Сиенна Италия достопримечательности

Достопри­меча­тель­ности Сиены

Достопримечательности Сиены. Самые главные и интересные достопримечательности Сиены — фото и видео, описания и отзывы, расположение, сайты.

Все ВсеАрхитектураМеста для прогулокМузеиРелигияотмена

  • великолепно самое-самое юнеско

    Дуомо в Сиене

    великолепно Строительство Дуомо в Сиене было начато в середине 13 века на месте более раннего святилища богини Минервы, и до сих пор собор остаётся одним из наиболее значимых образцов итальянской готики. К 14 веку здание, представляющее собой в плане крест, было увенчано большим куполом.

  • великолепно самое-самое юнеско великолепно Центральная площадь Сиены Пьяцца-дель-Кампо знаменита рядом специфических особенностей. Во-первых, площадь заглублена к центру и назад чуть ли не на 5 метров и представляет собой что-то вроде вогнутой раковины. Во-вторых, от неё расходятся лучами 11 главных улиц города.

  • Базилика Сан-Доменико в Сиене

    Внушительная и суровая базилика Сан-Доменико — одна из важнейших церквей Сиены. Именно эту массивную постройку из красного камня с невысокой зубчатой башней вы видите на холме, когда подъезжаете к городу со стороны крепости Медичи.


  • Дворец Пикколомини в Сиене

    Палаццо Пикколомини, также известное как дворец Тодескини Пикколомини, — это ренессансный городской особняк в Сиене, расположенный на улице Банчи-ди-Сотто, прямо напротив бывшего колледжа иезуитов. Этот дворец, без сомнения, можно считать самой прекрасной постройкой Сиены в стиле возрождения.


  • Дворец Салимбени в Сиене

    Готический городской палаццо Салимбени (или крепость Салимбени, как его иногда называют) стоит на одноименной площади, у ул. Банчи-ди-Сопра. Дворец принадлежал старинному сиенскому купеческому роду, но он был изгнан из города в 1419 г., а владения его конфискованы.


  • Пинакотека в Сиене

    Национальная пинакотека — то есть, Художественная галерея — Сиены сегодня занимает два здания. Главное из них — это средневековый дворец Буонсиньори, построенный в 15 веке и интересный уже сам по себе позднеготическими элементами фасада.

  • юнеско

    Торре-дель-Манджа

    Башня Торре-дель-Манджа, присоединённая к Дворцу Коммуны, Палаццо Публико, возвышается над главной площадью Сиены Пьяцца-дель-Кампо. Это не только архитектурная доминанта площади, но и один из наиболее узнаваемых символов Сиены.

Ехать в Флоренцию и не завернуть в Сиену, которая находится так близко, — это просто нонсенс. Несмотря на то, что Сиена — один из наиболее посещаемых городов Италии, её атмосфера не похожа на атмосферу туристического центра. Здесь нет того суматошного движения, что, например, в соседней Флоренции. Да, здесь всегда много приезжих со всего мира, но и они не мешают восприятию города как старинного, спокойного, немного дремотного и словно застывшего где-то в Средневековье. Самое знаковое место в городе, куда стремятся все, — это, конечно, полукруглая площадь Пьяцца-дель-Кампо.

Если смотреть издали (со стороны главного шоссе), то Сиена не похожа на легкомысленные барочные итальянские города с изысканными украшениями и «завитушками». Она кажется сдержанной, старинной, терракотовой. Это отражение сурового средневекового прошлого города: коричневые стены готической Пинакотеки, где хранятся живописные полотна 13-17 веков; красноватая арочная галерея дома Святой Катерины, одной из покровительниц Италии, которая жила здесь; рыжая в лучах закатного солнца базилика Святого Доминика 13 века постройки, по-средневековому коренастая и основательная. Да и сама Торре-дель-Манджа, стрела которой поднимается над городом на высоту более чем 100 метров, тоже рыже-коричневая.

На входе в город, недалеко от стен средневековой крепости, установлен памятник Святой Катерине. А напротив через дорогу выстроились сувенирные лотки и небольшой туристический центр с кафе. Не спешите: цены здесь выше, чем в самом сердце города, а выбор гораздо меньше. Единственное, что стоит внимания, это большой прилавок торговца литыми и коваными изделиями из бронзы и меди: вот такой ассортимент товара в центре найти сложно.

Весь старый центр Сиены с узкими улицами, подъёмами, спусками, дешевыми (очень дешевыми!) пиццериями и магазинами традиционных местных продуктов — это одна большая достопримечательность. Но самое знаковое место в городе, куда стремятся все, — это, конечно, полукруглая площадь Пьяцца-дель-Кампо. Она не просто полукруглая, но и углубляется к центру наподобие чаши, разделённой на секторы, вымощенные разноцветными булыжниками. Эта разноцветная разбивка исторически выполняла ту же функцию, что и разделение фанатских секторов на футбольном стадионе. Лишь с той разницей, что «команд», то есть контрад, в Сиене было не две, а семнадцать, по числу городских районов. Каждая пара контрад пользовалась одним на двоих сектором из девяти на общем городском собрании.

На площади стоят Ратуша 13 века постройки и тонкая, словно взмывающая в небо, башня Торре-дель-Манджа. На другой стороне туристов дожидается фонтан Радости, сооружённый в 15 веке. И всего несколько ступенек по крутой лестнице отделяют гостей города от сиенского Дуомо, готового посоперничать с флорентийским изумительно нежной отделкой фасада. Рядом с ним — баптистерий со стрельчатыми арками 14 века постройки, где обязательно проходили обряд крещения все городские жители, начиная со знати и заканчивая безвестными ремесленниками. А в городском музее хранятся изумительные фрески старых итальянских мастеров, в том числе знаменитая аллегория правительства годного и негодного кисти Лоренцетти. Уникальность фрески именно в её тематике: в те времена любые сюжеты, кроме религиозных, были не слишком-то популярны.

Сиена славится традиционными сластями «панфорте» (классическая) и «панпепато» (шоколадная). На вкус они насыщенно ореховые, в меру сахарные и попросту изумительные. Это что-то среднее между нашим сливочным поленом и испанским турроном. Во множестве магазинчиков вам дадут попробовать кусочек. После чего вы попросту не сможете не купить если не завёрнутый в бумагу наподобие головки сыра «блинчик», чтобы подарить домашним, то хотя бы развесной шматок, чтобы слопать самому.

Сиена

Пьяцца-дель-Кампо

Пьяцца-дель-Кампо — широкая и просторная площадь, сердце старого города. Это одна из крупнейших средневековых площадей Европы, окружённая фасадами исторических дворцов, среди которых доминирует палаццо Пубблико. На площади находится фонтан Фонте Гайя, восстановленный в 19 веке. Пьяцца-дель-Кампо была основана в 1300 году и на протяжении многих столетий является центром городской жизни.

Палаццо Пубблико

Палаццо Пубблико — готическая ратуша, построенная в конце 13-го — начале 14 века из травертина и кирпича. В центре первого этажа находится герб семьи Медичи, которые управляли Сиеной в 16 веке как великие князья Тосканы. Интерьер палаццо Пубблико сохранился просто замечательно. Здесь можно посмотреть на старинные фрески и посетить музей истории города. Архитектурной доминантой ратуши является высокая башня Торре-дель-Манджа. Она имеет высоту 102 метра, а чтобы подняться на её смотровую площадку нужно преодолеть 400 ступенек.

Санта-Мария-Ассунта

Санта-Мария-Ассунта — кафедральный собор, построенный по проекту Джованни Пизано. Считается одним из самых красивых образцов готического стиля в Италии. Собор имеет мраморный фасад из полос мрамора разного цвета. В нём хранится больше шедевров и художественных сокровищ, чем во многих престижных музеях: работы Пизано, шедевры Донателло, Бернини и многих других. Одна из самых необычных вещей в Сиене — незавершённый фасад собора, который в 14 веке должен был расширить существующую церковь и создать новый неф, длиной 100 метров, оставив оригинальный неф в качестве трансепта этого гигантского здания.

Баптистерий

Баптистерий расположен рядом с кафедральным собором. Построен в 1325 году и является одним из самых важных религиозных объектов в Сиене. Внутри расположены старинные фрески.

Национальная галерея

Национальная галерея — расположена в стенах элегантного готического палаццо 15 века. Содержит картины сиенских художников 12-16 веков.

Сан-Доминико

Сан-Доминико — строгое кирпичное здание в цистерцианском готическом стиле, построенное в 13 столетии. В 1340 году была возведена венецианская колокольня, которая очень выделяется в архитектуре церкви.

Сан-Франческо

Сан-Франческо — готическая церковь, строительство которой было начато францисканским орденом в 1326 году и продолжалось до 15 века. Колокольня была построена в 18 веке. К церкви примыкает Ораторио-ди-Сан-Бернардино, построенный в 15 веке. Здесь часто проповедовал францисканский монах Бернардино из Сиены. На верхнем этаже представлены впечатляющие фрески XVI века.

Санта-Мария-делла-Скала

Санта-Мария-делла-Скала — церковь и древняя больница, построенная в 13 веке и радикально перестроенная в 15 веке. Считается одной из первых в Европе больниц и одна из старейших в мире, которая все ещё работает. На главной апсиде расположена большая фреска 18 века Себастиана Конки. На алтаре уделите внимание бронзовому Христу работы Векчиетта. Это шедевр ренессансной скульптуры, который сравнивают с работами гениального Донателло.

Монастырь св. Екатерины

Монастырь св. Екатерины построен на месте, где стоял дом одной из самых почитаемых святых Римско-католической церкви. Екатерина родилась в Сиене и была дочерью местного красильщика.

Санта-Мария-дельи-Серви

Санта-Мария-дельи-Серви — романско-готическая церковь, расположенная в юго-восточной части старого города Сиены. Была построена в 13 веке, а затем перестроена в 15-16 столетиях. Интерьер церкви украшают несколько интересных произведений искусства. Недалеко находятся внушительные Порта Романо — древние городские ворота.

Салимбени

Салимбени — готический дворец на одноимённой площади, которую образуют фасады трёх исторических зданий. Сама площадь до 18 века была дворцовым садом. В зданиях палаццо Салимбени расположен головной офис банка Монте-деи-Паши-ди-Сиена — одного из старейших в Италии, основанного в 1472 году.

Кафедральный собор Сиены

Недалеко от центральной площади располагается кафедральный собор Сиены, без посещения которого немыслимо знакомство с городом. Он представляет собой прекрасный образец готического стиля (построен еще в 13 веке) и завораживает как внешним оформлением из белого мрамора, так и красочным внутренним убранством с преобладанием зеленого мрамора.

В соборе интересен изумительный мозаичный пол, созданный в период с 14 по 18 века, богато декорированная кафедра работы Никколо Пизано и статуя Иоанна Крестителя, выполненная Донателло. Не менее важными достопримечательностями являются библиотека Пикколомини с живописной отделкой.

На противоположной стороне от главного фасада находится Баптистерий Сан-Джованни, построенный в 14 веке. К нему ведет богато декорированная лестница, а внутри он расписан религиозными изображениями.

Билеты в собор

Стоимость посещения кафедрального собора Сиены с 1 марта по 26 июня, с 01 августа по 13 августа, с 29 октября по 31 октября, с 26 декабря по 6 января билет стоит 5 Евро. С 27 июня по 31 июля и с 18 августа по 28 октября — 8 Евро, а с 1 ноября по 24 декабря и с 1 января по 28 февраля — бесплатно.

Как вариант, в кассе можно купить единый билет для осмотра всего соборного комплекса — Кафедрального собора, Библиотеки Пикколомини, Баптистерия Сан-Джованни, крипты, музея. С 01 марта по 26 июня, с 01 августа по 13 августа, с 29 октября по 31 октября, с 26 декабря по 6 января билет стоит 13 Евро. С 27 июня по 31 июля и с 18 августа по 28 октября — 15 Евро. С 1 ноября по 24 декабря и с 1 января по 28 февраля — 8 Евро.

Подняться на террасу можно с 1 марта по 7 января в составе группы, купив единый билет за 20 Евро. По данному билету также доступны все объекты комплекса.

Городской музей Сиены

Если присутствует желание увидеть выдающиеся памятники средневекового искусства, которые наглядно иллюстрируют историческую жизнь города, нужно посетить Городской музей Сиены. Он расположен на первом этаже палаццо Публико. В самом же строении некогда на протяжении многих веков проводили свои заседания органы управления Сиенской республики.
Комната Карты мира – это самое знаменитое помещение данного учреждения. В этом мете продемонстрирован огромный деревянный диск, который был сделан Амброджио Лоренцетти. На экспонате изображена территория республики в том варианте, каковой она была в XIV веке. Помимо этого, здесь можно увидеть два полотна, которые являются творением выдающегося художника по имени Симоне Мартини. Это «Маэста» и «Гвидориччио да Фольяно».
Соседняя комната — Комната Девяти получила не меньшую славу. Здесь проходили заседания совета. На стенах данного помещения присутствуют фрески работы Амброджио Лоренцетти.
На фоне многочисленных комнат Городского музея Сиены выделяется и Зал Рисорджименто, и Зал Консистории, и Зал Кардиналов, и Зал Войны. Все эти помещения разукрашены фресками, а также живописными полотнами.

Часы работы городского музея Сиены: 10.00 — 18.15 с середины марта по окт., 10.00 — 17.15 нояб. — середина марта.

Фото и описание

Городской Музей Сиены расположен на первом этаже старинного Палаццо Пубблико на главной городской площади Пьяцца дель Кампо. Здесь можно увидеть настоящие шедевры мастеров сиенской школы 14-16-го веков – скульптуры, монеты, оружие, ювелирные украшения, глиняные и керамические изделия.

Зала дель Маппамондо – Комната Карты Мира, в которой некогда заседал Совет Сиенской Республики, получила свое название из-за невероятных размеров деревянного диска, сделанного Амброджио Лоренцетти и изображавшего территорию республики. Здесь же хранится грандиозная «Маэстà» Симоне Мартини, выполненная в 1315-1321 годах, — это один из величайших шедевров европейского готического искусства, наглядно демонстрирующий величество и культурную просвещенность Сиены 14-го века. Впервые Дева Мария изображена не в традиционных холодных и культовых формах византийского искусства, а, наоборот, — словно подернутая дымкой фигура и теплые приглушенные цвета делают Богоматерь похожей на живую женщину. Небожители, окружающие ее, также изображены в новом виде: каждый застыл в присущей только ему позе в противовес неясному единению неподвижных фигур, которые писали ранее. На противоположной стене висит еще один шедевр Симоне Мартини – знаменитая «Guidoriccio da Fogliano», символ добродетели и народной власти стариной Сиенской Республики.

Рядом с Зала дель Маппамондо находится Комната Девяти, также известная как Зала делла Паче. Легендарный Совет Девяти, правившей Сиеной с 1292 по 1355 годы, заседал именно в этой комнате – на самом деле члены Совета вообще не могли покидать Палаццо Пубблико, за исключением праздничных дней. Стены этой комнаты украшены фресками Амброджио Лоренцетти.

Площадь дель Кампо – сердце города

Piazza del Campo – главная площадь города напоминает своим видом раскрытую морскую раковину. Условно, с XIV столетия она разделена на 9 секторов, по количеству округов Сиены, принимавших участие в состязаниях – палио. Собираясь на политические форумы и городские праздники, жители должны были занимать места в секторе, соответствующем месту их проживания. Обступающие площадь средневековые здания создают иллюзию нахождения в эпохе Возрождения. С особой силой это проявляется при посещении Городской Ратуши, Башни Манджия и созерцанием старинного фонтана .

Палаццо Публико или Общественный Дворец

Здание Общественного Дворца украсило собой пространство площади в самом начале XIV века. Возводилось оно для заседаний местной правящей элиты – городского «Совета девяти», куда входили представители 9 округов Сиены. Готическое сооружение в четыре этажа фасадом повторяющим площадной изгиб, привлекает своим экстерьером, выполненным в сиенском стиле. Нижний этаж выделяется белокаменным оформлением, а верхние выложены красным кирпичом, и завершены зубцами в виде хвоста ласточки. По центру здания над боковыми крыльями возвысился завершающий этаж напоминающий башню. В центре его фасада на белом диске нанесена монограмма Иисуса Христа. Дворцовое здание украшают искусные окна со стрельчатыми арками, украшенные гербом Сиены. Показательно, что после строительства Палаццо Публико власти распорядились, чтобы все остальные дома на площади соответствовали его стилю и не превосходили его по высоте. Сейчас на верхних дворцовых этажах, как и прежде, располагается городская администрация. На первом этаже размещены театр и музей, который обязательно стоит посетить.Рядом с Ратушей на высокой стеле установлен символ города – капитолийская волчица.

Сиенский городской музей

Сиенский городской музей – уникальное собрание настенных светских и религиозных фресок XIV столетия, принадлежащих кисти знаменитого художника Амброджио Лоренцетти. Росписями, носившими впервые в мире нерелигиозные сюжеты, украшены многие дворцовые залы. Показательно, что художник выполнил их по заказу Сиенского совета, поставившего перед ним задачу живописно показать, как надо правильно и как не следует управлять городом. Так была создана самая значимая аллегоричная фреска «хорошего и плохого правительства», привлекающая особое внимание посетителей.

Колокольная башня Торре дель Манджа

Возле Ратуши почти на 90 метров возвышается колокольня, названная именем ее первого смотрителя, любившего вкусно покушать. Башня интригует легендой, будто при сооружении в ее фундамент заложили монеты – обереги, а на каждом углу поместили кирпичи с надписями, защищающими от стихий. Так ли это или нет, достоверно неизвестно, но за многие века башня пережила все природные катаклизмы. На верху башни оборудована смотровая площадка, поднявшись на которую, преодолев 400 ступеней, усилия сполна вознаградятся наслаждением от потрясающего вида средневекового городка.

Фонтан «Источник радости»

Спустившись вниз самое время полюбоваться фонтаном, занимающим возвышенную часть Пьяцца дель Кампо. Сплетение готики с Ренессансом придает ему необыкновенный шарм. Строительство фонтана было посвящено успеху города Сиена в преодолении эпидемии чумы. Для этого было проложено 25 километров подземных туннелей, проводящих воду из акведуков. Прямоугольной формы фонтан со стенками, выполненными декором из мраморных барельефов, изображающими Мадонну, христианских святых и мифических героев. Впервые с эпохи античности здесь появились изображения двух женских обнаженных фигур.

Пьяцца дель Дуомо – душа Сиены

Вблизи площади Кампо находится Соборная площадь, ставшая духовным центром горожан. На ней находятся главные сиенские религиозные достопримечательности.

Сиенский собор

Необыкновенным архитектурным чудом выделяется на площади сооружение Сиенского собора XIII века, возведенное в романо-готическом стиле на месте бывшего римского святилища Минервы. Храм выстроен в крестообразной форме с отделкой из мрамора белого, красного и черного цвета, венчается куполом и возвышающейся над крышей колокольней. На его западном фасаде поражает величайшая композиция с барельефными и скульптурными сюжетами библейских историй. Верхняя часть фасада привлекает внимание красочными картинами, сложенными мозаикой. Оформление восточного фасада выделяется декором из разноцветных мраморных барельефов. Отсюда по белоснежной мраморной лестнице вы попадаете внутрь храма. Здесь потрясают мозаичные библейские сюжеты, служащие украшением амвона и мраморного церковного пола, скульптура Иоанна Крестителя, изваянная знаменитым Донателло. Зайдя в часовню Пикколомини, вам посчастливится увидеть статуи работы Микеланджело, а в соборной библиотеке роскошные фрески.

Вход в собор платный.

Баптистерий

Многочисленные отзывы туристов рекомендуют побывать в баптистерии, расположенным за Дуомо. С XIV столетия он служил местом крещения сиенцев, от знатных особ до простых горожан. Окрасой баптистерия стали фресковые росписи, выполненные известными мастерами того времени, а к работе над мраморно-бронзовой купелью приложил руку выдающийся мастер Донателло.

Недостроенная базилика

В Сиенской республике XIV век был ознаменован периодом небывалого расцвета. Тогда было задумано построить на площади храм, превосходящий величием Собор святого Петра в Ватикане. Грандиозная стройка была прервана страшной эпидемией чумы, уничтожившей три четверти населения. Горожане посчитали, что чума была ниспослана им свыше как кара небесная за свои честолюбивые и высокомерные проекты. Церковь осталась недостроенной, но сегодня она завершена прекрасной смотровой площадкой. На нижнем этаже базилики располагается музей Опера-дель-Дуомо с собранием средневековых витражей, живописными фресками, скульптурами и картиной над алтарем «Маэста», выполненной художником Дуччо.

Санта Мария делла Скала

Эта достопримечательность, датированная XI столетиям, была одной из самых древних больниц Европы. Рядом с ней стоит больничная церковь, сохранившаяся с XIII века. Сегодня бывшая больница, расписанная средневековыми фресками, занята Археологическим музеем с экспозициями, относящимися к эпохе этрусков на месте цивилизации которых построен город Древнего Рима.

К сведению желающих, посетить все архитектурные памятники Дуомо можно по абонементу «Вокруг Сиенского кафедрального собора», действующего 3 дня.

Холм Кампореджо, возвышающийся в 300 метрах северо-западнее главной городской площади, выделяется базиликой святого Доминика, возвышающейся на одноименной площади. Церковь знаменательна тем, что в ней прошел большой отрезок жизни великомученицы святой Екатерины Сиенской – покровительницы Италии. Базилика, датируемая XIII столетием, выложена красным кирпичом в стиле готики и видом напоминает суровый средневековый замок, не отличающийся снаружи архитектурными изяществами. Она известна своей капеллой, где сберегаются ценные святыни, привлекающие паломников – голова и палец святой Екатерины, привезенные из Рима. На церковном алтаре и капелле изображены картины и фрески из жизнеописаний великомученицы. Уникален пол базилики с росписями, изображающими Орфея в окружении животных. Под зданием сохранено в первозданном виде помещение древней готической крипты, где примечателен алтарь с уникальным Распятием.

Как добраться из Москвы?

Самый ближний к Сиене аэропорт, принимающий рейсы из Москвы, расположен в 50 км во Флоренции, в 87 км есть аэропорт в Пизе. Во Флоренцию добраться из Москвы можно авиарейсами из аэропортов Домодедово компанией Люфтганза с пересадкой в Мюнхене и из Шереметьево компаниями – Аэрофлот и Австрийские авиалинии с пересадкой в Вене. Время в пути составляет от 5 час. 40 мин. До 6 час. 05 мин. Из воздушной гавани Внуково выполняются рейсы на Пизу авиакомпанией Победа. Перелет занимает 6 час.10 мин. Из Флоренции до Сиены можно добраться:

  • на поезде с железнодорожного вокзала доехать до Эмполи, откуда каждые полчаса идут поезда в Сиену. Там от вокзала на автобусах №№ 3, 8, 10, 17, 77 за 5 минут доберетесь до центра;
  • из аэропорта доезжаете до вокзала Santa Maria Novella, откуда отправляются каждый час автобусы в Сиену. За полтора часа пути вы получите удовольствие от пейзажей вдоль дороги и приедете на Пьяцца-Гарибальди за городскими крепостными стенами.
  • Из аэропорта Пизы идет прямой автобус Autostradale с небольшой остановкой во Флоренции. Время в пути два с половиной часа.

Италия всегда была привлекательной страной для россиян. Теперь вы знаете, что посмотреть в Сиене – средневековой тосканской жемчужине страны. Любознательных путешественников здесь ожидает много ярких открытий остальных достопримечательностей, неизвестных захватывающих историй и легенд.

Как открыть для себя Сиену за один день?

В Сиену на один день лучше всего приехать из Флоренции. Когда почувствуешь, что эпоха Возрождения со всеми ее шедеврами уже не лезет в переполненную впечатлениями голову. Встать рано утром, сесть на электричку и через полтора часа выйти на вокзале в Сиене. Отсюда до центра города минут десять на автобусе.

Трудно назвать главную достопримечательность Сиены. Пожалуй, лучше не выбирать между удивительно прекрасной центральной городской площадью Пьяцца дель Кампо и между всемирно знаменитым собором. Посмотреть удастся и то, и другое.

Название площади Пьяцца дель Кампо (Piazza del Campo) переводится как «полевая». Давным-давно здесь, в самом деле, было поле. Главное здание на площади — мэрия (Palazzo Pubblico). Когда-то здесь заседал Совет Сиенской республики. Да, с 12-го века Сиена вместе с прилежащими территориями была городом-республикой. Такой же, как соседняя Флоренция.

С Флоренцией Сиена бодалась за первенство в Тоскане в годы своей молодости и горделивого упрямства. Свое первенство сиенцы даже пытались гербом города застолбить. На гербе Сиены — римская волчица. Та самая, вскормившая Ромула и Рема. По легенде город был основан вскоре после основания Рима. И тоже двумя братьями. Сыновья Рема, Сений и Аский, бежали сюда на двух конях, черном и белом, опасаясь, что дядюшка Ромул убьет их, как убил он их отца. Беглецы поселились на одном из холмов в Тоскане, земле, которой тогда владели этруски. Здесь потом и возник город, названный по имени одного из братьев Сиеной. А черный и белый цвета стали цветами его флага.

Борьба между городами подогревалась еще и тем, что сиенцы были сторонниками власти над Италией императора, то есть гиббелинами. Флорентийцы же были твердокаменными гвельфами, то есть стояли за власть папы.

Уже в 12−13 веке флорентийцы упрямых соседей одолели. И Сиена не то чтобы пришла в упадок, но отступила на задний план исторической сцены. Может быть, поэтому она и сохранилась в таком удивительном виде, в виде города средневекового и города красивого.

Площадь перед мэрией необычна уже своей формой. Другой такой, пожалуй, в мире не отыскать. Она не плоская, а чашеобразная. Или, как говорят некоторые экскурсоводы, в виде ракушки. Края площади возвышаются над ее центром. Гигантская эта ракушка вымощена красным кирпичом разных оттенков так, что ее полукруг делится на 9 секторов.

И форма площади, и разбивка ее на сектора не случайна. С давних пор город был разделен на 17 районов (контрад). У каждого района — свой герб, флаг и название. Обычно, контраду называли именем какого-нибудь животного: Орел, Гусь, Улитка, Жираф… На городских собраниях у мэрии горожане выстраивались контрадами: по две на каждый сектор. А чашеобразная форма площади позволяла всем увидеть и услышать тех, кто находился в центре.

Один из узнаваемых символов Сиены — стройная башня Торре дель Манджа (Torre del Mangia), как бы венчающая здание муниципалитета. Ее высота — 88 метров. За отдельную плату можно (пройдя полтысячи ступенек) подняться на вершину башни, чтобы полюбоваться окрестностями. Но лучше не отвлекаться и по узким средневековым улочкам уйти с площади ко второй достопримечательности Сиены, собору Успения богородицы.

Увидев Сиенский собор, невозможно не задохнуться от восторга. Его беломраморный кружевной фасад со вкраплениями розового и зеленого мрамора совершенен и прекрасен. А если еще стоит ясная погода и голубое небо отражается в круглом стеклянном окне-розетке над входом!..

Восхищение не покидает и когда входишь вовнутрь собора. Стройные колонны инкрустированы черным и белым мрамором. Черный и белый — цвета флага Сиены, помните? Прекрасен мозаичный пол. А золотистый купол! А огромный витраж над входом! И уж точно вскрикиваешь от восторга, когда из полумрака собора входишь под разноцветный потолок библиотеки Пикколомини (Piccolomini), словно бы светящийся от множества красивейших фресок. Пикколомини — мирская фамилия римского папы Пия II, происходившего из Сиены. Он был сын местного банкира.

Собственно говоря, этот огромный собор должен был быть еще больше. В 14-м веке его решили расширить. Опять же ради конкуренции с Флоренцией, чтобы затмить тамошний прекрасный собор Санта-Мария деи Фиори. Если бы не недостаток средств, а главное, если бы не эпидемия чумы, случившаяся в 1348 году, вход в собор находился бы сейчас немного в другом месте. Об этом неудавшемся замысле напоминает недостроенный фасад, Фаччиатоне (Facciatone), находящийся в южной части соборной площади. Туда, на самую верхотуру, можно (и нужно) забраться, для чего стоит купить билет в музей при соборе. В музее этом находится сейчас знаменитый алтарь «Маеста» — одно из замечательных творений Средневековья. Дм. Мережковский в своей книге «Воскресшие боги» отмечает, что окончание работы над этим алтарем в Сиене праздновали несколько дней. Взглянуть на этот алтарь стоит, даже если художественные впечатления уже пресытили залетного туриста.

А вот что залетному туристу сделать рекомендуется обязательно — это выйти на обзорную площадку на вершине недостроенного фасада и полюбоваться оттуда красотищей, от которой захватывает дух. Приблизительно со стометровой высоты можно увидеть и город, и его окрестности. Совсем близко, над головой — облака, и рядом — купол собора, а чуть подальше — Торре дель Манжа,

Все, программа выполнена! Можно не спеша возвращаться к автобусу и к поезду, унося в своем сердце удивительную черно-белую жемчужину Тосканы — город Сиену.

Теги: экскурсии, города, Италия, достопримечательности, турист, путешествия, история

Leave a Comment