Собор Святого Вита

Готический собор Святого Вита в Праге

Этот удивительный собор можно увидеть с разных мест в Праге. Он величественно возвышается над всем Пражским Градом и является настоящей жемчужиной европейской готики и национальной святыней Чехии. Именно здесь, в соборе святого Вита, погребены чешские короли и Пражские архиепископы.


1. Побывать в Праге и не увидеть это великолепие просто невозможно. При виде этого сооружения, заложенного еще святым Вацлавом в 925 году, захватывает дух. В то время был построен только храм-ротонда, а строительство самого собора началось в 1344 году при правлении короля Карла IV.


2. Из-за того что собор строился на протяжении 600 лет аж до 1929 года, над зданием успели поработать огромное множество архитекторов и каждый принес частичку своего в это уникальное творение архитектуры.


3. Интересно, что Петер Парлер, один из архитекторов собора Святого Вита, спроектировал и построил «Карлов мост» самый знаменитый мост Праги, на котором каждый день можно встретить тысячи туристов.


4. Парлер начал работу над зданием собора, когда ему было 23 года, тогда он сменил умершего Маттиаса из Арраса первого архитектора, который разработал общий план строения и начал строить собор в стиле французской готики.


5.

Собор святого Вита в Праге, история, описание

На смену Парлеру пришли его сыновья, которые уже завершали строительство южной части собора.


6. В 1419 году начались гуситские войны во время которых строительство собора прекратилось.


7. В XV веке строительство будущей святыни Чехии почти не продвинулось. К тому времени собор Святого Вита был отстроен только наполовину.


8. И только в 1844 году Ворцлав Песина и архитектор Йозеф Краннер представили программу окончания строительства собора.


9. Заканчивал работу Краннера, после его смерти, уже архитектор Йозеф Мокер, который сконструировал западную сторону собора в классическом готическом стиле.


10. Последним архитектором великого собора был Камил Гилберт.


11. В 1920 году различные скульпторы и художники взялись за украшение собора Святого Вита. И к 1929 году все работы были закончены.


12. И вот теперь мы можем наблюдать это величественное, красивое здание в строительство которого было вложено столько сил.


13.


14.


15.


16.


17.


18.


19.


20.


21.


22.


23.

Собор святого Вита

Katedr’ala svat’eho Vita

Адрес: Прага 1, Градчаны, Пражский Град,

Третий двор.

Как добраться: метро Hradcanska, Malostranska.

Трамваи 22, 23 до остановки «Prazsk’y Hrad».

Этот готический шедевр, поражающий своим величием и красотой как снаружи, так и внутри, знаменит еще и тем, что строился почти 600 лет. Начало было положено в 1344 году, а окончательный вид собор приобрел лишь в 1929-м. Примечательно и то, что первоначально на месте собора было капище языческого божества по имени Свентовит. В жертву ему приносили черных петухов, калачи и вино. По старой традиции, в день святого Вита некоторые чешские христиане до сих пор кладут у собора вино и калачи — любимые лакомства древнего бога. Правда, черный петух канул в Лету.

В житии святого упоминается, что Вит страдал эпилепсией, во время приступов которой («пляска святого Вита») и изрекал свои пророчества. Язычники бросили святого в клетку со львами, но львы проявили себя куда лучше людей, ласкаясь к Виту, как огромные котята. Язычников чудо не впечатлило — на святого Вита вылили кипящее масло. Тогда вмешались ангелы — подняли его и унесли в горы, где святой умер от ожогов.

В 929 году чешский князь Вацлав заложил на месте языческого капища первый собор в виде ротонды. Когда германский король Генрих I передал Вацлаву руку святого Вита, собор стал местом ее хранения. Слава собора росла, и в XI веке поток паломников к мощам святого настолько возрос, что небольшое здание уже не могло вместить всех верующих, и храм начал постепенно расширяться. Его перестроили в базилику — прямоугольное здание из трех продольных частей, отделенных друг от друга колоннадой. Строительство закончилось в 1096 году.

В 1344 году Прага обрела статус архиепископской епархии, и базилика Святого Вита должна была стать готическим собором. Начало этому положили Ян Люксембургский и его сыновья — Карл (ставший позднее чешским королем Карлом IV) и Ян Йиндржих. Они и заложили первый камень будущего чуда готики.

К возведению Кафедрального собора приступил архитектор Матье из Арраса, под его руководством за период с 1344 по 1352 год было выстроено восемь капелл. В скором времени мастер умер.

В 1355 году Карл IV был коронован в Риме как император Священной Римской империи. Собор должен был служить доказательством могущества — императора, империи и ее столицы. Храм был задуман как символ тройственности метрополии: Прага — как главный город Чехии; Град — как основа Праги; собор Св. Вита — как главный храм Града. После смерти Матье Карл VI нанял одаренного архитектора из Швабии Петра Парлержа. Императора не испугал совсем юный возраст Парлержа — его так потряс эскиз будущего собора, сделанный молодым архитектором, что Карл не задумываясь доверил ему строительство — и Парлерж строил собор до конца своей жизни. Он успел построить остаток капелл хора, трифорий и перекрыть сводами хор. Начал строить трансепт и башню, но закончить не успел. Впервые в Центральной Европе использовал сетчатые своды.

Сыновья Парлержа Ян, Вацлав и Петр доделывали главную башню, пока не начались гуситские войны. На троне в это время был Вацлав IV, получивший пророчество «погибнуть перед башней святовитской». Предсказание было двусмысленным. Чего касалось это «перед» — времени или места? Убьют ли его прямо перед башней или перед тем, как она будет закончена? Напуганный Вацлав велел снести башню, но приказ не успели привести в исполнение — начались гуситские восстания, и короля хватил удар.

Башня не была снесена, но войны и смута в стране надолго отложили ее завершение. Архитекторы Вольмут и Тироль закончили ее лишь в 1562 году, украсив галереей в стиле Возрождения и луковичной крышей. В 1770 году к башне приложил руку архитектор Пакасси, которому она обязана своим барочным обликом, сохранившимся до наших дней.

С 1877 по 1929 год строился западный фасад собора, и с 1929 года все пока осталось как есть.

С крыши собора взирают всевозможные чудовища, демоны, горгульи, химеры. Считается, что своим ужасным видом они отгоняют злых духов — если демон вдруг увидит свое собственное изображение, он в страхе улетит. Помимо отпугивания демонов химеры служат для стока воды. Очень хорошо, что готическое искусство в этих целях не применяло, скажем, зеркала, как это делали китайцы. Горгульи и химеры святого Вита сделаны с такой фантазией и представлены в таком многообразии, что от них невозможно оторвать взгляд.

В соборе Святого Вита покоятся мощи покровителя Чехии — святого Вацлава. Они хранятся в капелле Святого Вацлава — самой священной части храма, богато отделанной золотом и драгоценными камнями — аметистами, яшмой и халцедоном. Стены капеллы сплошь покрыты фресками XV века на сюжеты Страстей Христовых и легенды о святом Вацлаве. Здесь же находится маленькая дверца, запертая на семь замков. Ключи от этих замков выданы семи должностным лицам, по одному ключу каждому. Лишь собравшись все вместе, они могут отпереть дверь, ведущую в сокровищницу, где хранятся коронационные регалии. В северном портале капеллы находятся железные двери, сделанные во второй половине XIV века. В двери вставлено бронзовое романское кольцо. Как гласит легенда, это кольцо с дверей церкви Святых Козьмы и Дамиана, за которое схватился Святой Вацлав в последнее мгновение своей жизни.

Главное достояние сокровищницы — Святовацлавская корона, сделанная по заказу самого Карла IV. В процессе ее создания принимала участие и его первая жена, французская королева Бланш де Валуа, правнучка Людовика Святого. Корона выполнена по французскому образцу. Корона увенчана четырьмя лилиями, украшенными драгоценными камнями, посредине возвышается золотой крест, внутрь которого вложен сапфировый крестик с выгравированным распятием. В гравировку вложена щепка с короны Христа, хранившейся у французских королей. Корона святого Вацлава использовалась для коронации чешских королей, после чего возвращалась обратно — в собор Святого Вита. С тех пор как Чехия перестала существовать в качестве монархии, корона больше не использовалась. На всеобщее обозрение ее выставляли только раз — к тысячелетию святого Вацлава.

Существует легенда, что каждый, кто не по праву завладеет короной или хотя бы ее примерит, будет навеки проклят и умрет, не прожив и года. Дважды проклятие сбывалось — корону во время оккупации Чехословакии примеряли нацисты: протектор Чехии и Моравии Рейнхард Гейдрих и его заместитель К. Г. Франк. Гейдрих через несколько месяцев после примерки погиб от рук чешских патриотов. Франк в конце войны спрятал корону и надеялся, что она спасет ему жизнь — ведь только он знал, где находится тайник. Но он закончил жизнь на виселице, а корону нашли без его помощи.

Внутри собора гармонично сосуществуют художественные стили всех эпох, в течение которых он возводился. Готические сводчатые потолки и стрельчатые арки переплелись с модернистскими витражами невероятной красоты. Автор одного из витражей — знаменитый чешский художник Альфонс Муха. Нет пророка в своем отечестве — молодого Муху не приняли в Пражскую академию художеств, и он уехал в Париж, где долго бедствовал, пока в канун Рождества в его мастерскую не заглянула — совершенно случайно — прославленная Сара Бернар. Ей срочно требовалась афиша, но никто не желал браться за работу в Рождество — никто, кроме Мухи, которого афиша прославила на весь Париж. На родину Альфонс Муха вернулся знаменитым художником. Его дивной красоты витраж в соборе Святого Вита изображает сцены из жития святых Кирилла и Мефодия.

На галереях хоров помещены готические скульптуры основателей и меценатов храма.

Собор святого Вита

Одна из фигур изображает самого святого Вита. Рельефы на средних створках бронзовых ворот собора рассказывают историю строительства собора — от 925 до 1929 года. На воротах справа — сцены из жития святого Вацлава, а слева — житие святого Войтеха, епископа, погибшего мученической смертью.

Южные Золотые ворота справа от башни украшает восстановленная мозаика 1370 года с изображением Страшного суда. Фон ее сделан из позолоченных кубиков стекла, мозаичные фигуры — из разноцветных камешков. Все камешки были специально выточены в Венеции в 1370–1371 годах. Ворота закрыты бронзовой решеткой с аллегорическими композициями на зодиакальные темы.

Золотые ворота — главный вход в храм. Через них проходили торжественные процессии, а также правители в день коронации.

Название «Золотые» ворота получили благодаря мозаике со сценами Страшного суда, созданной венецианскими мастерами.

Внутри собора скульптур относительно немного, и они не вполне обычны для готики. Парлерж и его ученики создали ряд портретов членов царствующей династии, князей церкви и строителей храма. Мягкие линии, приветливые лица имеют мало общего с типичной готической портретной скульптурой.

Гибкий, богатый и свободно применяемый чешскими мастерами архитектурный декор положил начало в Средней Европе так называемой пламенеющей готике. Впоследствии этот стиль был подхвачен в Германии, Франции и других европейских странах, однако у чехов все по-другому. Чешское зодчество того времени — это здоровая изящная жизнерадостность, а не тревожность, свойственная поздней готике той же Германии.

Лестница рядом с одной из капелл ведет в подземелье храма, к археологическим раскопкам и в королевскую крипту. Спустившись в лабиринт, часть которого отгорожена решеткой и погружена во тьму, можно увидеть место последнего упокоения некоторых чешских королей. Здесь находятся гробницы Карла IV, четырех его жен (Бланш, или Бланки Валуа, Анны Пфальцской, Анны Свидницкой и Элишки Поморянской), Иржи из Подебрад, Вацлава IV, Рудольфа II. Под низкими потолками короли, как солдаты, в деревянных гробах начала XX века, стоящих в полутора метрах друг от друга.

Между алтарем и скамейками для прихожан в королевском саркофаге мирно спят Фердинанд I, его жена королева Анна и их сын Максимиллиан II, а вдоль стен идет бесконечный ряд часовен. Внутри эти комнатки наполнены разного рода артефактами, предметами церковной утвари вроде кропильниц, алтарей, статуй и надгробий, а также останками тех, кто в разные времена удостоился чести покоиться в главном храме страны. Здесь нашли последний приют все пражские архиепископы, некоторые придворные и князья.

Рядом со спуском в крипту — подъем на главную башню собора. На лестнице 287 ступенек и ни одной площадки, на которой можно остановиться и передохнуть. Зато сверху можно видеть весь город — как на ладони.

Собор Святого Вита в Праге: интерьер и внутреннее пространство

Староместская площадь

Свой первый визит я начала с главной достопримечательности Праги – Староместской площади, где находятся известные всему миру астрономические часы. Каждый час, когда бьют часы, можно увидеть представление: апостолы, каждый по очереди, выглядывают в маленькое окошко, а чуть ниже четыре фигуры, олицетворяющие людские пороки, начинают шевелиться (смерть, например, звенит в колокольчик – якобы, напоминая о скоротечности жизни). Сама по себе площадь – очень романтичное место. Придите сюда вечером и сами в этом убедитесь.

Карлов Мост

Гуляя по Праге невозможно пройти мимо Карлова моста. На нем расположено 30 скульптур. Одна из них посвящена Яну Непомуцкому, которого по преданию сбросили в мешке с Карлого моста. В том месте, куда упал мешок с Яном Непомуцким, люди якобы увидели свечение из 5 звезд. С тех пор святого изображают с пятью звездами над головой. Туристы останавливаются, прикладывают пальцы руки к этим звездочкам и загадывают желание. Вообще на Карловом мосту несколько мест для загадывания желаний.

Пражский град

Продвигаясь от Староместской площади по Карлову мосту, мы попадаем в Пражский Град – резиденцию президента Чехии. Говорят, что президент иногда ходит на работу пешком вместе с простым народом. В Москве такое даже представить невозможно. Пражский Град расположен в Градчанах на холме. Он как бы возвышается над городом.

Собор святого Вита

В Пражском Граде находится известный всему миру и один из самых больших в Европе – собор святого Вита (полное название — кафедральный собор св. Вита, Вацлава и Войтеха). Его строительство обрывалось несколько раз. В итоге здание строилось практически 600 лет. В приделах собора погребены чешские короли и архиепископы Праги, там же хранятся коронационные регалии средневековой Чехии.

Собор Святого Вита

Злата улочка

Прогуливаясь по Пражскому Граду, не забудьте заглянуть в Злату улочку, которая вечером превращается в сказку. Название улицы пошло от того, что здесь когда-то жили и работали чеканщики золота. Еще существует легенда, что там жили алхимики — мастера которые умели превращать другие металлы в золото.

В дневное время, вход на улочку платный.

Вацлавская площадь

Вацлавская площадь, где находится памятник святому Вацлаву. Основная площадь в Новом Месте Праги. Здесь проходят демонстрации, гуляния. Чехи часто назначают встречу у коня. Там же часто проходят всевозможные политические митинги.

Односторонняя пешеходная улица

Односторонняя улочка (находится рядом с Карловым Мостом). Работает пешеходный светофор. Чтобы он загорелся, нужно нажать на кнопку.

Читайте далее: Вышеград, Парк Летна, Петринский сад.

Кафедральный собор Святого Вита

Михаил Шварц 18 августа 2015 63,055 2

Сердце чешского государства и святое место для всех чехов лежит посредине III двора Пражского града, где когда-то стояла ротонда св. Вита, основанная св. Вацлавом (925 г.), а позже и романская базилика (после 1059 г.), там сегодня находится кафедральный собор св. Вита с часовней св. Вацлава.

Собор Святого Вита, Вацлава и Войтеха (Katedrála svatého Víta, Václava a Vojtěcha), фото one-thirteen

Собор Святого Вита (Katedrála svatého Víta) называют жемчужиной Пражского Града. Величественные шпили готического храма взметнулись к небу, прекрасные фасады украсило кружево каменной резьбы. Короли Чехии короновались здесь до 1836 года.

История Собор Святого Вита

Собор был заложен в 1344 году на фундаменте церкви-ротонды X века. В XI веке ротонду перестроили в базилику, а в XIV столетии Ян Люксембургский задумал возвести на этом месте новый грандиозный собор. Первым архитектором проекта стал фламандец Матьё Арасский. В 1352 году руководство строительством принял Петер Парлер – в то время молодой и малоизвестный зодчий.

Более сорока лет отдал Парлер постройке собора. К концу жизни он успел закончить только часть трансепта и хор. Сыновья архитектора достроили южную сторону храма и часть башни.

Гаргульи, фото Roman Melnichuk

В годы гуситских войн строительство было надолго остановлено. В XV–XVI вв. работу продолжали архитекторы Б. Рейт и Б. Вольмут – в тот период была возведена северная часть собора с башней. В недостроенном храме проходили богослужения, совершались торжественные церемонии.

Строительство длилось почти шесть столетий и закончилось в XX веке. Западную часть храма достроили по проекту Петра Парлера чешские зодчие. Основные работы по оформлению здания завершились к 1929 году.

Западный фасад

Западные неоготические башни-близнецы и окно роза

Войти в храм сегодня можно через один из трёх порталов западного фасада. Рельефы на бронзовых центральных вратах изображают фрагменты истории строительства собора; на боковых вратах отражены сцены из легенд о короле Вацлаве и епископе Войтехе. На витражном окне над порталом можно увидеть картину «Сотворение мира». Водостоки фасада украшены горгульями и химерами. Западные неоготические башни-близнецы поднимаются на высоту 82 м. Их возводили последними – в XX веке, по первоначальному плану Парлера.

Южный фасад

Южная башня и Золотые ворота

В южной части храма находятся «Золотые ворота» – парадный вход для священников верховного сана. Со стороны южного фасада расположена и колокольная башня .

Высота колокольни составляет 96,5 м. Она украшена удивительными часами, созданными в 1597 году. У этих часов два циферблата, отдельно показывающие часы и минуты. К смотровой площадке, расположенной на южной башне, ведёт винтовая лестница, насчитывающая 298 ступеней. За позолоченными решётками скрыты соборные колокола. Первую звонницу храма уничтожил пожар 1541 года, после этого были установлены новые колокола. Самый большой из них – Зигмунд, созданный мастером Т. Ярошем.

Золотые ворота

Золотые ворота (Zlatá brána)

Портал «Золотые ворота» тоже создан по проекту П. Парлера. На решетках перед вратами можно рассмотреть стилизованные астрологические изображения. В нише ворот находится мозаичное распятие, выполненное по православным канонам. До сих пор неизвестно, как и почему оно появилось на портале католического храма. Украшением тройной арки «Золотых ворот» служит мозаика «Страшный суд», выполненная из золочёного стекла и цветной смальты. Более миллиона мозаичных элементов для этой картины изготовили венецианские мастера.

Внутреннее убранство Собора

Неоготический архитектурный стиль центрального нефа с ребристыми сетчатыми сводами, фото Andrew

Интерьер собора св. Вита поражает величием и богатством. Свод храма поддерживают 28 колонн. Двадцать мастеров в разное время создавали витражные картины для храма, среди них был и модернист Альфонс Муха. Орган собора считают одним из красивейших в Европе.

Часовня Святого Вацлава

Часовня св. Вацлава (Svatováclavská kaple), фото Steven Ballegeer

Сокровищницей готического искусства называют капеллу Святого Вацлава (kaple svatého Václava), построенную во времена Карла IV Петером Парлером (закончена к 1367 г.). Здесь покоится тело вечного правителя и защитника страны, а над часовней в Коронной палате хранятся коронационные драгоценности (korunovační klenoty) средневековой Чехии. Самая ценная среди них корона св. Вацлава (Svatováclavská koruna) времен Карла IV. Легенда гласит, что тот, кто наденет ее не по праву, не проживет и года. Говорят, что на это решился только гитлеровский протектор Р. Гайдрих, и меньше чем через год погиб при покушении (1942).

Стены часовни украшены искусными фресками, декорированы золотом и мозаикой из самоцветов. Посредине установлена фигура св. Вацлава в боевых доспехах.

Часовни

Могила святого Яна Непомуцкого

В капеллах хора можно увидеть многочисленные надгробия чешских правителей и епископов. В капелле Св. Марии Магдалины покоятся останки Матьё Арасского и Петера Парлера.

Собор Святого Вита

В часовне Яна Непомука установлено серебряное надгробие весом около двух тонн. Всего в соборе 23 капеллы.

Трифориум

Трифориум – галерея-балкон, фото Chris McDaniel

Пространство храма разделено надвое трифориумом (Triforium). Этот балкон-галерея делит собор по горизонтали на земную часть и небесную сферу. В трифориуме хранятся бюсты представителей королевских династий, архиепископов и архитекторов – создателей собора.

Главный алтарь и крипта

Мавзолей, фото Brian Wu

Перед главным алтарём, созданным в XIX веке мастерами Краннером и Мокером, расположено беломраморное надгробие работы голландца Молина (1589 г.). Его крышка украшена рельефными изображениями Фердинанда I, его супруги – Анны Ягеллонки, их сына – Максимилиана II. Это надземная часть мавзолея – внизу находится королевская крипта. Вход в неё открывается из часовни Святого Креста.

Спустившись в крипту, посетители видят остатки фундамента старой ротонды, открытые археологами. Здесь находится и королевский склеп с саркофагами Карла IV, Вацлава Четвёртого, Йиржи из Подебрад, Рудольфа Второго и других правителей Чехии.

Собор Святого Вита с востока

Как добраться

На трамвае № 22 доехать до остановки Pražský hrad. Повернуть налево (перейти дорогу) и идти по улице U Prašného mostu, перейти через Пороховой мост и вы окажетесь во II дворе Пражского града. Дальше надо зайти в III двор.

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик HotelLook. Он ищет одновременно на Букинге и на десятках других сайтов бронирования. Посмотрите→

Скачайте карты Праги

Скачайте и распечатайте карты достопримечательностей Праги + пивную карту:

Рекомендуем ознакомится: http://pragagid.ru

Leave a Comment