Самый большой дворец

9.Domus Aurea – Золотой дом Нерона

Domus Aurea – дворцовый комплекс с парками, который принадлежал римскому императору Нерону. Это самая большая по площади резиденция монарха, когда- либо существовавшая в Европе.

В перенаселённом Риме, древнем городе на земле, было мало свободного места для строительства великолепных дворцов. Однако, после разрушительного пожара в 64 году н. э, который уничтожил большую часть аристократического района на Палатинском холме, было начато строительство дворца Золотой дом Нерона. Слово «дворец» происходит от названия «Палатина».

Недоброжелатели Нерона которые, к сожалению для него, писали книги по истории, повествуют нам, что монарх ликовал в то время, когда горела земля вокруг Рима. Если это и было правдой, то только потому, что он знал – уничтожение построек даст возможность претендовать на достаточную площадь земли, чтобы соорудить дворец, достойный самого себя.

Domus Aurea занял огромное пространство, не менее 400 тыс. кв. метров города, и включал в комплексе большой бассейн и фермерские поместья для того, чтобы создать впечатление сельской идиллии, по которой тосковали многие римляне.

Во дворце преобладали комнаты с изысканными фресками, вся резиденция была покрыта золотом, украшена драгоценными камнями и слоновой костью. На берегу рукотворного озера стояла 12-метровая бронзовая статуя Нерона. Территория утопала в садах, а в самом дворце были созданы многие чудеса. Например, в одной из столовых был сооружён вращающийся потолок, что позволяло наблюдать за движением звёзд, не выходя из здания.

Когда монарх увидел, что строительство завершено, он воскликнул с типичным для него преуменьшением: «Наконец, я могу жить, как человек!».

Золотым Domus Aurea назывался из-за позолоченного купола, который был впервые применён в Риме не только в храмовой постройке. К тому же, стены и потолок (своды) были украшены великолепной мозаикой, которая в дальнейшем станет массово применяться в храмах Византии.

После его гибели резиденция была передана в общественное пользование. Преемники императора стремились стереть дворец с лица земли. Колоссальная статуя Нерона позже была удалена со своего места и переплавлена. Великолепное строение почти полностью разрушено. На месте озера построили арену, которая дошла до нашего времени и называется Колизей.

Сегодня более тридцати подземных залов отреставрированы и переданы туристам.

«Существует опасность обрушений, Domus Aurea должен быть немедленно закрыт!», – объявил недавно министр по ценностям культуры Италии Рокко Буттильоне. «Рим, – отметил он, – большой музей под открытым небом. Италия должна… заниматься своим огромным культурным наследием».

8. Дворец Альгамбра

Альгамбра (что в переводе с арабского Al Hamra означает «Красный замок»), расположен в Гренаде и является одним из лучших великолепных архитектурных сооружений Испании.

Такое название, скорее всего, указывает на цвет кирпича, из которого были выложены стены замка. Эта древняя мечеть и крепость, построенная мавританскими правителями для защиты от мусульманских завоевателей в 14 веке, служила резиденцией правительства для нескольких султанов Гренады. Памятник архитектуры был выполнен в типичном мавританском стиле и украшен сложным орнаментом.

Примечательной особенностью замка является использование внутренних парков, садов и фонтанов, которые создают ощущение лёгкости во всем комплексе – инновации, совершенно неизвестные европейской архитектуре того времени. Но главной особенностью, которая больше всего впечатляет современных посетителей, умелая утончённость в самых сложных деталях. Куполообразную крышу Зала Abencerrages, например, украшают более пяти тысяч резных орнаментов.

Позже, когда произошло повторное завоевание Испании христианами, замок, перетерпев некоторые изменения, использовался испанской королевской семьёй.

7. Зимний дворец

Зимний в Санкт-Петербурге являлся официальной резиденцией для царей и императоров России. Создал его великий зодчий Растрелли в 1762 году.

Дворец имеет более 1500 комнат, в самой большой из которых могло поместиться 10000 человек.

Самой роскошной по отделке можно назвать Романовскую галерею с портретами царствующих особ дома Романовых. Георгиевский зал примечателен тем, что в нем стоит золотой трон с императорским гербом, а сам он украшен великолепной красоты люстрами и колоннами из мрамора. Зимний сад дворца благоухал множеством тропических растений, которые соседствовали с местными и северными деревьями.

Ширина фасада составляет около 250 метров. Огромные царские палаты насчитывают 1786 дверей, 117 лестниц и 1945 окон.

При Николае I здание подверглось небывалому пожару. Погибла великолепная отделка высокопоставленной резиденции. Огонь унёс целую эпоху из истории России. Через полтора года началось возрождение Зимнего Дворца. Архитектор должен был в короткие сроки не только отреставрировать, но и расширить его, подчеркнув наивысшее могущество Российской империи.

Были восстановлены Большой и Малый тронные залы, Гербовый зал, галерея Отечественной войны 1812 года, Малахитовая гостиная, интерьер которой сохранился до наших дней.

Во время революции 1917 года русская история кардинально изменилась навсегда – вся царская семья была расстреляна. В Зимнем разместилось Временное правительство, а после штурма в ночь с 25 на 26 октября он был жестоко разграблен. И только 30 октября 1917 года новое правительство объявило Зимний Государственным музеем.

5. Дворец Potala (Потала)

История этого имения относится к 7-му веку, когда местный правитель повелел воздвигнуть в центре города Лхасы (в Тибете), на Красной Горе великолепный царский дом, который одновременно являлся и храмовым буддийским комплексом. Само слово «Потала» переводится с санскрита как «Мистическая гора». Это самый высокий замок в мире – 115 метров, расположился на 3700 метров над уровнем моря. Строение разделено на 13 этажей, занимающих общую площадь свыше 130 000 кв. метров. А весь дворцовый ансамбль раскинулся на 360 тыс. кв. метров.

Никто не знает точных данных о количестве имеющихся здесь залов и комнат. Говорят, что их число примерно более тысячи, и отыщется совсем немного желающих, которые смогут их все обойти. Дворец Потала вошёл в «Книгу всемирного наследия ООН». Это место в Тибете открыто для посещений туристами. Чтобы полностью осмотреть его ценности и реликвии не хватит и нескольких жизней…

Сегодня это функционирующий музей, где монахи поддерживают работу всего исторического ансамбля. Величественное строение поделено на Белый и Красный дворцы, которые были сооружены в разное время. На постройку было затрачено неисчислимое количество камня, золота, дерева и драгоценных камней. Кое-что из представленного наследия в Потале можно видеть на этих фотографиях.

1. Versailles (Версаль).

Версальский дворец, расположенный недалеко от Парижа, был первоначально охотничьим домиком для короля Людовика XIII в 1632 году. Его преемник Людовик XIV решил в 1661 году расширить его и превратить в сверкающий, великолепный королевский замок. Для этого осушили 800 га болотистой местности, выстроили терем грандиозных размеров, на 100 га окружающей дворцовый комплекс территории разбили сады, аллеи, клумбы, создали фонтаны, озёра. Тогда Версаль стал синонимом роскоши.

В строительстве участвовало 30 000 рабочих. Было затрачено огромное количество денег, только серебра 10 500 тонн. Современные эксперты перевели эти деньги в нынешнюю валюту и получили цифру, равную 259,56 миллиардам евро, при всем при том, что строительство велось в режиме строгой экономии.

С 1666 замок служил резиденцией королям Франции вплоть до 1789 года. Когда по требованию парижской интеллигенции и дворянства король переехал жить в Париж, Версаль перестал быть административным центром страны. В 1801 году его объявили музеем и открыли для посещения туристов. Версаль также известен как место, где был подписан мирный договор, благодаря которому завершилась первая мировая война и гражданская война в США.

Общее количество комнат в Версальском имении превышает 700, число окон около 2-х тысяч, а каминов – 350. Архитектурный стиль дворца послужил в дальнейшем прообразом для Петергофа и Шенбрунна. Регулярный парк Версаля является одним из крупнейших в Европе, где расположены клумбы и фонтаны, оранжерея и террасы. Особенно стоит отметить зеркальный зал, большую галерею, королевскую оперу и дворцовую часовню.

Переживший французскую революцию, памятник истории сегодня является самой значительной достопримечательностью Парижа.

Подготовка

Наполеон III 8 марта 1853 года издал указ о проведении Всемирной выставки и 22 июня подтвердил своё решение, прибавив отдел садоводства и изящных искусств к будущему мероприятию. В судейскую коллегию избрали Проспера Мериме, Эжена Делакруа, Жан-Огюст-Доминика Энгра. Художники, приглашенные участвовать в выставке, отбирали свои картины с величайшей тщательностью, ибо впервые в истории им была предоставлена возможность помериться силами не только со своими соотечественниками, но и с художниками всех частей света.

Местом проведения выбрали Елисейские поля, где на территории в 15.20 га разместили павильоны 27 стран. В качестве ответа на лондонский Хрустальный дворец в Париже воздвигли Дворец индустрии (англ.) (фр. Palais de l’Industrie), на месте которого в 1900 году соорудили Гран-пале.

Выставка проходила с 15 мая по 15 ноября 1855 года и была призвана превзойти по размаху свою лондонскую предшественницу. В день открытия погода была не по-весеннему дождлива и холодна. Впервые во Франции Гектор Берлиоз для дирижирования оркестром использует электрический метроном.

Поиски зодчих

О дате проведения Всемирной выставке в Париже было известно заранее, и у города было время на подготовку. Но действовать пришлось решительно и быстро, ведь построить нечто монументальное и полностью готовое к работе – задача трудоемкая и непростая.

Большой Дворец в Париже

Прежде всего, в 1896 г. был объявлен конкурс архитекторов, способных предложить оригинальную идею, но при этом победителем мог стать только француз. Желающих принять участие в столь грандиозном событии нашлось много, и не удивительно, ведь это возможность оставить след своих деяний в истории.

Однако никто так и не смог предложить что-то настолько интересное, чтобы ему вручили безраздельные бразды правления. И все же внимания заслуживали идеи трех зодчих, вот им и было решено поручить совместный проект, за который они впоследствии получили Французскую премию в области архитектуры.

Парадную часть Гран Пале, смотрящую на авеню Уинстона Черчилля, доверили Анри Деглану. Средней зоной и Почетным салоном (Salon d’Honneur) занимался Альбер Луве. Над тыльной стороной (теперь там Дворец открытий – Palais de la Decouverte) работал Альбер Тома. Руководил же «тремя мушкетерами» Шарль Жиро, который одновременно курировал и строительство Пти Пале.

Строительство и реконструкции Большого дворца

Было всего 3 года, чтобы столь масштабный проект по возведению культурного и выставочного центра обрел жизнь. На стройке работало около 1,5 тыс. рабочих, а затем 40 умельцев оформляло Большой дворец в Париже, создавая фасадную скульптуру и цветастые фризы в виде мозаики, элементов керамики, больших полотен и орнаментов.

Большой Гран-Пале в Париже

Поскольку ни одна стройка не проходит гладко, не раз возникали проблемы. В процессе оказалось, что конструкция, сотканная из камня, мрамора, стали, щебня и стекла, слишком массивная, и чтобы избежать в дальнейшем проседания почвы, ее пришлось укрепить 3 400 дубовыми сваями.

Кроме того не обошлось и без недовольств со стороны рабочих, жалующихся на условия труда и сжатые сроки – дабы уложиться во временные рамки сдачи проекта, иногда приходилось работать сверхурочно без достойной компенсации. Все это приводило к забастовкам и стычкам, что тоже замедляло процесс.

Несмотря на все преграды, завершить строительство удалось вовремя, и уже к 15 апреля 1900 г. Большой дворец принимал первых посетителей. В 1925 г. тут проходит Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств. В последующие годы кто тут только не селился: парковка для автомобилей, студенческая харчевня, а созданное отделение полиции существует и поныне.

Здание приходилось несколько раз ремонтировать. В начале 40-х годов спад грунтовых вод Парижа послужил причиной для укрепления всей конструкции.

Читайте также: Музей Лувр в Париже, все что нужно знать туристу

В военный период в этих стенах функционировал госпиталь, а во время оккупации фашисты проводили тут собственные пропагандистские вернисажи. Затем здание стало штабом движения Сопротивления, а в 1944 г. в момент празднования освобождения столицы от оккупантов начался пожар, повредив крышу, частично уничтожив и деформировав металлические конструкции и колонны нефа.

После очередного ремонта продолжительное время залы Гран Пале были открыты для посещений, пока в 1993 г. при прохождении экспозиции «Дизайн – зеркало столетия» одно из потолочных элементов не потеряло заклепку. Стало ясно, что настал час снова заняться реконструкцией, и неф закрывают.

На его восстановление бюджет смогли выделить только в 2000 году, когда дворец получил статус памятника архитектуры, и государственная казна решила раскошелиться. Начатые работы длились до 2005 года, и за пятилетку заново укрепили фундамент, стеклянную крышу, металлический каркас, а также квадригу авторства Жоржа Ресипона.

Дворец Гран-Пале в Париже

Казалось, бы – «перышки почищены», и Grand Palais снова может несколько лет отдыхать от перестроечной деятельности. Но нет, после наведения марафета внутри решили «припудрить» и фасад, занявшись его реставрацией. К слову говоря, сегодня ситуация не изменилась, и городские власти все время что-то улучшают и переделывают.

Поскольку Большой дворец ежегодно принимает около 2 млн. посетителей и проходит примерно 40 различных церемоний, возникла необходимость в расширении территории и улучшении функциональной структуры сооружения. Теперь обновленная ротонда Александра III стала еще изысканней, и из нее открыт проход в ресторан «Мини-Пале», кинотеатр МК2 и в неф. Ротонда Королевы превратилась в роскошное фойе, где принимают важных гостей.

Преображенный юго-восточный пассаж площадью 700 кв. м, крытый уходящим ввысь на 11 м прозрачным потолком, открылся в 2011 г., и это чудное местечко для летних мероприятий никогда не пустует. Первой организованной тут выставкой была «История видеоигр», а годом позже открылся Почетный салон, где часто выступает труппа театра «Камеди Франсэз».

Сегодня площадь дворца – 72 тыс. кв. м с нефом в 13,5 кв. м, куда беспрепятственно проникает дневной свет сквозь прозрачный купол, равных которому нет во всей Европе. Цифра – 6 000 тонн стали, которой на него ушло (это больше, чем потребовалось на возведение Эйфелевой башни), поможет представить грандиозность кровли, а еще 200 тыс. тонн камней и 60 тонн изумрудной краски.

Поскольку работы по расширению и преобразованию пространства продолжаются, посетителей ждет еще немало удивительных экспозиций и постановок.

Строительство и реконструкции Малого дворца

Как уже упоминалось, Малый дворец обдумывался и создавался Шарлем Жиро одновременно с Большим в 1897 г., чтобы открыться к началу Всемирной выставки. Он изначально предназначался под выставочный павильон, где бы демонстрировались работы художников, скульпторов и людей прочих творческих направлений.

Малый Дворец в Париже

В 1902 г. тут открывается Музеем изящных искусств, а спустя год живописец Альберт Бенар начинает оформлять его фойе фресками. Через 8 лет 4 прекрасные картины украсили свод, наполненные идеями мистики, пластики, основных вопросов и их осмысления.

Как и Большой дворец, Малый имел стеклянный купол крыши, чтобы естественный свет легко проникал в здание. Эффект получился действительно волшебным, но оказалось, что избыток солнечных лучей негативно сказывается на экспонатах, и это привело к перепланировке кровли. Результат – внутри стало мрачно и неприветливо.

В таком виде сооружение простояло до начала XXI столетия, пока в 2005 году реставрация не преобразила его. Снаружи не видно никаких изменений, но внутри талантливые зодчие Жан-Поль Морель и Филипп Шекс сотворили настоящее чудо. В Пти Пале вновь вернулось солнце через просторный застекленный купол, а пол восхищает изумительной итальянской мозаикой.

Малый Дворец внутри (фото)

Ныне длина фасада – 150 м, под постоянные композиции отведено 5 000 кв. м, и 2 000 под периодически меняющиеся. У входа в галерею стражами стоят скульптурные композиции, а от застекленного портика разбегаются витые колонны.

Большую северную галерею украшают изображения, рассказывающие историю Парижа – битвы, революции; южную – картины современной столицы, а также 16 гипсовых бюстов именитых художников: Леско, Делакруа, Мансара и прочих.

Музеи Большого дворца

На фронтоне Гран Пале можно прочитать: «Здание посвящается Республикой славе французского искусства». Но что сразу бросается в глаза, это венчающие оба хода медные квадриги, придуманные Жоржем Ресипоном. Та, что обращена к Елисейским полям, называется «Бессмертие, обгоняющее время», а на Сену смотрит «Гармония, побеждающая раздор».

Музей Большого Дворца

Внутри посетители могут побывать в двух музеях. Отправившись в западное крыло, попадете в Музей изобретений и новаторских находок. В северной части здания удивительные экспонаты представляет Художественная галерея. Еще есть южное крыло, отданное под русскоязычный факультет Сорбонны, где помимо семинаров и лекций по искусствоведению организовываются разные выставки.

В залах радуют взор восхитительные скульптуры, редкие гравюры, фотографии, зарисовки, полотна знаменитых художников, причем как старой школы, так и современников. Сюда принимают только достойные работы, поэтому попасть на экспозицию в Большой дворец очень сложно.

Кроме этого в салоне представлены потрясающие в своей чистоте и красоте драгоценные камни и бесподобные украшения. Посетителям покажут эволюцию ювелирного искусства, начиная от великих монголов до махараджей, собранных в коллекции Аль Тани, составленной из предметов престижных учреждений и частных владений.

Читайте также: Версаль в Париже, часы работы, как добраться, фото

Насладившись блеском игривых самоцветов в обрамлении благородных металлов, отправляйтесь в Музей изобретений, где собраны сокровища совсем иного рода. В нем любопытно посмотреть на последние достижения французской науки, посетить планетарий и познакомиться с редкими артефактами Земли и вселенной. Экспозиции покажут, что точные науки могут быть интересными, а школьникам в увлекательной форме продемонстрируют на практике теорию, усвоенной ими на уроках.

Особое время начинается в декабре и январе, когда на площадке под стеклянным куполом заливают огромный каток, и желающие могут попасть на ночное представление, которое проходит три раза в неделю и длится до 2-х ночи.

Также тут постоянно устраиваются модные показы известных модельеров, книжные ярмарки, концерты и даже конные шоу.

>Панорама Большого Дворца

Музеи Малого дворца

Пти Пале тоже необычайно интересен, как собственной архитектурой, так и проходящими в нем вернисажами, а прекрасный сад во внутреннем дворике – изюминка дворца.

Музей Малого Дворца в Париже

Изначально после окончания Всемирной выставки его должны были разобрать, но он настолько лаконично вписался в пейзаж Елисейских полей, что разрушать столь привлекательное строение показалось неправильным, и его превратили в городскую галерею, а вернее – в Музей изящных искусств.

Ныне в хранилищах Petit Palais находится около 45 000 бесценных произведений, начиная от древности до ХХ столетия. Пуссен, Доре, Рубенс, Дюрера, Моне, Рембрант, Мане и Ренуар – мастера, чье присутствие в виде бессмертных творений обрадует ценителей и обывателей.

Удивительна и неповторима подборка артефактов, рожденных в Греции, Египте и Риме, охватывающая разные временные периоды. Тут представлены уникальные образцы античной эмали, гобеленов XVIII столетия, подлинных предметов мебели, раритетных изданий библиотеки и неподражаемых ювелирных украшений направления ар-нуво. Галереи украшают скульптурные ансамбли и полотна семейства Так, коллекция икон Роже Кабаля. Среди популярных имен встречаются и малоизвестные, представляющие собственные картины и фотографии на суд посетителей.

Малый Дворец внутри (фото)

Большинство предметов (20 000 экземпляров) некогда были переданы в музей из частного собрания антиквара Огюста Дютуи, среди которых только гравюр не менее 12 000. Остальное было собрано городом в разные годы.

Помимо художественных вернисажей Малый дворец в Париже часто проводит вечера, посвященные модным коллекциям одежды, организовывает лекции и концерты.

>Панорама Пети-Пале

Сервис Большого и Малого дворцов

Помимо экскурсии по выставочным залам гостей приглашают посетить магазины, где множество товаров, связанных с экспозициями: книги и альбомы с репродукциями, статуэтки и пресс-папье, подсвечники, украшения, сумки, штопоры, посуда и другие сувениры, с которыми экскурсия останется в памяти навсегда.

Чтобы познакомиться с хранящимися в библиотеке Малого дворца документами, надо подать предварительный запрос на допуск в читальный зал, после чего выдается временный пропуск. Еще можно записаться на участие в одном из проводимых семинаров или литературную экскурсию, а с их программой легко ознакомиться на официальном сайте.

Кафе Le Jardin Du Petit Palais

В центре Пти Пале находится прекрасное, уютно кафе «Le Jardin Du Petit Palais», где в тишине приятно посидеть подальше от суеты большого города. Изысканная обстановка располагает к отдыху – экзотические растения, колонны, а мозаичный рисунок присутствует даже на посуде. Стоимость блюда дня с десертом – 15,90 евро.

Открыто заведение ежедневно 10:00-17:00, в пятницу до 19:00. Понедельник – выходной.

В Grand Palais есть собственный ресторан, в котором предлагают дегустацию меда, собранного непосредственно на территории дворца. Открыт он в часы работы Пале.

Местоположение и как добраться до Большого и Малого дворцов

Прохаживаясь по дорогим бутикам на Елисейских полях, заглядывая в легендарные бары, любуясь достопримечательностями или прогуливаясь по мосту Александра III, сложно не заметить два великолепных здания, напоминающих шкатулки, где обычно хранят самые ценные сокровища.

Большой дворец в Париже и его постоянный сосед – Малый дворец, заняли почетное место к югу от Шанз-Элизе, разместившись между центральной улицей столицы и площадью Согласия, где гордо возвышается луксорский обелиск фараона Рамзеса II, подаренный городу египетским правителем Мехметом Али в 1831 г.

Добраться до Музея изящных искусств и Дворца открытий можно, взяв такси, и с комфортом доехать из любой точки города.

Если же предпочитаете сами прокладывать маршрут, предстоит прибегнуть к услугам городского транспорта.

Спустившись в метро Парижа, держите путь до станции Champs-Elysees – Clemenceau или Franklin D. Roosevelt.

Городская электричка RER тоже быстро и недорого довезет до остановок Invalides, но подойдет и Charles de Gaulle – Etoile.

Автобусы тут ходят точно по расписанию, а потому это также отличный вариант, а нужные вам маршруты: 93, 83 или 80, 73 или 72, 32, 42 и 28.

Смотрите подробную карту автобусных маршрутов

>Большой и Малый Дворец на карте

Leave a Comment