Сан амброджо Милан

Описание

Перед входом в базилику имеется длинный атриум, по бокам — две башни различной высоты. Башня с правой стороны называется «колокольней монахов» (X век) и имеет строгий вид, башня с левой — более высокая и называется «колокольней каноников» (1123, достроена после 1181 г.) и более изящна.

Престол базилики датируется IX веком и по причине покрытия золотыми рельефами называется Золотым престолом (Золотым алтарём). На лицевой стороне престола сусальным золотом выполнен рельеф с изображениями из жизни Иисуса Христа, на тыльной стороне из позолоченного серебра выполнены сцены из жизни святого Амвросия. Сень над престолом датируется X веком и украшена на верху изображением Иисуса Христа, дающего книгу апостолу Павлу и ключи апостолу Петру.

Мощи святителя Амвросия Медиоланского и мучеников Гервасия и Протасия в крипте базилики святого Амвросия

Главная апсидная мозаика с изображением Христа-Вседержителя относится к началу XIII века. Боковые сцены мозаики с изображениями святителя Амвросия и Мартина Турского датируются IX веком.

В крипте церкви находятся мощи святителя Амвросия и мучеников Гервасия и Протасия. Их скелеты находятся в серебряном саркофаге, изготовленном в 1897 году. Мощи Амвросия находятся между мощами Гервасия и Протасия. Подойти близко в мощам нельзя, но мощи видны, так как лицевая сторона саркофага выполнена из стекла. Миланскому приходу Русской Православной Церкви во имя святителя Амвросия Медиоланского разрешено проводить здесь акафист святому Амвросию.

В базилике также находится саркофаг Стилихона с вырезанными на нём библейскими сценами, датируемый IV веком. Кроме того, в базилике захоронены останки императора Людовика II.

Капелла Сан Витторе

Мозаика «Золотое небо», V век Мозаика святителя Амвросия, V век

В конце южного нефа базилики находится капелла Сан Витторе (святого Виктора), построенная на кладбище христианских мучеников над могилой мученика Виктора Мавра в первой половине IV века. Первоначально капелла не соединялась с базиликой святого Амвросия и была присоединена к ней в XI–XII веках.

Купол и стены капеллы покрывает мозаика «Золотое небо» (Ciel d’Oro), наиболее вероятно выполненная около 470 года (по различным мнениям, в промежутке от конца IV века до второй половины VI века). На северной стене капеллы в полный рост изображены святитель Амвросий Медиоланский, мученики Гервасий и Протасий (Амвросий — в центре), на южной стене — миланский епископ Матерн, мученики Набор и Феликс (Матерн — в центре).

Композиционный замысел расположения святых связан с тем, что епископ Матерн обрёл мощи мучеников Виктора, Набора и Феликса и перенёс их в Милан, а Амвросий обрёл мощи Гервасия и Протасия, причём Амвросий построил базилику для Гервасия и Протасия (нынешняя базилика святого Амвросия), а Матерн — для Набора и Феликса (не сохранилась).

Купол капеллы представляет собой золотую поверхность, в центре которой согласно большинству современных исследователей изображён мученик Виктор Мавр. В левой руке он держит книгу, на которой написано «VICTOR», а в другой руке — крест. С другой стороны от мученика также расположен большой крест.

Идея поместить изображение мученика на месте, на котором традиционно изображается Христос, является необычной и связана с особым почитанием мученического подвига в первые века христианства. Некоторые исследователи XIX–XX всё же считали, что в куполе помещён образ Христа, а надпись «VICTOR» (с лат. «Победитель») относится ко Христу как Победителю смерти. Некоторые считали, что в куполе первоначально был представлен Христос, а затем Его изображение было заменено на мученика Виктора.

Из всех святых, представленных в капелле, только святитель Амвросий имеет характерно индивидуальный облик, внешность остальных святых представлена обобщённо.

Самая старая церковь Милана — базилика Святого Амвросия

Базилика Святого Амвросия — старейшая церковь Милана, но несмотря на богатую историю и культурное значение, туристов тут в разы меньше, чем рядом со знаменитым Дуомо. Хотя в число самых интересных достопримечательностей Милана, Амвросианская базилика, безусловно, входит. Тем не менее, рассказать мы хотим именно об этом удивительном храме, второе название которого — Базилика мучеников. Считается, что храм был построен в IV веке святым Амвросием Медиоланским. Место для строительства было выбрано не случайно. Согласно легенде, именно на этом месте были похоронены раннехристианские мученики. Собственно, по этой причине первое название церкви было «Базилика мучеников», но после канонизации Амвросия она стала именоваться в его честь.

Базилика Святого Амвросия в Милане © Paolobon140

Свой современный облик церковь святого Амвросия в Милане приобрела в самом начале XI века, именно тогда были произведены самые радикальные изменения. Церковь приобрела черты романской архитекторы. Отличительной чертой церкви является тот факт, что строили ее буквально из того, что было, поэтому отчетливо видно, что кирпичи используются разных цветов, а иногда вместо них используется камень или белый гипс.

Амвросианская базилика в Милане © Loany1984

Храм имеет две колокольни: колокольня монахов в правой части здания датируется IX веком и колокольня каноников, построенная в XII веке и перестроенная в XIX.

Колокольни базилики Святого Амвросия © Novellón

Церковь святого Амвросия очень пострадала во время англо-американской бомбардировки Милана в 1943 году. Тогда бомбами был поврежден купол базилики, полностью уничтожено крыльцо. Но уже в начале 50-х годов началось восстановление храма.

Церковь Амвросия серьезно пострадала вовремя бомбардировки 1943 года

Надо сказать, что базилика Святого Амвросия в Милане — это настоящий музей, ведь такого количества религиозных памятников в одном месте нужно еще поискать. Достопримечательностями базилики являются золотой алтарь IX века, капелла Сан-Витторе, построенная еще в V веке и известная на весь мир своей золотой мозаикой и, конечно же, мощи святых. Главной реликвией церкви являются мощи святого Амвросия, а также мощи мучеников Святых Гервасия и Протасия. Позднее в храме были захоронены останки итальянского короля Людовика II.

Внутри базилики Святого Амвросия © Jean-Christophe BENOIST

Один из многочисленных артефактов храма Амвросия © G.dallorto

Такой древний храм, как базилика Святого Амвросия, за свою более чем тысячелетнюю историю накопил немало легенд и преданий. Так, например, в левой части площади Святого Амвросия можно увидеть небольшую белую колонну, известную как «Столп дьявола». Согласно легенде, два отверстия, которые можно на ней увидеть, появились в результате ожесточенной схватки Амвросия с самим дьяволом. Говорят, что если приложить ухо к одной из «дырок», то можно отчетливо услышать шепот.

Базилика Амвросия в Милане © Jakub Hałun

Немного истории

Старинная базилика святого Амвросия в Милане была построена покровителем города, миланским епископом Амвросием Медиоланским в 379-386 гг. нашей эры. Причем изначально строилась даже не церковь, а скромная по размерам часовенка, где проходили службы по христианам, принявшим мученическую смерть за веру.

В частности, посвящена изначально часовня была двум христианским мученикам – Гервасию и Протасию, останки которых Амвросий нашел неподалеку от места, где позже была выстроена церковь.

Часовня была построена рядом с христианским кладбищем – местом захоронения христиан-мучеников. Поэтому часовне дали имя «Часовня мучеников».

Святой Амвросий служил в этой церкви почти 18 лет. После его смерти Церковь канонизировала его, приняв в ранг святых, и часовня была названа именем Амвросия. Останки его были помещены в самой церкви, и поклониться мощам святого потянулись паломники со всех регионов Италии.

Со временем люди стали приезжать и из других стран. Желающих поклониться мощам святого становилось все больше, и крохотная часовенка уже не могла вместить большое количество паломников. Поэтому в VIII веке властями Милана (или как его называли в те времена – Медиолана) было принято решение расширить и перестроить часовню.

Первым делом построили большой атриум, вмещавший большое количество народа. Атриум украшает колоннада с рельефом, который в красках повествует о борьбе Бога с дьяволом.

Позже, в конце IX века, была построена первая колокольня, которой дано было имя – Колокольня монахов (Монашеская). Спустя почти столетие, в 1099 году, церковь была почти достроена, и архитекторы придали ей черты романского стиля.

В 1144 году была построена вторая колокольня, Башня каноников (окончательно она была достроена лишь в 1889 году). Такой большой разброс по времени получился из-за того, что до этого каноникам не разрешалось звонить в колокола.

Правда, при строительстве последней колокольни случился казус: при возведении колокольной башни рухнули купол базилики и крыша, пострадала часть внутренних построек. Все службы и торжества на время были прекращены, так как базилика играла в ту пору роль главного миланского собора.

Кафедру и своды восстановили довольно скоро, но епископ попросил архитектора Браманте о реставрации и укреплении здания храма, а также соседнего бенедиктинского монастыря, прилегающего к базилике.

Восстановительные и реставрационные работы базилики Сант Амброджо в Милане затянулись вплоть до середины XVII века. Правда, каждый архитектор добавлял базилике черты того стиля, который главенствовал в ту пору, поэтому получилась некая смесь романского стиля, готики и барокко.

Но результат всех переделок оказался весьма неустойчивым, и к середине XIX века было принято решение провести масштабную реставрацию. Во время реставрационных работ почти все наносные украшения были сбиты, и церкви вернули ее первоначальный романский стиль, укрепив здание.

В 1921 году при церкви Сант Амброджо в Милане (в здании бывшего монастыря католиков) был открыт католический университет, целью которого была популяризация католицизма в обществе. Университет существует и сегодня, из его стен выходят обычные светские специалисты.

В 1943 году Basilica Di Sant Ambrogio значительно пострадала при авиаударах – был частично разрушен купол и полностью крыльцо у главного входа.

Восстановление началось практически сразу после окончания войны, в середине 50-х годов, руководил работами архитектор Фердинандо Реджионе.

А знаете ли вы, что в окрестностях Милана есть красивейшее озеро Комо? На нашем сайте расскажем об этом чудесном уголке природы!

В нашем следующем обзоре вы узнаете, чем знаменит замок Сфорца, который находится в Милане, и увидите фото величественного строения.

Путешествуя по Милану, советуем обязательно посетить церковь Санта-Мария-Делле-Грацие, где находится знаменитая фреска Да Винчи — Тайная вечеря. Подробности ищите .

Описание достопримечательности

Перед главным входом в Амвросианскую базилику расположен большой атриум (внутренний двор, куда выходят все помещения), построенный при епископе Ансперте. По всему периметру атриум окружен колоннами с высеченным каменным рельефом. Во времена набегов на город иноземных захватчиков атриум служил оборонительным укреплением.

С одной из колонн (белая колонна слева от фасада) связана легенда. На колонне имеется два небольших круглых отверстия: якобы это следы от рогов дьявола, коими он попал по колонне во время схватки. И если приложить к колонне ухо, то можно услышать дьявольский шепот.

Хотя на самом деле колонна в Средние века имела совершенно иное значение – возле нее проводился ритуал коронования императоров Римской империи. Во время ритуала будущие императоры должны были обнять эту колонну, присягая на верность Церкви.

Basilica Sant’ambrogio имеет плоский фасад, типичный для романского стиля, с лоджиями в виде арочных галерей. Несмотря на все внешние украшения, внутри форма базилики осталась нетронутой со времен своей первой постройки.

Центральная апсида украшена мозаикой, которая датируется XIII веком. Золотые мозаики на стенах и куполе изображают Иисуса и святого Амвросия.

Рельефы на стенах украшены множеством драгоценных камней и представляют сцены из жития святых, библейские сюжеты. Рельеф самого Амвросия выполнен почти в полный рост, а черты лица в точности повторяют его портрет.

Боковые мозаичные панно базилики в Милане посвящены Мартину Турскому (епископу Туры) и святому Амвросию.

Главными святынями храма считаются святые мощи – великомучеников Гервасия и Протасия, в их честь была возведена церковь, и мощи самого Амвросия, который был канонизирован после смерти. До XVIII века мощи находились в саркофаге под главным алтарем.

В ходе последней реконструкции церкви мощи были перенесены в серебряный саркофаг (одна из стен которого выполнена из прозрачного стекла), и теперь они покоятся в главной крипте. Мощи можно увидеть во время службы, когда служители поднимают стальные завесы, и за прочным стеклом прихожане могут разглядеть останки трех святых.

После службы завесы опускают на свое место. Это объясняют тем, что останки слишком священны, чтобы выставлять их на всеобщее обозрение.

Кроме этого, к числу достопримечательностей церкви можно отнести:

  • Алтарь из золота (время постройки — IX век). Одна сторона алтаря повествует о годах жизни Христа (лицевая сторона), а другая – о деяниях Святого Амвросия.
  • Капелла святого Витторио (Сан-Витторо) с золотой мозаикой под куполом (датируется V веком).
  • Захоронения итальянского короля Людовика Второго и римского полководца Стилихона.

Ежегодно 7 декабря на площадке Атриума проходит грандиозная миланская ярмарка с интригующим названием «Oh bej! Oh bej!», что приблизительно можно перевести как «Как красиво!».

На ярмарке продаются всевозможные сувениры и безделушки, а также деликатесы местных мастеров-кулинаров. Иногда ярмарка переносится с атриума на площадь перед замком Сфорца.

День 7 декабря выбран неслучайно: именно это число в Милане считается праздником – День Святого Амвросия.

Еще больше о древнейшей базилики Святого Амвросия в Милане узнаете, посмотрев этот видеоролик:

Leave a Comment