Сакре кер

Монмартр – начало истории

У холма, на котором красуется базилика Сакре-Кёр, насыщенное, увлекательное прошлое. По одной из версий в античные времена это место называлось Марсовым из-за стоящих тут святилищ Марсу и Меркурию. Но имеется и другая легенда, по которой название Монмартр идет от Mons Martyrium, что значит – «холм мученика», а это название он получил в честь христианского священномученика и первого парижского епископа – Дионисия, жившего в III столетии.

Базилика Сакре-Кёр

В сопровождении сподвижников он проповедовал учение Христа, но однажды во время гонения христиан их схватили и обезглавили на вершине горы Монмартр. Дионисий поднялся, взял в руки свою голову, омыл ее в ручье, медленно прошел 6 км, и только у подножия храма упал замертво.

Читайте также: Пантеон в Париже: памятник честолюбию и страстям

На этом месте впоследствии образовалась коммуна Сен-Дени, но в II–III веках среди мелких речушек и болот тут был населенный район Катколак, что значит – «очень грязное место».

В середине веков возвышенность превратилась в место поклонения. Там, где некогда стоял храм Марсу, по инициативе Людовика VI (XII век) орден св. Бенедикта строит церковь с монастырем Сен-Пьер-де-Монмартр вблизи одного из давних священнейших мест столицы – площади Тертр. В эти же времена вокруг начали появляться новые виноградники и ветряки, призванные перемалывать гипс, который на холме добывали очень активно вплоть до XIX столетия.

Вид на Сакре Кёр и Монмартр

Весной 1871 года начались народные волнения, которые вылились в революционное движение, после чего в конце марта состоялись выборы в Парижскую коммуну. Однако уже в мае коммунарам устроили кровавое линчевание, в ходе которого пострадало также много обычных жителей, и все это на Монмартре.

Событие легло в историю столицы неприглядным пятном, и в знак памяти невинных жертв через три года после битвы на вершине было решено возвести собор Сакре-Кёр. Сегодня она является прекрасным символом города, его чистой душой и очаровательной достопримечательностью.

Кроме того, Монмартр помнит множество известных людей, ведь тут жили и работали небогатые живописцы и поэты, снимая комнатки в дешевом бараке Бато-Лавуар. Там не было никаких удобств, но зато поблизости их всегда с радостью принимали местные пабы и кабаре «Черный кот», «Шустрый кролик» и Мулен Руж, примадонн которого на своих картинах увековечил Тулуз-Лотрек. Помимо него тут писали свои полотна Ван Гог, Ренуар, Аполлинер, Утрилло, Анри Руссо, Модильяни, Пикассо и Брак.

Задумка базилики Сакре-Кёр

По прошествии войн и революций многие в конце XIX столетия оказались за чертой бедности, продолжая и дальше опускаться на самое дно. По мнению истинно верующих из столь безвыходной ситуации может быть лишь один путь – вымолить прощение у высших сил.

Сакре-Кер в Париже (Фото)

Самыми ревностными католиками оказались Александр Лежанти и Юбер де Флери, которые в 1875 году решили, что спасти Францию может только возведение базилики. По католическому верованию именно она является средоточием веры, куда приходят помолиться за избавление от прегрешений и процветание своей страны люди со всех ее уголков.

Александр и Юбер обратились к людям с речью, в которой призывали собрать деньги на новый храм, а ключевым постулатом было: «Построить новую базилику в Париже – значит искупить все свои мирские грехи!».

Надо сказать, люди не нашли в идее ничего грандиозного, и не понимали, чем они провинились перед Всевышним, желая лишь освободиться от ига монаршей власти. К тому же, задумка проекта нового сооружения, как всегда, не понравился привередливым столичным жителям внешне, привыкшим к окружающему их пышному барокко.

Сакре-Кер в Париже

В образе же нового храма наблюдалось переплетение готики, ренессансного и византийского зодчества, а также элементы романского направления. Такое смешение показалось горожанам слишком вульгарным, и они с ехидцей называли будущую базилику «национальным тортом».

Однако не только облик стал причиной негативного отношения. Выбор места на вершине холма Монмартр сторонниками республики воспринялось как личное оскорбление. Поскольку именно тут зарождалась Парижская коммуна и тут она погибла, церковь восприняли антинародным памятником, посвященным разгромным действиям, направленным против революционного движения.

Базилика Сакре-Кер

Проект подвергся резкой критике со стороны политиков, в частности Жора Клемансо, и людей искусства, от лица которых Эмиль Золя не уставал негодовать по поводу «всеподавляющей каменной массы, доминирующей над городом, где началась наша Революция».

Но далеко не все придерживались подобного мнения, и сторонники проекта присоединили свои голоса к обету Александра и Юбера, обращаясь к парижскому архиепископу Гиберу с ходатайством о возведении базилики. Архиепископ не только поддержал идею собора, но и одобрил для него высшую точку столицы – холм Монмартр, зная его долгую и непростую историю.

Строительство храма Святого Сердца

Собор Сакре-Кёр значит – «базилика Святого Сердца» или «Сердца Христа», которое пробито в момент казни, и с тех пор кровоточит за все человечество.

Сакре-кер в разрезе (Фото)

Когда в 1875 г. закладывали краеугольный камень, в фундамент захоронили протокол, описывающий процедуру основания сооружения, ларец с французскими медалями и медальон из бронзы «Франция преподносит Христу монмартрскую базилику».

Читайте также: Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари), описание, фото!

Произошло это после того, как Поль Абади победил в тендере, и был приглашен для создания нового святилища. Собственно, результат несложно было предугадать, ведь он являлся ведущим столичным архитектором и успел поучаствовать в реставрации многих церквей, в том числе и Собора Парижской Богоматери (Нотр-Дам).

К сожалению, Абади не дожил до момента, когда его детище было завершено, и эстафету передавали друг другу еще целых пять зодчих, воплощая по очереди во внешнем облике и внутреннем убранстве собственное видение прекрасного.

Базилика Сакре-кер (Париж, Франция)

Хотя авторство идеи в данном случае нельзя приписывать одному Полю Абади, его заслуге принадлежит самая главная удача – выбор идеального материала для строительства. Его предпочтение пало на редчайший по своим качествам минерал, добыча которого велась лишь в маленьком селении Шато-Ланон. Исключительность его в том, что он способен самоочищаться от копоти и пыли. Стоит ему соприкоснуться с водой, как он мгновенно преображается, становясь торжественно-белым, но с легким розоватым отливом при определенном естественном освещении.

Не привыкшим к его ослепительному наряду кажется, что стены здания сами излучают сияние, идущее из камня. Одни пытаются объяснить это хитростями современных технологий, другие убеждены в божественно-неземном благословении.

Прежде, чем церковь Сакре-Кёр в Париже была полностью отстроена, понадобилось более 40-а напряженных лет, и не обошлось без трудностей, которые непременно сопровождают все грандиозные задумки.

Храм Сакре-Кер в Париже

Поскольку в течение долгого времени под холмом добывали гипс, внутри он превратился в дырявый сыр, изобилуя многочисленными заброшенными шахтами. Практически полая земля не могла удержать столь тяжелое здание, а потому пришлось вырыть 83 дополнительных ниш с перекрытиями, которые уходили вниз на 35 м.

Наложило свой отпечаток и время, ведь в процессе строительства не раз происходила смена моды на разные стили, что тоже внесло некоторые коррективы в первоначальный план Абади, который предполагал сделать здание в южно-французском направлении. Вследствие художественных экспериментов остальных архитекторов базилика Сакре-Кёр обрела стиль греко-византийского храма с увеличено-вытянутым куполом, а также дополнительной колокольней.

Церковь Сакре-Кер Париж

По официальным документам святилище достроили в 1914 г., но в реальности это случилось только в 1923 г., да и то, лишь снаружи, а над внутренним оформлением работа продолжалась еще долго.

Внешняя архитектура Сакре-Кёр в Париже

Уже не первый раз годы расставили в восприятии парижан все по местам, помогая разглядеть уникальность и полюбить очередное новшество в их городе. Из «народного торта» церковь незаметно превратилась в редчайшую жемчужину, сияющую небесной чистотой и привлекающую туристов посетить не только ее, но и достопримечательности поблизости.

Особенно впечатлительные люди не могут сдержать восторженного вздоха, глядя на необычный храм, в котором переплелось как минимум три разных направления. Но особенно бросается в глаза форма куполов и высота главного – 83 м. Аналогичные можно встретить в Перигё на базилике XII столетия.

Конные фигуры Сакре-Кер

Поднимитесь по лестнице или на фуникулере, и у главного входа на фасаде вас встретят две бронзовые конные фигуры: справа Жанны д’Арк (Орлеанской девы), а слева – Людовика Святого.

Выше, под самым куполом, как гостеприимный хозяин, приветствует пилигримов у порога своего дома Иисус Христос, изваянный из того же материала, что и здание.

Базилика Сакре-кер (Иисус Христос)

Примыкает к святилищу высокая 100-метровая колокольня, внутри которой среди семейства колоколов главенствует неповторимый, внушительный «Савояр», весом 19 тонн, где 850 кг приходится только на его язык. Он считается самым большим в Париже и одним из крупнейших в мире, а создали это чудо в 1891 году в восточной французской провинции Анси. Снизу не разглядеть, но если подняться на смотровую площадку собора, легко увидеть крылатых мифологических существ, по контуру рассевшихся у самого верха, и ангелов по углам сооружения, держащих в руках скрижали.

Внутренний дизайн Сакре-Кёр

Переступая порог, сразу окунаешься в величественную, но приветливую атмосферу базилики. Первое, что притягивает взор, это чудесная мозаика в лазорево-золотых оттенках под самым сводом – Преклонение перед Святым Сердцем Христа и благословение Франции. Над масштабной композицией с 1912 по 1922 года работал живописец Люк-Оливье Мерсон.

Сакре-Кер внутри!

В окружении красочных витражей, скульптурных композиций святых, проникновенной росписи и льющихся внутрь потоков света каждый невольно ощутит торжественность момента, словно прикосновение Святого Духа принесло в душу умиротворение, легкость, радость и понимание мимолетности нашей жизни в масштабах вселенной.

Мозаика Сакре-Кер

Особенной радостью наполняются сердца во время службы, когда пение хора плавно сливается со звуками старинного органа, заполняющего все внутреннее пространство, и проникающего в наиболее отдаленные уголки души. Этот орган является наиболее старым и большим в мире, и сам по себе ценное достояние Франции.

Храм Базилика Сакре-Кер внутри

Но время неумолимо, с упрямой настойчивостью оно постепенно разрушает детали музыкального инструмента, и чтобы сохранить его в рабочем состоянии, специалисты должны действовать с мастерством истинных кудесников.

Насладившись роскошной архитектурой зала и преисполнившись благочестия после посещения службы с ее хором и органной музыкой, можно посетить крипту, спустившись под алтарную часть. Тут выставлены бесценные церковные артефакты, а величественная статуя Христа позволяет еще раз подойти и поклониться Спасителю с полыхающим сердцем за все человечество.

Если хотите сделать фото базилики Сакре-Кёр, это возможно только с наружной стороны здания напротив медных всадников, поскольку снимки внутри храма, как и шумное поведение, недопустимы.

Смотровая площадка и шикарный обзор

Сегодня Монмартр пользуется огромной популярностью у туристов, которые специально приходят сюда, чтобы полюбоваться роскошной базиликой, удивляющей своим вечно белоснежным одеянием невесты.

Уже с площади рядом с храмом открывается прекрасный вид на Париж, а чтобы увидеть его как на ладони, поднимитесь по винтовой лестнице в 300 ступеней на самый верх под купол здания, и вам откроется панорама на 50 км вокруг.

Смотровая площадка Сакре-Кер

Смотровая площадка имеет оригинальное декоративное оформление с орнаментами и небольшими скульптурами, которые украшают даже водостоки, замаскировав их головами диковинных животных и горгулий, а стальная кованая дверь словно вынырнула из средневековья. Интересно, что за ней скрывается?

Тут же на террасе вы найдете подзорную трубу, которая выглядит вызывающим свидетельством современности рядом с изумительным старым декором каменных стен Sacre Coeur. И хотя она не вписывается в антураж, зато позволяет рассмотреть все детали Парижа, скрытого в дымке за горизонтом.

Если обойти купол по кругу, можно залюбоваться изумительным видом на разные части столицы. Сверху отлично видно играющий солнечными зайчиками коммерческий район Ла Дефанс, церковь Перта, самую стильную кокетку – Эйфелеву башню, одинокий среди маленьких домиков небоскреб Монпарнас и площадь Тетр.

Достопримечательности рядом

Как и мост Александра 3, собор Сакре-Кёр послужил фоном в знаменитом французском фильме, снятом в жанре комедии – «Амели» режиссера Жан-Пьера Жене. Для сцены, когда героиня звонит из телефонного автомата, а герой проезжает мимо на скутере, специально установили уличный таксофон так, чтобы за ним в кадре было видно базилику.

Кладбище на Монмартре в Париже

Оказавшись в районе Монмартр, помимо Sacre Coeur тут есть еще много интересных мест для любопытного путешественника. Неподалеку находится одноименное с районом кладбище, где отдыхают политики, ученые, люди искусства. Работает оно с 1825 года и успело приютить более 20 000 выдающихся личностей.

В этом же районе угол улиц де-Соль и Сен-Венсен славен виноградной плантацией. Целых 1566 кв. м отдано под лозу, которая ежегодно дает 400-500 л превосходного монмартрского вина, что равняется примерно 1000 бутылок хмельного напитка.

Кабаре Мулен-Руж

Тут расположено притягательное и интригующее кабаре Мулен-Руж, а в верхней части улицы сохранился ветряк Мулен де ла Галетт, который стал излюбленным образом на работах Пабло Пикассо, Ван Гога, Рамона Касаса, Сантьяго Русиньола, Анри Тулуз-Лотрека, Ренуара, Жан-Батиста Коро, Теодора Руссо и Жоржа Мишеля.

Читайте также: Мулен Руж: описание, история, фото

Внизу под ним рад всех приветствовать у себя одноименный ресторанчик, который тоже запечатлен на одном из полотен Ренуара, выставленном в музее Орсе – «Бал в Мулен де ла Галетт».

Страшная история одного памятника

Собор Сакре-Кёр в Париже огибает улица Сент-Элетер, знаменитая памятником шевалье де ла Барру, размещенном в сквере Надар. Этот памятник можно считать парадоксом, особенно учитывая, что стоит он рядом с храмом, который построен во имя искупление человеческих грехов и в честь затравленных во время революционных волнений.

Памятник Шевалье Де Ла Барру

Дело в том, что Жан-Франсуа Лефевр де ла Барр был молодым, слегка заносчивым в силу своего возраста дворянином 19-и лет. Его обвинили и казнили за пение порочащих церковь песен, разрушение распятия и то, что он не захотел снять шляпу, когда рядом проходило церковное шествие.

Впоследствии было признано, что парня оклеветали, поскольку нужен был «козел отпущения». Подозрения в осквернении святых реликвий и неподобающем поведении пали на троих юношей. Однако один сбежал, второй оказался совсем «зеленым» – 15 лет, а потому отделался штрафом, и только де ла Барру не повезло остаться без алиби, поскольку в момент инцидента он был дома один.

Усугубилось все тем, что следствие вел его личный враг – инспектор де Бельваль, который не гнушался принимать за факты лживые доносы и непроверенные слухи типа: «Я слыхал, как кто-то слыхал…».

Вначале шевалье осудили на галеры, но затем в назидание остальным решили приговорить к смерти, несмотря на рьяную защиту Вольтера.

Шевалье Де Ла Барру

Чтобы казнить де ла Барра, приехало пятеро палачей. Вначале несчастному вырвали язык, затем отрубили правую руку, далее он лишился головы. После этого планировалось медленно сжигать его на слабом огне, но решили смягчить приговор, и сделать это быстро, хотя это уже не имело значения. Перед тем, как предать огню мертвое тело, в его единственную руку положили «Философский словарь» Вольтера.

Данная история красочно иллюстрирует нередкие проявления человеческой глупости и жестокости, а памятник стал символом протеста против фанатичной веры и религиозной нетерпимости. Во Франции день казни юного дворянина стал поводом для манифестов против преследования тех, кто исповедует иную религию или не принадлежит ни к одной.

Сейчас монумент стоит чуть в стороне от базилики Сакре-Кёр, а установили его после войны. Лефевр де ла Барр словно бросает вызов своей молодостью и дерзкой позой, что разительно отличается от первоначального варианта 1905 года, где молодой человек выглядит настоящим мучеником, ожидающим сожжения, привязанный к столбу.

Таким образом, памятник стал ответом на возведение роскошного святилища на деньги буржуазии, вновь поднявшейся после поражения Парижской коммуны. Этот монумент был демонтирован и переплавлен нацистами еще в 1941 г., но после войны о свободолюбивом юноше не забыли, и вернули его в новом облике.

Базилику Сакре-Кёр (Фото)

Фотогалерея Сакре-Кер 1 of 18 Сакре-Кер в Париже (Фото) Сакре-Кер в Париже (Фото) Базилика Сакре-Кёр в Париже Базилика Сакре-Кёр в Париже Сакре-Кер в Париже Сакре-Кер в Париже Базилика Сакре-Кер Базилика Сакре-Кер Вид на Сакре Кёр и Монмартр Вид на Сакре Кёр и Монмартр Базилика Сакре-Кёр Базилика Сакре-Кёр Сакре-кер в разрезе (Фото) Сакре-кер в разрезе (Фото) Базилика Сакре-кер (Париж, Франция) Базилика Сакре-кер (Париж, Франция) Храм Сакре-Кер в Париже Храм Сакре-Кер в Париже Церковь Сакре-Кер Париж Церковь Сакре-Кер Париж Конные фигуры Сакре-Кер Конные фигуры Сакре-Кер Сакре-Кер скульптура Сакре-Кер скульптура Исус Христос. Базилика Сакре-кер (Иисус Христос) Базилика Сакре-кер (Иисус Христос) Сакре-Кер внутри! Сакре-Кер внутри! Храм Базилика Сакре-Кер внутри Храм Базилика Сакре-Кер внутри Мозаика Сакре-Кер Мозаика Сакре-Кер Смотровая площадка Сакре-Кер Смотровая площадка Сакре-Кер Собор в Париже (SacreCoeur) Собор в Париже (SacreCoeur)

Читайте больше информации про достопримечательности Парижа

Лора Мур

История

Церковь на Монмартре была заложена 1875 году, а окончательно работы завершились только в 1923, прервавшись из-за Первой мировой войны. Но закладке предшествовали несколько лет горячих споров и судебных разбирательств.

Предыстория, причины и спонсоры строительства

Началась история Сакре-Кер 4 сентября 1870 года. Эта дата знакома каждому французу, так как в тот день парижане узнали про разгром армии и пленение Наполеона IIIв битве при Седане в рамках Франко-прусской войны. Горожане начали массовые протесты, которые привели к провозглашению Третьей Республики и отставке императора. А германцы тем временем шли к Парижу, чтобы спустя две недели взять столицу в осаду.

Фото от 1882 года, на котором видна стройка будущей базилики Сакре-Кер

4 сентября, вместе с провозглашением Республики, епископ Нанта, который является также главой католической епархии Франции, выпустил свой текст, в котором клеймил несколько последних десятилетий жизни государства и утверждал, что поражение в войне – божье наказание за «эпоху распутства». Этим вдохновился Александр Лежентиль, богатый французский торговец и филантроп, который в январе 1871 года поклялся построить католический храм, чтобы «получить бесконечную милость святого сердца господа Иисуса Христа».

Название базилики переводится на русский язык как «Святое Сердце», подразумевая сердце Христа.

Лежентиль заручился поддержкой своего духовника, священника Гюстава Аргана, и родственника – известного художника Хьюберта Рохо де Флери. Де Флери и Лежентиль, пользуясь своим высоким положением в парижском обществе, привлекли других видных горожан к проекту и занялись его реализацией.

Место для строительства – холм Монмартр – был выбран не случайно. Различные храмы находились на вершине еще со времен Античного Рима, и даже топоним предположительно появился как производное от «храм Марса». Затем тут располагались и христианские святыни. Но на момент возникновения идеи строительства нового собора вершина холма была занята различными развлекательными заведениями: лавками, тавернами, садами и т.д.

Сакре-Кер в 1889 году, здание приобрело узнаваемый облик

Это привело к необходимости начать слушания и судебные тяжбы, чтобы признать проект Сакре-Кер общественно значимым. В свою очередь, такое признание позволило бы экспроприировать земли в случае отказа владельцев продать их. Конечно, такой подход к делу породил противодействие в обществе, но в итоге 24 июля 1873 года закон все же был принят. Кроме заверения значимости постройки он также предполагал, что базилика будет строиться исключительно на пожертвования, после чего навсегда передается для католических богослужений.

Выбор в качестве места расположения холма Монмартр имеет и другое значение – идеологи строительства так же хотели искупить грехи времен Парижской коммуны. Коммунары вместе с солдатами именно на этом месте 18 сентября 1871 года расстреляли генералов Тома и Леконта. Но вопрос основной идеи и мотивации строительства Сакре-Кер остается дискуссионным по сей день.

Ход работ

Архитектора Сакре-Кер выбирали на основе открытого конкурса, на который было отправлено 76 проектов. Выиграл конкурс Поль Абади, который представил необычный для католической Франции дизайн в византийском стиле, а не господствовавшем тогда необарокко. Но из-за растянутых сроков строительства над Сакер-Кер поработало 5 главных архитекторов:

  • Поль Абади (1884-1886);
  • Чарльз Лесне (1886-1891);
  • Анри-Пьер Ролин (1891-1904);
  • Люсьен Магне (1904-1916);
  • Жан-Луи Юло (1916-1924).

Официальная церемония старта строительства парижской базилики прошла 16 июня 1875 года, но работы скоро были остановлены. Обнаружилась проблема с почвой – холм был изрыт шахтами для добычи камня и потребовались работы по укреплению. Для этого вырыли 83 скважины глубиной более 30 метров, которые залили бетоном, по аналогии с современными сваями.

Но работы все равно затянулись – неф возвели к 1891 году, колокольню закончили в 1912, а работы с фасадом растянулись до 1914 года. На 17 октября 1914 уже была запланирована процедура освящения, которой помешала Первая мировая война. В итоге церемония прошла только 16 октября 1919, но сразу же церковь получила титул базилики. А внутренние отделочные работы продолжались до 1923 года, затем еще вплоть до 30-х годов XX века возле Сакре-Кер строились административные и жилые здания, так что общий срок строительства комплекса составил более 50 лет.

Процессия освящения Сакре-Кер, прошла 16 октября 1919 Базиликой в католичестве называют храмы, имеющие особую важность для паломников и простых верующих. Статус даруется лично папой римским или комиссией, которой он передает права. Сакре-кер носит титул «малой базилики», как и еще чуть более 1500 храмов во всем мире.

Архитектура

Архитектурный стиль, в котором выполнена базилика Сакре-кер, до сих пор вызывает некоторые вопросы у специалистов. Изначально он был определен как римско-византийский, но, в том числе благодаря изменениям, которые вносились в проект относительно изначального, стал ближе к греко-византийскому.

Базилика построена в форме греческого креста и ориентирована на юг и север, а не восток и запад, как большинство храмов. Считается, что это сделано для лучшего вида на Париж. При этом ориентация выбрана так, что Сакре-кер смотрит точно на Нотр-дам де Пари.

Общий план Сакре-Кер

Конструкция и размеры

По своему типу Сакре-кер относят к купольным храмам, что тоже не типично для европейской архитектуры. Основная часть, неф, по центру увенчана главным куполом и четырьмя небольшими по углам. Еще один купол находится над аспидом, он венчает высокую башню, в которой находится колокол. Размер храма – 85 метров на 35.

Высота главного купола – 54,94 метра во внутренней части, диаметр – 16 метров. Общая высота со шпилем – 83 метра. Также центральный купол Сакре-кер является и смотровой площадкой, на которую ведет винтовая лестница. С уровня колоннады открывается вид на весь Париж, в погожий день видимость превышает 50 км.

До строительства Эйфелевой башни именно купола Сакре-кер были самой высокой точкой города.

Строительный материал

Отдельного внимания заслуживает белый камень, из которого сложена базилика. Сегодня он известен как травертин, из такого же минерала построены некоторые другие достопримечательности, например – Колизей. Конкретно тот камень, который использовался для строительства Сакре-кер, добывался во Франции там же, где и камень для Триумфальной арки.

Но его основная особенность – самоочистка при контакте с водой (дождем). На поверхность камня вымывается небольшое количество кальцита, что позволяет Сакре-кер всегда оставаться белоснежной. Другие достопримечательности, как, например, Нотр-дам, со временем из-за копоти и выхлопных газов мегаполиса стали серыми, но базилике это не грозит благодаря удачному выбору камня для строительства.

Слой копоти на верху Сакре-Кер, куда не попадает дождевая вода На некоторые участки дождевая вода не попадает, таких мест довольно много на смотровой площадке. По ним прекрасно видно огромное количество копоти, которое оседает на парижские здания.

Внутренний интерьер и объекты

Изнутри Сакре-кер является большим католическим храмом со всеми его традиционными элементами: рядами резных лавок, статуями, витражами и т.д. Но отдельные элементы являются уникальными и заслуживающими внимания туриста.

Мозаика

Отдельной достопримечательностью в Сакре-кер является огромная мозаика, украшающая купол аспида. Ее выложили в 1923 году, общая площадь составила 475 квадратных метров, что делает мозаику Сакре-кер самой большой во Франции и одной из самых больших в мире.

Знаменитая мозаика внутри базилики Сакре-Кер

На ней изображен Иисус в белом облачении, указывающий на свое золотое сердце. Вокруг него расположены святые защитники государства: Михаил, Дева Мария, Жанна Дарк и т.д. Также на мозаике присутствуют фигуры, символизирующие все континенты планеты и изображения различных исторических событий. Есть и другие детали на огромном изображении, все они несут некий сакральный смысл.

После Второй мировой войны на мозаику добавили надпись «благодарный».

Колокол

В Сакре-кер отбивают звон в огромный колокол, отлитый в 1895 году. Вес изделия – 18,835 кг, молота – 1200 кг, а удерживающего механизма – более 7 тонн. Интересно, что колокол был отлит в Савойе и передан в дар в благодарность Франции за аннексию территорий, который до 1860 года входили в состав Италии.

Орган

Важным элементом базилики Сакре-кер орган. Музыкальный инструмент является одним из самых больших в мире, потому назван достаточно просто – Большой Орган. Его создали в 1898 году для дворца барона Альберта Эспи, где он так и не был установлен, несколько лет пролежал на складе и был перепродан. В итоге орган купила базилика Сакре-кер в 1919 году.

Инструмент регулярно используется, но находится в плачевном состоянии. В последний раз реконструкция проходила в 1985 году и не была полной. Некоторые элементы нельзя использовать из-за износа, а трубы покрыты толстым слоем пыли. Руководство базилики собирает пожертвования на ремонт органа.

Крипта

Внутри крипты под базиликой

Под зданием церкви, точнее – под алтарем, находится большая крипта, где периодически проходят процессии, ее размеры это позволяют. В крипте покоится прах ряда людей, в частности тут захоронена урна с сердцем Александра Лежентиля. Именно в крипте можно увидеть торжественно заложенный первый камень розового мрамора, с которого началось строительство. Также в крипте находится церковная сокровищница.

Статуи

Портик у входа в Сакре-кер оформлен двумя большими бронзовыми конными статуями. Одна изображает национальную героиню Франции – Жанну Дарк, а другая – статуя короля Людовика IX, известного сегодня как Людовик Святой. Между конными статуями в арке находится уже каменная статуя Иисуса Христа.

На крыше базилики находится еще одна бронзовая статуя, изображающая архангела Михаила в доспехах, поражающего копьем змея.

Конная статуя Людовика Святого и статуя на крыше Сакре-Кер

Фасад Сакре-кер украшен большим количеством различных скульптурных элементов, в том числе традиционными для Франции горгульями. Среди них особо выделяется горгулья в виде свиньи.

Информация для туристов

Сайт

Время работы

Базилика открыта для всех желающих с 6:00 до 22:30.

Службы

От 3 до 5 раз в день (в зависимости от дня недели) в базилике проходят мессы, время в нужный день лучше уточнять на сайте, но каждый день есть мессы на 7, 11 и 22 час.

Смотровая площадка

Работает с 8:30 до 20:00 или с 9:00 до 17:00 в зависимости от времени года, также может закрываться во время плохих погодных условий.

Вход платный, находится с внешней стороны. Подняться на купол можно только по ступенькам, лифта нет.

Ограничения

Доступа в крипту и к органу у посетителей нет. Органные концерты на регулярной основе не проводятся, только во время некоторых церковных праздников.

В базилике запрещено фотографировать, сохраняется режим тишины. В первую очередь это действующая церковь и уже во вторую – туристический объект.

Экскурсии

Так как Сакре-кер – действующая церковь, экскурсии внутри не проводятся. Но доступен аудиогид, который можно бесплатно скачать на мобильное устройство.

Ночное посещение

В Сакре-кер можно заранее записаться на ночную молитву, но это не туристическое, а духовное мероприятие. В программу входит общая месса в 10 вечера, после чего, уже после закрытия базилики, каждый получает время для персональный молитвы длительностью в час или более. Утром служится еще одна месса и подается завтрак.

Как добраться

Ближайшие станции метро — Jules Joffrin, Pigalle, Anvers, Abbesses (ветки M2 и M12), затем можно сесть на автобус, фуникулер или подняться пешком по ступеням.

Базилика Сакре-Кёр

История базилики Сакре-Кёр

В отличие от парижской легенды – собора Нотр-Дам, базилика Сакре-Кёр не может похвастаться богатым историческим прошлым. Идея строительства нового собора возникла в 1871 году. Базилику предлагалось воздвигнуть в память о жертвах франко-прусского конфликта. Поражение в этой войне стало полной неожиданностью, сильно ударившей по национальному самосознанию французов. Всеобщую скорбь активно «подогревал» и епископ Нантский, Феликс Фурнье, объявивший произошедшее наказанием божьим, ниспосланным его народу за столетнее моральное разложение. Искупить такие грехи, по мнению духовенства, можно было только единственным способом: сооружением нового храма. Проект базилики Сакре-Кёр был резко раскритикован и в народе, и в правительственных кругах, в результате чего строительство пришлось отложить на несколько лет. Деньги на базилику собирались по общественной подписке, а первый камень в основу будущего собора был заложен только 16 июня 1875 г.

В общей сложности на возведение храма ушло около 40 лет. Строительство существенно тормозили укрепительные работы. Заброшенные каменоломни, расположившиеся под основанием базилики Сакре-Кёр, постоянно угрожали обвалом, поэтому в качестве опорной системы для фундамента приходилось использовать сваи. Полностью завершить строительство удалось только к 1914 году.

Не исключено, что со временем интерес прихожан к Сакре-Кёр мог немного угаснуть, что сделало бы базилику обычной церковью: прекрасной, но лишенной собственного характера. Благодаря новаторскому решению Поля Абади, этого не произошло. Талантливый архитектор выбрал для строительства храма белый песчаник, имевший одну интересную особенность: при контакте с водой камень приобретал необычайную белизну и прозрачность. Это не только придало сооружению дополнительную оригинальность, но и сделало его по-настоящему заметным. Как в солнечную, так и в дождливую погоду белоснежные стены и купола базилики Сакре-Кёр видны из любого уголка Парижа.

Факты из истории строительства

  • В общей сложности на строительство храма Сакре-Кёр было собрано 46 млн франков. Четверть этих средств составили добровольные пожертвования верующих.
  • Каждый спонсор, взнос которого составлял более тысячи франков, получал право увековечить свою фамилию или семейный герб на внешней кладке стен.
  • Несмотря на то, что возведение церкви и внутренняя отделка помещений были завершены в 1914 г., в течение целых двух лет здание собора оставалось неосвященным.
  • Поль Абади не дожил до окончания строительства базилики Сакре-Кёр, и завершающий этап работ был выполнен другим архитектором.

Если смотреть на собор Сакре-Кёр с высоты птичьего полета, то можно заметить, что церковь имеет очертания греческого креста. Четыре купола, венчающие храм, повторяют силуэт базилики в г. Перигё. Самый большой и высокий купол – центральный, его высота составляет 83 м. Внутрь этого гигантского элемента ведет винтовая лестница, состоящая из 300 ступеней.

В свое время архитектура Сакре-Кёр вызвала много споров и критики. Нетипичное для Парижа сооружение поначалу производило впечатление чего-то чужеродного, не вписывающегося в общую городскую картину. Даже специалисты погрузились в раздумья, к какому конкретному стилю отнести данный проект. Учитывая, что в оформлении здания смешались элементы византийского, греческого и отчасти романского направлений, сделать это оказалось непросто.

Фасад базилики Сакре-Кёр

Фасад здания не перенасыщен декоративными элементами. Хотя без типичных для католического собора скульптур здесь тоже не обошлось. Фигуры, украшающие внешнюю часть базилики Сакре-Кёр, можно условно подразделить на два типа: библейские персонажи и символические барельефы.

Несколько в стороне от центрального входа находится статуя архангела Михаила. Скульптура расположена на постаменте, на вершине которого стоит облаченный в доспехи ангел, попирающий змея. Последний, благодаря оригинальной фантазии скульптора, больше напоминает среднестатистического аллигатора. Это придает всей композиции неординарный и одновременно грозный вид. Именно на фоне этой статуи любят фотографироваться посетители собора.

Прямо над портиком базилики Сакре-Кёр туристов встречают позеленевшие от времени статуи Жанны Д’Арк и Людовика Святого. Король и народная героиня в полном боевом снаряжении восседают на лошадях, напоминая посетителям храма о великом прошлом Франции. В центральной точке фасада расположилась фигура Христа, носящая название «Благочестивое сердце». Правая рука Спасителя поднята вверх для благословения прихожан, а левая прижата к груди.

Темные силы на фасаде Сакре-Кёр представлены горгульями и химерами. Детально выполненные фигуры инфернальных существ производят неизгладимое впечатление. Кстати, на стенах базилики можно встретить такое нечастое явление, как зооморфные горгульи, например, в виде разъяренной свиньи или хитроватого козла. Главная функция этих декоративных элементов – напоминание о силах зла, мощь которых сдерживает христианская вера. Есть на стенах базилики Сакре-Кёр и символические барельефы, вроде сидящей в гнезде курицы. Раскинувшая крылья птица символизирует родительскую опеку: точно так же бог защищает свою паству от земных соблазнов.

Внутреннее убранство базилики Сакре-Кёр

Войдя в храм через центральный вход, посетители попадают в центральную часть зала, украшенную великолепным мозаичным полотном. Уникальное изображение носит название «Благоговение Франции перед Сердцем Господним» и является одним из самых крупных в мире. Площадь этой удивительной росписи составляет 475 м².

В центре живописной композиции находится фигура Христа, протягивающего руки для объятий. Слева от Спасителя изображена Дева Мария, а у его ног расположился коленопреклоненный папа Лев XIII, протягивающий сыну божьему земной шар. Кроме центральных фигур, на полотне присутствуют образы святых апостолов, Жанны Д’Арк, католических великомучеников, кардиналов, а также обычных людей в национальных одеждах, представляющих все пять континентов. Мозаика создавалась художником Люком-Оливье Мерсоном в течение 10 лет.

Любопытный факт: именно кисти Мерсона принадлежат готические иллюстрации к роману В. Гюго «Собор Парижской Богоматери».

Настенная мозаичная роспись состоит в основном из библейских и символичных сюжетов. Например, метафоричное изображение пеликана, который кормит своих птенцов, является отсылкой к таинству Евхаристии, когда Иисус делился с учениками вином и хлебом, олицетворявшими кровь и тело божье. Красный петух неразрывно связан с отречением апостола Петра от веры. Купающиеся олени символизируют молитву, обращенную к богу.

Удивительное впечатление производят и немногочисленные витражи Сакре-Кёр. Помимо традиционных изображений святых и великомучеников, на них иногда можно встретить силуэт рыбы – символа первых христиан. В 1944 году, во время бомбардировок Парижа, часть витражей серьезно пострадала, но осуществленная в 1946 г. реставрация вернула картинам первоначальный вид.

В базилике Сакре-Кёр находится один из самых больших органов в мире. Масштабное сооружение расположилось над клиросом, в специально созданной для него нише под окном-розой. Деревянный корпус инструмента украшают готические башенки и небольшие скульптуры ангелов. Пульт этого грандиозного инструмента имеет четыре клавиатуры для ручной игры и одну педальную.

Устройство было спроектировано Аристидом Кавайе-Колем и, благодаря наличию 78 регистров, отличалось неповторимым звучанием. Однако многочисленные реставрации инструменту на пользу не пошли. Невозможность замены некоторых частей конструкции, а также неизбежно накапливающаяся в ее трубах пыль привели к тому, что высота и тембр звучания органа стали существенно хуже. Тем не менее, на сегодняшний день инструмент продолжает радовать прихожан своей удивительной музыкой.

Спустившись под алтарную часть храма, можно обнаружить крипту – помещение, в котором обрели вечный покой мощи святых, мучеников и выдающихся парижских деятелей. На территории усыпальницы расположились 14 погребальных залов (7 – на восточной стороне и 7 – на западной). Здесь же можно увидеть камень, заложенный в основу собора в год начала строительства базилики Сакре-Кёр.

В противовес скромному, но эффектному убранству алтарной части храма, оформление крипты максимально аскетично. Серая кладка стен, строгие колонны, поддерживающие мрачные церковные своды, – все это говорит о том, что главная функция помещения – отнюдь не развлекательная. Хотя интересные экспонаты в «нижней» церкви тоже есть. Например, в одном из залов расположен монумент священникам и семинаристам, погибшим во времена Второй мировой войны. Способны удивить и здешние надгробия, с фотографической точностью копирующие внешность тех, кто под ними лежит. Кстати, инициатор строительства базилики Александр Лежантиль покоится именно в крипте Сакре-Кёр.

В базилике Сакре-Кёр находится самый большой парижский колокол. Гигантская фигура весом в 19 тонн оснащена не менее массивным языком (850 кг). Изделие было отлито в 1891 году в г. Анси.

Часы работы и правила посещения Сакре-Кёр.

Базилика Сакре-Кёр открыта для паломников и туристов ежедневно с 6 утра до 11 вечера. Посетить крипту и смотровую площадку под одним из куполов храма можно с 9:00 до 18:45 в летние месяцы и с 10:00 до 17:45 в осеннее-зимний период. И если вход в храм официально бесплатный, то за прогулку по погребальным залам, а также подъем на купол придется заплатить около 8 евро.

С момента основания и по сей день Сакре-Кёр остается действующей церковью, принимающей паломников со всего света. Непрекращающиеся ни на минуту служения – часть обета, данного в свое время основателями собора. Так что, совершая экскурсию по храму, не стоит оскорблять чувства верующих излишне громкими комментариями и вызывающим поведением.

Туристам

Базилика Сакре-Кёр – место, пользующееся большой популярностью не только у туристов, но и у верующих парижан. Если ваша цель – спокойная прогулка по церковным залам, лучше прийти в храм ранним утром. Избегайте вечерних воскресных служб, школьных каникул и католических праздников – именно в это время в Сакре-Кёр особенно многолюдно.

У подножия храма всегда много местных торговцев и просто шарлатанов, которые охотно продают туристам якобы чудодейственные «ниточки счастья», а иногда, пользуясь моментом, выуживают из карманов кошельки.

Со смотровой площадки Сакре-Кёр открывается удивительная панорама Парижа. Правда, чтобы увидеть французскую столицу во всем ее великолепии, придется преодолеть 237 ступеней по лестнице. Чтобы не испортить себе впечатление от экскурсии, лучше прийти в удобной обуви, а в зимние месяцы еще и одеться потеплее: на площадке гуляет сильный ветер.

Внутри базилики Сакре-Кёр запрещена фото- и видеосъемка. Делать снимки разрешается только на фоне фасада базилики.

Организовать экскурсию по зданию можно самостоятельно, достаточно купить в церковной лавке путеводитель по Сакре-Кёр. Пособие переведено на несколько языков, что облегчает поиск необходимой информации.

Среди туристов и паломников бытует забавное поверье: чтобы снова вернуться в Париж, необходимо погладить ногу статуи Святого Петра, находящуюся в базилике.

Как добраться

Базилика Сакре-Кёр находится в высшей точке холма Монмартр. Точный адрес объекта: 35 Rue du Chevalier de la Barre, Paris 75018.

Добраться до архитектурного памятника можно несколькими способами. Самый простой вариант для тех, кто планирует быстрый осмотр всех значимых достопримечательностей округа, – «Монмартробус». Маршрут начинается сразу от площади Пигаль. Вышедшим на станции метро «Анвер» можно отправиться к базилике Сакре-Кёр пешком, поднявшись по каменным монмартрским лестницам. Более быстрый и комфортный вариант – фуникулер.

>Базилика Сакре-Кёр – храм «святого сердца»

История базилики

Строительство храма началось спустя пять лет после завершения боевых действий. Автор проекта П. Абади видел свое детище сооруженным в лучших римско-византийских архитектурных традициях.

В качестве месторасположения базилики был выбран холм Монмартр. Точнее его вершина (130 м), являющаяся самой высокой точкой Парижа.

Простые жители города, однако, выступали решительно против возведения этого католического храма, причем на протяжении довольно длительного времени. Что же вызывало недовольство парижан? Поначалу протестные настроения вызвало место постройки. Поскольку в этом районе разворачивалась драма Парижской коммуны, то люди восприняли идею базилики как увековечивающую память тех, кто разгромил народное восстание против буржуазии.

С неодобрением был воспринят и сам стиль базилики, в котором нашли свое воплощение элементы не только романской и византийской, но и готической и ренессансной архитектуры. Такой с позволения сказать «винегрет» парижане считали чуждым привычному и устоявшемуся облику своего города. Даже зло, с сарказмом отзывались о храме, называя его «национальным тортом».

Но, несмотря на протесты общественности, базилике Сакре-Кёр все же суждено было увидеть белый свет. Идею ее возведения поддержали городские депутаты, которые дали в 1873 году свое официальное согласие.

Свое одобрение выказал и парижский архиепископ Гибер, собственно и выбравший холм Монмартр в качестве места для храма, так когда-то на его вершине принял смерть св. Дионисий, первый епископ столицы.

16 июня 1875 года был торжественно заложен первый камень. Во время церемонии закладки в грунт Монмартра положили бронзовый медальон с надписью, что эту базилику Франция преподносит Христу, а также шкатулку с медалями и пергамент с описанием церемонии основания этого храма. Впрочем, строительные работы скоро пришлось приостановить.

Срочно понадобилось укреплять почву холма, изрытую некогда существовавшими здесь каменоломнями. Поэтому строительство длилось не один год, и было закончено только в 1914 году. Освятили новую церковь лишь в 1919 году.

Описание храма

На вершину Монмартра, непосредственно к главному входу Сакре-Кёр, ведет лестница, насчитывающая 237 ступеней. С ее подножья открывается великолепный вид на этот католический собор, которым можно любоваться бесконечно.

Сам вход украшают бронзовые фигуры Людовика IX Святого (слева) и небезызвестной народной героини Жанны д’Арк (справа).

Очень интересна форма куполов этого храма. Они сами по себе – история, так как своими очертаниями повторяют пропорции другой базилики – Сен-Фрон, что находится в Перигё (коммуна на юге Франции) и датируется XII веком. Основной купол Сакре-Кёр достигает в высоту 83 метра, а высота колокольни порядка 100 м. Базилика на холме Монмартр может похвастать и тем, что именно она является обладательницей самого большого колокола Парижа, отлитого в 1891 году в Анси. Он называется «Савояр» (la Savoyarde) и весит в общей сложности 19 тонн (один только язык колокола «тянет» на 850 кг).

Внутренне убранство также способно потрясти воображение. Центральное место занимает знаменитая мозаика на потолке, красочно и выразительно раскрывающая тему поклонения Святому Сердцу нашего Господа. Она выполнена в лазоревых и золотых тонах, что придает композиции дополнительную притягательность.

Здесь же, внутри собора, можно увидеть скульптуры святых и красивые витражи. Всё это великолепие, освещаемое проникающими сквозь купол базилики потоками света, словно проникает в самое сердце, побуждая задуматься о духовных основах нашего бытия, о необходимости единения с Богом.

Впечатленные туристы хотели бы увезти с собой снимки на память. Но, к сожалению, фотографировать здесь не разрешают. Но поскольку базилика Сакре-Кёр является действующим храмом, вы сможете присесть и посмотреть богослужение, которое сопровождают орган и прекрасное хоровое исполнение. Громко разговаривать, чтобы не мешать службе, здесь тоже нельзя.

Интересные факты

  • Парижане Александр Лежанти и Юбер де Флери являются авторами идеи строительства этой базилики во имя искупления грехов французов, вследствие которых, как они считали, на долю страны выпали большие испытания – поражение в войне с Пруссией и разгром Парижской коммуны.
  • Средства на строительство храма Святого Сердца Христова собрали простые люди, жители самых разных регионов Франции.
  • Под алтарной и хоральной частью базилики находится крипта, спустившись в которую можно увидеть церковные реликвии и каменное изваяние Иисуса с пылающим сердцем.
  • Монументальная мозаика внутри базилики выполнялась в течение… десяти лет (с 1912 по 1922 годы). Ее автором стал художник Люк-Оливье Мерсон.
  • Своим молочно-белым цветом Сакре-Кёр обязана удачно выбранному для возведения базилики камню. Его добыли неподалеку от Парижа, в местечке Шато-Ландон. Как оказалось, он обладает свойством белеть от воздействия воды.

Кстати, на куполе собора оборудована смотровая площадка, к которой можно подняться по винтовой лестнице. Отсюда открывается потрясающая панорама – и Париж, и его окрестности видны как на ладони.

Базилика

Базилика Сакре-Кёр

Basilique du Sacré-Cœur

48°53′12″ с. ш. 2°20′34″ в. д.HGЯOL

Страна

Франция Франция

Париж

Клиньянкур

Епархия

Архиепархия Парижа

Архитектурный стиль

Византийский, Псевдороманский

Архитектор

Поль Абади

Дата основания

Строительство

16 июня 1875 года — 1914

Материал

травертин

Сайт

Базилика Сакре-Кёр на Викискладе

У этого термина существуют и другие значения, см. Сакре-Кёр (значения).

Базили́ка Сакре́-Кёр (фр. Basilique du Sacré-Cœur или просто Сакре-Кёр, буквально «базилика Святого Сердца», то есть Сердца Христова) — католический храм в Париже, построенный в 1875—1914 годах по проекту архитектора Поля Абади в римско-византийском стиле, расположенный на вершине холма Монмартр, в самой высокой точке (130 м) города.

Leave a Comment