Собор в кронштадте

Морской Никольский собор (Кронштадт)

У этого термина существуют и другие значения, см. Никольский собор. У этого термина существуют и другие значения, см. Церковь Святого Николая.

Ставропигиальный морской собор
Николая Чудотворца


Вид на собор с Якорной площади

Страна

Россия

Город

Кронштадт, Кронштадтский район, Санкт-Петербург

Адрес

Якорная площадь, 1

Конфессия

православие

Патриархат

Московский

Епархия

Санкт-Петербургская (ставропигия)

Благочиние

Военное

Освящён

10 (23) июня 1913

Придел(ы)

главный:

  • Николая Чудотворца;

боковые:

  • апостолов Петра и Павла;
  • Иоанна Кронштадтского;

нижний храм:

  • преподобного Иоанна Рыльского

Престольный праздник

  • 6 (19) декабря — святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца;
  • 29 июня (12 июля) — святых, славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла;
  • 20 декабря (2 января), 1 (14) июня — праведного Иоанна Кронштадтского;
  • 18 (31) августа — преподобного Иоанна Рыльского

Реликвии

частица мощей святителя Николая Чудотворца

Настоятель

архимандрит Алексий (Ганьжин)

Имена клириков

  • иеромонах Леонид (Маньков);
  • иерей Михаил (Белов);
  • иерей Адам (Бокарев);
  • диакон Сергий (Резниченко)

Основание

21 мая (3 июня) 1901

Основатель

  • вице-адмирал Н. И. Казнаков;
  • протопресвитер Александр (Желобовский)

Первое упоминание

Автор проекта

В. А. Косяков

Строительство

1903 — 1913

Архитектурный стиль

неовизантийский

Упразднён

Состояние

  • действующий храм;
  • музейная экспозиция

Статус

Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781520390350006 (ЕГРОКН). Объект № 7810287003 (БД Викигида)

Сайт Объект всемирного наследия

Historic Centre of Saint Petersburg and Related Groups of Monuments. The Historical Part of the Town of Kronstadt
(Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников. Историческая часть города Кронштадт)

Ссылка

№ 540-002 в списке объектов всемирного наследия (en)

Критерии

(i), (ii), (iv), (vi)

Регион

Европа и Северная Америка

Включение

1990 (14-я сессия)

Морской Никольский собор на Викискладе

Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца (Никольский ставропигиальный Морской собор) — построенный последним, самый крупный из морских соборов Российской империи. Воздвигнут в 1903—1913 гг. в Кронштадте в неовизантийском стиле по проекту В. А. Косякова.

Как писал в 1910 г. сам Косяков: «С 1902 г. в г. Кронштадт производится постройка Морского Собора — памятника чинам флота, погибшим при исполнении служебного долга… Храм сооружается по высочайше одобренному проекту и во все время хода постройки является предметом особого внимания их императорских величеств».

Приход храма относится к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви, располагается на территории Кронштадтского благочиннического округа. Ставропигиальный статус собора указывает на его прямое подчинение патриарху. Настоятель собора — архимандрит Алексий (Ганьжин).

С мая 2013 года считается главным храмом Военно-морского флота России и центром Военного благочиннического округа Санкт-Петербургской епархии.

История

Интерьер собора. Фото 1914 года Внутреннее убранство собора призвано напоминать храмы Византии.

Вопрос о строительстве вместительного собора в Кронштадте поднимался ещё с 1830-х годов, тем не менее только ходатайство вице-адмирала Н. И. Казнаковa получило в 1897 году высочайшее разрешение открыть подписку добровольных пожертвований на постройку храма.

По инициативе первого протопресвитера военного и морского духовенства Александра Желобовского велось строительство сотен войсковых храмов. Именно он инициировал строительство Морского собора в Кронштадте.

Возведение храма было решено вести на Якорной площади, на которой ранее лежали старые якоря, представлявшей свободное пространство, позволявшее устроить также парк вокруг собора и площадь для крестных ходов. Условием для составления проекта было то, чтобы высота купола позволила собору служить ориентиром с моря, а крест морского храма был первым, что бросалось в глаза мореплавателю.

В XX веке

В апреле 1901 года был принят проект архитектора В. А. Косякова, высочайше утверждённый 21 мая (3 июня) 1901 года. В проектировании собора также участвовали гражданский инженер Владимир Шаверновский и гражданский инженер Виксель Александр Иванович.

1 (14) сентября 1902 года началась постройка собора, которую предварил молебен, совершённый протоиереем Иоанном Кронштадтским в присутствии вице-адмирала С. О. Макарова.

8 (21) мая 1903 года состоялась торжественная закладка собора в присутствии императора Николая II, императриц Александры Фёдоровны и Марии Фёдоровны, великих князей Михаила, Алексея и Владимира Александровичей. По окончании молебна с орудий крепости и кораблей, находившихся на рейдах, был произведён салют в 31 выстрел. В тот же день император и его окружение посадили в сквере вокруг собора 32 годовалых дуба.

В 1907 году храм был вчерне готов, началась внутренняя отделка. Стоимость строительства собора составила 1 876 000 рублей.

Освящение собора состоялось 10 (23) июня 1913 года в Высочайшем присутствии. Освящал Храм протопресвитер военного и морского духовенства отец Георгий Шавельский в сослужении настоятеля петербургского Адмиралтейского собора митрофорного протоиерея Алексия Ставровского и сонма кронштадтского духовенства и морских чинов при стечении тысяч молящихся.

Собор состоял в приходе кронштадтского морского Богоявленского собора, службы проводились до 1927 года.

1 июня 1929 года президиум Леноблисполкома вынес постановление о закрытии храма и передаче здания для использования под культурно-просветительские цели. Приходской совет обратился во ВЦИК с просьбой оставить храм верующим. Президиум ВЦИК отклонил ходатайство верующих и разрешил использование собора «под культурные цели». Последнее собрание членов Приходского совета состоялось 27 сентября 1929 года.

14 октября 1929 года храм был окончательно закрыт. Был составлен акт приема-передачи здания и церковного имущества от Приходского совета. Имущество собора по оценочной описи в основном перешло в ведение Государственного фонда.

14 февраля 1930 года на Якорной площади состоялся антирелигиозный митинг. С Храма торжественно сбросили колокола и кресты.

После закрытия собор был переоборудован в кинотеатр имени Максима Горького, вследствие этого здание храма прозвали «Максимкой». С куполов смыли позолоту, отломали позолоченные части икон, демонтировали мраморный иконостас, замазали штукатуркой мозаичные иконы, закрасили росписи, реликвии из галереи военно-морской славы и всё церковное имущество из храма забрали. Со стен галерей и алтаря демонтировали мраморные памятные доски вечного поминовения погибших российских военных моряков и флотских священнослужителей и использовали их при строительстве хозяйственных объектов.

Надпись времен Великой Отечественной войны под куполом собора (до реставрации)

В годы Великой Отечественной войны в пространстве под куполом храма был размещен наблюдательный и корректировочный пост корабельной и береговой артиллерии Кронштадта. Во время артобстрелов в собор попало несколько артиллерийских снарядов. В ходе реставрации, завершившейся в 2013 году, было решено сохранить в северной части Морского собора след от неразорвавшейся немецкой бомбы, пробившей купол и упавшей на гранитный пол в 1943 году.

В 1956 году в здании собора появился клуб Кронштадтской крепости и концертный зал на 1250 мест с театральной сценой.

Подвесной потолок концертного зала, построенный в 1956 году, вид сверху (до реставрации)

Тогда входящий в храм не увидел бы прежней роскоши и величия. Центральный зал после реконструкции 1954 года был разделён подвесным потолком. Использовалась только одна треть объёма. О былом великолепии напоминали аркады галерей второго этажа — тогда здесь был балкон концертного зала.

Сохранялся византийский орнамент на сводах, колоннада искусственного мрамора, ажурные капители. На месте иконостаса — театральная была устроена сцена. Узкая лестница вела в подкупольное пространство — по ней никто не ходил, наверху царило запустение. Сквозь выбитые окна веял ветер и лились дожди, а виднеющиеся на куполе звёзды можно было спутать с настоящими. На многие десятилетия здесь обосновались голуби. Лишь на потрескавшейся стене был виден побледневший от непогоды лик херувима…

В 1974 году в соборе открылся филиал Центрального военно-морского музея.

Морской Николаевский собор изначально задуман был как храм-памятник всем когда-либо погибшим морякам. Внутри него были расположены черные и белые мраморные доски. Черные — с именами офицеров морского ведомства, погибших в боях и при исполнении своего служебного долга; нижние чины обозначались не по именам, а шли общим числом, за исключением тех, кто совершил выдающийся подвиг и чьи имена занесены отдельно. На белых мраморных досках, расположенных в алтаре, были запечатлены имена священнослужителей, служивших на военно-морских судах и погибших в море. Белые и черные мраморные доски, хранившие память о подвигах русских моряков, всех флотов и флотилий, были сняты и пущены на хозяйственные нужды — электрощиты, ступени, надгробия и пр.

В XXI веке

Патриарх Константинопольский Варфоломей, супруга президента России Светлана Медведева и патриарх Московский Кирилл в соборе. 2012 год

В 2002 году на соборной колокольне был установлен православный крест. В Никольском Морском соборе продолжалась реставрация. Успешно прошли переговоры между морским ведомством и Русской православной церковью о передаче Морского собора в подчинение церкви. Но Морской собор церкви передан не был. 19 ноября стало известно о принятия закона, по которому имущество религиозного назначения в России передаётся церквям.

19 декабря 2005 года состоялась первая за 75 лет литургия.

20 ноября 2010 года в храме служил патриарх Кирилл, причём это богослужение транслировалось петербургским телевидением.

19 апреля 2012 года патриарх Кирилл совершил чин малого освящения собора в присутствии президента Дмитрия Медведева.

Реставрационные работы в соборе велись до весны 2013 года, предполагалось, что при этом по выходным и праздникам будут проводиться службы. Однако в июне 2013 года ещё сохранялись проблемы с доступом в храм, вызванные неясным юридическим статусом здания.

28 мая 2013 года, в день памяти святого благоверного царевича Димитрия, Угличского и Московского, патриарх Иерусалимский Феофил III и патриарх Кирилл совершили чин великого освящения Кронштадтского Морского собора во имя святителя Николая Чудотворца после капитальной реставрации и Божественную литургию в новоосвященном храме. На Якорной площади перед храмом их встречали выстроившиеся праздничным строем военнослужащие, в том числе военные моряки всех четырёх флотов и Каспийской флотилии со своими боевыми знамёнами, состоялось торжественное прохождение войск. Богослужение транслировалось по городскому каналу Санкт-Петербурга и на мониторы, установленные внутри храма и на Якорной площади. В дар собору патриарх Кирилл передал икону Воскрешения Лазаря и мастерок, который держал в руках святой праведный Иоанн Кронштадтский, когда совершал закладку Морского Кронштадтского собора 1 (14) сентября 1902 года. От имени благотворителей собору были переданы частица мощей святителя Николая и миро из Бари, копия лампады, которая находится в крипте базилики святого Николая в Бари, частицы мощей двенадцати апостолов и частица Животворящего Креста Господня. На следующий день священный синод РПЦ постановил придать собору ставропигиальный статус, подобающий главному храму российского флота.

16 мая 2014 года по согласованию с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием патриарх Кирилл назначил председателя епархиального отдела по связям с Вооружёнными Силами и правоохранительными учреждениями архимандрита Алексия (Ганьжина) настоятелем кронштадтского Никольского морского ставропигиального собора.

Архитектура

Западный (главный) фасад
Василий Косяков
Вырез структура
Василий Косяков
Альфа и Омега работа
Георгий Косяков
Семисвечник
Георгий Косяков

Фасад, выходящий на Якорную площадь Иконостас. Современный вид Интерьер. Современный вид Никольский Морской собор. Монета Банка России — Серия: «Памятники архитектуры России», 3 рубля, серебро, 2013 год

Каменный собор, в целом, повторяет в плане приём, использованный при сооружении храма Святой Софии в Константинополе. При этом соотношение частей храма отличается и храм несколько меньше от прототипа. Диаметр купола Святой Софии 31 метр, а диаметр купола Морского Собора — 26,7 м; Высота соотносится как 56 и 52 метра. Длина как 81 и 83 метра. Ширина как 72 и 64 метра. Но общая идея планировочного решения с опорой центрального купола на апсиды, а также планировка боковых колоннад в традиционном для византийской базилики стиле, а также росписей безусловно находятся в рамках одной византийской концепции.

Дополнительно отметим, что сторона внутреннего центрального зала — 24 метра; пролёты главных арок — 23 метра. Высота до основания главного купола — 52 метра; внешняя высота с крестом — 70,5 метров. Это самое высокое здание в Кронштадте.

Фасад собора облицован кирпичом и терракотой и украшен гранитными цоколем и колоннами порталов, а также, в небольшом количестве, майоликой и мозаикой. Иконы на фасадах были исполнены в мозаичной мастерской В. А. Фролова:

  • Западный центральный портал украшен мозаичными изображениями Спаса Нерукотворного, двумя сюжетами из жизни святителя Николая Чудотворца, символами евангелистов и орнаментами.
  • Над боковыми порталами главного входа, находятся иконы святых, которым посвящены приделы:
    • слева — святых апостолов Петра и Павла;
    • справа — святителя Николая чудотворца и преподобного Иоанна Рыльского.
  • Над северным порталом — образ Божией Матери;
  • Над южным порталом — святителя Митрофания.

Главный купол и купола звонниц украшены медными рельефными орнаментами, вызолоченными по мордану.

В восточной части находятся ещё два входа, предназначавшиеся для духовенства, с богато декорированными бронзовым орнаментом дверями.

Над главным внутренним пространством господствует центральный купол диаметром около 27 метров. Подкупольное пространство окружено двухъярусными галереями-хорами.

Роспись была только в алтаре, парусах и на сводах северных и южных хор работы художника М. М. Васильева. Рисунок был выполнен частично под мозаику, частично под фрески. При реставрации храма было решено закончить роспись.

Остальные части храма были окрашены ровным колером. Хоры поддерживаются колоннами, которые увенчаны капителями и, как и наличники внутренних дверных проёмов, покрыты искусственным мрамором. Карнизы покрыты лепными орнаментами. Стены в нижней части были обнесены высокой панелью из цветного мрамора, где на черных досках предполагалось высекать имена погибших чинов флота.

Алтарная часть приподнята в высоту на 4 метра. Иконостас работы скульптора Н. А. Попова по проекту В. А. и Г. А. Косяковых был исполнен из белого мрамора с мозаичными вставками. Над главным престолом возвышалась мраморная сень. Боковые приделы святых Петра и Павла и преподобного Иоанна Рыльского не были отделены от главного. В левой части солеи находилась мраморная кафедра для проповедей. Она была декорирована колонками и мраморными панелями, а также изображением Святого Духа в виде голубя. Иконостас был уничтожен в 1929 году и был полностью воссоздан по эскизам, архивным фотографиям и материалам.

Пол был устлан мелким мрамором в тонкой медной оправе и украшен мозаичными фигурами рыб и медуз, изображениями морских растений и кораблей.

В восточной части хор находились парадная ризница и место для хора. Там же хранились иконы с упраздненных судов. На первом этаже размещались ризница и библиотека.

Огромные круглые окна храма, напоминающие иллюминаторы, были украшены витражами. Все стекольные работы в храме выполнило Северное Стекольно-промышленное общество, а значит, витражи созданы знаменитой мастерской, принадлежащей братьям Франк. Пока не установлено, кто тогда, сто лет назад проектировал и собирал гигантские стеклянные полотна. Всего витражей в соборе было пять, два имели невероятные размеры — площадью по 52 квадратных метра каждое, и были сомасштабны всему грандиозному интерьеру. Эти круглые окна на момент их установки в 1913 году были, несомненно, самыми большими витражами в дореволюционной России.

Западное окно с изображением «Деисуса» воссоздано по сохранившейся черно-белой фотографии. Три фигуры в канонической композиции — Иисуса Христа, Богоматери и Иоанна Крестителя — решены в духе работ В. М. Васнецова, самого популярного и востребованного церковью художника в начале XX века. Два других окна первого яруса: «Распятие с предстоящими» с северной стороны и «Чудесный улов» с южной — созданы заново в соответствии с духом эпохи и стилистикой церковной настенной живописи начала XX века.

Воссозданием этих огромных стеклянных полотен в 2011—2012 годах занималась петербургская мастерская Алексея Яковлева.

Морской собор является памятником всем чинам Российского флота, база которого в Кронштадте создана Петром I.

Прилегающая территория

Рядом с собором расположены два сквера — южный и северный.

В северном сквере был расположен закладной камень на месте будущего монумента участникам антибольшевистского восстания 1921 года, впоследствии он исчез.

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 Клир // Ставропигиальный Никольский морской собор г. Кронштадта : официальный сайт.
  2. Кронштадтский район — 29030 г. Кронштадт, Якорная пл., Морской Никольский собор, памятный знак «След от неразорвавшегося снаряда» на сайте Книга Памяти Великой Войны
  3. Е. В. Исакова, М. В. Шкаровский. Храмы Кронштадта. СПб. 2004, с. 180—182
  4. Госдума приняла закон о порядке передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения. РБК
  5. В Морском соборе Кронштадта впервые за 75 лет прошла праздничная литургия.
  6. Предстоятель Русской Церкви совершил Божественную литургию в восстанавливаемом Свято-Никольском Морском соборе в Кронштадте. Патриархия.ru
  7. Медведев присутствует на освящении Морского собора в Кронштадте. РИА Новости, 19.4.2012.
  8. В Кронштадте провели малый чин освящения Морского собора. Карповка.нет, 19.4.2012.
  9. Широко закрытый Морской собор. Фонтанка.ру
  10. Журналы заседания Священного Синода от 29 мая 2013 года. Журнал № 48 Патриархия.ru
  11. Список настоятелей церкви составлен на основе клировых ведомостей и метрических книг церкви, находящихся в ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 113, 124—127; и документов Архива Санкт-Петербургской епархии.
  12. Е. В. Дмитриева. Санкт-Петербург. Пособие по истории города. СПб., 2001, с.77
  13. Собор Святой Софии (Айя-София) в Стамбуле. Olgatravel.com. Дата обращения 12 октября 2015.
  14. Функционально они усиливали конструкцию собора.
  15. Как реставрировали Морской Собор в Кронштадте — Роспись стен. Роспись стен. Дата обращения 12 октября 2015.
  16. Самойлов А. О. Свято-Никольский Морской собор. Иконостас. / Под редакцией В. И. Суслина. Москва-Кронштадт: ООО «Реставрационно-производственное предприятие «Таргет-Цель», 2012
  17. Несколько слов о реставрации Морского собора в г. Кронштадте
  18. Парад среди руин

Описание Никольского Морского собора в Кронштадте

Архитектурный стиль Никольского военно-морского собора — неовизантийский. В плане каменный собор похож на храм Святой Софии в Стамбуле — бывшем Константинополе. Центральный купол опирается на апсиды, по бокам размещены колоннады. Диаметр купола — 26,7 метров. Длина собора составляет 83 метра, а ширина — 64 метра.

Высота собора до купола — 52 м, с крестом — 70,5 м. Собор является самым высоким зданием в Кронштадте.

На фасаде из кирпича — терракотовые орнаменты. Фасад украшен также колоннами порталов, над которыми размещены мозаики и иконы. Медные рельефные орнаменты украшают купола. Макет собора можно увидеть внутри, вместе с макетами кораблей и небольшой экспозицией.

Никольский Морской собор внутри

Собор имеет богатое убранство и много внимания уделяется морской теме. Он задумывался не просто как храм, а как памятник всем погибшим морякам. Поэтому внутри были установлены мраморные доски: черные и белые. На черных — имена погибших в боях или при исполнении служебного долга морских офицеров. На белых досках в алтаре — имена погибших в море священнослужителей. Эти памятные доски после революции были демонтированы и использовались для различных хозяйственных целей — например, в качестве ступеней, надгробий и т. д. Сейчас мемориальные доски вновь установлены по периметру стен галереи первого яруса.

Проект собора разработал архитектор В. А. Косяков. В проектировании участвовал инженер А. И. Виксель.

Под куполом — двухъярусные галереи-хоры. Колонны, которые поддерживают хоры, покрыты искусственным мрамором. Карнизы украшены лепными орнаментами.

Скульптор беломраморного иконостаса с мозаичными вставками — Н. А. Попов, авторы проекта — архитектор собора Василий Косяков и его сын Григорий. После уничтожения иконостаса в 1929 году, его восстановление проходило по архивным материалам.

На полу из тонкого мрамора в медной оправе изображены мозаики на морскую тему: рыбы, водоросли, корабли. Все рисунки хорошо видно с высоты, при подъеме в ходе экскурсии на колокольню или под купол. Экскурсия длится 30 минут, за нее платится пожертвование: по отзывам путешественников, от 100 до 400 рублей, выдается аудиогид с рассказом об истории собора. При подъеме нужно будет преодолеть более 200 ступеней.

В соборе — большие круглые витражные окна с религиозными сюжетами. По форме они напоминают иллюминаторы в кораблях, их красоту лучше наблюдать внутри собора. Эти стеклянные полотна восстановлены в 2011–2012 годах.

© Константин

Как добраться до Никольского Морского собора в Кронштадте

Собор находится в Муниципальном образовании «город Кронштадт» Кронштадтского района Санкт-Петербурга по адресу: Якорная площадь, 5. Якорная площадь находится у главного входа в Кронштадтское адмиралтейство. До собора можно доехать на автобусе № 1Кр, 2Кр, 3Кр, остановка «Пл. Рошаля» в 300 метрах от собора. Эти маршруты ходят по Кронштадту.

Из Санкт-Петербурга можно доехать следующими способами:

  • на второй линии синей ветки метро доехать до станции «Черная речка». Выйти к остановке маршрутного такси № 405 «Приморский проспект (ул. Академика Королева)» и ехать до остановки «Пл. Рошаля» в Кронштадте.
  • на пятой линии фиолетовой ветки метро ехать до станции «Старая деревня», оттуда — на автобусе № 101 до остановки «Гражданская». До собора нужно будет пройти 1,3 км по ул. Советская.
  • на второй линии синей ветки метро доехать до станции «Проспект просвещения», сесть на маршрутное такси № 407 до остановки «Гражданская».
  • от станции метро «Автово» первой линии красной ветки на автобусе № 401 доехать до г. Ломоносов, на вокзале сесть в автобус № 175 до остановки «Гражданская».

Карта-схема пешего маршрута от остановки «Гражданская» до собора:

До собора можно доехать на такси: в Санкт-Петербурге работают сервисы Яндекс.Такси, Uber, Gett, RuTaxi, «Максим».

Панорама Ставропигиального Никольского Морского собора:

Видео о Кронштадтском Морском соборе (съемка с воздуха):

Морской Никольский собор в Кронштадте – один из самых красивых храмов Петербурга. Этот белокаменный собор с золотым куполом является шедевром архитектуры начала XX века. Сегодня блестящий купол Морского собора можно увидеть невооруженным глазом с многих точек: в частности, с петербургской дамбы и побережья Финского залива в Курортном районе.

Морской Никольский собор в Кронштадте

Морской Никольский собор – главная архитектурная достопримечательность Кронштадта. Белые стены храма, украшенные резьбой, и огромный позолоченный купол, отражающий лучи солнца, позволяют увидеть собор из самых разных мест Петербурга.

Храм располагается в центре Кронштадта, на просторной Якорной площади. Морской Никольский собор считается не только последним, но и крупнейшим морским собором Российской империи.

Морской собор в Кронштадте. Вид со стороны Макаровского моста

История Морского Никольского собора

Большой собор в Кронштадте планировали построить еще в начале XIX века, однако средств на это не было. В 1897 году была открыта кампания по сбору добровольных пожертвований на строительство храма. Морской собор должен был стать храмом-памятником, посвященным погибшим морякам. Стены храма планировалось украсить черными и белыми памятными досками: черными – для погибших офицеров морского ведомства, белыми – для представителей церкви, служивших и погибших на военно-морских судах.

wikimedia.org Made by RKasimov
Фасад Морского Никольского собора

Для строительства выбрали Якорную площадь в Кронштадте: это было свободное пространство, где хватало места для возведения собора, устройства парка и создания каменной площади для крестных ходов.

Архитекторам, которые участвовали в конкурсе по проектированию Морского собора, было поставлено несколько условий: купол храма должен был находиться на достаточной высоте, чтобы его было видно с моря. Второе условие: первым, что должны были замечать корабли в море, должен был быть крест нового собора.

Купол Морского собора в Кронштадте

На конкурсе победил проект собора в неовизантийском стиле, разработанный архитектором В.А. Косяковым. В 1902 году началось строительство Морского Никольского собора в Кронштадте. В мае 1903 года состоялась торжественная закладка храма, на которой присутствовала царская семья. Стоит отметить, что император и его родственники самолично посадили 32 годовалых дуба в парке около собора.

Оригинальный интерьер Морского собора (public domain)

В 1907 году основные работы по строительству Морского собора в Кронштадте завершились. Строители взялись за внутреннюю отделку собора, которая продлилась до 1913 года.

В 1929 году советские власти закрыли Морской Николаевский собор. Здание было переоборудовано в кинотеатр, причем большая часть декора храма была разрушена. По решению советской власти, с куполов Морского собора была смыта позолота, мраморный иконостас демонтирован, мозаики и росписи закрашены, мраморные памятные доски со стен галерей сняты и отданы на хозяйственные нужды.

wikimedia.org Made by Клеткин
Алтарь в Морском соборе

В 1956 году в здании бывшего собора устроили клуб Кронштадтской крепости и концертный зал, в 1974 году здесь обосновался филиал Центрального военно-морского музея. В 2000 году в здании собора началась реставрация. В 2002 году здание храма в Кронштадте было возвращено церкви.

В 2013 году реставрация собора закончилась. В этом же году Морской Никольский собор получил статус главного храма Военно-морского флота России.

Макет Морского собора в Кронштадте

Морской Никольский собор сегодня

Сегодня Морской Никольский собор в Кронштадте – главная достопримечательность острова Котлин, ради которой приезжают тысячи туристов. Красивый белокаменный собор с золотым куполом привлекает не только петербуржцев, но и туристов из других городов России и стран мира.

Морской собор является самым высоким зданием в Кронштадте. Высота до основания главного купола составляет 52 метра, а высота здания вместе с крестом – 70,5 метров. Таким образом, главное условие властей Российской империи выполнено: купол и крест собора – первое, что видят моряки, подплывающие к Кронштадту.

Круглое окно-витраж в Морском соборе

Несмотря на очевидную массивность сооружения, Морской собор не смотрится тяжеловесным. Фасад здания выполнен из белого кирпича, придающего легкость всей конструкции. Фасады храма украшены порталами с колоннами, резьбой, витражами и мозаичными панно.

Главный купол Морского собора в Кронштадте украшен позолоченным рельефным орнаментом. Диаметр купола составляет 26,7 метров.

Роспись в центральном куполе Морского Никольского собора

Интерьер Морского собора также отличается легкостью и воздушностью: основная зала храма – это огромное пустое пространство. В интерьере преобладают золотые оттенки. Высоко над головами посетителей находится купол храма с ярусом высоких окон. Сквозь окна в купол проникают лучи солнца. Изнутри купол украшен росписями. Пространство между куполом и полом занимают большие люстры.

Интерьер Морского собора в Кронштадте

Центром храма является алтарная часть с иконостасом из белого мрамора. Иконостас, в свою очередь, украшен цветными мозаичными вставками.

В боковых приделах располагаются галереи, украшенные мраморными колоннами. Сегодня в этих галереях находятся деревянные скамьи для посетителей и экспозиции, посвященные истории Морского собора. Кроме того, на стенах галерей развешаны мраморные памятные доски, на которых выбиты имена погибших моряков. Над галереями располагаются хоры.

Хоры в Морском Никольском соборе

Круглые окна храма напоминают иллюминаторы кораблей. Окна украшены витражами: два из них отличаются очень большими размерами (площадью около 52 кв. м. каждое). Витраж на западном окне изображает «Деисуса».

Витраж «Деисус» в Морском соборе

Рядом с Морским собором располагаются два сквера. В скверах созданы прогулочные дорожки и скамьи для отдыха.

wikimedia.org Made by Sinaiskaya Yana
Скверы рядом с Морским собором

Морской собор в Кронштадте открыт для посещения ежедневно с 9:30 до 18:00. Если вы турист, то постарайтесь не помешать богослужениям, которые проводятся ежедневно в 10:00 и в 18:00. Девушкам и женщинам стоит помнить, что при посещении действующих православных храмов необходимо надевать платки и юбки. Юбки и платки можно взять около входа в собор.

Часы работы Морского собора 9:30-18:00
Адрес Морского собора Кронштадт, Якорная площадь, 1

Никольский Морской собор в Кронштадте является одним из крупнейших в России ( вместимость около пяти тысяч человек). Наружная и внутренняя отделка собора отличается богатством и выдающимися художественными качествами. Над украшением храма работали лучшие мастера своего времени. Из исторических источников известно, что в работах над убранством собора принимали участие В. А. Косяков ( главный архитектор собора, автор общей концепции художественной системы оформления фасадов и интерьера, ) архитектор и художник Г. А. Косяков ( закончивший Императорскую Академию художеств, один из создателей ленинградского отделения Союза архитекторов) , скульптор Н. В. Попов, художники К. С. Петров-Водкин, М. М. Васильев и другие.
Благодаря единому замыслу зодчего работы разных художников, исполненные в различных материалах и техниках, слились в гармоничный ансамбль.
В архитектуре и оформлении собора прослеживаются как традиции византийского и древнерусского искусства, мотивы Возрождения, а также элементы стиля модерн.
Помимо чертежей архитектором В. А. Косяковым при участии его брата было выполнено большое количество живописных и графических эскизов общих видов интерьеров, архитектурных элементов, деталей убранства, решеток, фонарей, лампадок и т.д. являющиеся самостоятельными произведениями искусства. Эскизы были опубликованы в журнале «Зодчий», а также имеются зарисовки в собрании ГАСУ.


Эскизы иконостаса собора ( сам иконостас был выполнен скульптором М. Н. Поповым) сочетают множество декоративных элементов – мраморная резьба, колонны из красного мрамора, использования драгоценных камней , горного хрусталя, литье из бронзы и серебра- все это облачено в сложный орнамент из христианской символики. В эскизах иконостаса видны иконы сочетающие академический стиль с модерном и похожие по стилистике с работами В. М. Васнецова.
В процессе реставрации эскизы послужили отправной точкой для воссоздания облика Собора. Также было отмечено , что роспись Собора является самостоятельной по отношению к эскизам. Большое влияние на стилистику живописного убранства собора оказал Михаил Васильев, выполнивший роспись купола алтаря и руководивший бригадой художников, К. С. Петров-Водкин ( композиция «Благовещенье») .
Отдельно следует отметить «морскую» тематику в убранстве собора, подчеркивающую его значение как главного храма Российского Флота. Это различные мотивы в резьбе( например, орнамент из морских водорослей в капителях храма, вместо общепринятых листьев аканта), переплетение из якорных цепей, канатов, кораблей, рыб, стилизованное изображение волн в повторяющихся элементах орнамента и т.д.
Морской Собор в Кронштадте-деталь северных хоровЧасовня главного порталаСени над главным престоломРисунок престола боковых приделов из белого мрамора , ляпис-лазури и бронзы
Кафедра для Морского Собора в КронштадтеКиоты из бронзы над дьяконскими вратами иконостаса
Рисунок престола главного придела из белого мрамора , ляпис-лазури и бронзы
деталь южных хоров Морского собора в Кронштадтедеталь южных хоров Никольского Морского собораЦарские Врата боковых приделовЦарские Врата главного приделаЮжная стена внутри храмапрестолы- главный и боковыеКиоты у северной и южной стеныСени над главным престолом Морского собора в КронштадтеМорской собор в Кронштадте- главный хорос

Эскизы архитектора В.А. Косякова к Морскому Собору в Кронштадте (часть 2)

Ссылки по теме: Реставрация и реконструкция Никольсокго Морского собора в Кронштадте
Как реставрировали Морской Собор в Кронштадте

История строительства Морского Никольского собора

Кронштадт — город морской. Когда-то здесь существовала небольшая морская церковь Богоявления Господня. Однако она не могла вместить всех желающих, и потому многократно высказывалась идея строительства нового, большого собора.

В 1896 году вице-адмирал Николай Иванович Казнаков (1834-1906, с 1901 года — адмирал), занимавший в то время должность главного командира Кронштадтского порта, подал прошение на строительство в Кронштадте нового собора:

… который своим величием отвечал бы значению Кронштадта как колыбели русского флота и являлся бы достойным памятником как чинам Морского ведомства, погибшим при исполнении служебного долга, так и выдающимся деятелям, способствовавшим развитию и славе флота. — Цит. по: В.Я.Крестьянинов. Кронштадт. Крепость, город, порт. СПб., 2014. С.61

В 1897 году начался сбор пожертвований на строительство Морского собора. Основная сумма была собрана моряками, которые вплоть до 1913 года отчисляли четверть процента своего жалования на Морской собор. В 1900 году был учрежден комитет по постройке собора, который возглавил главный командир Кронштадтского порта вице-адмирал Степан Осипович Макаров (1848-1904).

Первоначально Николай II утвердил проект архитектора А.И.Томишко, который, однако, был подвергнут критике со стороны комитета по постройке собора. Затем разработка проекта была поручена знаменитому архитектору Василию Антоновичу Косякову (1862-1921), автора ряда гражданских и культовых сооружений, в том числе и для военного ведомства: храма во имя Милующей Божией Матери в Галерной гавани (Санкт-Петербург), храма Богоявления в порту на Гутуевском острове (Санкт-Петербург), церкви святителя Николая Чудотворца в Морском госпитале (Кронштадт), Морского собора в порту императора Александра III (Либава, ныне Лиепая, Латвия) и других.

Новый храм должен был стать не просто морским собором, но, прежде всего, памятникам всем погибшим при исполнении своего долга морякам. Так, в «Краткой записке о сооружении собора» говорилось:

Как при составлении, так и при разработке и выполнении проекта Морского собора в Кронштадте имелась в виду основная мысль Комитета по сооружению собора не только удовлетворить религиозным потребностям кронштадтских моряков, но и создать собор-памятник, в котором были бы собраны имена моряков, погибших с 1696 г. при исполнении своего долга, судовые иконы и другие реликвии флота. — Цит. по: В.Я.Крестьянинов. Кронштадт. Крепость, город, порт. СПб., 2014. С.62

27 октября 1901 года началась расчистка места под строительство — на Якорной площади, где прежде хранились старые якоря. 1 (14) сентября 1902 года после торжественного молебна, совершенного Иоанном Кронштадтским и в присутствии вице-адмирала С.О.Макарова, началось строительство. 8 (21) мая 1903 года состоялась церемония торжественной закладки стен, на которой присутствовал император Николай II и члены императорской фамилии.

10 (23) июня 1913 года Морской собор был освящен во имя святителя Николая Чудотворца, покровителя моряков и всех путешествующих. Церемонию освящения собора проводил протопресвитер военного и морского духовенства отец Георгий Шавельский в сослужении настоятеля петербургского Адмиралтейского собора митрофорного протоиерея Алексия Ставровского и кронштадтского духовенства.

Кульминацией развития идеи воинского храма-памятника стал Кронштадтский Морской собор — главный храм всего Российского флота. По своему замыслу, структуре, по складывавшимся в нем традициям, Морской собор явился результатом длительного процесса развития комплекса храма-памятника, ставшего своего рода символической братской могилой моряков, погребенных в пучинах моря, и включившего в себя храм — место молитвенного поминовения погибших героев, хранилище реликвий, и памятник воинской славы. Как итог развития, Морской собор вобрал в себя все лучшее, что было выработано за многие десятилетия существования военных храмов. — Елена Исакова. Кронштадтский Морской собор в православной традиции патриотического воспитания на флоте

За Морским собором в 1911-1914 годах садовым мастером Э.Г.Гильбихом был разбит Соборный сквер.

В 1913 году на Якорной площади был воздвигнут памятник выдающемуся русскому флотоводцу, океанографу, полярному исследователю, кораблестроителю, вице-адмиралу Степану Осиповичу Макарову, который погиб 31 марта (13 апреля) 1904 года неподалеку от Порт-Артура, во время русско-японской войны.

Внешний облик и внутреннее убранство Кронштадтского Морского собора

Морской Никольский собор — реплика константинопольского храма Святой Софии, но с несколько уменьшенными и измененными пропорциями. Для обмеров Святой Софии архитектор Косяков специально ездил в Константинополь. Длина Никольского Морского собора составляет 83,2 м, ширина — 64 м, диаметр купола — 26,7 м, высота до основания главного купола — 52 м, высота от земли до высшей точки креста — 75 м. Центральная часть под куполом могла вместить 3000 молящихся.

Морской Никольский собор со стороны Макаровского моста

Огромный, сверкающий на солнце купол и крест над ним видны издалека, служа ориентиром морякам. В этом чувствуется своеобразная перекличка с так и неосуществленным проектом Петра I построить в центре Кронштадта 213-метровую башню-маяк.

Купол Морского Никольского собора

Цоколь Морского собора облицован светлым гранитом, стены — серо-желтым кирпичом и терракотой. Над входами сделаны мозаичные вставки, созданные в мастерской В.А.Фролова: образ Божией Матери над северными вратами, святителя Митрофания — над южными. Западный фасад украшают мозаичные панно с изображениями святых Апостолов Петра и Павла (слева), святителя Николая Чудотворца и святого Иоанна Рыльского (справа). В нише главного входа со стороны Якорной площади находится часовня Спаса Нерукотворного.

Западный фасад Морского Никольского собора

Внутреннее убранство Морского собора поражает своей роскошью. Здесь использована мозаика с преобладанием золотого, синего и светло-серого цветов и фрески. Благодаря переходу от темного гранита в оформлении нижнего яруса к золотым и небесно-синим мозаикам под куполом, достигается эффект устремленности собора ввысь, к небесам. В ясный солнечный день внутри собора создается особенно сильное ощущение сияния.

Алтарь приподнят на 4 метра. Иконостас работы скульптора Н.А.Попова по проекту В.А. и Г.А.Косяковых изготовлен из натурального белого и цветного уральского мрамора. Его украшают мозаичные вставки и бронзовые детали. Двухъярусные галереи поддерживаются колоннами искусственного мрамора. Алтарь, паруса и своды северных и южных хор украшены росписями художника М.М.Васильева, выполненными под мозаику и фрески.

Главный престол Морского собора освящен во имя святителя Николая Чудотворца, правый — во имя Святых Апостолов Петра и Павла, левый — во имя святого Иоанна Рыльского и в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Внутреннее убранство Морского Никольского собора

Внутреннее убранство Морского Никольского собора

Боковые галереи

Внутреннее убранство Морского Никольского собора

Галерея второго яруса

Внутреннее убранство Морского Никольского собора, западное окно-витраж с изображением «Деисуса»

Иконостас Морского Никольского собора

Внутреннее убранство Морского Никольского собора

Купола Морского Никольского собора

Необычайно красив гранитный мозаичный пол в тонкой медной оправе, с изображениями различных животных, птиц и морских чудовищ.

Мозаичный пол Морского Никольского собора

Морской собор не только храм, но и музей. В нем хранятся судовые иконы, знамёна, макеты кораблей, погибших в морских боях и другие экспонаты, посвященные славной истории русского флота.

Модель Морского Никольского собора

Модель эскадренного броненосца «Бородино», отличившегося в Цусимском сражении. Погиб 14 (27) мая 1905 года, затонув почти со всем экипажем (865 человек). Спасся только один человек

А вот, пожалуй, то главное, ради чего нужно, в первую очередь, идти в Морской Никольский собор: памятные доски из черного мрамора, где золотыми буквами высечены имена погибших моряков. На досках из белого мрамора высечены имена погибших священнослужителей. Здесь перед глазами проходит вся история русского флота.

Всего досок — 130, часть из них — пустая. Сюда будут вписаны имена будущих героев. Сейчас здесь высечено около 1000 имен моряков, погибших в период с 1695 по 1910 годы, которые поминаются во время службы.

На памятных досках в Соборе должны быть написаны имена всех погибших, не только в боях, но и при исполнении служебного долга, офицерских чинов морского ведомства (флотских корпусов, по адмиралтейству, гражданских и медицинских чинов, священнослужителей и гардемарин). Вероисповедания безразличны, как христианские, так и нехристианские. — РГА ВМФ ф.427 оп.3 д. 782 л.10. Цит. по: Елена Исакова. Кронштадтский Морской собор в православной традиции патриотического воспитания на флоте.

Памятные доски, посвященные Обороне Севастополя 1854-1855 годов

Надпись, посвященная адмиралу Нахимову

Есть здесь и надписи, посвященные кампаниям за рубежом, например, подавление Боксерского восстания в Китае (1898-1901).

Потери русских моряков во время Боксерского восстания в Китае

Морской Никольский собор в советские годы и в наши дни

Трудно себе представить, какая трагическая судьба ждала Морской Никольский собор в советские годы. 1 июня 1929 года в Морском соборе состоялась последняя служба, после чего храм закрыли и разграбили. Был уничтожен прекрасный иконостас. На куполе вместо креста предлагали установить звезду или статую Ленина. Так, газета «Красный балтийский флот» писала:

Статуя Ильича должна стоять с вытянутой рукой по направлению к морю, как бы приглашая в гости, в СССР заграничных рабочих. — Цит. по: В.Я.Крестьянинов. Кронштадт. Крепость. Город. Порт. СПб., 2014. С.64

В 1932 году часть помещений собора занял клуб «Максим Горький», который в народе называли «Максимка», а другая была отдана под склады. В годы Великой Отечественной войны под куполом разместился наблюдательный и корректировочный пост корабельной и береговой артиллерии Кронштадта. В северной части собора на полу сохранился след от неразорвавшейся немецкой бомбы, пробившей купол в 1943 году.

В 1950-е годы был сооружен навесной потолок, который отделил зрительный зал от подкупольной части. 22 февраля 1955 года в бывшем Морском соборе открылся клуб Кронштадтской крепости.

Сквозь выбитые окна веял ветер и лились дожди, а виднеющиеся на куполе звёзды можно было спутать с настоящими. На многие десятилетия здесь обосновались голуби. Лишь на потрескавшейся стене был виден побледневший от непогоды лик херувима… — Е.В.Исакова, М.В.Шкаровский. Храмы Кронштадта. СПб., 2004. С. 180-182

Клуб в бывшем Морском соборе Кронштадта

В 1976 году здание бывшего собора было взято на охрану как памятник архитектуры. В 1978 году здесь открылся «Матросский клуб», который просуществовал до 1989 года. Также с 1980-х годах здесь функционировал музей «Кронштадтская крепость».

К началу 2000-х годов бывший Морской Никольский собор являл собой печальное зрелище. Хотя его владелец — Морская инженерная служба, старалась поддерживать сохранность здания, денег на содержание, особенно после кризиса 1990-х годов, катастрофически не хватало. Нередки были потопы на первом этаже, вызванные разрывом старых, дореволюционных труб.

Неоднократно поднимался вопрос о передаче храма Русской Православной Церкви, но с сохранением собора в качестве флотского. Однако у Церкви денег на содержание и реставрацию этого уникального храма в то время не нашлось.

Тем не менее, 2 ноября 2005 года в Морском Никольском соборе отслужили первую Литургию. В 2007 году он был передан на баланс Центрального военно-морского музея. Однако проведенные в то время ремонтные работы были фрагментарными, разрушение продолжалось. В 2009 году, после того, как значительно увеличились трещины в стенах и куполе, здание собора было признано аварийным и требующим срочной реставрации.

Как и сто лет назад, на восстановление Морского собора собирали средства всем миром. И снова наибольший финансовый вклад внесли моряки, однако пожертвования шли также и от простых граждан, и от крупных корпораций. Деньги аккумулировал международный благотворительный фонд «Кронштадтский морской собор во имя Святителя Николая Чудотворца». Был создан Общественно-попечительский совет.

Чтобы сохранить здание, в 2009 году его одели в специальный защитный саркофаг из армированной пленки. Реставрационные работы шли быстрыми темпами. Утраченные детали внутреннего убранства, мозаики, витражи восстанавливали по старинным фотографиям и чертежам. Особо стоит отметить многолетний труд Елены Исаковой, которая кропотливо восстанавливала памятные доски с именами погибших моряков.

Защитный саркофаг Морского собора в Кронштадте (фото из интернета)

24 апреля 2012 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в присутствии Президента России Д.А.Медведева совершил чин Малого освящения собора. 28 мая 2013 года, в столетие освящения Морского Никольского собора, Патриарх Иерусалимский Феофил и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершили чин Великого освящения и Божественную Литургию.

Морской Никольский собор

В наши дни Морской собор в Кронштадте выполняет двойную функцию. Он — главный храм Военно-морского флота России. Также он является ставропигиальным, то есть напрямую подчинен Патриарху. Одновременно это филиал Центрального военно-исторического музея. Но, прежде всего Морской Никольский собор — памятник всем морякам, которые погибли, защищая свое отечество — Россию.

как храм-памятник, в коем будет ежедневно приноситься искупительная бескровная жертва, служил бы вместе с тем связующим звеном прошедшего, настоящего и будущего русского флота, вечным свидетелем трудов, знаний, подвигов, послуживших к славе родины и флота. — РГА ВМФ ф.427 оп.3 д.177. Цит. по: Елена Исакова. Кронштадтский Морской собор в православной традиции патриотического воспитания на флоте.

Как и прежде, на Якорной площади высится величественный памятник адмиралу Макарову. Неподалеку от него — памятник борцам за советскую власть, в виде пирамиды, в центре которой горит вечный огонь. Якорную площадь украшает огромный якорь с вписанным в него крестом и силуэтом храма вокруг, который напоминает древнерусский боевой шлем.

Морской собор в Кронштадте, фото Николая Иванова, Санкт-Петербург

Leave a Comment