Скальные гробницы Египта

Скальные храмы и гробницы

Архитектурный комплекс в Карнаке.

XVI в. до н. э. — конец I тыс. до н. э.

Долгое время архитектура сохраняла каноны и традиции Древнего царства. В эпоху Среднего и Нового царств особую роль начинает играть строительство заупокойных храмов и скальных гробниц в честь богов, они отличались особой пышностью и богатством внешнего и внутреннего убранства. Храмы — святилища особо почитаемого бога Амона-Ра определяли архитектурный облик Египта в этот период. Наиболее примечательны сложные архитектурные комплексы в Карнаке и Луксоре, которые были возведены на восточном берегу Нила недалеко от города Фивы — бывшей столицы Египетского государства. Строительство этого грандиозного ансамбля осуществлялось на протяжении нескольких столетий. Характерной особенностью стало оформление входа в храм: это две массивные башни-пилоны в виде трапеции с узким проходом посередине. К храму вела аллея сфинксов, а у стен возвышались обелиски и статуи фараонов. За входом находился открытый двор, обнесенный колоннадой, а затем в определенной последовательности — один или несколько гипостпилъных (грен, «поддерживаемый колоннами») залов и святилище.

Главным святилищем монументального ансамбля в Карнаке (середина XVI в. до н. э.) является древний храм Амона, хорошо сохранившийся до нашего времени. Храм и сегодня поражает своими размерами. Это самый большой в мире храм с колоннами, состоящий из более чем сотни обширных помещений, огромных дворов, бесчисленных аллей, переходов, колоссальных размеров статуй богов и фараонов, сфинксов, обелисков.

Величественный гипостильный зал имеет длину 102 м и ширину 53 м. «Дремучий лес» из 34 колонн 23-метровой высоты производит неизгладимое впечатление на зрителей. Всякий, кто оказывается внутри храма, ощущает нарастание движения, на­правленного к центральной колоннаде. Освещенность храма имела символическое значение и выражала идею двух фаз жизни — рождения и расцвета. Попадая внутрь здания, свет струился мощными потоками, отражаясь на поверхностях капителей колонн в виде раскрытых цветов лотоса. Другие колонны зала, имевшие форму нераскрывшихся бутонов папируса, оставались в полумраке.

Поразительно богатство росписей интерьеров, где пол олицетворял землю, а раскрашенный в темно-синий цвет потолок — небо с золотыми звездами и парящими в нем коршунами. Стены одного из помещений, получившего название «Ботанический сад», расписаны фресками с изображениями экзотических растений и животных. Два пилона — башни в виде трапеции с высокими обелисками — составляли фасад здания. Храм в Карнаке стал своеобразной каменной летописью египетских властителей, каждый царь пристраивал к нему новые помещения, иногда пе­ределывая старые.

ХрамАмона-Ра в Луксоре.

XV—XIII вв. до н. э.

Великолепен и грандиозен храм Амона-Ра в Луксоре, главным украшением которого была колоннада, имеющая 260 м в длину. Здание храма, казалось, превращено в ровный строй гигантских папирусов. Перед его фасадом стояли два обелиска и шесть огромных статуй фараона. Многое не сохранилось: один из обелисков сейчас украшает площадь Согласия в Париже. Вход в Луксорский храм оформлен монументальным пилоном, украшенным барельефами с изображениями военных походов фарао­на и текстом поэмы, прославляющей его военные подвиги.

Храмы Амона-Ра в Луксоре и Карнаке соединены между собой дорогой, охраняемой сфинксами. Здесь во время религиозных шествий проносили божественную ладью, в которой, как считали египтяне, бог солнца Амон-Ра совершает свой вечный путь по небу.

На левом берегу Нила, в горах за Фивами, простираются долины, самая знаменитая из которых —Долина царей, где находятся сорок гробниц царей и их потомков. Некоторые захоронения углублены в толщу скалы на сотни метров.

В начале XV в. до н. э. здесь был высечен в скале храм царицы Хатшепсут. Для его строительства царица, покровительствовавшая искусству, выбрала неприступную, давно заброшенную долину и повелела зодчему Сенмуту осуществить ее замысел. Храм состоял из трех широких террас, последовательно поднимающихся одна над другой и соединенных между собой пологими пандусами. Четкие и строгие линии белой колоннады портиков выделяются на фоне желтых скал и сочетаются с вырубленной в них молельней.

Храм царицы Хатшепсут. Начало XV в. до н. э. Дейр эль-Бахри

Внутренняя отделка этого храма поражает богатством и изыс­канностью вкуса: бронзовая инкрустация на дверях из черного дерева, золоченые и посеребренные плиты пола прекрасно смотрятся с раскрашенными рельефами на стенах. В одном святилище стояло более 200 статуй. Дорога восхождения к храму вела с западного берега Нила через аллею сфинксов. Здание храма с большим двором, украшенное статуями, колоннадами и огромной лестницей, производило впечатление величия и торжественности.

Гробница Хатшепсут уходит на глубину 97 м и имеет длину 213 м.

Позднее царство в истории Древнего Египта — время тяжелых, длительных войн и иноземных вторжений. Храмовые постройки этого периода представляют собой упрощенные варианты композиций известных сооружений Среднего и Но­вого царств. Новым элементом храмовых комплексов стали святилища, посвященные культу бога Гора, считавшегося первым фараоном Египта, и его матери Исиды.

Статуя бога Гора. Ill—I вв. до н. э. Эдфу

Лучше всего сохранившимся памятником архи­тектуры того времени является храм бога Гора в Эдфу. По своим размерам он является вторым пос­ле Карнакского храма. Это прекрасное сооружение великолепных пропорций и форм на левом берегу Нила возводили в течение 180 лет. Его длина со­ставляет 137 м, а высота пилона 36 м. Вход охраня­ют две величественные статуи бога Гора из черного гранита. Позади статуй высится наружная стена храма, украшенная огромными рельефными фигу­рами Гора и Хатхор. Большой двор храма с трех сторон окружен колоннами. Стены, потолки, ко­лонны и лестницы внутренних помещений украше­ны прекрасными барельефами.

Некрополь

Смотреть что такое «Некрополь» в других словарях:

  • НЕКРОПОЛЬ — (греч. nekropolis, от nekros мертвый и polis город). Кладбище у древних. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. НЕКРОПОЛЬ греч. nekropolis, от nekros, мертвый, и polis, город. Кладбище у древних … Словарь иностранных слов русского языка

  • некрополь — место вечного упокоения, погост, кладбище, могильник Словарь русских синонимов. некрополь см. кладбище Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов

  • НЕКРОПОЛЬ — НЕКРОПОЛЬ, некрополя, муж. (от греч. nekros мертвый и polis город) (книжн. ист.). В древнем мире большое кладбище. Некрополь в древних Фивах. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

  • НЕКРОПОЛЬ — справочное издание в Российской империи кон. 19 нач. 20 вв. Содержит публикации надгробных надписей с различных кладбищ. Изданы Санкт Петербургский, Московский, провинциальные, заграничные и другие некрополи … Большой Энциклопедический словарь

  • НЕКРОПОЛЬ — (от греч. nekros мертвый и polis город) то же, что могильник … Большой Энциклопедический словарь

  • НЕКРОПОЛЬ — НЕКРОПОЛЬ, я, муж. Место, где похоронены знаменитые люди; по отношению к древнему миру вообще могильник, кладбище. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

  • Некрополь — могильник, кладбище. Название, обычно распространялось на комплексы погребений древнего мира. В. Д. Гладкий Древний Мир Том 1 (Источник: «Древнеегипетский словарь справочник».) … Энциклопедия мифологии

  • Некрополь — Главный некрополь России у Кремлёвской стены … Википедия

  • Некрополь — I Некрополь (от греч. nekrós мёртвый и pólis город) могильник, кладбище. Название, обычно распространяемое на комплекс погребений древнего мира, например, Дипилонский Н. древних Афин, в Древнем Египте Н. г. Фив с гробницами фараонов и… … Большая советская энциклопедия

  • Некрополь — I Некрополь (от греч. nekrós мёртвый и pólis город) могильник, кладбище. Название, обычно распространяемое на комплекс погребений древнего мира, например, Дипилонский Н. древних Афин, в Древнем Египте Н. г. Фив с гробницами фараонов и… … Большая советская энциклопедия

  • некрополь — (от греч. nekros – мёртвый и polis – город), кладбище, место для захоронений, как правило украшенное надгробными стелами и памятниками. Некрополи Древнего мира (в особенности у египтян, этрусков) часто представляли собой обширные «города мёртвых» … Художественная энциклопедия

Некрополь во Франции

Некро́поль (дословно «город мёртвых», др.-греч. νεκρός — мёртвый, πόλις — город) — комплекс погребений древнего мира: большое кладбище (подземные галереи, склепы, камеры), расположенное на окраине древних городов (в Египте, Малой Азии, Этрурии), с гробницами и каменными надгробиями. В частности, так называют, например, Дипилонский некрополь в древних Афинах, в Древнем Египте — некрополь города Фивы с гробницами фараонов и знати, и многие другие сооружения. Некрополем также обычно называли могильник или место большого количества захоронений.

Некрополь Керамика

Некрополи этрусков по масштабам напоминают скальные гробницы стран Востока и не имеют аналогов в древнегреческой или древнеримской архитектуре. Знать строила их для обеспечения своей загробной жизни в виде дворцов, повторяющих планировку жилых домов. Склепы украшались фресками и заполнялись драгоценной утварью.

Римляне чаще располагали некрополи вдоль дорог для напоминания живущим о подвигах предков (наиболее известный — Римские катакомбы вдоль Аппиевой дороги).

Бог погребальных ритуалов у Древних Египтян Анубис был также богом некрополей.

> См. также

  • Некрополистика
  • Акрополь
  • Некрополь у Кремлёвской стены
  • Кладбище
  • Катакомбы
  • Колумбарий
  • Мавзолей

Литература

  • Янин В. Л. Некрополь Новгородского Софийского собора: Церковная традиция и историческая критика / АН СССР, Отд-ние истории. — М.: Наука, 1988. — 240 с. — 17 000 экз. — ISBN 5-02-009468-4. (в пер.)
  • Ульянов О. Г. Древнейшая история некрополя Спасо-Андроникова монастыря // Московский некрополь: история, археология, искусство, охрана. М., 1996. C. 24-27.
  • Ульянов О. Г. Вопросы церковно-археологического освидетельствования мощей на современном этапе // Церковная археология. Вып. 4 / Материалы Второй Всероссийской церковно-археологической конференции, посвященной 150-летию со дня рождения Н.В. Покровского 1–3 ноября 1998 г. СПб., 1998. С. 300-305.
  • Ульянов О. Г. Погребение преп. Андрея Рублева в свете новейших исследований // Монастыри России. Материалы VII Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Вып. 7. Можайск, 2000.
  • Скуднова В. М. Архаический некрополь Ольвии: Публикация одной коллекции / Научная редакция и подготовка к изданию С. П. Борисковской; Государственный Эрмитаж. — Л.: Искусство. Ленингр. отд-ние, 1988. — 184 с. — 4 300 экз. — ISBN 5-210-00072-9. (в пер.)
  • Грач Н. Л. Некрополь Нимфея / Государственный Эрмитаж. — СПб.: Наука, 1999. — 328 с. — 500 экз. — ISBN 5-02-026130-0. (в пер.)
  • Шокарев С. Ю. Великий князь Николай Михайлович и становление охраны памятников некрополя // Археографический ежегодник за 2000 год. — М.: Наука, 2001. — С. 379-382.
  • Сто великих некрополей: Сборник / Авт.-сост. Н. А. Ионина. — М.: Вече, 2004. — 480 с. — (100 великих). — ISBN 5-9533-0219-3. (в пер.)

Leave a Comment