Собор в Германии

Основы готической архитектуры

  1. Стрельчатая арка. Стрельчатая арка эффективно распределяла силу тяжелых потолков и громоздких конструкций, и могла поддержать гораздо больше веса, чем предыдущие, простые столбы. Такие остроконечные арки стали одним из самых узнаваемых символов готики.
  2. Ребристый свод.
  3. Летящая опора. Помимо практического смысла — на нее распределялась нагрузка, имела большую декоративную роль.
  4. Высота. Все сооружения этой эпохи буквально тянутся к небу.
  5. Сводчатый потолок.
  6. Легкий и воздушный интерьер. Возможно сейчас нам так не кажется, но по сравнению с романской архитектурой, это действительно так.
  7. Гаргульи. Декоративные, чудовищные маленькие существа, расположенные по крышам готических зданий и замков. Гаргульи имеют практическое назначение: они носики для слива дождевой воды. Они вселяли ужас в сердца плохо образованных средневековых крестьян. Многие гаргульи включали в себя элементы гротеска, представляли собой напыщенные или угрожающие позы.

Эти семь элементов изменили мир, подарив ему нечто совершенно новое, изысканное и возвышенное. Готический стиль подчеркивает вертикальность и свет. Это было достигнуто за счет создания новых архитектурных особенностей, которые можно назвать каркасной системой готической архитектуры. К ней относятся такие основные элементы как: контрфорсы, аркбутаны и нервюры. Важной составляющей сооружений готической архитектуры можно считать скульптуры и витражи, без которых не обходится ни одно здание этой эпохи. Стоит отметить, что во времена своего появления и расцвета, не все относились к этому направлению положительно, многие его критиковали, поскольку оно сильно отличалось от романской архитектуры. Но и на закате, этот стиль критиковался. Именно тогда, его стали называть готическим, имея ввиду, что он такой же варварский, как поведение племен готов.

Буквально каждое европейское государство может похвастаться своими впечатляющими и завораживающими соборами, базиликами, замками, ратушами, университетами и другими зданиями, построенными в готическом стиле. Однако, как и следует ожидать от Средневековья, именно соборы и храмы воплощают в себе всю мощь, торжество и красоту готической архитектуры. Образцов классической готической архитектуры на территории всей Европы, а так же Англии и Скандинавии, насчитывается не один десяток. Среди них очень сложно выделить несколько лучших или самых значимых, поскольку каждое такое сооружение уникально, неповторимо и всегда имеет свои отличительные особенности. Только в одной Испании можно насчитать более десяти очень величественных готических соборов, о которых можно рассказывать часами, которыми не перестаешь восхищаться. Например, Собор Святого Креста и Святой Евлалии в Барселоне; Кафедральный собор святой Марии в Сеговии; Кафедральный собор Авилы; католический собор в Толедо и многие другие. Очень много красивых готических соборов на территории Соединённого Королевства. Одни из них, Глостерский собор, даже стал местом съемок фильмов про Гарри Поттера.

Самые красивые готические соборы Европы:

  • Кельнский собор (Германия). Одно из самых часто посещаемых мест в Германии, ежегодно здесь бывает около 8 миллионов туристов. Собор входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Высота собора — 157,25 метра. Считается третьим по величине собором в мире, построенном в готическом стиле. Начало строительства датировано 1248 годом, однако все строилось довольно медленно. хор был освящен в 1322 году. Первый колокол был установлен на одной из башен в 1410 году. Около 1510 года строительство было остановлено. Почти 300 лет Кельнский собор стоял недостроенным. Был завершен в 1880 году.

  • Реймсский собор (Франция). Объект Всемирного наследия, очень популярное туристическое место (более миллиона посетителей в год). является резиденцией архиепископа Реймса, где короновались почти все короли Франции. Годы строительства: 1211 — 1275. Верхние части фасада были завершены в 14 веке.

  • Севильский кафедральный собор (Испания). Находится в списке объектов Всемирного наследия. Построен в 1401—1507 годах на месте бывшей мечети. Относится к поздней готике. Здесь покоятся останки Христофора Колумба. Собор считается одной из главных жемчужин в сокровищнице Испанского наследия.

  • Миланский собор (Италия). Визитная карточка Милана. Собор поражает скульптурным богатством — здесь насчитывается около 3400 статуй. Одно из самых узнаваемых мест в мире. Собор построен из белого мрамора. Это собор-долгострой: начат в 1386 и закончен в 1965 году. Самая высокая точка собора — 108 метров.
  • Йоркский собор (Англия). Является одним из крупнейших в своем роде в Северной Европе. Монастырская церковь является резиденцией архиепископа Йоркского. Длина собора — 158 метров, высота — 31 метр. Имеет 3 башни: две по 53 метра и центральная — 61 метр высотой. Нынешнее здание было начато примерно в 1230 году и завершено в 1472 году.

10 готических соборов средневековой Европы

Готические соборы это не культовые сооружения древних готов, а храмы, построенные в готическом стиле архитектуры. Этот архитектурный стиль появился во Франции в 12 веке, он пришел на смену романскому стилю.

Готическая архитектура распространилась на всю Западную Европу и продолжала развиваться вплоть до 16 века. С приходом эпохи Ренессанса готика стала утрачивать свое значение. Лучше всего готический стиль проявился в архитектуре соборов, храмов и монастырей. Для готики характерны узкие и высокие башни, арки с заостренным верхом, колонны, многоцветные витражные окна и богато украшенный фасад. Неотъемлемой частью готического искусства является скульптура. Мрачные фигуры горгулий и мифических существ служили особенно частым украшением на стенах. Сочетание переливающихся всеми цветами радуги витражей, великолепные узоры и каменные изваяния фигур создают неподражаемый ансамбль.

Готика охватывает разные произведения искусства: живопись, фреску, витраж, скульптуру, книжную миниатюру и многие другие. Но как уже было упомянуто, именно средневековые соборы Европы в полной мере демонстрируют всю красоту и величие готического стиля. О них и пойдет речь ниже.

10 готических соборов фото.

1. Собор Святого Стефана. Вена, Австрия

Собор Святого Стефана (St Stephen’s Cathedral), расположенный в самом сердце Вены, пережил много войн и в настоящее время является символом свободы города. Готический собор стоит на руинах двух предыдущих церквей. Его строительство было в значительной степени инициировано в 14 веке герцогом Австрии Рудольфом IV. А самая узнаваемая характеристика собора – черепичная крыша с изображением национального герба и герба города Вены, была добавлена только в 1952 году.

Гостиницы и отели: St. Stephen’s Cathedral

2. Бургосский собор. Бургос, Испания

Кафедральный собор Бургоса (Burgos Cathedral) – средневековый собор в одноименном городе, посвященный Деве Марии. Он славится своими огромными размерами и уникальной готической архитектурой. Строительство собора началось в 1221 году, и после длительного почти двухвекового перерыва было завершено в 1567 году. В 1919 году собор стал местом захоронения национального героя Испании Родриго Диас де Вивара (Эль Сид Кампеадор) и его супруги Химены Диас.

Ближайшие отели: Бургосский собор

3. Реймсский собор. Реймс, Франция

Реймсский собор (Reims Cathedral) является местом, в котором были официально коронованы многочисленные французские монархи. Он построен на месте базилики, где когда-то (примерно 496 год) Святым Реми был крещен Хлодвиг I – один из крупнейших политиков своего времени. Строительство собора было завершено к концу 13 века.

Отели рядом с Реймсским собором

4. Миланский собор. Милан, Италия

Исключительно большой и сложный готический собор на главной площади Милана является одним из самых известных зданий в Европе. Это один из самых больших готических соборов в мире. Строительство началось в 1386 году под покровительством архиепископа Антонио да Салуццо (Antonio da Saluzzo) в позднеготическом стиле более типичном для Франции, нежели Италии. Прошло пять веков, прежде чем строительство было завершено.

Ближайшие отели: Миланский собор

5. Севильский кафедральный собор. Севилья, Испания

Расположенный на месте величественной мечети Альмохады, средневековый собор был построен, чтобы продемонстрировать силу и богатство Севильи после длительного процесса Реконкисты. На момент завершения строительства в 16 веке, он вытеснил Собор Святой Софии, как самый большой в мире. Строители использовали некоторые колонны и элементы бывшей мечети. Наиболее известна Хиральда – башня с богатыми узорами и орнаментами, бывшая ранее минаретом, и преобразованная в колокольню.

Гостиницы и отели: Севилья

6. Йоркский собор. Йорк, Англия

Один из двух самых больших готических соборов в Северной Европе (наряду с Кельнским собором в Германии). Йоркский собор возвышается над горизонтом в одноименном старинном городе и включает в себя все этапы готического архитектурного развития в Англии. Строительство существующего здания было начато примерно в 1230 и завершено в 1472 году. Собор славится крупнейшими средневековыми оконными витражами.

Гостиницы и отели: Йоркский собор

7. Собор Парижской Богоматери. Париж, Франция

Собор Парижской Богоматери (Notre Dame de Paris) – красивый католический собор в четвертом округе Парижа. Строительство, начатое в 1163 году, было завершено только в 1345. Один из самых известных французских готических соборов, Нотр-Дам де Пари отличный пример французской готической архитектуры, скульптуры и витражей. Во время французской революции в 1790 годы большая часть скульптур и сокровищ была разрушена и разграблена. А еще, 2 декабря 1804 года здесь был коронован императором Наполеон Бонапарт.

Гостиницы и отели: Notre Dame Cathedral

8. Кёльнский собор. Кёльн, Германия

Кёльнский собор (Cologne Cathedral) является самым известными символом города на протяжении многих веков. Его высота 157,4 метра. Знаменитый собор стоит на месте, где еще в 4 веке был расположен римский храм. Строительство готического собора началось в 1248 году и велось с перерывами более 600 лет. Собор посвящен святым Петру и Марии и является главным храмом Кёльнской архиепископии.

Ближайшие отели: Кёльнский собор

9. Собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Флоренция, Италия

Начавшееся в 1296 году строительство в готическом стиле было завершено в 1436. Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре является символом города и одним из красивейших зданий Флоренции. Примечательны внешние стены базилики, облицованные красивыми мраморными панелями различных оттенков: зеленые, белые, розовые. А так же впечатляет огромный кирпичный купол.

Гостиницы и отели: Santa Maria del Fiore

10. Шартрский собор. Шартр, Франция

Шартрский собор находится в одноименном городе недалеко от Парижа. Его достоинством, кроме того, что он представляет собой один из лучших образцов французской высокой готики, является то, что он практически идеально сохранился. Большинство оригинальных витражей собора остались нетронутыми, в то время как архитектура видела лишь незначительные изменения с начала 13 века.

Гостиницы и отели: Шартрский собор

Lübeck: Marienkirche. II. (Церковь Святой Марии в Любеке)

Продолжим экскурсию по любекской Мариенкирхе.
В прошлый раз мы дошли до западного конца храма, и теперь взглянем на пространство центрального нефа по направлению к алтарю.

То ли на колонне, то ли на стене довольно забавное изображение в память о достопамятном походе двадцатилетнего Баха в Любек из тюрингского Арнштадта в 1705 г. с единственной целью послушать знаменитого престарелого Букстехуде и поучиться у него.

Бах пробыл в Любеке около трёх месяцев, в отличие от приезжавших в 1703 г. Генделя и Маттезона, которые, как пишут, покинули Любек на следующий день после встречи с Букстехуде. Всё дело было в том, что к выгодному посту органиста и казначея главной церкви Любека, который желавший удалиться на заслуженный покой Букстехуде им предлагал, прилагалась необходимость ни много ни мало взять в жёны старшую дочь композитора Анну Маргариту 1669 г. рождения, чего бывшие почти в два раза моложе её юные музыканты явно делать не хотели. В итоге Анна Маргарита Букстехуде всё же вышла замуж в 1707 г., уже после смерти своего отца, за мало кому известного ныне органиста и композитора Иоганна Кристиана Шиффердеккера, который был младше её всего на десять лет. Собственно, ровно то же самое пришлось проделать и самому Букстехуде, который в 1668 г. женился на второй дочери своего предшественника Франца Тундера (1614-1667), которую также звали Анна Маргарита. Кантату этого весьма достойного мастера «O Jesu dulcissime» я предлагаю в качестве музыкального сопровождения экскурсии.
Продолжим осмотр. Свод капеллы в основании северной башни. В большом медальоне изображение архангела Михаила с весами, на которых взвешиваются добрые и злые дела умерших на Страшном суде.

Северный боковой неф.

Роспись свода в одной из капелл.

Свод северного бокового нефа.

Уже упоминавшиеся в прошлый раз фрески в нижней части больших окон центрального нефа.

Плохо сохранившаяся фреска, изображающая Христа с символами евангелистов.

Южная стена хора.

Снова витраж Пляски смерти. Повтор, но пусть будет.

Колонны, статуи и ограда хора.

Арки апсиды центрального нефа.

Оглянемся назад и посмотрим на большой орган на западной стене.

И заодно на стены и своды главного нефа.

Распятие и главный алтарь, созданный в самом конце XV в. мастером Кристианом Сварте.

На центральной панели — Богоматерь с Младенцем в окружении двенадцати апостолов, по бокам — эпизоды из жизни Девы Марии.

Стены хора.

Плохо сохранившиеся фрески, изображающие грехопадение Адама и Евы и изгнание их из рая.

Окна южной стороны главного нефа.

Своды центрального нефа. Насколько я понимаю, на замках изображены гербы соборов ганзейских городов.

Вот, например, знак собора в Дорпате-Дерпте, ныне эстонском Тарту.

Диковинные зверушки на своде.

Росписи на колонне.

Общий вид хора с большой фреской Св. Христофора.

Остатки барочного надгробия или памятного знака и средневековых росписей.

Снова фрески центрального нефа.

Очевидно, пророк Иона с китом.

Южный боковой неф в районе хора. Пол деамбулатория после войны был поднят примерно на метр для создания системы отопления.

Бронзовая купель первой половины XIV в., изготовленная мастером Гансом Апенгетером. К сожалению, я сфотографировал её лишь с одной стороны. На ней изображены святые и какие-то сцены.

Снова ограда хоров. Рельефы изображают Тайную вечерю (слева) и омовение ног апостолам (справа). К сожалению, снять крупным планом я не догадался.

Растительность на капители.

Свод в деамбулатории.

Фрагменты большого табернакля (дарохранительницы) второй половины XV в. Целиком он на фотографии не получился.

Выйдем наконец из церкви наружу. У одной из стен находится знак в память о погибших в двух мировых войнах прихожанах.

Башни.

Солнечные часы на контрфорсе южной башни.

Узкие окна одной из боковых капелл.

Дверные ручки в виде скульптурных групп под зонтиками.

Вид на ратушу.

Опять южная башня.

Если я правильно помню, портал западного фасада, который был на ремонте.

Вид с северо-востока.

Большая капелла апсиды.

И сама апсида, весьма скромная.

Последний взгляд.

Спасибо за внимание. Продолжение прогулки по Любеку следует.

Любек. Германия. Легенды церкви святой Марии

Любек. Германия. Если вам доведётся путешествовать по немецкой земле Шлезвиг-Гольштейн, непременно посетите ганзейский город Любек. Эта удивительная жемчужина северо-восточного угла Германии даст сто очков вперёд расположенным неподалёку другим городам ганзейского союза – Висмару, Ростоку и Штральзунду.

Любек. Германия

Любек называют городом cеми шпилей. Многие из них видны с башни церкви святого Петра. В саму церковь святого Петра можно не заходить, не тратить время. Лучше сразу подняться на лифте на башню (стоимость – 4 евро) и насладиться видом Любека.

А вот церковь святой Марии, по-немецки – Marienkirche или St. Marien zu Lübeck зайти непременно стоит.

Изложить причины? Слушайте!

Вы узнаете, что в старом городе Любек общего между церковью, обычной мышкой, старым купцом и чертёнком. Теперь подробнее.

Церковь святой Марии. Любек. Германия

Базилика святой Марии долгое время служила городским приходом ганзейского города Любек. Церковь кажется обычным храмом, но на самом деле это не так. Впервые в Германии её построили по образу и подобию французских каменных соборов, подогнав особенности их конструкции под местный материал – кирпич. Базилика послужила образцом для строительства многих кирпичных соборов в Балтийском регионе.

Если окажетесь поблизости, не поленитесь, загляните внутрь. Зачем? Хотя бы для того, чтобы увидеть точную копию самого большого в мире механического органа! Знаменитый музыкант и композитор Дитрих Букстехуде целых 40 лет служил органистом в церкви святой Марии с 1667 по 1707-ой годы и играл на погибшем оригинале.

Столь же уместна в грандиозном сооружении храма и работа Герхарда Маркса – Распятие. Его выполнили в 1495-м году и расположили в хорах над алтарём Сварте.

Не забудьте заглянуть в часовню южной башни церкви. Там находится удивительная коллекция колоколов. Они рухнули вниз в 1942 году во время авианалётов.

Здесь же найдём средневековую роспись.

Увидим самую значительную в Шлезвиг-Гольштейне юбку колокола и карильон с 36 колоколами. Его привезли в готическую базилику из церкви Святой Екатерины в Данциге (Гданьске).

В церкви святой Марии сохранилось два фрагмента знаменитой Пляски Смерти от утраченного в 1942 любекского фриза, содержащего полное изображение этого знаменитого средневекового сюжета. Сюжеты повторили в изображениях витражей.


В церкви святой Марии невозможно не обратить внимание на интересные астрономические часы с двумя циферблатами, один – в со знаками зодиака, другой с фазами луны.

Хорошо попасть в храм ровно в полдень. Единожды в сутки можно услышать бой курантов и наблюдать как восемь представителей разных рас и народов земли проходят перед скульптурой Иисуса Христа, как бы приветствуя его.

Легенда первая о церковной мышке Розмари

Давным давно, когда церковь святой Марии была ещё совсем новой, у стены храма рос прекрасный розовый куст. Благочестивые жители Любека верили, что ничто не будет угрожать их любимому городу до тех пор, пока растёт куст и благоухают розы. Но однажды утром они заметили, что розы на кусту поникли… Вскоре цветы завяли, а потом засох и весь куст. Что же случилось? Маленькая мышка поселилась в корнях розы и устроила там своё гнездо!

Вскоре после этого Любек захватили датчане. После долгих усилий, когда город наконец снова стал свободным, городской совет повелел высечь мышь на камне и установить его позади алтаря. Этот знак напоминает, что в одночасье маленькое недоразумение может вылиться в большое несчастье.

Старые правдивые истории с годами теряют свой смысл и превращаются в легенды и поверья. За века маленькая церковная мышь пробила дорожку к сердцам жителей Любека. Её назвали Розмари. А когда верующие приходят в храм, то не упускают случая, чтобы дотронуться до каменной мыши. Считается, что она приносит удачу. Во всяком случае, сами жители настаивают на этом.

Легенда вторая о чертёнке при церкви святой Марии


Дело было в то время, когда в Любеке ещё не было церкви святой Марии. Её только начали строить. К месту постройки подошёл чертёнок и спросил, что же здесь собираются воздвигнуть?

– Большую таверну, – услышал он в ответ. Строители решили обмануть нечистого и не осквернять храм упоминанием церкви в разговоре с ним.
О! – подумал про себя бесёнок, – таверна! Это место, где люди пьют!
Такое намерение жителей Любека очень понравилось чертёнку. Он принял самое живое участие в возведении стен и церковь стала расти вверх, как на дрожжах.

И только когда храм был почти завершён, нечистый понял, что его надули. Разъярённый, он схватил огромный валун, похожий на бревно и замахнулся изо всей своей дьявольской силы, чтобы разрушить построенное.
Но жители Любека взмолились о пощаде. Они пообещали чертёнку действительно построить вместительную таверну, Ратскеллер, прямо напротив церкви. Лукавый смилостивился и бросил валун. Камень брякнулся рядом с южной стеной храма. С тех пор он так и лежит там. А в 1999-м году скульптор Рольф Гёрлер посадил на каменное бревно бронзовую фигурку – точную копию незадачливого помощника строителей.

Угадайте, где находится самая популярная скульптура во всей земле Шлезвиг-Гольштейн? Я долго стояла у храма, поджидая, когда Начальник насладится осмотром интерьеров церкви. Не заметила ни одного равнодушного, оставившего без вниманию любекского чертёнка у церкви святой Марии.



Взгляните, какая добродушная мордочка у чертёнка.

А вот конечности у фигурки разные. Интересно, какие желания загадывают те, кто трёт бесёнку палец?

Легенда третья о “старом как камень”

Жил был в Любеке один старый-престарый, богатый-пребогатый купец. Жил он счастливо и умирать совсем не собирался. Смерть приходила к нему несколько раз, но ей никак не удавалось забрать купца с собой. Купец отсылал её и она убиралась восвояси.
Так и жил купец дальше. И дожил до такого времени, что все его позабыли. Умерли не только его соседи, друзья, но даже и дети, а потом и внуки.

Наконец-то он нажился досыта и уже сам стал призывать смерть. Но она больше не приходила за ним. Тогда купец сам отправился за ней. Он решил поискать её в церкви святой Марии. Ночью он прокрался внутрь храма, взобрался на крышу по лестнице, оставленной рабочими и стал ждать. Он ждал очень долго, пока не продрог насквозь и не превратился в камень.

По сей день наверху часовни Апостолов (Аpоstelkapelle) вы можете разглядеть с годами выветрившуюся каменную фигурку очень напоминающую дрожащего от холода старика.

Я рассказала вам далеко не о всех диковинках церкви. Представляю ещё несколько снимков интерьера храма. В рождественском убранстве он выглядит особенно красиво.




Теперь – полезная информация.

Любек. Германия. Церковь святой Марии. Туристам на заметку

Адрес: Marienkirchhof 1
Телефон: +49 (0) 4 51/39 77 00
Вебсайт: https://st-marien-luebeck.de/

Часы работы:
С 10 до 18. (Зимой до 17, январь-февраль – до 16)

Стоимость билетов:
2 евро. Дети – бесплатно.
Члены общины и паломники, желающие помолиться в храме имеют свободный доступ.

В храме проводятся экскурсии на немецком языке. Расписание экскурсий:
со 2 мая по 30 сентября в 12.15 и в 15 часов.
с 1 по 21 октября и с 26-го ноября по 23 декабря – в 12.15.
Продолжительность экскурсии – 1 час.
Возможны экскурсии по предварительным заявкам, а также тематические туры. Заявки оставлять по телефону +49 (0) 4 51/7 73 91

Особые преференции посетителям – бесплатное фотографирование с чертёнком, прикосновение к церковной мыши и наслаждение органной музыкой в полдень. 😉

Leave a Comment