Самое большое кладбище кораблей в мире

freshet

В бухте мавританского портового города на западном побережье Африки доживают свой век более 500 различных кораблей.

Далее 49 фото…
Нуадибу — портовый город в Мавритании, берег которого представляет собой самое большое в мире кладбище кораблей.

Место тщательно скрывается правительством страны вследствие собственных махинаций.

Посему о городе погибших кораблей знают очень немногие.

За последние 20 лет в бухте на западном побережье Африки скопилось более 500 кораблей.

Нуадибу — второй по величине город Мавритании. Грузовой порт был построен здесь в 1963 году.

Утилизация старого корабля является довольно затратной процедурой, поэтому начальство нуадибского порта поступило следующим образом.

Оно разрешило судоходным компаниям оставлять в заливе суда, которые уже отплавали свое, за более скромную плату.

Сюда, непригодные для плавания, но застрахованные корабли, незаконно и экономически выгодно переправляются на утиль из самых разных уголков мира.

ЕС уже начало реализацию программы по очистке залива от ржавых судов.

Но пока, судя по спутниковым фотографиям, процесс далёк от завершения.

Вместе с тем, кладбище кораблей — это не просто свалка.

Данное место представляет собой художественный интерес для фотографов всего мира.

Художники, съезжающиеся сюда, преследуют своей целью показать ту забытую красоту и атмосферу грусти, которыми наполнена бухта.

Мало кто едет сюда за документальной съемкой, обличающей коррумпированную мавританскую власть.

Хотя бы потому, что путь сюда, на самое большое в мире кладбище кораблей, лежит через множество препятствий.

Одним из последних фотографов, рискнувших отправиться в Нуадибу, стал мексиканец Ян Смит.

По его словам, он был остановлен на границе, спал на минном поле и обвинялся в шпионаже, прежде чем сумел все-таки попасть в город погибших кораблей.

Но его опасное путешествие окупилось сполна — именно здесь Ян сделал черно-белую серию снимков, действительно потрясающих воображение обывателя.































Где можно найти мертвые суда? Иногда они покоятся в скалистых и туманных районах, ставших местом их гибели. Иногда корабли увозят в специальные доки для утилизации. Также встречаются случаи, когда никому не нужные суда сознательно оставляют ржаветь.

masterok

Некоторое время назад мы уже с вами поднимали тему кладбища кораблей на примере местечка в Индии: Аланг – «Берег мертвецов». Оказывается такое место не единственное.

Как и все, сделанное руками человека: транспортные средства от автомобилей и грузовиков до самолетов и локомотивов, корабли имеют свой срок жизни, и когда это время истекает, их отправляют на металлолом. Такие большие громады, конечно же, содержат много металла, и крайне рентабельно их потрошить и металл перерабатывать. Добро пожаловать в Читтагонг (Chittagong) — один из крупнейших в мире центров по слому кораблей. Здесь одновременно работало до 200000 человек.

На долю Читтагонга приходится половина всей стали, производимой в Бангладеш.

Фото 2.

После Второй мировой войны судостроение стало переживать небывалый подъем, огромное количество металлических кораблей строилось по всему миру и все больше – в развивающихся странах. Однако вскоре возник вопрос по утилизации отработавших свое кораблей. Более экономичней и выгодней оказалось производить разбор старых кораблей на металлолом в бедных развивающихся странах, где десятки тысяч низкооплачиваемых трудящихся демонтировали старые корабли в несколько раз дешевле, чем в Европе.

Фото 3.

Плюс ко всему немаловажную роль сыграли такие факторы, как строгие требования охраны здоровья и окружающей среды, дорогостоящие страховки. Все это сделало слом кораблей в развитых европейских странах невыгодным. Здесь такая деятельность ограничивается, в основном, утилизацией военных судов.

Фото 4.

Утилизация старых судов в развитых странах в настоящее время чрезвычайно высока также из-за дороговизны: стоимость утилизации токсичных веществ, таких как асбест, ПХБ и содержащих свинец и ртуть — зачастую выше, чем стоимость металлолома.

Фото 5.

История развития центра утилизации кораблей в Читтагонге восходит к 1960 году, когда после шторма на песчаный берег Читтагонга было выброшено греческое судно MD-Alpine. Пять лет спустя после нескольких неудачных попыток повторного снять судно MD Alpine с мели — оно было списано. Тогда местные жители и начали его разбор на металлолом.

Фото 6.

К середине 1990-х в Читтагонге развился масштабный центр по слому кораблей. Это было вызвано также и тем, что Бангладеше при разборке кораблей стоимость металлолома выше, чем в любой другой стране.

Однако условия труда на разборке кораблей были ужасными. Здесь каждую неделю из-за нарушений безопасности труда погибал один рабочий. Нещадно использовался детский труд.

Фото 7.

В конце концов, Верховный суд Бангладеша наложил минимальные стандарты безопасности, а также запретил все виды деятельности, которые не отвечают этим условиям.

В результате количество рабочих мест уменьшилось, стоимость работ возросла и бум утилизации кораблей в Читтагонге пошла на спад.

Фото 8.

В бангладешском Читтагонге утилизируется около 50% мирового объёма кораблей, списанных на металлолом. Сюда приходят 3-5 судов еженедельно. Непосредственно сами корабли разбирает около 80 тысяч человек, ещё 300 тысяч работает в смежных отраслях. Ежедневная зарплата рабочих составляет 1,5-3 доллара (при этом рабочая неделя – 6 дней по 12-14 часов), а сам Читтагонг считается одним из самых грязных мест в мире.

Списанные корабли сюда начали приходить в 1969 году. К нашему времени в Читтагонге разбирается 180-250 кораблей ежегодно. Береговая полоса, где суда находят своё последнее пристанище, тянется на 20 километров.

Фото 9.

Их утилизация происходит самым примитивным способом – с помощью автогена и ручного труда. Из 80 тысяч местных рабочих примерно 10 тысяч – это дети от 10 до 14 лет. Именно они являются самыми низкооплачиваемыми работниками, получая в среднем 1,5 доллара в день.

Ежегодно на разборке судов гибнет около 50 человек, ещё примерно 300-400 становятся калеками.

Фото 10.

80% этого бизнеса контролируется американскими, германскими и скандинавскими компаниями – металлолом затем отправляется в эти же страны. В денежном выражении разбор кораблей в Читтагонге оценивается в 1-1,2 млрд. долларов в год, в Бангладеше в виде зарплат, налогов и взяток местным чиновникам от этой суммы остаётся 250-300 млн. долларов.

Фото 11.

Читтагонг одно из самых грязных мест в мире. При разборке кораблей машинные масла сливаются прямо на берег, там же остаются свинцовые отходы – так, ПДК по свинцу тут превышен в 320 раз, ПДК по асбесту – в 120 раз.

Лачуги, в которых живут рабочие и их семьи, тянутся на 8-10 км вглубь территории. Площадь этого «города» – около 120 квадратных километров, и в нем проживает до 1,5 млн. человек.

Фото 12.

Город-порт Читтагонг (Chittagong) лежит в 264 км к юго-востоку от Дакки, приблизительно в 19 км от устья реки Карнапхули.

Это второй по величине населенный пункт Бангладеш и самый известный её туристический центр. Причиной тому удачное расположение города между морем и горными районами, хорошее морское побережье с обилием островов и отмелей, большое количество древних монастырей сразу нескольких культур, а также множество самобытных горных племен, населяющих районы знаменитых холмов Читтагонга. Да и сам город за свою историю (а основан он был ориентировочно на рубеже новой эры) пережил немало интересных и драматических событий, поэтому славится характерным смешением архитектурных стилей и различных культур.

Фото 13.

Главное украшение Читтагонга — лежащий вдоль северного берега реки старый район Садаргхат. Родившийся вместе с самим городом где-то на рубеже тысячелетий, он издревле заселялся богатыми торговцами и капитанами судов, поэтому с приходом португальцев, которые почти четыре столетия держали под контролем всю торговлю на западном берегу Малаккского полуострова, здесь же вырос и португальский анклав Патергхатта, застроенный богатыми по тем временам виллами и особняками. Кстати, это и один из немногих районов в стране, который до сих пор сохранил христианство.

Фото 14.

Сейчас в старой части города заслуживают внимания похожая на крепость мечеть Шахи-Джама-э-Масджид (1666 г.), мечети Квадам-Мубарак (1719 г.) и Чанданпура (XVII-XVIII вв.), святыни Даргах-Сах-Аманат и Байязид-Бостами в самом сердце города (здесь есть большой бассейн с сотнями черепах, считающихся потомками злого джинна), мавзолей Бада-Шах, величественный комплекс суда (XVII в.) на Фэйри-Хилл, и множество старых особняков всех стилей и размеров. Многие из них находятся далеко не в лучшем состоянии, но по большому счету это только придает им колорита. Также стоит посетить Этнологический музей в современном районе Модерн-Сити, который имеет интересные экспозиции, рассказывающие о племенах и народах Бангладеш, Мемориальное кладбище жертв Второй мировой войны, живописное водохранилище Фой (приблизительно 8 км от центра города, местные жители называют его озером, хотя оно образовалось при строительстве железнодорожной дамбы в 1924 году), а также пляж Патенга.

Прекрасный вид на город открывается с холмов Фэйри-Хилл и района Бритиш-Сити. К тому же здесь, что немаловажно в условиях постоянной местной жары, постоянно дуют прохладные морские бризы, что делает район популярным местом жительства состоятельных жителей города. Однако большинство туристов задерживаются в городе буквально на один день, поскольку главной точкой притяжения являются все-таки холмистые районы восточнее Читтагонга.

Фото 15.

Область холмов Читтагонга включает в себя большую область (площадь около 13191 кв. км) лесистых возвышенностей, живописных ущелий и утесов, заросших плотным покровом джунглей, бамбуком, вьюном и диким виноградом, и населенных горными племенами, имеющими свою самобытную культуру и уклад жизни. Это одна из самых дождливых областей Южной Азии — ежегодно здесь выпадает до 2900 мм осадков, и это при среднегодовой температуре воздуха около +26 C! Область включает в себя четыре главные долины, сформированные реками Карнапхули, Фени, Шангу и Матамухур (впрочем, у каждой реки здесь по два-три имени). Это нетипичный по топографии и культуре район Бангладеш, где проживают, в основном, буддистские племена и плотность населения относительно невысока, что позволило сохранить природную среду региона в относительно нетронутом состоянии.

Как ни странно, холмы Читтагонга — наиболее неспокойный регион в стране и поэтому посещение многих районов ограничено (без специальных разрешений сроком действия 10-14 дней можно посетить только районы Рангамати и Каптаи).

Фото 16.

Вот что пишут об условиях работы в этом месте:

«…Используя только паяльные лампы, кувалды и клинья они вырезают огромные куски обшивки. После того, как эти фрагменты рушатся вводу наподобие отколовшихся кусков ледника, их волокут на берег и режут на мелкие части, весящие сотни фунтов. Их переносят на грузовики команды рабочих, поющих ритмичные песни, поскольку перенос очень тяжелых толстых стальных пластин требует идеальной слаженности действий. Металл будет продан с огромной выгодой для владельцев, которые живут в роскошных особняках в городе. …Разделка судна продолжается с 7:00 до 23.00 одной командой рабочих с двумя получасовыми перерывами, и часом на завтрак (ужинают они после того, как вернутся домой в 23.00). Итого — 14 часов в день, 6-1/2 дневная рабочая неделя (полдня в пятницу свободно, согласно требованиям ислама). Рабочим платят 1.25 $ в день»

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20.

Фото 21.

Фото 22.

Фото 23.

Фото 24.

Фото 25.

Фото 26.

Фото 27.

Фото 28.

Фото 29.

Фото 30.

Фото 31.

Фото 32.

Фото 33.

Фото 34.

Фото 35.

Фото 36.

Фото 37.

Фото 38.

Разборка на металлолом старых кораблей в Читтагонге (Бангладеш).

Разборка на металлолом старых кораблей в Читтагонге (Бангладеш).

Разборка на металлолом старых кораблей в Читтагонге (Бангладеш).

Разборка на металлолом старых кораблей в Читтагонге (Бангладеш).

Разборка на металлолом старых кораблей в Читтагонге (Бангладеш).

Разборка на металлолом старых кораблей в Читтагонге (Бангладеш).

Разборка на металлолом старых кораблей в Читтагонге (Бангладеш).

Разборка на металлолом старых кораблей в Читтагонге (Бангладеш).

Разборка на металлолом старых кораблей в Читтагонге (Бангладеш).

Разборка на металлолом старых кораблей в Читтагонге (Бангладеш).

Разборка на металлолом старых кораблей в Читтагонге (Бангладеш).

Разборка на металлолом старых кораблей в Читтагонге (Бангладеш).

Фото 39.

источники

http://ttolk.ru/?p=1087

http://www.asenbrennerova.com/index.php#mi=2&pt=1&pi=10000&s=3&p=4&a=0&at=0

Кладбище кораблей – уникальное место, где покоятся небольшие старинные галеоны, огромные современные лайнеры, легкие парусники, фрегаты. Таких «погостов» по миру насчитываются десятки, большинство из них сокрыты морскими пучинами. Первыми появились те, которые приняли в морские недра легкие суденышки, созданные более 4000 лет назад.

Интересно! Историки утверждают, что за три тысячи лет (начиная от 10 века до н. э., заканчивая 20 веком н. э.) успело затонуть около трех миллионов судов. Причем до изобретения парового двигателя суда успевали затонуть в течение первых двух лет после спуска на воду.

Историческая справка

Причинами кораблекрушений в прошлом могли служить штормы, бури, пиратские нападения, столкновения с разными объектами в море. Однако чаще всего гибли суда в силу плохой погоды, что в корне изменилось, когда человечество смогло прогнозировать природные явления с большой точностью.

И если до начала 19 века основной причиной появления новых корабельных «погостов» были морские сражения, стычки с пиратами, а также ветхость суденышка, то с развитием судостроения ситуация в корне поменялась. В настоящее время основанием для того, чтобы забросить судно, становится элементарная нехватка средств на его утилизацию. Огромные затраты на демонтаж всех элементов судна с последующей процедурой оформления, сдачей в утиль сделали свое «черное» дело.

Современное человечество не привыкло «убирать» за собой водные просторы. Известно, что многие суда дрейфуют по океанам, покинутые своей командой. Некоторые дотягивают хотя бы до окончательного пункта назначения – города Читтагонг – кладбище кораблей в Бангладеш, другие – бросают посреди моря, океана.

Кладбища кораблей – заработок для стран третьего мира

Адская работа на кладбище кораблей в Бангладеш

Часто кладбище погибших кораблей – это сущее наказание для страны, в бухте или около берегов которой накапливаются «скелеты» погибших судов. Однако есть страны, жизнь в которых давно находится за чертой бедности. К таким относится Бангладеш. Если не бы не утилизация морских судов, отработавших свой ресурс, многим людям не за что было бы купить провиант, чтобы выжить.

Внимание! Официально никаких разборок судов в этой стране нет, поскольку сама деятельность незаконная, крайне опасная. По факту – в стране тысячи людей заняты на демонтаже устаревших кораблей, владельцы которых приводят их в это место, чтобы оставить. Приличную мзду за это получает «прораб» – тот, кто дает работу простым работягам. Последние же в день за опасную работу получают сущие гроши – в пределах 2–4 долларов.

Правительство не раз порывалось запретить такую деятельность, но сами работники выступили против этого. Если не будет кладбища кораблей в Бангладеш, им не за что будет жить сами, содержать свои семьи.

Кладбище кораблей в Бангладеш

Каждую неделю на разборе судов погибает 3–4 человека… Достаточно взглянуть на фото, чтобы оценить тяжесть адского труда, от которого люди не в состоянии отказаться.

А что в других бедных странах?

Немногим отключается кладбище кораблей в Пакистане, Индии, Индонезии от того, для которого нашлось место в Бангладеш.

Чаще всего в здешние воды попадают те суда, которые были отправлены в эти края после выработки своего ресурса. Редко это военные суда, если только они вышли из строя недалеко от берега. Нередкими «гостями» становятся рыболовецкие шхуны, парусные суда, реже – лайнеры.

Пакистан известен на весь мир своим утильным промыслом. Именно это привлекает внимание владельцев различных суден.

Как обстоят дела в России?

Если в Пакистане, Индии, Индонезии, Бангладеш все отработанные суда рассматриваются с точки зрения утилизации, то в нашей стране дела обстоят иначе. Часто кладбище кораблей в России – это исторические центры на воде. Музеи в отработанных судах создаются достаточно часто, особенно тех, которые сыграли определенную роль в истории страны.

корабль музей Аврора

Однако не все корабли удостаиваются чести стать объектом внимания туристов. Существуют те, что отправлены «догнивать» свой век в разных точках страны. К таким можно отнести кладбище кораблей в Москве, а также многие другие места.

Самые известные корабельные кладбища мира

Индия

Аланг – кладбище кораблей в Индии

Аланг – кладбище кораблей в Индии, слава о котором ходит по всей планете. Расположен город всего в 50 км от крупного города Бавнагар. Городок небольшой с несколькими тысячами жителей, он занимает огромное пространство на берегах Камбейского залива. Вся территория разбита на четыре сотни платформ – фактически площадок, куда загоняют гигантов для последующей разборки.

Интересно! Для разбора одного гиганта требуется порядка 300–400 человек, пару месяцев. Хода чужакам в эти края нет, хотя познакомиться со здешним «колоритом» позволяют фото, видео.

Саргассово море

Саргассово море

Огромная территория становится последним пристанищем для десятков кораблей. С каждым годом количество морских «жертв» растет, пополняя кладбище кораблей в Саргассовом море. Причиной тому становится не людская халатность, но особенности здешних мест, которые часто сравнивают с Бермудским треугольников. Никакой мистики здесь нет.

Интересно. Порядка 6 млн. квадратных километров в Саргассовом море покрыта водорослями. Это настоящая ловушка для морских судов. Выбраться из нее не всегда под силу даже гигантам.

Интересная особенность здешних мест в том, что Саргассово море не имеет берегов, оно просто находится внутри океана, получила свои течения. Фактически море, вращаясь, находится в воронке, где температура выше той, что установлена за его пределами. В этих краях опасно находиться даже самолетам, которые могут потерпеть крушение из-за климатических особенностей.

Кладбища кораблей России

Военно-морской флот страны обширный. Каждый год на воду спускается масса новых кораблей, а старые приходят в негодность, отправляются в утиль. Участь не у всех завидная. Далеко не каждое судно становится музеем, рестораном или гостиницей на воде. многие пополняют официальные или стихийно образованные погосты.

Краснодар

Краснодар

Здесь нашли последнее пристанище речные суда, которые были отправлены прямиком на кладбище кораблей в Краснодаре. Прячется за речным портом в Затоне. Дно илистое, глубина небольшая, а потому все стоящие на вечном «приколе» баржи постепенно врастаю в затон. Пока что у местной власти не хватает средств решить проблему.

Крым

подводное кладбище в Крыму

Это место становится настоящий Меккой для туристов, которые хотят изучить корабли, сокрытый морем. Подводное кладбище кораблей в Крыму стало достопримечательностью полуострова. Самыми примечательными стали такие объекты:

  • Бухта Омега – позволяет дайверам погружаться на небольшую глубину, наблюдать с большого расстояния на затонувшие суда. Видимость отличная.
  • Карантинная бухта, Херсонес Таврический с древними артефактами, а не только судами.
  • Зловещие скалы – это опасные каньоны, лабиринты под водой. В некоторых местах глубина внушительная – до 12 метров.
  • Ушаковская стена – с гротами, пещерами, располагается на глубине 15 метров, позволяет оценить не только морские суда, многочисленную живность, здесь живущую.

Это далеко не все примечательности полуострова, который предстоит изучить, покорить. Находить подходящие места для погружения рекомендуется по запросу к местным туристическим компаниям, специально составленным картам.

Балтийск

кладбище кораблей в Балтийске

Кладбище военных кораблей в Балтийске – еще один объект, где нашли покой военные суда. Именно в этом месте заканчивают чаще всего свой путь военные суда.

Некоторым из них все же посчастливится стать музеями, за которыми будут ухаживать, хранить для потомков, другие отправятся в утиль.

Мурманск, Новосибирск

Кладбище кораблей в Новосибирске – это места, где покоятся военные суда, рыболовецкие корабли, выходившие на промысел несколько десятилетий назад.

кладбище кораблей Новосибирск

Кладбище кораблей в Мурманске – это покинутые суда, которые располагаются на заброшенных пристанях, являют печальное зрелище. Здесь немало рыболовецких, утилизировать которых получается слишком накладно.

кладбище кораблей Мурманск

Упадок рыбной отрасли, первые заброшенные корабли здесь появились в начале 60-х годов. В Мурманске можно найти деревянные корабли, которые находятся здесь уже более столетия. Некоторые «останки» находятся в живописном заливе. Это место любят туристы, которые смогут оценить сочетание красоты природы, корабельных остовов.

Урал

кладбище кораблей в Перьми

Располагается одно из самых известных в стране речное кладбище кораблей в Перми. В отличие от других описанных мест, здесь еще жив рыбный промысел, но это не исключает появления вечной стоянки отработанный судов. В начале говорили об утилизации, со временем дальше разговоров власти не двинулись, оставив многие «Метеоры», «Ракеты» дожидаться последнего часа.

Владивосток

Суровый край также отметился на карте, здесь есть свое собственное кладбище военных кораблей на острове Русский во Владивостоке. Старт ему был положен в 1974 году, когда со стоянок сюда стали стягивать отработавшие суда. На данный момент в здешних водах упокоились 42 корабля, многие из них полузатоплены, другие вообще лежат на дне. Государство в последние годы проявляет интерес к месту, пытаясь их поднять с морского дна.

Leave a Comment