Помпеи

Древние цивилизации

Гибель Помпеи

Сразу надо отметить, что тела умерших граждан в Римской империи не предавали земле, а кремировали. Для современных историков это большой минус, так как по костям можно многое узнать о жизни человека. Что он ел, чем болел, какой вёл образ жизни. Поэтому скелеты, возраст которых исчисляется двумя тысячами лет, представляют собой очень большую ценность. Найти их в Италии сложно. Отсюда огромное археологическое значение Помпеи. В этом городе, который был погребён под многометровым слоем вулканического пепла, скелетов сохранилось очень много.

Гибель Помпеи датируется 24 августа 79 года. Через 62 года можно будет отмечать 2000 лет со дня гибели города. По историческим меркам срок сравнительно небольшой. По меркам космоса – мгновение. Но если рассматривать трагедию с позиций продолжительности человеческой жизни, то прошёл огромный период времени.

История Помпеи

Сами Помпеи были основаны в VI веке до н. э. Город вобрал в себя 5 небольших поселений и превратился в единое административное образование. Это были владения этрусков, тех самых древних племён, культура которых послужила основой римской культуры. В конце V века город захватили самниты, а через 100 лет Помпеи связали свою судьбу с Римской республикой. Жители города пользовались большими правами и считались не подданными, а союзниками Рима.

Но такое союзничество было чистой формальностью. Римский сенат смотрел на подобные города с потребительских позиций. Горожан брали на службу в армию, а римское гражданство не давали. Обделяли их также в материальных вопросах, касающихся прав на общественные земли. Всё это породило восстание.

План города Помпеи

В 89 году до н. э. в Помпеи вошли войска, и город объявили колонией Римской республики. Город навсегда утратил даже формальную независимость. Но на жителях это никак не сказалось. Оставшиеся 90 лет они жили свободно и обеспечено. Земли были плодородными, рядом располагалось море, климат отличался мягкостью, и знатные римляне охотно строили виллы в этих местах.

Рядом находился город Геркуланум. В нём селились легионеры, вышедшие в отставку, а также бывшие рабы, ставшие свободными гражданами. В Римской республике любой раб мог купить свободу или получить её в дар за какие-то заслуги. Вот такие люди и населяли город.

Ещё один соседний город назывался Стабии. Это было место римских нуворишей. Здесь стояли утопающие в зелени роскошные виллы. Дома бедных людей находились в отдалении. В них жила обслуга, ремесленники, торговцы. Все они кормились от богатых людей, обеспечивая их потребности.

Гибель Помпеи неразрывно связана с этими двумя городами. Они также были погребены под вулканическим пеплом «проснувшегося» Везувия. Большинство жителей погибло. Спаслись только те, кто покинул свои дома в самом начале извержения. Они бросили всё имущество и ушли, тем самым, сохранив жизни себе и своим близким.

Улица Помпеи

Со дня своего образования Помпеи активно строились. Особенно оживлённо велось строительство последние 300 лет до трагедии. Был возведён огромный амфитеатр на 20 тысяч мест. Строительство его датируется 80 годом до н. э. На арене, которая в длину достигала 135 метров, а в ширину 105 метров, устраивались гладиаторские бои. За 100 лет до этого древние строители возвели Большой театр на 5 тысяч зрителей. Почти одновременно с амфитеатром поострили Малый театр на 1,5 тысяч зрителей.

В городе располагалось множество храмов, посвящённых различным богам. В центре находился форум. Это площадь, сформированная из общественных зданий. На ней проходила как политическая, так и торговая жизнь. Улицы были прямыми и пересекались перпендикулярно.

Водоснабжение города осуществлялось посредством акведука. Это большой лоток на опорах. Строители всегда делали небольшой уклон, и вода бежала по нему. В город живительная влага попадала из горных источников. Из акведука она стекала в огромный резервуар. Он находился выше жилых зданий и имел множество труб, которые отходили от него к домам богатых граждан. То есть в наличии имелся водопровод, но только для обеспеченных людей.

Простой люд довольствовался общественными фонтанами. К ним также подходили трубы от резервуара. Но был один неприятный нюанс. Все трубы делали из свинца. Это, естественно, сказывалось на здоровье людей и влияло на продолжительность жизни. Если бы люди тех времён знали об этом, то, скорее всего, делали бы серебряные трубы. Это отразилось бы на здоровье самым положительным образом.

Гибель Помпеи

Во дворе роскошной виллы
Обращает на себя внимание добротная кирпичная кладка

Хлебом город обеспечивали хлебопекарни. Существовало текстильное производство. Имелась мощная крепостная стена и, конечно, термы (бани). В Древнем Риме они пользовались огромной популярностью. В таких местах люди не только мылись, но и общались, обсуждая последние общественные и коммерческие новости.

Археологи нашли даже лупанарий. Так называли публичные дома в римскую эпоху. В Помпеях представлял он собой 2-х этажное каменное здание. На каждом этаже располагалось по 5 комнат. Предполагается, что в городе ещё имелось 30 одиночных комнат. Находились они над винными лавками в разных жилых районах.

Если посчитать, то получается, что клиентов обслуживало не более 40 проституток. В городе жило 20 тысяч человек. Из них половина мужчины, плюс приезжие. На такую массу людей всего 40 жриц любви. Можно утверждать, что мужчины в то время были гораздо целомудреннее нынешних жителей планеты. Отсюда вывод: половая распущенность римских граждан является лишь плодом воображения недобросовестных историков.

Вулкан Везувий

А что же Везувий? Это действующий вулкан. Расположен он в 15 км от Неаполя. Его высота составляет 1280 метров. За всю историю существования у него насчитывается 80 крупных извержений. Как утверждают геологи, Везувий молчал 15 веков до знаменательной даты в 79 году. Лишь в 63 году он активизировался. Произошло землетрясение, которое разрушило несколько зданий в городе. Землетрясение и извержение– это один и тот же геологический процесс, выраженный в разных формах. Но откуда жители Римской республики могли знать об этом.

Город Помпеи и Везувий

После трагедии 79 года вулкан опять замолчал более чем на 1500 лет. Активизировался в 1631 году. Из заросшего лесом кратера вылилась лава. Она уничтожила небольшой итальянский город Торре-дель-Греко. При этом погибло 1500 человек. Вулкан был активен в течение 2 недель.

С этого момента Везувий периодически активизировался с интервалом в 15-30 лет. Крупное извержение началось 4 апреля 1906 года. Вулкан безумствовал вплоть до 28 апреля. При этом выбрасывался газ, и лилась лава. Затем аналогичный сценарий, но в более скромной форме повторился через 7 лет. А 20 марта 1944 года произошло последнее извержение. По силе оно соответствовало извержению 1906 года.

Таким образом, видно, что вначале из вулкана выделялись лишь газы, пемза и твёрдые породы. Всё это сопровождалось сильными взрывами и тоннами раскалённого пепла, который покрывал землю многотонной массой. С XVII века помимо газов и пепла из кратера потекла лава.

По-сути, те люди, которые живут возле Везувия, очень рискуют. А ведь это густонаселённый район Италии. В любую минуту он может превратиться в место страшной трагедии. Но пока вулкан «спит», и будем надеяться, что следующая активность наступит лишь через тысячу лет.

Хронология гибели Помпеи

Итак, вернёмся в 79 год. За неделю до 24 августа в городе произошло землетрясение. Оно было очень сильным и соответствовало 6 баллам по шкале Рихтера. Город, едва оправившийся от землетрясения 63 года, вновь подвергся частичному разрушению. Половина жителей покинула его. Но другая половина осталась. Люди стали расчищать завалы и благоустраивать нарушенный быт.

Не исключено, что в городе появились мародёры. Они грабили брошенные богатые усадьбы. Видимо административная власть сразу не смогла навести порядок, поэтому воры чувствовали себя вполне вольготно. Ситуацию усугубило то, что в водоводе пропала вода. Технические службы не смогли сразу определить причину аварии. Нужно было идти в горы и там проверять состояние акведука.

На всё про всё как раз и ушла неделя. Жизнь постепенно входила в привычную колею. Утро 24 августа ничем не отличалось от предыдущих дней после землетрясения. Люди ходили по улицам, работали рынки. Вдали величественно возвышалась гора Везувий. Она выглядела вполне спокойно, и горожане никак не связывали землетрясение с ней.

Постепенная гибель Помпеи началась около часа дня. Вначале последовало несколько сильных подземных толчков. Затем послышался звук взрыва, и над Везувием появился чёрный столб дыма. Из кратера стал под огромным давлением вырываться газ. Он увлёк за собой мелкие камни твёрдых пород, вулканический пепел и пемзу (вулканическая пористая порода). Огромный столб достигал в высоту 30 км.

Гипсовые тела погибших людей

Вся эта масса закрыла небо и стала падать на землю. Когда с огромной высоты падает даже маленький камушек, он может убить человека. Поэтому люди покинули улицы и попрятались в домах. Вулкан при этом то активизировался, то ослабевал в своём неистовстве.

Те жители, которые, бросив всё, в полдень покинули город, остались в живых. Но основная масса населения даже не представляла всю серьёзность опасности. Многие считали крыши домов самой надёжной защитой.

Вулканическая пыль вперемешку с пемзой падала на землю всё активнее. Уже к 4 часам дня стало темно, как ночью. Некоторые крыши домов под тяжесть вулканических извержений стали рушиться. По улицам невозможно было ходить. Жители поняли, что их живьём замуровывает в домах.

Как определили археологи, 54 жителя в день, когда наступила гибель Помпеи, укрылись в подвале большого оптового склада. Сводчатый потолок помещения равномерно распределял нагрузку, создаваемую вулканической пылью. Поэтому убежище было надёжным. Но люди не учли, что воздух наполнили вредные для дыхания газы. Усугубил же ситуацию пирокластический поток (вулканические газы и пепел с температурой до 700 градусов Цельсия).

В недрах Везувия резко возросло давление. Раскалённые газы и пепел с утроенной силой рванулись наружу. Часть вершины кратера не выдержала и обрушилась. В результате раскалённая масса устремилась не вверх, а в бок и с огромной скоростью 500 км/ч двинулась в сторону города. При этом температура пирокластического потока достигала 300 градусов по Цельсию.

Всё, что попадалось на пути, мгновенно сгорало. Так погибло множество людей, оказавшихся в это время на улицах города. Археологи нашли конюшню, где заживо истлело более двух десятков лошадей. Бедные животные были привязаны, и не смогли вовремя вырваться наружу.

Жуткое вулканическое явление значительно ускорило гибель Помпеи. Те 54 человека, которые укрылись в подвале оптового склада, задохнулись раскалённым воздухом. Гибель ускорила пыль. Она попадала в лёгкие и превращалась там в цемент. Через две тысячи лет эти тела нашли. Они лежали в спокойных позах. В отличие от них, те, кто погиб на улицах, зажарились заживо.

Кратер Везувия

Раскопки города начались в XIX веке. Полости, которые обнаруживали в вулканической пыли, заливали гипсом. И пустота превращалась в скрюченное тело человека. Таковых было великое множество. Практически всё население погибло. Приводится цифра в 16 тысяч человек. Но это с учётом двух других городов: Геркуланума и Стабии.

Таким образом, гибель Помпеи стала величайшей трагедией, случившейся в самом начале I тысячелетия новой эры. В наши дни когда-то прекрасный город превратили в музей под открытым небом. Расчищено 75% его площади. Остальная часть пока находится под пеплом. Сейчас о трагедии ничто не напоминает. Развалины выглядят вполне мирно. Также миролюбиво смотрится и Везувий. Глядя на него, и не скажешь, что виновник ужасного кошмара затаился лишь на время. Но вот когда наступит роковой час – неизвестно никому.

Дом Фавна

Грандиозный Дом Фавна — это настоящий дворец.Без сомнения, он принадлежал аристократической пом-пейской семье, оставшейся неизвестной, и является кульминационным итогом слияния типовой архитектуры домов с атрием в центре — по италийской традиции — и архитектуры по греческим канонам с центром дома в виде перистиля.

Размеры особняка значительнопревосходят обычные, что свидетельствует об огромных богатствах, оказавшихся у правящих классов древнеримского общества после завоеваний на Востоке.

Помпеи: история гибели города и интересные факты

Здание занимает всю инсулу, оно построено на месте предыдущего дома III в. до н.э., который вместе с садом доходил до границы сегодняшнего первого перистиля.

Дом Фавна, расчистка которого завершилась к 1830 г., строился в два этапа: в начале II в. до н.э. он включал лишь первый перистиль; в конце тогоже века был пристроен второй перистиль и особняк приобрел окончательные размеры. Дом состоит из двух сообщающихся апартаментов, но с отдельными входами, расположенными между лавками. Основные апартаменты находятся на западной стороне. Туда попадаем через вестибюль, где помещается ларарий, имитирующий фасад храма с небольшими коринфскими колоннами. Затем проходим в большой тосканский атрий, имп-лювий которого выложен цветными ромбами. В центре его находилась небольшая бронзовая статуя танцующего фавна (замененная копией), откуда и название дома. Соответственно традиции этрусско-италийской планировки, два ряда комнат и две алы располагаются вокруг атрия. Правая ала украшена мозаичной эмблемой с изображением кошки, охотящейся на куропатку; левая ала — мозаикой с тремя голубками, достающими из ларца украшения.

В глубине атрия — центральный таблинум с двумя триклиниями по сторонам. В таблинуме лежал скелет женщины, застигнутой в момент катастрофы, когда она пыталась бежать со своими драгоценностями и пожитками. Пол в триклинии вымощен осколочной мозаикой с изображением рыб и демона верхом на пантере.

Восточные апартаменты включают четырехколонный атрийи ряд служебных комнат вокруг него. В восточный коридор первого перистиля выходят конюшни, туалеты, баня с тепидарием и калидарием, кухня и триклиний. Из триклиния западных апартаментов можно пройти в первый перистиль с ионическими колоннами из туфа, покрытыми стуком. На северной стороне — экседра с предваряющими ее двумя колоннами и двумя пилястрами с коринфскими капителями из стука; мозаика с нильскими мотивами украшает порог. Именно здесь была открыта знаменитая мозаичная картина, изображающая битву Александра Великого и Дария, которая сейчас находится в Неаполитанском музее, — она украшала пол здания.

Во второй перистиль выходит множество комнат, в том числе экус, расписанный во II стиле. Этот перистиль, более просторный, чем первый(около 45×40 м), насчитывает 44 дорические колонны, отделанные стуком. В глубине расположены небольшие служебные комнаты и запасный вход в дом. В С-3 конце обнаружены ниши ларария и рядом с ними культовые предметы и бронзовая статуэтка Гения дома.

Большая мозаика Александра (упоминавшаяся выше) заслуживает подробного описания. Она составлена из более миллиона крошечных кусочков мрамора. Мозаика была повреждена уже в древности, скорее всего во время землетрясения 62 г., как это показывает реставрация, выполненная более крупными кусочками, со стыковочными швами из стука.

Это произведение представляет огромную художественную ценность, так как установлено, что это копия с картины ранней эпохи эллинизма, которая — по Плинию — может быть отнесена ко времени Филоксена из Эретрии. Это композиция широкого построения. Художник учел важнейшие достижения эллинистической живописи в передаче светотени и точно следовал им. Персонажи необычайно динамичны. В центре картины — лошадь, видимая со спины; создается впечатление, что она устремляется внутрь сцены. Слева в ряды врагов вторгается Александр. Шлем упал с его головы. Он в первом ряду македонской кавалерии и пронзает копьем знатного перса, в то время как Дарий, помещенный в центре композиции, спасается бегством на колеснице.

На этой реалистической картине изображен ряд деталей, известных нам из многих источников; это позволяет считать, что здесь изображена битва при Гавгамеле — последнее, действительно решающее сражение между двумя соперниками. Оригинальная картина, без сомнения, была вывезена наряду с другими произведениями искусства из Греции в Рим после его победоносных завоеваний во II в. до н.э.

Новости проекта:

Архив новостей с 1997 года — загляните, тут много интересного.

2018

Август

19.08.18. Открытия с 2000 года: Возобновление раскопок в Помпеях. Район V. Череп жертвы с мешочком монет

17.08.18. Открытия с 2000 года: Возобновление раскопок в Помпеях. Район V. Новые избирательные надписи

15.08.18. Открытия с 2000 года: Возобновление раскопок в Помпеях. Район V. Дверь таберны

13.08.18. Открытия с 2000 года: Возобновление раскопок в Помпеях. Район V. Бронзовый канделябр

11.08.18. Открытия с 2000 года: Возобновление раскопок в Помпеях. Район V. Мешочек с монетами

08.08.18. Открытия с 2000 года: Возобновление раскопок в Помпеях. Район V. Три новых избирательных надписи

07.08.18. Открытия с 2000 года: Возобновление раскопок в Помпеях. Район V. Инвалид с блоком в голове

05.08.18. Открытия с 2000 года: Возобновление раскопок в Помпеях. Район V. Фрески Дома Юпитера

03.08.18. ЖЖ: Фрагменты Дома Фавна

Июль

31.07.18. ЖЖ: Фрагменты Дома Фавна

29.07.18. ЖЖ: Проклятая неизвестность!

27.07.18. ЖЖ: Продолжаем разговор про римские методы удешевления строительства и отделки

25.07.18. ЖЖ: Как правильно смотреть на Помпеи — 3

21.07.18. ЖЖ: Помпеи: Находки, не заинтересовавшие короля

19.07.18. ЖЖ: Бронзовый шлем найден на Таманском полуострове

17.07.18. ЖЖ: Найденная в Олимпии глиняная табличка содержит текст фрагмента "Одиссеи"

15.07.18. ЖЖ: Чертовых Помпеев!

13.07.18. ЖЖ: Музыка в археологии: новые уникальные находки на античном некрополе поселения "Волна-1"

11.07.18. Открытия с 2000 года: Возобновление раскопок в Помпеях. Район V. Новый переулок обрел имя

09.07.18. Открытия с 2000 года: Возобновление раскопок в Помпеях. Район V. Импровизированный картибул в саду

07.07.18. ЖЖ: Слово о любви, преданности и нежности, прошедшее сквозь века

05.07.18. Открытия с 2000 года: Возобновление раскопок в Помпеях. Район V. Первая фреска новых раскопок

03.07.18. Открытия с 2000 года: Возобновление раскопок в Помпеях. Район V. Железная оконная решетка

Июнь

29.06.18. Открытия с 2000 года: Возобновление раскопок в Помпеях. Район V. Презентация находок

27.06.18. Открытия с 2000 года: Возобновление раскопок в Помпеях. Район V. Новые раскопки

25.06.18. Искусство. Живопись. Фрагменты фресок The Metropolitan Museum of Art. New-York

22.06.18. ЖЖ: Загадка без отгадки (погребение в Каструм Новум)

17.06.18. ЖЖ Археологические новости: О чем рассказали избирательные лозунги в Помпеях (N+1)

15.06.18. Открытия с 2000 года: Римская сельскохозяйственная вилла в Чивите Джулиане. Часть 5. Захоронение мужчины

14.06.18. ЖЖ Археологические новости: Новая книга про археологию детства на русском языке

13.06.18. ЖЖ Археологические новости: Ловись, рыбка… (о случайной находке долии)

12.06.18. ЖЖ: Обман зрения и разумная экономия средств

11.06.18. История изучения Помпей. Гипсовые отливки: Гипсовые отливки с сельскохозяйственной виллы в Чивите Джулиане

10.06.18. ЖЖ Археологические новости: Волнующие моменты открытия…

09.06.18. ЖЖ Археологические новости: Из новостей: в 5 районе Помпей открыли три новых избирательных надписи

06.06.18. ЖЖ: Смещенные акценты (об открытии пепла с вулкана Санторина в Смирне)

05.06.18. Открытия с 2000 года: Римская сельскохозяйственная вилла в Чивите Джулиане. Часть 4. Конюшня

04.06.18. ЖЖ: Оскская надпись из Помпей — завещание Вибия Адирана

Май

30.05.18. Открытия с 2000 года: Римская сельскохозяйственная вилла в Чивите Джулиане. Часть 3. Помещения виллы и находки

28.05.18. Открытия с 2000 года: Римская сельскохозяйственная вилла в Чивите Джулиане. Часть 2. Тоннели кландестини

26.05.18. Открытия с 2000 года: Римская сельскохозяйственная вилла в Чивите Джулиане. Часть 1. Краткие сведения

24.05.18. ЖЖ: О чужих блогах

22.05.18. ЖЖ: Полку трехмерных реконструкций лиц "доисторической национальности" прибыло: Толлундский человек

20.05.18. ЖЖ: Гай Валерий Катулл, его Лесбия и её воробушек

19.05.18. ЖЖ: Британский музей. Декоративные украшения (панели, плакетки) из слоновой кости (900-700 гг. до н.э.)

17.05.18. Антиквариум Боскореале: Деметра-пеплофора с Виллы Папирусов

15.05.18. Контрабанда культурных ценностей: Часть 11. "И швец, и жнец, и на дуде игрец"

13.05.18. ЖЖ Археологические новости: В Остии найдена голова мраморной статуи

10.05.18. Предметы обихода. Стеклянная посуда из Помпей

05.05.18. Предметы обихода. Туалетные принадлежности: Гребень

Апрель

29.04.18. Открытия с 2000 года: 2018. Скелет ребенка из Центральных терм. Первые сведения

25.04.18. ЖЖ: Греция. Археологический музей Фив. Часть 7. Геометрический период

21.04.18. ЖЖ: Греция. Археологический музей Фив. Часть 6. Микенский период

17.04.18. ЖЖ: Греция. Археологический музей Фив. Часть 5. Бронзовый век

13.04.18. ЖЖ: Музей лимеса/Limesmuseum в Аалене, Германия

09.04.18. ЖЖ: Античный водяной орган — гидравлида/гидравлос

05.04.18. Посещение археологических зон вокруг Везувия: Campania Express 2018 — в Помпеи

01.04.18. Предметы обихода. Туалетные принадлежности: Бронзовая шкатулка с аксессуарами

Март

29.03.18. Предметы обихода. Украшения: золотое ожерелье из Владения Юлии Феликс

27.03.18. Контрабанда культурных ценностей: Снова о контрабанде культурных ценностей и археологической этике

25.03.18. Предметы обихода. Украшения: золотой браслет из Помпей

23.03.18. Искусство. Бронзовая скульптура: Три портрета Адриана. Голова из Лувра

21.03.18. Предметы обихода. Украшения: золотое кольцо со змеиными головками из Помпей

19.03.18. Искусство. Бронзовая скульптура: Три портрета Адриана. Голова из Британского музея

16.03.18. Календарь Рима: Император Тиберий — всё!

14.03.18. Искусство. Бронзовая скульптура: Три портрета Адриана. Бюст из Музея Израиля

12.03.15. Искусство. Бронзовая скульптура: Три портрета Адриана

10.03.18. Везувий под снегом в январе 2017-го, декабре 2017-го и феврале 2018-го

08.03.15. ЖЖ: С Женским днем всех вас… (Выставка в The Met "Опасная красота")

06.03.18. ЖЖ Археологические новости: Руин акведука Гадеса прибыло

04.03.18. Календарь Рима в мой день рождения: Ante diem IV Non, или О древнеримских подарках

02.03.18. ЖЖ Неаполитанские записки: Древний город Литерн (Liternus/Liternum) тоже под снегом

Февраль

28.02.18. История изучения Помпей: Рисунки XVIII века с изображением помпейских стенных росписей

27.02.18. В Помпеях вновь выпал снег… и ЖЖ: Снег в Риме

26.02.18. ЖЖ: Греция. Археологический музей Фив. Часть 4. Каменный век

25.02.18. Выставка Анджело Кашелло в Помпеях — "Casciello Pompei"

ЖЖ: Греция. Археологический музей Фив. Часть 3. Ландшафт и мифы Беотии

22.02.18. ЖЖ: Пальмира: примите участие в сохранении мирового наследия!

20.02.18. ЖЖ: Греция. Археологический музей Фив. Часть 2. История музея и археолог Перси Уре

19.02.18. ЖЖ Археология Болгарии: Третий некрополь эпохи халколита в Варне

18.02.18. ЖЖ: Греция. Археологический музей Фив. Часть 1. Пост памяти

15.02.18. ЖЖ Археологические новости: Во Флоренции открыт огромный римский некрополь

14.02.18. ЖЖ День Всех влюбленных: "И жили они долго и счастливо, и умерли в один день"

12.02.18. Центральные термы отреставрируют и откроют для публики

10.02.18. ЖЖ: Еще одна реконструкция — Чеддарский человек

05.02.18. Древнеримская кухня: Porcellum assum

Январь

25.01.18. ЖЖ Древний Рим: 44 и 1 эпитафии

20.01.18. Контрабанда культурных ценностей: Часть 9.

Город Помпеи

Гермафродит

15.01.18. ЖЖ Древний Рим: Как из Адриана сделать Константина

10.01.18. Благословенный Неаполь: Санта-Мария Аннунциата и Эспозито (2)

05.01.18. Искусство: Спальни-кубикулы в Доме Фруктового Сада. Фреска

01.01.18. Искусство: Спальни-кубикулы в Доме Фруктового Сада. Напольная мозаика

(Pompei; до 1928 — Valle di Pompei), город в Южной Италии, в области Кампания, в провинции Неаполь. Расположен на берегу Неаполитанского залива, у подножия вулкана Везувий, в 22 км к юго-востоку от г. Неаполя.

Близ города — руины древнеримских Помпей, разрушенных при извержении Везувия в августе 79 н. э. Раскопки засыпанных кусками пемзы и пеплом Помпей ведутся с середины 18 в. Открыты большая часть города, некрополь у городских ворот и загородные виллы.

В городе сохранились руины форума с колоннадой, т. н. базиликой, храмом Аполлона (все — 2 в. до н. э.), храмом Юпитера, зданием жрицы Евмахии (суконным рынком), мацеллумом (мясным рынком), термами (все -1 в. до н. э.), а также остатки Треугольного форума с дорическим храмом (6 в. до н. э.), театра (3-1 вв. до н. э.), одеона и амфитеатра (оба — 1 в. до н. э.). Многочисленны жилые дома , украшенные скульптурой, мозаиками и фресками.

В стенных росписях Помпей выделяют 4 стиля: 1-й, "инкрустационный" (2 в. до н. э. — начало 1 в. до н. э., имитация мраморной облицовки); 2-й, "архитектурно-перспективный" (в основном около 80 до н. э. — около 30 до н. э.; иллюзионистически архитектурные изображения, пейзажи, мифологические сцены); 3-й, "орнаментальный" (1-я половина 1 в. н. э.; симметрические орнаментальные композиции, включающие мифологические сцены и пейзажи); 4-й (около 63 — начало 2 в.; преимущественно фантастические архитектурные построения).

Так как Помпеи погибли внезапно, сохранилась вся обстановка домов, лавок, кабачков, общественных зданий; поэтому город — важнейший источник сведений о хозяйстве, быте, культуре, искусстве Римской империи 1 в. н. э. (источник)

Мозаики Помпеи

Самый известный и самый сохранившийся из мертвых городов Древнего мира хранит множество великолепных образов мозаичного искусства, причем как в виде реалистичных картин, являвшихся именно произведением искусства, так и в виде больших напольных мозаик, служивших утилитарным напольным покрытием. С точки зрения художественной стилистики и сюжетов помпейские мозаики представляют собой не только историю древнего искусства, но и предвосхищают развитие искусства в течении следующих тысячелетий. Символизм и реализм, примитивизм и даже сюрреализм — на различных этапах истории города мастера мозаики в Помпеях создали картины на любой вкус и цвет. (Что, в общем, подтверждает расхожее правило: все новое — хорошо забытое старое.)

Многие из наиболее интересных мозаик хранятся сейчас в Национальном Археологическом музее Неаполя. Но и в самих Помпеях можно увидеть необыкновенные картины, выложенные из цветного камня. Во многих композициях поражает тщательность подбора цвета и размер мозаичных элементов — всего несколько миллиметров.

Александр Македонский и Дарий в Битве при Иссе

Наиболее известная мозаика Помпеи — Битва при Иссе из Дома Фавна. Знаменитой сделало мозаику не только изображение Александра Македонского, но и художественная глубина образов, динамика всей картины, пронесенные через тысячелетия эмоциональность и драматизм.
Сюжет мозаики — один из ключевых моментов истории древней цивилизации. Битва армии Александра Македонского с войском персидского царя Дария открыла великому полководцу дорогу на восток, в Индию. И нанесла ошеломляющий удар по Персидской империи. Авторам мозаики удалось передать не только переживания главных действующих лиц, но и общий накал страстей.

Предполагается, что мозаика выполнена в 1 веке нашей эры по живописному оригиналу греческого художника Филоксена из Эритреи. Филоксен был современником Александра, поэтому весьма вероятно, что резкие, напряженные, немного угловатые черты лица Александра куда более близки к оригиналу, чем идеализированные портреты позднего времени. Лицо Дария, хотя и отражает сложную гамму чувств, скорее всего также имеет портретное сходство с царем персов.

Картина в целом поражает многоплановостью и цельностью. Сложность композиции образуют многочисленные фигуры воинов, всадников, находящихся в движении. При этом лица и детали выписаны с точностью и реалистичностью. В мозаике Битвы при Иссе ограничена цветовая гамма — используются черный, белый и желто-красные цвета. Ограничение это отнюдь не связано с недостатком материалов другого цвета, а является художественным замыслом, вероятно, подчиненным каким-то общим интерьерным интересам. Сложно судить, возможно и живописный оригинал изначально был выполнен в такой цветовой гамме.

В настоящее время оригинальная мозаика находится в Археологическом музее Неаполя, но изначально она украшала пол в Доме Фавна в Помпеях (сейчас там размещена точная копия мозаики, выполненная мастерами из Равенны). Размер композиции — 5,84 на 3,17 метра (площадь — свыше 15 квадратных метров), количество мозаичных элементов — более полутора миллионов.


Битва при Иссе. Мозаика из Дома Фавна в Помпеях. 1 в. н.э.


Битва при Иссе. Фрагмент. Александр Македонский.


Битва при Иссе. Фрагмент. Дарий.

Помпейский кот

Вторая растиражированная мозаика из Помпеи — изображение леопарда (некоторые, впрочем, считают, что это — кот). Характерная пятнистая раскраска передана довольно точно, не оставляют сомнений в хищности зверя и выраженные когтистые лапы. Но оскал на морде сложно считать агрессивным — кот скорее играет, приготовившись к прыжку за игрушкой, чем всерьез собирается нападать.

На этой мозаике хорошо заметен один из типовых приемов римских мозаик — силуэт рисунка подчеркнут не только цветными кубиками, но и выложенными по линии фоновыми белыми элементами. В мозаике хорошо передан объем самого тела животного, а тени от лап призваны подчеркнуть реалистичность изображения.
Хорошая киска, хорошая…

Cave Canem — Бойся собаки

Еще один "хит" мозаик Помпеи — сторожевая собака.В Помпеях изображение собаки у входа в дом служило чем-то вроде охранного талисмана и предупрежения гостям. Надпись Cave Canem (Бойся собаки) на одном из них стала нарицательным обозначением таких изображений. Большинство сторожевых псов выполнено в черно-белой гамме — охраняющий дом пес обычно выложен мелкими черными кубиками на светлом фоне. Размеры и сюжеты мозаик с собаками индивидуальны — встречаются крупные и весьма реалистичные псы, а также более мелкие и скорее обозначенными, нежели детально прорисованные. Свирепые и настороженные собаки более характерны, но на некоторых стражи мирно свернулись клубочком и спят.

На примере приведенных мозаик заметны различия в стилистике и форме изображений. В искусстве Помпеи выделяют несколько периодов, ведь город развивался и рос на протяжении нескольких столетий. Не вдаваясь в искусствоведческие тонкости, просто обратим внимание посетителей на заметную разницу в подаче изображений и форме исполнения мозаик.

В древней мифологии есть один очень выраженный образ сторожевой собаки — это цербер, охраняющий вход в иной мир. Кто знает, может, изображая собаку на входе, жители Помпеи надеялись, что она защитит их от бед и невзгод внешнего мира и сохранит мир и спокойствие в доме? Жаль, что прекрасные мозаики в конечном счете не выполнили этого предназначения.


Cave Canum — Бойся собаки. Мозаика. Помпеи. V, 1, 26. Casa di Cecilio Giocondo


Cпящая собака. Мозаика. Помпеи. VI, 8, 3-5. Casa del Poeta Tragico


Сторожевая собака. Мозаика. Помпеи. I, 7, 1. Casa di Paquio Proculo


Еще одна собака. Мозаика. Помпеи.

Академия Платона.

Академия Платона — знаменитая философская школа, в которой были заложены многие основы современной цивилизации. Мозаика в одной из вилл Помпеи, как предполагается, изображает группу философов классического периода. Второй слева — Лисий, третий слева — Платон. Сама картина лаконична и почти схематична в изображении деталей. Античный храм, дерево, капителий колонны обозначены, но не прорисованы, хотя складки на одеждах точны и реалистичны. Композиция и манера исполнения позволяют предположить, что мозаика выполнена по картине греческой школы. Но к моменту изготовления мозаики в Помпее царил иной стиль — к сюжетному изображению мастера мозаики добавили шикарную рамку с пышным декоративным переплетением фруктов, лент, листьев и восемью комическими масками. Каждая маска — оригинальна, они не повторяются, и их смешные гротескные гримасы словно смеются над пафосом центрального сюжета.

Некоторые историки считают, что на мозаике изображен вовсе не Платон и совсем не его Академия, а заседание ученых Александрийского Музея (который был совсем не музей в нашем понимании, а нечто вроде академии наук и университета в одном флаконе). По большому счету — так ли это важно? Сидят люди, беседуют о важном, а вокруг смеются маски — сколько раз еще повторит такую коллизию мировое искусство…

Материалом для мозаики послужили мраморные кубики с добавлением смальт. Сейчас мозаика находится в Неаполе, в Национальном археологическом музее.


Академия Платона. Мозаика. Помпеи (Вилла Т. Симиния Стефана).

Начало I в. до н. э.

Люди и судьбы

В Помпейской живописи и мозаике часто встречаются мифологические и жанровые сюжеты. Подчас отделить, где изображена легенда,а где — реальная жизнь попросту невозможно. Для нас весь мир Древнего Рима — большая легенда, со своими устоявшимися образами, клише, заблуждениями.


Битва с Минотавром (Лабиринт). Мозаика. Помпеи


Комедианты. Мозаика. Помпеи

Мозаика с изображением скелетика — может показаться мрачным пророчеством, но в действительности жители Помпеи вовсе не склонны были впадать в тоску и уныние. Скорее всего такое изображение — напоминание лекарю о том, как устроен человек, или вывеска ритуального бюро. Если Помпейские лупанарии прославились своими иллюстрациями, которые понятны без всяких объяснений, то почему сходного подхода не предположить в других сферах оказания услуг?


Скелет. Мозаика. Помпеи

Наш поголовно образованный мир подчас слишком зациклен на предопределенности. А вот помпейцы, судя по этой картине, большое значение придавали Фортуне, Случаю, Удаче. (Что-то вроде — от сумы не зарекайся). Колесо, череп, весы, мера — символика понятна и спустя пару тысячелетий. Два платья, два мира — и подчас так легко оказаться с другой стороны.


Фортуна. Мозаика. Помпеи

Звери, птицы, рыбы

Искусство мозаики было настолько широко распространено, что среди сюжетов мозаичных картин и панно встречаются самые разнообразные звери, птицы, рыбы — в родной среде обитания, во взаимодействии или просто в виде натюрморта (а до знаменитых охотничьих "развалов" Снейдерса еще века и века…).


Бегемот. Мозаика. Помпеи


Крокодил. Мозаика. Помпеи


Рыбы и утки. Мозаика. Помпеи.


Кошка с перепелом, птицы и рыбы. Мозаика. Помпеи.

Подводное царство

Мозаика с изображением обитателей морских глубин известна также под названиями "Рыбы", "Морское дно" и — даже — "Морские гады". На черном фоне представлена энциклопедия рыб и животных, обитавших в морской пучине и хорошо известных авторам мозаики, так как большинство существ (больше двадати различных жителей моря) не только узнаваемы, но и переданы с поразительной точностью. С помощью нюансов цвета художник воспроизвел характерную окраску рыб, включая даже мелкие детали — плавнички, линии жабр, присоски осьминога и т.п.

Композиционный центр картины — осьминог, обвивший щупальцами лангуста. Близко посаженные и подчеркнутые глаза осьминога кажутся направленными прямо на зрителя картины. Осьминог словно ведет диалог со зрителеем сквозь стекло современного аквариума, в то время как остальные рыбы заняты своими делами. Впрочем, не подлежит сомнению, что все представленные виды рыб, моллюсков, ракообразных составляли значительную часть рациона помпейцев, так что мозаика — своего рода иллюстрация к кулинарным пристрастиям двухтысячелетней давности.


Подводное царство (Морское дно)

Мозаика в интерьерах Помпеи

Было бы несправедливо не уделить внимания сохранившимся образцам внутреннего убранства дворов и вилл Помпеи. Жители древнего города знали толк не только в изобразительных искусствах, но и умели обустраивать свои дома с изяществом и роскошью. Вероятно, большинство полов в домах аристократии и богатых семейств украшали геометрические и растительные орнаменты, выложенные из черных и белых элементов. Но не редкость и огромные цветные напольные композиции (вроде уже упоминавшейся Битвы при Иссе).


Мозаичный пол


Мозаичный пол

Некоторые созранившиеся образцы декоративного и интерьерного искусства поражают обилием идей и гармоничностью цветовых сочетаний. Облицованную мозаикой колонну иные "специалисты" готовы отнести то к византийской эпохе (до нее несколько веков), то к излишествам барокко ( -надцать веков). А между тем в колонне соединяется небанальный геометрический узор, цветочно-растительный ковер, а также три бордюра-пояса с оригинальными рисунками. Использование смальты позволяет предположить, что колонна изготовлена в поздний период, что не мешает ей на века обогнать достижения искусства дизайна.
Размер мозаичных элементов в облицовке колонны составляет порой всего несколько миллиметров.


Мозаичная колонна из Помпеи. (Сейчас в Национальном Археологическом музее Неаполя)

История римской мозаики далеко не исчерпывается художественными картинами, найденными в Помпеях. Однако именно засыпанный пеплом город дал представление о том, насколько масштабно применялась мозаика в искусстве внешней и внутренней отделки общественных зданий и жилых домов в древне-римском мире. Погибнув, Помпея стала памятником себе и древней цивилизации, уделявшей столь значительное внимание красоте и эстетике своей повседневной жизни.

Надежда Ласточкина, 2009.
По материалам: pompeii.ru, vokrugsveta.ru, varvar.ru, foto.mail.ru/mail/juju777/ и других ресурсов.

версия для печати

Следующая страница: Мозаики Скифополиса

Leave a Comment