Пьяцца дель пополо

Площадь дель Пополо в Риме, Италия

В этой статье расскажем о знаменитой площади дель Пополо в Риме, и её достопримечательностях — египетском обелиске Фламинио, самой древней паломнической дороге, изумительных фонтанах, зеленых садах холма Пинча, церкви-базилики Санта Мария дель Пополо и Храмах-близнецах.

Вся площадь дель Пополо (Piazza del Popolo), с её архитектурными наследиями, входит в число крупных, самых красивых и элегантных площадей Рима.

Пьяцца дель Пополо расположена у подножия холма Пинчо и в простонародье носит название Народная площадь. Почему именно народная расскажем чуть ниже, с этим связана наводящая страх и ужас легенда и история.

Тот вид площади, который мы видим сейчас, пьяцца приобрела лишь в 1811-1812 годах, благодаря архитектору Джузеппе Валадье.

Исторически (до 1826 года) Пьяцца-дель-Пополо являлась местом публичных казней. В настоящее же время это просторная и прекрасная площадь, полностью закрытая для автомобильного движения, на которой расположены кафе и рестораны, выступают уличные артисты и музыканты, а по праздникам здесь устанавливают сцену и проводят концерты. На площади порой разгуливают даже жулики и шарлатаны.

Эта площадь наша любимая из всех Римских площадей. Приезжая в Рим, мы гуляем по плаза дель Попола по нескольку раз. Почему она нам так нравится? В отличие от остальных центральных площадей Рима, площадь Пополо крупная, немноголюдная, на ней всегда мало народа, и не удивительно, ведь самые известные туристические маршруты обходят её стороной. Вот например, в отличие от известной и излюбленной туристами площади Испании со знаменитой испанской лестницей и фонтаном Боркача, которую каждый турист считает своим долгом посетить, площадь Пополо большего размера и на ней мало народа. А в отличие ещё более знаменитой площади Венеции, на площади Попола нет движения транспорта. От всего этого дель Попола выглядит ещё более привлекательной, умиротворенной и манящей.

Ко всему вышесказанному овальную площадь Пополо украшают прекрасной архитектуры исторические здания и церкви, статуи и фонтаны, террасы со смотровыми площадками и прогулочный сквер.

Так в самом центре площади возвышается 36-метровый египетский обелиск — Обелиск Фламинио (L’Obelisco Flaminio).

Название обелиска Фламиния связано с именем античной улицы via Flaminia, которая берет свое начало от площади Пополо и считается древней паломнической дорогой.

На обелиске высечена надпись, которая восхваляют деяния фараона Рамзеса II. Данный обелиск очень старый и имеет интересную историю, в Древнем Риме обелиск использовался как гномон солнечных часов или поворотный знак в цирках. Этот обелиск был перевезен в Рим из Гелиополя по прихоти Октавиана Августа в 10 году до нашей эры. После на протяжении многих столетий он стоял в Большом цирке, а к северным воротам Рима был перенесен по указанию папы Сикста V лишь в 1589 году.

Помимо обелиска площадь Пополо украшают пять фонтанов. Четыре из которых, небольшого размера расположены с четырех сторон обелиска, у его подножия. Фонтаны круглой формы в которых изображены пирамиды с возлегающими на них мраморными львами, точными копиями античных львов. Из пасти статуи каждого льва бьют струи воды.

К обелиску и фонтанам ведут ступени, на которых любят отдыхать, как местные жители, так и гости города.

Вообще на всей площади Пополо можно видеть довольно большое количество скульптур не только диких кошек, но ещё и прочих статуй олицетворяющих собой исторических личностей и героев древнеримских легенд.

Пятым, а также самым величественным и красивым фонтаном площади Пополо является фонтан делла Деа ди Рома (Fontana della Dea di Roma). Фонтан не такой объемный и колоритный как знаменитый фонтан Треви, но все же довольно опрятный и привлекающий.

Находясь на площади дель Пополо этот фонтан сложно не заметить. Он возведен в честь богини Рима. В центре скульптурной композиции фонтана расположена сама римская богиня в шлеме. С обеих сторон к ногам богини припали фигуры бородатых мужчин. Эти мужчины символизируют реки Тибр и Аньене. Тибр, река протекающая в Риме, а Аниене или Анио впадает в Тибр на территории Рима. У ног богини можно видеть скульптуру римской волчицы. Придание гласит, римская волчица олицетворяет собой символ кормилицы всех новорожденных.

Этот фонтан расположен у подножия холма Пинчо (итальянское название Pincio, латинское — Mons Pincius). Пинчо, это один из римских холмов. Однако этот холм не относится к семи классическим холмам Рима, хотя и охвачен Аврелиановой стеной.

Такое интересное название холма — Пинчо, происходит от семейства Пинчиев, которому когда-то принадлежали большие владения на данном холме.

В настоящее время на холме находятся зеленые сады Пинчо, разбитые ещё в эпоху классицизма по проекту Джузеппе Валадьера. Данные сады с площадками красивые и обильно усеяны зеленью. После того как нагуляешься по площади Пополо, так приятно посидеть в тенечке раскидистых крон деревьев и отдохнуть. По территории садов ездит детский веселый паровозик, хорошая забава для самых маленьких.

Если с площади дель Пополо пройти за фонтан ди Рома, вы окажетесь у монументальных подъемов-спусков, которые приведут вас на холм Пинчо. На холме оборудована смотровая площадка, с которой открываются прекраснейшие панорамы площади Пополо и некоторых окрестностей Рима. Виды действительно прекрасные и очень даже умиляющие. Именно с этой террасы Пинчо можно всецело и детально осмотреть площадь Пополо, создав при этом единую картинку.

Ещё и по этим двум причинам, смотровая площадка и зеленые сады холма, мы влюбились в площадь Пополо.

Сейчас расскажем об архитектуре и церквях площади Пополо, а также древних паломнических воротах дель Пополо

Самой древней церковью площади дель Пополо является базилика Санта-Мария-дель-Пополо (Basilica Parrocchiale Santa Maria del Popolo). Эта церковь не такая большая и бросающаяся в глаза, как два других храма площади, похожие друг на друга, словно браться-близнецы.

Приход базилика Санта Мария дель Пополо был возведен в 1472-1477 годах на основе романской часовни. Базилика была построена папой Пасхалием II, на пожертвования римского народа, от этого она носит второе название — народная церковь (popolo, что в переводе означает народ). Благодаря базилике, это же название закоренилось и за всей площадью — Popolo. Именно от этой церкви когда-то брала и берет по сей день своё начало площадь Пополо. Помните, вначале статьи мы обещали рассказать, почему второе название площади Пополо, народная площадь? Вот именно поэтому…

За всю свою многовековую историю Санта Мария не единожды подвергалась реконструкции. Те фасад и интерьер церкви, которые мы можем видеть в настоящее время, были переделаны Лоренцо Бернини при Александре VII в 1655-1660 годах. Именно он добавил в архитектуру базилики Санта-Мария-дель-Пополо элементы барокко.

В настоящее время базилика Санта-Мария дель Пополо является титулярной церковью. С 24 марта 2006 года Кардиналом-священником с титулом церкви Санта-Мария дель Пополо выступает польский кардинал Станислав Дзивиш.

Вокруг базилики ходит интересная легенда, гласящая, что церковь была построена на месте захоронения жестокого императора Нерона. Нерон остался в памяти предков лишь как гонитель христиан, сжигавший великие города. Говорят, чаще всего признак некогда ненасытного императора можно было видеть в полночь новолуния на ореховом дереве, растущем на площади. Паника и страх, нагоняемые на местный народ жутким призраком, заставила людей обратиться к Папе. Папа, в те времена Пасхалию-II долго мучился в думах о том, как же помочь своему народу и вот, в одну из ночей, ровно в полночь новолуния в 1099 году привиделась Папе Римскому во сне Пресвятая Дева Мария, повелевавшая срубить это жуткое дерево. На следующий же день Пасхалий-II исполнил это. После чего призрак покинул площадь, но как говорят лишь на время. Вскоре после этого дух Нерона начал появляться на площади и пугать горожан вселяющими страх и ужас завываниями, но лишь раз в году. Местные жители уверяют, что и по сей день, бывают слышны его душераздирающие вопли, вот только точно сказать в какой день года это происходит никто не может.

На площади дель Пополо, слева у церкви Санта-Мария, стоят северные ворота Рима — ворота дель Пополо, порто дель Пополо (Porta del Popolo).

Ворота Пополо называют ещё воротами Фламиния. Поскольку от этих ворот пролегает паломническая Фламиниева дорога (Via Flaminia), в Средние века именовавшаяся Равеннской дорогой. Именно по этой дороге на протяжении столетий прибывала в Рим основная масса путников. Это самая важная римская дорога, которая когда-то вела из древнего Рима на север, в сторону Аримина (Римини) и связывала Рим с Адриатикой. Строительство дороги затеял ещё в 220 году до нашей эры цензор Гай Фламиний.

Сами же Ворота дель Пополо были возведены в XVI веке.

Напротив церкви Санта Мария и Фламиниевских ворот, на противоположной стороне площади Пополо, величественно тянутся в небеса две другие, не менее знаменитые базилики Рима, так похожие друг на друга не только внешне, но и своими названиями — Санта-Мария-Монтесанто (Santa Maria in Montesanto) и Санта-Мария деи Мираколи (Chiesa di Santa Maria dei Miracoli).

Эти две барочные симметрично построенные католические церкви хотя и выглядят одинаково, но все же отличаются друг от друга своими формами. Вот только рассмотреть их различия сможет лишь архитектор или очень внимательный путешественник. Мы внимательные путешественники и нашли отличия в архитектуре церквей! А вы нашли? Если да, то какие? Пишите в комментариях, будем рады вашим ответам, может вы найдете такие отличия, которые мы ещё не заметили!

Пьяцца дель Пополо и раскинувшиеся над нею зеленые сады Пинчо являются одним из любимых мест отдыха римлян и многочисленных туристов. Здесь местные жители, под тенью деревьев проводят свои сиесты, а возле фонтанов и обелиска назначают встречи и свидания.

Всё же мы считаем площадь Пополо главной и самой обворожительной площадью Рима. И вот ещё что, под завязочку статьи интересные факты, по образцу именно этой площади построен центр Санкт-Петербурга, Версаля и многих других городов мира.

История

Агоны (по-гречески «состязание») проходили на стадионе до IV века. От этого слова и пошло название площади — Навона: в Средневековье — campus agonis или in agone, затем — n’agone и окончательно — navone/navona. В Средневековье площадь также была известна под названием цирк Александра Севера, Ordo Romano и Mirabilia (XII—XIII века) упоминают театр или цирк Александра. В многочисленных средневековых документах встречается название — Campus agonis или agon (старейший документ — императора Оттона III):72.

Античность

Развалины стадиона Домициана

Гай Юлий Цезарь построил в честь празднеств по поводу освящения своего форума (форум Цезаря) в 46 г. до н.э. на Марсовом поле первый (временный) стадион для соревнований атлетов. Затем при императоре Домициане в 85 г. он был расширен. Стадион длиной 275 м и шириной 106 м вмещал в себя 15 тысяч зрителей. Стадион был богато украшен произведениями искусства, по большей части в греческом стиле, два основных входа располагались по боковым сторонам. На стадионе проводились соревнования по бегу, метанию диска, кулачные бои (лат. agon capitolinus). Стадион изображён на одном из сестерциев Септимия Севера, так как на этом стадионе проходили праздничные игры по случаю свадьбы сына Каракаллы и Плавтиллы.

С внешней стороны первый этаж стадиона был выполнен аркадами из травертина, в которых располагались лавки торговцев, ремесленников, а также бордели

Средневековье

Первая церковь на бывшем стадионе (в аркадах, где находился бордель, в который отправили христианку Агнессу:377) была сооружена на месте мученичества святой Агнессы. Впервые эта церковь упоминается в кодексе монастыря Айнзидельн (нем. Einsiedeln).

Надпись об освящении церкви в 1123 г. при папе Каликсте II, сообщает также о реставрационных работах в начале XII в.

Части трибун стадиона стали застраиваться домами, а арена стала площадью, на которой в том числе проходили бега. Форма арены сохранилась до наших дней, так как фундамент и частично внешние стены стадиона были использованы для средневековых построек.

Барокко

В 1470 г. Антонио Памфили купил три дома в юго-восточной части площади. В 1644 г. его потомок Джованни Баттиста Памфили, ставший папой Иннокентием X поручил Джироламо Райнальди и позднее Франческо Борромини построить дворец (палаццо Памфили).

Сант-Аньезе-ин-Агоне, Collegio Innocenziano и палаццо де Купис (справа), палаццо Памфили (слева) Церковь и Edificio di proprietà degli Stabilimenti Spagnoli (слева)

Олимпия Майдальчини, родственница папы, планировала перестроить всю площадь в Forum Pamphilj по примеру античных императорских форумов. Для этого Борромини продлил до площади античный акведук Девы, так что Бернини смог построить в 1649 г. фонтан четырёх рек, в центре которого был установлен обелиск. Обелиск был найден на территории цирка Макценция на Аппиевой дороге.

Два более старых фонтана – фонтан Мавра и Нептуна, построенные Джакомо делла Порта, были перестроены Бернини. Окончательный облик, однако, они приобрели в XIX в.

В 1652 г. была перестроена церковь Святой Агнессы – Сант-Аньезе-ин-Агоне. Архитекторы, работавшие над проектом – Джироламо и Карло Райнальди, а также Борромини, создавший купол и фасад в 1653–1657 гг. Античные арки были снесены и средневековая церковь практически полностью уничтожена. Церковь должна была стать папской капеллой рядом с дворцом папы – палаццо Памфили, а также местом его захоронения. После смерти папы Иннокентия форум Памфили так и остался недостроенным. Папа был похоронен без пышных почестей в церкви.

Использование площади

Площадь являлась излюбленным местом для ярмарок, праздников и отдыха римлян. Так, в Средневековье на ней проходил турнир — Giostra del Saracino. Андреа Фульвио, гуманист эпохи Возрождения, и другие авторы XVI века описывали пышные карнавальные шествия по площади, в 1492 году испанцы устроили большой праздник у своей национальной церкви — Сан-Джакомо-дельи-Спаньоли, после завоевания Гранады:373. Конные состязания (назывались Corsi del Fantino) проходили во время французской оккупации.

В XVII—XVIII веках в выходные в августе для охлаждения в самый жаркий месяц года площадь заливалась: для этого фонтаны намеренно переполнялись водой:376.

В августе 1477 года сюда по приказу камерленго кардинала Guillaume d’Estouteville был перенесён рынок, находившийся ранее у Капитолийского холма, и он просуществовал на площади до 1869 года, когда его переместили на Кампо-деи-Фьори. На рынке, проходившем каждую среду, продавались овощи, фрукты и другие продукты питания. Сегодня на площади в рождественское время проходит рынок — Befana di piazza Navona, где продаются в основном игрушки. Круглый год площадь посещает множество туристов.

Постройки на площади

Церкви

  • Сант-Аньезе-ин-Агоне. Церковь по приказу папы Иннокентия X начали строить в 1652 году Джироламо и Карло Райнальди, но через год работу возглавил Борромини. Борромини переделал первоначальный план Райнальди и выстроил фасад с двумя колокольнями по сторонам, выходящий на площадь, а не на улицу Санта-Мария-дель-Анима, как задумывали прежние архитекторы. Он создал центральную часть с мощным куполом. Внутри церкви — пышное барочное убранство с драгоценными камнями, золотом и стукко. От прежних построек в крипте в северо-восточной части церкви сохранилось лишь место мученичества святой и небольшая часть северного нефа.
  • Санта-Мария-дель-Сакро-Куоре (итал. Nostra Signora del Sacro Cuore, также San Giacomo degli Spagnoli) — титулярная церковь напротив палаццо Памфили. В XII веке церковь была выстроена на руинах стадиона и являлась до 1807 года национальной испанской церковью в Риме.

Фонтаны

На площади находятся три фонтана (ранее на площади находился также и четвёртый фонтан — большая античная мраморная ванна:376):

  • фонтан Мавра — фонтан в южной части площади. Первоначально фонтан был без фигур (конец XVI века), позднее скульптуру мавра изготовил Бернини.:376, остальные фигуры относятся к XIX веку.
  • фонтан Нептуна в северной части площади. Фонтан Нептуна, установленный на площади в конце XVI века, также был без скульптур, Нептун и окружающие его фигуры датируются XIX веком.
  • В центре площади — фонтан четырёх рек (итал. Fontana dei Quattro Fiumi) работы Бернини, 1647—1651 года: египетский обелиск в окружении статуй, символизирующих главные реки четырёх частей мира — Нил, Ганг, Дунай и Ла-Плату. Над скульптурами по эскизам Бернини работали Франческо Баратта, Антонио Фанчелли, Андреа Ломбардо, Клаудиус Адам. Лев и бегемот изготовлены Лаццаро Морелли также из белого мрамора.

Обелиск (16. 54 метра) был изготовлен в Египте из асуанского гранита по приказу Домициана. Иероглифы были нанесены уже в Риме: гимн императору Домициану и обожествлённым Веспасиану и Титу. После строительства цирка Максенция на Аппиевой дороге, он был установлен посредине арены. Обелиск находился среди развалин цирка до 1651 года, пока папа Иннокентий X не приказал его перенести на площадь. Античный постамент обелиска так и не был найден. Современный постамент изготовлен из красного гранита. Вершину обелиска украшает металлический голубь с оливковой веточкой — гербовой знак семьи Памфили.

Фонтан Мавра Фонтан Нептуна Фонтан четырёх рек (Ганг) Фонтан четырёх рек (Обелиск)

Палаццо

  • Палаццо Браски (итал. Palazzo Braschi) — дворец, построенный Козимо Морелли (итал. Cosimo Morelli) для Луиджи Браски Онести, племянника папы Пия VI (Джованни Анджело Браски). Дворец был выстроен в 1792 году на месте палаццо Орсини (1516 год, архитектор — Антонио да Сангалло мл.) и палаццо Caracciolo-Santobono. Работы прекратились во время французской оккупации, окончательно достроен дворец был в 1811 году. Однако семья Браски потеряла своё владение и здание было куплено итальянским правительством в 1871 году (в нём располагалось министерство внутренних дел). После Второй мировой войны до 1949 во дворце жили триста эвакуированных семей. С 1952 года во дворце находится музей Рима.На углу дворца находится мраморная статуя Пасквино (II век до н. э., лат. Mastro Pasquino) — одна из римских говорящих статуй. Статуя была найдена при строительных работах в 1501 году и, возможно, украшала стадион Домициана:211.
  • Палаццо Памфили (итал. Palazzo Pamphilj) — дворец, построенный в 1650 году по заказу папы Иннокентия X (Джованни Баттиста Памфили). Райнальди занимался фасадом, галерею, большой зал и овальную лестницу спроектировал Борромини. Папа подарил палаццо своей свояченнице Олимпии Майдальчини. С 1920 года во дворце размещается бразильское посольство.
  • Палаццо Торрес Ланчелотти (итал. Palazzo Torres Lancelotti) — построен в 1552 году Пирро Лигорио для Людовико де Торрес из Малаги, архиепископа Салерно.
  • Палаццо де Купис (итал. Palazzo de Cupis) — выстроено в 1450—1520 года по заказу Джованни Доменико и Бернардино де Купис.
  • (итал. Palazetto del Vignola)
  • (итал. Palazzo del Pio Istituto di S. Spirito ed ospidali riuniti)
  • (итал. Palazzo Giovannola)
  • (итал. Palazzo Serafini Scaretti)
Палаццо Браски Палаццо Памфили Палаццо Serafini Scaretti (слева) и Edificio di proprietà degli Stabilimenti Spagnoli (справа) Фонтан Нептуна и Palazzo Giovannola (узкое здание посредине) Палаццо Торрес Ланчелотти (справа)

История

Как и ко многому в Риме, к пьяцца Навона свою руку приложил Цезарь, хотя в его времена это место еще не являлось полноценной городской площадью. К 46 году до нашей эры закончилось строительство форума Цезаря, который стал расширением городского форума. В честь этого самый известный римлянин на свободном месте в черте города построил временный стадион, где проводились соревнования.

Стадиона Домициана вписанный в современную пьяцца Навона

Стадион пришелся очень к месту в римской столице, простоял вплоть до 86 года нашей эры, после чего был перестроен и расширен. В отличие от уже построенного к тому времени Колизея, тут проводились не гладиаторские бои, а знакомые даже нам спортивные состязания в различных атлетических дисциплинах. Арки на внешних сторонах стадиона Домициана (именно этот император занимался перестройкой) были отданы под лавки и даже бордели, так что уже тогда это место являлось торговым.

Размер античного стадиона примерно соответствовал нынешним размерам площади Навона. Называется размер 275 на 106 метров, что вполне сопоставимо с современными футбольными стадионами. Но трибуны для зрителей были не такими масштабными, вмещали «всего» 15 тысяч зрителей. Сейчас при взгляде на Навону сверху прекрасно угадываются контуры стадиона с одной закругленной стороной.

К V веку место пришло в упадок , а в Средневековье стадион был разрушен, так как сам по себе он обветшал, а спортивные состязания тогда уже давно не проводились. Произошло это не позднее XII века и фактически уже тогда место обрело вид площади.

Многие из зданий, окружающие сегодня площадь Навона в Риме, построены на фундаменте стадиона. Отдельного внимания в аспекте истории заслуживает церковь Сант-Агнесе-ин-Агоне, выходящая на центр пьяццы на западной стороне. Она посвящена святой Агнессе, христианской мученице. Девушка росла в христианской семье в IV веке нашей эры, в те времена еще сохранялись гонения на христиан. Она приняла обет безбрачия, но, по легенде, ее хотели женить на сыне префекта. После отказа девушку обрили и голой отвели в бордель, находящийся в стадионе. Дальше, согласно легендарной версии, ни один мужчина не смог ей овладеть, а волосы чудесным образом отросли. В конце концов Агнессу казнили. А в XII веке на месте того самого борделя построили церковь, которую уже в XVII веке перестроили и в этом виде мы видим ее сегодня.

Навона в XVII веке на картине неизвестного художника

Площадь все это время была рыночной, иногда здесь проводились городские праздники. Так было до XVII века, когда началась глобальная перестройка площади Навона. Именно в этот период был построен самый большой из трех фонтанов – Четырех рек, два других, более ранних, перестроены, также появилась и другая достопримечательность – палаццо Памфили.

Название площади произошло от греческого «агон», в переводе – состязание. В итальянском языке слово трансформировалось из agone в n’agone, ну и затем в нынешнее navone.

Городской продуктовый рынок просуществовал до 1869 года, но площадь за это время практически не менялась. После переноса рынка, она окончательно стала местом для отдыха горожан и туристов. Сегодня лишь на рождество на пьяцца Навона разрешено вести торговлю сувенирами.

Достопримечательности на площади

Говоря о площади Навона в Риме нельзя не рассказать отдельно о всех интересных объектах, которые тут находятся. Все они имеют свою историю, культурную и художественную ценность.

Фонтаны

Три разных фонтана: Рек, Мавра и Нептуна, являются самыми известными навонскими достопримечательностями. Два из них небольшие, а Фонтан четырех рек является центральным. Хотя все они выполнены в едином архитектурном стиле одним автором.

Фонтаны Нептуна и Мавра

Расположены симметрично на севере и юге площади, оба построены в 1576 году Джакомо делла Порта. Но тогда на современные версии они были похожи лишь расположением и формой.

Первым доработке подвергся фонтан Мавра. Архитектор Джованни Бернини в середине XVII века построил центральный Фонтан четырех рек, а после него получил заказ на доработку южного фонтана. На тот момент он украшен лишь скульптурами тритонов, в центре было пусто. Но Олимпия Майдалькини, фаворитка папы Иннокентия X, имевшая огромную власть в государстве, заказала новую статую. В итоге по проекту Бернини статую мавра, борющегося с дельфином, выполнил Джованни Мари, а фонтан был доработан и стал выглядеть так же, как и сейчас, но утратил оригинальную форму, хотя и стал больше.

Фонтаны Нептуна (слева) и Мавра (справа) Интересно, что сейчас фонтан Мавра украшают не оригинальные скульптуры, а их копии. Оригиналы в конце XIX века перенесли с Навоны на виллу Боргезе для лучшего сохранения и более надежной защиты от вандалов.

Фонтан Нептуна на пьяцца Навона додели гораздо позже. Бернини тоже приложил к нему руку, изменив форму бассейнов и расширив их площадь, но все скульптуры установили в 1878 году. Автором стал Антонио Битта, скульптор постарался сохранить стиль фонтана Мавра и, по мнению большинства, ему это удалось.

Фонтан четырех рек

Но главным объектом самой площади Навона является Фонтан четырех рек, который находится точно в ее центре, напротив дворца Памфили. Построен он был с нуля (закончен в 1651 году) Джованни Бернини по заказу Джамбаттисто Памфили, более известного как папа Иннокентий X.

Еще до строительства фонтана папа задумал установить напротив своего дворца обелиск, а для архитекторов был объявлен конкурс на лучшую композицию. Изначально Бернини не участвовал в нем, так как в результате интриг между римскими архитекторами его репутация была серьезно подорвана. Но в итоге родственник представил папе Иннокентию X проект фонтана, который так сильно ему понравился, что Бернини был выбран как исполнитель заказа.

Основание Фонтана Четырех Рек, сверху установлен обелиск

Фонтан посвящен рекам четырех частей мира. Азию представляет Ганг – изображен как мужчина с веслом, символизирующим активное судоходство. Африка представлена Нилом, статуя изображена с закрытыми глазами, якобы потому что в XVII исток не был известен. Не так давно открытой Америке посвящена статуя в честь Ла-Платы на горе монет – символ богатства. А Европа представлена Дунаем, оформленным с использованием геральдики папства. В центре Фонтана четырех рек установлен псевдоегипетский обелиск, перевезенный из другого места.

Интересно, что именно папа римский был заказчиком фонтана, украшенного скульптурами речных богов – по сути, языческими элементами, не сочетающимися с христианством. С расположением фигур и закрытыми глазами Нила связана своя история. Церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне оформлялась противником Бернини — Франческо Борромини. Якобы поэтому три фигуры отвернуты от нее в стороны, а находящаяся напротив изображена с закрытыми глазами. Но против этой версии говорит то, что фонтан был закончен в 1651 году, а Борромини начал работы над фасадом (само здания строил другой человек) годом позже.

Интересно, что Фонтан четырех рек и два других фонтана Навоны снабжаются работающим и сегодня античным акведуком Аква Вирго. Он же снабжал и самый известный фонтан Рима – Треви (до 2007 года), а также фонтан Баркачча на площади Испании.

Обелиск

Знаменитый обелиск, сегодня украшающий центр площади Навона и венчающий Фонтан четырех рек, на самом деле не египетский. Он называется обелиск Agonale, высота – 16,53 метра, является имитацией. Но все же имитация древняя, созданная во времена Домициана, который являлся большим любителем обелисков – некоторые из римских были привезены именно в его эпоху, а кроме обелиска Навоны существует еще несколько других имитаций, созданных в Египте по его заказу.

Обелиск с площади пьяцца Навона в Риме

Ранее он был установлен в цирке на Аппиевой дороге, где долгое время лежал среди развалин. Когда его нашли – постамента не хватало, а сам обелиск был расколот на несколько частей. Папа Иннокентий X считал его оригинальным, привезенным во времена Каракаллы и решил установить на пьяцца Навона напротив своего дворца, украсив вершину геральдическим знаком в виде голубя с веткой оливы.

Позже было установлено, что обелиск не является оригинальным египетским. В I веке нашей эры он был вырезан из гранита на территории Египта, привезен в Рим, где на него нанесли псевдоегипетские надписи.

Палаццо Памфили

Одно из двух главных зданий окружающей площадь архитектуры – дворец рода Памфили. На сегодня оно интересно в основном своей историей и красивым внешним видом.

Построен этот палаццо по заказу все того же папы Иннокентия X. Несколько зданий, ранее находившихся на месте особняка, принадлежали роду еще с конца XV века. Сам Иннокентий начал вместо них строить дворец сразу по восхождению на папский престол – в 1644 году. Работы закончили в 1650, но сам папа тут не жил, он подарил готовое здание своей любовнице Олимпии Майдалькини. Внутри палаццо Памфили находятся 23 шикарно оформленных зала, есть внутренние дворы, а позднее к нему присоединили церковь святой Агнессы.

Палаццо Памфили, сегодня — бразильское посольство

Но сегодня посетителей во дворец не пускают. Уже почти сотню лет здание занимает посольство Бразилии, а с 1964 года посольство стало не просто арендатором, а полноценным владельцем дворца. Так что туристам остается лишь любоваться наружным фасадом.

Сант-Аньезе-ин-Агоне (церковь святой Агнессы)

Историю мученичества Агнессы, которой посвящена церковь, можно прочитать в разделе история пьяццы Навона. Девушка была казнена тут же на площади, затем над этим место была построена небольшая церковь. Нынешние здание было заказано все тем же папой Иннокентием X, который решил расширить старую церковь и сделать ее примыкающей к собственному дворцу, чтобы можно было участвовать в службах не покидая дома.

Работы начали в 1652 году по проекту Джироламо Райнальди и его сына. Но изначальная версия храма, сильно поднятого над уровнем земли, с вогнутым фасадом, встретила серьезную критику. Райнальди уже спустя год был заменен на другого архитектора, Борромини, который серьезно переделал проект. Но и его не воплотили в жизнь – папа умер в 1655 году, его племянник, Камилло Памфили, ставший наследником, спустя два года уволил Борромини и вернул Райнальди, который снова изменил проект. Но и в этот раз церковь не закончили — Камилло так же скончался и дальше церковью занялась Олимпия, бывшая любовница Иннокентия, которая наняла на работу своего любимца Барнини, который строил Фонтан четырех рек. Но он тоже был уволен в 1668 году сыном Олимпии и Райнальди опять был восстановлен в качестве архитектора и на этот раз уже закончил церковь.

Церковь святой Агнессы, главная архитектурная доминанта Навоны

Сегодня Сант-Аньезе-ин-Агоне на пьяцца Навона является действующей католической церковью. Она известная своим красивым фасадом, доминирующем на площади, оригинальными интерьерами. Внутри хранится прах Иннокентия X и череп Агнессы.

Ностра Синьйора дель Сакро Куоре

Вторая церковь, которая находится на площади Навона. Эта совсем небольшая церковь появилась в XII веке, но выглядела, конечно, иначе. В 1450 году ее глобально перестроили, а в самом начале XVI века передали испанцам – долгое время Сакро Куоре была национальной испанской церковью в Риме.

Второй хран на пьяцца Навона, гораздо менее заметный, чем церковь Агнессы

В XIX веке прошла еще одна реконструкция, во время которой фасад был перенесен на противоположную сторону здания и стал выходить непосредственно на площадь. Последние изменения были внесены в 1931 году – значительная часть церкви была снесена, так как прокладывали новую улицу.

Палаццо Браски, музей Рима

Одно из исторических зданий на пьяцца Навона (вход находится не на площади, а на улице Панталео) начало строиться в самом конце XVIII века племянником герцога в качестве личного дворца. Но работы были прерваны в 1798 году из-за оккупации страны войсками Наполеона, при этом были конфискованы предметы роскоши (но с выплатой компенсации), а герцог Луиджи Браски стал мэром Рима и в это время уже жил в своем дворце.

Палаццо Браски, он же музей Рима (здание за фонтаном с красной вывеской)

Но со смертью Луиджи семья обеднела и в 1871 палаццо Браски продали государству, которое расположило в нем министерство внутренних дел. Далее дворец занимал штаб Муссолини, а сразу после войны из него сделали приют для 300 семей беженцев. К сожалению, беженцы сильно повредили внутренние интерьеры. А в 1952 году дворец Браски переделали в музей: были восстановлены внутренние интерьеры, холл украшен статуями, а экспозицию посвятили истории Рима. Сейчас здесь хранятся рисунки, фотографии и художественные картины, рассказывающие историю города.

Развалины стадиона

Любителей античности может заинтересовать небольшая достопримечательность Навоны – маленький участок стадиона, на месте которого построена площадь. Остатки постройки нашли в XIX веке, это всего лишь несколько арок северного входа и несущие стены, которые можно увидеть в нишах одного из домой на северной части площади. Для этого нужно подходить не со стороны самой Навоны, а обойти ряд зданий на улицу, идущую за площадью. Руины находятся в небольшой арке и просто отгорожены забором.

Остатки стадиона Домицина, выставленные в музее

Говорящая статуя Пасквино, «пасквили»

Строго говоря, эта достопримечательность находится не площади Навона, а на своей собственной пьяцца ди Пасквино. Чтобы найти статую, нужно дойти до южного конца Навоны и повернуть направо в узкий переулок. Через десяток метров, сразу, как переулок закончится, нужно повернуть голову налево – статуя будет там.

Пасквинская статуя входит в список так называемых «говорящих статуй», которых всего шесть. Со времен Средневековья именно на эти статуи горожане клеили анонимные стихи, которые потом мог читать любой желающий. Как не сложно догадаться, обычно речь в них шла про действующие власти города или страны. И именно благодаря этой статуе появился термин «пасквиль».

Статуя Пасквино неподалеку от пьяцца Навона, на постаменте видны Пасквили

Сегодня статуя Пасквино – сильно разрушенный мужской торс, найденный в XIV веке, при строительстве. Историки саму скульптуру датируют III веком до нашей эры, страной происхождения называют Грецию, но так же это может быть и римская копия. Кто изображен – неизвестно, но, по наиболее распространенной версии, это царь Менелай.

Раньше Пасквинская статуя находилась в другом месте, а название получила благодаря некоему мастеру поэзии. Эта версия полулегендарная, есть множество различных вариантов, кем мог быть маэстро Пасквино: учителем латыни, сапожником, цирюльником, трактирщиком и т.д. История не сохранила точных данных. А в 1501 году статую перенесли на нынешнее место, в 1505 на праздники ее начали украшать и примерно в то же время возле нее стали выступать ораторы и поэты, а на пьедестал клеили анонимки. Традиция сохраняется и сегодня, только на сам пьедестал клеить ничего нельзя, городские власти установили рядом со статуей специальную доску. Но это запрет практически не соблюдают.

Leave a Comment