Помпеи Фото С Раскопок

Содержание

Жертвы и тела в Помпеи

Археологически раскопки в Помпеи являются одни из самых уникальных мест в мире. Здесь как на фотографии запечатлены жизни целого города, его жителей, одежда, утварь и предметы быта, которыми они пользовались ежедневно. Из всех городов и деревень, которые были уничтожены во время извержения вулкана Везувий в 79 году, Помпеи дает нам наиболее полную картину последствий извержения и последовательности событий, которые сопровождали его. В то время как Геркуланум был одинаково уничтожен, действия населения были разными. Поскольку Геркуланум не пострадал от первоначального выпадения вулканических обломков, большая часть населения успела убежать до того, как пирокластических волна захлестнула город.

 

Число жителей Помпеи во время извержения остается открытым для обсуждения, в диапазоне приблизительно от 6000 до более чем 20000. Число найденных жертв в общей сложности составляет 1150 идентифицируемых. Однако надо принять внимание, что большая часть Помпеи до сих пор лежит под землей. К тому первые раскопки 18- ого и 19- ого века вообще не делали никаких слепков. То есть десятки или даже сотни пустот, оставленных телами были попросту проигнорирован. Из них 394 тел были обнаружены в нижних слоях пемзы в то время как 650 были обнаружены в верхних пирокластических отложениях. Если мы предположим, что существует подобное распределение жертв в не раскопанных районах города, общее число погибших в городе из-за извержения составлять более 1600 человек. Сколько людей погибло за пределами города мы наверно никогда не узнаем.

Во время первой фазы извержения большое количество пемзы упало на Помпеи, похоронив город на глубину 2-3 метра.

Последний день Помпеи: сканирование останков жертв катастрофы

Во время этой фазы, большой части жителей удалось покинуть город. Тем не менее, 38% известных жертв были убиты во время этой фазы, главным образом, как следствие обрушение крыш и стен под весом выпавшей пемзы.

Во время второй фазы извержения, 51% пострадавших находились внутри зданий, в то время как 49% были на открытом воздухе. Все жители в этой фазе однако, независимо от их местонахождения, были убиты пирокластических волной, которая наводнила город. Удивительно но видимо первая волна оказалась не столько деструктивной. Некоторые жителей смогли спастись и были накрыты второй пирокластической волной.

 

Статистика погибших жителей Помпеи

Тела найдены в отложениях падения пемзы (Первые часы извержения вулкана Везувия)

 

 

 

Тела найдены в пирокластическом месторождение (Более поздние часы извержения вулкана Везувия)

 

Место нахождения Внутри Знаружи Всего
Регио I 86 41 127
Регио II 26 73 99
Регио III 0 4 4
Регио V 0 0 0
Регио VI 11 16 27
Регио VII 33 14 47
Регио VIII 43 51 94
Регио IX 43 7 50
Неизвестно 4 5 9
За пределами стен Помпеи 49 70 119
Всего 234 316 650

Как формировались гипсовые слепки трупов

Мягкие ткани трупов были уничтожены в процессе хаотичного извержения, однако они оставили после себя пустые ниши. Археологи заполняют эти пустоты гипсом в результате получают точные копии людей, которые некогда здесь погибли. Достоверно известно, что из 20,000 жителей Помпей погибло по- меньшей мере 2,000 человек. Однако это число приблизительное. Многие тела были найдены за пределами городской черты Помпей, а многие пустоты многих тел были уничтожены ранними археологами, которые не поняли важности своих открытий. Несомненно, что существенная часть населения сумела убежать. Как сложилась их судьба и, что именно они чувствовали возвращаясь на место своего города покрытый лавой нам трудно сказать. Можно лишь представить. Никаких записей личных переживаний этих людей не сохранилось. Мы можем лишь представить это себе по материальным находкам археологов.

Вообще организаторы музея Помпеи, мне кажется, совершили грубую ошибку тем, что собрали большинство жертв в одном месте. Куда интересней было бы расставить гипсовые фигуры или их копии по тем местам, где их и нашли. Вот лишь некоторые жертвы гибели Помпей.

 

 

 

Сад беглецов (Регио I, Инсула 21) (Помпеи)

Самая известная коллекция тел находится в так называемом Саде Беглецов. Здесь сохранились тела небольшой семьи включая взрослых и детей. Это наверно одно из самых популярных мест в Помпеях.

Труп человека в Палестре

Был найден в Южной колоннаде Палестры у туалетов. Одет был в ботинки и плащ с капюшоном. Видимо пытался закрыть одеждой себе рот дабы избежать мучительной смерти от паров извержения.

Отец и дочь

 

Эта странная композиция из двух тел была найдены в небольшом частном садике при богатой резиденции, известная как Дом Криптопортика или Дом Т. Лукреция Кара (T. Lucretius Carus). Судя по надписям там жили отец Лукреций и его дочь. Они видимо остались до последних моментов у себя дома и не успели спастись. Девушка попыталась спастись, зарыв свое лицо в одежду своего умирающего отца.

 

Тело раба

Эта гипсовая фигура сохранила часть скелета. Видны кости черепа и зубов. Также хорошо виден пояс жертвы. В древности такие пояса из кожи выдавались рабам. На них хозяева писали имя хозяина, адрес и прочую информация. По сути рабы в древнем Риме имели права не больше современных собак.

 
Тело ребенка

К сожалению, это тело одно из немногих, которые оставили на месте смерти человека. Туристы зачастую забывают, что Помпеи было не только местом жизни, но и место смерти тысяч человек всех полов и возрастов. Тело этого ребенка было найдено на нижней ступени в доме Фабия Руфуса. Видимо он пытался убежать, но потерял сознание и покатился вниз по ступеням

Труп Собаки

Эта собака стала жертвой извержения так как была привязана. У бедного животного не было никакого шанса спасти. Судя по изогнутому телу собака умерла в страшных мучениях.

 

 

Одна из любопытных находок в Помпеях были найдены в руинах небольшого отеля известных как Отель Морежин. Здесь были найдены два тела. Одно тело принадлежало молодому человеку, а другое молодой женщине. У девушке на руке было найден золотой браслет в форме змей с бриллиантовыми глазами. Браслет весил пол- килограмма. Внутри этого браслета сохранилась надпись "Dominus ancillae suae" (Господин рабу) т.е. хозяин подарил эту дорогую вещь своей бывшей рабыне.

 

В Римские времена было нормально держать целый гарем из рабынь и иногда рабов для личного удовольствия. Однако в данном случае хозяин освободил свою возлюбленную из рабства. Вполне возможно, что здесь они встретились и проводили время вдали от всех, когда были настигнуты извержением. Девушка и молодой человек пытались спрятаться в знание и переждать природный катаклизм в тщетной надежде, что все это закончиться быстро. Когда на крыже стала собираться пемза, а деревянные перекрытия стали трещать под весом геологических пород любовники попытались убежать, но не успели. Крыша не выдержала и обрушилась. Молодые люди были вмиг погребены и сразу скончались.

 

Большинство жителей Помпеи погибли не от лавы и даже не от кусков геологических пород и пемзы, которые летели на город. Большинство людей погибли, задохнувшись ядовитыми газами от извержения. Тела многих жертв сохранили последние мучительные секунды жизни этих людей. Некоторые пытались закрыть себе лицо в предсмертных агониях. Их это, к сожалению, не спасло.

Скелеты Помпеи

Далеко не все тела, найденные в Помпеи были превращены в гипсовые слепки. Иногда находят полные скелеты. Так недавно был найден труп молодого человека. Причина смерти понятна и без доктора, как говорится.

blog comments powered by

Когда мы ехали смотреть город, восставший из пепла, мы мало что о нем знали. В итоге это была наверное наша лучшая находка на территории Италии (ну еще озеро Комо). Прогуляться по городу, которому 2000 лет и который отлично сохранился в первозданном виде — это потрясающе.

Помпе́и — древний римский город недалеко от Неаполя, в регионе Кампания, погребённый под слоем вулканического пепла в результате извержения Везувия 24 августа 79 года.

Все знают, что Помпеи погиб из-за извержения Везувия почти 2000 лет назад, но мало кто знает что город в свое время представлял собой один большой античный публичный дом. Это был такой своеобразный Лас-Вегас в древнеримскую эпоху. Сюда люди приезжали со всей округи отдохнуть и развлечься.

Сад пленников. Окаменелые жертвы извержения Везувия

Провести здесь досуг можно было с пользой — тем более что сходить действительно было куда. Большой театр у Треугольного форума, Малый театр, крупнейшие в городе Стабианские термы, храм Юпитера, рынок итд. Одних лупанариев (публичных домов) здесь насчитывалось несколько десятков, каждый из которых имел строго отведенные часы работы и набор услуг.

Жриц любви называли «волчицами» (лат. «lupa») в том числе и из-за необычной манеры приманивать клиентов — заунывным волчьим воем. Наверное выглядело это странно. В этой связи существует альтернативная версия воспитания основателей Рима — Ромула и Рема. Согласно общеизвестной легенде, их выкормила волчица. Судя по всему их воспитала вовсе не волчица, а одна из женщин легкого поведения.

Город хорошо сохранился, потому что лавой Помпеи не заливало, его засыпало пеплом. А люди умирали от удушья.

Вообще первое, что поражает — размеры города. Они действительно гигантские, мы там несколько раз потерялись и пришлось сверятся с картой, чтобы найти что-то нужное. Мы так все и не смогли обойти.

При этом считается, что 20-25% еще не раскопано и многое закрыто от глаз туристов.

Храм Аполлона. У подножия лестницы находится жертвенник из травертина.

В настоящее время в Помпеи организован музей, в котором собраны обнаруженные при раскопках предметы: глиняные амфоры, мраморные чаши, скульптуры, декоры зданий, остатки колонн и предметы быта.

Гипсовые слепки погибших помпейцев. Их тела превратились в золу, но внутри лавы пепельная окалина облепила контуры тел, и пустота сохранилась на века.

Питьевой фонтан.

На всех (!) дорогах с двух сторон есть тротуары, а между тротуарами вот такие специальные камни. Так сделано, чтобы во время дождей было удобно переходить дорогу. Круто.

Дороги до сих пор в отличном состоянии.

В Помпеях насчитывалось более тридцати улиц и переулков, жилых зданий — около девяти сотен. Дома были в основном двухэтажными. Каждое здание было украшено фресками, мозаиками, а то и мраморными скульптурами. Верхние этажи, как правило, сдавались в аренду, ведь сюда стремились приехать отдохнуть все: от римской знати до жителей соседних городов.

Во многих зданиях можно рассмотреть уникальные фрески и мозаики, сохранившие яркие краски даже спустя две тысячи лет.

Туристов очень мало.

Оставшись в восторге от этого удивительного места мы поехали дальше. Впереди нас ждала Тоскана и ее сердце — Флоренция.

Все посты Eurotrip2012
Средневековая деревня Эз
Монако — страна роскоши и узких дорог
Венеция — дряхлеющий музей под открытым небом
Прогулка по Милану
Озеро Комо и Белладжо
Восхитительная Верона
В поисках настоящей Тосканы: Флоренция и Пиза
Помпеи. Погребённые под пеплом.
Рим — город, замученный туристами
Благословенное Орвието
Мраморный водопад в центре Италии
Путешествие по Умбрии: Спелло и Сполето
Ассизи: город Святого Франциска
Пересадка в Стамбуле

Отдельно все наши квартиры в поездке:
Как снять квартиру с помощью airbnb.com

Помпеи

Помпеи – это очередная Мекка древней культуры, расположившаяся в щедрой Италии. Это место даст возможность увидеть прекрасный древний город воочию, позволит воображению объемнее представить быт и культуру людей, живших еще до Рождества Христова. Теперь уже музей, Помпеи расположены под открытым небом у подножия вулкана Везувия в регионе Кампания недалеко от Неаполя.

История, архитектура и быт Помпеи

Считается, что история Помпеи начинается в середине VI–начале VII вв. до н.э. Город просуществовал около пяти веков. В итоге соседство с могучим Везувием оказалось фатальным для города. Во второй половине I в. до н.э. город засыпало пеплом в результате извержения вулкана. Но этот случай позволил нам много узнать о жизни Древнего Рима, о его культуре и быте.

На заре своего существования Помпеи были достаточно развитыми и богатыми для своего времени. Строительство города было очень четко спланировано. Двумя основными улицами, пересеченными маленькими улочками, город был разделен на девять кварталов. Здесь располагались ремесленные мастерские гончаров, стеклодувов и др., трактиры и пекарни, магазины и булочные.

Дороги выложены камнем. Тротуары возвышаются над проезжей частью, на которой есть пешеходные переходы, чем-то напоминающие современные: вместо белых полос – квадратные камни, между которыми – своеобразная колея, для телег.

Жители города вели активную политическую жизнь, развито было искусство. Развлечения занимали далеко не последнее место: в вакханалиях участвовали толпы людей.

Очень продуманно были устроены дома богачей. В гостиной (атриуме) находился бассейн, к атриуму прилегал кабинет, столовая, спальня и библиотека. Обязательно присутствовала баня.

Были в городе и публичные дома, в качестве своеобразного каталога они были украшены фресками, изображавшими услуги, которые мог получить клиент.

Интересные факты

Помпеи – родина выражения «деньги не пахнут». Оно принадлежит скупому императору Веспасиану, который ввел платный вход в общественные туалеты.

На тех домах, в которых жены были особо удовлетворены постельными сценами со своими супругами, вывешивались изображения мужских гениталий.

Новое в блогах

Некоторые из них сохранились и сейчас.

Что можно увидеть сейчас

Помпеи – город, жизнь которого словно поставлена на паузу тысячелетия назад. Пепел сохранил для нас возможность пройтись по улицам, рассмотреть сохранившиеся росписи на стенах, где изображена ежедневная городская жизнь. На некоторых стенах остались видны агитационные надписи, свидетельствующие об активной общественно-политической жизни города. На территории города есть большой амфитеатр.

На улицах, где велась торговля рыбой, можно увидеть необычные для нашего взора весы для рыб, имевшие разные отверстия, которые соответствовали разному весу.

Неплохо сохранились храмы, древнейший среди них – храм Аполлона. Можно посетить даже жилые дома. Так, в Доме Хирурга даже сохранились инструменты. Археологи сумели воссоздать последний день, показав даже позы, в которых трагедия застала людей.

Полезная информация

Помимо экскурсии по древнему городу, можно посетить Везувий. Рядом с входом на руины и на выходе есть рестораны. Недалеко от них магазины и кондитерские. Цены на входные билеты постоянно меняются.

OmniWorld > Италия > Неаполь > Места >

Геркуланум

Всем известен своей трагической судьбой город Помпеи, заживо захороненный под слоем пепла от извержения Везувия в первом веке до нашей эры. Но он был не единственным городом, пострадавшим в этой трагедии. Под слоем пепла и жидкой вулканической грязи было захоронено и другое древнеримское поселение – Геркуланум. Его обнаружили случайно в 18 веке. Сам город прекрасно сохранился и сейчас является очередным музеем под открытым небом, позволяющий приблизиться к древней культуре.

Помпеи. Фото. Город заживо погребенных. Небольшой отчет о поездке

Краткая история Помпей

Помпеи — один из древнейших городов Италии, расположенный у подножия Везувия в Кампании — плодородной области Апеннинского полуострова с рыхлой вулканической почвой и мягким климатом.

Античная Кампания (из книги Мау)

Точно неизвестно, когда Помпеи были основаны, но мы знаем, что фрагменты храма Аполлона — одного из старейших сооружений города — археология датирует концом VII в. до н.э. Другая древняя постройка Помпей — дорический храм — относится к началу VI в. до н.э. и, вероятно, выполняла роль культурного центра греческого эмпория. Но подлинными основателями города можно считать осков (древнейшие надписи Помпей сделаны на оскском языке). Почтенный возраст Помпей потверждают и результаты раскопок Амедео Майюри и Стефано де Каро: ранние городские стены и найденные остатки ворот в VI районе археологи относят к середине VI века до н.э. — основным строительным материалом этого времени был туф.

В VI в. до н. э. Помпеи были одним из городов образованного в Кампании союза этрусских городов во главе с Капуей. Однако источники, повествующие об этом периоде, ничего конкретного о городке не говорят — Помпеи ничем не выделяются на фоне остальных кампанских городов. Этрусский период заканчивается в середине V в. до н.э. — первенство в регионе переходит к самнитам. Историю смены народов в Кампании приводит Страбон в своей "Географии" (V.4.8.): "К Неаполю непосредственно примыкает Гераклова крепость, лежащая на мысе, выдающемся в море, и настолько открытая дуновению юго-западного ветра, что это делает поселение удивительно здоровым. Этим городом и следующим за ним, Помпеей, мимо которого протекает река Сарн, когда-то владели оски, затем тирренцы и пеласги, а потом самниты. Однако и последние были вытеснены из этой области".

В результате Самнитских войн конца IV-начала III вв. до н. э. процветающие кампанские города превращаются в римских союзников и лишаются права на самостоятельную внешнюю политику, что, правда, мало отражается на их экономике. К этому времени относится первое письменное упоминание города — Тит Ливий в своей "Истории Рима от основания города" (IX, 38, 2) под 311 г. до н.э.

Жизнь мертвого города — Помпеи, фото

рассказывает о "десанте" римских моряков: "В то же время Публий Корнелий, которому сенат поручил прибрежные области, привел римский флот в Кампанию, и корабельщики, высадясь у Помпеи, отправились разорять Нуцерийские владения". Начинается романизация Помпей, но до ее окончательного завершения должно пройти еще два с лишним столетия. Летописание этих веков не сохранило упоминаний о городе, и следующий раз Помпеи появляются в римской истории в I в. до н.э.

В 89 г. до н.э., во время Союзнической войны, Луций Корнелий Сулла вел осаду Помпей, но вынужден был отступить — город сумел удержаться. В это неспокойное время городская стена была дополнительно укреплена 12 башнями. Правда, Помпеи это не спасло, позднее Сулле удалось сломить сопротивление жителей, а затем разместить в городе около 2 тысяч отслуживших ветеранов своей армии в качестве колонистов. Помпеи получили статус римской колонии с новым названием Coloniae Corneliae Veneriae Pompeianorum.

Следы стенобитных орудий Суллы на участке городской стены Помпей

Господствующее положение Рима на Средиземном море способствует развитию морской торговли и появлению новых рынков сбыта на Востоке. Изобретение дешевого, изготовляемого на месте бетона и широкое использование рабского труда приводит к бурному развитию строительства. Особое внимание в империи уделяется гражданской архитектуре: строятся водопроводы и мосты, термы и амфитеатры, виллы и многоэтажные жилые дома. Создание прекрасных дорог по всей Италии способствует развитию сухопутной торговли и межобластных связей. Города усиленно застраиваются лавками, рынками и прочими помещениями для обмена и торговли.

В I в. до н. э. Помпеи превращаются в благоустроенный культурный центр. Сооружаются амфитеатр на 20 тысяч зрителей, Одеон, многочисленные частные здания, мостятся улицы. Город активно украшается скульптурами, мозаиками, фресками, созданными на высоком художественном уровне.

5 февраля 62 г. н.э. прозвучал первый звонок грядущей катастрофы — в Кампании произошло мощное землетрясение с эпицентром в окрестностях Помпей. Город был разрушен, сильно пострадали также Нуцерия, Геркуланум и другие близлежащие городки. Естественно, для такой сейсмоактивной зоны, как Кампания, землетрясения — не редкость, что отмечает Сенека в трактате "Naturales Quaestiones" (VI, I, 2): "… правда, Кампания никогда не была свободна от угрозы подобных бедствий, но они столько раз случались, не принося никакого вреда, что страх перед ними прошел…" Однако на этот раз мощь стихии превзошла известные поколению масштабы — его последствия помпейцы запечатлели даже в искусстве: ларарий в доме помпейского банкира Луция Цецилия Юкунда изображает целый ряд зданий города во время землетрясения.

Барельеф из дома Юкунда

Последующие 15 лет Помпей были заполнены лихорадочной строительной деятельностью — жители города восстанавливают разрушенное землетрясением и даже закладывают новые здания. Одну из самых крупных построек Помпей после землетрясения — Центральные термы — так и не успели завершить к 79 г. н.э. Во многих домах археологи обнаружили следы реконструкций, косметического ремонта, обновления росписей и мозаик. Всё указывало на то, что жители Помпей, несмотря на жестокий удар природы, Везувий в дальнейших планах на жизнь в расчет не брали.

Несильные подземные толчки 70-х гг. н.э. горожане восприняли весьма деловито — трещины в стенах послужили поводом к очередному обновлению интерьеров домов и прочим восстановительным работам в городе. Найдено немало указаний на очередной строительный бум: ценные вещи в богатых домах сложены в запертых подсобных помещениях, в готовых к отделке комнатах разложены инструменты, амфоры с известью, горшочки с красками. Все указывает на то, что предшествующее извержению землетрясение не вызвало у помпейцев панических настроений, и они приготовились к привычному восстановлению поврежденного стихией.

Но 24 августа* история города внезапно прерывается — дремавший доселе Везувий просыпается и обрушивает на окружающее пространство всевозможные продукты вулканической деятельности. Подземные толчки, хлопья пепла, падающие с неба камни — все это застало жителей Помпей врасплох. Люди пытались укрыться в домах, но погибали от удушья или под развалинами. Кого-то смерть настигла в общественных местах — в театрах, на рынках, форуме, в храмах, кого-то — на улицах города, кого-то — уже за его чертой. Однако подавляющее большинство жителей все же успели покинуть город.

Брюллов К.П. Последний день Помпеи. 1833 г.

Извержение Везувия длилось весь день. Помпеи накрыл многометровый слой пепла и лапилли. Такая же участь постигла и близлежащие городки Стабию и Октавианум. Находившейся же на другой стороне вулкана Геркуланум погиб чуть позже — днем следующего числа его разрушила мощная пирокластическая волна, а начавшийся после извержения дождь смыл со склонов Везувия пепел, и разрушенный город затопило грязевыми потоками — селями и лахарами.

Пыль и пепел черной пеленой висели в небе три дня. Прибывшая к Везувию следственная комиссия установила, что городки безвозвратно погибли. Еще какое-то время по развалинам бродили оставшиеся в живых люди, пытаясь отыскать свое имущество, но вскоре и они покинули мертвый город.

Про Помпеи забыли до XVI века, пока в 1592-1600 годах при рытье подземных тоннелей для отвода воды реки Сарно к вилле графа Туттавиллы под руководством итальянского архитектора Доменико Фонтаны не было найдено несколько надписей, а также фрагментов цветных настенных росписей, которые, однако, никому не пришло в голову связать с Помпеями, хотя одна из надписей содержала два прекрасно сохранившихся слова "decurio pompeis" (что истолковали как имя владельца "найденной виллы" — Помпей, на самом же деле это было упоминание одной из городских должностей).

Тоннель Фонтаны для отвода воды от реки Сарно

Предположение о тождественности Чивиты и античных Помпей прозвучало впервые от посетившего городок в 1637 году немецкого антиквара Гольштениуса, но общественностью было воспринято негативно. Найденная в 1689 году очередная надпись с именем города вызвала дискуссии в научном мире. Архитектор Пичетти вновь предположил, что место каким-то образом связано с Помпеем, в то же время историк Бьянчини заявил, что надпись прямо указывает на местонахождение древнего города Помпеи.

Одна из помпейских надписей на оскском языке

В 1748 году руководитель раскопок в Геркулануме Хоакин де Алькубьерре как военный инженер, контролировавший работу и обслуживание всех военных королевских объектов, получил сообщение о находке каких-то старинных предметов в местечке Ла Чивита у города Торре Аннунциата, где размещались королевские пороховые фабрики. Предположив, что там находились также засыпанные Везувием Стабии, Алькубьерре перевел несколько рабочих из Геркуланума в Чивиту. В техническом плане работать здесь оказалось проще — слой вулканического материала меньше раза в три и не такой твердый, как в Геркулануме.

Однако три месяца работы в Помпеях не удовлетворили Алькубьерре количеством найденных вещей, и раскопки на время были свернуты, а рабочие вернулись в Геркуланум. От "Стабий" в документах тех лет, подготовленных самим Алькубьерре, сохранился план секции амфитеатра.

Вновь к Помпеям вернулись в 1750 году. Свеженазначенный помощник Алькубьерре Карл Вебер взялся исследовать уже известную с 1748 года городскую виллу Юлии Феликс. За последующие 7 лет (в 1757 году владение Юлии после изъятия подходящих королю вещей было засыпано) Вебер сумел составить детальный план всего комплекса с указанием точных мест всех находок, связав этот план с инвентарными списками. Еще позже — вероятно, в 1759 или 1760 — он подготовил и аксонометрическую документацию по вилле Юлии Феликс. Все это время Помпеи условно считались Стабиями (несмотря на работы в реальных Стабиях и Граньяно).

Лишь 15 лет спустя после начала регулярных раскопок — 18 августа 1763 года — был обнаружен пограничный столб Помпей (подробнее в главе о раскопках 1748-1798 гг.), что и позволило установить точно объект интереса археологов.

Благодаря внезапной и быстрой гибели Помпеи являются самым сохранившимся античным городом. Поскольку вся обстановка домов осталась нетронутой под слоем застывшей лавы, Помпеи стали важным и ценным источником сведений о жизни, быте, городском устройстве, культуре и искусстве Римской империи I в. н. э.

К настоящему времени открыто 3/5 города (остальное решили оставить будущим поколениям): оборонительные стены, ворота, некрополи, кварталы жилых домов с мозаиками, фресками и скульптурами прекрасной сохранности, два форума, амфитеатр и два театра, храмы и многое другое. Реализуется проект освещения Помпей.

Фрагмент объемной карты руин Помпей. Национальный Археологический музей Неаполя

(с) Юлли Улетова

*. Сейчас делаются обоснованные попытки отодвинуть дату извержения на 2 месяца вперед — на октябрь 79 года н.э.

Сама дата в письмах Плиния, указанная как nonum kal. Septembres, переводилась как 24 августа, однако теперь традиция перевода может быть пересмотрена в пользу non(as) Novembr(es) или nonum kal (endas) Decembres, что переносит дату извержения на конец октября, начало ноября или вовсе на конец декабря.

В пользу "осенней версии" археологи приводят такие доводы, как:
— созревшие фрукты, в том числе виноград, найденные во время раскопок;
— теплая одежда на некоторых жертвах и жаровни в помещениях;
— полные вина кувшины на сельской вилле в Боскореале;
— серебряная монета из Дома Золотого Браслета (где отчеканен титул Тита с указанием "imperator XV", что могло произойти не раньше начала сентября).

Leave a Comment