Сенатская Площадь Санкт Петербург

АРХИТЕКТУРНЫЕ АНСАМБЛИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Владимир ЯРАНЦЕВ

СЕНАТСКАЯ ПЛОЩАДЬ

БЕНЖАМЕН ПАТЕРСЕН
СЕНАТСКАЯ ПЛОЩАДЬ И ПАМЯТНИК ПЕТРУ I
1799

Cенатская площадь, она же Петровская, ныне площадь Декабристов, — одна из главных площадей Санкт-Петербурга, входящая в ансамбль центральных площадей. Единственная из них, она обращена к реке Неве и является одновременно частью ансамбля невских набережных. Существующий архитектурный ансамбль Сенатской площади создан в XIX веке в стиле ампир.

План

Площадь находится на берегу Большой Невы, с востока ограничена боковым корпусом Главного Адмиралтейства. Так как в XVIII в. Адмиралтейство было крепостью, то вокруг него были открытые эспланады, на месте которых позже и возникла система центральных площадей. В начале XVIII в. на месте Сенатской площади был заболоченный луг, западнее которого находились «Смоляная баня» (на месте здания Синода), Канатный двор и другие службы Адмиралтейства, с юга (на месте Конногвардейского бульвара и далее по его линии) был Адмиралтейский канал, соединявшийся с каналами, окружавшими Адмиралтейство.

Ф. Перро. Адмиралтейская площадь. 1841

В 1710 г. около Адмиралтейства возвели церковь св. Исаакия Далматского, посвящение которой воплощает провиденциальную связь Петра I с Александром Невским — оба родились в праздник этого святого. Точное место церкви неизвестно, по одной из версий она располагалась на берегу Невы на месте Сенатской площади. В 1712 г. в ней состоялось официальное венчание царя с Екатериной Алексеевной (ЕкатеринойI). В 1717–1727 гг. вместо нее построили вторую, каменную церковь св. Исаакия Далматского. Похожая на Петропавловский собор, с увенчанной шпилем колокольней, она стояла в центре будущей Сенатской площади на берегу Невы, и при законодательном упорядочении городской топонимики в 1738 г. площадь была названа Исаакиевской. В 1727 г. от Исаакиевской церкви на Васильевский остров был наведен первый в городе наплавной Исаакиевский мост, существовавший до 1916 г. (сохранились гранитные устои начала XIX в.). Вниз от площади по течению Невы в царствование Анны Иоанновны по жестким императорским указам была благоустроена и застроена домами вельмож Английская набережная.

Трехэтажный дом в стиле барокко на углу площади и набережной, с 1744 года принадлежавший графу А.П. Бестужеву-Рюмину, при его опале был конфискован, и указом императрицы Екатерины II в него из здания Двенадцати коллегий был переведен Правительствующий Сенат. С тех пор площадь получила название Сенатской. В 1779 г. архитектор И.Е. Старов капитально перестроил Сенат, придав фасадам классические формы, центр фасада отметил мощный четырехколонный портик со скульптурой.

Исаакиевская церковь оказалась непрочной, и после нескольких попыток спасти здание по предложению архитектора С.И. Чевакинского решено было в удалении от Невы, за Адмиралтейским каналом, строить новый храм. В 1768 году его начали строить по проекту А. Ринальди в стиле рококо, впервые в Петербурге здание было облицовано мрамором.

Э.М. Фальконе. Памятник Петру I («Медный всадник») 1782

В 1768–1782 гг. на месте разобранной церкви св. Исаакия Далматского в центре Сенатской площади был установлен первый в России монумент — конная статуя Петра I (скульптор Э.М. Фальконе, при участии М. Колло, Ф.Г. Гордеева; архитектор Ю.М. Фельтен) — бронзовая фигура античного полководца с лицом Петра I, на вздыбленном коне, попирающем змея, на постаменте в виде монолитного гранитного утеса. По сторонам монумента, получившего после известной поэмы А.С. Пушкина имя «Медный всадник», Адмиралтейство и Сенат — учреждения, воплощающие преобразовательную деятельность Петра I, позади него — новый Исаакиевский собор и вся Россия, перед монументом — Нева, на противоположном берегу сохранившая ансамбль зданий петровского времени. Десница царя обращена к Неве, в сторону Петропавловского собора и порта на Стрелке Васильевского острова. Площадь была переименована в площадь Петра Первого (Петровскую), но в обиходе ее часто по-прежнему называли Сенатской.

А. Давыдов. Открытие памятника Петру Великому. 1782

Строительство Исаакиевского храма затянулось, и по указу Павла I он был в 1798–1802 гг. завершен в упрощенном виде архитектором Винченцо Бренной. Рядом с ним в 1805 г. в юго-западной части площади Дж. Кваренги построил Конногвардейский манеж в виде греческого храма с замыкающим перспективу от Дворцовой площади необычно глубоким портиком — восьмиколонным в первом ряду и четырехколонным во втором. Перед портиком были установлены мраморные копии античных статуй Диоскуров. В 1806–1823 гг. архитектор А.Д. Захаров срыл валы и засыпал рвы Адмиралтейской крепости и полностью перестроил здание Главного Адмиралтейства. В новом виде оно обращено к площади длинным боковым фасадом с тремя ризалитами, центральный выделен 12-колонным дорическим портиком, во фронтоне которого помещены атрибуты морского и военного триумфа, в боковых ризалитах — 6-колонные лоджии.

Дж. Кваренги.

Площади Санкт-Петербурга для пешеходных прогулок и знакомства с городом

Бывший Конногвардейский манеж. 1804–1807

Третий Исаакиевский храм был архитектурно неадекватен своему предназначению, и в 1818 г. началось строительство на его месте четвертого Исаакиевского собора по проекту О. Рикара де Монферрана. К 1842 г. был завершен экстерьер крупнейшего храма Санкт-Петербурга (освящен в 1858), облицованного мрамором и оформленного 112 монолитными гранитными колоннами коринфского ордера, крупнейшие из которых образуют четыре портика.

Дом Лобанова-Ростовского

Вид со смотровой площадки Исаакиевского собора на Исаакиевскую площадь

Грандиозный объем Исаакиевского собора замыкает пространство Петровской площади с юга, за ним начала формироваться новая Исаакиевская площадь. Рядом с собором на стыке Петровской, Адмиралтейской и Исаакиевской площадей Монферран построил дом князя Лобанова-Ростовского, позднее приобретенный в казну для размещения Военного министерства. Его главный фасад и фасад, обращенный к Исаакиевскому собору, оформлены 8-колонными портиками коринфского ордера и лоджиями с коринфскими колоннами в угловых ризалитах.

Исаакиевская площадь. Р. Клодт, Р. Залеман. Н. Рамазанов.
Памятник императору Николаю I.
1856–1859

Ф. Лидваль. Гостиница «Астория». 1908–1912

На площади перед зданием Сената 14 декабря 1825 года произошло первое в истории России вооруженное выступление против самодержавия — восстание декабристов, в память о котором в 1918 г. Сенатская площадь была переименована в площадь Декабристов.

В 1829–1834 гг. на месте старого здания Сената и соседнего дома купчихи Кусовниковой, между Галерной улицей и Адмиралтейским каналом, по проекту Росси архитектором А.Е. Штаубертом сооружен комплекс зданий Сената и Синода, соединенных аркой, переброшенной над Галерной улицей. Росси «привел» всю западную сторону площади «под один фасад», высотой в 8,5 саженей (25,5 м), стилистически гармонирующий с фасадом Адмиралтейства на восточной ее стороне и соразмерный ему (на одну сажень выше). В результате площадь превратилась в законченный архитектурный ансамбль. В то же время основные мотивы архитектуры зданий Сената и Синода варьируют в укрупненных формах решение фасада стоящего рядом на набережной дома графов де Лаваль, созданного ранее Ж. Тома де Томоном, что увеличивает градостроительный эффект связности, ансамблевости.

К. Росси. Сенат и Синод. 1829–1834

Исаакиевская площадь. Празднование двухсотлетия
со дня основания Санкт-Петербурга.
Старая открытка

В зданиях Сената и Синода, как и Главного штаба, Росси вновь использовал прием соединения двух протяженных зданий аркой (над Галерной ул.). Узкая арка кажется зрительно шире благодаря двум парам коринфских колонн, обрамляющих ее с каждой стороны, и единому аттику, венчающему эту композицию. Такие же две пары колонн поставлены по концам зданий. Фасады меж ними почти во всю ширину оформлены 8-колонными коринфскими лоджиями, со ступенчатыми аттиками над ними, в которых помещены изображения государственных орлов и летящих гениев Славы.

К площади обращены 32 колонны, еще 22 оформляют скругленный угол и обращены к Неве. Между парными колоннами на уровне второго этажа в нишах помещены аллегорические скульптуры государственных и религиозных добродетелей: Мудрости, Законоведения, Закона, Твердости, Бдительности, Беспристрастия, Правосудия и Истины (на фасадах Сената), Благочестия, Веры, Богословия, Духовного просвещения (на фасаде Синода). Закругленный аттик Сената увенчан крестом домовой церкви.

Архитектура арки, соединяющей здания Сената и Синода, заявляет ее как триумфальную. На ступенчатом постаменте ее аттика — государственный герб в окружении «Правосудия» и «Благочестия» (другие интерпретации — «Беспристрастность и Благоговение», «Закон и Вера»); ниже — рельефы «Закон естественный» (в центре), «Закон божественный» (со стороны Синода) и «Закон гражданский» (со стороны Сената), своего рода три основы российской государственности. Рельефы разделены монументальными фигурами гениев, несущих книги и символы правосудия. Всё в совокупности может быть интерпретировано как «Триумф Закона» и заявляет равноправие гражданской и духовной власти как оснований государственности российской империи.

В 1842 г. был засыпан Адмиралтейский канал от Адмиралтейства до Благовещенской площади, на его месте по проекту Росси был создан бульвар. В начале бульвара между зданиями Синода и Конногвардейского манежа в 1845–1846 гг. под руководством архитектора Н.Е. Ефимова были поставлены две колонны сердобольского гранита в честь боевых заслуг лейб-гвардии Конного полка в русско-французских войнах 1812–1814 гг., венчаемые «ангелами мира» — скульптурами крылатой Победы-Ники с лавровыми венками в руках (дар прусского короля Фридриха III Николаю I в ответ на конные группы П.К. Клодта с Аничкова моста).

Сенатская площадь с триумфальной аркой является памятником деяниям Петра I, основавшего в России мореплавание, государственное право и государственную власть над церковью. Часть площади занята Александровским садом, устроенным на месте Адмиралтейской площади в 1872–1874 гг. и названным в честь Александра II; дерево, посаженное им, выделено оградой.

Сенатская площадь

В центре Санкт-Петербурга разместилась еще одна красивая площадь, история создания которой неразрывно связана с застройкой исторической части города. Это Сенатская площадь, названная так в 1763 году после размещения на ней правительственного учреждения Сената. Для нужд государства был приспособлен бывший особняк вице-канцлера Бестужева-Рюмина.

Восточная часть площади к тому времени была сформирована, а западную часть заняло два дома, одно из них принадлежало частному лицу, второе — Сенату.
Логическим продолжением архитектурного ансамбля служит здание Синода, построенного в том же году архитектором Росси.


Главным украшением площади стал памятник Петру I, знаменитый "Медный всадник", не один раз воспетый в литературе. Памятник установлен 7 августа 1782 года, постепенно образ "Медного всадника" становится символом Санкт-Петербурга.


Окончательно облик Сенатской площади формируется в начале 19-ого века. Западная часть площади занята зданиями, построенными в духе русского классицизма.

Среди них стоит отметить здание Конногвардейского манежа. Архитектор Дж. Кваренги. возводил его в период с 1804 по 1807 гг. Центральный фасад Манежа украшает восьмиколонный портик, а ступени украшены копиями знаменитых античных статуй Диоскуров, удерживающих коней. Их выполнил скульптор П. Трискорни. Манеж функционирует по нынешний день, но уже в ином качестве. Манеж используется для проведения выставок.

Сенатская площадь (Санкт-Петербург)

Перспектива Сенатской площади разительно изменилась после постройки Исаакиевского собора, архитектором которого стал О.Монферран. Огромное пространство площади сильно уменьшилось после появления массивного здания собора.

На одной линии с собором расположен трехэтажный особняк князя А. Лобанова-Ростовского, построенный в 1817-1820 гг. О. Монферраном. Здание выстроено в том же архитектурном стиле, что и собор и прекрасно его дополняет.


На востоке Сенатскую площадь украшает еще одна старейшая архитектурная постройка, облик которой известен во всем мире. Это здание Адмиралтейства, чей высоченный шпиль, увенчанный корабликом, стал символом Петербурга. Построено Адмиралтейство в период с 1806 по 1823 гг., по проекту архитектора А. Д. Захарова.

А с 1872 года первоначальный ансамбль Сенатской площади был окончательно разрушен после закладки сада. Сад расположился перед зданием Адмиралтейства, работы по его обустройству велись 2 года.

В противовес тяжеловесной громаде Исаакиевского собора на юге северная часть площади открыта и выходит к Неве. Бескрайняя речная гладь зрительно расширяет пространство Сенатской площади. Желающие могут выйти на Петровскую пристань, украшенную полированными порфировыми вазами, и полюбоваться прекрасной перспективой, открывающейся на Стрелку Васильевского острова и Университетская набережная.

В 1834 году архитектор К.Росси перестроил здание Сената и логически закончил архитектурный ансамбль, построив рядом здание Синода, соединив их между собой Аркой над Галерной улицей. Архитектор пышно украсил фасады зданий, а венчают здание скульптуры "Правосудие и Благочестие", тем самым, символизируя единство церкви и светской власти. Композиция создана скульпторами С. Пименовым, В. Демут-Малиновским, П. Соколовым и другими.

До 1842 года разделял здания Сената и Синода и Манежа Адмиралтейский канал. По решению градостроительного комитета канал засыпали, а на его месте строится бульвар под руководством архитектора Н. Ефимова. Бульвар назван Конногвардейским. Слава и доблестные подвиги Конной гвардии увековечены статуями Победы на гранитных колоннах, расположенных вдоль бульвара.

Ближайшая к площади станция метро — м."Невский проспект".

Санкт-Петербург

Площадь Декабристов

(бывшая Сенатская)

Площадь Декабристов расположена в центральной части Санкт-Петербурга на левом берегу Невы. С востока она ограничена зданием Адмиралтейства, с запада – зданиями, в которых до 1917 года размещались Сенат и Синод, с юга – Исаакиевским собором. Изначально площадь называлась Сенатской из-за расположенных рядом правительственных учреждений. Это была одна из первых площадей Санкт-Петербурга. В 1710 здесь была построена первая деревянная церковь, освященная в честь Исаакия Далматского. В 1727 году от нее до противоположного берега Невы был протянут плашкоутный (наплавной) Исаакиевский мост.

Медный всадник

Медный всадник

Главной достопримечательностью площади Декабристов, несомненно, является памятник Петру I, вошедший в историю под названием «Медный всадник». Это название укоренилось в народе благодаря одноименной поэме А.С. Пушкина, в которой памятник Петру Великому является одним из главных действующих лиц. История Медного всадника началась в 1766 году, когда императрица Екатерина II задумала создать конный памятник Петру I и пригласила для этого в Россию французского скульптора Э. Фальконе.

Во время работы Э. Фальконе использовал гипсовую маску и «восковую персону» царя, стремясь добиться максимального сходства. Ему долго не удавалось вылепить голову царя, в конце концов, эту работу прекрасно выполнила помощница скульптора, М. Колло. Ей удалось запечатлеть в чертах лица Петра I непоколебимую волю, ум, властность и мужество.

Змею у основания памятника вылепил русский скульптор Ф.Г. Гордеев. Более пяти лет (1772-1777) длилась отливка памятника из бронзы. Сложность этого процесса заключалась в том, что размеры фигуры Петра на коне были просто огромны, и в том, что памятник должен был держаться всего на трех небольших опорах. Это становилось возможным только в том случае, если стенки верхней части монумента сделать более тонкими, а значит, и более легкими, чем стенки нижней части.

Э. Фальконе планировал отлить памятник за один раз, чтобы избежать швов, но во время первой отливки форма треснула, и жидкий металл хлынул в помещение. Фигуру удалось спасти только благодаря мужеству литейщика Е. Хайлова, быстро заделавшего трещину глиной. Однако верхняя часть памятника (выше ног Петра и груди лошади) была безнадежно испорчена. Через три года она была отлита отдельно, и еще год потребовался на соединение двух частей памятника, заделку швов и шлифовку.

По проекту Э. Фальконе, постаментом для памятника должен был стать огромный валун. Он символизировал скалистый берег Невы, на который царь Петр I «взлетел» на взмыленном коне, чтобы обозреть просторы Невы и Финского залива.

Подходящий камень был найден в 1768 году в деревне Лахта. Колоссальный монолит весил примерно 1600 тонн. На Сенатскую площадь его доставили только к сентябрю 1770 года. Обработка камня началась еще во время перевозки. В итоге, гранитный монолит приобрел форму скалы и волны одновременно, что должно было символизировать утверждение Российского государства на Невских берегах и господство в Балтийском море.

Основные работы по созданию памятника были закончены в 1778 году. В это время в России шла крестьянская война под предводительством Е. Пугачева, и Екатерине II было не до памятника. Отношения императрицы со скульптором и до этого были очень сложными, а в 1778 году они окончательно испортились, и Э. Фальконе уехал из России, не дождавшись открытия памятника. Оно состоялось только в августе 1782 года, в день столетия восшествия на престол Петра I. С тех пор фигура Петра Великого, сидящего на вставшем на дыбы коне и указывающего рукой на Неву, Академию наук и Петропавловскую крепость, является символом Санкт-Петербурга. На голове Петра лавровый венок – символ победы, конь под ним топчет ногами змею – символ зла и непокорности петровским реформам.

Архитектурный ансамбль площади Декабристов

Сенатская площадь, несомненно, является одной из главных площадей Санкт-Петербурга, и установка на ней памятника Петру I только упрочила ее статус. Неслучайно именно к Медному всаднику, как к символу преобразований, пришли восставшие полки 14 декабря 1825 года. Хотя восстание декабристов закончилось трагически, это событие навсегда вошло в Российскую историю. В 1925 году, в столетнюю годовщину со дня восстания, Сенатская площадь была переименована в площадь Декабристов. Это название она сохраняет и сегодня.

Ансамбль площади Декабристов был бы неполным без окружающих ее зданий. В 1805-1823 годах по проекту архитектора А.Д. Захарова было перестроено здание Адмиралтейства. Оно приобрело величественно-спокойный вид, гармонично вписалось в ансамбль тогда еще Сенатской площади. Александровский парк, разбитый в 70-х годах XIX века перед зданием Адмиралтейства, занимал и часть Сенатской площади.

В 1829-1834 годах по проекту архитектора К.И. Росси были перестроены здания Сената и Синода. Архитектор соединил два здания высокой узкой аркой, разместил над ней скульптурную группу, символизирующую веру и закон.

Сенатская площадь

Фасады обоих зданий были украшены лоджиями с десятиколонными портиками, угол здания Сената, выходящий к Неве со стороны площади, также был декорирован колоннадой. На фасадах здания размещены скульптуры, символизирующие правосудие, веру, мудрость, благочестие и другие несомненные достоинства. В настоящее время в зданиях Сената и Синода размещается Центральный государственный исторический архив.

На площади Декабристов начинается Конногвардейский бульвар, проложенный в 1842 году. На бульвар боковым фасадом выходит здание бывшего манежа Конногвардейского полка, построенное в 1804-1807 годах по проекту Дж. Кваренги. Торец здания оформлен в виде глубокой лоджии с массивным портиком, у которого были установлены копии античных статуй юношей с конями. С 1977 года в нем размещается выставочный центр «Манеж».

Наконец, последним звеном ансамбля площади Декабристов стал Исаакиевский собор, построенный в 1818-1858 годах по проекту О. Монферрана. Огромный золотой купол собора виден практически из любой точки исторического центра Санкт-Петербурга, а с площади Декабристов он выглядит особенно величественно и гармонично вписывается в ансамбль площади.

В настоящее время площадь Декабристов сохраняет статус если не административного, то культурного центра города. На большей части площади разбит сад с живописными цветочными клумбами и аккуратными газонами. Это одно из излюбленных мест прогулок жителей и гостей Санкт-Петербурга.

1.

2.

ГОД/АРХИТЕКТОР
НАЗВАНИЕ ОБЪЕКТА
МЕСТОРАСПОЛОЖЕНИЕ
1728-1738 год.
Иван Кузьмич Коробов
(шпиль: Герман ван Болес)
Каменное здание
Адмиралтейства
Адмиралтейская наб.
"…Адмиралтейскую башню, на которой шпиц (понеже оная
со второго апартамента мазанковая и весьма пошатилась),
за ветхостью ныне немедленно разобрать и для прочности
сделать вновь всю каменную и шпиц поставить" 1932г.

3.

СЕНАТСКАЯ ПЛОЩАДЬ

«Петербургский трезубец»Еропкин руководил
составлением
генерального плана
Петербурга, разработал
проекты планировки и
застройки центральных
районов, закрепив три
главных лучевых
проспекта «Петербургский
трезубец» и определил
пути дальнейшего
развития города.

4.

ГОД/АРХИТЕКТОР
НАЗВАНИЕ ОБЪЕКТА
1737-1740 год.
Пётр Михайлович Еропкин
Генеральный план СанктПетербурга
МЕСТОРАСПОЛОЖЕНИЕ

5.

6.

От Адмиралтейства
тремя лучами
расходятся длинные
широкие дороги:
Невский проспект,
Гороховая улица и
Вознесенский
проспект, отовсюду
виден золотой
шпиль
Адмиралтейства и
венчающий его
морской символ
города —
позолоченный
кораблик.

7.

8.

Знаменитая 3-х лучевая композиция «Петербургский трезубец»
стала одной из визитных карточек нашего города.
Выполняя определенную градостроительную задачу, трезубец
несет и символическое значение, напоминая, что город, говоря
языком аллегорий, посвящен Посейдону- Нептуну.

9.

10.

11.

ГОД/АРХИТЕКТОР
НАЗВАНИЕ ОБЪЕКТА
МЕСТОРАСПОЛОЖЕНИЕ
1740 год.
Пётр Михайлович Еропкин
Ледяной дворец
Большая Нева, район
Дворцового моста

12.

ГОД/АРХИТЕКТОР
НАЗВАНИЕ ОБЪЕКТА
МЕСТОРАСПОЛОЖЕНИЕ
1735-1739г.
Иван Кузьмич Коробов
Пантелеймоновская
церковь
На пересечении улицы
Пестеля и Соляного
переулка

13.

14.

Сандрик — архитектурное украшение в
виде карниза или небольшого
фронтона над оконным или дверным
проёмом на фасаде здания.

15.

ГОД/АРХИТЕКТ
ОР
НАЗВАНИЕ
ОБЪЕКТА
1729-1734 год.
Церковь
Михаил.
Симеона и Анны
Григорьевич
Земцов
(шпиль: Герман
ван Болес)
МЕСТОРАСПО
ЛОЖЕНИЕ
Ул. Моховая
48

16.

ГОД/АРХИТЕКТ
ОР
НАЗВАНИЕ
ОБЪЕКТА
МЕСТОРАСПО
ЛОЖЕНИЕ
1729-1734 год. Сампсониевский
Большой
Михаил.
собор
Сампсониевск
Григорьевич
ий пр., 41
Земцов+Джузе
ппе Трезини

Архитектура Санкт-Петербурга

English     РусскийПравила

Leave a Comment