Санкт Петербург Юсуповский Дворец

В 1770-х годах архитектор Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот (1729 — 1800) возвёл на набережной реки Мойки великолепный дворец для графа Андрея Петровича Шувалова (1744 — 1789), приближённого Екатерины II, одного из инициаторов внедрения в России бумажного денежного обращения.

Юсуповский дворец

В 1795 году императрица выкупила дворец у наследников Шувалова и передала его своей придворной даме и личной подруге графине Александре Васильевне Браницкой (1754 — 1838), племяннице и, в юности, любовнице всесильного Г.А.Потёмкина, выданной в 1781 году замуж за коронного гетмана Польши Ксаверия Браницкого (её дочь, графиня Елизавета Ксаверьевна Воронцова, стала адресатом пушкинской лирики одесского периода).
     В 1830 году у престарелой графини дворец приобрёл за 250 тысяч рублей князь Борис Николаевич Юсупов (1794 — 1849), крупнейший российский общественный деятель, меценат и благотворитель; наследник одной из богатейших семей России. Юсуповым принадлежали 57 поместий в 37 губерниях империи; в одном лишь Петербурге они владели, кроме прочей недвижимости, четырьмя дворцами (не считая того, о котором идёт речь, — на набережной Фонтанки, 115 (в 1810 году князь Николай Борисович Юсупов передал его Корпусу (ныне — университету) инженеров путей сообщения), Литейном проспекте, 42 и Невском проспекте, 84 — 86).
     В 1830 — 1838 годах дворец был перестроен по проекту архитектора Андрея Алексеевича Михайлова 2-го (1773 — 1849); позади дворца был разбит существующий и поныне сад (вот только вход в него и вид на него с набережной Мойки сейчас полностью закрыты построенным уже в советское время безликим зданием детского сада, а решётка с воротами зачем-то перенесена к стадиону университета физической культуры имени П.Ф.Лесгафта (улица Декабристов, 37 — 39). С тех пор и до 1917 года дворцом владели 5 поколений династии князей Юсуповых. В 1914 году, к свадьбе молодого князя Феликса Феликсовича Юсупова — графа Сумарокова-Эльстона (1887 — 1967) и княжны императорской крови, племянницы Николая II Ирины Александровны Романовой (1895 — 1970), с восточной стороны дворца был пристроен равной с ним высоты "Флигель Феликса". Именно в его подвальной столовой в ночь на 17 (30) декабря 1916 года был тяжело ранен, а у ворот сада добит Григорий Распутин.

    Литература:

  1. Крюковских А.П. "Дворцы Санкт-Петербурга" Санкт-Петербург Лениздат 1997
  2. Соловьёва Т.А. "Особняки Юсуповых в Петербурге"
    ООО "Белое и черное" Санкт-Петербург 1995
  3. Юсуповский дворец на Фонтанке

    К концу XVIII века город расширил свои границы и земли когда-то пригородной Юсуповской усадьбы уже входили в черту Петербурга. (Современный адрес: Фонтанка, 115)

    В 1790-х годах Николай Борисович Юсупов заключил договор с самым модным тогда в Санкт-Петербурге, любимым архитектором императрицы Джакомо Кваренги.

    Легенды и тайны Юсуповского дворца на Мойке

    Обширный участок с садом и деревянным строением, возведенным еще в 1724 году, находился на самом берегу Фонтанки. Позднее, в середине ХVIII века на месте деревянного дома вырос каменный, решенный в пышных формах барокко. Главный его фасад был обращен к реке.

    Весь участок, вытянутый вдоль Фонтанки, уходил далеко вглубь, представляя собой в плане прямоугольник. За домом был разбит ухоженный регулярный сад с партерами, подстриженными деревьями, кустарником, газонами, цветниками. В саду были фигурные пруды и каналы.

    В 1790-х годах архитектор Дж. Кваренги полностью перестроил и расширил дом, создав архитектурную композицию, объединенную совершенством художественного замысла.

    При коренной перестройке дворца Кваренги проявил виртуозное владение стилем классицизма. По красной линии набережной, вместо бывшей здесь ограды, архитектор возвел два жилых двухэтажных флигеля, разделенных аркой ворот. Эти флигели не имели оконных проемов с набережной Фонтанки, поэтому производят впечатление глухой ограды.

    (Сейчас замысел Кваренги изменен — окна на Фонтанку существуют см. фото).

    Окна обращены и внутрь участка. В проеме ворот виден Главный фасад Дворца, выходящий на парадный дворик, имеющий форму полукруга. Дворик образован стенами служебных зданий, возведенных по радиусу к главному дому и начинающихся от флигелей. Оконные проемы служебных зданий выведены на сторону, противоположному парадному дворику. Так, Кваренги, расположив искусно служебные помещения, скрыл непараллельность главного дома линии набережной.

    Кваренги сохранил стены прежнего хозяйского дома, но полностью уничтожил детели обработки фасада. Он ввел мотив лоджий, расположенных между центральным массивом здания и боковыми ризалитами, уравновесив т.о. его монолитную высокую часть.

    Вместо обширного регулярного сада Кваренги создал пейзажный. Появились насыпные горки, руинные сооружения, естественно растущие деревья и кустарники. Усадьба полностью изменила первоначальный облик и приобрела иной художественный смысл.

    Сооруженная в начале XIX века чугунная ограда отделила его от Садовой улицы.

    Фрагмент ворот со стороны Садовой улицы

    Противоположный парковый фасад Кваренги украсил шестиколонным ионическим портиком на высокой террасе, спускающейся в парк широкой лестницей, ведущей в дом, и являющейся одновременно и украшением фасада. Она как бы разрывает балюстраду, обрамляющую парадный бельэтаж. В итоге дворец, стоящий на берегу пруда, полностью изменил первоначальный облик, получив черты здания классицистического типа.

    Здесь Николай Борисович поселился с молодой женой, Татьяной Васильевной. Свой новый дом хозяин обставил с большой роскошью. К огромному богатству Юсуповых присовокупились земли и драгоценности Татьяны Васильевны, за которой к тому же ЕкатеринаII дала огромное приданое.

    В новом Дворце разместилась картинная галерея, собранная Н. Б. Юсуповым за границей, скульптура и обширная библиотека. Здесь же находились коллекции драгоценных камней и камей, которыми увлекалась его жена. Дворец с ухоженным садом стал приютом муз. Его посещали Г. Р. Державин, П. А. Вяземский и другие писатели и поэты. В гостях у Юсуповых бывали члены царской фамилии и интереснейшие люди того времени.

    В 1810 году Николай Борисович продал весь участок железнодорожному ведомству, а сам переехал в Москву.

    В 1810 году во дворце Юсуповых разместился только что созданный Институт инженеров путей сообщений императора Александра I. Это повлекло за собой перепланировку ряда помещений, изменение оформления интерьеров. Спустя пятнадцать лет здание было предоставлено Министерству путей сообщения, которое оно занимало до 1918 года. Сейчас дворец используется Петербургским университетом путей сообщения.

    Эта история началась в 18 веке, когда на левом берегу реки Мойки появилась небольшая резиденция племянницы Петра Первого — царевны Прасковьи.

    В 1726 году она подарила усадьбу лейб-гвардии Семеновскому полку, где он квартировал до 1742 года.

    С этого момента владение переходило от графа Шувалова (который и заказывал строительство у Деламота) к императорской казне, а потом к фрейлине Александре Браницкой.

    Браницкая не обладала ни выдающимся умом, ни богатством. Но у нее нашлось другое достоинство, которое перекрывало все: она была любовницей Григория Потемкина.

    Забавно, что Браницкая так же пользовалась большой благосклонностью Екатерины Великой.

    Этот факт входит в противоречие с общепринятой версией, что Екатерина тайно венчалась с Потемкиным в 1774 году.

    Трудно представить, чтобы всего через год Потемкин сошелся с Браницкой, а еще через пару лет та же дама стала особо приближенной фрейлиной Императрицы.

    Позднее, Екатерина купила и подарила Браницкой тот самый Юсуповский дворец на Мойке.

    Одно из двух: на кого-то из этих милых дам историки возводят напраслину.

    Юсуповский Дворец на Мойке, Санкт-Петербург: отзывы

    Или одна откупилась от другой…

    Концы этой истории давно спрятаны в воду, но, как бы там ни было, в 1830 году Браницкая выгодно продала имение Николаю Юсупову.

    За два века особняк неоднократно перестраивался, менялись его размеры и интерьеры, на территории выстраивали павильоны и оранжереи, разбивались новые сады.

    Залы оформлены в различных стилях – русского ампира, неоклассицизма, неорококо. Мода менялась быстро и угнаться за ней было нелегко.

    В конце 19 века сюда провели электричество, поставили водяное отопление, водопровод и канализациею.

    Заново отделали покои, но особое внимание уделили оформлению знаменитого домашнего театра.

    Ориентированный на великосветскую тусовку, театр Юсуповского дворца поражает пышностью и богатством. Со своей задачей декораторы справились на отлично – в таком месте было не стыдно принимать членов императорской семьи.

    Фасад довольно плоский и незатейливый, без претензий на античную монументальность, которой старались перещеголять друг друга приближенные ко двору. Причиной этому – маленький участок земли, который остался строительство.

    Заказчику пришлось выбирать между внешним пафосом и внутренним пространством, а архитектор только исполнял его волю.

    После революции Юсуповскому дворцу повезло: в нем был создан музей «Дворянского быта». Интерьеры не разграбили а, наоборот, бережно сохранили. По залам начали водить экскурсии, особое внимание уделялось комнатам, где произошло знаменитое убийство Распутина.

    Очевидно, именно эта смерть и защитила дворец от пролетарской «приватизации».

    Это был прекрасный агитационный повод – рассказывать на экскурсиях о нравах старой власти — лучший способ убедить всех в справедливости событий 1917 года.

    Довольно скоро вопрос легитимизации советской власти решился. Музей, как элемент агитпопа, стал не нужен. С 1925 года начался бесконтрольный вывоз ценностей, и судьба многих вещей до сих пор не известна.

    После закрытия музея, здание передали педагогической интеллигенции. Благодаря новым обитателям, Юсуповский дворец не эксплуатировался столь варварски, как большинство церквей и других дворянских особняков.

    В настоящее время здесь работает музей, где абсолютной популярностью пользуется экспозиция «Убийство Григория Распутина», дополненная восковыми фигурами. В пик сезона получить групповой наряд на неё очень и очень не просто.

    Посещение Юсуповского дворца входит во многие программы туров. Особенно любим он у иностранцев, ведь это одна из самых раскрученных на Западе историй.

    Еще бы: именно здесь … «тот самый»… Распутин…

    Возможно, благодаря этому, англичане и включили дворец в свой каталог «Замечательные частные дома Европы».

    А в чём суть? В 1916 году, Феликс Юсупов, вполне себе высокородный дворянин, вместе с «сотоварищами», совершили убийство. Да, Григория Распутина. Но — убийство!

    Дворец, начиная с 1830 года, был любимой резиденцией князей Юсуповых, одной из самых богатых и влиятельных дворянских семей России. Несколько веков, начиная еще с правления Ивана Грозного, представители этой фамилии занимали заметное место при дворе. Они никогда не боялись отстаивать свои интересы даже перед лицом царей. Правда, порой это доходило до совершенно мрачных историй, как, что случилась в 1916 году…

    Чтобы это стало возможным, надо понимать, что в те годы дворец был местом притяжения великосветской знати Санкт-Петербурга.

    На сцене домашнего театра выступали все более-менее известные творческие личности. Его посещали все российские монархи, от Николая Первого, до последнего царя.

    История с Распутиным приоткрывает демагогическую завесу над тем, что на самом деле представлял собой предреволюционный «высший свет».

    Отличался ли он от «современной элиты?» Вряд ли…

    Просто так попасть в Юсуповский дворец невозможно – только в составе экскурсий, которые проходят каждый час с 11 до 17 часов.

    Отдельная экскурсия по теме убийства Распутина проводится ежедневно в 13.45

    Для групп туристов (особенно в летний сезон) нужно заказывать посещение заблаговременно.

    Надо поблагодарить руководство музея — много категорий граждан имеют право бесплатного посещения экскурсий.

    Часы работы:

    • с 11.00 до 17.00 без выходных

    Официальный сайт

    Адрес:

    • Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, дом 94

    Как добраться:

    Дойти до Юсуповского дворца просто, но не быстро.

    В тех краях транспорт не ходит, а ближайшая станция метро находится почти в полутора километрах.

    Нужно доехать до метро Садовая (Сенная), по диагонали пересечь Садовую площадь и нырнуть в угловой стык между домами. Сразу появится Сенной пешеходный мост.

    Переходим по нему и поворачиваем налево, по набережной канала Грибоедова доходим до Фонарного переулка и сворачиваем на него направо.

    Дойдя до реки Мойка, по этой же стороне поворачиваем налево, и, как только пройдем Почтамтский пешеходный мост, – откроется его ярко-желтый фасад.

    В реальности прогулка окажется путанее нашего объяснения, а местных аборигенов спрашивать бесполезно – в основном на пути встретятся или туристы, или те, кто работает в этих краях и вообще не представляет, что неподалеку находится Юсуповский дворец.

    Поступите проще: обязательно возьмите с собой карту города.  

    Leave a Comment