Сельское хозяйство аляски

Глава 7. Сельское хозяйство и традиционное природопользование

⇐ Предыдущая123456

Суровая природа Аляски не благоприятствует развитию сельского хозяйства, поэтому большинство продуктов питания на Аляску импортируется и стоят они очень дорого, особенно вдали от городов.

Тем не менее на юге штата, на полуострове Кенай и в долине Матанаска, неподалеку от крупнейшего города Аляски, Анкориджа, существует ряд фермерских хозяйств. В них выращивают овощи (картофель, морковь, капусту и другие), разводят крупный рогатый скот.

На полуострове Сьюард, в западной части штата, хорошо развито оленеводство.

В прибрежных водах Аляски очень развито промысловое рыболовство. Много лосося, трески, минтая и крабов экспортируется из штата. Дары моря относятся к тем немногим продуктам, которые дешевле в Аляске, чем в каких-либо других штатах США.

Несмотря на богатство дикой природы, торговля мехом давно пришла в упадок. На севере Тихого океана процветал тюлений и котиковый промысел, но международная конкуренция грозила его уничтожить. Обильные лососевые промыслы привели к первому экономическому буму на Аляске. В 1880-х годах консервные заводы распространились от юго-востока Аляски до северо-запада, и их продукция резко возросла (с 9 000 ящиков в 1881 году до 714 000 — в 1888 году). К 1900 г. 42 завода выдавали ежегодно 1,5 миллионa ящиков, а к 1917 г. здесь производилась половина консервированного лосося в мире.

В последние десятилетия на Аляске активно развивается туризм.

Глава 8. Туризм

Многие американцы интересовались последней ледяной границей Америки и хотели увидеть ее своими глазами. К концу XIX века туристический бизнес был развит вдоль Внутреннего пути Аляски. Экскурсия обычно начиналась в Портленде или в порту Пьюджет-Саунд; корабли с любителями экзотики отправлялись вверх вдоль побережья Британской Колумбии через города Врангель, Джуно, Дуглас на север до самого ледника Мьюр в бухте Глейшер и промысловой деревни Чилкат, а после на юг к Ситке. Построенные в 1898-1900 гг для обслуживания горнодобывающей промышленности железнодорожные маршруты «White Pass and Yukon Route» помогли вовремя обеспечить доступ на Аляску для туристов.

Пассажиры развлекались на роскошных пароходах, восхищались ледниками и экзотическими лесами и сходили на берег в портовых городках, чтобы осмотреть достопримечательности и купить диковинки у местных жителей.

Образ Аляски—и туризма на Аляске—часто связывался с огромным тихоокеанским Северо-Западом, особенно после выставки «Аляска — Юкон — Тихий океан» в 1909 г. Эта всемирная выставка способствовала распространению культурного богатства и экономического потенциала области и привлекла миллионы посетителей, которые прогуливались вдоль павильонов, рассматривали местных жителей Сибири и Филиппин и удивлялись разнообразным тихоокеанским товарам, таким, как азиатский шелк, калифорнийские овощи и фрукты и золото Аляски.

Глава 9. Политика

На Аляске расположен целый ряд военных объектов США, крупнейшим из которых является авиабаза Элмендорф неподалеку от Анкориджа.

На базе Элмендорф базируются Аляскинское командование вооруженных сил США, командование Аляскинской зоны НОРАД (воздушно-космической обороны Северной Америки), 11-я воздушная армия США и многие другие подразделения. Рядом с базой Элмендорф, в форте Ричардсон, расположена воздушно-десантная бригада.

Обеспечение функционирования этих и многих других военных объектов на Аляске — важная составляющая экономики штата, федеральное правительство США — один из крупнейших работодателей в штате.

Несмотря на зигзаги мнений, суждений, сомнений, опыт Аляски можно считать весьма поучительным примером освоения ресурсных регионов. Он показал возможность эффективного решения здешних политико-экономических, социально-экономических и социально-культурных проблем; в этом отношении он служит упреком России, недооценившей свою же, в недалеком прошлом социалистическую практику, которую Аляска подхватила. Он, этот опыт, показал, что не нужно слишком страшиться односторонне сырьевой специализации территории. Он показал, что дилемму «власть и бизнес» надо категорически решать в пользу власти. И он же показал, что до сих пор окончательно не преодолены многие противоречия сложного процесса освоения северных ресурсных регионов, к ним по-прежнему надо обращаться на «Вы».

Исключительное значение опыт Аляски имеет для решения проблемы ренты. Собственно, она составляет суть американской политики на этой территории, хотя публично, вероятно, по соображениям коммерческой тайны или иным, это не всегда подчеркивается. Впрочем, во многих документах и научных работах экономику Аляски прямо называют «рентной».

Значение ренты для России куда больше, чем для США и Аляски. Хоты бы потому, что мы намного богаче. По последним подсчетам Д.С. Львова, природно-сырьевой потенциал страны измеряется 320-380 трлн долл., на душу населения получается 2,5 млн долл., что, по разным оценкам от 2-3 до 4-5 раз больше, чем в США. На Север приходится приблизительно 60-70% потенциала страны. Вообще-то оценки потенциала разными исследователями по разным методикам заметно расходятся, но по любому варианту цифры столь велики, что для наших рассуждений эта неувязка не имеет большого значения.

Сумма рентных платежей, которую можно было бы собрать на сегодняшнем уровне эксплуатации природного потенциала, составляет, по расчетной оценке, 129 млрд долл. в год — цифра, не требующая особых комментариев, она почти в 2 раза, если не больше, превосходит государственный бюджет России. Север, вероятно, мог бы вложить в эту сумму не менее 50-60 млрд долл.

Опыт Аляски очень важен в связи с высказываемыми нашими учеными, и прежде всего Д.С. Львовым, идеями «закрепления за обществом прав титульного, или верховного собственника национального имущества, в том числе и в первую очередь природных богатств. При этом должна быть установлена система социального дивиденда, механизма публичного управления общественными доходами, рентными платежами». Похоже на то, что делается на Аляске, на которую, кстати, академик часто ссылается.

Пока что, однако, если говорить о Севере, на фоне той же Аляски, мы выглядим не очень привлекательно. Очевидна прежде всего принципиальная разница: американцы видят в Аляске поступательно развивающийся регион, историческое звено непрерывно идущего цивилизованного процесса, мы стремимся получить богатства на Севере малой ценой, поступая как временщики. Как сказал А. Назаров, член Совета Федерации от Чукотского автономного округа: «Север для нас — это чековая книжка»

Заключение.

Сделав характеристику Аляски, я пришла к выводу, что:

1. Население Аляски с каждым годом возрастает, за счет увеличения количества мигрантов.

2. Природа Аляски находится в первозданном состоянии, на территории Аляски находится 4 национальных парка.

3. Штат Аляска разделяют на 5 климатических зон: морская зона, морская континентальная зона, переходная зона между морскими и континентальными областями, континентальная зона, арктическая зона.

4. Штат Аляска разделен на 16 местностей, включая самоуправляющиеся города.

5. На территории Аляски находятся 5 крупных (4 из них — международные) и 12 более мелких аэропорта

6. Образование: Университет Аляски-Фэрбенкс, Университет Аляски-Анкоридж, Университет Аляски Юго-Восток, Аляскинский Тихоокеанский Университет.

7. В последние десятилетия на Аляске активно развивается туризм.

8. Суровая природа Аляски не благоприятствует развитию сельского хозяйства, поэтому большинство продуктов питания на Аляску импортируется и стоят они очень дорого, особенно вдали от городов

9. Если в конце девятнадцатого века главным богатством Аляски было золото, то спустя несколько десятилетий его роль «досталась» нефти, и сегодня именно «черное золото», запасы которого на Аляске весьма впечатляющи, во многом определяет экономику штата.

Leave a Comment