Собор Сантьяго де компостела

Архитектура Древней Руси

Древнерусские храмы

Христианство начало распространяться среди восточных славян еще до официального крещения Руси в 988 г. Летописные свидетельства от 882 и 945 гг. говорят о существовании в эти годы в Киеве нескольких церквей.

Первые христианские храмы Древней Руси были деревянными (это известно из письменных источников). Так, из дерева были выстроены церковь Ильи в Киеве (перв. пол. X в.), тринадцатиглавый собор Софии в Новгороде (кон. X в.), собор в Ростове (60-е гг. XI в.) и др. Развитие деревянного строительства содействовало его совершенствованию и специализации, выделению мастеров.

Характер восточнохристианского богослужения требовал, чтобы в церковном здании имелись помещение для молящихся, примыкающий к нему с восточной стороны меньший по размерам алтарь и западная пристройка — притвор, который в русских условиях служил, быть может, для изоляции в зимнее время основного помещения от холодного внешнего воздуха. Эти основные части храма, расположенные по оси восток — запад, русские плотники возводили привычными им методами из горизонтально уложенных венцов, что обусловливало определенные пределы длины стен.

При распространенной длине бревен от 6 до 9 м вместимость квадратного сруба составляла примерно от 100 до 220 человек. Для получения большей полезной площади приходилось делать основное помещение крестообразным или восьмиугольным в плане. В первом случае вместимость его увеличивалась вчетверо, а во втором, несмотря на большую потерю длины бревна на врубки, примерно в шесть раз. О применении восьмигранных («круглых» по позднейшей терминологии) срубов для деревянных церквей X—XI вв. трудно сказать что-либо определенное, но миниатюры XI и XIV вв., изображающие деревянные храмы, возводившиеся в первой половине XI в. в Вышгороде близ Киева, позволяют предполагать, что восьмигранные и крещатые срубы тогда применялись.

Самым грандиозным произведением новгородских плотников был Софийский собор в Новгороде, построенный в 989 г. «от древ дубовых» и имевший, по словам летописи, тринадцать верхов. Тринадцати верхам могли соответствовать тринадцать срубов, из которых девять могли образовывать квадрат, а остальные четыре (алтарь и три притвора) — примыкать к центральной группе срубов со всех четырех сторон. Такая постройка при длине бревен 8—9 м могла вмещать около двух тысяч человек (без алтаря и притворов) и должна была казаться очень внушительной благодаря своим размерам и обилию верхов. Отсутствие фресок внутри деревянных церквей возмещалось большим количеством икон, и здесь несомненно зародились те высокие, многоярусные иконостасы, которые позднее перешли в каменную архитектуру и стали характерной особенностью русских храмов. Своим внешним и внутренним видом большие деревянные церкви производили сильное впечатление на зрителей, соперничая в этом отношении с каменными храмами, и летописцы не могли скрыть своего восхищения перед деревянными соборами.

Вскоре появляются монументальные и долговечные каменные сооружения — сначала храмы, потом светские здания, и еще позднее — оборонительные укрепления.

Храмы Киевской Руси строились по образцу византийских крестовокупольных храмов. Крестовокупольный храм в своей основе представлял прямоугольное помещение с четырьмя столбами в середине, соединившимися арками, которые поддерживали барабан купола. Примыкавшие к подкупольному квадрату ячейки, перекрывавшиеся цилиндрическими сводами, образовывали крестообразную основу плана; угловые части перекрывались куполами или сводами. О восточной стороны к зданию примыкали три полукруглых выступа — абсиды, в средней из которых размещался алтарь, отделенный от основного помещения храма алтарной преградой (иконостас появился позднее), а в боковых хранились церковные принадлежности. В западной части здания устраивалось помещение второго яруса — хоры, где во время богослужений размещалась знать. Промежутки между столбов навивались нефами, которых обычно бывало три или пять; с запада часто прибавляли еще одно членение — нартекс.

Внешний облик храма соответствовал его внутренней структуре: на фасадах внутренним столбам отвечали плоские вертикальные выступы — лопатки, завершавшиеся полукружиями сводных покрытий — закомарами.

Здания возводились из тонкого плиткообравпого кирпича — плинфы и камня на известковом растворе. Стены не белились, а сохраняли естественно-декоративное красно-белое сочетание; кроме того, стены оживлялись проемами узких окон и рядами декоративных ниш. Древнейшим каменным храмом на Руси была Десятинная церковь в Киеве (989-996 гг.)

Русские зодчие, на первых порах действительно учившиеся у византийцев, имели собственные художественные вкусы, были воспитаны в русских художественных традициях и решали другие, чем в Византии, художественно-идеологические задачи. Естественно, что развитие древнерусской архитектуры пошло по иному пути, чем развитие византийской архитектуры. И если Десятинная церковь, построенная в конце X в., еще памятник несомненно византийский по своим архитектурным формам, то уже примерно через сто лет русские мастера возводят постройки, совершенно отличные от византийских. Русская архитектура XII в. безусловно может быть названа национальной русской архитектурой, своеобразной и не имеющей точных аналогов ни в Византии, ни в какой-либо другой стране.

В культовом каменном строительстве на века утвердился тип кубического храма, внутреннее пространство которого определялось наличием параллельных нефов с четырьмя, шестью и большим числом опорных крещатых столбов, поддерживающих своды и купола (от одного до пяти куполов). Хотя русские церкви того времени были построены по единому образцу, они были разнообразны по размерам, объемным формам и средствам декоративной обработки. Большинство сооружений до XVI века включительно отличается органичностью и единством объемной композиции и конструктивного решения, их внутренняя структура четко и последовательно выражается во внешних формах.

Однако каменные шатровые храмы являлись все же исключением. Большинство строившихся в XVI и XVII веках церквей возводилось в основном типе кубических сооружений — одноглавых или пятиглавых с куполами луковичной формы. Преобладали церкви средних и небольших размеров. Нередко закомары, отрезаемые карнизом от основной части стены, дополнялись в этих сооружениях вторым и третьим рядами арочек меньших размеров. Благодаря этому церковь в завершающей своей части представляла как бы пирамиду, служившую основанием куполу. К основному объему церкви нередко с западной входной части примыкала низкая и широкая пристройка, перекрытая на два ската,— трапезная. К ней, в свою очередь, примыкала колокольня (7, стр. 528-536; 9, стр. 62-68; 11, стр. 45-47; 24, стр. 48-49).

Деревянные церкви: клетская, шатровая, ярусная

Список использованной литературы

Знакомство с Переславлем немыслимо без посещения одного из древнейших белокаменных храмов Северо-Восточной Руси, сохранившегося без существенных изменений до нашего времени, и так, в центре внимания — Спасо-Преображенский собор.

Собор был заложен в 1152 году князем Юрием Долгоруким, после смерти которого в 1157 году завершением строительства занимался его сын — Андрей Боголюбский. Был местом крещения многих переславских князей, в том числе, вероятно, и Александра Невского, родившегося в Переславле в 1221 году. Здесь же находилась и родовая усыпальница, в которой были похоронены сын и внук Александра Невского — князья Дмитирй Александрович (умер в 1294 гг.) и Иван Дмитриевич (умер в 1302 году), чьи гробницы были вскрыты при раскопках 1939 года, проводимых под руководством Н.Н. Воронина.

Согласно описи 1702 года собор имел Воскресенский придел, расположение которого точно не известно, а также деревянную колокольню, которые исчезли до 1833 года. С 1714 по 1765 годы при соборе существовала деревянная теплая Благовещенская церковь. В 1789 году обращается в приходскую церковь, однако в 1383 году вновь становится городским собором.

Собор представляет собой квадратный в плане объем, обладающий легким сужением кверху, который несет цилиндрический световой барабан, завершенный массивной луковичной главой. Стены выполнены в полубутовой технике: промежуток между наружным и внутренним рядами тщательно отесанных белокаменных блоков заполнен валунами, битым камнем и залит известью.
(Слева приведен снимок И.Ф. Барщевского конца 80-х годов XIX века)

Северный, южный и западный фасады разделены лопатками на три завершенных полукруглыми закомарами прясла, центральное из которых выше и шире боковых. С востока к основному объему примыкают три полукруглых апсиды, центральная из которых по аналогии с пряслами фасадов также выше и шире боковых.

Горизонтальные членения образованы двумя отливами на уровне цоколя и хор, над верхним из которых в каждом прясле расположено по одному щелевидному арочному окну. В нижней части центральных прясел находятся арочные входные проемы с образованными прямоугольными уступами порталами, в которых сохранились двустворчатые кованые двери. Из декоративных элементов следует отметить аркатурный и городчатый пояса, проходящие под карнизом апсид и барабана соответственно. Первоначально кровля собора была позакомарной тесовой, главка вероятно была покрыта деревянной чешуей.

Собор обновлялся в 1403, 1442 и 1626 годах, в ходе последнего из ремонтов позакомарное покрытие было заменено четырехскатным.
Первые реставрационные работы проводились в 1862 году пионером отечественной архитектурной реставрации Н.А. Артлебеном, однако основные работы, сформировавшие нынешний вид собора, велись в 1891-94 годах под руководством В.В. Суслова и Г.И. Котова. В ходе реставрации был разобран западный притвор, заложен первоначальный вход на хоры, осуществлявшийся через проем на северном фасаде, а также восстановлено позакомарное покрытие кровли.

Ну а мы заглянем внутрь, где пространство четырехстолпного собора разделено на три нефа. Крещатые столбы с профилированными капителями, связанные подпружными арками, несут купольный барабан на парусах. Особенность интерьера заключается в утонении столбов кверху и незаметная для глаза стрельчатость подпружных арок. В западной части устроены хоры, открывающиеся в основное пространство тремя арочными пролетами.

В 1894 году на средства переславского купца П.Н. Кожевникова вместо снятой первоначальной была выполнена новая роспись стен и сводов (впоследствии счищены, как не представляющие художественной ценности), постланы новые полы из белокаменных плит, устроена мраморная алтарная преграда в псевдовизантийском стиле и поставлена металлическая винтовая лестница на хоры.

Проектом реставрации предполагалось восстановление фресок второй половины XII века, обнаруженных в ходе предыдущей реставрации 1862 года, однако в ходе работ выяснилось, что слой штукатурки местами отстал от каменной кладки.

Решено было снять всю штукатурку со стен и передать в музей, причем реализовывалось это весьма интересным способом: «Все фрески заклеивались холстом, затем разбивались на небольшие части и отделялись от стены вместе со штукатуркой. По мере отделения частей фресок приставлялись соответствующих размеров ящики. Пласты фресок укладывались на дно ящиков стороною, оклеенною холстом; далее, в виде опыта, внешние стороны их заливались алебастром. Появившаяся на поверхности фресок сырость от алебастра уничтожала сцепление клея, и, обернувши залитый кусок фрески другою стороной, можно было снимать и самый холст. Живопись при этом нисколько не страдала; таким образом, фрески появлялись в другом ящике на прочном основании и совершенно открытыми».

Работа, впрочем, оказалась напрасной, т.к. церковные деятели отказались заниматься снятыми фресками, а у музейщиков не оказалось денег. В результате пролежавшие год в холодном сарае древние фрески были признаны «не заслуживающими дальнейшего сохранения» и… выброшены в Плещеево озеро.
Если сравнивать состояние интерьеров с началом 90-х годов прошлого века, то можно обнаружить ряд изменений: так, иконостас пополнился совершенно неаутентичными иконами и кумачевой занавесочкой…

…а из под купола над средокрестием нависло излишне ажурное для голых стен паникадило.

Парочка вышеприведенных архивных фото взята из паспорта памятника архитектуры федерального значения «Спасо-Преображенский собор» (код 7610125000), откуда нелишним будет также привести план.

Ну а напоследок — чертежи южного и восточного фасадов собора из недавно выполненного ЦНРПМ за 8,5 миллионов рублей проекта реставрации.

При написании поста использовалась книга Г.К. Лукомского «О некоторых памятниках старинной архитектуры Переславля-Залесского и о печальном состоянии памятников церковного зодчества Горицкого Переславльского монастыря», СПБ, 1914 г.

Сантьяго-де-Компостела — Испанская Мекка

Собор Святого Якова в городе Сантьяго-де-Компостела является одной из крупнейших романских построек в Европе и самой крупной такой церковью в Испании

Запись относится к месту:
Испания

Город Сантьяго де Компостела считается третьим после Рима и Иерусалима центром христианства. В средние века многочисленные паломники преодолевали горы и долины, стремясь добраться до него. Сегодня сюда стекаются паломники и туристы со всех концов света — чтобы своими глазами увидеть главную достопримечательность города — собор Святого Якова, ну и чтобы просто побродить по средневековому городу, посмотреть на его дворцы и здания, полюбоваться романскими и барочными церквями из золотистого гранита… От этого города так и веет средневековьем!

На въезде в город возвышается огромная бронзовая фигура паломника, широко раскинувшего руки. В одной из них он держит широкополую шляпу, в другой — посох, неотъемлемые атрибуты странника. Если проследить за его взглядом — откроется здание величественного собора, окруженного старинными многоэтажными зданиями монастырей. Колокола его слышны на 15 километров вокруг!

Существует легенда о том, как Апостол Иаков Старший, ученик и близкий друг Христа, пришел проповедовать Евангелие в одну из отдаленных римских провинций Испании. По возвращении в Палестину он был обезглавлен Иродом. Его останки, положенные верными учениками в суденышко, оказались чудесным образом выброшенными на берег в устье реки Улья, недалеко от нынешнего города Сантьяго-де-Компостела. В 813 году монах-отшельник обнаружил забытый всеми ковчег. Узнав о находке, король Альфонс II распорядился построить базилику и провозгласил Иакова Старшего покровителем королевства. Позже на месте этой временной часовни в IX веке выросли друг за другом два каменных собора. В 997 году храм сжёг хаджиб Аль-Мансур, а ворота и колокола церкви увёз с собой в Кордову и передал в Месквиту.

Тот собор Святого Иакова (часто именуемый собором Сантьяго-де-Компостела, по названию города), который мы видим сегодня, был заложен в 1075 году королём Альфонсо VI. Тогда стены его состояли из гранита и строился он по образу и подобию тулузской базилики св. Сернина. Архитектором проекта стал испанский мастер Бернард старший, разработавший четкий план, которому следовало несколько поколений зодчих. Согласно этому плану собор состоит из трех нефов, трехчастного трансепта, алтарной части, окруженной деамбулаторием, который является продолжением боковых нефов. К наружной стене алтаря примыкают пять капелл, центральная из которых квадратная, а остальные четыре — полукруглые. Еще по две капеллы располагается на восточной стене каждого крыла трансепта. По всему зданию — даже по стенам выступающего трансепта — проходят высокие галереи. Таким образом, собор состоит из двух ярусов. Центральные нефы главной церкви и трансепта перекрыты цилиндрическими сводами, укрепленными поперечными арками, которые лежат на столбах. В самом центре санктуария находится высокий алтарь, а под ним крипта с мощами апостола, поклониться которым сюда и ходят многочисленные паломники. Мощи святого почивают в серебряной раке в крипте, уцелевшей от храма времён Альфонса Великого. В 1589 году они были спрятаны от английской “анти-Армады”, да так тщательно, что найти их потом не удалось) Мощи были обнаружены только в январе 1879 года; через пять лет их подлинность подтвердил сам папа Лев XIII. А в 1895 году была опубликована найденная в соборе рукопись — кодекс Каликста II, приписываемая перу одноимённого понтифика и содержащая ценные сведения о строительстве храма.

Собор построен в форме креста длиной 75 метров и шириной 57, башни его в высоту достигают 80 метров. Однако, несмотря на общую монументальность и масштаб, архитектура собора отличается изящным членением отдельных элементов. Это становится особенно заметно при сравнении ее с французскими постройками. Столбы в Сантьяго тоньше и выше, чем во Франции, имеют крещатую форму и квадратные базы. Они чередуются с крещатыми столбами с круглыми базами, что придает аркадам ритмичность и позволяет избежать однообразия внутри весьма просторного здания. С каждой стороны столба встроен полукруглый полупилон, причем три полупилона несут поперечные арки боковых нефов и главных аркад, а четвертый поднимается вверх до самой пяты свода и прерывается лишь узким карнизом. Высокие главные аркады перекликаются с аркадами галерей в следующем ярусе: пара колонн, стоящих одна за другой, разделяет каждую слепую арку на два проема.

Благодаря разнообразию наружного убранства собор уже издалека производил грандиозное впечатление на паломников. Особую роль играют щипцы крыльев трансепта, повторяющие очертания триумфальных арок, особенно северный щипец (южный был закончен гораздо позднее), поскольку с этой стороны идущие с севера пилигримы попадали в помещение над мощами святого. В одном описании паломничества рассказывается, что перед собором располагался передний двор с навесом и большим фонтаном со львами, где паломники омывали себя перед входом в святое место.

Наружное убранство также претерпело ряд изменений. В XVII веке к нему были пристроены башни в стиле барокко, а в наше время перестроен внутренний двор. К сожалению, все элементы собора, за исключением щипцов трансепта, почти полностью утратили первоначальный облик в результате многочисленных переделок.

Собор Святого Якова имеет четыре разных фасада: центральный, северный, восточный и южный. Центральный фасад собора носит то же название, что и площадь, на которую он выходит, — El Obradoiro. Построенный в стиле барокко в XVIII веке архитектором Фернандо де Кассас-и-Новоа, он заключает в себе черты различных эпох. Северный фасад собора Святого Якова — Azabacheria — был построен во второй половине XVIII века. В его архитектуре четко отразился переход от эпохи барокко в неоклассицизм. Восточный фасад собора носит название Quintana, также по названию площади, на которую выходит. Он был достроен во второй половине XVII века в стиле барокко, но, с эстетической точки зрения, очень пострадал от постоянных перестроек с XII по XVII век. Южный фасад Platerias был построен в 1075 году в романском стиле и является старейшим из фасадов собора Святого Якова. Он представляет собой крытый вход с романскими аркатурами тонкой работы.

Прежде об искусном внутреннем строении собора можно было судить уже снаружи. Но из-за того, что внешность его претерпела множество изменений и уже не производит прежнего впечатления – внутреннее убранство гораздо более, чем раньше, поражает воображение. Стены северного и южного фасадов с их высокими галереями расчленены несколько грубыми слепыми аркадами, сильно напоминающими ровную конструкцию акведука, тогда как восточная часть с алтарем отличается более богатым и детальным членением. В нижнем ярусе капеллы украшают частые полупилоны, перемежающиеся с глубокими лепными оконными проемами. В двух верхних ярусах алтарной части проходят слепые аркады. В то же время восточная стена трансепта, за исключением капелл, выглядит плоской. За богато украшенным алтарем находится постамент, окруженный резной каменной оградой. Эта ограда была построена по приказу правоверного халифа Альмансора. На постаменте возвышается искусно вырезанная из дерева фигура Святого Иакова на троне. Плечи его покрывает пелерина, сотканная из серебряных и золотых нитей. К Иакову ведут две лестницы — поднявшись на постамент, каждый желающий может прикоснуться к фигуре рукой и поцеловать ее в плечо. Паломники в этот момент просят Святого о заступничестве и об исполнении заветного желания, ради которого они проделали этот долгий путь. Каждое воскресение в соборе проходит торжественная служба, перед которой оглашается информация о вновь прибывших паломниках: сколько их прибыло, из каких стран, откуда начали свой Путь.

Внутрь собора свет проникает через окна в боковых нефах и галереях, а также через центральную башню. Таким образом, огромный неф не освещается напрямую. Ряд окон есть только в венце капелл, и этот прямой свет вносит немалую лепту в мистическое освещение санктуария и святых мощей мученика. К сожалению, в результате последующих перестроек невозможно было полностью воспроизвести первоначальное естественное освещение собора, но даже тот эффект полумрака, которого удалось добиться — поражает.

Одной из главных достопримечательностей собора является самое большое в мире кадило “ботафумейро” (“испускающий дым”), размером с человеческий рост, подвешенное прямо с потолка. Оно используется в соборе Сантьяго-де-Компостела уже в течение 700 лет! Весит кадило 80 кг и приводится в движение путём раскачивания восемью служителями в красных одеждах — скорость его движения достигает 60 км/час. На наполнение этого кадила уходит 40 кг угля и ладана!

От ботафумейро валят клубы благовонного дыма — по всей видимости первоначальное назначение этого необычного приспособления состояло в том, чтобы заглушать вонь, исходящую от тел тысяч немытых паломников) Средневековое кадило, изготовленное на средства Людовика XI, было серебряным и поражало паломников избыточным декором, но в 1809 году его похитили и переплавили солдаты Наполеона. Нынешнее кадило было изготовлено местными умельцами в 1851 году из сплава латуни и бронзы, и покрыто слоем серебра.

В соборе Святого Якова также есть музей: на четырех уровнях размещена богатая коллекция предметов религиозного искусства, наиболее ценные из которых принадлежали еще “старому собору” IX века. Здесь можно ознакомиться с коллекцией гобеленов, выполненных по картонам Гойи, а также Рубенса и других мастеров фламандской школы.

История

По легенде, в кафедральном соборе города захоронены останки апостола Иакова. Поэтому город с эпохи раннего Средневековья является третьей святыней католического мира (после Иерусалима и Рима), центром католического архиепископства и паломничества и конечным пунктом знаменитого маршрута Путь Святого Иакова, охватывавшего всю территорию Европы и давшего городу прозвище «христианской Мекки».

Своим значением для католической Европы город прежде всего обязан обретению мощей св. Иакова. Как считают верующие, после мученической кончины апостола в 44 году его останки были положены в лодку и пущены по волнам Средиземного моря. Чудесным образом эта лодка приплыла в Испанию, где святой проповедовал ранее, и была выброшена на берег в устье реки Улья (там, где появится позже город).

В 813 году, как гласит церковное предание, живший в этой местности монах-отшельник Пелайо, следуя за некоей путеводной звездой, обнаружил этот ковчег с мощами, которые оставались нетленными.

В 896—899 годах король Альфонс III издал указ, и на месте находки над мощами была построена небольшая церковь. Само место было названо Компостелла (лат. Campus Stellae, «Место, обозначенное звездой»). Святой Иаков, чудесно являвшийся во время битв с маврами, стал покровителем Испании и Реконкисты.

11 августа 997 года Сантьяго-де-Компостела был взят аль-Мансуром, который разрушил всё, что попалось на его пути, начиная с Визеу, отправной точки его похода. Кавалерия совершила бросок по суше, а пехота была переброшена морем из Сетубала в Опорто. Прибыв в Сантьяго-де-Компостела, аль-Мансур подошёл к останкам апостола Иакова, где нашёл старика священника Сан Педро де Месонсо, известного своей набожностью. Побеседовав с ним, мусульманский предводитель оставил мощи святого нетронутыми.

В Шант Якуб аль-Мансур нашёл старого монаха, стоявшего рядом с могилой святого. Он его спросил: «Почему ты здесь?». «Чтобы почитать Святого Иакова»,— ответил монах; и победитель дал указание, чтобы его не трогали.

— Байян аль Мугриб ибн Издари

Собор был снесён, а двери и колокола перенесены до Кордовы на плечах пленных христиан. Из колоколов были отлиты лампы в мечети города. Трофеи кампании огромные. Это — самое большое унижение, которое испытывали христиане, которые пришли в негодование, узнав о разорении святого места. Бермудо II, униженный, дискредитированный и без власти, вынужден просить мира. На обратном пути мусульманское войско испытало эпидемию кишечной инфекции, которую христиане приписали возмездию от апостола Иакова.

В 2000 году он имел статус культурной столицы Европы. 13 ноября 2004 года было совершено первое в истории компостельского собора православное богослужение.

24 июля 2013 года рядом с городом Сантьяго-де-Компостела сошел с рельсов междугородный экспресс Мадрид — Ферроль. В результате катастрофы погибли 77 человек, больше 120 получили ранения. Всего в поезде было 240 пассажиров.

Достопримечательности

Город является конечным пунктом Дороги св. Иакова, внесённой в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Улицы исторического центра города обрамлены портиками, связывающими архитектурные памятники в единый ансамбль.

Среди городских сооружений особый интерес представляет Сантьягский собор — выдающийся образец испанского романского зодчества (около 1080—1211); он же — «Портик славы»; в XVII—XVIII веках фасад перестроен в стиле барокко, а также Королевский госпиталь (портал платереско, 1501-11, архитектор Э. де Эгас; перестроен в XVII веке), ныне — отель «Parador de Santiago de Compostela». Изображение собора представлено на аверсе монет в 1, 2 и 5 евроцентов, чеканящихся в Испании.

За зданием собора находятся два монастыря XVI в.: Сан Мартин Пинарио (San Martin Pinario) и Сан Пелайо (San Pelayo), в котором продаются пирожные и лимонное печенье, выпекаемые монахинями. Представляют интерес также дворец Хелмирес (Gelmires), Каса-дель-Кабильдо (Casa del Cablldo), Сан-Фикс (San Fix), Санта-Мария-Саломе (Santa Maria Salome), примечательную церковь Санто Доминго де Бонаваль (Santo Domingo de Bonaval), где покоятся останки поэтессы Росалии де Кастро.

  • Университет (англ.), основанный в 1495 году.
  • Музей этнографии Побо Галего (Museo de Pobo Galego), дающий полное впечатление о жизни и истории галисийцев. В числе прочего там представлены лодки, рыболовные снасти, орудия труда мелких ремесленников, плетёные корзины, кружево, предметы быта, местные сабо. Отдельного внимания заслуживает тройная винтообразная лестница, один из шедевров архитектора Доминго де Андраде.
  • Имеются археологический музей, музей ковров (испанские и фламандские гобелены, созданные по рисункам Ф.Гойи и П.Рубенса).
  • Памятник Две Марии.

Leave a Comment