершено нападение, эфиопский царь Мемнон (сын Авроры) пришел на помощь. В результате сражения он был убит Ахиллесом. Легенда гласит, что мелодия от статуй – это плач Авроры за погибшим сыном. Также советуем посмотреть на египетские пирамиды.

Недалеко от исторической жемчужины Египта, Луксора, на краю пустыни возвышаются два гигантских изваяния, известных миру, как Колоссы Мемнона. Тысячи лет они стерегут огромную равнину, бывшую некогда поминальным храмом Аменхотепа III.

Годы правления Аменхотепа III (1388-1351 гг. до н. э.) были для Древнего Египта эпохой мира и процветания. Нет никаких свидетельств внутренних потрясений, не было сколько-нибудь крупных войн, но по всей стране велось грандиозное строительство, а скульптуры и другие произведения искусства, относящиеся к периоду царствования фараона, поражают своим совершенством. В этом нетрудно убедиться – на Университетской набережной Санкт-Петербурга стоят сфинксы, изображающие именно Аменхотепа III.

Описание и легенда

Колоссы Мемнона – огромные статуи фараона высотой около 18 метров, установленные у входа в его поминальный храм. От самого здания не осталось ничего – ежегодные разливы протекающего неподалёку Нила полностью уничтожили сооружение и нанесли непоправимый вред Колоссам. Разрушительное действие речных вод остановило лишь строительство Асуанской плотины. Внесли свою лепту в уничтожение памятника и местные жители, веками растаскивавшие каменные блоки для своих строительных нужд.

Нет сомнения, что поминальный храм Аменхотепа III был грандиозным сооружением. Археологические раскопки выявили примерный план здания. Площадь занимаемой храмом территории составляла около 35 гектаров. Для сравнения – площадь храмового комплекса в Карнаке, крупнейшего сохранившегося сооружения древнего мира, составляет около 30 гектаров.

Своё имя изваяния получили от греков, которые усмотрели в них изображения легендарного эфиопского царя Мемнона, сына богини утренней зари Эос. Согласно сказаниям, герой Мемнон был призван царём Приамом, чтобы помочь в войне против осадивших Трою греков. Во время битвы Мемнон напал на престарелого царя города Пилос, мудреца Нестора. На защиту Нестора бросился его сын Антилох, который пал от руки Мемнона. Великий Ахилл, бывший другом Антилоха, атаковал Мемнона, чтобы отомстить за убитого. Оба соперника были величайшими воинами, оба были закованы в латы, изготовленные богом Гефестом, оба были сыновьями богинь. Даже Зевс не смог решить, кто больше достоин победы, и вверил судьбу боя воле случая — своим золотым Весам судьбы.

Чаша весов со жребием Мемнона опустилась вниз, и Ахилл поразил эфиопского владыку. Тело царя было увезено на родину для погребения. Когда же первые греческие путешественники оказались в Фивах, на вопрос, что это за статуи, им ответили – «Менну». Это было название любой статуи фараона, изображённого сидящим на троне, однако гости Египта немедленно отождествили статуи с легендарным Мемноном.

Колоссы созданы из песчаника, добытого в каменоломнях, расположенных в 670 км. к северу. Огромные каменные блоки пришлось доставлять волоком сухопутным путём, поскольку они были слишком тяжелы для перевозки по реке. Общий вес каждой статуи составлял около 700 тонн.

Современное состояние монументов не даёт возможности визуально определить, кого они изображают. Лица Колоссов полностью разрушены, лишь надписи на основаниях статуй, содержащие имя Аменхотепа III, указывают, чья память увековечена в этих гигантах.

Не забыл фараон и о своих близких. У ног Колоссов помещены горельефные изображения его любимой жены Тийи и матери Мутемуйи. Это были великие женщины своего времени. Мать фараона в первые годы его официального царствования несла на себе бремя управления страной в качестве регентши, а Тийя играла очень важную роль при дворе Аменхотепа III и его сына, знаменитого фараона-реформатора Эхнатона.

Поющие Колоссы

Молчаливое величие Колоссов Мемнона поражает зрителей по сей день. Но гораздо большей славой они пользовались в древности, когда множество паломников приходило послушать одну из статуй. Античный мир знал монументы Аменхотепа III как «поющие статуи». Многие древние авторы (наиболее известный из них – Страбон) сообщают, что на заре один из Колоссов начинал «петь». Раздавались странные звуки, как будто обрывались струны арфы. Другие путешественники слышали мелодичное посвистывание. Возникло это явление после землетрясения 27 года н. э., когда на «северной» статуе появились трещины.

Как «пели» Колоссы на самом деле – сейчас уже не определить. Но сам факт звучания камня сомнений не вызывает. Учёные объясняют появление звуков испарением ночной влаги из пористого камня или утренним ветром, дующим в трещины песчаниковых блоков. Явление это наблюдается во многих местах мира и носит у геологов название «эолова арфа».

Греки считали, что это Мемнон обращается к своей матери Эос с жалобой на свою несправедливую судьбу. Послушать пение статуй приезжали люди со всех концов Ойкумены (так греки называли известный им мир). В 130 году н. э. к Колоссам приехал знаменитый римский император-философ Адриан, а в 199-м – император Септимий Север.

Стараниями Септимия Севера и закончилась история «поющих» статуй. Император приказал привести монументы в порядок. Щели в изваяниях были заделаны, а площадка вокруг них расчищена от обломков. После этой реставрации каменные гиганты замолчали.

Но и «молчаливыми» Колоссы Мемнона притягивают к себе всех, кто хочет ощутить дыхание времени и приобщиться к одной из величайших цивилизаций древности. Без встречи с легендарными великанами посещение Луксора — древних Фив, да и всего Египта, будет неполным.

Колоссы Мемнона

Колоссы Ме́мнона (местное арабское название el-Colossat, или es-Salamat) — две массивные каменные статуи, в действительности изображающие фараона Аменхотепа III, а не Мемнона. Последние 3400 лет они простояли в некрополе города Фивы, по другую сторону реки Нил от современного города Луксор.

Две статуи изображают сидящего Аменхотепа III (ок. XIV столетия до н. э.). Его руки положены на колени, а взгляд обращён на восток к реке и восходящему солнцу. Две меньшие фигуры вырезаны на передней части трона вдоль его ног. Это его жена Тия и мать Мутемуйя. Боковые панели отображают бога Нила Хапи.

Статуи сделаны из блоков кварцитного песчаника, которые были добыты из каменоломни в Джебель-эль-Ахмаре (неподалёку от современного Каира) и транспортированы на 670 км по земле, а не по водам Нила (они были слишком тяжелы для переправки вверх по реке). Блоки, использованные инженерами Септимия Севера для реконструкции северного колосса, могли быть привезены из Эдфу (на север от Асуана). С учётом каменных платформ, на которых стоят статуи, они достигают 18 метров в высоту. Вес каждой статуи оценивается в 700 тонн.

Первоначальное предназначение Колоссов Мемнона было стоять на страже к входу в Поминальный храм Аменхотепа (или просто погребальный храм) — массивный культовый центр, построенный при жизни фараона, где он почитался как воплощённый бог на земле перед и после его отбытия из мира сего. В его дни этот храмовый комплекс был самым большим и самым роскошным в Египте. Покрывая в сумме 35 га, даже последующие соперники, такие как Рамессеум Рамзеса II или Мединет-Абу Рамзеса III, не могли покрыть такую площадь; даже храм в Карнаке, стоявший во времена Аменхотепа, был меньше.

За исключением Колоссов, от храма Аменхотепа сегодня осталось очень мало. Так как колоссы стоят в пойме Нила, ежегодные наводнения размыли их у основания. Известна литография, сделанная в 1840-х годы, изображающая Колоссы окружённые водой.

Греческий историк и географ Страбон, живший в начале I столетия нашей эры, рассказывает о землетрясении (в 27 году до н. э.), которое разрушило северный колосс.

Расколовшись, статуя получила репутацию «поющей» каждое утро на рассвете: легкий стон или посвистывание, возможно, были вызваны повышающейся температурой и испарением влаги внутри пористого камня. В 19 году н. э. эти места посетил Германик. Тон издаваемого статуей звука во всём античном мире считался эталонным для настройки музыкальных инструментов. Легенды о колоссах распространились по всему миру, и к ним потянулись путешественники, чтобы восхититься изваяниями. Загадочные звуковые эффекты статуй прекратились в 199 году, когда римский император Септимий Север, в попытке ублажить оракула, приказал собрать треснувшие части.

Мемнон, под именем которого известны колоссы, был героем Троянской войны, царь Эфиопии, который повёл свои войска из Африки в Малую Азию, чтобы помочь защитить осаждённый город, но в конечном счёте был убит Ахиллом. Имя «Мемнон» означает «Правитель утренней зари».

  • Северный колосс.

  • Боковая поверхность статуи.

История поющих колоссов Мемнона

Собственно, имя Мемнона статуи получили по ошибке. Когда греки попали в Египет, они увидели в этих статуях образ своего легендарного героя Трои Мемнона. За легендой и сохранилось название.

Мемнон — полубог, властитель Эфиопского царства. Для помощи своему родственнику Приаму, он отправляется в осажденную Трою, где идет ожесточенная битва.

Он выступает во главе троянского войска, вражескую же сторону (греки) ведет сам знаменитый Ахилл.

Далее в ходе битвы Мемнон устремляется за престарелым Нестором, который в результате возникшей опасности призывает на помощь своего сына Антилоха. Сын, разумеется, бросается на помощь для защиты отца, но, получив удар копьем в грудь от Мемнона, падает замертво. Ситуация обостряется тем, что Антилох был хорошим другом Ахилла.

Ахилл бросается за Мемноном. Оба сильные, оба сыновья богинь, оба в броне, выкованной богом Гефестом. Разразилась битва, за которой наблюдали даже на небесах. Эос и Фетида, матери героев, просили у Зевса каждая за своего сына. Но Зевс для определения победителя использовал свои золотые весы. Чаша Мемнона опустилась вниз, это означало для него поражение. Ахилл копьем пронзает грудь Мемнона.

Увидев это, богиня Эос посылает еще своих сыновей (богов ветра) для того, чтобы унести тело Мемнона к реке Эсепа, где ему и была создана гробница.

Приметив огромные колоссы Мемнона в Луксоре, греки признали в них именно этого Мемнона. Здесь же, возможно, проявило себя и название построек — «менну», которое было созвучно с именем героя.

Но самое интересное, что обнаружили греки, это то, что при попадании света на одну из статуй она начинала петь. Звуки были похожи на обрывающиеся струны арфы, поэтому греки решили, что это Мемнон жалуется своей матери при появлении ее из-за горизонта. Разумеется, такое явление не осталось незамеченным. Оно удивляло и потрясало всех людей. В 130 году статую посещали Адриан и Сабина. В 195 году Септимий Север приказал восстановить разрушенные детали статуй, после чего явление пения пропало. До сих пор неизвестно, чем точно было вызвано подобное явление, но то что оно было на самом деле не вызывает сомнения.

Leave a Comment