Собор святого Михаила

История

Первая церковь Святого Михаила, покровителя моряков, была возведена в Новом городе Гамбурга в 1648 — 1669 году Петером Маркардтом и Кристофом Корбинусом. Это была большая красивая трёхнефная церковь, в конце XVII века она считалась одним из четырёх главных храмов Гамбурга. Однако её ждала недолгая жизнь — в 1750 году в результате удара молнии храм полностью сгорел, колокольня храма обрушилась. На следующий же год на старом месте было начато возведение новой церкви по проекту Иоганна Леонарда Прея и Эрнста Георга Зоннина. К 1762 году постройка была закончена, однако башня церкви была выведена лишь до уровня крыши. Только к 1786 году гамбургцы смогли завершить дело — храм украсился элегантной и яркой башней и стал тем Михелем, которым жители города по праву гордятся и сейчас.

Но испытания, выпавшие на долю Михеля, на этом далеко не закончились. 3 июля 1906 года его ждал новый удар судьбы — во время строительных работ возник пожар — полностью выгорела и обрушилась башня, от церкви остались одни стены. Целый ряд архитекторов и влиятельных граждан Гамбурга высказались против восстановления Большого Михеля. Они предлагали поставить на том же месте новую церковь — воздвигнутую в соответствии с духом XX века. Однако простые жители Гамбурга, любившие и гордившиеся своей достопримечательностью, решили восстанавливать храм. К 1912 году третья церковь Святого Михаила была возведена по прежним чертежам, но при этом использовались самые современные материалы и технологии. Именно железобетонная конструкция помогла третьей церкви выстоять во время Второй мировой войны, когда Гамбург, как один из промышленных центров и основных портов Германии, подвергался массированным бомбардировкам.

13 ноября 1980 года здесь в исполнении артистов Гамбургского балета прошла премьера «Эскизов к Страстям по Матфею», предварительного варианта спектакля Джона Ноймайера «Страсти по Матфею» (сценическая премьера состоялась 25 июня 1981 года на сцене Гамбургской оперы).

В 2008 году изображение церкви Святого Михаила в Гамбурге было помещено на реверс памятной монеты номиналом 2 евро из серии «Федеральные земли Германии» как символ федеральной земли Гамбург.

Архитектура

Церковь Святого Михаила

Спроектированная в XVIII веке церковь Святого Михаила представляет собой яркий образец архитектуры на стыке двух эпох — барокко и классицизма. Церковь симметрична в плане, её длина 71, ширина 51, высота нефа — 27 метров. Для облицовки здания использован местный красный обожжённый кирпич, декоративные элементы исполнены из известняка; стены и порталы членены ионическими пилястрами. Над главным порталом храма установлена большая бронзовая статуя Архангела Михаила, побеждающего дьявола.

Впечатляющая 132-метровая колокольня церкви Святого Михаила является второй по высоте в Гамбурге, формируя узнаваемый силуэт города. На высоте 106 метров расположена обзорная площадка, до которой можно добраться на лифте или пешком, преодолев 453 ступени. Часы на колокольне — самые большие в Германии. Они изготовлены страсбургской фирмой Ungerer. Цифры и стрелки часов покрыты сусальным золотом. Каждый из четырёх циферблатов имеет восемь метров в диаметре, длина большой стрелки почти пять метров, маленькой — более трёх с половиной, вес каждой стрелки около 130 килограммов. Современный большой колокол церкви отлит в Карлсруэ в 2008 году.

Статуя Архангела Михаила над главным порталом

Посетители входят в храм через подножие башни. Хорошо освещённый зал на 2500 мест имеет в плане форму креста. Мраморный алтарь высотой 20 метров со стоящими по сторонам колоннами, волнистой надстройкой и золотым нимбом Святого Духа выдержан в стиле барокко. Над алтарным столом — рельеф из позолоченной бронзы, показывающий Тайную вечерю, по сторонам алтаря изображены сцены из жизни Иисуса. Рядом с алтарём стоит купель из белого итальянского мрамора — часть из того немногого, что осталось от второй церкви.

В центральном и боковом приделах церкви Святого Михаила установлены мемориальные доски в память погибших моряков. В крипте церкви похоронены композиторы Иоганн Маттезон и Карл Филипп Эммануил Бах.

Костёл Святого Михаила (Вильнюс)

католический храм

Костёл Святого Михаила

Kościół Świętego Michała
Švento Mykolo bažnyčia


Костёл Святого Михаила. Главный фасад

54°40′58″ с. ш. 25°17′32″ в. д.HGЯOL

Страна

Литва Литва

Город

Вильнюс

Конфессия

католицизм

Епархия

Вильнюсская

Тип здания

приходской костёл

Архитектурный стиль

готика, ренессанс, барокко

Первое упоминание

Дата основания

Строительство

1594—1625 годы

Состояние

музей

Костёл Святого Михаила на Викискладе

Костёл Свято́го Михаи́ла в Вильнюсе (костёл Святого Архангела Михаила; костёл Миколаса; лит. Švento Mykolo bažnyčia, польск. kościół Świętego Michała) — памятник архитектуры с переходными чертами от готики к ренессансу и родовая усыпальница Сапег; располагается в Старом городе неподалёку от ансамбля костёлов бернардинцев и Святой Анны на противоположной стороне улицы Майронё (в межвоенные годы улица Святой Анны, в советское время улица Тесос) у перекрёстка улиц Бернардину (в советское время переулок Пилес) и А. Волано. Официальный адрес ул. Шв. Миколо 9 (Šv. Mykolo g. 9), прежний — ул. Шветимо 13 (Švietimo g. 13), ныне ул. Волано. Ансамбль зданий монастыря, включающий здания храма, монастыря и его хозяйственную постройку, ограду, ворота с колокольней и остатки галереи, включён в Регистр культурных ценностей Литовской Республики и охраняется государством как объект национального значения (код 764). В настоящее время в храме располагается Музей церковного наследия.

Колокольня и главный фасад

Строительство костёла было начато в 1594 году, когда канцлер, позднее занявший должности великий гетман Великого княжества Литовского, виленский воевода Лев Сапега подарил монахиням бернардинского ордена из обители на Заречье свой дворец, переоборудованный в монастырь для 24 насельниц, и выделил средства на строительство при нём костёла. Строительные работы завершились в 1625 году. Создателем строения считается каменщик Ян Каетка. По другим сведениям, в 1593 году в собственность Льва Сапеги перешёл участок виленской земли неподалеку от костёлов Святой Анны и Святых Бернардина и Франциска, ранее принадлежавший семейству Воловичей. Не прошло и года, как собственник участка передал его монастырю бернардинок (кларисс). 1 октября 1599 года был подписан акт пожертвований монастырю, согласно которому было принято обязательство не только позаботиться о содержании монахинь, но и возвести католический костёл Святого Архангела Михаила, а также жилые и хозяйственные помещения. В свою очередь монахини обязались молиться за короля, сенат, страну и семью фундатора Сапеги. Строительство растянулось на тридцать лет — торжества по освящению прошли 8 сентября 1629 года. Имя воинственного святого Архангела Михаила, необыкновенно популярное в Европе после Тридентского собора, должно было выразить триумф Католической церкви в борьбе за заблудшие души верущих.

Остатки былой галереи во дворе

В 1655 году костёл сильно пострадал при нашествии казаков во время польско-русской войны; храм был разграблен и сожжён. У восстановленного в 1662—1663 годах костёла появился барочный западный фасад и боковые башни. С тех пор здание при неоднократных ремонтах менялось мало.

В конце XVII века (по другим сведениям в 1715 году) была возведена отдельная колокольня в барочном стиле.

В 1703 году к костёлу была пристроена галерея с дорическими колоннами, остатки которой в виде ряда ничего не подпирающих столбов сохранились во дворе храма по сей день. Высокая северная стена двора была сооружена в 1874 году при прокладке улицы Святой Анны и обустройстве небольшой площади перед костёлом Святого Михаила.

С костёлом связан знаменательный эпизод межконфессиональной борьбы первой половины XVII века: в сентябре 1639 года на крестинах у жившего неподалёку от костёла реформатского министра Сурновского подпившие гости вздумали стрелять в галок, сидевших на крыше соседнего кальвинского сбора.

Случайно одна пуля попала в икону Богородицы, нарисованную на фронтоне костёла Св. Михаила; другая пробила стёкла и упала в галерею с органом. Монахини, жившие при этом костёле, ударили в набат. Собрались толпы народа, явились иезуитские студенты, начался штурм евангелического собора, многих изувечили и ранили, один шляхтич был убит, некоторые дома и жилища кальвинистов разграблены. Виленский воевода, князь Христофор Радзивилл выслал отряд войска, который разогнал толпу, хотя, конечно, и со стороны войска были бесчинства. Дело об этом рассматривалось даже на сейме. Кальвинский сбор приказано закрыть и потом дозволено построить новый за чертою города (за Трокскими воротами, насупротив нынешнего сбора, где дома евангелического духовенства и виднеются уцелевшие памятники бывшего здесь кладбища.

Российские власти в 1864 году упразднили монастырь на Заречьи (и устроили в нём ночлежный приют), сёстры из которого перешли в монастырь Михаила Архангела. В 1885 или в 1886 году был закрыт и этот монастырь; остававшиеся к тому времени три монахини были переведены в бернардинский монастырь при костёле Святой Екатерины, а здание было передано женской гимназии. В 1888 году костёл был закрыт.

В 1905 году семейству Сапег удалось вернуть костёл как родовую собственность. В том же году храм был обновлён краковским архитектором и реставратором Зыгмунтом Генделем По другим сведениям, костёл реставрировался под руководством архитектора Зыгмунта Генделя из Кракова, руководившего также реставрацией собора на Вавеле, в 1906—1912 годах . В костёле возобновились службы.

После 1919 года в монастырь вернулись бернардинки и возобновили костёл. В помещениях монастыря располагались католические организации.

Главный фасад

В 1948 году храм был закрыт. В советское время он значился памятником архитектуры всесоюзного значения и был передан учреждённому в 1968 году Архитектурному музею. В храме в 1972 году была расположена экспозиция, в помещениях бывшего монастыря — отдел исторических исследований Института консервации памятников Литовской ССР и отделы музея. В 1993 году весь ансамбль был передан курии Вильнюсской архиепископии, позволившей музею пользоваться помещениями. В 2006 году церковные власти начали ремонт. Приказом Министерства культуры Литвы Архитектурный музей был ликвидирован. По завершении ремонта в храме 18 октября 2009 года был открыт Музей церковного наследия (учреждённый 7 октября 2005 года декретом вильнюсского архиепископа митрополита кардинала Аудриса Юозаса Бачкиса, музей провёл несколько выставок в Литовском национального музея, Королевском замке в Варшаве и в краковском Вавельском замке).

Интерьер

Светлое внутреннее помещение перекрыто характерным для ренессанса цилиндрическим сводом с люнетами. Свод декорирован симметричным рельефным орнаментом из розеток, цветов, звёзд. На фоне светлых стен выделяются мраморные алтари и надгробные памятник, обильно украшенные скульптурами.

Разноцветный главный алтарь чёрного, красного, зелёного, бронзового мрамора относится к XVII веку. Три боковых белых, с позолотой, алтаря представляют рококо XVIII века.

  • Эпитафия Христофора Михаила Сапеги

  • Памятник Теодоры Кристины Сапеги

  • Эпитафия Яна Станислава Сапеги

С самого начала костелу была предназначена важная функция мавзолея для рода Сапег, и это был первый такого рода храм в Литве. В храме справа от главного алтаря сохранился надгробный памятник фундатора костёла Льва Сапеги (умер в 1633 году), его двух жён Елизаветы, урождённой Радзивилл, и Дороты, урождённой Фирлей, с их скульптурными изображениями и эпитафиями.

Эпитафию подстолия великого литовского и писаря великого литовского Христофора Михаила Сапеги, рано умершего в 1631 году сына Льва Сапeги, создал один из итальянских скульпторов, работавших в Вильно в первой половине XVII века, предположительно Константино Тенкалла или его брат Якопо Тенкаллаrult. Этому произведению свойственна чистота стиля и мастерская композиция, в которой выделяется белый мраморный бюст юноши, отмеченный индивидуальными чертами.

Помимо того, в костёле находятся мраморные памятники сына Льва Сапеги Яна Станислава Сапеги (умер в 1635 году) и Теодоры Кристины Сапеги из рода Тарновских (умерла в 1652 году), другие надгробные памятники вельможного рода. Монументальный надгробный памятник Теодоры Кристины, жены подканцлера литовского Казимира Льва Сапеги, отличается роскошью и изяществом. Белый мраморный бюст с тщательной передачей прически и одежды эпохи изображает молодую женщину. В надгробии несколько раз повторяется родовой герб Лелива, вписанный между пластично и точно выполненными декоративными деталями. Этот мемориальный памятник создали архитектор итальянского происхождения Джованни Баттиста Гислени и недолгое время работавший в Вильно римский скульптор Джованни Франческо Росси, который создал также бюст виленского епископа Юрия Тышкевича в виленском Кафедральном соборе Святого епископа Станислава и Святого Владислава.

Над входом в крипту установлена мраморная эпитафия маршалка великого литовского Яна Станислава Сапеги (1588—1635), составляющая часть портала.

Прах Сапег покоится в крипте под алтарём.

Примечания

  1. Vilniaus bernardinių vienuolyno statinių ansamblis (лит.). Kultūros vertybių registras. Kultūros paveldo departamentas prie Kultūros ministerijos. Дата обращения 3 декабря 2017.
  2. Šv. Mykolo bažnyčia (лит.). Bažnytinio paveldo muziejus. Bažnytinio paveldo muziejus (2015). Дата обращения 21 ноября 2017.
  3. Juliusz Kłos, 1937, с. 139.
  4. 1 2 Bažnytinio paveldo muziejus, 2010, с. 8.
  5. Киркор, А. К. Вильно // Живописная Россия. Отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении / Под общей редакцией П. П. Семенова, вице-председателя императорского Русского географического общества. — Санкт-Петербург — Москва: Издание книгопродавца-типографа М. О. Вольфа, 1882. — Т. Третий. Часть первая. — С. 151—152. — (Живописная Россия). В других источниках речь идёт не о пулях, а о стрелах.
  6. Lepiarczyk Józef. Hendel Zygmunt // Polski Słownik Biograficzny / Komitet Redakcyjny: Kazimierz Lepszy (przewodniczący) etc.. — Wrocław – Kraków – Warszawa: Zakład Narodowy imiena Ossolińskich, 1960. — Т. IX. — С. 389. — 632 с. — 1 750 + 250 экз. (польск.)
  7. Juliusz Kłos, 1937, с. 140—141, 143.
  8. Atsisveikinimas su Architektūros muziejumi Архивная копия от 22 августа 2007 на Wayback Machine (лит.)
  9. Pranešimas spaudai. Atidaromas Bažnytinio paveldo muziejus Vilniuje (лит.). Bažnytinio paveldo muziejus. Bažnytinio paveldo muziejus (18 октября 2009). Дата обращения 17 июня 2011. Архивировано 26 февраля 2012 года.
  10. Bažnytinio paveldo muziejus, 2010, с. 10–12.
  11. По другим сведениям, достоверных свидетельств пребывания скульптора Росси в Вильно нет; см. M. P. Rossi Giovanni Francesco // Lietuvos dailininkų žodynas / Aistė Paliušytė (sudarytoja). — Vilnius: Kultūros, filosofijos ir meno institutas, 2005. — Т. 1: XVI – XVIII. — С. 230. — 312 с. — ISBN 9986-638-60-7. (лит.)
  12. Bažnytinio paveldo muziejus, 2010, с. 12.

Костёл Святого Михаила (Вильнюс) на Викискладе

Leave a Comment