Собор Павла Лондон

LiveInternetLiveInternet

Собор Святого Павла в Лондоне

Интересные факты о достопримечательностях Лондона – собор Святого Павла.

Первый деревянный собор на этом месте был построен в 604 году по повелению англосаксонского короля Этельберта. Об этом известно из «Церковной истории англов», принадлежащей перу Беды Достопочтенного (673—735). Он сгорел в 675 году. Второй построили в 685 году уже из камня, он стоял почти триста лет и в 961 году был разрушен во время набега норманнов. Третий каменный собор возвели в 962 году, он сгорел вместе со всем Лондоном во время пожара 1087 года. Четвертый по счету каменный храм в том же году заложил норманнский епископ Морис. Этот храм («Старый Сент-Пол») был освящен в 1240 году и простоял до Великого Лондонского пожара 1666 года. Впрочем, собор до пожара и так уже был поврежден парламентской армией Кромвеля.

Строительство нового грандиозного собора Святого Павла было доверено Кристоферу Рену. Строился храм 35 лет (1675-1710). План строящегося собора не раз менялся: в конечном итоге архитектор возвел вместо готического шпиля (как в старом соборе) огромный тройной купол.

Главный (западный) фасад выполнен в стиле барокко. Фасад имеет двухъярусный портик со сдвоенными колоннами и фронтоном.

Фронтон украшен резным барельефом, изображающим обращение в веру Святого Павла. Он расположен между двумя симметричными башнями-колокольнями, которые в 1707 году Рен добавил к уже построенному зданию. В левой башне -12 колоколов.

В правой часы и четыре колокола, в числе которых самый крупный колокол в Англии – 16-тонный «Большой Пол».

Его звук слышен за 37 км. Этот главный колокол Соединенного королевства звонит только по умершим членам королевской семьи, епископу Лондонскому, лорду-мэру Лондона, декану собора Святого Павла (и то только в том случае, если он (она) умер(ла) на рабочем месте). Часы с циферблатом имеют диаметр 15м. Кристофер Рен предполагал, что и на северной башне будут часы, но вместо них так и остались круглые дыры.

Собор в плане имеет форму удлиненного креста. Общая высота здания от пола до кончика креста — 108,4 метра (355,5 футов), вес — более 65 тысяч тонн.

Громадный купол возвышается над центром креста. Купол этот— одно из ярчайших архитектурных достижений Кристофера Рена. Он имеет несколько слоев. Снаружи видна только внешняя свинцовая оболочка купола. Она покрывает деревянную опору, которую, в свою очередь, поддерживает кирпичный конус. От взоров посетителей собора этот конус скрыт расписной внутренней полусферой с отверстием в центре, через которое попадает свет из венчающего купол светового фонаря. Размерами купол уступает только куполу собора Св.Петра в Риме.

Снизу, возвышаясь над величественным куполом, увенчивающем само по себе высокое здание собора, башня светового фонаря кажется изящной и хрупкой, однако весит она около 850 тонн.

Существует легенда, что для разметки фундамента нового собора Кристофер Рен попросил подать ему камень. Камень взяли из кучи мусора. Он оказался обломком могильной плиты с латинской надписью «Resurgam» («Вновь поднимусь»).

Можно подняться на каменный балкон над колоннадой барабана купола, но открывающуюся перед вашим взором панораму заслоняют стоящие неподалеку современные высотные здания. Внутри собора вдоль основания внутреннего купола существуетГалерея Шепота. Её акустические особенности таковы, что слово, тихо произнесенное стоящим на ней человеком, будет отчетливо слышно в диаметрально противоположной точке, хотя расстояние до нее целых 32 метра.

Ещё выше, у основания внешнего купола, расположена Каменная Галерея, с высоты которой (52,7 метра) открывается отличный панорамный вид на Лондон.

В храме можно услышать знаменитый хор. Еще девять столетий назад, в 1127 году, тогдашний епископ Лондона основал для собора хор мальчиков.

Соборный орган (1694) мастера Уиллиса считается лучшим в Англии.

В соборе проводятся церемонии государственного значения: похороны адмирала Нельсона (1806), маршала Веллингтона (1852), Уинстона Черчилля (1965), венчание принца Чарльза и принцессы Дианы (1981) и т.д.

Собор Святого Павла является усыпальницей многих знаменитых людей. Здесь похоронены художники Джошуа Рейнолдс и Сирил Тернер, лексикограф Сэмюэль Джонсон

В соборе в гранитном и порфировом саркофагах погребены великий адмирал Горацио Нельсон и крупнейший британский полководец Артур Уэлсли, герцог Веллингтон.

Здесь установлены скульптурные изображения многих из тех людей, деятельность которых прославила Англию.

В соборе покоится и прах его создателя – Крисофера Рена. Надпись на могильной плите архитектора гласит: «Если ты ищешь памятник — посмотри вокруг».

Здесь можно увидеть огромный 3-х ярусный монумент герцогу Веллингтону, законченный в 1912 году через 60 лет после смерти герцога.

Почти под куполом храма — мраморный памятник адмиралу Нельсону.

Справа от алтаря можно увидеть надгробную улыбающуюся мраморную статую Джона Донна, настоятеля «старого» собора Святого Павла и поэта, умершего в 1631 году. Она из того немногого, что уцелело после пожара 1666 года. На статуе видны следы копоти.

Краткий экскурс в историю появления Собора

Собор в облике, который мы можем наблюдать на лондонском холме Ладгейт сегодня, является пятым по счету культовым сооружением, посвященным Святому Павлу, которое когда-либо было построено или восстановлено на этом самом месте. Четыре предыдущих канули в Лету, не сумев пережить пожары и разрушения.

Впервые Собор Св. Павла был возведен на Ладгейт-Хилл в 604 году. Деревянная постройка не устояла в пожаре 675 года. Собор, отстроенный в 685 году из камня, разрушили во время своего набега в 961-м викинги. Следующий, 3-й по счету, тоже каменный, просуществовал с 962 по 1087 год и снова сгорел при большом пожаре. В тот же год был заложен новый собор, ставший позже известным под названием Старый Сент-Пол. Он представлял собой замысловатое сочетание нескольких стилей и обладал высочайшей в Европе тех времен колокольней. К сожалению, в 1666 году его участь была решена Великим лондонским пожаром, и внешний облик его сохранился в памяти только благодаря оставшимся после него изображениям.

И, несмотря на то, что Сент-Пол, в принципе, вполне подлежал восстановлению, правительством было принято радикальное решение о постройке на этом месте совершенно нового протестантского храма, способного конкурировать с базиликой Св. Петра в Риме (Ватикане), являющейся главным храмом католиков. Этому решению мы и должны быть признательны за появление Собора Св. Павла в знакомом нам облике.

Собор, который построил… Кристофер Рен

Сооружение в столице Англии нового Собора Святого Павла, призванного стать самым крупным англиканским храмом в Европе, было доверено известному архитектору Кристоферу Рену. Чтобы получить требующуюся для осуществления этой задачи сумму, власти ввели еще один налог – на этот раз на ввоз в Англию угля. Создание проекта и возведение этого грандиозного сооружения заняли не одно десятилетие, работы на Ладгейт-Хилл стартовали в 1675 году и были полностью завершены только в 1708 году.

Проект сооружения, в котором Рен предполагал использовать фундамент предыдущей постройки и который мог значительно упростить процесс строительства, был сразу отклонен властями, как недостаточно величественный и грандиозный. Та же участь ожидала и второй – слишком радикальный! По нему собор имел форму греческого креста.

Утвержден был только третий архитектурный проект, по которому храм приобретал более привычную для английских храмов форму и который устроил всех членов комиссии, но не очень нравился самому автору, желавшему соединить традиционные для английских церквей готические традиции с гармоничностью архитектуры Возрождения. Кристоферу Рену удалось получить высочайшее разрешение на внесение в утвержденный проект отдельных декоративных изменений по ходу строительства. И это привело к тому, что одобренный проект и готовое сооружение в итоге очень различаются. Прежде всего, это касается появления отсутствующего в проекте купола, ставшего позднее ключевым элементом общего облика собора.

Строительство собора было официально завершено 20 октября 1708 года (день 76-летия автора проекта). Но фактически службы там начали проводить гораздо раньше – с 1697 года, начиная с которого оставалось возвести лишь башни-колокольни.

Колоссальное сооружение, возвышающееся даже над современными высотными зданиями Лондона, имеет внушительные размеры: длину 175,5 м, ширину – 90 м, высоту купола – 111 м. Но не только это придает Собору величественный вид. Все сооружение в целом, с его

грандиознейшим центральным нефом, фронтоном главного входа и его наружной лестницей, заявляет о себе, как о самом значимом культовом сооружении столицы Великобритании. 30-метровый портик главного фасада с центральным входом, к которому ведет 2-маршевая лестница с широкими ступенями, имеет 2 яруса с 10-ю парами величественных колонн (6 – внизу, 4 – вверху). Венчает его созданная Френсисом Бердом скульптурная композиция на треугольном фронтоне, изображающая обращение Савла (таким было имя Павла до принятия христианства). С 2-х боков от портика расположены башни-колокольни с 17-ю колоколами, среди которых «Большой Пол», вес которого составляет больше 16 т – самый большой колокол Англии. Перед главным входом в храм установлен памятник (если быть более точными, его копия 1886 года) королеве Анне, правившей Англией в период завершения его строительства.

В целом, облик Собора Св. Павла отличается удивительной гармонией всех его архитектурных элементов, продуманностью линий, пропорций. Его купол относят к самым идеальным (безукоризненно выполненным) купольным конструкциям, существующим в Европе. А весь собор в целом – к шедеврам не только английского, но и мирового искусства.

Достопримечательности Кафедрального Собора Св. Павла – что посмотреть?

Главная и самая широко известная достопримечательность собора – купол, возвышающийся на окруженном многочисленными колоннами барабане. Внешне он напоминает купол Собора Св. Петра (Рим, Ватикан), уменьшенный в диаметре до 32 м. Однако в конструктивном плане он существенно отличается, поскольку является двойным. Верхний купол рассчитан на внешнее обозрение и воздействие, поэтому покрыт свинцовыми защитными пластинами (это покрытие по сути можно считать третьим ярусом купола) и закреплен на скрытом от глаз кирпичном конусе. Под ним находится второй, внутренний купол, имеющий отверстие по центру для проникновения внутрь света. Внутренняя часть купола покрыта росписями Джеймса Торнхилла из жизни апостола Павла.

Уже более 300 лет возвышается над лондонской застройкой купол этого собора, продолжая и сегодня оставаться одним из самых высоких во всем мире. Но не только в этом причина того, что Собор Св. Павла стал одной из самых известных и узнаваемых достопримечательностей столицы Великобритании. Это становится понятным при более близком рассмотрении собора снаружи и изнутри.

К куполу собора ведет высокая лестница из 530 ступенек, начинающаяся в восточном углу

его южного крыла. Преодолев из них первые 259, вы попадете в «Галерею Шепота», названную так из-за производимого там звукового эффекта. Уникальная акустика галереи позволяет слышать шепот на расстоянии 32 м (именно такое расстояние между двумя противоположными стенами зала). Еще 119 ступенек вверх – и вы в «Каменной галерее», открывающей с высоты превосходные панорамные виды Лондона. Те, кто сумеет преодолеть последние 152 ступеньки, смогут попасть в наиболее высоко расположенное место собора – «Золотую галерею» и посмотреть на Лондон оттуда, с высоты в 85 м.

Интерьер собора оформлен довольно сдержанно, в полном соответствии с традициями англиканской церкви. Здесь вы не встретите столько декоративного антуража, как в крупных католических храмах. Зато архитектурные формы, линии, детали, их исполнение – поистине великолепны. Очень ценными с художественной точки зрения элементами являются здесь ажурные кованые решетки и другие декоративные элементы из металла, созданные Жаном Тижу. Украшенные резьбой деревянные скамьи в хоре, выполненные рукой известного английского мастера по дереву Гринлинга Гиббонса. Специально изготовленный для этого собора в 1694 году орган, который и сегодня считается одним из наилучших в Англии.

Во внутреннем оформлении стоит также упомянуть превосходную резьбу по камню, великолепие балюстрад, картину Холмана Ханта «Светоч миру», скульптуру Генри Мура «Мать и дитя» и некоторые другие произведения. Для того чтобы лишить собор присущей ему холодности и строгости интерьера, в 19 веке его дополнительно украсили мозаичными панно на хорах, весьма органично вписавшимися в шедевр Рена. Но все они меркнут перед великолепием памятников, которые можно увидеть на крипте собора.

Крипта Собора Св. Павла является местом последнего пристанища многих выдающихся граждан страны. Здесь расположено более 200 надгробий и превосходных высокохудожественных памятников, погребены такие люди, как Уинстон Черчилль, адмирал Нельсон, лорд Веллингтон, художники Генри Мур, Джозеф Тернер, Джошуа Рейнолдс, поэт Джон Донн, Александр Флеминг, Лоуренс Аравийский, а также многие-многие другие. В том числе и сам создатель этого грандиозного сооружения – Кристофер Рен, чью могилу вместо памятника украшает эпитафия, гласящая, что тем, кто ищет здесь памятник, стоит просто оглядеться вокруг. Надгробным памятником автору служит его главное произведение – Собор Святого Павла.

Стоит также упомянуть, что в Соборе Св. Павла, являющемся духовным центром Лондона, проходят очень многие значимые для столицы и всей страны в целом события – похороны премьер-министра Уинстона Черчилля и лорда Веллингтона, юбилей королевы Виктории, венчание принца Чарльза и Дианы Спенсер и др. Совсем недавно – 17 апреля 2013 года – в Соборе Святого Павла состоялось прощание с Маргарет Тэтчер, первой и пока единственной в истории Великобритании женщиной премьер-министром.

Самый знаменитый из британских архитекторов сэр Кристофер Рен (1632-1723) был математиком, физиком, изобретателем и астрономом. Единственное его путешествие на континент — это поездка в Париж, где он познакомился с Бернини. После пожара в Лондоне в 1666 г. Рену было поручено заняться восстановлением небольших церквей, погибших в огне, и старого готического собора Св. Павла. В 1669 г. он был назначен главным смотрителем работ и стал отвечать за планировку Лондона и многие важные объекты. Научные и математические изыскания Рена придавали его работам логическую завершенность; он интересовался французским и итальянским барокко, в результате возник особый, ни на что не похожий стиль. Несмотря на то что стиль, созданный Реном, часто относят к барокко, в нем всегда присутствуют порядок и дисциплина, что отличает его от барокко Северной Италии, Южной Германии и Австрии.

Архитектурные планы церквей Рена молено рассматривать как упражнения по геометрии. Основу планировки составляют квадраты, прямоугольники и другие фигуры, в том числе многоугольники и эллипсы. Каждая башня имеет уникальную форму. Многие церкви совсем маленькие, некоторые буквально втиснуты между домами, так что необходимость украшать их фасады отпадает. Например, церковь Св. Стефана в Уолбруке (1672-1679) расположена таким образом, что с улицы видна только ее задняя стена. Узкий вход в храм и башня выходят на соседнюю улицу. Ее интерьер можно назвать одной из величайших удач Рена. Это простое прямоугольное пространство кажется сложно организованным благодаря шестнадцати колоннам, которые образуют греческий крест, квадрат и восьмиугольник. Этот восьмиугольник подчеркнут восьмью арками, на которые опирается кес- сонированный купол со световым фонарем. Исключительно красивый интерьер освещается овальными и полуциркульными окнами.

Другие лондонские церкви, построенные Реном, например, Сент Джеймс на Пикадилли и Сент Брайдс на Флит- стрит, послужили образцом для многих более поздних церквей Англии и Америки. Церкви Рена украшены изысканными заалтарными перегородками, резными кафедрами и органами, созданные такими талантливыми резчиками, как Гринлинг Гиббонс (1648-1720). Барочный собор Св. Павла в Лондоне (1675-1710) — самое известное творение Рена. Это настоящий вызов собору Св. Петра в Риме. Плоские купола над центральным нефом, хором и трансептом, гигантский купол над средокрестием и фасад с двумя башнями напоминают об итальянском барокко. Своды укреплены контрфорсами, которые скрыты за высокими стенами, поэтому снаружи собор кажется монолитом. Купол также имеет оригинальную конструкцию. Внутренняя оболочка купола идеально соотносится с интерьером собора. Внешний купол, представляющий собой простую свинцовую оболочку на деревянном каркасе, завершает силуэт здания. Между внешней и внутренней оболочками купола находится кирпичный конус, невидимый снаружи и поддерживающий внешний купол и венчающий его каменный фонарь. Круглое отверстие во внутренней оболочке купола позволяет увидеть конус (освещаемый скрытыми окнами) и световой фонарь. Скрытые контрфорсы и железная цепь гасят распор внутреннего купола и расположенного над ним конуса.

Барочный собор Св. Павла в Лондоне Барочный собор Св. Павла в Лондоне

Этот грандиозный собор напоминает собор Св. Петра в Риме. Огромный купол, опоясанный окнами, состоит из трех оболочек: нижний купол, перекрывающий пространство над средокрестием, над ним кирпичный конус и, наконец, поддерживаемый деревянными конструкциями верхний купол, который виден снаружи и является важной городской доминантой.

Говорят, что «салон», или столовая, одна из главных комнат в доме, был спроектирован К. Реном, но, вероятней всего, его автором был Уильям Винд (ум. 1 722). Резные деревянные панели, возможно, — работа Гринлинга Гиббонса, хотя есть записи о суммах, выплаченных Эдмунду Карпентеру.

Отделка потолка типична для аристократических интерьеров XVII в.

Нет ни одного дома, о котором с уверенностью можно было бы сказать, что он спроектирован Кристофером Реном, хотя, вероятно, он проектировал Белтон-хаус (1685-1688), очаровательный особняк в окрестностях Линкольна. Это симметричное Н-образное здание из серого камня, двухэтажное, с простыми окнами, портиками на фасадах и черепичной крышей со слуховыми окнами, множеством печных труб и небольшим куполом. Конюшни, кухни и другие службы располагались в отдельно стоящих постройках. Передняя и задняя двери ведут в «зал» с мраморным полом и расположенную за ним столовую, или «салон».

Белтон-хаус

Комнаты отделаны деревянными панелями с резьбой, вероятно, работы Гринлинга Гиббонса. Стоит отметить, что план дома не предусматривает коридоров или вестибюлей, поэтому все комнаты оказываются смежными. Поскольку кухня располагалась в отдельно стоящем здании, слуги должны были носить блюда в столовую через двор. Такое неудобное решение было распространено вплоть до XVIII в.

Собор Святого Павла

Собор Святого Павла (англ. St. Paul’s Cathedral) — самый большой собор Лондона, по размеру купола второй в мире. Является кафедральным собором и резиденцией епископа, а так же считается одним из лучших зданий, построенных во времена эпохи Возрождения.

Нынешний кафедральный Собор Святого Павла является уже пятым по счету, предыдущие были так или иначе разрушены, но все они находились на одном и том же месте. Самый первый, деревянный, был построен в 604 г., а современный строился в период 1675-1708 году вместо сгоревшего в Великом Лондонском пожаре 1666 года.

Хотя собор, который сгорел, подлежал восстановлению, но власти хотели чего более нового и грандиозного. Архитектором Собора Святого Павла стал сэр Кристофер Рен, известный в то время математик и архитектор.

Работы по постройке начались не сразу, так как архитектору пришлось делать три проекта постройки собора. По первому проекту предполагалось на фундаменте сгоревшей постройки возвести новую, но властями Лондона этот проект был сразу отклонен, так как по их задумке новый собор должен был быть более большим и величественным. Второй проект предполагал постройку в виде креста, но так же был отклонен. А третий проект принят и в 1675 году началось строительство Собора Святого Павла, но уже после начала возведения этого сооружения в проект внесли изменения по приказу короля – был добавлен купол. Во многом он повторяет купол Базилики Святого Петра, которая находится в Риме, а некоторые найдут значительное сходство с куполом Исаакиевского Собора в Питере.

Собор Святого Павла в Англии построен в стиле барокко. Его размеры огромны, он является одним из самых больших соборов в мире. Длинна – 180 метров, высота от пола до потолка – 68 метров, высота от основания до конца креста – 120 метров. А диаметр купола Собора Святого Петра 30 метров, и по этому показателю он уступает только римскому собору. Как и во многих соборах, тут два купола – внешний и внутренний. Внутренний меньше по размеру, именно его мы видим внутри здания, а внешний является украшением здания и рассчитан на вид снаружи. Венчает купол большой фонарь со световыми окошками, на котором установлен крест.

Собор Святого Павла в Лондоне, кроме основного купола, имеет две башни-колокольни, в одной из которых находится самый большой колокол Англии весом более 15 тонн, а снаружи она украшена часами. Всего же в соборе установлено 17 колоколов, самые большие из которых зовутся Большой Пол и Большой Том.

Внутри собор делится на три галереи: главную шепчущую галерею и боковые каменную и золотую. Главная, шепчущая галерея, называется так из за уникального акустического явления – любые звуки, даже шепот, очень хорошо распространяются вдоль стен и могут быть услышаны даже на другом конце галереи, но не будут слышны в ее центре.

Так же, собор стал местом захоронения нескольких сотен выдающихся англичан. Первым похороненным стал тот, кто построил Собор Святого Павла – его архитектор Кристофер Рен. Кроме него, из известных нам личностей, на территории собора похоронены адмирал Нельсон, герцог Веллингтон и многие другие.

Информация для туристов:

Собор почти все время открыт для посещения туристами.

Время работы Собора Святого Павла:

Туристы могут посещать собор с понедельника до субботы, в воскресенье он закрыт – идет служба. Время работы: с 8:30 до 17:00, кассы работают до 16:00. Галереи собора закрываются в 16:15.

Кроме того, перед поездкой в Собор Святого Павла стоит посетить его официальный сайт и убедится, что он открыт и работает по стандартному графику, так как иногда из за различных проходящих в нем событий график работы может меняться.

Так же при соборе работает кафе, с 10 до 17 пн-сб, и с 12 до 16 в воскресенье.

Цена билета в Собор Святого Павла:

Взрослый билет – 10 фунтов.
Пенсионеры – 9 фунтов.
Студенты – 8.5 фунтов.
Дети от 7 до 16 лет – 3.5 фунта.

История

Крещенный в 604 г. англо-саксонский король Саберт отдал приказ о постройке церкви в честь апостола Павла. После ухода короля в мир иной его сыновья отказались принимать христианство. Британия вновь стала языческой. Деревянная церковь, построенная на берегу Темзы, сгорела в 675 году. Однако, в конце VII века новая религия Рима на остров вернулась. Церковь Саберта дважды восстанавливали, ровно столько же построенное исчезало в пламени пожаров (962 и 1087 г.г.).

Норманны, владевшие Лондоном в 1087 году, взялись восстанавливать храм, продолжая историю так называемого Старого собора св. Павла. Огонь опять вмешался в планы: не завершенная постройка пострадала от пожара 1136 года. Почти через сто лет — в 1240 году возведение храма было завершено. Курьез растянутого строительства: на смену романскому стилю пришел готический. Начавшему функционировать собору требовалась немедленная реконструкция — чтобы соответствовать требованиям Вселенской Церкви.

С 1314 года по 1561 Лондон украшает собор невероятной длинны — 178 м. О величии второго по высоте сооружения на Альбионе (149 м) засвидетельствовали средневековые граверы. До XIX в. было не известно точное местонахождение собора. Лишь после археологических раскопок 1878 г. стало окончательно ясно, что Новый Собор св. Павла возведен на фундаментах старого, но с некоторым смещением.

Строительство современного Собора святого Павла

В период Реформации (вторая четверть XVI века) в Старом соборе прекращаются службы. Имущество аббатства изымают в пользу королевской казны. Внутреннее убранство уничтожено, церковная утварь разграблена. Попадание молнии в шпиль (произошло в 1561 году) жители Лондона восприняли как знак свыше. Поэтому упадок Старого католического собора был неминуем, его ускорили, разобрав кирпичную кладку на строительство дворца лорда Кромвеля.
1630-тые.

Новой англиканской церкви требуется символ веры. К полуразрушенному нефу пристраивают западный фасад в классическом стиле. Привлеченный епископатом математик Кристофер Рен в июле 1668 подает первый проект, призванный «возвеличить славу города и нации», но предложение было отклонено. Одобрение получил только третий вариант 1675 года.

Введя королевский налог на уголь, власти призывают вольнонаемно осваивать каменоломни о. Портленд (север Ла-Манша).

Узкий перешеек между островом и Британией быстро превратили в насыпной мол. Рукотворный перешеек стал путем поставки самого прочного на островах известняка. Из портландского камня изготавливали капители, тела колонн, оконные проемы, ниши, массивные балки архитравов, блоки фундамента. Этот же камень использован для облицовки. Пригодился он и для резьбы большинства скульптур Нового Собора им. святого апостола Павла.

Через 19 лет после освящения начались службы. Последний фрагмент был положен в октябре 1708-го. Еще через 3 года — официальное объявление о полном завершении строительства. Последним этапом отделочных работ по экстерьеру считается установка скульптур парапета (1720-тые г.г.). Внутренняя отделка собора продолжась ещё два столетия.

Сохранились имена мастеров: Френсис Берд (вырезал барельеф фронтона, купель, скульптуры святых и ангелов), Гринлинг Гиббонс работал над деревянными изваяниями хоров, купол расписывал Джеймс Торнхилл, ковкой занимался Жан Тиху, мозаики «парусов» между арками спроектировал сэр Уильям Ричмонд, алтарь, люстры — работа Стивена Бауэра и Готфреда Аллена.

Особенности конструкции и стиль

111 метров купола (самый высокий купол — римский Собора св.св. Петра и Павла с непревзойденной до сих пор высотой 136 м) — это вызов от англиканской церкви в адрес католической. Но строить так, как великий Микеланжело, в Англии еще не умели. Тем не менее, собор св. Павла поражает своими масштабами (оставался самым высоким зданием в Лондоне вплоть до 50-х годов XX в.).

Архитектор Кристофер Рен использовал для своего детища все известные на тот момент достижения строительства:

  • перераспределение веса купольных перекрытий на встроенные в толщину стен аркбутаны
  • металлические каркасы для уменьшения веса конструкции (внедрено для поддержки внутреннего купола на промежуточном куполе из кирпича)
  • увеличение массы по направлению «верх — низ» для придания постройкам устойчивости

Аркбутаны были взяты из готического строительства, но их искусно спрятали за отвесными стенами. Трехслойный купол строился по образцу Брунеллески из Флоренции. Но у флорентийца количество оболочек — 2, поэтому наблюдается известная ребристость сферы. Свинцовый купол Кристофера Рена можно сравнить с перчаткой, брошенной на кактус: множество стальных балок отходят от промежуточной кладки купола и поддерживают формованный свинец финишной отделки.

Сверхмассивная крипта (усыпальница) самого нижнего, подземного яруса сделана с особым запасом прочности и по всему периметру — на случай непредвиденного поведения грунтовых вод в зыбких песках лондонской набережной. Частые каннелюры (желобки и их возвраты), не доходящие внизу до барабана купола — их иногда называют Вагнеровскими — позволяют отнести строение к барочному стилю.

Признаками «барокко» являются круглые окна башен-звонниц, балюстрады по контуру крыш, арочные ниши, еще — «раскреповки» (т. е. выступы карнизов оконных проемов), 12-тиугольные планы башен, ещё — богатые орнаменты без жесткой геометрии. Рен использовал в украшених совершенно не канонические стручки гороха, подсолнухи, початки кукурузы — смело шел на риски и в угоду бунтаря-короля, дразня и Рим, и Папу.

Собор с его портиками, акантами на колоннах можно было бы причислить к образцам классической архитектуры, если бы не присущая стилю барокко игра форм. Внутреннее убранство свидетельствует ещё и о приверженности автора стилям романскому и византийскому. Создатель английского нео-барокко покоится в крипте, похоронен в ней первым. Рен — один из не многих великих архитекторов, доживший до окончания строительства государственного масштаба. Завещанное на плите «Посмотри вокруг — везде Я» читают сейчас посетители Собора св. Павла.

Купол (экстерьер)

Гигантская масса купола опирается на перистиль, который воспринимается зрителями, как легкое изящное строение. Эффект достигнут, благодаря спаренным пилястрам и псевдоокнам. Барабан купола покоится на так называемой «каменной галерее», которая — не что иное как замаскированное под ротонду кольцо аркбутанов, но не проходимое насквозь. Барабан с видимой частью купола перекрывает строгий конус из кирпичной кладки, на котором «подвешен» внутренний интерьерный купол. Чтобы конус вместился между двумя оболочками, форму купола не стали делать строго сферической — она вытянутая.

Множество окошек над балюстрадой функционально: именно благодаря им освещается встроенный кирпичный конус. Далее свет из специальных круглы отверстий попадает на восемь окон внутренней. Еще задействованы прорези у полюса сферы. Они являются остекленными горизонтальными люками. Завершает купол надвершие — латерна — состоящая из яруса т. н. Золотой галереи (на смотровую площадку галереи ведут 530 ступеней). Второй ярус выполнен в форме крохотного храма темпьетто. Над куполом латерны — Золотой Крест Спасителя.

Билет на Coca-Cola London Eye — £24,30
Билет в Лондонский Тауэр и на выставку королевских сокровищ — £26,80
Билет на Тауэрский мост — £9,80
Входной билет в Вестминстерское аббатство и аудиогид — £20
Билет в музей Мадам Тюссо — £29
Собор Святого Павла: билет с быстрым проходом — £16
Небоскреб «Осколок» – входной билет и шампанское — £24,95

Купол (интерьер)

Восемь плафонных окон образуют пучок света, направленный к полу. Он символизирует Святой Дух. На восемь же частей разбита роспись купола в технике «гризайль» (без цвета).

Сюжет: между спаренными колоннами ротонды изображены вехи жизни и деяния святого апостола Павла. Фарисействующий Павел ослеп за неверие. Услышав укоры Христа, принявший крещение Павел, был исцелен после паломничества в г. Дамаск. Иллюстрируется проповедь Павла о Христе в синагоге, его поездка на Кипр и просветление с его помощью проконсула Сергия. На последней картине показана гибель Павла от рук римлян на кресте.

Золотистая роспись обыграна золочёными орнаментами кольца купола, поэтому кажется продолжением убранства основного нефа. Голубой доминирующий цвет мозаик образует с лазурью неба в окнах единый фон. Купол кажется парящим. Совершенно невероятным кажется здесь присутствие восьми барельефов святых из камня. Они вырезанны на гранях аркбутанов, а потому слегка наклонены в сторону средокрестия.

Central Park Hotel Лондон Расположен менее чем в 100 метрах от Гайд-Парка 7,1 Хорошо 16 411 отзывов Забронировано сегодня 227 раз Забронировать Hotel Edward Paddington Лондон В нескольких минутах от вокзала Паддингтон и Гайд-парка 7,2 Хорошо 4 056 отзывов Забронировано сегодня 60 раз Забронировать DoubleTree by Hilton London – Docklands Riverside Лондон Находится на набережной Темзы 8,1 Хорошо 5 177 отзывов Забронировано сегодня 85 раз Забронировать Park Plaza County Hall London Лондон В нескольких минутах от берега Темзы и London Eye 8,4 Хорошо 7 305 отзывов Забронировано сегодня 66 раз Забронировать

Интерьер

Галерея нефа имеет протяженность 68 м, высота — 28 м, ширина — 37. Поперечная галерея (трансепт) имеет длину 51 метр. Огромная гранитная купель работы скульптора Ф. Берда (XVIII век), стоящая в первой травее — материализованный призыв креститься водой. Препятствие у дверей стоит не случайно: через главный вход может войти только лорду-мэру города. По обеим сторонам чаши — две часовни. Левая (св. Дунстана) предназначена для частных богослужений. Правая носит имя святых Михаэля и Георгия.

Мозаики из венецианского стекла монументальны. Они интересны не только не традиционной трактовкой библейских персонажей, но и живописными деталями в стиле «наив»: птицы, животные, рыбы, моллюски соседствуют с героями Нового и Старого Заветов. Реформаторство англиканской церкви строится на Всеединстве, а потому разрешаются любые выразительные средства.

Вошедшие в собор слышат мощные звуки хора, переливы органной музыки, но не видят органных труб в конце зала: трубы размещены с двух сторон. Вместо органа — поток света из витража апсиды. Свет играет роль участника службы. У средокрестия возвышается кафедра. Напротив нее — место органиста. 4 травеи (квадратичных делений нефа) ведут к средокрестию, то есть, под самый купол. Столько же их — до замыкающей галерею апсиды. Широкие витражированные окна освещают зал, а позолоченные арки ритмично повторяются на своде.

Посетитель не увидит привычного в православных храмах иконостаса. Только ажурные ворота преграждают путь к жертвеннику. Прямо в соборе выставлен живописный холст «Светоч Мира» Холмена Ханта (в северной части трансепта). Но эта работа — не икона, а известное произведение искусства.

Собор Святого Павла на карте

Отзывы Собор Святого Павла в Лондоне (Великобритания) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Собор Святого Павла в Лондоне, вид с высоты птичьего полета

В самой высокой точке Лондона, на Лангейт-Хилл, находится Собор Святого Павла (Сент-Пол). Эта крупнейшая в Европе англиканская церковь является резиденцией епископа Лондона. Датой открытия собора считается 20 октября 1708 года, но это уже был пятый собор, построенный на данном месте.

Участь предыдущих четырех была весьма печальной: три из них сгорели во время серьезных пожаров, а один был разрушен викингами во время их набега на Лондон.

Купол собора, которого не было в первоначальном проекте, и который появился в результате монаршего волеизъявления Карла II и вмешательства духовенства, стал одной из главных достопримечательностей Лондона. Он почти полностью повторяет купол базилики святого Петра, что в Риме, и точно так же имеет внешнюю галерею, с которой открывается прекрасная панорама Лондона.

Еще одна галерея, знаменитая с точки зрения акустики, находится внутри собора в верхней его части — «шептальная»: слова, сказанные даже шепотом, прекрасно слышны в любой точке этой галереи.

Конструкция купола очень сложна, при его строительстве использовались нестандартные сочетания строительных материалов и конструкций, поэтому он остался целым даже во время бомбардировок Лондона во время Второй мировой войны. И по сей день инженерные решения, которые были использованы при строительстве купола собора Святого Павла в Лондоне, вызывают восхищение специалистов, а сам купол входит в число наиболее выдающихся купольных сооружений в Европе.

До недавнего времени Сент-Пол являлся самым высоким архитектурным сооружением Лондона. Благодаря своим размерам и идеально выверенным формам, собор производит очень сильное впечатление и не теряется даже на фоне современных высотных домов, а в прежние времена, когда лондонские дома не превышали четырех этажей, собор вообще выглядел грандиозным. В соответствие с англиканскими традициями, интерьер собора изначально был очень аскетичным. Но в 1860 году был учрежден специальный денежный фонд, целью которого было финансирование внутреннего убранства собора Святого Павла. Благодаря этому собор получил изумительные мозаики и скульптуры, ажурные металлические решетки, искусно сделанные деревянные скамьи.

Традиционно Сент-Пол является местом захоронения самых известных граждан Великобритании, среди которых и архитектор Рен, построивший этот собор. На его могиле нет памятника, лишь надпись на надгробной плите: «Читатель, если ты ищешь памятник — просто оглянись вокруг».

Собор Святого Павла

Координаты

Адрес: EC4M 8AD, London, St Paul’s Churchyard.

Как добраться: станция метро St Paul’s на Central Line (2 минуты пешком). Автобусы 4, 11, 15, 23, 25, 26, 100, 242 останавливаются прямо напротив входа в собор.

Время работы: понедельник — суббота: 8:30 — 16:30, кассы закрываются в 16:00. В воскресенье в соборе проводятся службы, вход, разумеется, свободен, но только не с туристическими целями.

Фотографировать и снимать видео в соборе запрещено.

Вход (включая галереи): 18 GBP, студенты и пенсионеры: 16 GBP, дети (с 6 до 17 лет): 8 GBP, семейный билет (2 взрослых + 2 ребенка 6-17 лет): 44 GBP, дети до 6 лет: бесплатно.

Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.

masterok

В Лондоне в позднероманский период здесь находился епископский престол. Согласно преданию первый саксонский собор был построен Меллитусом в 604 году после Рождества Христова в Лонденвике. Также существуют недоказанные гипотезы, в соответствии с которыми этот собор занимал ту территорию, на которой сейчас располагается кафедраль. Данное предположение подтверждается тем фактом, что, как и в континентальной Европе, строить храмы в римских городах входило в привычку миссионеров. Тем не менее, римский город Лондиниум, который тогда назывался Ланденбер, в то время был незанятым, что не было похожим на состояние территорий континентальной Европы, где прослеживалась непрерывность заселения городских территорий, и обычными жителями, и духовными лицами.
Джеффри Монмутский утверждал, что собор был построен на месте храма, посвященного богине Диане, возведенного в соответствии с храмом Аполлона, который он представлял, когда-то стоявшим на месте Вестминстера, хотя никаких доказательств этого Кристофер Рен не обнаружил. Современники сомневались в правоте Джеффри, так как не было никаких свидетельств о том, что в римский период была занята территория нынешнего Вестминстерского Аббатства. Если какое-либо церковное здание и было на этом месте, то повторно использованная архитектурная конструкция, скорее всего, была бы только скромной часовенкой.

Также возможно, что здание было уничтожено после того, как Меллитуса изгнали из города языческие последователи Сэберта. Где бы предшественник здания не был бы возведен, собор во вновь занятом городе был разрушен в 962 году благодаря «смертоносного огня», как было указано в англо-саксонской хронике. Предположительно, это здание было сделано из древесины. Строительство третьего собора, который предположительно был выполнен из камня, началось в 962 году. Там был похоронен Ательред Неразумный. Он сгорел вместе с городом в результате пожара 1087 года, как отмечено в англо-саксонской хронике.
Истории известно пять соборов святого Павла, существовавших в разное время, но находившихся в одном и том же месте:

  • первый (деревянный) собор был построен в 604 г. и сгорел в 675 г.;
  • второй (каменный) собор был построен в 685 г. и в 961 г. был разрушен викингами во время очередного набега на Лондон;
  • третий (каменный) собор был построен в 962 г. и сгорел вместе со всем Лондоном во время пожара 1087 г.;
  • четвертый (каменный) собор (известный также как Старый Сент-Пол или Сент-Пол до Великого Пожара) был заложен в 1087 г. и освящен в 1240 г. Это был один из крупнейших соборов тогдашней Европы: его длина составляла около 180 метров, ширина — 30 метров, высота шпиля — почти 150 метров. Собор сгорел в 1666 г. во время Великого лондонского пожара. Хотя после пожара восстановить собор было возможно, власти приняли решение о строительстве на его месте нового здания;
  • пятый (каменный) собор был построен по проекту архитектора Кристофера Рена (англ. Christopher Wren). Работы были начаты в 1675 г. и завершены в 1708 г. Официально датой открытия собора считается 20 октября 1708 года — день рождения архитектора Рена (в тот день ему исполнилось 76 лет), однако фактически службы в соборе начались 2 декабря 1697 г.

Старый Собор Святого Павла. Четвертый Собор Святого Павла был построен норманнами после пожара 1087 года. Когда архитектурная история Англии стала больше исследоваться в XIX веке, он получил название Старый Собор Святого Павла. Работы по сооружению здания заняли более двухсот лет, и большая его часть была потеряна во время пожара 1136 года. Крыша была еще раз построена из дерева, что в конечном итоге, предопределило судьбу постройки.

Церковь была освящена в 1240 году, но перемена решения привела к началу расширения собора в 1256 году. Когда эта «Новая работа» была завершена в 1314 году (собор снова освятили в 1300-м) сооружение считалось третьей по высоте церковью в Европе, а также имело самые длинные в Европе шпили (длина некоторых составляет некоторых 489 футов или 149 метров). Раскопки, проведенные в 1878 году Френсисом Пенроузом, показали, что эта церковь имела длину порядка 585 футов (178 метров), а ширина ее составляла 100 футов (30 метров).

К XVI столетию здание находилось в упадке. В правление Генриха VIII и Эдварда VI реформы Роспуск монастырей и Акты о Пожертвовании привели к разрушению находящихся внутри собора украшений, а также клоистеров, склепов, подземных усыпальниц, капелл, рак (ковчег с мощами святых, изготавливаемый обычно в форме гроба), часовен построенных на пожертвование и других зданий расположенных на монастырском дворе. Многие из этих бывших религиозных объектов, находившихся на монастырском дворе, были конфискованы королем, а затем проданы как магазинные и арендуемые собственности. В особенности, они продавались типографщикам и книготорговцам, которые чаще всего были пуританами.

Часто в разрушенные здания поставлялись уже готовые к отделке материалы для выполнения строительных проектов, например, таких как Сомерсет-Хаус — дворец лорда-протектора. На месте, где стоял Крест Святого Павла, в северо-восточном углу монастырского двора, приходили толпы людей,и под открытым небом велась проповедь. В 1561 году шпиль был разрушен молнией и, впоследствии, так и не был заменен; это событие воспринималось и протестантами и римскими католиками как знак Божьего гнева, обращенного к людям, из-за большого количества раздоров между ними.
Первый архитектор, работающий в классическом стиле, Иниго Джоунс, добавил к тогда уже существующему Собору Святого Павла западный фасад в 1630-х годах, но во время гражданской войны парламентерские силы плохо обращались со зданием, что привело к его порче. Тогда же все старые документы и хартии были уничтожены. «Старый Святой Павел» был разрушен во время Великого Лондонского пожара 1666 года. Прежнюю постройку еще можно было спасти, хотя пришлось бы сделать почти полную ее реконструкцию, однако было принято решение вместо старой конструкции построить новый собор в современном стиле. Впрочем, работы по возведению нового здания городские власти Лондона намеревались начать еще до пожара.

Заниматься проектированием нового здания было официально поручено сэру Кристоферу Рену 30 июля 1669 года. Ранее он был назначен ответственным за проектирование более 50 городских церквей. На протяжении длительного периода разработки и рационализации плана постройки Рен нанял на должность главного помощника Николоса Хоуксмура. Одновременно с проектированием Собора Святого Павла, Хоуксмур также работал и над выпуском своих «Пяти трактатов об архитектуре». Рен советовал начать работы по восстановлению собора в 1661 году, еще до Великого Лондонского пожара 1666 года. В число этих работ входило выполнение чертежей для присоединения купола к уже существующему зданию, который заменил бы ветхий шпиль, а также реставрация внутренней части собора, которая дополнила бы спроектированный в 1630 году Иниго Джоунсом фасад.
После пожара развалины здания все еще поддавались обработке, но, в конце концов, вся конструкция была разрушена в начале 1670-х для того, чтобы освободить место для возведения новой. Собор Святого Петра прошел пять стадий проектирования. Первая сохранилась только в форме единственного чертежа и части модели. Схема (которая чаще именуется Первым Планом), похоже, состояла из чертежа куполообразного входа вестибюля (возможно, такой план входа был спроектирован на основе римского храма Парфенона) и расположенной за ним прямоугольной базилики, включающей в себя место для хора. Но этот проект был отклонен, так как был признан «недостаточно величественным».

Второй разработкой Рена было проектирование собора в форме греческого креста, который критики признали слишком радикальным. В третьем предложенном Реном проекте для собора Святого Павла использовалось много одинаковых дизайнерских концепций, примененных в плане собора в форме греческого креста, хотя в этом плане церкви неф был расширен. Этот проект был воплощен в его творении 1673 года «Великая Модель». Данный макет был выполнен из древесины дуба и штукатурки и стоил более 500 фунтов (приблизительно эквивалентно нынешним 32 тысячам фунтов стерлингов). Он имел высоту более 13 футов (4 метров), а в длину составлял 21 фут (6 метров).
Его критики, члены комиссии, поручили архитектору перестроить здание, в то время как члены духовенства осудили его дизайн, ибо он слишком отличался от дизайна уже существующих в то время в Англии церквей, что не наводило на мысль о неразрывности церквей во всей стране. Священнослужители также больше предпочли план латинского креста для служб. Рен считал «Великую Модель» своим любимым проектом, отражающим красоту Ренессанса. После этого плана Рен решил больше не делать каких-либо моделей или представлять на обсуждение публике его чертежи, так как считал это «ничем кроме как потерей времени и подвержением множество раз своих проектов критике некомпетентных судей».
Четвертый план Рена, Приказной проект, стремился помирить готическую архитектуру, которая преобладала в дизайне всех английских церквей с «наилучшим методом построения церквей». Рен стремился привнести черты присущей Ренессансу гармоничности в готическую традицию архитектуры – как бы то ни было, Вогэн Харт распознал, что за шпилем, похожим на пагоду, скрывалось своеобразное экзотическое вдохновение Рена. По проекту здание было немного развернуто, и поэтому церковь не смотрела прямо на восток.

Окончательный дизайн построенного здания существенно отличался от официального Приказного проекта. Рен получил разрешение от самого короля Англии, чтобы сделать «декоративные изменения» в утвержденном проекте, и Рен получил громадное преимущество от этого. Многие из этих изменений вносились в архитектуру церкви на протяжении тридцати лет после того, как она была построена, а самые большие изменения были внесены в конструкцию купола: «Он возвел над куполом еще одну конструкцию, а именно — конус из кирпича, чтобы он смог поддерживать каменный фонарь элегантной формы. А также он покрыл и спрятал из виду этот кирпичный конус другим куполом, выполненным из древесины и свинца; а между ним и конусом построил легкую лестницу, ведущую к фонарю.» (Из воспоминаний сына сэра Кристофера Рена).
Окончательный проект здания в значительной степени основывался на плане построения Собора Святого Петра в Риме. На постройку куполов в форме блюдца, которые окончательно были присоединены к проекту собора, архитектора вдохновил госпиталь Валь-де-Грас, спроектированный Франсуа Мансаром, который Рен видел в течение своей поездки в Париж в 1665 году. Дата закладки первого камня собора является спорной. Одни утверждают на этот счет, что датой закладки является 21 июня 1675 года, другие – 25 июня, а третьи – 28 июня. Однако, по общему мнению, он был заложен в июне 1675 года. Позже Эдвард Сильный утверждал, что первый камень в основание собора был заложен его старшим братом, Томасом Сильным, который являлся одним из двух мастеров каменщиков, назначенных Реном в самом начале работы.

2 декабря 1697 года, тридцать два года и три месяца спустя, после того, как искра из пекарни «Фарринерз» вызвала Великий пожар в Лондоне, собор Святого Павла открыл свои двери. Планировалось, что вдовец король Вильгельм III появится перед народом, однако чувствуя себя некомфортно в толпе, в общественных местах, в самый последний момент он отказался. Большая толпа народа, находившаяся там, состояла как из привилегированных жителей, а их отношение к Вильгельму было настолько безразлично, что его отсутствие едва ли было замечено. Преосвященный Генри Комптон, епископ Лондонский, вел проповедь. Она основывалась на тексте псалма 122: «Я был рад, когда они сказали мне: Пойдем в дом Господень». Первая проповедь, с которой начались регулярные службы, состоялось в следующее воскресенье.
Завершение строительства верхушки собора (когда последний камень был заложен в каркас фонаря) происходило в октябре 1708 года и немного времени спустя, 25 декабря 1711 года (на Рождество), Парламент признал церковь официально законченной. На самом деле, строительство собора продолжалось в течение еще нескольких лет после этого, а статуи на крыше были установлены только в 1720-х годах. В 1716 году общий объем расходов составил 1.095.556 фунтов (что эквивалентно 147 млн. фунтов стерлингов по курсу 2012 года).
Единое мнение в отношении этой работы было как всегда: кому-то собор нравился, а кто-то ненавидел этот шедевр («Если взглянуть на позолоченные капители, то сразу ощущается, что в воздухе витает дух папства, эти тяжелые арки — они были незнакомы, это не по-английски…»), в то время как большинство людей, как только их любопытство было удовлетворено, вообще не думали о новом соборе.

Задачей Рена было сконструировать большой собор в классическом стиле на относительно зыбкой глинистой почве Лондона. Закладка основания повлекла за собой серьезные проблемы, заставив Рена изменить первоначальную конструкцию его купола в процессе работы. В Приказном проекте все внешние опоры располагались на уровне первого этажа, что не являлось особенностью классического дизайна. Они и стали одними из первых деталей, которые поменял Рен. Вместо этого он сделал стены собора особенно толстыми, чтобы всецело избежать необходимости использования внешних опор. В верхних частях собора стены усилены маленькими контрфорсными арками, которые были присоединены к проекту на относительно поздней стадии, чтобы упрочнить стены здания. Они скрыты за большими стенами шармами, которые были пристроены специально для того, чтобы сохранить классический стиль здания.

The River Thames with St. Paul’s Cathedral on Lord Mayor’s Day, 1746 год
Большой пересекающийся купол состоит из трех слоев – он является первым куполом с такой конструкцией. Внешний и внутренний слой изгибаются друг за другом, но структурная целостность обеспечивает поддержку тяжелой каменной конструкции, а вершина купола удерживается за счет промежуточного слоя, который находится намного выше и имеет ещё более коническую форму. Купол удерживается по всей окружности своего основания кованой цепью, которая защищает купол от расползания и растрескивания. Дальше эти кованые цепи в кирпичном конусе на интервалах сцепляются камнем и затем огибают карниз перистиля.

Собор построен из портлендского камня в стиле позднего Ренесанса, который представляет собой, с точки зрения Рена, рационализированное английское барокко. На постройку впечатляющего купола собора архитектора вдохновила базилика церкви Святого Петра в Риме и построенная Мансартом церковь Валь-де-Грас, которую до этого посетил Рен. В высоту (от основания и до креста на верхушке купола) собор составляет 365 футов (108 метров), таким образом сразу господствуя и над исторической, и над современной частью Лондона.
Рен достиг баланса между внутренним наполнением собора и внешним его проявлением за счет конструирования трех куполов, вложенных как бы один в другой: высокий внешний купол не является структурным и возвышается над грандиозной массой собора, чтобы притягивать взгляды людей на расстоянии; нижний внутренний купол обеспечивает гармонично сбалансированную внутреннюю часть собора; между двумя этими куполами структурный конус поддерживает фонарь, располагающийся на вершине, и внешний купол. Рену было сказано, чтобы на последней стадии постройки здания его дотянули в корзине вплоть до самых стропил, чтобы таким образом проинспектировать ход работы.
В соборе есть три маленькие капеллы, которые расположены в двух соседних проходах – Капелла Всех Святых и Капелла Святого Дунстана – в северном проходе и Капелла Святых Михаила и Георгия – в южном. Главное место собора сосредоточено под внутренним куполом, который возвышается над полом собора на 108,4 метра и заключает в себе три круговые галереи — внутренняя Шепчущая Галерея, внешняя Каменная Галерея и еще одна внешняя Золотая Галерея. Шепчущая Галерея проведена вокруг внутренней части купола и возвышается над уровнем пола собора на 99 футов (30,2 метра). Это расстояние эквивалентно 259 шагами. Она приобрела свое название благодаря акустическому эффекту, который свойственен куполам; шепот, произнесенный в любой точке напротив стенки купола, доступен слуху слушателя, приложившего свое ухо к стене купола в любой точке галереи. Тихий шепот также слышен.

Основа внутреннего купола располагается на высоте 173 футов или (53,4 метра), а его вершина возвышается над полом на 65 метров, таким образом, делая высоту в закрытом помещении самой большой. Собор составляет в длину около 574 футов (175 метров), включая портик Большой Западной Двери, 223 фута (68 метров) из которых приходится на неф и 167 футов (51 метр) на клирос (место для хора). Ширина нефа составляет 121 фут (75 метров), таким образом, собор немного короче, но в то же время несколько шире, чем Старый Святой Павел. Клирос тянется к востоку от купола и заключает в себе сиденья для духовенства и хористов и орган. К югу и северу от купола находятся трансепты, которые здесь называются Северный Хор и Южный Хор.
Детали башен, располагающихся в западном конце собора, и их темные пустоты дерзко воспроизведены в заданном масштабе, дабы человек, находясь ниже на улице или на расстоянии, мог хорошо рассмотреть циферблат на башнях, которые всегда выделялись на линии городского горизонта. Они состоят из двух дополнительных элементов, которыми являются центральный цилиндр, возвышающийся над серией многоярусных барабанов купола и спаренных Коринфских колонн, расположенных по углам, над которыми находится контрофорсы, служащие для соединения барабанной формы с квадратным плинтусом, содержащим часы. Главный антаблемент залезает вперед на парные колонны для того, чтобы отобразить оба элемента, тем самым, связывая их вместе в единую горизонтальную полосу.

Крыша, похожая на миниатюрный колоколообразный купол, поддерживает золоченый фиал (завершающее украшение шпиля), а ананас держится на четырех завивающихся угловых консолях, самое важное отображение соответствующей темы. Часовой механизм был сконструирован в 1893 году Смитом Дерби, а над его дизайном анкерного механизма работал Эдмунд Дэнисон Бекетт, аналогичного тому механизму, который использовал Эдвард Дэнт для конструирования часов Биг-Бена. Часовой механизм составляет 5,8 метров в длину и на протяжении столетий является самым последним часовым механизмом, предоставленным Собору Святого Павла. С 1969 года часы электрически заводятся оборудованием, разработанным и установленным Смитом Дербским, которые облегчают работу хранителя часов по заведению при помощи ручного управления тяжелых заводных гирь часов.
В северо-западной башне собора расположено 13 колоколов предназначенных для сменного звона, в то время как в юго-западной башне находятся лишь четыре колокола, в число которых входит колокол Великий Павел — это самый большой колокол на всем Британском архипелаге, а также Великий Том (часовой колокол), который был дважды переплавлен. В последний раз его переплавил Ричард Фэлпс, после того как его перенесли из Часовни Святого Стефана, расположенной в Вестминстерском Дворце. Колокол Великий Павел, весит 16,5 тонн и был отлит в 1881 году. В колокол Великого Томаса звонят только по особым в случаям, а именно: в случае смерти одного из членов королевской семьи, лондонского епископа или лорд-мэра Лондона, хотя в связи с кончиной президента США Джеймса Гарфилда, было сделано исключение.
В 1717 году Ричард Фэлпс отлил еще два колокола, которые были присоединены к группе колоколов. Тем не менее, они используются и сегодня. Так, первый весит 660 килограммов, а в диаметре он составляет 41 дюйм или 1000 миллиметров и он настроен на ля-бемоль. Второй колокол весит 1800 килограммов, а его диаметр равен 58 дюймам (1500 миллиметров) и он настроен на ми-бемоль.

Этот собор сохранился, несмотря на то, что он был мишенью во время немецкой операции «Блиц», подвергаясь бомбардировкам 10 октября 1940 года и 17 апреля 1941 года. 12 сентября 1940 года бомба с выдержкой во времени, которая поразила собор, была успешно обезврежена и удалена отрядом саперов Королевских инженеров под командованием лейтенанта Роберта Дэвиса. Если бы эта бомба взорвалась, то она бы полностью разрушила собор, так как сам снаряд, после того как его позже перенесли в безопасное место и взорвали, оставил после себя 30-метровую воронку. В результате этой операции Дэвис был награжден Георгиевским Крестом, а также особой наградой для инженеров — Саперный Георгий Камерон Уайли.

29 декабря 1940 года собор опять был на волосок от разрушения, когда зажигательная бомба попала в свинцовый каркас купола, однако затем она скатилась наружу, прямо на Каменную Галерею, и была потушена до того, как смогла бы воспламенить деревянный купол. Одним из самых культовых образов Лондона во время войны являлась фотография Святого Павла, сделанная в тот день фотографом Гербертом Мэсаном с крыши здания Дейли Мэйл, располагающейся на улице Тюдор стрит, на которой изображен собор, окутанный дымом.

В соборе есть достаточно внушительная подземная усыпальница (крипта), которая содержит около 200 памятников. Она служит как часовней Превосходнейшего ордена Британской империи, так и сокровищницей. У самого собора очень мало сокровищ: большинство из них было потеряно, а при главном ограблении, произошедшем в 1810 году, были украдены почти все оставшиеся драгоценные артифакты. Кристофер Рен стал первым, кто был здесь похоронен, в 1723 году: на стене над его могилой в склепе виднеется надпись на латыни: «Lector, si monumentum requiris, circumspice» («Читатель, если ты ищешь его памятник – оглянись вокруг»).

Собор Святого Павла является домом также и для других мемориальных табличек, высеченных фигур, статуй, церковных монументов и гробниц таких знаменитых британцев как: генерал сэр Айзек Брок, Чарльз Роберт Кокерелл, сэр Эдвин Лаченс, Джон Донн (в соборе сохранилось его объемное изображение на склепе, но не сама могила), лорд Китченер, граф Веллингтонский, лорд Нельсон, Генри Мур, Катберт Коллингвуд, барон Коллингвуд, сэр Уильям Александер Смит, сэр Уинстон Черчиль, сэр Александар Флеминг, Вулзли Гарнет, сэр Филип Виан, Джон Джеллико, Дэвид Битти, сэр Артур Салливан, сэр Лоуренс Альма-Тадема, Хьюберт Пэрри, Флоренс Найтингейл, сэр Джошуа Рейнольдс, Доктор Самкэль Джонсон, Айвор Ноэлло, Чарльз Корнуоллис, Фредерик Джордж Джексон, Манделль Крейтон и Луиз Крейтон, Рой Герберт Томсон.
Многие из этих памятников посвящены британским военным. В число солдат включены несколько списков тех военнослужащих, которые погибли в бою, последним из которых является война в Персидском заливе. Также в южном трансепте располагаются специальные монументы, посвященные лорду Нельсону, а также графу Веллингтонскому в северном проходе; они оба похоронены здесь. Также здесь хранится память о поэтах, художниках, священнослужителях и жителях местного прихода. За последнюю тысячу лет накопился целый список епископов и церковных деканов, о которых здесь хранится память. Собор являлся тем местом, где проводилось множество знаменитых похорон, включая похороны Горация Нельсона герцога Веллингтона, сэра Уинстона Черчилля и Джорджа Мэллори. Было решено, что после смерти бывшего премьер-министра Маргарет Тетчер ее государственные похороны также состоятся здесь.

Арт-проект Собора Святого Павла — это программа, которая направлена на изучение веры и искусства при их столкновении. В проекте представлены инсталляции, выполненные Энтони Гормли, Ребеккой Хорн, Йоко Оно и Мартином Фиррелом. Всемирно известному художнику Биллу Виолла было поручено создать два запрестольных образа, которые временно бы были выставлены в Соборе Святого Павла. Виолла начал изготовление образов в середине 2009 года, в то время как сроком окончания всех работ было названо начало 2012 года.
После обширной программы по очистке и ремонту внутренней отделки Святого Павла, законченной в 2005 году, Биллу Виолле было доверено создание двух запрестольных образов Мучеников и Марии. Эти две мульти-экранных видео-инсталляции будут на время размещены в конце Хорового прохода, находясь сбоку от главного алтаря собора и от Американской мемориальной часовни, где захоронены военнослужащие США, погибшие в течение Второй Мировой войны. Каждая такая работа будет использовать разрешение несколько плазменных экранов, настроенных на изображение, идентичное историческому запрестольному образу. Эти экраны будут установлены на навесных панелях, что позволит им быть закрытыми.

Летом 2010 года Собор Святого Павла выбрал две новые работы британского художника Марка Александра для того, чтобы повесить их по обеим сторонам нефа. Обеим работам было дано название «Красный Мангейм», самые большие красные шелковые шаблоны Александра, на создание которых художника вдохновил Запрестольный образ собора Мангейм (1739–1741 гг.), которому был нанесен урон бомбардировкой, происходившей в период Второй Мировой войны. Подлинная скульптура изображает распятого Христа, окруженного свитой скорбящих близких. Обрамленная в великолепную золотую оправу с изображением измученного тела Христа, рельефно вылепленного, а также процветающей растительности и лучей, нисходящих из рая, этот шедевр Немецкого Роккоко является объектом, обладающим восхитительной красотой и глубоким благочестием.
В марте 2010 года скульптура Флэр II, выполненная Энтони Гормли, была установлена в месте действия театральной постановки драмы «Винтовая лестница». В 2007 году Декан и Коллегия Членов Собора Святого Павла доверили художнику Мартину Феррелу создание крупной общественной скульптуры, посвящённой трехсотлетию со дня открытия собора. Знак вопроса, отображенный на соборе, составлен из цифрового текста, спроецированного на купол собора, на Западный фасад здания, а также внутри, на Шепчущую Галерею. Текст был основан на фразах, заимствованных из общественных блогов, а также из множества интервью, которые проводил сам художник, руководствуясь своими собственными убеждениями и мыслями. В проекте представлен целый поток возможных ответов на следующие вопросы: что делает жизнь осмысленной и целенаправленной, и какое же значение имеет собор Святого Павла в современном контексте? Вопросительный знак внутри был открыт 8 ноября 2008 года и выставлялся на обозрение в течение 8 ночей. 15-летний проект реставрации — один из крупнейших когда-либо проводившихся в Великобритании — был завершен 15 июня 2011 года.

This painting depicts the scene as Queen Victoria arrived at St. Paul’s Cathedral in London during the Diamond Jubilee celebration of June 22, 1897.

В Соборе Святого Павла с туристов взимается плата за вход, которая составляет 14,50 фунтов (12,50 ф.ст. — при покупке через Интернет), и это без дополнительной опции пожертвования храму. Людей, которые ищут более спокойное место для того, чтобы помолиться пропускают в Часовню Святого Дастона бесплатно. Вход по воскресеньям с посещением всех служб является бесплатным, но в этот день не проводятся экскурсии.
Люди, работающие в соборе Святого Павла, рассказывают, что получают очень маленькое регулярное финансирование от королевы, церкви и государства, поэтому полагаются только на доходы от туризма, чтобы с помощью этих собранных денег позволить памятнику архитектуры и дальше функционировать в качестве центра христианского вероисповедания, а также для того, чтобы покрыть расходы на техническое обслуживание и ремонтные работы.

Достопримечательность

Собор Святого Павла

англ. St Paul’s Cathedral


Собор Святого Павла вечером

51°30′49″ с. ш. 0°05′53″ в. д.HGЯOL

Страна

Великобритания Великобритания

Город

Лондон

Конфессия

англиканство

Епархия

Лондонская

Архитектурный стиль

английское барокко

Архитектор

Кристофер Рен

Первое упоминание

604 год

Дата основания

Строительство

1675—1708 годы

Высота

111 м

Материал

портлендский известняк

Состояние

Действует

Сайт

Собор Святого Павла на Викискладе

У этого термина существуют и другие значения, см. Собор Святого Павла (значения).

Собо́р Свято́го Па́вла (англ. St Paul’s Cathedral) — англиканский собор, посвященный апостолу Павлу. Находится на вершине холма Ладгейт-Хилл — самой высокой точки Сити; является резиденцией епископа Лондона.

История

Купол собора

Официальной датой открытия собора считается 20 октября 1708 года — день рождения архитектора Рена (в тот день ему исполнилось 76 лет), однако фактически службы в соборе начались 2 декабря 1697 года. До начала строительства Рену пришлось трижды полностью изменять проект. Первый проект предполагал построить на фундаменте сгоревшего четвёртого собора новую большую церковь. Этот проект был отклонен практически сразу — видимо властям хотелось чего-то более грандиозного. Второй проект предусматривал строительство церкви, имеющей в плане вид греческого креста. Этот проект был детально проработан — достаточно сказать, что до нынешнего времени сохранился исполненный в масштабе 1:24 макет такого собора, который сегодня экспонируется в Соборе Святого Павла. Однако этот проект был также отклонен как слишком радикальный. Третий проект Рена предполагал сооружение достаточно большого храма с куполом и двумя башнями-звонницами. Этот проект был утвержден, и в июне 1675 года начались строительные работы. Однако вскоре после этого король Карл II вновь истребовал проект и приказал внести в него изменения, которые сам охарактеризовал как декоративные. Этим декоративным изменением стал большой купол, сделавший Собор Святого Павла одной из самых крупных достопримечательностей Лондона. Общепризнано, что купол Собора во многом повторяет купол базилики Святого Петра в Риме.

Под куполом Собора расположено три галереи: внутренняя шепчущая галерея и наружные каменная и золотая галерея. Шепчущая галерея обязана своим названием не предусмотренной архитекторами особенности её акустики: слово, даже сказанное шепотом, в одном конце галереи, многократно отражается её стенами, в результате чего этот шепот вполне может слышать человек, находящийся на другом конце галереи.

В колокольнях Собора установлено 17 колоколов, из них 13 — в северо-западной башне и 4 (включая колокола Большой Пол (англ. Great Paul) и Большой Том (англ. Great Tom) — в юго-западной башне. Высота собора составляет 111 метров.

Leave a Comment