Сан Дзено В Вероне

гЕТЛПЧШ уБО-дЪЕОП Ч чЕТПОЕ

чЕТПОБ — ЗПТПД тПНЕП Й дЦХМШЕФФЩ — ЗПТПД, ЧПУРЕФЩК рЕФТБТЛПК, ыЕЛУРЙТПН, зЕФЕ, вБКТПОПН. ьФП ПДЙО ЙЪ УБНЩИ ЙЪЧЕУФОЩИ ЗПТПДПЧ йФБМЙЙ, Б ГЕТЛПЧШ уБО дЪЕОП (уЧСФПЗП ъЕОПОБ) — РПДМЙООБС ЗПТДПУФШ Й УМБЧБ чЕТПОЩ.

гЕТЛПЧШ уБО дЪЕОП — ПДОБ ЙЪ ОБЙВПМЕЕ ГЕМШОЩИ Й УПЧЕТЫЕООЩИ РПУФТПЕЛ Ч ТПНБОУЛПК БТИЙФЕЛФХТЕ УЕЧЕТОПК йФБМЙЙ. пОБ ВЩМБ УППТХЦЕОБ ОБ НЕУФЕ ВПМЕЕ ТБООЕК ГЕТЛЧЙ, ТБЪТХЫЕООПК ЪЕНМЕФТСУЕОЙЕН.

гЕТЛПЧШ уБО дЪЕОП РПУЧСЭЕОБ уЧСФПНХ ъЕОПОХ. ч V ЧЕЛЕ, ЧП ЧТЕНЕОБ ЙНРЕТБФПТБ зБММЙЕОП, ъЕОПО ВЩМ ЕРЙУЛПРПН Ч чЕТПОЕ. рП РТЕДБОЙА, ЕНХ ВЩМБ ДБТПЧБОБ УЙМБ ЙЪЗПОСФШ ВЕУПЧ. пДОБЦДЩ ЧП ЧТЕНС ТЩВОПК МПЧМЙ ПО ХЧЙДЕМ, ЛБЛ Л ТЕЛЕ НЮЙФУС РПЧПЪЛБ, ЧМЕЛПНБС ВЩЛПН, ПДЕТЦЙНЩН ЪМЩН ДХИПН. ъЕОПО УЙМПК УЧПЕК ЧМБУФЙ ЙЪЗОБМ ВЕУБ Й УРБУ ЧПЪОЙГХ. фПФ ЦЕ ЪМПК ДХИ ЧУЕМЙМУС Ч ДПЮШ ЙНРЕТБФПТБ. рТПУМЩЫБЧ РТП ъЕОПОБ, зБММЙЕОП РПУМБМ ЪБ ОЙН УПМДБФ, ЮФПВЩ ПО УРБУ ЕЗП ДПЮШ. уПМДБФЩ ЪБУФБМЙ ъЕОПОБ Х НПОБУФЩТС ЪБ ТЩВОПК МПЧМЕК. ъЕОПО, ХЪОБЧ П РТЙЗМБЫЕОЙЙ, РПДБТЙМ УПМДБФБН ФТЙ ТЩВЩ, ОП ФЕ, ОЕДПЧПМШОЩЕ, ХЛТБМЙ Х ОЕЗП ЮЕФЧЕТФХА. лПЗДБ ЦЕ ПОЙ УФБМЙ ЧБТЙФШ ТЩВХ, ФП РПИЙЭЕООБС ПУФБМБУШ ЦЙЧПК ДБЦЕ Ч ЛЙРСЭЕК ЧПДЕ. хУФЩДЙЧЫЙУШ, УПМДБФЩ ЧЕТОХМЙ ЕЕ ЕРЙУЛПРХ Й РПМХЮЙМЙ ЕЗП РТПЭЕОЙЕ. нЕЦДХ ФЕН, ъЕОПО ПФРТБЧЙМУС ЧП ДЧПТЕГ Й ПУЧПВПДЙМ ДПЮШ ЛПТПМС ПФ ВЕУБ.

Культурное наследие Вероны – Церковь Сан Дзено

рПТБЦЕООЩК зБММЙЕОП Ч ЪОБЛ ВМБЗПДБТОПУФЙ РПДБТЙМ ъЕОПОХ УЧПА ЛПТПОХ, ЛПФПТХА ФПФ ТБЪВЙМ ОБ ЛХУЛЙ Й ТБЪДБМ ВЕДОЩН.

уЧСФПК ъЕОПО СЧМСЕФУС ПДОЙН ЙЪ ОБЙВПМЕЕ РПЮЙФБЕНЩИ Ч йФБМЙЙ УЧСФЩИ. еЗП НПЭЙ РПЛПСФУС Ч ЛТЙРФЕ ГЕТЛЧЙ уБО дЪЕОП. б ЪДБОЙЕ ГЕТЛЧЙ ХЛТБЫБАФ НТБНПТОБС ТЕМШЕЖОБС ЛПНРПЪЙГЙС — "уЧСФПК ъЕОПО ВМБЗПУМПЧМСЕФ ЧЕТПОУЛЙИ ТЩГБТЕК Й РЕИПФЙОГЕЧ" Й УЕТЙС ОЕВПМШЫЙИ ТЕМШЕЖПЧ "юХДЕУБ уЧСФПЗП ъЕОПОБ".

уБО дЪЕОП ЪБДХНЩЧБМБУШ ЛБЛ УППТХЦЕОЙЕ ПВЭЕЗПТПДУЛПЗП ЪОБЮЕОЙС. гЕТЛПЧШ РТЕДУФБЧМСЕФ УПВПК ВПМШЫХА ФТЕИОЕЖОХА ВБЪЙМЙЛХ ВЕЪ УЧПДПЧ. ч ПВМЙЛЕ уБО дЪЕОП РТЙУХФУФЧХЕФ ЧМЙСОЙЕ МПНВБТДУЛПК БТИЙФЕЛФХТОПК ЫЛПМЩ, РПМХЮЙЧЫЕК, ПДОБЛП, УЧПЕПВТБЪОХА НЕУФОХА ФТБЛФПЧЛХ. йУЛХУУФЧПЧЕДЩ ПВЯСУОСАФ ЬФП ФЕН, ЮФП чЕТПОБ ФПЗП ЧТЕНЕОЙ ВЩМБ ПФЛТЩФБ ЛБЛ МПНВБТДУЛЙН, ФБЛ Й ТБЧЕООУЛЙН ЧМЙСОЙСН Ч БТИЙФЕЛФХТЕ. жБУБД ГЕТЛЧЙ РТПУФ Й УФЙМЕО, ПФНЕЮЕО ВПМШЫЙН НБУФЕТУФЧПН Ч РТПРПТГЙСИ БТИЙФЕЛФХТОЩИ ЬМЕНЕОФПЧ. цЙЧПРЙУОПУФШ ГЕТЛЧЙ ХУЙМЙЧБЕФУС ФЕРМЩН ФПОПН ЪПМПФЙУФПЗП НЕУФОПЗП ФХЖБ-ЙЪЧЕУФОСЛБ, ЙЪ ЛПФПТПЗП УМПЦЕО ИТБН, УПЮЕФБАЭЕЗПУС УП ЧУФБЧЛБНЙ ЙЪ НТБНПТБ. оЕЛПЗДБ ЬФЙ ЧУФБЧЛЙ ХЛТБЫБМЙ ТЕМШЕЖЩ ОБ ФЕНХ уФТБЫОПЗП УХДБ, ЛПФПТЩЕ РТЙРЙУЩЧБАФУС УЛХМШРФПТХ вТЙПМПФП, ОП УЕКЮБУ ПОЙ ЕДЧБ ЪБНЕФОЩ.

гЕОФТБМШОЩК ЧИПД Ч ГЕТЛПЧШ ПВТБНМСЕФ ЧЩУПЛЙК РПТФБМ, ФЙРЙЮОЩК ДМС БТИЙФЕЛФХТЩ XII ЧЕЛБ. еЗП УЧПД ПРЙТБЕФУС ОБ ДЧЕ ЛПМПООЩ, Ч ПУОПЧБОЙЙ ЛПФПТЩИ РПНЕЭЕОЩ ЖЙЗХТЩ МШЧПЧ, ФЕТЪБАЭЙИ ДПВЩЮХ. нЕЦДХ ЛБРЙФЕМСНЙ ЛПМПОО Й ПУОПЧБОЙЕН УЧПДБ ОБИПДСФУС ДЧЕ ЛБТЙБФЙДЩ, РПДДЕТЦЙЧБАЭЙЕ БТЛХ. уТЕДОЕЧЕЛПЧЩК УЛХМШРФПТ ТЕБМЙУФЙЮОП ЙЪПВТБЪЙМ ОБРТСЗЫЕЕУС ЮЕМПЧЕЮЕУЛПЕ ФЕМП, ОЕУХЭЕЕ ОЕРПУЙМШОХА ФСЦЕУФШ.

ч ГЕОФТБМШОПК ЮБУФЙ ЖБУБДБ ТБУРПМПЦЕОП ФТБДЙГЙПООПЕ ДМС УТЕДОЕЧЕЛПЧПК БТИЙФЕЛФХТЩ ЛТХЗМПЕ ПЛОП ОБД РПТФБМПН — "ТПЪБ". ч уБО дЪЕОП ПОП ОПУЙФ ОБЪЧБОЙЕ "лПМЕУП ЖПТФХОЩ", ЙЪ-ЪБ ТЕМШЕЖОЩИ ЙЪПВТБЦЕОЙК МАДЕК, ЧПЪОПУСЭЙИУС ЧЧЕТИ ЙМЙ ОЙЪЧЕТЗБЕНЩИ УХДШВПК. ьФЙ ЖЙЗХТЩ ЪБЧЕТЫБАФ ЛПНРПЪЙГЙА ЙЪ ТЕМШЕЖПЧ, УЧПВПДОП ТБУРПМПЦЕООЩИ РП ЖБУБДХ.

тЕМШЕЖЩ уБО дЪЕОП ПФОПУСФУС Л ТБЪОПНХ ЧТЕНЕОЙ. уБНЩЕ РПЪДОЙЕ — ЬФП УЛХМШРФХТЩ ОБ "лПМЕУЕ ЖПТФХОЩ" Й ОЕВПМШЫЙЕ ТЕМШЕЖЩ У ЙЪПВТБЦЕОЙЕН ЦЙЧПФОЩИ, ЧЩРПМОЕООЩЕ УЛХМШРФПТПН бДБНЙОП ДЙ уБО дЦПТДЦП Ч 1220-И ЗПДБИ. б Ч ОЙЦОЕК ЮБУФЙ ЖБУБДБ ТБУРПМПЦЕОЩ ЮЕФЩТЕ НТБНПТОЩИ ТЕМШЕЖБ, ХОЙЛБМШОЩИ РП РМБУФЙЮЕУЛЙН Й ЦЙЧПРЙУОЩН ДПУФПЙОУФЧБН. ьФЙ ТЕМШЕЖЩ ЧПФ ХЦЕ НОПЗЙЕ ЧЕЛБ ПУФБАФУС ЪБЗБДЛПК ДМС ЙУМЕДПЧБФЕМЕК. йИ РПСЧМЕОЙЕ ПФОПУСФ Л ОБЮБМХ XII ЧЕЛБ. лПНРПЪЙГЙЙ ВЩМЙ УПЪДБОЩ ОЕЙЪЧЕУФОЩН УЛХМШРФПТПН, ЛБЛ РТЕДРПМБЗБАФ, НЕУФОПЗП РТПЙУИПЦДЕОЙС. йИ УНЩУМ ДП ЛПОГБ ОЕ СУЕО, ИПФС ЙУУМЕДПЧБФЕМЙ УИПДСФУС ОБ ФПН, ЮФП ОБ ТЕМШЕЖБИ ЙЪПВТБЦЕО ЗПФУЛЙК ЛПТПМШ фЕПДПТЙИ.

дЧБ ТЕМШЕЖБ ЙЪПВТБЦБАФ УГЕОЩ ПИПФЩ Й ДЧБ — УГЕОЩ ДХЬМЙ. уАЦЕФОП ЛБЦДЩЕ ДЧЕ ЛПНРПЪЙГЙЙ ПВЯЕДЙОЕОЩ. фПМЛПЧБОЙЕ МЕЧПЗП УАЦЕФБ ДБМ РПЬФБ лБТДХЮЮЙ. ч "рПЬНЕ ПВ ПИПФЕ фЕПДПТЙИБ" ПО ПРЙУБМ УФТБООПЗП НЙУФЙЮЕУЛПЗП ПМЕОС, ЛПФПТЩК ЪБНБОЙЧБМ ПИПФЙЧЫЕЗПУС ЛПТПМС фЕПДПТЙИБ Ч БД. ьФБ ТБУЫЙЖТПЧЛБ ВБТЕМШЕЖПЧ уБО дЪЕОП УФБМБ ПВЭЕРТЙОСФПК.

пФОПУЙФЕМШОП УГЕО ДХЬМЕК ЙУУМЕДПЧБФЕМЙ ДП УЙИ РПТ ОЕ РТЙЫМЙ Л ЕДЙОПНХ НОЕОЙА. рП ПДОПК ЧЕТУЙЙ, ТЕМШЕЖЩ ЙЪПВТБЦБАФ ДХЬМШ ЛПТПМС фЕПДПТЙИБ Й пДПБЛТБ, РЕТЧПЗП ТЙНУЛПЗП РТБЧЙФЕМС-ЧБТЧБТБ. рП ДТХЗПК ЧЕТУЙЙ, УЛХМШРФПТ ЙЪПВТБЪЙМ ПВЩЮОЩК ТЩГБТУЛЙК ФХТОЙТ ЙЪ-ЪБ РТЙУХФУФЧЙС ЙЪПВТБЦЕОЙС ФТЕИ ЦЕОЭЙО.

тЕМШЕЖЩ уБО дЪЕОП УЮЙФБАФ УБНПУФПСФЕМШОПК ЗМБЧПК Ч ЙУФПТЙЙ ЙФБМШСОУЛПЗП ЙУЛХУУФЧБ.

пДЙО ЙЪ ЗМБЧОЩИ ЫЕДЕЧТПЧ ГЕТЛЧЙ уБО дЪЕОП — НБУУЙЧОЩЕ ВТПОЪПЧЩЕ ЧТБФБ, ЧЩРПМОЕООЩЕ У ОЕПВЩЛОПЧЕООЩН НБУФЕТУФЧПН. вМЙЪЛПК БОБМПЗЙЕК ЧТБФБН уБО дЪЕОП СЧМСАФУС лПТУХОУЛЙЕ ЧТБФБ уПЖЙКУЛПЗП УПВПТБ Ч оПЧЗПТПДЕ. рП УТЕДОЕЧЕЛПЧПК ФТБДЙГЙЙ, ЧИПДОЩЕ ДЧЕТЙ ИТБНБ РТЕДУФБЧМСМЙ УПВПК ЧЧЕДЕОЙЕ Ч БФНПУЖЕТХ ТЕМЙЗЙПЪОЩИ ТЙФХБМПЧ, Й ЙЪПВТБЦЕОЙС ОБ ГЕТЛПЧОЩИ ЧТБФБИ ЛБЛ ВЩ РПДЧПДЙМЙ ЮЕМПЧЕЛБ Л РПОЙНБОЙА ПУОПЧ ИТЙУФЙБОУЛПЗП ЧЕТПХЮЕОЙС. рПЬФПНХ РПУМЕДПЧБФЕМШОПУФШ УАЦЕФПЧ, ЙЪПВТБЦБЕНЩИ ОБ ЧТБФБИ ИТБНБ, ПРТЕДЕМСМБУШ РПУМЕДПЧБФЕМШОПУФША ЬРЙЪПДПЧ ВЙВМЕКУЛПК ЙУФПТЙЙ: УПЪДБОЙЕ ЮЕМПЧЕЛБ, РЕТЧПТПДОЩК ЗТЕИ Й ЕЗП РПУМЕДУФЧЙС, ЙУЛХРМЕОЙЕ, ЙУФПТЙС ЪЕНОПК ЦЙЪОЙ иТЙУФБ, ЕЗП ЧПЪОЕУЕОЙЕ.

йОФЕТШЕТ уБО дЪЕОП ЛБЦЕФУС ПЮЕОШ УЧЕФМЩН ВМБЗПДБТС "УЧЕФПОПУОПУФЙ" НТБНПТБ: ЧЩУПЛП ТБУРПМПЦЕООЩЕ ПЛОБ РТПРХУЛБАФ НБМП УПМОЕЮОЩИ МХЮЕК. гЕТЛПЧШ ПФМЙЮБЕФУС ХДЙЧЙФЕМШОПК УПТБЪНЕТОПУФША ЧУЕИ ЛПОУФТХЛФЙЧОЩИ ДЕФБМЕК: ЫЙТПЛПЗП ГЕОФТБМШОПЗП ОЕЖБ Й ЙЪСЭОЩИ ЛПМПОО Ч БТЛБИ, БТПЮОЩИ РТПЕНПЧ. чУЕ ЧОХФТЕООЕЕ РТПУФТБОУФЧП ИТБНБ МЕЗЛП ПИЧБФЩЧБЕФУС ЧЪЗМСДПН Й РПФПНХ ЛБЦЕФУС ГЕМШОЩН Й ПТЗБОЙЮОЩН. рЕТЧПОБЮБМШОП ГЕТЛПЧШ ВЩМ ХЛТБЫЕОБ НОПЦЕУФЧПН ЖТЕУПЛ XII-XIV ЧЕЛПЧ, ОП ДП ОБЫЙИ ДОЕК ХГЕМЕМП ОЕНОПЗПЕ. оБ ВБМАУФТБДЕ ОБД ЛТЙРФПК УПИТБОЙМЙУШ ЗПФЙЮЕУЛЙЕ УЛХМШРФХТЩ XII ЧЕЛБ, Б Ч БРУЙДЕ ПЮЕОШ ОЕПВЩЮОБС Й УФТБООБС УФБФХС "уНЕАЭЙКУС уЧ. ъЕОПО" ТБВПФЩ НЕУФОЩИ НБУФЕТПЧ XIII ЧЕЛБ.

бМФБТШ ГЕТЛЧЙ уБО дЪЕОП РТЙОБДМЕЦЙФ ЛЙУФЙ ЙЪЧЕУФОПЗП ЙФБМШСОУЛПЗП ЦЙЧПРЙУГБ нБОФЕОШЙ Й СЧМСЕФУС ПДОЙН ЙЪ ЕЗП УБНЩИ УПЧЕТЫЕООЩИ РТПЙЪЧЕДЕОЙК. оБ ФТЕИ УФЧПТЛБИ БМФБТС, ТБЪДЕМСЕНЩИ РПЛТЩФЩНЙ РЩЫОПК ТЕЪШВПК ЛПМПОЛБНЙ, ЙЪПВТБЦЕОЩ нБДПООБ У НМБДЕОГЕН, — Ч ГЕОФТЕ, УЧСФЩЕ рЕФТ, рБЧЕМ, йПБОО Й ъЕОПО ОБ МЕЧПК УФЧПТЛЕ, УЧСФЩЕ вЕОЕДЙЛФ, мПТЕОГП, зТЙЗПТЙК Й йПБОО лТЕУФЙФЕМШ ОБ РТБЧПК. чОЙЪХ, РПД ЗМБЧОПК ЛПНРПЪЙГЙЕК, ТБУРПМПЦЕОЩ ФТЙ ОЕВПМШЫЙЕ ЛПНРПЪЙГЙЙ: "нПМЕОЙЕ П ЮБЫЕ", "тБУРСФЙЕ" Й "чПУЛТЕУЕОЙЕ". нБОФЕОШС ТБУРЙУБМ ЬФПФ БМФБТШ Ч 1457-1459 ЗПДБИ Ч рБДХЕ. лБТФЙОБ ВЩМБ ХУФБОПЧМЕОБ Ч ГЕТЛЧЙ уБО дЪЕОП Й УТБЪХ ЦЕ УФБМБ ЕЕ ДПУФПРТЙНЕЮБФЕМШОПУФША, ЧЩЪЧБЧ Л ЦЙЪОЙ НБУУХ РПДТБЦБОЙК. ч 1797 ЗПДХ, ЛПЗДБ чЕТПОБ ВЩМБ ЧЪСФБ ЧПКУЛБНЙ оБРПМЕПОБ, ЪОБНЕОЙФЩК БМФБТШ уБО дЪЕОП ВЩМ ЧЩЧЕЪЕО Ч ЛБЮЕУФЧЕ ФТПЖЕС ЧП жТБОГЙА, ПДОБЛП Ч 1816 ЗПДХ ЖТБОГХЪЩ ВЩМЙ ЧЩОХЦДЕОЩ ЧЕТОХФШ ФТЙРФЙИ. оП РПМОПУФША БМФБТШ ФБЛ Й ОЕ ВЩМ ЧПУУФБОПЧМЕО: ЛБТФЙОЩ "нПМЕОЙЕ П ЮБЫЕ", "тБУРСФЙЕ" Й "чПУЛТЕУЕОЙЕ" ПУФБМЙУШ ЧП жТБОГЙЙ Й УЕКЮБУ ИТБОСФУС Ч мХЧТЕ Й Ч НХЪЕЕ ЗПТПДБ фХТБ. ч ГЕТЛЧЙ уБО дЪЕОП ОБ ЙИ НЕУФЕ ОБИПДСФУС ЛПРЙЙ.

гЕТЛПЧШ уБО дЪЕООП СЧМСЕФУС ПДОЙН ЙЪ МХЮЫЙИ РБНСФОЙЛПЧ ТПНБОУЛПЗП ЪПДЮЕУФЧБ Ч йФБМЙЙ. еЕ ПВТБЪ НОПЗЙЕ ЗПДЩ УМХЦЙМ ЙУФПЮОЙЛПН ЧДПИОПЧЕОЙС ДМС БТИЙФЕЛФПТПЧ, УППТХЦБЧЫЙИ Ч ТБЪОЩИ ЗПТПДБИ РПДПВОЩЕ УППТХЦЕОЙС. оП РТЕЧЪПКФЙ ПТЙЗЙОБМ ОЕ ХДБМПУШ ОЙЛПНХ.

Описание Базилики Сан-Дзено Маджоре в г. Верона

Сан-Дзено Маджоре — романская базилика в Вероне (Италия), построена над местом захоронения первого веронского епископа — Зинона Веронийского.

Над могилой святого Зинона (умер ок. 380 года) в V веке по указанию Теодориха Великого была построена первая небольшая церковь. В IX веке она была разрушена и по указанию короля Пипина при участии епископа Ратольдо было построено новое здание куда в 807 году поместили мощи святого Зинона. Оно было разрушено в начале X века во время венгерского нашествия и мощи святого Зинона временно перенесли в кафедральный собор, но в 921 году их вернули в сохранившуюся крипту церкви.

В 967 году при поддержке императора Оттона Великого было построено современное романское здание базилики. В 1117 года церковь пострадала при землетрясении, но к 1138 году была восстановлена и расширена. В 1398 году была заменена крыша базилики, создан плафон главного нефа и построена апсида в готическом стиле.

Колокольня церкви была построена в XI веке, а находящаяся рядом башня XIII века принадлежит не сохранившемуся бенедиктинскому монастырю.

К началу XIX века базилика была заброшена и оставлена верующими, обветшала и был восстановлена только к 1993 году.

Базилика трёхнефная, не имеет сводов. Облик церкви создавался под влиянием ломбардской и равенской архитектурных школ. Здание построено из местного золотистого туфа с мраморными вставками, которые украшены рельефными изображениями на тематику Страшного суда, созданные скульптором Бриолото (в настоящее время рельефы практически неразличимы). Фасад также украшен сетью высоких пилястров и сетью аркатурных поясков.

Вход украшен готическим порталом XII века, созданным мастером по имении Николо, автором входного портала кафедрального собора города. Колонны его портика опираются на фигуры львов, терзающих добычу. Между капителями колонн портала и основанием его свода помещены две кариатиды, поддерживающие арку. Портик украшают скульптуры Иоанна Богослова, Иоанна Крестителя и 12 символических изображений месяцев года. В люнете портала помещено рельефное изображение святого Зинона в окружении пеших и конных воинов.

По обеим сторонам портала помещены в четыре яруса 16 барельефов на сюжеты Ветхого и Нового Заветов, а также со сценами средневековых легенд (дуэль Теодориха и Одоакра, охота Теодориха за дьявольским оленем).

В центре фасада помещено круглое окно-роза, называемое «Колесо фортуны», созданное также Бриолото.

Базилика Сан Дзено Маджоре

Своё название окно получило от шести, изображённых по его окружности жестикулирующих фигур людей, возносящихся вверх или низвергаемых вниз судьбой.

Ворота базилики облицованы 48 бронзовыми панно, самые старые из которых относятся к XII веку (работа немецких мастеров), другие датированы концом XIII века и выполнены итальянскими мастерами. На панно представлены библейские сюжеты, четыре чуда святого Зинона. Пано заключены в раму с аллегорическими фигурами, звериными головами и образами святых. Также на раме помещена фигурка их создателя.

Три нефа базилики ведут к пресбитерию, уровень которого поднят по сравнению с ними. Под пресбитерием расположена крипта в которую ведут две лестницы. Своды храма опираются на массивные колонны, а центральный неф на две поперечные полукруглые арки.

Из скульптурного убранства базилики выделяются: купель XII века, вырезанная из цельного куска веронского мрамора, две водосвятные чаши и каменный резной алтарь одной из боковых капелл (колонны, поддерживающие его, опираются на символы евангелистов Марка (лев), Луки (бык) и нескольких змей).

На стенах правого нефа находятся фресковые циклы XIII-XIV веков, созданные под влиянием Джотто и Альтикьеро (авторов условно называют первый, второй, третий мастер Сан Зено). Из фресок особо выделяются: гигантский образ святого Христофора (XIV век), «Белая Мадонна», Распятие Христово, Крещение, образы святых Стефана и Георгия. В правом нефе находится барочный алтарь Скорбящей Мадонны и огромная порфировая чаша, найденная в римских термах вместе с другой, которую использовали для создания фонтана Веронской Мадонны на пьяцца делле Эрбе.

В пресбитерии находится фреска Альтикьеро «Мадонна на престоле со святыми» (1397 год), расписной процессуальный крест середины XIV века и знаменитый триптих Андреа Мантеньи «Мадонна на престоле с ангелами и святыми» (Sacra Conversazione), являющийся алтарным образом главного алтаря базилики. Панно на подножии триптиха изображают сцены моления о чаше, Распятия и Воскресения Иисуса Христа. При Наполеоне триптих был вывезен во Францию и вернулся в Верону без нижних панно, которые были заменены копиями XIX века (оригиналы находятся в Лувре)

Балюстрада, отделяющая пресбитерий от нефов украшена статуями Христа и двенадцати апостолов. В левой малой апсиде установлена статуя улыбающегося святителя Зинона, созданная неизвестным автором эпохи треченто.

В крипте базилики в хрустальной раке находятся мощи святого Зинона, найденные в заброшенной церкви в 1838 году. Над ракой устроен алтарь. Остальное пространство разделено на девять участков многочисленными колоннами, которые венчают капители различных эпох.

К базилике пристроен клуатр XII века. Его галереи обрамлены многочисленными двойными колонками с арками. На северной стороне расположен небольшой павильон (эдикула), в котором установлен памятник папе Иоанну Павлу II. В клуатре выставлено несколько средневековых надгробий, одно из которых 1313 года принадлежит представителю рода Скалигеров и сохранился ряд средневековых росписей. К клуатру примыкает лапидарий — собрание античных надписей.

Паломнические поездки к Базилике Сан-Дзено Маджоре в г. Верона

Leave a Comment