Собор святого патрика

Фото и описание

Как известно, святой Патрик является покровителем Ирландии, и это действительно всенародно чтимый и любимый святой. Поэтому неудивительно, что самый большой собор Ирландии и один из самых старых на острове храмов носит имя святого Патрика. Официальное название собора – Национальный собор и Коллегиальная церковь святого Патрика в Дублине. При этом надо отметить, что, хотя собор считается кафедральным, кафедра епископа находится в соборе Христа. Два кафедральных собора в одном городе – уникальное явление, и довольно долгое время они пребывали в состоянии постоянного соперничества. В 1300 году было принято соглашение о разграничении полномочий, по которому, например, крест, митра и кольцо покойного архиепископа должны храниться в соборе Христа, а захоронения епископов должны проводиться поочередно в обоих соборах; в целом же два собора должны действовать сообща и на равных основаниях. В 1870 году собору святого Патрика был присвоен статус общенационального, а местопребыванием кафедры дублинского епископа был определен собор Христа.

В 1192 году архиепископ Дублинский присвоил одной из четырех церквей Дублина статус коллегиальной церкви. Это была церковь святого Патрика, построенная рядом с источником, носившим имя этого святого. Когда именно церковь получила статус кафедральной – точно неизвестно, вероятно, в начале XIII века. От первоначальной церкви XII века сейчас практически ничего не сохранилось. Основные постройки XIII-XIV вв. выполнены в стиле ранней английской готики. В дальнейшем собор неоднократно перестраивался, а его стены дополнительно укреплялись. Дело в том, что из-за близости реки Поддл и ее многочисленных рукавов, стены собора постоянно подтапливаются, а иногда случались и наводнения, уровень воды в здании мог подниматься на два с лишним метра. По этой причине в соборе нет ни подвальных помещений, ни крипты.

В XIV веке была построена башня собора, в 1769 на ней был установлен шпиль, и общая высота башни сегодня равна 140 м.

masterok

Католический собор святого Патрика – быть может, самый известный храм Нью-Йорка. Окружённый небоскрёбами Пятой авеню, он ничуть не теряется на их фоне: стометровые готические шпили – заметный ориентир в «каменных джунглях» Манхэттена.
История храма отражает историю самого города.
Фото 2.

У собора есть предшественник – куда более скромный «старый» собор святого Патрика на Милберри-стрит, тоже на Манхэттене. Построенный в 1809-1815 годах, он долгое время являлся центром римско-католической епархии Нью-Йорка. Однако к середине XIX века иммигрантов-католиков (ирландцев, итальянцев, выходцев из Австро-Венгрии) в городе стало столько, что небольшая церковь перестала их вмещать. В 1853 году архиепископ Джон Джозеф Хьюз объявил о намерении возвести новый собор в центре острова Манхэттен.
Фото 3.

Идея подверглась осмеянию как «глупость Хьюза»: место, выбранное для строительства, находилось далеко за городской чертой. Но архиепископ был убеждён: настанут времена, когда задуманный им самый красивый в Новом Свете неоготический собор окажется в сердце города. Деньги на возведение храма жертвовали и небогатая паства, и группа очень богатых прихожан (103 бизнесмена).
Фото 4.

Первый камень здания по проекту архитектора Джеймса Ренвика-младшего был заложен в 1858 году. Строительство прерывалось на Гражданскую войну, когда не было ни рабочих рук, ни денег. Собор открыл свои двери для верующих в 1879 году, через пятнадцать лет после смерти архиепископа Хьюза. Но работы продолжались ещё долго после этого: шпили были завершены лишь в 1888 году, часовня Богоматери – в 1900 году, часовня Ченстоховской Божьей Матери добавлена вообще в нашем столетии. Сейчас храм реставрируется. Недавно его шпили, освобождённые от лесов, предстали перед горожанами и туристами не грязно-коричневыми от кислотных дождей и выхлопов, а сияющими, кремово-белыми, какими и были задуманы.
Фото 5.

Собор колоссален: он занимает целый квартал между 50-й и 51-й улицами. Одновременно в нём могут поместиться 2200 человек. Огромные бронзовые двери центрального входа (каждая весом девять тонн) украшены скульптурами святых. Своды храма вздымаются на невероятную высоту и тонут там в полумраке. Изысканная часовня Богоматери, созданная по проекту Чарльза Мэтьюза, освещается через великолепные витражи английской работы – они изготавливались и устанавливались на протяжении четверти века. Алтари часовни святой Елизаветы и часовни святого Иоанна Крестителя создали итальянские мастера. Американский скульптор Уильям Ордвей Партридж изваял находящуюся здесь Пьету, по своим размерам она в три раза больше, чем Пьета Микеланджело. Недалеко от входа можно видеть бюст Иоанна Павла II, установленный в память о визите Папы.
Фото 6.

Собор каждый день живёт интенсивной духовной жизнью, а раз в год, 17 марта, в День святого Патрика, становится настоящим центром Нью-Йорка. В день святого, принесшего христианство в Ирландию, по Пятой авеню парадом проходят до двух миллионов человек, одетых в зелёное (это цвет Ирландии и трилистника, символа Троицы). А предваряет парад праздничная Месса в соборе святого Патрика.
Фото 7.

Главные ворота собора выходят на 5-ю авеню. Выполненные из бронзы, ворота весят более 18 тонн, но настолько хорошо сбалансированы, что могут быть открыты крепкой мужской рукой. Среди святых Нью-Йорка, изображенных на дверях, есть первая канонизированная католической церковью американка Элизабет Энн Сетон. Внутри собора расположена ее бронзовая статуя и алтарь.
Алтарь Святого Сердца, расположенный справа от главного святилища, привлекает к себе самое большое количество верующих. Главная святыня — изображение Девы Марии Гваделупской. В конце храма находится капелла (Lady Chapel) — место, отведенное для молитвы и поклонения.
Фото 8.

Прямо напротив центрального входа в собор через 5-ю авеню расположен один из небоскребов Рокфеллер-центра. Вход в Рокфеллер-центр с 1937 года украшен бронзовой статуей древнегреческого титана Атланта работы Ли Лаури. Особенно эффектными получаются фотографии титана на фоне Кафедрального собора Св. Патрика.
Фото 9.

Интерьер был разработан в стиле английских церквей. Декоративная Капелла Богоматери была построена в 1900 по дизайну Чарльза Т. Мэтьюса, вместе с великолепными витражами из Англии. Ее интерьер постепенно дополнялся в последующие двадцать пять лет. Около часовни находится пьета, созданная в 1906 американским скульптором Уильямом О. Партриджем. Она в три раза больше, чем пьета Микеланджело в Соборе Святого Петра в Риме.
Фото 10.

Фото 11.

Фото 12.

Фото 13.

Фото 14.

Фото 15.

Фото 16.

источники
>Собор Святого Патрика (Мельбурн)

История

? 1851 году, спустя 12 лет после основания Мельбурна, секретарь колонии Виктория предоставил представителям Римско-католической церкви участок земли в районе Восточных Холмов. Вскоре после этого прибывший из Великобритании августинский монах Джеймс Голд, в обязанности которого входило организовать приход в Мельбурне и стать его главой, решил построить кафедральный собор на вновь выделенном участке земли. В то время католическая община Мельбурна состояла практически на сто процентов из ирландцев, и поэтому было решено посвятить новый собор Святому Патрику — Святому патрону Ирландии.

Для работы над проектом был приглашён один из самых известных архитекторов Мельбурна того времени Уильям Уорделл. Однако работы над проектом были отложены из-за острой нехватки квалифицированной рабочей силы, вызванной золотой лихорадкой, когда практически всё трудоспособное население было вовлечено в разработки золотых приисков. Первый камень в основание нового собора был заложен только в 1858 году. Проект собора был выполнен в стиле неоготики на основе проектов средневековых английских церквей. Этот стиль был очень популярен в строительстве церквей середины XIX века. Неф собора спроектирован в раннеанглийском стиле, в то время как остальная часть здания выполнена в стиле более поздней готики. Впоследствии Уильям Уорделл спроектировал церковь Святой Марии в Сиднее по подобному плану.

Строительсто нефа было закончено в течение десяти лет, однако работы над остальным зданием продвигались медленно и замедлились ещё больше во время экономической депрессии 1891 года. Только в 1897 году собор был освящён, но и на этот момент он не был окончательно построен. Для окончательного завершения работ над собором католической общине Мельбурна потребовалось собирать дополнительные средства, что ещё больше затянуло строительство собора. Дэниел Манникс, который стал в 1917 году архиепископом Мельбурна, прилагал огромные усилия для полного окончания работ над собором. Строительство здания было окончательно завершено в 1939 году.

В 1970 году Папа Павел VI стал первым папой, посетившим Собор, и в 1974 году он провёл службу в малой базилике. В 1986 году папа Иоанн Павел II посетил Собор Святого Патрика.

Собор построен по традиционной схеме с главной осью, проходящей с востока на запад, с алтарём, расположенным в восточной части. В плане собор представляет собой латинский крест с нефом, расположенным в длинной части. Длина собора по длинной оси составляет 103,6 метра, ширина по короткой оси — 56,4 метра, ширина нефа — 25,3 метра. Высота нефа составляет 28,9 метров, высота главного шпиля — 105 метров, высота башен по бокам главного входа — 61,9 метров.

>Литература>Собор Святого Патрика Фото: Собор Святого Патрика

Собор Святого Патрика – второй кафедральный собор Мельбурна, выполненный в популярном некогда неоготическом стиле. Это также один из пяти австралийских храмов, имеющих почетный статус «малой базилики» — это означает, что в случае приезда сюда Папы Римского, собор может стать его резиденцией.

В середине 19 века католическая община Мельбурна состояла практически на сто процентов из ирландцев, святым покровителем которых считается Святой Патрик. Поэтому новый католический собор, который начали строить в районе Восточных Холмов, было решено посвятить именно ему.

Архитектором был выбран Уильям Уорделл, один из известнейших мастеров своего времени. Строительство собора должно было начаться в 1851 году, но разразившаяся золотая лихорадка перетянула практически все трудоспособное население города на золотые прииски, и квалифицированной рабочей силы не хватало. Начало строительства откладывалось несколько раз, и первый камень в основание собора был заложен только в 1858 году.

Строительство нефа – внутреннего помещения – длилось около 10 лет, однако работы над остальной частью здания продолжались еще дольше. Только в 1897 году собор был освящен, но и тогда – почти 40 лет спустя после начала строительства – он не был закончен! Католической общине несколько раз приходилось организовывать сбор средств для полного завершения строительства, которое состоялось лишь в 1939 году.

Работы по художественному оформлению собора длились 20 лет. Вместо витражей установили янтарные стекла, благодаря чему интерьер церкви заливает золотистый мерцающий свет. Пол выложен мозаичным панно, как и мраморный алтарь. Мозаики, кстати, изготовили в Венеции.

В 1937-1939 годах к собору пристроили три башни – две на западном фасаде и одну над средокрестием. Первые две имеют высоту в 61,8 метра. Башня над средокрестием возносится на 79,2 метра, а венчает ее шпиль. Кельтский крест, подаренный ирландским и правительством и установленный на 105-метровом центральном шпиле, весит около 1,5 тонн!

Также как и в соборе Святого Павла, в соборе Святого Патрика установлен орган. Здесь регулярно проводятся концерты ведущих музыкантов и хоровых групп.

Leave a Comment