Символы и значения

Что означает символ @

Каждый день мы пользуемся интернетом, листаем тысячи страниц, набираем адреса, вводим символы и совершенно не задумываемся над ними. Одним из самых важных электронных символов является — @, другими словами — «собачка». Что же означает этот символ и каковы его исторические корни?

По предположению ученых появление символа берет начало со средневековья. Монахи использовали его в древних рукописях для обозначения приближения, принадлежности, направления. Почему? Потому что означает этот символ на английском языке предлог «at», который переводится как «в», «на», «к». Позже по найденным документам XV века, ученые выяснили, что символ имел иное значение. Он использовался для обозначения меры объема – амфоры, равной мере веса 12,5 кг.

В 1971 году символ снова появился в пользовательских рядах благодаря американскому исследователю Рэю Томлинсону. Обозначал он все тот же предлог «at» и использовался в электронном адресе для разделения имени пользователя от имени хоста. С тех пор этот значок @ стал главным символом интернета и используется в виртуальной паутине по сей день.

Следующий вопрос – почему символ назвали собачка? На самом деле все просто. «Собачка» это русскоязычное название символа. Жителям других стран этот символ напоминает совершенно другие образы: улитка, обезьяна, слон, кошка, булочка с корицей и так далее. С какой стороны не посмотри, собачку сложно разглядеть, максимум свернутая калачиком кошечка. Англоязычные программисты в шутку, между собой, начали называть символ «dog shit», что в переводе означает «собачья какашка». Именно в этом образе символ и вошел в обиход русскоязычного мира интернета. Слово «какашка» сразу показалось неприличным для использования и быстро отсеялось, осталась только «собачка». Вот так, из-за непонятой русскими шутки американцев нам приходится искать сходство, которого нет, между символом и названием.

Что означает?

1. Символ — кольцо Кладдаха?
2. Символ — подкова?

Вы когда-нибудь задумывались, сколько символов вы встречаете каждый день? Цель любого символа — передать смысл, экономя пространство. Но действительно ли мы знаем истинные значения всех тех символов, которые мы используем?

23 ФОТО

1. Символ бесконечности.

Математический смысл бесконечности ведет к 1655 году, когда английский математик Джон Уоллис впервые использовал его в своей работе «De Sectionibus Conicis». Уоллис не объяснил свой выбор этого символа, но считается, что это вариантная форма римского числа CIƆ, которое иногда использовалось для обозначения множества.

2. ОК.

В США жест OK используется для обозначения того, что что-то или кто-то в порядке. Однако в некоторых европейских странах это оскорбительный жест, который означает, что человек, к которому он направлен, является «нулем». В странах Средиземноморья и Южной Америки знак фактически символизирует анус.

3. Пацифик.

Комбинация круга, вертикальной и нисходящих линий означает Пацифик или символ мира, разработанный миротворцем Джеральдом Гербертом Холтом 21 февраля 1958 года в качестве логотипа комитета прямого действия против ядерной войны. Символ был быстро принят сообществом хиппи в 1960-х годах, которые сделали его популярным во всем мире.

4. Смайлик.

Вероятно, самый массовый символ в электронных сообщениях. Смайлик был создан в начале 1970-х годов. В идеальном круге вписано самое простое, самое детское изображение счастливого лица: два вертикальных, овальных глаза и большой, опрокинутый полукруглый рот. Выбор желтого цвета в качестве фона был обособлен солнцем, и он представляет собой сияющее, незамутненное счастье.

5. Мужской символ.

Мужской символ известен как символ Марса. Изображение круга со стрелой, выходящей из него, указывая на угол в верхнем правом углу, символ Марса представляет собой изображение щита и копья римского бога войны — Марса. Это также символ планеты Марс, которую иногда называют «огненной планетой» или «планетой войны».

6. Женский символ.

Женский символ — это астрологический символ планеты Венеры. Он также используется для представления женского пола. Круг напоминает нам об инклюзивной природе нашей вселенной. Он также представляет чрево женщины. Крест (добавленный в XVI веке) под кругом указывает, что всякая материя рождается из матки.

7. Символ утилизации.

Произошел этот знаковый символ в самый первый День Земли в апреле 1970 года. В то время компания Container Corporation of America спонсировала общенациональный конкурс для студентов, занимающихся проблемами окружающей среды и дизайнеров, для создания символа, представляющего собой рецеркуляцию. Студент Гэри Дин Андерсон выиграл конкурс со своими тремя стрелами, представляющими конечные ресурсы Земли и необходимость сохранения и обновления их для будущих поколений. Стрелки зеленые, потому что это цвет природы.

8. Череп и кости.

Этот пресловутый символ, состоящий из человеческого черепа и двух костей, сложенных под ним, возник в средневековую эпоху, когда он использовался для обозначения смерти. Позже он был принят пиратами, которые нанесли этот символ на свои флаги. В наши дни он используется как предупреждающая табличка на контейнерах с ядовитыми или опасными веществами.

9. Символ сердца.

В наши дни символ сердца символизирует любовь, эмоции и романтические отношения, но в прошлом он имел совершенно иное значение. Например, в Древней Греции форма сердца была символом для сильфия – растения, которое древние греки использовали для ароматизации пищи, как лекарство, а также как средство контроля рождаемости.

10. Символ радиации.

Символ используется для обозначения радиоактивных источников, контейнеров для радиоактивных материалов и районов, где хранятся радиоактивные материалы. Символ был создан в 1946 году.

11. Виктория.

Жест имеет различные значения, в зависимости от культурного контекста. Он может представлять как мир, победу, успех или одобрение, но также презрение и неповиновение.

12. Свастика.

В современном мире свастика теперь является синонимом фашизма, потому что это символ использовался нацистской Германией. Однако свастика на самом деле была известна в течение тысяч лет и ее первоначальное значение было символом удачи. Например, на древнеиндийском языке санскрита свастика означает «благополучие». Символ использовался на протяжении тысячелетий индусами, буддистами и джайнами и считался чисто индийским знаком. Сможет ли этот древний знак избавиться от современных ассоциаций, большой вопрос.

13. Полумесяц.

Хотя полумесяц является очень распространенным символом в исламской иконографии, он на самом деле не исламский по происхождению. Символ использовался в христианском искусстве уже много веков.

14. Галочка.

Галочка используется для указания того, что что-то правильно, проверено или завершено. Сегодня галочка широко используется во многих странах мира, но ее происхождение, как полагают, относится к эпохе Римской империи. Тогда «V» использовалось для сокращения слова «veritas», что означает «true» — правда.

15. Символ Bluetooth.

Символ Bluetooth связан с древним датским правителем Харальдом Блатандом, которого прозвали «синим зубом» за его любовб к голубике. Символ, представляющий технологию Bluetooth, представляет собой комбинацию из двух скандинавских рун: «Hagall» (аналог латинского «H») и «Bjarkan» (эквивалент латинского «B»), которые образуют инициалы имени короля.

16. Символ Power.

Известный символ включения / выключения питания стал результатом логической эволюции в дизайне пользовательского интерфейса. Первоначально большинство ранних элементов управления питанием представляли собой переключатели между «Вкл» и «Выкл». Затем эти сокращения были заменены цифрами 1 и 0. Чтобы создать символ кнопки питания, символы «1» и «0» были наложены друг на друга.

17. Розовая лента.

Розовая лента является международным символом осведомленности о раке молочной железы с 1979 года. Розовая лента представляет собой здоровье, жизнеспособность и расширение прав и возможностей женщин.

18. Символ доступности.

Благодаря синему квадрату и стилизованному изображению человека, использующего инвалидную коляску, символ доступности стал одним из самых узнаваемых символов в мире. Символ разработан датским студентом-дизайнером Сюзанной Кефоэд в 1968 году.

19. Знак выхода.

Другой легко узнаваемый международный символ — знак выхода, который обозначает местоположение ближайшего аварийного выхода в случае пожара или другой чрезвычайной ситуации. Символ был разработан в конце 1970-х годов японским дизайнером по имени Юкио Ота и принят для международного использования в 1985 году. Зеленый цвет представляет собой безопасность, и, подобно светофорам, он говорит «идти».

20. Зарегистрированная торговая марка.

Символ товарного знака указывает на то, что предыдущее слово или символ является товарным знаком, официально зарегистрированным.

21. Серп и молот.

Серп и молот были одним из самых узнаваемых символов советской власти. Серп и молот означают рабоче-крестьянский союз: молот — это традиционный символ пролетариата, а серп — традиционный символ для крестьянства. Однако в европейской религиозной символике молот также связан с агрессивной мужской силой, а серп – со смертью.

22. Посох Асклепия.

Посох Асклепия — символ, связанный с медициной и здравоохранением. Сын бога Аполлона и принцессы Коронис, Асклепий был греческим полубогом медицины. Согласно мифологии, он мог лечить больных и возвращать мертвых к жизни. Посох Асклепия обернут змеей, потому что древние греки рассматривали змей как священных животных и использовали их в исцеляющих ритуалах.

23. Мальтийский крест.

Мальтийский крест является символом, который чаще всего ассоциируется с рыцарями Мальты, которые управляли Мальтийскими островами в период с 1530 по 1798 год. Его восемь углов означают восемь обязательств рыцарей, а именно «жить по правде, иметь веру, каяться в своих грехах, показывать смирение, любить справедливость, быть милосердными, быть искренними, претерпеть преследование».

Символ это в науке (логике, математике и др.) — то же, что знак; В искусстве символ это универсальная эстетическая категория, раскрывающаяся через сопоставление, с одной стороны, со смежными категориями художественного образа, с другой — знака и аллегории. В широком смысле можно сказать, что символ есть образ, взятый в аспекте своей знаковости, и что он есть знак, наделенный всей органичностью и неисчерпаемой многозначностью образа. Предметный образ и глубинный смысл выступают и структуре символа как два полюса, немыслимые один без другого, но и разведенные между собой и порождающие символы. Переходя в символ, образ становится «прозрачным»: смысл «просвечивает» сквозь него, будучи дан именно как смысловая глубина, смысловая перспектива. Принципиальное отличие символа от аллегории состоит в том, что смысл символов нельзя дешифровать простым усилием рассудка, он неотделим от структуры образа, не существует в качестве некой рациональной формулы, которую можно «вложить» в образ и затем извлечь из него. Здесь же приходится искать и специфику символа по отношению к категории знака. Если для чисто утилитарной знаковой системы многозначность есть лишь помеха, вредящая рациональному функционированию знака, то символ тем содержательнее, чем более он многозначен. Сама структура символа направлена на то, чтобы дать через каждое частное явление целостный образ мира.

Смысловая структура символа

Смысловая структура символа многослойна и рассчитана на активную внутреннюю работу воспринимающего. Смысл символа объективно осуществляет себя не как наличность, но как динамическая тенденция; он не дан, а задан. Этот смысл, строго говоря, нельзя разъяснить, сведя к однозначной логической формуле, а можно лишь пояснить, соотнеся его с дальнейшими символическими сцеплениями, которые подведут к большей рациональной ясности, но не достигнут чистых понятий. Если мы скажем, что Беатриче у Данте есть символ чистой женственности, а Гора Чистилища есть символ духовного восхождения, то это будет справедливо; однако оставшиеся в итоге «чистая женственность» и «духовное восхождение» — это снова символ, хотя и более интеллектуализированные, более похожие на понятия. С этим постоянно приходится сталкиваться не только читательскому восприятию, но и научной интерпретации. Истолкование символов есть диалогическая форма знания: смысл символов реально существует только внутри человеческого общения, вне которого можно наблюдать только пустую форму символа «Диалог», в котором осуществляется постижение символа, может быть нарушен в результате ложной позиции истолкователя. Такую опасность представляет собой субъективный интуитивизм, со своим «вчувствованием» как бы вламывающийся внутрь символа, позволяющий себе говорить за него и тем самым превращающий диалог в монолог. Противоположная крайность — поверхностный рационализм, в погоне за мнимой объективностью и четкостью «окончательного
истолкования» устраняющий диалогический момент и тем утрачивающий суть символа.

Хотя символ столь же древен, как человеческое сознание, его философско-эстетическое осмысление приходит сравнительно поздно. Мифологическое миропонимание предполагает нерасчлененное тождество символической формы и ее смысла, исключающее всякую рефлексию над символом. Новая ситуация возникает в античной культуре после опытов Платона по конструированию вторичной, т.е. «символической» в собственном смысле, философской мифологии. Платону важно было ограничить символ прежде всего от дофилософского мифа. Эллинистическое мышление постоянно смешивает символ с аллегорией. Существенный шаг к отличению символа от рассудочных форм осуществляется в идеалистической диалектике неоплатонизма. Плотин противопоставляет знаковой системе алфавита символику египетского иероглифа, предлагающего нашей интуиции целостный и неразложимый образ; Прокл возражает на платоновскую критику традиционного мифа указанием на несводимость смысла мифологического символа к логической или моралистической формуле. Неоплатоническая теория символа переходит в христианство благодаря Псевдо-Дионисию Ареопагиту, описывающему все зримое как символ незримой, сокровенной и неопределимой сущности Бога, причем низшие ступени мировой иерархии символически воссоздают образ верхних, делая для человеческого ума возможным нисхождение по смысловой лестнице. В средние века этот символизм сосуществовал с дидактическим аллегоризмом. Возрождение обострило интуитивное восприятие символа в его незамкнутой многозначности, но не создало новой теории символа, а оживление вкуса к ученой книжной аллегории было подхвачено барокко и классицизмом. Только эстетическая теория немецкого романтизма сознательно противопоставила классицистической аллегории символа и миф как органическое тождество идеи и образа (Шеллинг). В многотомном труде Ф.Крейцера «Символика и мифология древних народов…» (1810-12) давалась классификация типов символов («мистический символ», взрывающий замкнутость формы для непосредственного выражения бесконечности, и «пластический символ», стремящийся вместить смысловую бесконечность в замкнутую форму). Как и Шеллинг, противопоставляя символ аллегории, Крейцер подчеркивает в символе его «мгновенную целокупность» и «необходимость», т.е. непосредственность воздействия и органичность структуры. Для А.В.Шлегеля поэтическое творчество есть «вечное символизирование».

Немецкие романтики опирались в осмыслении символа на зрелого И.В.Гёте, который понимал все формы природного и человеческого творчества как значащие и говорящие символы живого вечного становления. В отличие от романтиков, Гёте связывает неуловимость и нерасчленимость символа не с мистической потусторонностью, но с жизненной органичностью выражающихся через символ начал. Г.В.Ф.Гегель, выступая против романтиков, подчеркнул в структуре символа более рационалистическую, знаковую сторону («Символ есть прежде всего некоторый знак»), основанную на «условности». Научная работа над понятием символ во второй половине 19 веке в большой степени исходит из философии Гегеля (И.Фолькельт, Ф.Т.Фишер), однако романтическая традиция продолжала жить, в частности в изучении мифа у И.Я.Бахофена. В эстетическую сферу она возвращается к концу века благодаря литературной теории символизма, согласно которой истинный символ, помимо неисчерпаемости смысла, передает на сокровенном языке намеков и внушения нечто невыразимое, неадекватное внешнему слову. Осмысление социально-коммуникативной природы символа сливалось в символизме (особенно немецком, идущем от традиции Р.Вагнера, и еще более в русском) с утопическими проектами пересоздания общества и мироздания через «теургическое» творчество символа. В 20 веке неокантианец Э.Кассирер сделал понятие символ предельно широким понятием человеческого мира: человек есть «животное символическое»; язык, миф, религии, искусство и наука суть «символической формы», посредством которых человек упорядочивает окружающий его хаос. Психоаналитик К.Юнг, отвергший предложенное З.Фрейдом отождествление символа с психопатологическим симптомом и продолживший романтическую традицию, истолковал все богатство человеческой символики как выражение устойчивых фигур бессознательного (так называемый архетипов), в своей последней сущности неразложимых. Опасной возможностью юнговской символологии является полное размывание границ между символом и мифом и превращение символа в лишенную твердого смыслового устоя стихию.

Слово символ произошло от греческого symbolon, что в переводе означает — знак, опознавательная примета.

История

Понятие символа тесно соприкасается с такими категориями, как художественный образ, аллегория и сравнение. Например, в эпоху поздней античности крест стал символом христианства. В новейшее время свастика стала символом национал-социализма.

Ф. И. Гиренок обращал внимание, что в современной культуре стёрта разница «между знаком и символом», между тем как спецификой символа является указание на сверхреальное.

А. Ф. Лосев определял символ как «субстанциальное тождество идеи и вещи». Всякий символ заключает в себе образ, но не сводится к нему, поскольку подразумевает присутствие некоего смысла, нераздельно слитого с образом, но ему не тождественного. Образ и смысл образуют два элемента символа, немыслимые друг без друга. Посему символы существуют как символы (а не как вещи) только внутри интерпретаций.

В XX веке неокантианец Кассирер обобщил понятие символа и отнес к «символическим формам» широкий класс культурных явлений, таких как язык, миф, религия, искусство и наука, посредством которых человек упорядочивает окружающий его хаос. Ранее ещё Кант доказывал, что искусство, будучи интуитивным способом представления, носит символический характер.

Литература

Символ в Викисловаре

Символ в Викицитатнике

Символ на Викискладе

  • Аверинцев С. С. Заметки к будущей классификации типов символа // Проблемы изучения культурного наследия / Под ред. Г. В. Степанова. — М.: Наука, 1985. — 400 с.
  • Аверинцев С. С. Системность символов в поэзии Вячеслава Иванова // Контекст-1989. — М.: Наука, 1989. — 270 с.
  • Арутюнова Н. Д. Образ, метафора, символ в контексте жизни и культуры // Res philologica. Филологические исследования. — М.; Л.: Наука, 1990. — 468 с.
  • Гордиенко А. Н. Энциклопедия символов. — М.: ЭКСМО, 2007. — 304 с.
  • Кассирер Э. Философия символических форм. В 3х томах. — Cassirer Е. Philosophie der symbolischen Formen, L1-3, — Berlin, 1923.
  • Кулагина Н. В. Символ как средство мировосприятия и миропонимания: Дис. канд. филос. наук: 09.00.08 / МГУ. — М., 2003.
  • Левада Ю. А. Люди и символы: Символические структуры в общественном мнении ()
  • Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. — 2-е изд., испр. — М.: Искусство, 1995. — 320 с.
  • Лосев А. Ф. Философско-поэтический символ Софии у Вл. Соловьева // Лосев А. Ф. Страсть к диалектике: Литературные размышления философа. — М.: Советский писатель, 1990. — 320 с.
  • Лотман Ю. М. Символ в системе культуры // Лотман Ю. М. Избранные статьи в 3-х т. — Т. 1.: «Статьи по семиотике и типологии культуры». — Таллин: Александра, 1992. — 480 с.
  • Лошаков Р. А. Феномен и символ // Вестник Русской Христианской Гуманитаронй Академии. — 2005. — № 6. — С. 73-84.
  • Пастуро М. Символическая история европейского Средневековья / Мишель Пастуро; Пер. с франц. Екатерины Решетниковой; Оформление Павла Лосева. — СПб.: Alexandria, 2012. — 448, с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-903445-21-9. (в пер.)
  • Попов А. В. Символ как фактор текстопорождения: На материале текстов современной русской поэзии Горного Алтая: Дис. канд. филол. наук : 10.02.01. — Барнаул: РГБ, 2006.
  • Свасьян К. А. Проблема символа в современной философии: (Критика и анализ). — Ер.: Изд-во АН АрмССР, 1980. — 226 c.
  • Солодуб Ю. П. Текстообразующая функция символа в художественном произведении // Филологические науки. — 2002. — № 2. — С. 46—55.
  • Сычева С. Г. Проблема символа в философии. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. — 197 с.
  • Шмеман А. Д. Таинство и символ.
  • Энциклопедия символов, знаков, эмблем. — М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2005. — 608 с., ил. ISBN 5-699-08964-0

Leave a Comment