Сан Аполлинаре Нуово

План
Введение
1 История базилики
2 Архитектурные особенности
3 Внутреннее убранство и мозаики
3.1 Евангельские сюжеты
3.2 Пророки и святые
3.3 Процессия мучеников
3.4 Процессия мучениц

Список литературы
Сант-Аполлинаре-Нуово

Введение

Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово (итал. Basilica di Sant’Apollinare Nuovo) — раннехристианская базилика в Равенне (Италия). Построена в конце V — начале VI веков остготским королём Теодорихом Великим. В базилике сохранились многочисленные мозаики, часть из которых датируется временем завершения строительства. В 1996 году базилика в составе раннехристианских памятников Равенны была включёна в число объектов Всемирного наследия.

1. История базилики

Базилика, изначально посвящённая Христу Спасителю, была построена королём Теодорихом в 493-526 годах, то есть в промежутке между завоеванием Равенны остготами до смерти короля. Это датировка связывается с летописцем Андрео Агнелло, автором хроники «Liber Pontificalis Ecclesiae Ravennatis », приводящем в своей книге текст ныне не сохранившейся надписи в апсиде церкви: «Theodoricus rex hanc ecclesiam a fundamentis in nomine Domini nostri Jesu Christi fecit ». Базилика находилась рядом с королевским дворцом, развалины которого были раскопаны в 1910-1920 годах. Как и все построенные Теодорихом равеннские церкви, базилика принадлежала готам-арианам. Внешний вид и интерьер церкви, а также наиболее ранние её мозаики (евангельский цикл, цикл Страстей, изображение дворца Теодориха и порта Классе) в значительной степени сохранились с арианских времён.

После завоевания Равенны император Юстиниан I своим эдиктом «Sancta Mater Ecclesia ravennas, vera Mater orthodoxa» передал все культовые здания ариан православным, и базилика в 561 году была освящена последними в честь святого Мартина Турского, прославившегося обличением арианского вероучения. После этого, мозаики на арианские темы были частью переложены, частью зачернены (как гласит предание, это было сделано по требованию папы Григория Великого). В этот же период были выполнены мозаики вдоль северной и южной стен главного нефа, изображающие процессии мучеников и дев.

В связи с участившимися пиратскими набегами на Классе, находившееся за равеннским стенами, в 856 году в базилику из Сант-Аполлинаре-ин-Классе были перенесены мощи покровителя Равенны святого Аполлинария . Храм был переосвящён в честь этого святого и получил своё настоящее название Сант-Аполлинаре-Нуово (то есть «новая» — для отличия от уже существовавшей в городе церкви Сант-Аполлинаре-ин-Векло ). Впрочем, в 1748 году мощи святого Аполлинария были возвращены на своё изначальное место в Классе, но базилика сохранила своё посвящение и название.

В X — XI веках к храму была пристроена колокольня, в XVI веке — мраморный портик, заменивший предположительно ранее существовавший квадропортик (следы аналогичного квадропортика были обнаружены археологами в Сант-Аполлинаре-ин-Классе). В том же XVI веке из-за повышения уровня грунтовых вод пол базилики был поднят на 1,2 м по сравнению с первоначальным, в результате этой перестройки большая часть мозаичного пола VI века была утеряна. В это же время была построена нынешняя апсида, подвергавшаяся впоследствии (в XVIII веке, в 1950 и 1986 годах) значительным переделкам. В XVII веке был устроен ныне существующий кессонный потолок, заменивший ранее существовавший и известный только по названию (Святой Мартин в золотых небесах).

2. Архитектурные особенности

План Сант-Аполлинаре-Нуово

Внешний вид храма является типичным для остготских и лангобардских церквей: кирпичные стены расчленены пилястрами и сдвоенными окнами. Фасад, имевший ранее квадропортик (замкнутую со всех сторон паперть) с XVI века украшен мраморным портиком. Пристроенная к храму в IX-X веках 38-метровая колокольня имеет типичную для большинства равеннских кампанил цилиндрическую форму. По мере возрастания этажности колокольни её оконные проёмы имеют прогрессию створок — от одной до трёх, что придаёт строению кажущуюся лёгкость.

Базилика имеет три нефа, разделяемых колоннадой мраморных колонн (по 12 с каждой стороны) с коринфскими капителями и греческими буквами. Размеры базилики 42 на 21 метр. Из-за небольших размеров храма пространство боковых нефов сливается с центральным, чему способствует широкий шаг колонн.

Basilica di Sant’Apollinare Nuovo, Равенна: отзывы

Центральный неф завершается барочной апсидой, предваряемой широким пресбитерием, отреставрированным в 1986 году.

В XVIII веке к северному (левому от входа) нефу было пристроено 8 боковых капелл. Интерес представляют две из них:

  • первая от главного алтаря капелла посвящена святому Антонию Падуанскому и содержит статую этого святого, используемую для процессий,
  • первая от основного входа капелла посвящена памяти итальянских солдат, погибших в Первую мировую войну, и, помимо мемориальных досок с именами погибших, украшена фресками, типичными для муссолиниевской пропаганды, вроде «Радость престарелых родителей», «Радость любящей жены», «Радость верной невесты», на которых перечисленные персонажи встречают вернувшихся с фронта солдат, а венчает этот уголок монументальное полотно «Боже, благослови Италию», где все изображённые на прочих фресках герои объединены с папой римским в общей молитве о победе.

3. Внутреннее убранство и мозаики

Вид южной (правой) стены центрального нефа

Интерьер базилики пышно украшен ранневизантийскими мозаиками, расположенными в три яруса:

  • верхний ярус — евангельские сюжеты (северная стена содержит 13 сцен евангельских чудес и притчей, южная — 13 сцен Страстей Христовых),
  • средний ярус — изображения пророков и святых,
  • нижний ярус — процессии дев (северная сторона) и мучеников (южная сторона).

Мозаичный портрет Юстиниана (?) или Теодориха (?)

Создание мозаичного комплекса относится к эпохе Теодориха, в нём участвовали различные мастера. В 60-х годах VI века мозаики были частично переложены, чтобы изжить память об остготских правителях Равенны. Академик В. Н. Лазарев отмечает, что мозаики базилики «обнаруживают дальнейший отход от эллинистическо-римского наследия, что во многом сближает их с памятниками восточного, главным образом сиро-палестинского круга ». Переложенные мозаики менее интересны, чем теодориховские; среди них выделяется портрет императора Юстиниана (так он был интерпретирован реставраторами XIX века и, без всяких сомнений, ими подписан), который ряд исследователей считает портретом короля Теодориха.

От храма Теодориха кроме мозаик сохранился и ряд предметов скульптурного убранства: резной престол и сень из порфира, четырёхчастная преграда перед престолом с изображениями виноградной лозы, павлина и креста. Оборот одной из частей преграды украшен барельефом с Даниилом в львином рву. Причём об оборотной стороне этой части стало известно только в 1950 году, когда её извлекли из одной из боковых капелл, где она до этого была вмонтирована в стену. В центре главного нефа сохранился амвон византийского типа, созданный в VI веке.

3.1. Евангельские сюжеты

Верхний ряд стен центрального нефа украшают мозаики, созданные на основе сюжетов Нового Завета. На северной (левой) стене помещены 13 сцен чудес Христовых и притчей, а именно:

  • брак в Кане Галилейской (в ходе неудачной реставрации 1854 года кувшины с вином были заменены корзинами с хлебами, что сделало сцену неузнаваемой);
  • чудесное умножение хлебов;
  • чудесный улов рыбы и призвание Петра и Андрея;
  • исцеление иерихонского слепого;
  • исцеление кровоточивой жены;
  • Христос и самарянка;
  • воскрешение Лазаря;
  • притча о мытаре и фарисее;
  • лепта вдовы;
  • Христос разделяет овец и козлищ (притча о Страшном суде);
  • исцеление расслабленного, принесённого четырьмя спутниками;
  • Христос изгоняет легион бесов из бесноватого в свиней;
  • исцеление расслабленного в Вифезде.
  • Умножение хлебов
  • Чудесный улов рыбы
  • Воскрешение Лазаря
  • Исцеление расслабленного
  • Притча о Страшном суде

На мозаиках этого цикла Христос изображён безбородым, выражение Его лица умилённо-благостное. Количество действующих лиц на мозаиках этого цикла сведено к минимуму (47 персонажей на 13 мозаик). Впервые в византийском искусстве евангельские сцены размещаются не в хронологическом порядке, а в той последовательности как они упоминаются в порядке пасхальных чтений в Равеннской церкви.

Мозаики южной стены значительно контрастируют с «северным» циклом: Христос здесь бородат, Его лик строг, и персонажей здесь в 2 раза больше (99 фигур на 13 мозаиках). На южной (правой) 13 изображений Страстей Христовых (без сцены распятия) и Его Воскресения. Последовательно здесь изображены:

  • Тайная вечеря;
  • прощальная беседа Христа с апостолами на горе Елеонской;
  • поцелуй Иуды;
  • Христос перед синедрионом;
  • предсказание Христа об отречении Петра;
  • отречение Петра;
  • Иуда возвращает 30 сребренников первосвященникам;
  • Христос перед Пилатом, Пилат умывает руки;
  • Христос следует на Голгофу, Симон Киринеянин несёт за Ним Крест;
  • жены-мироносицы и Ангел у Гроба Господня;
  • Христос и двое апостолов на пути в Еммаус;
  • уверование Фомы.
  • Тайная вечеря
  • Предсказание об отречении Петра
  • Суд Пилата
  • Крестный путь
  • Жены-мироносицы у Гроба Господня

Невзирая на стилевые различия между мозаиками северной и южной стен, большинство исследователей считают, что работы выполнялись в одно и то же время, хоть и разными мастерами. Временем создания этих мозаик считается эпоха Теодориха, что подтверждается примитивностью изображений, ориентированностью на переднюю плоскость, то есть иконография библейских сцен находится на стадии становления. Архитектура и пейзажи лишь слегка обозначены либо отсутствуют совсем. В качестве примеров примитивности и наивности мозаик можно указать на следующие курьёзные моменты:

Искусство и архитектура Ранневизантийского периода. Базилика Св. Петра в Риме, мавзолей св. Констанцы. Мозаики Равенны (церкви Сан-Аполлинаре Нуово и Сан-Витале).

Билет №15

Ранневизантийский период. Временем высшего расцвета был первый период, особенно время царствования Юстиниана (20-60 гг. VI в.), когда Византия превратилась в могущественную державу, покорившую помимо Греции и Малой Азии народы Передней Азии, южного Средиземноморья, Италии и Адриатики. Важнейшим вкладом Византии в историю мирового зодчества является развитие купольных композиций храмов, выразившееся в появлении новых типов структур — купольной базилики, центрической церкви с куполом на восьми опорах и крестово-купольной системы. Развитие первых двух типов падает на ранневизантийский период. На смену монументальному все чаще приходит частное, камерное, живописное.

  • Собор Святого Петра (итал. Basilica di San Pietro in Vaticano; Базилика Святого

Петра) — католический собор на территории суверенного государства Ватикан. Одна из четырёх патриарших базилик Рима и церемониальный центр Римско-католической церкви. До 1990 года собор св. Петра в Риме являлся самым большим христианским собором в мире, в 1990 году его превзошел собор в Ямусукро, столице африканского государства Кот’д Ивуар (Берег Слоновой Кости).

Размеры собора: Он занимает площадь в 22067 кв.м. Высота собора — 189 м, длина без портика — 186.36 м, а с портиком — 211.5 м.

Архитектурный стиль: Возрождение и барокко.

  • Мавзолей Констанции— круглый мавзолей диаметром 29 метров, построенный в

IV в. на восточной окраине Рима как место упокоения дочери Константина Великого — Константины. Она была впоследствии причислена к лику святых, а мавзолей в 1254 г. был обращён в церковь, посвящённую её имени (итал. Santa Costanza).

При реставрации храма в 1620 году массивный порфировый саркофаг Константины был перемещён в папское собрание древностей в музей Пия-Климента, в Ватикане. Главным сокровищем мавзолея ныне являются мозаики IV в., представляющие картину приспособления языческой эстетики для христианских задач.

Фасад здания Мозаичный потолок

Мозаики Равенны (церкви Сан-Аполлинаре Нуово и Сан-Витале).

История базилики:

Базилика, изначально посвящённая Христу Спасителю, была построена королём Теодорихом в 493-526 годах, то есть в промежутке между завоеванием Равенны остготамидо смерти короля. Это датировка связывается с летописцем Андрео Агнелло, автором хроники «Liber Pontificalis Ecclesiae Ravennatis», приводящем в своей книге текст ныне не сохранившейся надписи в апсиде церкви: «Theodoricus rex hanc ecclesiam a fundamentis in nomine Domini nostri Jesu Christi fecit». Базилика находилась рядом с королевским дворцом, развалины которого были раскопаны в 1910-1920 годах. Как и все построенные Теодорихом равеннские церкви, базилика принадлежала готам-арианам. Внешний вид и интерьер церкви, а также наиболее ранние её мозаики (евангельскийцикл, цикл Страстей, изображение дворца Теодориха и порта Классе) в значительной степени сохранились с арианских времён.

После завоевания Равенны император Юстиниан I своим эдиктом «Sancta Mater Ecclesia ravennas, vera Mater orthodoxa» передал все культовые здания ариан православным, и базилика в 561 году была освящена последними в честь святого Мартина Турского, прославившегося обличением арианского вероучения. После этого, мозаики на арианские темы были частью переложены, частью зачернены (как гласит предание, это было сделано по требованию папы Григория Великого). В этот же период были выполнены мозаики вдоль северной и южной стен главного нефа, изображающие процессии мучеников и дев.

В связи с участившимися пиратскими набегами на Классе, находившееся за равеннским стенами, в 856 году в базилику из Сант-Аполлинаре-ин-Классе были перенесены мощи покровителя Равенны святого Аполлинария. Храм был переосвящён в честь этого святого и получил своё настоящее название Сант-Аполлинаре-Нуово (то есть «новая» — для отличия от уже существовавшей в городе церкви Сант-Аполлинаре-ин-Векло). Впрочем, в 1748 году мощи святого Аполлинария были возвращены на своё изначальное место в Классе, но базилика сохранила своё посвящение и название.

В X — XI веках к храму была пристроена колокольня, в XVI веке — мраморный портик, заменивший предположительно ранее существовавший квадропортик (следы аналогичного квадропортика были обнаружены археологами в Сант-Аполлинаре-ин-Классе). В том же XVI веке из-за повышения уровня грунтовых вод пол базилики был поднят на 1,2 м по сравнению с первоначальным, в результате этой перестройки большая часть мозаичного пола VI века была утеряна. В это же время была построена нынешняя апсида, подвергавшаяся впоследствии (в XVIII веке, в 1950 и 1986 годах) значительным переделкам. В XVII веке был устроен ныне существующий кессонный потолок, заменивший ранее существовавший и известный только по названию (Святой Мартин в золотых небесах).

Архитектурные особенности:

План Сант-Аполлинаре-Нуово

Внешний вид храма является типичным для остготских и лангобардских церквей: кирпичные стены расчленены пилястрами и сдвоенными окнами. Фасад, имевший ранее квадропортик (замкнутую со всех сторон паперть) с XVI века украшен мраморным портиком. Пристроенная к храму в IX-X веках 38-метровая колокольня имеет типичную для большинства равеннских кампанил цилиндрическую форму. По мере возрастания этажности колокольни её оконные проёмы имеют прогрессию створок — от одной до трёх, что придаёт строению кажущуюся лёгкость.

Базилика имеет три нефа, разделяемых колоннадой мраморных колонн (по 12 с каждой стороны) скоринфскими капителями и греческими буквами. Размеры базилики 42 на 21 метр.

Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово

Из-за небольших размеров храма пространство боковых нефов сливается с центральным, чему способствует широкий шаг колонн. Центральный неф завершается барочной апсидой, предваряемой широким пресбитерием, отреставрированным в 1986 году.

В XVIII веке к северному (левому от входа) нефу было пристроено 8 боковых капелл. Две из них:

  • первая от главного алтаря капелла посвящена святому Антонию Падуанскому и содержит статую этого святого, используемую для процессий,
  • первая от основного входа капелла посвящена памяти итальянских солдат, погибших

в Первую мировую войну, и, помимо мемориальных досок с именами погибших, украшена фресками, типичными для муссолиниевской пропаганды, вроде «Радость престарелых родителей», «Радость любящей жены», «Радость верной невесты», на которых перечисленные персонажи встречают вернувшихся с фронта солдат, а венчает этот уголок монументальное полотно «Боже, благослови Италию», где все изображённые на прочих фресках герои объединены с папой римским в общей молитве о победе.

Внутреннее убранство и мозаики:

Базилика Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, VI в.

Базилика Сант-Аполлинаре Нуово была построена королем остготов Теодорихом в начале VI века. Этот вождь варваров в 493 г. завоевал Италию и сделал Равенну своей столицей. Первоначально базилика служила придворным храмом, посвященным Спасителю. Она находилась рядом с дворцом Теодориха, имела просторный, поперечно выступающий за пределы базилики нартекс и обширную апсиду. Нартекс имел вид открытой аркады. После завоевания Равенны Юстинианом церковь была переосвящена и посвящена св. Мартину Турскому. Однако в IX в. сюда были перенесены мощи св. Аполлинария (первого равеннского епископа) из посвященной ему церкви в порту (ин Классе), и базилика снова была переименована и стала называться Сант-Аполлинаре Нуово.

Базилика небольшая, трехнефная, с широким центральным и узкими боковыми нефами. Поскольку базилика короткая, в ней явственно обнаруживается тенденция к формированию зального пространства, в котором хорошо освещенные зоны боковых нефов практически сливаются с центральной. Этому же способствует широкий шаг колонн. Обязательные импосты между капителями колонн и аркой, небольшая высота, яркая освещенность (здесь много больших окон в нижнем ярусе боковых нефов) придают базилике очарование легкости и ритмической прозрачности.

Декорация базилики, выстроенная в единый ансамбль, располагается в трех ярусах, архитектурно связанных друг с другом. В самом нижнем ярусе в частом и монотонном ритме изображено шествие мучеников (на южной стене) и мучениц (на северной стене). Шествие направляется от западной стены к алтарю, где находятся образы Христа и Богоматери, восседающие на престолах с двух сторон базилики. Во главе процессии мучениц изображены трое волхвов, во главе процессии мучеников — архиепископ Аньело с приближенными. В западной части храма, там, где начинается процессия мучениц, изображен равеннский порт Порто ди Классе.
Процессия мучеников начинается от дворца короля Теодориха. Фигуры волхвов и архиепископа с приближенными относятся к более позднему времени (556—65 гг.), во времена Теодориха процессии мучеников возглавлял сам Теодорих с супругой, а в арках королевского дворца были изображены придворные.


Мученики. Мозаика базилики Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. VI в. Фрагмент

В среднем ярусе, в простенках между окнами, находятся фигуры пророков и апостолов.

Сант-Аполлинаре-Нуова

Фигуры разделены потоками света, идущего из окон, который олицетворяет Свет Истины. Святые изображены значительно выше горизонтального фриза, отделяющего средний ярус от нижнего, они как бы витают в небесных сферах. Мотив райского, чистого бытия подчеркивается присутствием между фигурами птиц, а также сияющими, снежно-белыми одеяниями пророков и апостолов. Третий ярус — самый верхний и узкий — заполнен сценами чудес (на северной стене) и страстей Христовых (на южной стене). Библейские сцены (впервые в Византийском искусстве) располагаются не в историческом или хронологическом порядке, но в той последовательности, как они упоминаются в литургическом чине. Библейские сцены лаконичны, число действующих лиц в них сведено до минимума, архитектура и пейзаж едва намечены или отсутствуют вовсе. Их примитивность, ориентированность на переднюю плоскость, наивно-игрушечный характер показывают, что иконография библейских сюжетов находилась в то время на этапе становления и творческого поиска.


Мученицы. Мозаика базилики Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. VI в. Фрагмент

В изображении мучеников и мучениц четко прослеживается тенденция, которую можно назвать сакрализацией стиля. Изображение намеренно стремится отрешиться от каких бы то ни было конкретных жизненных ассоциаций. Исчезает даже отдаленный намек на воображаемое пространство или среду действия — все свободное пространство занимает бесконечный золотой фон. Цветы под ногами волхвов и мучениц играют чисто символическую роль и еще больше подчеркивают ирреальность изображенного. На изображении отсутствуют тени — фигуры бесплотны и потому не отбрасывают теней. Силуэты плоски и почти фронтальны. В основе композиции лежит принцип однообразия и многократного повторения. Бесконечно повторяются правильные очерки силуэтов, параллельная сеть вертикальных или диагональных складок одежд, одинаковые лики изображенных, венцы, которые они держат в руках, орнамент, испещряющий хламиды мучениц и шрифтовой узор на одеяниях мучеников. Лица представленных персонажей почти идентичны, это как бы одно и то же лицо, одна душа в различных поворотах своего бытия.


• Artclassic.edu.ru — Российский образовательный портал. Мировая художественная культура.
• Г. Колпакова. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. — СПб: «Азбука-Классика», 2004.

версия для печати

Следующая страница: Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне

Leave a Comment