Собор В Шартре

Шартр. Франция

Шартр — небольшой город, расположенный на берегу реки Эр, на севере Франции, в 83 км от Парижа.


Шартр. Франция.


Шартр. Франция.

Главной достопримечательностью города является шарторский собор Нотр-Дам (Собор Пресвятой Богородицы).


Собор Нотр-Дам. Шартр. Франция.


Собор Нотр-Дам. Шартр. Франция.

Нотр-Дам в Шартре по праву считается одним из красивейших соборов в Европе.
Собор, в котором хранились драгоценные реликвии Богоматери, пользовался особым покровительством Людовика IX, который подарил собору большое окно-розу.
Шартр — один из немногих готических соборов Франции, который сохранил почти неизменным свое остекление.
Внутри собора дорогое убранство и удивительные витражи (176 штук) площадью около 2600 кв. м — это самый большой из дошедших до нас ансамблей витражей той эпохи.
Собор посвящен деве Марии и многие мотивы витражей связаны с ее культом, но также есть изображения из Нового и Ветхого Завета, сюжеты из жизни королей, рыцарей, ремесленников, которые пожертвовали деньги на храм.


Витражи собора Нотр-Дам. Шартр. Франция.


Витражи собора Нотр-Дам. Шартр. Франция.


Витражи собора Нотр-Дам. Шартр. Франция.


Витражи собора Нотр-Дам. Шартр. Франция.

В храме есть одна из самых драгоценных реликвий христианства — Покров Девы Марии.


Собор Нотр-Дам. Шартр. Франция.

Согласно одной из наиболее распространенных версий, реликвия оказалась в Шартре благодаря французскому королю Карлу II, пожертвовавшему ее вновь восстановленному храму. Согласно преданию, именно этот покров был на Богоматери в момент рождения Иисуса Христа.
Пребыванию в Шартре Покрова приписывают много чудодейственных событий, однако самым впечатляющим из них выглядит удивительное спасение ларца, в котором хранился Покров, во время трехдневного пожара 1194 года, уничтожившего практически весь собор. Сразу после пожара в Шартре началось строительство нового собора, затмившего собой все предыдущие постройки. Помимо Покрова, до XVIII столетия в соборе хранились голова матери Богородицы — святой Анны, и очень древняя и глубоко почитаемая деревянная статуэтка Девы Марии, носящей под сердцем ребенка. Это было одно из самых первых изображений Богоматери, относившееся, вероятно, к первым векам христианства, а по одной из версий – статуэтка имела даже языческое происхождение, связанное с культом плодородия и богини-праматери.
В конце XVIII века, в бурные времена революций, фигурка погибла в огне пожара.

Богатейшее наружное и внутреннее убранство собора насчитывает в общей сложности около 10 тысяч скульптурных изображений.


Собор Нотр-Дам. Шартр. Франция.

В центре собора пол выполнен в виде вписанного в круг "лабиринта" – фигурной кладки из разноцветных камней, которая сохранилась только частично. Датируется лабиринт примерно 1200 г.
Паломники должны были проходить этот путь на коленях — в церковных записях он называется "путь в Иерусалим" — и символизирует путь человеческих душ к Небесному Иерусалиму, с которым, как считается, Шартрский собор имеет незримую связь.

За собором открывает панорама на город и поля.


Шартр. Франция.


Шартр. Франция.

Холм, на котором стоит собор, окружен кольцом бульваров по линии бывших городских укреплений.
Застройка бульваров сохранила зримые черты Cредневековья — жилые здания, начиная с XII в., остатки средневековых стен с воротами.


Шартр. Франция.


Шартр.

Шартрский собор

Франция.


Шартр. Франция.


Шартр. Франция.


Шартр. Франция.


Шартр. Франция.

Summary

Chartres Cathedral, perhaps even more so than Notre-Dame Cathedral in Paris (1163-1345), is generally considered to be the greatest and best preserved example of Gothic architecture in France. Located roughly 80 kilometres southwest of Paris, the Basilican cathedral was largely built between 1194 and 1250, and was the fifth cathedral to stand on the site — a site revered by both Romans and Druids — since the 4th century. The cathedral is world famous for its glorious stained glass art, and for its rich array of gothic sculpture, whose exact meaning is still pondered by scholars. With a 34-metre high vault — 4 metres taller than the ceiling in Notre-Dame — and walls almost entirely made of stained glass, Chartres Cathedral exemplifies the improvements offered by Gothic art over the previous style of Romanesque Architecture (c.800-1200). It continues to receive large numbers of Christian pilgrims — no doubt attracted by its famous relic, known as the "Sancta Camisa", the tunic worn by the Virgin Mary at Christ’s birth — as well as tourists attracted by the cathedral’s architecture and stone sculpture, as well as its three huge rose windows. In 1979, Chartres Cathedral was added to the UNESCO World Heritage List of culturally important sites.

History

Architects began constructing the first Gothic cathedral at Chartres after its Romanesque predecessor was destroyed by fire in 1020. Unfortunately most of the new church, except for its crypt and western facade, was also gutted by fire in 1194, whereupon construction began on the present structure, which was largely completed in 1220.

In fact the present cathedral is in an excellent state of preservation. The majority of its 32,292 square feet of stained glass has survived, while the overall architecture has witnessed only minor changes since the early 13th century, notably the 16th century addition of a flamboyant-style 113-metre spire.

Architecture of Chartres Cathedral

The cathedral represents the true prototype of the Gothic cathedral characterized by a longitudinal body with a nave and two aisles and an elevation on three levels — arcade, triforium, clerestory — crossed by a short transept and ending in a deep presbytery with ambulatory and radiating chapels.

The cathedral is roughly 130 metres (430 ft) in length, and its nave is 16.5 metres (55 ft) wide. Its cruciform design plan — typical of French Gothic Basilicas, and similar to those of Amiens and Reims — includes a two bay vestibule (narthex) at the western end leading into a seven bay nave up to the crossing with its three-bay transepts. The heads of the transept end in a richly decorated projecting atrium above which a series of fine lancet windows connects to rose windows, creating an extraordinary luminous surface that opened the way for the later transepts of St Denis and Paris.

The nave continues east and ends in a semicircular apse. The nave and transepts are flanked by single aisles, which broadens into a wide ambulatory around the choir and apse.

The rectangular bays of the nave are covered by quadripartite ribbed cross vaults resting on alternating cylindrical and polygonal elements that may have been used, since they were no longer necessary, to avoid excessive monotony. The result is a continuous and serried rhythm that exalts the effect of verticality of the space emphasized by a plastic accentuation of the structural system: the revolutionary pilier cantonne, used here for the first time, confers a sensible material concreteness. The great windows, made possible by the use of the exterior buttresses, propose an innovative design based on a pair of lancet windows and a round window inscribed in an arcade. Such are the enormous dimensions that the nave is clearly higher than the aisles, thus increasing in an exponential way the sense of grandeur and monumentality.

The burning down of the Romanesque structure and then the first Gothic structure, meant that the new cathedral was entirely Gothic, harmonious, balanced and all of a piece. As a result, the cathedral exemplifies the Gothic values of height and height, which were only realized because Gothic architects managed to channel the weight of the ceilings and walls to specific points externally reinforced by heavy flying buttresses and supporting piers, thus minimizing the load on the walls. Consequently, not only could the ceiling be higher (and more awesome) but also the walls could house much bigger (and more inspirational) stained glass windows.

Шартрский собор Богоматери — «Стеклянная Библия»

And more glass meant less Romanesque-style gloom but lots more Christian art for worshippers to enjoy. Amazingly 152 out of the original 176 stained glass windows, installed 1205-40, have survived: a unique occurrence for a medieval cathedral.

Note: The great German Gothic structure of Cologne Cathedral has a window surface area of 10,000 square metres — roughly three times larger than the area of glass at Chartres.

The west end of the cathedral is dominated by two different spires – a 105-metre (349 ft) regular pyramid-style structure built around 1160 and the 113-metre 16th-century flamboyant spire. Equally impressive are the three great facades, each with its own rose window and embellished with hundreds of architectural statues and areas of Biblical relief sculpture, illustrating important theological narratives. The interior of the cathedral also contains numerous items of sculpture, including wood carving: the choir enclosure, for instance, contains over 200 statues depicting over 40 scenes.

For more about the Gothic style of building design, please see Rayonnant Gothic Architecture (c.1200-1350) and Flamboyant Gothic Architecture (1375-1500).

Flying Buttresses

The use of buttresses (see figure, left) led to the abandonment of the graduated external profile in favour of an elevation on two levels, simple but majestic. The composition of the volumes is repeated in the sequence of the tall, massive buttresses that repeat on the exterior the rhythm of the internal bays. The weight of the vaults is passed to the buttresses by way of double arches and arcades of radial colonettes. The greater liberty made possible by the buttressing of the vaults thanks to rampant arches and the consequent abolition of tribunes permitted the master of Chartres to organize the interior spaces of the nave in a highly original way. He made a building that seems classical in the harmony of its proportions, as is clear in the elevation, where the arcade and the clerestory are given the same value. At the same time, the new liturgical demands for visual participation of the faithful in the celebration of the Eucharist, as established in the final years of the 12th century, led to a new concept of the choir: the luminous space of the apse became the preferred setting for the liturgy and for polyphonic singing.

West Portal Sculpture

Gothic architects and sculptors sited most of the cathedral’s narrative sculpture around its entrances and doorways, known as "portals", and Chartres is no exception. The three portals of the west facade contain a virtual encyclopedia of Biblical art: each doorway focusing on a different aspect of Christ’s role. Around the doorway on the right, the sculpture depicts his earthly life, and includes scenes like the Annunciation, Visitation, Nativity, and the Presentation in the Temple. On the left, we see the Second Coming of Christ (some experts understand this to be the Ascension of Christ). The centre portal illustrates the End of Time as laid out in the Book of Revelation.

More Articles about Medieval and Gothic Art

• Medieval Artists (c.1100-1450) From Gislebertus onwards.

• Arnolfo di Cambio (1240–1310) Gothic architect of Florence Cathedral.

• German Gothic Art (1200-1450).

• Gothic Sculpture in England (1150-1250) Wells, Westminster cathedrals.

• Gothic Illuminated Manuscripts (c.1150-1350).

• German Gothic Sculpture (c.1150-1400).

Шартрский Собор — Собор В Шартре — Франция

Любой входящий в готический собор ощущает восторг от царящего здесь глубокого покоя. Воздушная элегантность этого стиля с его стрельчатыми арками и устремленными в небо колоннами благоприятствует такому впечатлению, как бы приглашая к сосредоточенности и созерцанию. В Шартре душевный настрой усиливается электромагнитным полем строения, которое изменяет полярность тела, приводя ее в соответствие с направлением земной оси. Эта переориентация биополя, подобная той, что бывает на морском берегу, оптимизирует насыщение крови кислородом и устраняет мускульное напряжение. Состояние последующей расслабленности подготавливает нас к восприятию благоприятной энергетики.

«Имя мастера, строившего собор в Шартре, остается неизвестным».

Приходившие в Шартр средневековые пилигримы, влекомые в эти места его реликвиями и величественной архитектурой, ощущали, будто их пронизывают потоки таинственной энергии. Их влияние они ощущали не только на физическом, но и на духовном уровне. Да и современные туристы вне зависимости от своего вероисповедания по сей день испытывают на себе их воздействие.

Особенностями планировки и рядом архитектурных находок структура кафедрального собора существенно усиливает его энергетическую мощь. В этом смысле собор можно рассматривать в качестве прообраза других построек в готическом стиле. И действительно, новации тех лет широко использовались позже при строительстве большого количества храмов.

Чтобы включить в строящийся храм большую крипту романской церкви, каменщики Шартра возвели стены беспрецедентной высоты, которые по всей длине центрального нефа уравновешивались готическими стрельчатыми сводами. Они также добавили к внешним контрфорсам новые легкие арки, которые перераспределяли горизонтальные нагрузки нефа в сторону земли и тем самым ослабляли опрокидывающие напряжения. Вследствие этого вся громада церкви держалась благодаря своему собственному весу, преобразованному в направленную вниз вертикальную нагрузку.

а В соборе Шартра более 150 средневековых витражей, большинство из них относится к XIII в.

В Северо-западная башня, Клошер Неф (Новая колокольня), выше старой, пристроена в 1513 г. с целью «уравновесить» архитектурную композицию

С Лабиринт, созданный в 1220 г. на покрытии центрального нефа, будто бы связан с Каббалой

Огромное, заполненное светом пустое пространство под стрельчатыми сводами увлекало взоры и сердца верующих к небу.

Имя мастера, строившего собор в Шартре, остается неизвестным. Однако красота и функциональность его монументального творения свидетельствуют о том, что он являлся одним из лучших архитекторов своего времени. Оформление строения основано на повторении простейших форм (квадрат, треугольник, окружность), которыми определяются связи между всеми архитектурными элементами. Эти повторы исходят из «святой геометрии», согласно которой указанные фигуры воспроизводят на Земле прообразы Божественного Разума. Таким образом, устремление под своды собора означает познание промысла Божия посредством простого созерцания. Соединение архитектуры с излучаемой холмом энергией Земли словно приглашает к познанию мистического опыта.

Эпицентр проходящих через собор Шартра энергетических токов находится в круглом лабиринте, выгравированном на полу храма (см. фото выше). Под контуром лабиринта, состоящим из одиннадцати разделенных на четыре квадрата концентрических окружностей, исследователи обнаружили пять подземных потоков и один геологический разлом, а также сеть двойных линий из золота и серебра, излучающих соответствующую этим металлам энергию.

В эпоху Средневековья прибывающие в Шартр пилигримы завершали свое паломничество в этой своеобразной энергетической сетке, известной подназванием Иерусалимской дороги. По традиции, пилигрим должен был ступить на нее с намерением обрести Господа и затем следовать по линиям на полу, пока те не приведут его к центру. Проходя этот путь, паломник наполнялся духовной энергией.

Золотое сечение

Проект кафедрального собора в Шартре подчиняется так называемому правилу «золотого сечения», в соответствии с которым отношение основания любой структуры к ее высоте всегда должно оставаться равным 1,618. Это соотношение наблюдается в человеческом теле, в листьях растений, пропорциях рыб и во множестве природных феноменов. Начиная с египетских пирамид и кончая картинами Леонардо да Винчи, «золотое сечение» широко использовали при создании различных форм и произведений искусства. Если верить эзотерическим учениям, в пропорции зашифрованы истинные размеры легендарного Храма Соломона, и ее назначением является подтверждение присутствия Бога в закрытом помещении.

Образ Богоматери

Кафедральный собор Шартра является одним из посвященных Богоматери французских готических храмов XIII в. Создание ансамбля было завершено бригадами строителей, в которых секреты ремесла передавались от отцов детям. Соборы, расположенные помимо других городов в Шартре, Реймсе, Амьене, Сансе и Руане, образуют карту созвездия Девы, названного так в честь египетской богини Изиды, которой был посвящен языческий храм, находящийся под парижским собором Нотр-Дам. Как утверждают некоторые историки, рыцари-тамплиеры практиковали внутри этих храмов ритуал посвящения и исповедовали некие секретные культы, лишь внешне посвященные Пресвятой Деве Марии.

Один из самых интересных бестселлеров XX в., «Столпы земли» Кена Фоллета, повествует о строительстве готических пирамид, а также о том, как, преодолевая темноту, средневековые строители поднимались к небу в своем стремлении показать истинное предназначение человека.

Готическое остекление

Начиная развитие архитектуры, сопровождавшееся стремлением к свету и высоким пространствам, обусловило создание больших застекленных поверхностей и появление профессии стекольщика. После парижской Сан-Шапель (Святой капеллы) уже не создавалось ничего равного ей, а в Шартре был сделан новый шаг в строительстве соборов. После пожара 1194 г. в Шартре развернулись работы по реконструкции храма, включавшие в себя и установку более чем сотни витражей, покрывавших2000 м2 поверхности. Для этого в Шартр отовсюду прибывали стекольщики. Вносимые пожертвования, начиная со сделанных королем Луи IX, являлись весьма щедрыми. В те годы здесь была основана собственная школа мастеров. Именно им удалось создать витражи мистической голубизны и три круглых розетки, имевшие суммарную площадь более 300 м2. Над их изготовлением в течение нескольких лет работали шесть человек, делавших небольшие кусочки цветного стекла, каждое из которых заняло свое место в свинцовом каркасе.

«Источник духовной энергии следует искать внутри собора».

Происходило нечто подобное выработке электроэнергии при вращении в магнитном поле ротора генератора. Прибытие в Иерусалим, соответствующее в вертикальном направлении максимальному уровню энергии, изменяло не только настроение, но и духовное состояние человека.

Прославленные церковные витражи собора Шартра также способствуют прохождению «энергетического пути», предназначенного для изменения духовного состояния каждого, кто приходит в храм. Прекрасные образы витражей, ставшие объектом многочисленных исследований и всевозможных толкований, в первую очередь представляют собой некое визуальное повествование о духовном пути человека в его поисках Бога, представленное в виде изображенных на стекле библейских сюжетов. Педагогическое содержание изображений имеет целью усилить энергетическое воздействие различных пространственных точек собора, который рекомендуется обходить против часовой стрелки.

Этот обход начинался и завершался с расположенной на фасаде розетки — круглого окна с узорами. Ее диаметр равняется 12 м, и она формируется тремя концентрическими окружностями. Подобно буддийским мандолам, розетка дает возможность созерцать Бога. Паломники, как и туристы

А Вступив под своды собора в Шартре, паломник ощущает непреодолимое желание устремиться вверх к освещенному тремя основными витражами центральному поперечному нефу

В Путешественнику следовало войти в храм разутым и пройти к лабиринту, что позволяло постепенно наполняться мистической энергией собора

С Впечатляющая высота собора в Шартре дает возможность видеть его и с большого расстояния; по этой причине муниципалитет города стремится сберечь его невысокое средневековое окружение в наше время, проходили днем этот путь через многоцветие проникающего сквозь окна света. И так, шаг за шагом, они поднимались из тьмы к свету.

Цифра «3» широко представлена в Шартре, начиная с трех окружностей фасадного окна, которые символизируют розу и Пресвятую Деву Марию или, в общем, — солнце, Воскресшего Христа и Славу Господа. Здание собора имеет три портика и три нефа (центральный выше боковых). Горизонтальные карнизы членят его на три этажа, и на уровне среднего из них три круглые розетки освещают внутреннюю часть собора. Высота шпиля левой — более высокой — башни составляет треть от ее общей высоты.

Высота большей из башен около 115 м, а меньшей — 106 м. Общая длина здания равна 130 м, а его ширина — 33 м, из которых 16,5 м занимает центральный неф. В соборе имеется 175 витражей, которые можно разделить на три категории. В нижнем ряду воспроизводятся библейские истории, в верхнем — восхваляются святые, а три круглых витража славят Христа. Каждый из витражей представляет собой мозаику из цветных стекол, вмонтированных в свинцовый каркас. Внутри находится часовня, посвященная Пресвятой Деве Марии из Пилара.

Кафедральный собор в Шартре усовершенствовал романский стиль, устремив сооружения ввысь, что позволило наполнить их светом и украсить различными изображениями. Самый верхний этаж, конечно же, является самым важным. Он наиболее стилизован, широк и великолепен, что делает его достойным Творца.

Советы путешественнику

Кафедральный собор в Шартре располагается приблизительно в часе езды поездом от Парижа. Целесообразно посвятить целый день посещению холма и церкви, чтобы рассмотреть их с разных ракурсов и в разное время дня.

Шартрский собор и его тайна.

Знакомиться с роскошью витражей лучше всего весной или летом. Эксперты рекомендуют пройти без обуви по лабиринту, что позволит вам наполниться циркулирующей под собором земной энергией. Из года в год в день летнего солнцестояния, точно в полдень на плиту святого Иоанна через отверстие в витраже святого Аполлинария падает луч солнца.

12.09.2018

Шартрский собор — шедевр готической архитектуры

Шартрский собор — главная достопримечательность маленького городка Шартр (Chartres) в департаменте Эр и Луара, находящегося в 90 километрах юго-западнее Парижа. Впрочем, это одна из главных достопримечательностей и всей Франции. Даже не так:  храм, как и знаменитый столичный собор, посвященный Деве Марии (Notre-Dame de Chartres), с полным основанием может называться национальной святыней.

В его стенах, не разрушавшихся, не перестраивавшихся на протяжении столетий, дошедших до наших дней в удивительно хорошо сохранившемся виде, до сих пор хранится плащаница Богородицы — одежда, в которой она родила Иисуса Христа

Путешественнику, подъезжающему к городу, собор является сразу: как некое чудо, откровение. Две мощные колокольни и словно размытое в летнем мареве основное здание — отличный ориентир, который не даст сбиться с дороги — прямо по курсу он, Шартр!. Храм стоит на холме, город рапростерся под ним, словно упал ниц.

Шартрский собор, построенный в рекордные сроки (заложен в 1194 году — отделка закончена в 1260), являет собой органичный сплав двух архитектурных стилей: романского и пришедшей ему на смену готики. В романском решена южная колокольня: она лишена украшений и вздымается в небо на 105 метров. Напротив — северная, 113-метровая колокольня, являет собой яркий пример готики: ее стрельчатые арки и ажурный шпиль уже намекают на то, что суровый аскетический этап средневековья остался в прошлом.

Удивительно красив главный фасад храма: от оригинальной розы, не столь узорчатой, как на боковых фасадах, до трехарочного входного портала. Каждая дверная арка обрамлена колоннами в виде статуй святых и пророков, выписанных с невероятной, просто документальной точностью.

Многие знатоки считают, что собор Шатра — самый великолепный образчик церковной готической архитектуры в мире. С чем, конечно же, поспорят и Солсберийский собор в Англии и Кельнский собор в Германии, да и Амьенский собор во Франции не останется в стороне.

Внутри Шартрский собор также тяжко поражает воображение: понимание того, что попал во вместилище чего-то невероятно прекрасного, приходит сразу. Громадные колонны, поддерживающие теряющийся в высоте стрельчатый потолок, невероятно тонкая каменная резьба на стенах, пол-лабиринт, свидетельствующий о том, как труден путь человека к Богу, и удивительно сочные цвета на оконных витражах, секрет производства которых давно утерян — здесь можно потеряться и прислушиваться к себе и миру часами.

Как добраться: поезд от вокзала Монпарнас (Gare Montparnasse) в Париже (около часа), на автомобиле трасса А10 и А11
Официальный сайт: www.cathedrale-chartres.org

Согласно библейским преданиям, именно в этом покрове Божья Матерь явила миру Спасителя.

До начала эпохи крестовых походов такой подарок монарха считался более чем щедрым. Это стало причиной ажиотажа среди паломников и благочестивых пейзан, желающих жить в городе со священным храмом. Усилия религиозных энтузиастов ускорили модернизацию здания, оно обзавелось большой криптой в романском стиле, высокими характерными шпилями и дорогими барельефами.

Шартрский собор

Местные жители добровольно трудились на стройке, а каменщики из окрестностей бесплатно предоставляли материал.

Такая любовь местных крестьян к храму и городу в целом обусловлена тем, что Дева Мария издревле считается покровительницей простого народа. И именно Собор в Шартре впервые стал ассоциироваться у верующих всей Франции с образом Божьей Матери.

В 1260 году здание было освящено под именем Нотр-Дам де Шартр и приобрело черты, которые мы можем наблюдать сегодня. «Пламенная готика» — так охарактеризовали финальный стиль исполнения фасада современные архитекторы.

Чудеса и легенды Шартрского Собора

Кафедральный собор Девы Марии переживал не только светлые моменты. Четырежды его восстанавливали практически с нуля, до тех самых пор, пока подаренная плащаница не заняла свое место в залах собора. С этого момента в городе стали происходить события, которые даже священнослужители называли чудесами.

По одной из местных легенд, когда город был осажден скандинавами в 911 году, именно святая реликвия спасла Шартр от разграбления. Местный епископ заставил мародеров отступить, вывесив покров на городской стене.

Другой случай божественного проявления плащаницы Шартрского собора связан с частыми в то время пожарами. В 1194 году случилась одна из самых разрушительных катастроф в истории города: сгорела вся деревянная часть сооружений, даже каменные постройки частично обвалились. Не устоял и Нотр-Дам де Шартр, но священный ларец и его содержимое остались нетронутыми.

Весть о чуде разнеслась по всей Франции, и деньги на восстановление собора стали присылать верующие со всей страны. В благодарность за чудо, католическая церковь решила возвести настолько величественное сооружение, что работы по восстановлению и строительству длились практически 150 лет.

Этот собор веками привлекает туристов, историков и богословов. Являясь одной из самых известных религиозных достопримечательностей Франции, Шартрский Собор был внесен в список ЮНЕСКО.

Leave a Comment