Сколько парков в петергофе

Содержание

Фото и описание

Ансамбль дворцов и парков Петергофа — памятник архитектуры и садово-паркового искусства первой четверти XVIII века, получивший всемирную известность как «столица фонтанов» (всего в парках Петергофа 4 каскада и 176 фонтанов), является своеобразным триумфальным памятником в честь побед России за выход к Балтийскому морю.

Общие сведения о Петергофе

В состав ансамбля входят Большой дворец, дворец Коттедж, дворцы Марли и Монплезир, Екатерининский корпус, павильон Эрмитаж. Не меньший интерес представляют и парки «Петергофа»: Верхний сад, Нижний парк, включающий Оранжерейный и Менажерейный сады, сады Венеры и Бахуса. В комплекс петергофских ансамблей входят и пейзажные Английский, Колонистский и Луговой парки и парк Александрия.

Основателем и творцом Петергофа является Петр I. Датой основания Петергофа, как парадной загородной резиденции, считается 1714 год. В строительстве петергофского комплекса принимали участие архитекторы И. Браунштейн, Б. Ф. Растрелли, М. Земцов, Ж. Б. Леблон, А. Штакеншнейдер, А. Менелас; гидротехники П. Суалем, братья Баратини; скульпторы Б. К. Растрелли, Н. Пино, садоводы П. Эрлер, А. Борисов и др.

Главным украшением Петергофа являются сотни самых разных по виду и оформлению фонтанов, создающих неповторимый по красоте ансамбль. Особое место среди них занимает Большой каскад, созданный по проекту Петра Великого. Это одно из самых грандиозных фонтанных сооружений в мире, представляющее собой огромный грот, по сторонам которого расположены богато украшенные водопадные лестницы. Самым красочным символом победы русских над шведами стал фонтан «Самсон» со статуей библейского героя, раздирающего пасть льву. Фонтан был возведен в Петергофе в честь 25-летия со дня Полтавской победы.

Дворцы и музеи Петергофа

Петергоф знаменит не только своими фонтанами, но и большим количеством дворцов и музеев. В западной части парка на берегу залива, замыкая перспективу аллей, идущих от Большого каскада, расположен павильон Эрмитаж. Квадратный в плане, двухэтажный павильон поражает соразмерностью всех своих архитектурных и декоративных элементов. Строительство Эрмитажа началось по указу Петра I в 1721 году по проекту архитектора И.Браунштейна.

На искусственной перемычке между Марлинским и Секторальными прудами расположен Дворец Марли. Марлинский пруд подобен огромному прямоугольному зеркалу, а секторальные пруды составляют полукруг, разделенный на четыре сектора каменными трехарочными мостами. К созданию Марли и примыкающих к нему прудов приступили в 1719 — 1720 годах.

Самое крупное архитектурное сооружение Петергофского ансамбля — Большой дворец. Он занимает доминирующее положение в композиции парка и как бы венчает собой Большой каскад. Изящное здание в три этажа с галереями, со сверкающими позолотой куполов замыкающими его корпусами — «Церковным» и «Корпусом под гербом» — протянулось своим фасадом вдоль террасы почти на 300 метров. Существующий облик дворца создан в итоге строительства и перестроек, которые производились с перерывами в течение двух веков.

Дворец Коттедж — основное архитектурное сооружение парка Александрия в Петродворце. Дворец расположен на верхней террасе, в юго-восточной части парка, откуда открывается панорама Финского залива с виднеющимися вдали очертаниями Петербурга и Кронштадта. Со всех сторон Коттедж окружен пейзажным парком с тенистыми аллеями, извилистыми дорожками, лужайками, куртинами деревьев и кустарников. Коттедж построен в 1826-1829 гг. по проекту архитектора А. Менеласа в так называемом „готическом» стиле, получившем значительное распространение в русской архитектуре конца XVIII — первой трети XIX вв.

В 1918 г. дворцы были превращены в музеи. Во время войны был оккупирован немецкими войсками (1941—1944) и практически полностью разрушен советской артиллерией.

В Петергофе ежегодно празднуются два события: праздник открытия фонтанов и праздник их закрытия.

На заметку

  • Как добраться: От метро «Автово» Маршрутное такси: Т-224, Т-300, Т-424, Т-424А Автобус: №200, №210. От метро «Ленинский проспект» Маршрутное такси: Т-103 (К-224), Т-420. От метро «Проспект Ветеранов» Маршрутное такси: Т-343, Т-639Б. От ж/д вокзала «Балтийский вокзал» Электричка до станции Новый Петергоф или Ораниенбаум От вокзала в Новом Петергофе 10 минут на автобусах: №344, №348, №350, №351, №352, №355, №356.
  • Официальный сайт: http://peterhofmuseum.ru/
  • Время работы: Большой Петергофский дворец открыт: 10:30-18:00, касса: 10:30-17:00. Верхний сад открыт: 9:00-19:00. Нижний парк открыт: 9:00-17:45.

Интересные факты о фонтанах Петергофа

Петергоф — летняя императорская резиденция на берегу Финского залива, ставшая символом победы России над Шведами в войне за выход к Балтийскому морю. В переводе с голландского слово означает «Петров двор»: основанный Петром I в 1710 году, он стал любимым местом летнего отдыха практически всех поколений Романовых. Сейчас Петергоф — самый посещаемый государственный музей-заповедник в Санкт-Петербурге. На территории парка находится более ста пятидесяти фонтанов, несколько дворцов, а также.. не менее интересные хозяйственные постройки Банного корпуса. Добраться до Петергофа несложно: от трех станций метро красной ветки ходят маршрутки (электричку не советуем, поскольку вокзал находится в некотором отдалении от парка). Впрочем, наиболее удобным вариантом остается групповая или индивидуальная экскурсия во дворцы Петергофа с посещением парка.

Если перед Вами стоит выбор, идти в Большой Петергофский дворец, Монплезир, Банный корпус, советуем склониться к последним двум музеям. Монплезир — подлинный дворец петровского времени, его любимый дом, «мое удовольствие» в переводе с французского. Банный корпус будет интересен не только взрослым, но и детям, которых внутри будет ждать сюрприз в виде душа-шутихи. Большой же дворец в разгар туристического сезона принесет Вам больше хлопот, чем радости, даже если Вы осматриваете фонтаны и парки Петергофа с персональным гидом. Главной достопримечательностью Петергофа, безусловно, являются фонтаны. Несколько интересных фактов о них:

В парке нет ни одного насоса — вода в фонтаны поступает самотеком с Ропшинских высот, а напряжение достигается благодаря перепаду давления. Этим Петергоф отличается, например, от Версаля, где без насосов ни один фонтан не заработал бы. Конечно, Версаль стал прообразом Петергофа, но главная цель Петра — «догнать и перегнать» Европу — была достигнута.

Для фонтанов до сих пор используются трубы 19 века, которые можно увидеть, например, купив билет в гроты Большого каскада. Раньше в составе фонтанной команды были мальчики — сыновья мастеров, которые без труда залезали в трубы и чинили их изнутри.

Все фонтаны включаются, выключаются и регулируются вручную — точно так же, как в 18 веке.

Фонтаны работают только с мая по октябрь, 7 часов в день — их торжественно пускают каждый день в 11 часов под гимн Санкт-Петербургу Р. М. Глиэра.

Большая часть фонтанов относится к петровскому времени — «Адам», «Чаши», «Пирамида», фонтаны Монплезирского садика, «Большой каскад», «Шахматная гора», «Золотая гора», «Водяная дорога», и т. д. Самые же последние фонтаны — «Мраморные скамьи» — относятся ко второй половине 19 века.

Самый полноводный фонтан — «Пирамида» — состоит из 505 струй и за одну минуту расходует 100 литров воды. Расход воды всех фонтанов составляет 1000 литров в секунду. Самый высокий фонтан — «Сампсон» — достигает 18-22 метров.

Главной «изюминкой» Петергофа являются фонтаны-шутихи или «мочильные забавы». Первые из них были созданы по приказу Петра, который не прочь был посмеяться над своими гостями, глядя, как дам и кавалеров в напудренных париках обливает струя воды, бьющая прямо из-под земли. Сейчас ни один ребенок не оставляет шутихи без внимания — желающих искупаться в таких фонтанах много даже в пасмурную погоду.

Самый жестокий из них — «Водяная дорога» — включается лишь трижды в день: в 13.00, 14.00 и 15. 00. Еще при Петре забаву сочли слишком жестокой и отменили, а обнаружили ее во время послевоенных раскопок.

Фонтаны украшают подлинные статуи 18-19 века, которые были во время Великой Отечественной войны закопаны в землю и тем самым спасены. К сожалению, некоторые, все-таки, были утрачены. Самой тяжкой потерей принято считать статую Сампсона, раздирающего пасть льва — эта статуя символизировала победу России над шведами, у которых на флаге изображался лев. Нового Сампсона после войны воссоздавали по частным фотографиям посетителей музея, а его установка в 1947 году стало символом победы уже не только над шведами, но и над фашистами. Больше всего во время оккупации пострадал Большой Петергофский дворец — он был сожжен и взорван, но благодаря реставраторам первые залы открылись уже в 1964 году.

Два раза в год — в мае и сентябре — отмечается открытие и закрытие фонтанов Петергофа (эти праздники, впрочем, не совпадают с фактическим открытием и закрытием). Как правило, действо сопровождается лазерным шоу и фейерверками, а билеты на них продаются заранее и отдельно.

Это далеко не все интересные факты о фонтанах Петергофа, но лучше всего — приехать туда и увидеть все собственными глазами. Подробнее об индивидуальной экскурсии в Петергоф .

Петергоф (дворцово-парковый ансамбль)

У этого термина существуют и другие значения, см. Петергоф (значения).

Дворцово-парковый ансамбль

Петергоф


Вид на дворцово-парковый ансамбль с высоты

59°53′08″ с. ш. 29°54′14″ в. д.HGЯOL

Страна

Россия Россия

Город

Петергоф, Санкт-Петербург

Архитектурный стиль

Барокко, Классицизм, Неоготика, Необарокко

Архитектор

Жан-Батист Леблон

Основатель

Пётр I

Дата основания

Статус

Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781620667440006 (ЕГРОКН). Объект № 7810406000 (БД Викигида)

Объект всемирного наследия

Historic Centre of Saint Petersburg and Related Groups of Monuments. Historical Centre of the Town of Peterhof, including the Palace and Park
(Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников. Исторический центр города Петергоф, включая дворец и парк)

Ссылка

№ 540-017a в списке объектов всемирного наследия (en)

Критерии

i, ii, iv, vi

Регион

Европа и Северная Америка

Включение

1990 (14-я сессия)

Сайт

Петергоф на Викискладе

Петерго́ф (нидерл. Peterhof, «двор Петра») — дворцово-парковый ансамбль на южном берегу Финского залива. Находится на территории муниципального образования город Петергоф (с 1944 года по 1997 год — Петродворец) в Петродворцовом районе Санкт-Петербурга. От него происходит название Петергофской дороги. Часть его находится в ведении Государственного музея-заповедника «Петергоф».

Петергоф включает в себя несколько дворцово-парковых ансамблей, формировавшихся на протяжении двух веков. Нижний парк, Верхний сад и Английский парк — ансамбли, получившие развитие в XVIII веке. Александрия, Колонистский парк, Луговой парк, Александринский парк, Сергиевка, Собственная дача — ансамбли XIX века.

В годы Великой Отечественной войны, находясь на территории, оккупированной немецкими войсками, все парки Петергофа получили очень серьёзные повреждения. Особенно пострадали Верхний сад и Нижний парк, система фонтанного водовода. Реставрационные работы, начатые в 1944 году, продолжаются до сих пор.

Петергоф вместе с рядом других памятников Санкт-Петербурга образует единый комплексный объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ансамбль имеет одну из крупнейших в мире фонтанных систем — 147 действующих фонтанов (2018).

История

И. К. Айвазовский. Вид на Большой Каскад и Большой Петергофский дворец. 1837

Впервые Петергоф упоминается в 1705 году как «путевой двор» и пристань для переезда на остров Котлин. Это была одна из многих мыз («попутных светлиц»), построенных по дороге из Санкт-Петербурга вдоль южного берега Финского залива. В 1712 году начинается строительство загородной императорской резиденции для Петра I. В 1714 году был заложен Большой дворец.

В 1715 году император Пётр I задумал создать парадную императорскую резиденцию, способную превзойти знаменитый Версаль. Для этих целей начали строительство в Стрельне. Однако для круглосуточного функционирования фонтанов необходимо было поднять воду до отметки примерно 10 метров над уровнем моря, а это привело бы к затоплению бассейнов рек Стрелки и Кикенки, так как окружающая их территория (южнее Петергофской дороги) площадью в десятки квадратных километров находится ниже указанной отметки. Способные решить проблему гидротехнические сооружения обошлись бы Петру I слишком дорого, а стоило ли тратиться, когда западнее от Стрельны существовал ландшафт идеально созданный природой для круглосуточного поступления воды? Пойти против царской воли, инженерными расчётами доказать невозможность устройства «водных феерий» в Стрельне и перенести строительство в Петергоф смог талантливый инженер и гидротехник Б. Миних.

Петергоф, как дворцово-парковый ансамбль, формировался на протяжении XVIII — начала XX века.

После Октябрьской революции 1917 года дворцы превращены в музеи (1918 год). Во время войны был оккупирован немецкими войсками (1941—1944). Перед их приходом удалось эвакуировать свыше 8 тыс. предметов убранства дворцов и около 50 статуй. Однако Петергоф был практически полностью разрушен артиллерией.

После войны началось восстановление Петергофа, которое продолжается до сих пор. В 1945 г. открыт Нижний парк, год спустя пущены фонтаны. В 1947 году заработал утраченный во время войны фонтан «Самсон». Ведётся реставрация Большого дворца, Монплезира, Марли, дворца Коттедж.

Часть дворцов и парков Петергофа (Нижний парк, Верхний сад, Александрия, часть Колонистского парка) в настоящее время входит в состав ГМЗ «Петергоф».

Композиция паркового ансамбля

Большой каскад и Большой дворец

Центральное место в композиции занимает Нижний парк с фонтанами. Вместе с Верхним садом он образует старейшую часть ансамбля. С востока Нижний парк граничит с Александрией, которая в свою очередь на юге продолжается Александровским парком. К Верхнему саду с юга примыкает Ольгин пруд, являющийся частью Колонистского парка. К югу от него простирается обширный Луговой парк.

К юго-западу от Нижнего парка в XVIII веке сформировался пейзажный Английский парк. Вниз по Петергофской дороге, к западу от Нижнего парка с севера на юг протянулся парк Сергиевка, с востока граничащий с Собственной дачей.

Характерной особенностью дворцово-паркового ансамбля Петергофа является его близость к морю. Из девяти парков ансамбля четыре северной границей имеют Финский залив. В этих четырёх парках (Нижний парк, Александрия, Сергиевка, Собственная дача) дворцы, играющие ключевую роль в ансамблях, расположены на краю естественной возвышенности, протянувшейся вдоль побережья моря.

Верхний сад

Фонтан «Нептун»

Верхний сад, имеющий площадь 15 га, был разбит при Петре I. Пётр, известный своим практическим подходом ко всему, использовал сад как огород, в котором выращивались овощи. Современный облик регулярного парка Верхний сад приобрёл ко второй половине XVIII века. В это время в саду появляются фонтаны

  • «Дубовый» (1734 год)

Это первый фонтан Верхнего сада. В центре композиции находился свинцовый дуб — отсюда и название «Дубовый». Сейчас в центре круглого бассейна установлена скульптура «Амур, надевающий маску».

  • «Нептун» (1736 год)

Он является композиционным центром верхнего сада. Вначале в центральном бассейне Верхнего сада поместили скульптурно-фонтанную композицию «Телега Нептунова». Скульптуры были отлиты из свинца и позолочены. После неоднократных реставраций «Телегу Нептунову» в конце XVIII века всё же пришлось снять. Вместо неё установили новую группу — «Нептун», сохраняющуюся и поныне. Она установлена в центре большого прямоугольного пруда на высоком гранитном пьедестале, украшенном четырьмя фонтанирующими маскаронами. Фонтан восстановлен в 1949 году

  • Фонтаны Квадратных прудов

Сами пруды появились ещё в 1720 году, а в фонтаны превращены позднее. В настоящее время фонтаны декорированы скульптурами «Весна» и «Лето» и, помимо фонтанов, также являются накопительными прудами с водой для фонтанов Нижнего парка.

  • «Межеумный» (1738 год)

Этот фонтан находится около главного входа в Верхний сад. В центре круглого бассейна крылатый дракон, вокруг него четыре фонтанирующих дельфина. Название фонтана «Межеумный», или «Неопределенный», отражает историю многократных смен скульптурного декора.

К концу XVIII века из-за прекращения регулярной стрижки деревьев и кустов Верхний сад разросся. Высокие деревья закрыли вид на фасад Большого дворца.

Во время Великой Отечественной войны сад был сильно повреждён — его пересекал противотанковый ров. Сильно пострадала ограда и пилоны на главном входе. В 1960-х годах была проведена реставрация, проходившая по историческим документам и планам. Верхнему саду был придан первоначальный регулярный облик. Полностью Верхний парк восстановлен в 1968 году

Нижний парк

Регулярный Нижний парк, в плане представляющий собой удлинённый треугольник, имеет площадь около 102 гектаров. Парк растянулся с запада на восток вдоль кромки берега Финского залива на 2,5 километра, в то время как его протяжённость с юга на север составляет всего 500 метров. Парк состоит из трёх взаимосвязанных частей. Это центральный, западный и восточный ансамбли. Каждый из них состоит из самостоятельных небольших ансамблей.

Основа планировки парка — две системы лучевых аллей (направления север-юг и восток-запад), пересекающихся друг с другом. Все основные аллеи Нижнего парка или выходят к заливу, или заканчиваются фонтаном. В планировке чётко соблюдается принцип симметрии. Центральная ось — это Большой каскад и Морской канал. На равном расстоянии от оси находятся фонтаны «Адам» и «Ева», каскады «Шахматная гора» и «Золотая гора», дворец Монплезир и павильон Эрмитаж.

Ансамбль центральной части

Фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва». По первоначальному замыслу в центре Большого каскада должна была находиться фигура Геракла, побеждающего Лернейскую гидру, однако при строительстве Геракл был заменён на Самсона, разрывающего пасть льву. Считается, что фигура Самсона появилась в связи с Полтавской победой русских войск над шведами, одержанной в день Сампсона Странноприимца. Лев же связывается со Швецией, так как именно этот символ присутствует на гербе страны и до наших дней.

Фонтан-монумент был установлен в 1735 году.

Фонтан сильно пострадал в ходе Великой Отечественной войны. Оригинальная статуя Самсона утрачена и воссоздана скульптором В. Л. Симоновым уже после войны. Ансамбль был вновь открыт 14 сентября 1947 года. 28 декабря 2010 статуя демонтирована и отправлена на реставрацию. В 2011 снова установлена.

Морской канал и аллея фонтанов

Большой дворец и Морской канал Морской канал

Воронихинские колоннады

Мраморные Воронихинские колоннады (1800—1803) получили своё название по имени их создателя бывшего крепостного Андрея Воронихина, которому за проект петергофских колоннад было присвоено звание архитектора. Составленные из парных колонн колоннады завершаются павильонами с высокими купольными крышами. В центре каждого купола — невысокий фонтан. На плоских кровлях колоннад-фонтаны в виде изящных золочёных ваз. Входы стерегут гранитные львы, высеченные по моделям И. Прокофьева. Колоннады были отреставрированы в 1966 году.

Фонтаны «Адам» и «Ева»

Ансамбль западной части

Дворец Марли

Дворец Марли на осеннем закате

Дворец Марли — главное сооружение западной части Нижнего парка. Несмотря на небольшие размеры, он играет важную роль в общей структуре всего ансамбля. От дворца лучеобразно отходят три главные аллеи, прорезающие парк с запада на восток: центральная — Марлинская, северная — Малибанская и южная — берёзовая.

Дворец стоит на искусственной перемычке между большим Марлинским прудом и Секторальными прудами. Высокий насыпной вал, расположенный к северу от Марли, защищает дворец и Марлинский сад от ветра с Финского залива. Фасад дворца с высокой крышей и тонким кружевом балконных решёток очень изысканный и изящный.

Проект «Малых приморских палат» (так Марли первоначально упоминался в документах XVIII века), создал архитектор И. Браунштейн. По первоначальному замыслу строение должно быть одноэтажным, но во время постройки Пётр I приказал надстроить второй этаж. Всего во дворце 12 помещений, не считая лестницы и двух коридоров, и все они небольшого размера. Необычно то, что во дворце нет традиционного парадного зала. Пётр I отводил эту роль вестибюлю («Переднему залу»).

Новый дворец получил название Марли от резиденции французского короля Людовика XIV в Марли-ле-Руа близ Парижа, которую Пётр Великий посетил во время своего пребывания во Франции в 1717 году, и предназначался для проживания знатных особ. Но уже в середине XVIII века он был превращён в своеобразное хранилище предметов, связанных с именем Петра Великого. В 1899 дворец был полностью разобран для постановки на новый фундамент, так как по стенам здания пошли трещины. В процессе работ все подлинные детали отделки были сохранены.

Разрушенный в годы Второй мировой войны, дворец был восстановлен по проекту Е. Казанской и А Гессена и открыт для посетителей в 1982 году.

Каскад «Золотая гора»

Каскад «Золотая гора» назван так потому, что вертикальная часть ступеней каскада отделана золоченым медным листом. Если смотреть на каскад снизу, стоя у подножия, то создается впечатление струящегося золотого потока. Расположен около дворца «Марли».

Фонтан «Китовый»

Первоначально композиция фонтана была такова — в центре помещалась вырезанная из дерева семиметровая сказочная «Рыба-кит», по сторонам — свинцовые «морские быки», отлитые в Петербурге П. Луковниковым и прочеканенные А. Куломзиным. Лаковых дел мастер Г. Брумкорст расписал скульптуры, что придало оформлению фонтана ещё более живописный характер.
В 1963 году после разрушения всего парка в Великую Отечественную войну фонтан был воссоздан по чертежам XIX века. На струе из фонтана держался и вращался медный шар. В настоящее время этого шара уже нет на струе фонтана, он убран несколько лет назад. Сам фонтан расположен в песочном пруду.

Ансамбль восточной части

Каскад «Шахматная гора» (Каскад драконов)

Каскад «Шахматная гора»

Шахматная гора — каскад, расположенный на склоне террасы, с чёрно-белыми, «шахматными» плато. На верху каскада находится грот, окруженный тремя красочными фигурами драконов, из пастей которых вырываются струи воды. Каскад состоит из четырёх уступов и заканчивается круглым бассейном. По обе стороны каскада построены лестницы, украшенные белокаменными статуями.

Римские фонтаны Фонтаны называются римскими, так как их внешний облик скопирован с двух фонтанов, установленных в Риме, на площади перед собором Святого Петра. «Римские фонтаны» появились в парке в 1739 году и были выполнены из дерева с обшитыми свинцом чашами по проекту архитекторов И. Бланка и И. Давыдова.

В годы Великой Отечественной войны нацисты повредили мраморную облицовку пирамид, разрушили бассейны, подорвали трубопроводы. Отреставрированы фонтаны были уже в 1949 году.

Высота фонтанов более 10 метров.

Дворец Монплезир Центральный зал Монплезира на картине Николая Ге «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», 1871 год

Дворец Монплезир

В переводе с французского (фр. mon plaisir) название дворца означает «моё удовольствие» — именно так назвал его Пётр I. Монплезир расположен в восточной части Нижнего парка, прямо на берегу Финского залива. Здание строилось с 1714 по 1723 гг.

Монплезир был любимым дворцом Петра I — внутреннее и внешнее убранство дворца отличают строгость и рациональность. К центральному залу дворца примыкают шесть помещений, вместе образующие главный объём здания, от которого отходят галереи, завершающиеся павильонами-люстгаузами. Среди комнат особо надо выделить жилые — Кабинет и Спальню Петра Великого.

После смерти Петра I дворец превратился в своеобразный музей, посвящённый императору — после его кончины здесь ничего не менялось. В настоящее время в Монплезире представлена первая в России коллекция картин европейских художников XVII—XVIII веков (картины приобретены самим императором). В Лаковом кабинете, оформленном в китайском стиле, на резных полочках-консолях, как и в XVIII веке, выставлена коллекция китайского фарфора.

В годы Великой Отечественной войны дворец сильно пострадал, но разрушен не был.

Екатерининский корпус

Екатерининский корпус был построен при Елизавете Петровне по проекту архитектора Ф. Растрелли в стиле барокко и состоял из двух зданий, соединённых между собой галереей: каменного корпуса для проведения балов и приёмов и деревянного жилого флигеля. В этом флигеле жила Екатерина II в бытность супругой наследника престола Петра Фёдоровича. Именно отсюда она отправилась в Петербург для провозглашения себя императрицей в день дворцового переворота 28 июня 1762 года. Так корпус получил своё название.

Внутреннее убранство окончательно оформилось в царствование Александра I. В XIX веке в корпусе останавливались гости, проводились балы.

В годы Великой Отечественной войны деревянный флигель сгорел, а каменный получил очень сильные повреждения. В настоящее время в восстановленном здании открыт музей, посвящённый искусству первой четверти XIX века.

Фонтан «Пирамида»

В восточной части Нижнего парка, в боковой аллее находится фонтан, особенно поражающей своей многоводностью и удивительным рисунком. Издалека он напоминает триумфальное сооружение. В 1717 году Пётр I, будучи во Франции, обратил внимание на водомёт в виде трёхгранного обелиска. В 1721 году, после окончательной победы над шведами, он вспомнил об этом водном монументе и поручил Н. Микетти повторить версальский проект. Спустя три года «Пирамида» — так назвали фонтан — была пущена. Принцип её работы прост, эффект пирамиды достигался путём последовательного уменьшения диаметра 505 медных трубок по мере приближения к центру фонтана, отчего напор воды в них возрастал, и соответственно росла высота струи.

Фонтан «Сноп» Фонтан «Сноп» — один из первых фонтанов Петергофа, построенных по указанию Петра I. Создан он был в 1722 — 1723 годах архитектором Н. Микетти и фонтанным мастером Суалемом. Центр композиции — высокая туфовая тумба в виде связки колосьев (снопа), из которой бьёт мощная струя воды. Ниже по кругу располагаются ещё 24 наклонные, более тонкие струи.

Фонтан-шутиха «Диванчики». Фонтан-шутиха «Диванчики» — самый старый из всех шутих Петергофа, создан в 1721—1723 годах. Считается, что проект фонтана правил сам Пётр I.

Фонтан-шутиха «Ёлочки». Создан в правление императрицы Екатерины II в 1784 году по проекту архитектора Ф. А. Стрельникова фонтанным мастером И. В. Кейзером, самый причудливый фонтан-шутиха Петергофа.

Фонтаны Нижнего парка

Фонтан «Пирамида» Фонтан «Самсон» Фонтан «Сноп» Римские фонтаны Фонтан «Ева»
  • Почтовые открытки 1907 года
  • Вид парка со стороны дворца

  • Фонтан «Монплезир»

  • Фонтан «Пирамида»

  • Фонтан «Адам»

Петергофский фонтанный водовод

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011 года.

Жизнь, мощь и силу петергофским фонтанам и каскадам даёт фонтанный водовод — замечательное создание русской гидротехники XVIII — первой половины XIX века. Пруды и каналы водовода органически вписаны в композицию Лугового, Колонистского и Английского парков. Из фонтанного водовода наполняются водоёмы Александрии и Александрийского парков.

Уже почти 300 лет фонтанный водовод служит источником питьевой воды для населения. Но самая главная его роль, отражённая в названии, — нести и накапливать воду для действия фонтанного ансамбля. История сооружения и совершенствования фонтанного водовода неразрывно связана с основанием и развитием всей петергофской резиденции. Первоначально, в 1715—1718 годах, Пётр предполагал соорудить Большой каскад и несколько фонтанов и снабжать их водой, накопленной в бассейне вблизи Верхнего сада. Наполнять этот бассейн должны были две речушки из соседнего Охотного болота. После того как архитектор Леблон представил свой «Водяной план», Пётр решил вместо большого бассейна сделать три регулярных пруда в Верхнем саду, получивших позднее название Квадратных и Нептуновского.

Пока шло строительство верхнесадских прудов, Пётр неутомимо искал новые источники водоснабжения. Они были обнаружены в августе 1720 года вблизи Ропшинской возвышенности, в 24 километрах от Верхнего сада. Пётр сразу же оценил все преимущества, которые даёт естественный наклон местности к морю. В отличие от Марли и Версаля, где соорудили дорогостоящие водовзводные (то есть поднимающие на высоту воду) устройства, он решил пустить воду самотёком по каналу. В январе 1721 года началась прокладка Ропшинского канала шириной более шести и глубиной более двух метров. Строителем водовода был первый русский инженер-гидравлик Василий Григорьевич Туволков. Канал по топкой болотистой местности прокладывали солдаты Нарвского, Выборгского, Псковского и Петербургского гарнизонов.Число ежедневно работающих порой превышало две тысячи человек.

Одновременно с устройством главного канала Туволков решил использовать воду нынешнего Английского пруда, где создал огромное водохранилище. Летом 1721 года он проложил от Английского пруда Верхнесадский канал (позднее — канал Гольца) и наполнил водой Квадратные пруды. Прошло немного времени, и 8 августа того же года торжественно пустили воду по Ропшинскому каналу. Два канала, составившие основу водоводной системы, позволили приступить к созданию водной декорации Нижнего парка.

Фонтанное строительство в 1730—1740 годах сказалось и на водоводной системе. Для снабжения водой каскада Драконов и всех водомётов восточной части Нижнего парка на верхней террасе вырыли Красный пруд, а для фонтанов Верхнего сада и «Самсона» проложили от Бабигонского пруда (ныне в Луговом парке) три деревянные трубы. Быстро выходившие из строя деревянные трубы в 1755—1769 годах заменили чугунными.

Важнейший период развития фонтанного водовода — 1825—1854 годы, когда от Ропшинских высот был проложен новый канал протяжённостью более пяти километров и устроено девять прудов-водохранилищ. Главная роль здесь принадлежит инженеру М. Пилсудскому, с 1741 года на протяжении 33 лет руководившему «фонтанными работами». С середины XIX века система фонтанного водовода в основном не изменялась. Длина всех каналов составляет 40 километров. Площадь 18 прудов-водохранилищ — около 100 гектаров, с объёмом более 1 миллиона 300 тысяч кубометров. Для регулирования поступающей с Ропшинских высот воды построено 22 шлюза (из них 6 — двойные). В годы Великой Отечественной войны фонтанный водовод получил тяжелейшие повреждения. Возрождение его потребовало значительных усилий, мастерства, опыта, энтузиазма. Восстановленный в основных своих частях, водовод обеспечивает ежедневное бесперебойное действие каскадов и фонтанов даже в самые засушливые годы. Но уникальный памятник требует бережного отношения и постоянной реставрации, которая проводится поочерёдно, отдельными участками.

Путь воды к фонтанам начинается от множества мелких источников, питающих несколько крупных ручьёв, стекающих с Ижорской возвышенности. Глядинский и Хабанский ручьи образуют Фабричную речку, от которой тянется Старо-Петергофский (Ропшинский) канал; Леволовский и Святой ручьи сливаются в Ново-Петергофский, который, в свою очередь, отдаёт воду Старо-Петергофскому каналу. Вблизи деревни Низино устроен Шингарский шлюз со сбросом воды в речку Стрелку. От этого шлюза вода идёт по каналу, который в этой части называется Петергофским и заканчивается Самсоновским бассейном. Здесь происходит разветвление системы на три части. От Петергофского канала через пруды и протоки вода направляется в Английский пруд, а из него в Верхнесадский канал. От Самсоновского водоёма по Ольгинскому водоводу она течёт к Верхнему саду и Нижнему парку. Собранная в прудах-резервуарах на верхней террасе вода по подземным трубам устремляется к четырём группам фонтанов и каскадов Нижнего парка.

Дворцово-парковый ансамбль

Дворцо́во-па́рковый анса́мбль — произведение садово-паркового искусства и архитектуры; масштабный, со значительной переработкой естественного ландшафта архитектурный ансамбль монархической или аристократической загородной резиденции, подчинённый единому замыслу; исторически сложившийся комплекс дворцовых зданий и сооружений, садов и парков, включающий в себя искусственные или естественные водоёмы. Дворцово-парковые ансамбли немногочисленны и являются комплексными природными, культурно-историческими и архитектурными памятниками.

Многие дворцово-парковые ансамбли формировались на протяжении десятилетий или даже столетий несколькими поколениями архитекторов, поэтому в них нередко отражены различные культурные эпохи, архитектурные стили и школы.

Непревзойдённым дворцово-парковым ансамблем, получившим всемирную известность, является Версаль. Новый подход к организации пространства, проявившийся в главной резиденции французского короля Людовика XIV, вызвал подражания при устройстве загородных дворцов многих европейских монархов и стал поворотным пунктом в истории садово-паркового искусства.

От Ренессанса к барокко

Вилла Медичи в Поджо-а-Кайано в конце XVI века

Итальянская вилла в эпоху Возрождения

Истоки дворцово-парковых ансамблей и возникновение мастерства обустройства садов как самостоятельной отрасли искусства восходят к эпохе итальянского Ренессанса. Итальянская знать того периода проживала преимущественно в городах, в отличие от аристократии соседних государств, которая сторонилась городов и предпочитала уединённые замки в вотчинах. Относительная политическая стабилизация в итальянских княжествах и городах-государствах и экономический подъём городов Италии привели к консолидации в руках итальянской аристократии больших богатств. Распространение идеализированных представлений об эпохе античности, интереса к античному образу жизни, античному искусству среди аристократов способствовали в том числе и тому, что многие знатные фамилии стали обзаводиться виллами на городских окраинах, которые обустраивались по примеру древнеримских вилл. Однако многие итальянские виллы Ренессанса имели существенное отличие от античных прототипов: при них появились обширные сады, композиционно связанные с дворцом и устроенные архитектурно, созданные для проведения празднеств и приятного времяпрепровождения, и бо́льшая часть которых не выполняла утилитарных хозяйственных задач.

Самым ранним примером виллы нового типа является Вилла Медичи в Поджо-а-Кайано, созданной для Лоренцо Великолепного, главы Флорентийской республики, архитектором Джулиано да Сангалло (строилась в 1485—1492 годах; сады подверглись перепланировке в конце XVI века).

Одной из наиболее значительных ренессансных архитектурных работ, хотя и неоконченных, было строительство виллы Мадама (it:Villa Madama). Джулио Медичи, будущий папа римский Климент VII, выбрал для виллы живописный склон холма с видом на Рим, часть Кампании и Сабинские горы. Первоначальный проект подготовил Рафаэль Санти, вписав в сложный ландшафт гармоничную композицию из террасного сада, казино (то есть уединённого домика) и дворца из двух крыльев (дворцовые сооружения подражают античным римским термам). Строительство началось в 1510 году под руководством ученика Рафаэля Джулио Романо, но было прервано в 1521 году. Виллу частично разрушили в ходе смут против семейства Медичи, и лишь тогда, когда Джулио Медичи стал папой, строительство возобновилось под руководством Антонио Сангалло, но велось с трудом. После кончины Климента VII в 1534 году строительство снова прекратилось, из двух частей дворца полностью построенной оказалась только одна. Окончательно работы были завершены по инициативе Маргариты Пармской (название виллы произошло от её имени) в 1550-е годы, но проект Рафаэля остался нереализованным. Вилла Мадама признаётся первым проектом ренессансной виллы с архитектурно распланированным садом.

Во Флоренции, ставшей одним из главных идейных центров Ренессанса, наиболее интересны сады Боболи, обустроенные при палаццо Питти. Строительство дворца для семейства Питти началось в 1460-е годы на окраине Флоренции и длилось продолжительное время. Дворец неоднократно перестраивался; самой значительной перестройке подвергся после того, как стал собственностью семьи Медичи (1549 год). Над обустройством садов Боболи в середине XVI века работали Бартоломео Амманати (он же руководил переделкой дворца) и Джорджо Вазари. Особенностями садов стала архитектурная разбивка, неразрывно связавшая дворец и сад, боковые симметричные террасы, возвышающиеся над центральным партером, наличие фонтанов, изобилие парковой скульптуры первоклассной работы. Внутренний двор палаццо (Двор Амманати) отделяет от садов живописный грот, увенчанный фонтаном. С верхних террас сада была раскрыта торжественная перспектива на палаццо и город за ним.

Ещё одним шедевром периода Ренессанса признаётся Вилла Фарнезе (замок Капрарола), построенная на отрогах Чиминских гор недалеко от Рима. Строительство начато для Пьера Луижди Фарнезе (it:Pier Luigi Farnese), сына папы римского Павла III, в 1535 году, но закончено было внуком Павла III кардиналом Алессандро. В 1560—1570-е годы над виллой работал Джакомо да Виньола, признанный мастер позднего Возрождения, создавший основы композиции ансамбля. Доминирующим сооружением стал гигантский пятиугольный в плане дворец, расположенный на склоне горы. От него к террасным садам ведут лестницы, сложные по рисунку. В 1587 году к садам был присоединён верхний участок; его обустройством занимались архитекторы Дж. Райнальди (it:Girolamo Rainaldi) и Ф. Пеперелли. В верхней части сада появился лёгкий павильон с лоджией (Казино Капраролы), фонтаны и каскады, боскеты, партер с низкой подстрижкой. Небольшой верхний сад у казино был окружён отдельно стоящими кариатидами с вазами для цветов. Живописность садам придавали точность в расчёте пропорций, гармоничное согласование элементов и выигрышное использование естественного рельефа местности.

Виньоле приписывают участие в создании виллы Ланте в Баньайе (начата в 1477, закончена в 1588 году; расположена неподалёку от виллы Фарнезе). Здесь явно присутствуют признаки, характерные для работ зодчего: единство архитектурной обработки большого участка, проявившееся не только в ясной планировке, но и в убранстве лестниц, террас, гротов, посадок; композиция, учитывающая игру дальних и ближних планов террасного сада, включающая гармоничную соотнесённость деталей, находящихся на различных уровнях.

Одна из наиболее знаменитых итальянских вилл эпохи Ренессанса — вилла д’Эсте, расположившаяся на склоне крутого холма близ Тиволи. В 1550 году недостроенная вилла, начатая за 10 лет до того, стала владением кардинала Ипполито II д’Эсте (it:Ippolito II d’Este). Её перестройку поручили архитектору Пирро Лигорио (it:Pirro Ligorio), а гидротехническое устройство — О. Оливьери. Вилла прославилась изобилием каскадов и фонтанов, устроенных необычайно живописно. Для их питания (фонтаны действуют без механического нагнетания воды) была разработана уникальная система подземных водопроводных сетей. Вилла также отличается эффектно обустроенными террасами со сложными лестницами и гротами; в планировке сада удачно использованы естественные уклоны местности.

Характерными чертами ренессансных вилл являются расположение на склонах холмов (отсюда террасная планировка), относительно небольшие размеры садов, соотнесённые с размерами дворца; простота и ясность плана. Сад связан в одно целое и воспринимается как единая декорация; в роли главного украшения сада выступает дворец, тогда как сад задумывается как внутренний двор, вынесенный за пределы дворцовых крыльев. Главная аллея, как правило, планируется параллельно фасаду дворца, а сам сад нередко вытянут поперечно. Симметрия в планировке садов соблюдается в большинстве случаев только в центральной части; боковые части сада и окончание аллей несимметричны. Дворцы наследуют черты городских ренессансных палаццо, тяготеют к кубической форме и в ряде случаев воспринимаются слишком строгими и лаконичными по декору. В оформлении садов большую роль играют скульптура (очень часто используются подлинные античные образцы), фонтаны и каскады, боскеты, гроты. Для фонтанов характерно расположение на главной оси сада; они не располагаются на открытых площадках; нередко встречается расположение внутри боскетов или в центре четырёх симметрично сходящихся боскетов; крупные и сложно устроенные фонтаны как правило расположены на краях сада, тогда как по оси симметрии дворца располагаются небольшие каскады. Большую роль в оформлении сада играют балюстрады и каменные парапеты, которые несколько затрудняют визуальное восприятие дальних планов сада, но в то же время, подчёркивая замкнутость контуров, создают обстановку уюта. Широко используется стрижка посадок, но при этом она сдержанна и подражает естественным формам. Посадки изначально были сами по себе достаточно редкими, не образовывали рощ и густой тени; форма цветников и боскетов проста.

Загородные дворцы эпохи Возрождения в других странах

Воплощение архитектурных идей итальянского Ренессанса в других странах Западной Европы случилось с опозданием примерно на 100 лет. В Испании, Франции, Англии и Германии в конце XV и XVI веке по-прежнему сохранялись сильные традиции замкового строительства. Более того, во Франции, например, в XVI веке наблюдался пик обустройства замков — большинство из знаменитых замков Луары построены или существенно перестроены именно в эпоху Возрождения. Итальянский тип загородного аристократического жилища — вилла — в это время не получил распространения.

Тем не менее, влияние итальянской ренессансной архитектуры было несомненным и не могло не отразиться на строительстве загородных резиденций монархов и аристократии. Одним из ранних примеров устройства резиденции под итальянским влиянием во Франции служит дворец Фонтенбло (перестраивался Франциском I в 1540-е годы). Сады Фонтенбло обустраивались итальянскими мастерами во главе с Франческо Приматиччо. При королевской резиденции сформировался круг художников и мастеров, известных как школа Фонтенбло, которая оказала решающее влияние на ренессансное искусство Франции.

Наиболее ярким примером итальянского влияния во Франции служат Люксембургский дворец и Люксембургский сад. Дворец строился для королевы-регентши Марии Медичи в 1615—1631 годах. Её детство прошло в палаццо Питти и садах Боболи; по пожеланию заказчицы они были выбраны в качестве прототипа дворцово-паркового ансамбля. Саломону де Бросу, занимавшемуся строительством дворца и разбивкой сада, при попытке перенести итальянские приёмы садового и дворцового зодчества пришлось отступить от итальянского образца. Почти плоская местность и национальные архитектурные традиции обусловили иные пропорции дворца и сада.

В Англии итальянские архитекторы и садовые мастера работали со времён Генриха VIII (Сады Нонсеча в Суррее). Резиденция Генриха VIII Хэмптон-корт также испытала на себе итальянское влияние, хотя здесь ещё оставались сильными традиции готической архитектуры. Следы итальянского Ренессанса обнаруживаются в некоторых аристократических резиденциях (например, в Чатсворт-хаус и Уилтон-хаус), однако они подвергались позднее существенной переделке.

Королевская резиденция Квинс-хаус, построенная Иниго Джонсом в 1616—1618 годах для королевы Анны, супруги Якова I, является первой английской виллой, построенной по канонам итальянского Возрождения. Архитектор, возможно, вдохновлялся виллой Медичи в Поджо-а-Кайано. Квинс-хаус стал одним из знаменательных примеров нарождающегося палладианства, ставшего в XVII—XVIII веках ведущим направлением в английской архитектуре.

От барокко к классицизму. Регулярный парк

Виллы Италии эпохи барокко

Художественные идеи итальянского Возрождения получили наибольшее распространение в странах Западной Европы в то время, когда в самой Италии ведущим направлением в искусстве стало барокко. В архитектуре загородных вилл Италии конца XVI и XVII века полностью исчезают следы средневековой архитектуры. Если ренессансные виллы ещё иногда в деталях напоминали средневековые замки и крепости, то в барочных виллах развиваются черты дворца. Прежде всего это отражается на внутренней планировке: выделяется главный зал сооружения, который всегда располагается в центре главного этажа; к нему привязывается планировка и отделка всех второстепенных помещений. Сад становится обязательным элементом, архитектурно равным дворцу; взаимосвязь сада и дворца обеспечивает галерея.

Ранним примером барочной виллы служит Вилла Альдобрандини в Фраскати. Одной из наиболее характерных барочных вилл возле Рима являлась Вилла Боргезе. Её сады обустраивались Дж. Райнальди и украшены фонтанами Дж. Фонтаны. Вилла не сохранила свой первоначальный вид: в конце XVIII века дворец был перестроен в неоклассическом стиле, а сады приобрели облик пейзажных парков. Квиринальский дворец (архитектор Доменико Фонтана) также можно отнести к наиболее характерным итальянским барочным дворцово-парковым ансамблям. Монотонные по разбивке геометрические сады обустраивал в 1600 году Карло Мадерна; при обустройстве садов местность была полностью выровнена, а сады представляли собой равномерное чередование квадратных боскетов с фонтанами. Одна из наиболее интересных вилл того времени — вилла Дориа-Памфили, построенная в 1644 году Алессандро Альгарди для папы Иннокентия X. Центральная планировка сада представляла собой широкий партер с довольно сложными по узору цветниками. Перед дворцом традиционно была обустроена широкая и неглубокая терраса; открытые пространства и размещение казино виллы на возвышении подчёркивало его стройность.

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Загородные дворцы во Франции в XVII веке

В развитии дворцово-парковых ансамблей две французские загородные резиденции — Шантийи и Во-ле-Виконт — сыграли историческую роль. В старинном замке Шантийи в 1661 году принц Конде устроил грандиозный праздник в честь Людовика XIV. На короля торжества произвели столь сильное впечатление, что он был готов приобрести Шантийи, но Конде это предложение отклонил. В августе того же 1661 года влиятельный министр финансов Франции и богатейший человек страны Николя Фуке также устроил пышные празднества в честь короля в своём поместье Во-ле-Виконт. Отношение короля к министру было негативным, и праздник устраивался для того, чтобы вернуть расположение Людовика, но эффект был обратным. Поражённый неслыханной роскошью дворца и изяществом парка с разнообразными садовыми затеями, Людовик лишь укрепился в желании как можно скорее избавиться от министра (менее чем через месяц Фуке был арестован).

Неудача с покупкой Шантийи и роскошь Во-ле-Виконта сподвигли Людовика к строительству Версаля: короля не устраивал ни двор в Сен-Жермене, ни жизнь в Париже; он был настроен создать новую загородную резиденцию, достойную короля Франции. Из конфискованного имения Фуке в Версаль переместились многие парковые скульптуры, картины и предметы мебели. Но самое важное — Людовик XIV пригласил для обустройства Версаля тех же людей, что работали в Во-ле-Виконте: архитектора Луи Лево, садового архитектора Андре Ленотра и художника по интерьерам Шарля Лебрёна.

Во-ле-Виконт, совместное творение Лево, Лебрена и Ленотра, строился в 1658—1661 годах и стал ярким примером нарождавшегося национального французского стиля, получившего название «классицистического барокко». Планировка дворца восходит к итальянским барочным виллам. На одной оси расположены вестибюль и овальный зал, выступающий в сад. Планировка жилых помещений — анфиладная; ей не следуют только помещения в крыльях дворца. Здание расположено на искусственном острове в саду, который одновременно подчёркивает дворцовую часть ансамбля и образует связку с парком. Сад Во-ле-Виконта по своей планировке напоминает Люксембургский сад, но главная перспектива получила развитие за пределами сада — были обустроены аллеи, её продолжавшие. Другим новшеством было устройство широкого партера, невысокими террасами спускавшегося к пруду и симметрично поднимавшегося за ним, и связность центрального партера с партерами, расположенными по бокам от дворца.

Бассейн Латоны — Фонтан Латоны на фоне Зеленого ковра и Большого Канала

Версаль стал вершиной в создании дворцово-парковых ансамблей и уникальным явлением в истории архитектуры. Людовик XIV ставил задачу создать не просто королевскую резиденцию, а место, в котором бы не ощущалось наличие иной силы, кроме короля; место, за пределами которого как бы ничего и не существовало. Версальский парк раскинулся до линии горизонта; он и сейчас является одним из самых больших парков в мире. В процессе его строительства был проделан огромный объём работ: например, всё мелколесье на месте парка вырубили для посадки деревьев благородных пород (для рощ, обрамляющих главные перспективы, использовались грабы, выписанные из Англии). Андре Ленотр мастерски использовал рельеф местности — почти плоский, с незначительным перепадом высот — для создания торжественной картины, а также впервые применил широкие радиальные аллеи, которые связали большие пространства в единое целое. Центральная перспектива воспринимается бесконечной за счёт постепенного понижения глубоких и невысоких террас, которые завершаются бассейнами с фонтанами. На удалении от дворца устроен газонный партер, не имеющий себе равных в садовом искусстве, — «Зелёный ковёр» («Tapis Vert»), широкий и протяжённый; ещё дальше — в самой низкой точке парка — вырыт Большой канал протяжённостью около 2 км. Зеркало канала является кульминационной точкой перспективы от дворца.

В символике Версаля ведущую роль играют мотивы бога Аполлона, с которым отождествляется «Король-Солнце». Орнаментальный «лик Гелиоса» украшает интерьеры дворца; один из главных фонтанов — «колесница Аполлона», другой — «Латона», мать Аполлона, в третьем — дракон, поражённый стрелой Аполлона.

Несколько монотонный, сдержанный декор Версальского дворца с мотивами итальянского Ренессанса подчёркивает протяжённость здания и его монументальность. При перестройке прежнего здания Жюль Ардуэн-Мансар обустроил зеркальную галерею, выходящую в сад. Впоследствии подобные галереи стали почти обязательным интерьером в дворцовых постройках. Версаль задал программу-максимум для строительства барочных аристократических резиденций во Франции: трёхчастное деление дворца, средняя часть которого выступает в сад; наличие парадного двора (курдонёра); во дворце обустраиваются дворцовая церковь и театр; использование ионического ордера; анфиладная планировка залов; архитектура и интерьеры дворца находят своё продолжение в парке.

Художественной сущностью Версаля является архитектура сада, выраженная через постоянную смену перспектив, радующих взор, торжественных картин и просторных видов, растворяющихся вдали, игру ближних и дальних планов.

Пышные версальские праздники, бесконечной чередой проводившиеся Людовиком XIV, произвели сильное впечатление на Европу. Версальский двор считался наиболее блистательным; ему стали подражать при дворах многих европейских монархов. Монархические резиденции с конца XVII века строились под несомненным влиянием Версаля, однако копировать его практически не пытались: это была невозможная задача не только в силу колоссальности затрат, но и потому, что в других странах Европы ощущался недостаток архитекторов, способных реализовать подобный замысел. Версаль остался единственным в своём роде архитектурным ансамблем, непревзойдённым памятником царствованию «Короля-Солнце» и наиболее ярким архитектурным выражением идеи абсолютизма.

Людовик XIV любил строить; король для своих фавориток в окрестностях Парижа возвёл Кланьи и Марли (обе резиденции не сохранились, разрушены в ходе Великой французской революции). Марли был выдающимся ансамблем; в нём были повторены некоторые архитектурные идеи Версаля: раскрытие протяжённой главной перспективы, устройство больших центральных бассейнов как главного украшение сада и радиальных аллей как связующего элемента сада.

До того, как окончательно увлечься идеей Версаля, Людовик XIV в 1660-е годы занимался переустройством дворца и садов Тюильри. Дворец Тюильри (архитектор Ф. Делорм) был разрушен во времена Парижской коммуны, но сады в целом сохранили планировку середины XVII века с широким партерным садом и эффектными перспективами.

Все перечисленные дворцово-парковые ансамбли связаны с именем Андре Ленотра, величайшего садового архитектора XVII века; творчество Ленотра и его школы составляют целую эпоху в садово-парковом искусстве. Он довёл до совершенства принципы устройства регулярных парков и стал первым, кому удалось разрешить проблему разбивки обширных парков на равнинной местности.

С 1662 года по приглашению принца Конде Ленотр работал над перепланировкой Шантийи, растянувшейся на 20 лет; рощи вокруг замка были превращены в регулярный парк. Шантийи является примером того, как при помощи незначительных изменений естественного ландшафта и того, что было обустроено предыдущими поколениями садовых мастеров, можно было добиться впечатляющих визуальных эффектов.

Особняком среди французских резиденций эпохи классицистического барокко стоит Сен-Клу. Андре Ленотру и Жюлю Ардуэн-Мансару, занимавшегося перестройкой дворца для герцога Орлеанского, пришлось считаться с планировкой, существовавшей с XVI века. Сен-Клу являлся редким примером асимметричной планировки барочного дворцово-паркового ансамбля; в нём проглядывают зачатки будущих пейзажных парков. Дворец Сен-Клу не сохранился, разрушен в 1870 году.

Влияние Версаля

Дополнительные сведения: Парк Версаля

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. Эта отметка установлена 30 апреля 2016 года.

Классицизм и пейзажный парк

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. Эта отметка установлена 30 апреля 2016 года.
  1. Ансамбль архитектурный // Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: ВЛАДОС: Филологический факультет СПбГУ, 2002.
  2. Ансамбль (в архитектуре и градостроительстве) // Ангола — Барзас. — М. : Советская энциклопедия, 1970. — (Большая советская энциклопедия : / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 2).
  3. Садово-парковое искусство // Ремень — Сафи. — М. : Советская энциклопедия, 1975. — (Большая советская энциклопедия : / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 22).
  4. Дворцово-парковый комплекс. Глоссарий.ru. Дата обращения 25 августа 2009.
  5. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Курбатов В. Я. Всеобщая история ландшафтного искусства. Сады и парки мира. — М.: Эксмо, 2008. — ISBN 5-669-19502-2.
  6. 1 2 3 Вильфрид Кох. Энциклопедия архитектурных стилей = Baustilkunde. — М.: БММ (Бертельсманн Медиа Москау), 2008. — ISBN 978-5-88353-089-9.
  • Евангулова О. С. Дворцово-парковые ансамбли Москвы первой половины XVIII века / Художник И. С. Клейнард. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969. — 144 с. — 4 800 экз. (в пер., суперобл.)

> Ссылки

  • Ансамбль // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Петергофская дорога. Усадьба Сергиевка.

Сейчас я готовлю новую экскурсию по Петергофской дороге, а потому все выходные провел, гуляя с фотоаппаратом по сохранившимся усадьбам. В ближайшие дни я планирую выложить небольшую серию постов, посвященных этой дороге, и начну я с усадьбы Сергиевка.

Петергофская дорога была в свое время разделена Петром I на стандартные участки 100 саженей вдоль дороги на 1000 саженей вглубь (213 на 2130 метров). Усадьба Сергиевка состоит из трех таких участков.

Первый участок был частью «двойной» дачи царевича Алексея Петровича. В 1721 году она числилась принадлежавшей его сыну Петру Алексеевичу (будущему Петру II), но вскоре перешла во владение Александра Ивановича Румянцева. Румянцев – бывший денщик Петра I, затем – офицер-преображенец, сыграл важную роль в возвращении царевича Алексея из-за границы. За это на него пролился целый дождь наград: звание майора гвардии, поместья казненного Александра Кикина. Поместье царевича Алексея, видимо, тоже стало частью награды.

Два других участка, вошедших в состав Сергиевки, были частью имения из четырех «мест», принадлежавшего князю Василию Лукичу Долгорукову. В 1730-м году Долгоруков был отправлен в ссылку по делу «верховников», а его имения конфискованы. Восточный из этих четырех участков в 1745-м году достался все тому же Румянцеву (к тому времени уже графу, генералу, участнику войн с Турцией). После его смерти оба участка перешли по наследству его сыну – знаменитому фельдмаршалу Петру Александровичу Румянцеву-Задунайскому, а от него – к его младшему сыну Сергею Петровичу (именно его имя и носит усадьба до сих пор).

Третье, самое западное «место» усадьбы, сменило нескольких владельцев, пока в 1822-23 годах и эту дачу, и «двойную» дачу Румянцева не купил Кирилл Александрович Нарышкин, объединив их вместе. А в 1839-м году имение было приобретено у Нарышкина в качестве свадебного подарка великой княгине Марии Николаевне, выходившей замуж за герцога Максимилиана Лейхтенбергского (другим подарком был Мариинский дворец в Петербурге). К этому времени здесь имелись большой деревянный господский дом, «шведский» и «китайский» домики, несколько каменных и деревянных флигелей, ферма и баня на взморье.

Построить новый дворец, достойный великой княгини, было поручено архитектору Андрею Ивановичу Штакеншнейдеру (он же строил и Мариинский дворец). Проект дворца был утвержден в июне 1839-го года, а старый деревянный дворец – разобран.

Двухэтажный дворец в Сергиевке оформлен в неогреческом стиле и имеет в плане довольно сложные очертания из-за многочисленных террас-галерей, примыкающих к стенам.

Главный подъезд дворца находился с восточной стороны.

С запада к дворцу примыкает терраса с перголой.

Северный фасад обращен к морю.

Южный фасад дворца обращен в парк.

Одноэтажные павильоны перед ней заканчиваются небольшими «храмиками» (из которых сохранился только один). В них когда-то стояли бюсты Николая I и Александры Федоровны – родителей Марии Николаевны.

Дворец окружали многочисленные цветники, открытые террасы украшены вьющимися растениями, а ограды террас включали вазы с цветами. Дворец окружал парк, разбитый по проекту садового мастера П. И. Эрлера.

Внутренняя планировка дворца была простой и удобной. Из сеней первого этажа можно было попасть в Переднюю, затем в Приемную, Главный зал и две Гостиные, расположенные вдоль северного фасада и в Кабинет Марии Николаевны. Вокруг них были сгруппированы ее жилые комнаты (ее супруг занимал второй этаж). В одной из комнат первого этажа был построен бассейн как в античном атриуме, в ряде комнат сделаны решетки для вьющихся растений. На первом этаже также располагалась Парадная столовая, из которой был вход в Биллиардную северо-восточного павильона. В юго-восточном павильоне располагалась Кавалерская столовая, в юго-западном – детские комнаты.

Жилые помещения были оформлены довольно скромно (использовались бумажные обои, мебель была сделана в основном из ясеня), но парадные помещения были богато украшены лепниной и росписями. Мебель по рисункам Штакеншнейдера (в основном, в греческом стиле) была сделана на фирме Гамбса.

Рядом с дворцом стоят Гофмейстерский корпус (для него Штакеншнейдер реконструировал старую постройку)

и кухня.

24 июня 1842 года состоялось освящение дворца в присутствии императорской фамилии, владельцев дворца, министра Двора князя Волконского и гофмейстера князя Н. С. Гагарина. В ноябре того же года комиссия в составе архитекторов Ф. И. Руска и Ц. А. Кавоса освидетельствовала дворец и вынесла заключение: «… здание Дворца и служб выстроены прочно, хорошо и из материалов хорошей доброты». За эту постройку Штакеншнейдер помимо денежного вознаграждения был представлен к ордену Святой Анны 3-й степени.

Напротив дворца находится довольно незврачного вида руина.

Это – бывшая церковь Святой Александры, построенная Штакеншнейдером в 1846-м году в память о смерти Александры, дочери Марии Николаевны, которая умерла в павильоне, находившемся на этом месте.

Южнее кухни и Гофмейстерского корпуса стоят три краснокирпичных служебных корпуса.

На одном из них – интересная надпись, датированная 1943-м годом (ее, разумеется, периодически подновляют).

Теперь двинемся от дворца на запад. Переходим по мосту через овраг:

На склоне оврага одна из самых известных достопримечательностей этого места – каменная голова. Учитывая, кто на носу ее сохранилось отверстие от крепления, вероятно ее венчал металлический шлем и это была «живая голова» из поэмы «Руслан и Людмила».

Рядом стоит каменный пьедестал (возможно, от памятников Александру I или Елизавете Алексеевне, которые здесь стояли).

Далее мы видим чрезвычайно интересный «Английский домик», скромный, но очень выразительный.

Еще один мост.

Оранжереи:

Перестроенный банный павильон:

Здание фермы когда-то выглядело так:

Увы, оно сильно пострадало в войну, и было не отреставрировано, а только отремонтировано.

У берега залива находятся руины павильона водоподъемной машины.

Рядом – гранитный валун со ступенями, на котором когда-то стояла скамья.

Далеко не все постройки усадьбы сохранились. Вот так, например, выглядел построенный Штакеншнейдером Чайный павильон:

Сергиевка (дворцово-парковый ансамбль)

У этого термина существуют и другие значения, см. Сергиевка.

Сергиевка


Пруд, мост с плотиной и лестничный подъем ко дворцу

Основная информация

Площадь

120 га

Дата основания

конец XVIII века

Статус

Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781620666960006 (ЕГРОКН). Объект № 7810407000 (БД Викигида)

Объект всемирного наследия

Historic Centre of Saint Petersburg and Related Groups of Monuments. The Palace and Park Ensemble «Sergievka»
(Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников. Дворцово-парковый ансамбль «Сергиевка»)

Ссылка

№ 540-019 в списке объектов всемирного наследия (en)

Критерии

i, ii, iv, vi

Регион

Европа и Северная Америка

Включение

1990 (14-я сессия)

Расположение

59°53′31″ с. ш. 29°50′12″ в. д.HGЯOL

Страна

  • Россия Россия

Город

Санкт-Петербург

Район города

Петродворцовый район

Памятник природы (региональный)

Аудио, фото и видео на Викискладе

Се́ргиевка (также Усадьба Лейхтенбергских) — дворцово-парковый ансамбль, располагающийся в Петергофе (Петродворцовый район города федерального значения Санкт-Петербурга) на месте бывшей усадьбы Лейхтенбергских. Дворцово-парковый ансамбль является памятником истории и культуры и памятником архитектуры XIX века федерального значения и входит в состав объекта всемирного наследия ЮНЕСКО «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников». Парк является памятником природы регионального значения.

В начале XVIII века владельцем этой территории стал сподвижник Петра I Александр Иванович Румянцев, от него усадьба перешла к сыну — фельдмаршалу Петру Александровичу Румянцеву-Задунайскому. По имени уже его сына, Сергея Петровича Румянцева, усадьба стала называться Сергиевкой.

В 1822 году Румянцев продал усадьбу Кириллу Нарышкину, который, по словам В. А. Соллогуба, обзавёлся «помещичьим домом среди разных деревянных павильончиков, где проживали летние гости». После смерти хозяина в 1838 году Нарышкинскую дачу за 560 тысяч рублей приобрёл Николай I. Сергиевка стала загородным домом его дочери Марии Николаевны и её мужа Максимилиана, герцога Лейхтенбергского, а впоследствии их потомков.

Архитектор Штакеншнейдер, который в Петербурге построил для четы Лейхтенбергских Мариинский дворец, стал также автором их загородного дворца в Сергиевке. Помимо дворца Штакеншнейдер возвёл Кухонный и Гофмейстерский корпуса, а в 1845—1846 годах покрытую мрамором капеллу.

В середине XIX века было продолжено оформление парка. Из огромных гранитных валунов были вырублены скамьи и скульптуры, пополнилась коллекция растительных насаждений. Уникальным памятником является гигантская, высеченная из гранита, «Голова» , вызывающая споры искусствоведов и историков.

После революции парк был взят под охрану государства и объявлен в 1921 году памятником природы на основании декрета Совнаркома. Усадьба Лейхтенбергских была передана биолого-почвенному факультету Ленинградского университета. Во дворце и постройках рядом расположился Биологический НИИ Университета.

Во время Великой Отечественной войны усадьба Лейхтенбергских оказалась на линии фронта Ораниенбаумского плацдарма, парк и постройки сильно пострадали. После войны Ленинградским университетом были проведены работы по благоустройству парка, в 1965 году по проекту архитектора В. И. Зейдемана в основном восстановили фасады дворца, после 1969 года по проекту архитектора К. Д. Агаповой велись работы по реставрации парка.

  • Парк зимой

Парк

С южной стороны парк начинается у железнодорожной платформы Университет и простирается далее на север до берега Финского залива, на северо-востоке граничит с парком Собственная дача. На территории расположена цепь прудов с мостами и двумя десятками мостами-плотинами, от которых в сторону Финского залива вытекает река Кристателька в глубоких оврагах, где сооружены несколько плотин. Перед впадением в залив к северу от пересекающего парк Ораниенбаумского шоссе ручьи сливаются в один поток.

Парк сформирован на месте естественного лесного массива. По оценкам учёных Биологического института СПбГУ в парке зарегистрировали более 250 видов сосудистых растений, 185 видов птиц и 35 млекопитающих. Площадь 120 га.

Дренажная система дорожек в парке устроена так, что в самый сильный ливень они всегда остаются сухими.

Редкие виды на территории парка Грибы

  • Xerocomus badius (Fr.) Kuhn
  • Mutinus caninus (Huds.) Fr.

Мхи

  • Thuidium delicatulum (Hedw.) Schimp.

Птицы

  • Picus viridis (Linnaeus, 1758) — Зелёный дятел
  • Dendrocopos leucotos (Bechstein,1803) — Белоспинный дятел
  • Locustella naevia (Boddaert, 1783) — Обыкновенный сверчок
  • Botaurus stellaris (Linnaeus, 1758) — Большая выпь
  • Cygnus cygnus (Linnaeus, 1758) — Лебедь-кликун
  • Cygnus bewickii (Yarell, 1830) — Малый лебедь
  • Sterna albifrons (Pallas, 1764) — Малая крачка
  • Picoides tridactilus (Linnaeus, 1758) — Трёхпалый дятел

Млекопитающие

  • Myotis dasycneme (Boie) — Прудовая ночница
  • Myotis brandti (Eversm.) — Ночница Брандта
  • Nyctalus noctula (Schreb.) — Рыжая вечерница
  • Vespertilio murinus (L.) — Двуцветный кожан
  • Micromys minitus — Мышь-малютка
  • Microtus oeconomus — Полёвка-экономка
  1. 1 2 Парк «Сергиевка»
  2. 1 2 3 Карта особо охраняемых природных территорий Архивировано 16 августа 2013 года.
  3. 1 2 3 Информационный стенд при входе в парк
  4. 1 2 3 Дворцово-парковый ансамбль Сергиевка Архивировано 5 июня 2013 года.
  5. 1 2 3 Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2001 года № 527 «О перечне объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге»
  6. 1 2 Сергиевка — статья из Словаря изобразительного искусства
  7. Региональная геоинформационная система Санкт-Петербурга
  8. 1 2 Historic Centre of Saint Petersburg and Related Groups of Monuments (англ.)
  9. Ольга Мягченко. Озеро как бонус // Недвижимость и Строительство Петербурга : Еженедельная газета. — 25.07.11. — № 29(664). — С. 26. Архивировано 20 апреля 2015 года.
  • Комплекс памятников Сергиевки в справочнике Управления по охране окружающей среды Администрации Санкт-Петербурга.
  • Комплекс памятников Сергиевки в каталоге памятников Министерства культуры РФ
  • Сергиевка в старых фотографиях
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 6 июня 2018 года.

Дворцы Петергофа

Именно с постройки дворцов началась история Петергофа. Большой дворец, сейчас блистательный и торжественный, при Петре был очень скромным, и назывался Верхними палатами. Он считается основным в композиции Петергофа: 3 этажа, 300 м в длину, 17 м – высота центрального корпуса, украшенного щитом и позолоченной вазой. Над отделкой залов работало множество искусных мастеров, художников и скульпторов, а украшены они очень богато и роскошно: всюду зеркала, резная мебель, живописные панели и плафоны; паркетные полы – тоже произведение искусства. Интерьеры многих помещений сохранены в том виде, в каком ими пользовались члены императорской фамилии и сам император. Так, в кабинете Петра I это подлинные мебель, зеркала, часы, письменные приборы и другие вещи.

Самый большой зал – Тронный, с очень высокими потолками; стены украшены портретами царственных особ и их родных. Живопись в этом зале — основной элемент декора, а самое значимое полотно – конный портрет Екатерины II, над парадным тронным креслом, по центру восточной стены. Зал вообще оформлялся «под Екатерину»: весь декор направлен на то, чтобы утвердить её право на трон, как достойной преемницы Петра I.

Танцевальный зал самый пышный, сплошь отделанный золотой резьбой, с множеством зеркал, создающих эффект многократного увеличения пространства.

Чесменский зал посвящён победе российского флота над турецкими войсками в бухте Чесма, в 1770 году: все картины написаны на основе подлинных документов, схем и описаний, составленных участниками сражения.

В Большом дворце около 30 залов, и невозможно сказать обо всех. Стоит упомянуть Картинный зал: многие интерьеры во время войны были уничтожены, и их пришлось создавать заново, но в этом зале, хранящем ценнейшую коллекцию из сотен портретов, старинный интерьер сохранился.

Коротко о других дворцах Петергофа.

Дворец Марли задумывался одноэтажным, для уютного проживания и спокойного отдыха после прогулок. Но Пётр решил, что нужен и второй этаж: здание получилось строгим и чётким, прямоугольной формы, хотя и не лишённым изящества; сейчас в нём расположен музей, где хранятся личные вещи императора.

Дворец Монплезир, очень любимый Петром, построен раньше, и сначала тоже планировался маленьким. Но его размеров не хватало даже для размещения самых близких к царю людей, и пришлось пристраивать галереи (их назвали гостевыми) с флигелями по бокам. В отличие от Марли, Монплезир выглядит более нарядным: такой вид придают зданию красный кирпич, прочный и устойчивый; побеленные швы между кирпичами – штукатурки почти нет; очень большие окна – во дворце в любое время года много света.

Дворец Эрмитаж, построенный тем же архитектором, что и Марли, больше напоминает павильон, стройный, аккуратный и несколько игрушечный. Он меньше Марли, и более «воздушен» — в этом большие окна тоже играют свою роль. Строился для отдыха с родными и самыми близкими друзьями, но при жизни Петра закончен не был. Строительство завершила Елизавета Петровна, и долгое время Эрмитаж служил как для отдыха, так и для важных деловых встреч; сейчас в здании расположен музей.

Фото: Петергоф

Каскады и фонтаны Петергофа

Самое главное в Петергофе – фонтаны. Их много – 4 каскада и 176 фонтанов, и они очень разные: простые и невообразимо сложные, небольшие и просто огромные, с весёлым или величественным «характером».

Каскады создавались в композиции с дворцами: так, Большому дворцу соответствует Большой каскад. Говорят, в мире нет фонтанного сооружения грандиознее и прекраснее: оно объединяет десятки фонтанов – более 60, и сотни бронзовых скульптур. Самсон – самая знаменитая из скульптур Петергофа, украшает центр каскада: обнажённый золотой богатырь раздирает льву пасть, символизируя победу России в Северной войне – шведский герб львы украшают и сегодня. Декоративных элементов, вроде чаш и лесенок, тоже множество; все детали позолочены – орошаемые прозрачными струями воды, они представляют собой великолепное зрелище при любой погоде.

Монплезиру соответствует Шахматная гора (каскад Драконов). Ступени каскада, в виде больших шахматных досок, устроены на склоне; на самом верху, перед гротом, три ярких фигуры драконов, в агрессивных позах – фонтаны бьют из пастей. С обеих сторон каскад обрамлён лестницами, вдоль которых «выстроились» беломраморные фигуры в живописных позах.

Золотая гора – каскад, «оттеняющий» дворец Марли: величественная лестница со ступенями, отделанными по вертикали позолоченными листами меди. Античные боги из мрамора – по бокам, а наверху – Нептун с трезубцем, в окружении Тритона и Вакха.

Фото: Петергоф

Львиный каскад составляет композицию с Эрмитажем. Он отличается от других каскадов: устроен не на склоне, а на ровном месте, не имеет позолоты и выглядит скромно, как небольшой греческий храм с колоннадой. Между колоннами – вазы; из них бьют фонтаны – вертикально, а вода стекает в бассейн через маскароны. В центре бассейна – фигура нимфы, изящно склонившейся и льющей воду из кувшина. Бронзовые львы, из пастей которых тоже льётся вода, стоят по обеим сторонам сооружения. Убранство каскада было намного богаче до войны, но он был разрушен; восстановили и открыли его только к 2000 году.

Фото: Петергоф

Десятки других фонтанов Петродворца, каждый из которых имеет свою, уникальную историю, тоже заслуживают отдельного описания. Но здесь не помогут никакие, даже самые яркие эпитеты и метафоры: красоту Петергофа – столицы хрустальных фонтанов, надо видеть своими глазами.

Гатаулина Галина
Статья защищена законом об авторских и смежный правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский сайт www.inmoment.ru обязательна.

Теги: Петергоф, Дворцы Петергофа, Каскады и фонтаны Петергофа

Вернуться в начало раздела Туризм и отдых
Вернуться в начало раздела Красота и Здоровье
>Петергоф, Пригороды Санкт-Петербурга

Петергоф (Петродворец)

История Петергофа

Блистательный Петергоф – столица хрустальных фонтанов и изумрудных парков – обязательное место посещения всеми туристами, прибывающими в Петербург.
Облик столицы Петра был бы неполным без жизнерадостного петергофского пейзажа с его зелеными садами, изящными золотыми скульптурами, восхитительными водными феериями многочисленных фонтанов. Красоту Петергофа трудно выразить словами. Это настоящее воплощение праздника. Добро пожаловать в Петергоф!

Петергоф – это разросшаяся до пределов небольшого города, парадная резиденция Петра I. Сегодня – это широко известный и крупнейший в мире дворцово-парковый ансамбль. Он находится в 30 км от Санкт-Петербурга. В состав Петергофа входят дворцы, каскады, регулярные парки – каждый из них отдельный шедевр архитектурного и садового искусства. Дворцы – лучшие образцы зодчества петровской эпохи. А парки Петергофа – это настоящее зеленое царство, где стены – пышная растительность кустарников, под ногами изумрудный ковер из махровой травы. Посреди этого буйства цвета белеют кипельные ажурные мостики и вазоны, величественно высятся бронзовые скульптуры. Но главное богатство здесь конечно же представляют фонтаны – всего на территории их насчитывается более 150. И каждый из них оригинален и неповторим.
История Петергофа начинается в 1709 году, когда началась постройка первых дворцов Петергофа — Монплезира, Марли и Эрмитажа. А после блестящей победы над шведским флотом в 1714 году, Петр решил превратить Петергоф в роскошный символ победоносных действий российского флота. Работы по созданию ансамбля продолжались на протяжении двух столетий. И уже в 1723 году состоялось торжественное открытие Петергофа, в который пока входили дворцы Монплезир и Марли и действовала часть фонтанов. Петр добился своего: по пышности и богатству оформления Петергоф превзошел свой прототип – французский Версаль и стал самым ярким дворцовым ансамблем в Европе. Великолепные парки, многочисленные фонтаны, золоченые и мраморные статуи, пышное убранство дворцов Петергофа — все должно было демонстрировать богатство и славу России. После Второй мировой войны Петергоф сильно пострадал: были разрушены и разграблены дворцы, украдены великолепные скульптуры фонтанов, уничтожены парки и сады. Но городу удалось сохранить этот чудесное творение Петра. Петергоф был восстановлен и засиял ярче прежнего.

В 2005 году Петергоф отпраздновал 300-летие. Всемирная ценность Петродворца подтверждена включением в 1990 году дворцово-паркового ансамбля в список культурного наследия ЮНЕСКО.

Дворцы Петергофа
Каскады Петергофа
Фонтаны Петергофа

Leave a Comment