Сан миниато Флоренция

Базилика Святого Минаса на Горе (San Miniato al Monte) стоит высоко на вершине холма Монте алле Крочи над Площадью Микеланджело. Место для нее выбрано чрезвычайно удачно – базилика доминирует над всем городом, от неё подножия открывается роскошная панорама Флоренции — на купол собора, башню Палаццо Векьо, на отливающую закатным светом ленту Арно.

Надо ли говорить, что к св. Минасу я отнеслась практически как к родственнику и поспешила на свидание.
Сан-Миниато — одна из немногих средневековых церквей Флоренции, которую архитекторы Возрождения не испортили. Только Баччо д’Аньоло соорудил новую колокольню взамен рухнувшей, Микеланджело во время осады 1530 года превратил в крепость стоящий тут же бенедиктинский монастырь, а Джузеппе Поджи пристроил огромную беломраморную лестницу.
На закате собор сияет всеми своими мозаиками, зелёным и белым мрамором.

Армянский князь Миниато, или собственно говоря, Минас, служил имератору Децию Траяну в римской армии. Его история, — с одной стороны, житийная, с казнями и чудесами, с другой — типичная история противостояния персонально человека государству и власти. Так, по легенде, Миниато-Минас государственную службу бросил, закопал пулемет, принял христианство, стал отшельником и удалился в жить в пещеру. Деций-император, как многие до и после него, был озабочен укреплением вертикали. Чтобы держать вертикаль в тонусе, он ввел для жителей империи культ Гения императора, персонального божества-покровителя. Поскольку поклонение императору было в Риме не столько религиозным актом, сколько формой присяги на верность, христиане, отказывавшиеся приносить жертвы римским богам, считались изменниками государству. Так и Миниато-Минас был обвинен в диссидентстве, схвачен, и как положено — брошен к диким зверям. Однако, согласно житию, дикие звери отошли от него, а огонь под ним гас, и тогда Миниато попросту отрубили голову.

Он же подобрал свою голову, снова водрузил ее себе на плечи, перекрестил реку Арно и пошел вверх по холму в свою пещеру умирать. Так Минас стал первым христианским мучеником Флоренции и первым флорентийским святым.
В верхней части главного алтаря церкви есть большая мозаика, представляющая Христа на троне (1297 г.): справа от него Богоматерь, слева Св.Минас, король Армении (Rex Ermenie). Эта надпись до сих пор видна.
Под стенами церкви лежит большой некрополь — кладбище, Порте Санте, закрытое в еще в 1854 году. Писатель Карло Коллоди, создатель Пиноккио, политик Джованни Спадолини, художник Пьетро Аннигони, поэт и писатель Луиджи Уголини, режиссёр Марио Чекки Гори, скульптор Либеро Андреотти, писатель Джованни Папини и физик Бруно Бенедетто Росси похоронены там.

Монастырь при церкви действующий, в церковном дворе можно встретить монаха-бенедиктинца в белой сутане, спешащего в хоспис.
Мы поднялись на холм теплым и солнечным флорентийским февральским вечером. Церковь однако, была темна и пуста… Но через несколько минут заходящее солнце церез узкие боковые окна пробилось в церковь и мощным лучом осветило ее мозаики. Несколько минут они сияли золотом. Мы стояли в полной тишине. Солнце ушло, в церкви стало вновь темно, и мы выдохнули.


Ниже Сан Миниато расположено самое праздно-созерцательное место во Флоренции: пьяццале Микеланджело. Чтобы оправдать название, посреди смотровой площадки воодрузили вторую, бронзовую копию Давида, пьедестал под скульптурой украшен фигурами из капеллы Медичи. Получился такой микеланджело-дайджест, два в одном.

А под ним — Флоренция дивной красоты:

Понте Веккьо

Дуомо

и разделяющая город Арно…
Если спуститься еще ниже, к мосту Св. Троицы, Понте Санта Тринита, то в одноименной церкви можно попасть под поезд по имени Гирландайо.



Гирландайо — то, что называется модный художник. Ни современники, ни поздние исследователи никогда не относили его к числу Титанов Возрождения TM. Он лишь один из самых светских художников 15 века, или как осуждающе писал Бенуа, он не знал «ни мук сомнений, ни противоречий, и был чужд вообще какого-либо мистического погружения».
В сущности, этот художник-красавец в полном смысле слова наплодил целые сборища очень безмятежно-красивых персонажей среди идеальных декораций. Фигуры Гирландайо все как-то равномерно прекрасны, как могут быть прекрасны знатные флорентийцы в самый счастливый период истории города.

Между 1480 и 1486 годами Гирландайо и его мастерская получили заказ от флорентийского купца Франческо Сассетти, банкира и друга семьи Медичи: изобразить на стенах семейной усыпальницы в церкви Санта-Тринита шесть сцен на тему легенды о Св. Франциске.
Гирландайо за приличные деньги взялся исполнить заказ, населив фрески невероятным количеством celebrities. Например, в сцене, где папа Гонорий III одобряет устав франциcканского ордена, в правом углу, угрюмый и кривоносый, стоит сам Лоренцо Великолепный, причем рядом с заказчиком — Франческо Сассетти. На заднем плане — площадь Синьории с дворцом и лоджией.

В сцене же с воскрешением мальчика дело происходит прямо на площади Санта-Тринита: там можно разглядеть палаццо Спини и мост Санта-Тринита. Палаццо существует до сих пор, там снова прекрасное — бутик Феррагамо.

В сцене поклонения волхвов есть автопортрет художника. А в углу, никому не видный и никем не замеченный, летит маленький бесплотный ангел.

Шедевром Гирландайо считается знаменитая роспись капеллы за алтарем (соrо) в церкви доминиканцев Santa Maria Novella. Но в капелле я снимать не решилась — Бдящие Тетки гоняют. Зато в палаццо Медичи-Рикарди есть интерактивная выставка, посвященная Гирландайо,


и это хороший повод заглянуть внутрь, — там есть еще нарядный внутренний двор с садом, и капелла Волхвов Беноццо Гоццоли, которой тоже картинок нет, но она офигительно, карнавально прекрасна.

А на прощание — несколько флорентийских картинок просто так:

Мозаики Баптистерия

Челлини на мосту

Ангелы собора

Арно…

Святой Миниас (Мина Флорентийский, Миниато)

Миниато (арм. Մինաս, Минас) был первым флорентийским святым — по легенде, армянского происхождения. Сначала он был богат, черств и расточителен, а потом одумался и удалился в пещеру, где и жил до того момента, когда император Деций не решил предать святого мученической смерти. Дикие звери отказались разрывать Миниато на куски, а огонь гас, и тогда святому отрубили голову. Согласно житию, после казни мученик поднял голову и отправился умирать в родную пещеру. Впоследствии, приблизительно в IV веке, там воздвигли часовню, а в 1018 году епископ Гильдебранд решил воздвигнуть здесь церковь, которая долгое время считалась самой красивой в городе.

Церковь с колокольней XVI века, незавершенной и поврежденной во время осады Флоренции в 1530 году, Дворец Епископов, крепостные сооружения и мемориальное кладбище расположены на вершине холма, называемого Монте алле Крочи, который возвышается и над Пьяццале Микеланджело, и над всем городом. Это одна из немногих средневековых церквей во Флоренции, которую архитекторы Возрождения не тронули. Только Баччо д’Аньоло соорудил новую колокольню взамен рухнувшей, Микеланджело во время осады 1530 года превратил в крепость стоящий тут же бенедиктинский монастырь, а Джузеппе Поджи пристроил огромную беломраморную лестницу.

…спас он колокольню Сан Миньято, то есть башню, которая, как это ни странно, двумя пушками поражала вражеский лагерь, откуда вражеские бомбардиры, начав ее обстреливать тяжелыми орудиями, чуть не разбили ее и наверное ее бы разрушили, если бы Микеланджело, подвесив на веревках мешки с шерстью и толстые матрасы, не защитил ее так, что она до сих пор еще стоит.

Описание

Фасад

Фасад

Трехнефная плоско перекрытая базилика с открытыми стропилами, без трансепта. Её западный фасад в нижнем ярусе разделен пятью полукруглыми арками. Средняя и две крайние имеют дверные проемы, а две промежуточные украшены панелями, составленными из разноцветного мрамора и повторяющими мотив двустворчатой двери. Скаты боковых нефов покрыты косой штриховкой, а выступающий вверх торец центрального нефа декорирован прямоугольниками и кругами. Мотив арок снова повторяется во фронтоне, на этот раз лишь в виде инкрустированного орнамента. Верхняя часть включает мозаику XII века «Христос между Мадонной и Св. Миниато».

Интерьер

Интерьер

Интерьер церкви — прекрасный образец романско-флорентийской архитектуры (первоначально здание принадлежало женскому монастырю Бенедиктинского ордена, а в 1373 году стало собственностью мужского монастыря — Монте Оливето). Три нефа имеют перекрытия стропильного типа. Пол центрального нефа выложен мраморной мозаикой со знаками Зодиака и символическими животными. На стенах сохранились фрагменты фресок XIII—XIV вв. Следует обратить внимание на Крипту — обширное пространство, окруженное решеткой из кованого железа (1338 г.). В алтаре XI века хранятся останки Св. Миньято. На сводах крипты можно видеть остатки фресок Таддео Гадди (1341 г.). Вызывает восхищение высокий Пресбитерий с прекрасной кафедрой (1207 г.) и сиденьями из резного дерева. В конхе апсиды — большая мозаика, представляющая Христа на троне (1297 г.), справа от него Богоматерь, слева король Армении (Rex Ermenie), возлагающий корону на единственного истинного Царя. Справа от Пресбитерия находится вход и Сакристию, расписанную фресками Спинелло Аретино (1387 г.) со сценами Легенд о Св. Бенедикте.

Капелла Португальского кардинала

Спустившись вниз, слева от Пресбитерия, можно попасть в Капеллу Св. Иакова, называемую также Капеллой Португальского кардинала, расписанную Антонио Манетти и декорированную Лукой делла Роббиа, который создал здесь ими, великолепных медальонов — Св. Дух и Главные добродетели 1461-1466 гг.). Справа — надгробный памятник кардиналу, прекрасная работа Антонио Росселлино (1461 г.). В центре церкви расположена Капелла Распятия, созданная по проекту Микелоццо. Прекрасный свод, покрытый эмалью, выполнен Лукой делла Роббиа.

Кладбище Базилики ди Сан Миниато аль Монте

Основная статья: Кладбище Порте-Санте Кладбище Базилики ди Сан Миниато аль Монте. Живопись. Художник Ганс фон Бартельс

Расположенный рядом с церковью изящный монастырь был спроектирован в 1426 и построен (1443 г.- середина 1450-х гг.). Он также был спроектирован Бернардо и Антонио Росселлино, и профинансирован гильдией суконщиков Калимала Флоренции, и укреплён дворцом епископов. Построенный в 1295, он позднее использовался как бараки и как больница. Целый комплекс окружен защитными стенами, первоначально построенными в спешке Микеланджело, во время осады и в 1553 году обращёнными в настоящую крепость с помощью Козимо I Медичи. Стены сейчас окружают большое кладбище, Порте Санте, закрытое в 1854. Карло Коллоди, создатель Пиноккио, политик Джованни Спадолини, художник Пьетро Аннигони, поэт и писатель Луиджи Уголини, актёр Томмазо Сальвини, режиссёр Марио Чекки Гори, скульптор Либеро Андреотти, писатель Джованни Папини и физик Бруно Бенедетто Росси похоронены там.

Базилика Сан Миниато аль Монте, Флоренция

Базилика Сан Миниато аль Монте (итал. Basilica di San Miniato al Monte) является одним из лучших образцов романской архитектуры в Тоскане.
Трехнефная плоско перекрытая базилика с открытыми стропилами, без трансепта. Ее западный фасад в нижнем ярусе разделен пятью полукруглыми арками. Средняя и две крайние имеют дверные проемы, а две промежуточные украшены панелями, составленными из разноцветного мрамора и повторяющими мотив двустворчатой двери. Скаты боковых нефов покрыты косой штриховкой, а выступающий вверх торец центрального нефа декорирован прямоугольниками и кругами. Мотив арок снова повторяется во фронтоне, на этот раз лишь в виде инкрустированного орнамента. Верхняя часть включает мозаику XII века «Христос между Мадонной и Св. Миниато».


Мозаика на фасаде.

Кладбище около церкви. Восточный фасад церкви не облицован.

Интерьер базилики — прекрасный образец романско-флорентийской архитектуры.

Три нефа имеют перекрытия стропильного типа.

Стены облицованы мрамором в том же стиле, что и фасад.

Хор приподнят над криптой.

В конхе апсиды — большая мозаика, представляющая Христа на троне (1297 г.), справа от него Богоматерь, слева король Армении (Rex Ermenie).

Романская резная кафедра.

Пол центрального нефа выложен мраморной мозаикой со знаками зодиака и символическими животными.











Фото мозаики из Википедии
https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:San_Miniato_al_Monte_(Florence)_-_Interior
https://en.wikipedia.org/wiki/San_Miniato_al_Monte
Ниже — пара ренессансных памятников из церкви.
Ренессансная капелла Кардинала Португальского в интерьере церкви.
Автор А.Росселино. XV в., майолика — Лука делла Роббиа.

Майолика — Лука делла Роббиа.


Алтарь церкви, созданный Микелоццо.

Где остановиться в Сан-Миниато

i-Italia.ruГде остановиться в Сан-Миниато: районы, отели и т.д.

Сан-Миниато (San Miniato) – небольшой, но ужасно милый городок, расположенный по пути из Флоренции в Пизу. Он представляет собой несколько живописных кварталов на длинной горе, напоминающей сверху хребет дракона. Это и есть исторический центр города, у подножия которого раскинулись фермы, виноградники и Нижний город (San Miniato Basso). Главное местное событие года – это Ярмарка белых трюфелей, центром добычи которых является город и окружающая его местность. Для процесса поиска этого деликатеса в Сан-Миниато каждый ноябрь съезжаются искатели со специально обученными свинками.

Добраться до Сан-Миниато можно поездом из Флоренции (время в пути – 40–50 минут) или Пизы (30–45 минут). Однако нужно иметь в виду, что железнодорожная станция «Сан-Миниато» находится в Нижнем городе, откуда довольно далеко до Старого города, – пешком идти около часа. Впрочем, в центр города можно добраться и на маленьком бойком автобусе (билеты продаются в баре у станции, ехать минут 10). Так или иначе, но отелей у железнодорожной станции Сан-Миниато нет (по крайней мере, мне о таковых неизвестно), и если вы хотите непременно провести несколько дней в Сан-Миниато, то останавливаться придется либо в центре, на горе, либо где-то в окрестностях, в одной из многочисленных вилл, разбросанных по долине. И то, и другое не очень удобно, если вы путешествуете общественным транспортом. Конечно, нет ничего невозможного, но все-таки Сан-Миниато стоит рассматривать в качестве места базирования, только если вы путешествуете на машине.

Где лучше остановиться?

Селиться в историческом центре Сан-Миниато стоит, если вы непременно желаете окунуться в атмосферу тосканского средневековья – аутентичности на здешних улицах хоть отбавляй: новых зданий здесь не строилось века эдак с XVII, поэтому все они, хоть и построены на века, часто выглядят довольно обшарпанными, но это всего лишь обсыпавшаяся штукатурка. Улочки в городе узкие, на них почти не попадают солнечные лучи и, гуляя по ним, вы почувствуете прохладу и сырость. В старинных домах тоже прохладно, что неплохо жарким летом, а вот зимой в таких зданиях может стоять космический холод, поэтому если ваша поездка планируется в холодное время года, непременно нужно уточнять, отапливаются ли гостиничные номера. Въезд для машин в центр ограничен, и найти ваш отель или апартаменты может оказаться непросто, поэтому стоит заранее попросить прислать вам схему проезда. Современных отелей со стильным дизайнерским ремонтом ни в самом городе, ни в его окрестностях нет, поэтому если вы хотите современной обстановки, нужно искать ее ближе к Флоренции или Пизе. Однако отели в центре Сан-Миниато могут предложить вам обстановку с ковровыми покрытиями, тяжелыми занавесями и драпировками, правда, все это выглядит местами мрачновато и не всегда новехонькое. Наконец, не стоит ждать, что все вокруг знают английский язык – несмотря на высокую популярность места осенью, на поиски трюфелей сюда съезжаются, в основном, итальянцы. Зато селясь в Старом городе, вы будете в центре всей местной жизни. К примеру, мы в свое время наблюдали забавную картинку, как местный синьор, сидя в центре площади, умудрялся разговаривать со всеми проходящими и проезжающими мимо, делясь новостями и своей оценкой всего происходящего вокруг. Плюс отели в центре расположены на возвышенности и велика вероятность, что вам достанутся виды на окрестные холмы и кусочек Старого города.

Hotel San Miniato расположен в центре города, в здании с историей: изначально здесь стояла крепость, которую еще в Средние века перестроили в монастырь, а он, в свою очередь, до того, как стать отелем, какое-то время успел побыть тюрьмой. К отелю пристроена башня, которую постояльцы могут запросто использовать как смотровую площадку или как террасу, где можно провести тихий вечер, любуясь закатом. Здесь удобно останавливаться автопутешественникам, поскольку в отеле бесплатная автомобильная парковка и неподалеку проходит национальная автотрасса SS67. Miravalle Palace Hotel расположен у подножия главной городской достопримечательности – Башни Фридриха II (Torre di Federico II), – которая когда-то была частью императорского замка, построенного Фридрихом II в 1218 году. Из отеля открываются прекрасные виды на местный собор, городские улицы и окрестные холмы. Здесь просторные и удобные номера и неплохой по итальянским меркам завтрак, единственное, к чему можно придраться, так это к тому, что проехать на вершину холма по узким извилистым и крутым улочкам довольно непросто.

Если вы на машине и ваша цель – не только осмотр Сан-Миниато, но и поездки по окрестностям, то, как вариант, стоит рассмотреть для проживания отели, расположенные вокруг города, среди холмов, тишины, зелени и виноградников. Отсюда можно посмотреть довольно большое количество городов, от Лигурийского побережья (Пиза, Ливорно, Тирренио, Виареджо) до Лукки, Пистойи, Прато и Эмполи к северу, к югу от Сан-Миниато удобно смотреть Чертальдо, Сан-Джиминьяно, Вольтерру, Поджибонси и Сиену.

Вилл и ферм вблизи Сан-Миниато немало, и каждая интересна по-своему. Agriturismo Marrucola – действующая ферма в 1,5 км от центра города, где производится оливковое масло и вино, можно понаблюдать за процессом, попробовать всю продукцию и, возможно, купить что-то домой. Здесь довольно аскетично обставленные номера с керамическими полами, но все нужное в них есть. Бонус: из здешних окон открывается живописный вид на оливковые деревья, виноградники и холмы, и здесь очень тихо и спокойно. Ферма Agriturismo Bellavista тоже окружена виноградниками и оливковыми рощами. В каждом номере есть мини-кухня, что очень удобно путешествующим семей, плюс каждое утро хозяева накрывают прекрасный сытный завтрак, а при заезде в номере вас ждет приветственная бутылка вина из собственной винодельни. Путешествующим на машине предоставляется бесплатная стоянка, а для детей предусмотрен и детский стульчик за завтраком, и игровая площадка за домом. Villa Sonnino – настоящая старинная вилла с видом на расположенную по соседству деревню. Номера оформлены в традиционном стиле: деревянные потолочные балки, керамические полы, и в то же время здесь есть и кондиционер, и бесплатный Wi-Fi. Бонус: прекрасный сад, окружающий виллу, в котором в теплое время года накрывают завтраки, и приветственная бутылка вина в подарок от владельцев.

Leave a Comment