Спас На Крови Фото

Проекты | Архитектура | Спас-на-Крови

Спас-на-Крови

1 марта 1881 года на набережной Екатериниского канала (ныне Грибоедова) народовольцами был убит Александр II. В том же году был объявлен конкурс проектов мемориального храма на этом месте. По велению Александра III проекту придали черты церквей XVII века. В итоге был выбран вариант в «русском стиле», предложенный архимандритом Игнатием и доработанный архитектором А. А. Парландом. Храм был освящён в 1907 году в честь Воскресения Христова. Здание было электрифицировано, для освещения использовали 1689 ламп.

В 1930 году храм был закрыт. Во время блокады сюда свозили тела погибших ленинградцев. В главный купол собора угодил неразорвавшийся немецкий 240-мм снаряд, пролежавший в стропилах до 1961 года. После войны здание использовали как склад декораций Малого оперного театра, пока в 1968 году его не признали памятником.

1. Во внешней отделке храма применено множество различных материалов: цветной кирпич, эстляндский мрамор, гранит, изразцы, мозаичные картины и гербы российски. Купола покрыты эмалью или золочёной медью, крыша — глазурованной черепицей.

2. Высота храма 81 метр, что символизирует год убийства царя-освободителя.

3. Внешне собор напоминает Покровский храм, что на Рву (Василия Блаженного), но имеет линейную, а не центральную симметрию. Кроме того, колокольня Спаса-на-Крови завершается не традиционным шатром, а массивным куполом, что роднит собор с колокольней Ивана Великого.

4. Нижний ярус украшают 20 гранитных досок, на которых золотыми буквами выписаны основные деяния царствования Александра II.

5. С 1997 года храм действует в качестве музея. Образован приход, с 2004 года проводятся службы.

6. На немногочисленных стендах выставлены заменённые при реставрации элементы отделки.

7. Храм планировался как мемориальный, посещать его в основном должны были члены царской фамилии и их гости, поэтому внутреннее убранство было выполнено с размахом и пышностью.

8. Все стены и своды собора покрыта мозаикой с изображением святых и библейскими сюжетами.

9. Площадь мозаик составляет 7065 м².

10. Мозаики создавались в знаменитой гранильной мастерской В. А. Фролова.

11. Над эскизами для мозаик трудились более тридцати художников, в том числе В. М. Васнецов, Ф. С. Журавлёв, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, В. В. Беляев, Н. Н. Харламов.

12. Владимир Александрович Фролов — выдающийся художник-мозаичист. Его работами были украшены множество российских храмов и советских административных зданий.

13. Последней работой мастера стали мозаики для станции «Новокузнецкая», созданные по эскизам А. А. Дейнеки в блокадном Ленинграде в 1943 году.

Фото города

14. Мозаики Спаса-на-Крови поражают своим величественным великолепием.

15. На набор мозаик у группы Фролова, насчитывавшей сорок человек, ушло 12 лет.

16. Посетители музея долго ходят, задрав головы к сводам.

17.

18.

19. Особую роль в облицовке собора играет полированный пол из различных сортов итальянского мрамора.

20. Нижняя часть стен облицована неапольским серпентинитом.

21. В алтарной части храма имеются три полукруглых выступа.

22. В этих выступах справа и слева от иконостаса расположены киоты из розового родонита.

23. В киотах помещены мозаичные полотна с изображением Иисуса и святых.

24.

25.

26. Кроме того, киоты орнаментированы резьбой из уральской яшмы.

27. Иконостас храма был выполнен в Генуе по эскизам А. А. Парланда. Для него подобрали мрамор различных оттенков так, чтобы они плавно переходили друг в друга. Снизу он красно-коричневый с разноцветными прожилками, выше он постепенно светлеет, плавно переходя в охристо-желтый, наверху становится почти белым. Верхняя часть напоминает резьбу по дереву.

28. Свод алтарной части собора украшен огромной мозаикой Спаса в силах.

29. С противоположной стороны зала, прямо под колокольней, находится место убийства Александра II, накрытое сенью из ревневской яшмы.

30. Под сенью сохранена решётка Екатерининского канала, часть тротуара и булыжной мостовой, где был смертельно ранен император.

Использованы материалы сайта: http://deletant.livejournal.com/117200.html

Достопримечательности→Музеи Санкт-Петербурга→Спас на крови

Государственный музей-памятник «Спас-на-Крови»

(Спас-на-Крови на карте)

Адрес: наб.канала Грибоедова, 2а

Режим работы: 10:30-18:00 (в период с 1 мая по 30 сентября музей Спас на Крови работает до 22:30), среда – выходной

В дни школьных каникул (кроме летних) и государственных праздников музей Спас на Крови работает без выходных.

Стоимость билета: граждане РФ – взрослые — 250 руб., учащиеся – 50 руб.

В стоимость включена экскурсия в музее.

Спас-на-Крови — красивейшая праздничная и яркая церковь в псевдорусском стиле, была основана в 1883 году на месте трагических событий — 1 марта 1881 года здесь был смертельно ранен император Александр II, направлявшийся в тот день к месту парада войск на Марсовом поле.

Его сын, Александр III, приказал построить на этом месте церковь для регулярных служб по убиенному. Именно поэтому за храмом закрепилось название Спас-на-Крови, хотя официально он называется Храм Воскресения Христова. Из множества проектов  был отобран один, предложенный архитектором Альфредом Парландом.

Внутри собора из яшмы, лазурита и орлеца соорудили специальную шатровую сень, под которой находится дошедший до нас в неприкосновенности фрагмент Екатерининского канала: часть решетки, плиты тротуара, булыжники мостовой. Для этого пришлось изменить форму набережной — фундамент собора на 8, 5 метров отодвинул русло канала.

На строительство храма пожертвовали деньги не только россияне, но и  жители славянских  стран. На стенах колокольни помещены более сотни мозаичных гербов больших и малых городов, губерний и уездов, участвовавших в сборе средств. Здесь же и герб Дома Романовых. Крест колокольни венчает вызолоченная царская корона — знак того, что наибольший вклад был сделан членами августейшего семейства. Всего на строительство было израсходовано 4,6  миллионов рублей.

Для отделки глав использовали медные детали, покрытые цветной прочной морозостойкой эмалью (площадью 1000 квадратных метров). Высота самого высокого купола — 81 м. По всему периметру здания установлены 20 гранитных досок, на которых золочеными буквами описываются деяния Александра II. Со стороны Михайловского сада храм окружен кружевной чугунной оградой с растительным узором, выполненной по рисунку Парланда.

После революции собор Спас-на-Крови был закрыт и не реставрировался на протяжении долгого времени. Возникали слухи, что его даже собираются разобрать.

ХРАМ СПАСА НА КРОВИ. Санкт — Петербург.

В 1970 году он был передан под патронаж Исаакиевского собора, который и выделил 80% средств на реставрацию.

В 1997 году Спас-на-Крови распахнул свои двери посетителям в качестве музея, в котором содержится огромная коллекция мозаичных икон (более 7 тысяч квадратных метров). Над мозаичным ансамблем внутренней отделки работали художники В.М. Васнецов, М.В. Нестеров, А.П. Рябушкин.

Официальный сайт: www.cathedral.ru

К списку основных музеев

К списку достопримечательностей

 

"Благодушного монарха, совершившего величайшие дела, заслужившего беспредельную благодарность всех русских людей, любящих свое Отечество, травили как дикого зверя… Многие превосходили его способностями, но никто не сделал больше него для России"

(Б.Н. Чичерин об Александре II)

Именно этот государь, воспитанный в идеалах добра и справедливости, освободивший крестьян от крепостной зависимости в 1861 году испытал на себе ужас революционного террора. В течение жизни на Александра II было совершено восемь покушений, последнее из которых стало роковым.

 

Спас-на-Крови на карте Санкт-Петербурга

Создано с помощью инструментов Яндекс.Карт

К началу страницы Спас-на-крови

Официальное название: Собор Воскресения Христова на Крови

Адрес: наб. канала Грибоедова, дом 2 А

Годы постройки: 1883 — 1907

Архитектор: Альфред Парланд

Стиль: Неорусский

Пожалуй самый популярный собор в Санкт-Петербурге среди иностранных туристов, которые искренне считают его образцом "настоящего русского стиля".

Православный мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова, сооружён в память того, что на этом месте 1 (13) марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II.

Расположен в историческом центре Санкт-Петербурга на берегу канала Грибоедова, рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью, неподалёку от Марсова поля. Высота самого высокого купола храма (81 метр)  — символизирует год гибели царя, высота колокольни (62 метра) — его возраст. Является музеем и памятником русской архитектуры.

 Русская православная традиция — возводить церковные сооружения в честь памятных событий.

Спас на Крови

«Храм во имя воскресения Христова» воздвигнут на месте смертельного ранения императора Александра II , однако в народе его сразу прозвали «Спасом на крови».

На Александра II с 1866 по 1881 было совершено по разным версиям от 6 до 11 покушений. На месте первого у решетки Летнего сада была воздвигнута часовня, разобранная в ХХ веке. Существует легенда, что после шестого покушения Александр, будучи в Париже, посетил некую ясновидящую, предсказавшую ему: будет восемь покушений, последнее из которых будет смертельным. Те, кто склонны верить этой легенде, считают, что покушений было именно 8.

Покушение, приведшее к смерти императора, было совершено 1 марта 1881 года, и уже на следующий день Городская дума просит императора Александра III «разрешить городскому общественному управлению возвести часовню или памятник» погибшему императору.

Временная разборная часовня на месте смертельного ранения Александра II была создана по проекту Леонтия Бенуа за две недели и освящена 15 апреля 1881года. Одновременно был объявлен конкурс на создание храма. Однако ни одна из работ, отмеченная Комиссией, не получила одобрения Александра III. Царь пожелал, чтобы храм был построен в стиле русской архитектуры Моквы и Ярославля XVI-XVII веков и место смертельного ранения находилось внутри храма.

Закладка фундамента храма состоялась в октябре 1883 года, хотя еще не был утвержден окончательный проект собора. А пока был вбит каменный столб в основание будущего престола храма. Были сняты, уложены в ящики и перенесены на хранение в часовню звено решетки Екатерининского канала, плиты тротуара и часть булыжной мостовой с места ранения императора.

Одобрение царя получил проект Альфреда Александровича Парланда 1883 года. который возглавлял творческую группу архитекторов, экспертов по монументальной живописи и православной иконографии. Проект перерабатывался пять раз и был утвержден 1 мая 1887 года. В основу проекта положены переосмысленные Парландом приемы и формы московского и ярославского зодчества. Храм представляет собой четверик с возвышающимся пятиглавием, где центральная глава оформлена в виде шатра высотой 81 метр. С запада к основному объему храма примыкает выдвинутая в русло канала массивная столпообразная колокольня завершенная колокольней и широким шлемовидным куполом. В основании колокольни находится часовенка с образом распятого Христа, расположенным симметрично сени над местом смертельного ранения императора.

При строительстве храма использовались новейшие по тем временам технологии: впервые в Санкт-Петербурге отказались от свайного фундамента. Здание храма покоится на сплошной бетонной подушке толщиной 1,2 м, с отметкой подошвы 2,5 м от уровня ординара в канале . В 1899 – 1907 г в соборе была установлена система воздушного отопления. Освещение в храме с самого начала было электрическим. Парланд заранее продумал, как будут очищать от пыли мозаики, мыть окна, менять электролампы. Также он решил проблему отвода конденсата и систему молниезащиты. Строительство храма велось 24 года.

Снаружи церковь украшают выполненные на гранитных досках золотой вязью тексты «деяний» Александра II. По ним можно проследить за важнейшими событиями истории Российского государства в его царствование.

В наружной отделке храма использован белокаменный декор на фоне коричневато-красного облицовочного кирпича, многочисленные изразцы на фасадах и барабане центрального купола, синяя, желтая, белая и зеленая черепица, покрывающая шатры крылец и скаты апсид. Для отделки четырех крылец собора использовались эстляндский мрамор и серый гранит. Поверхность пяти куполов покрыта цветной ювелирной эмалью, единственный раз в истории строительства использовавшаяся в таких огромных количествах. На фасадах колокольни собора помещены 134 мозаики с гербами русских городов, которые внесли средства на строительство храма.

Внутреннее пространство храма разделено на три нефа; восточные окончания боковых нефов – клиросные киоты, напоминающие своими формами древнерусские невысокие алтарные преграды. Широкий центральный неф от иконостаса и солеи ведет к шатровой сени, установленной над местом смертельного ранения царя. Сень выполнена по рисункам Парланда: в нижней части воспроизведены фрагменты набережной канала, булыжной мостовой, решетки ограждения и три плиты тротуара, на которые пролилась кровь царя. Для сооружения сени использовали ревневскую и и николаевскую яшму и уральский змеевик. Венчает композицию крест из 112 топазов. При создании сени были использованы более тридцати видов камней, она украшена флорентийской мозаикой и бухарской ляпис-лазурью.

В интерьере храма использовано мозаичное покрытие, общей площадью 7065 квадратных метра, которое набиралось 12 лет в мозаичной мастерской Фроловых, победившей на объявленном конкурсе мозаичное отделение академии художеств, немецкую и две известнейшие итальянские фирмы. Чтобы выбрать мастерскую для набора мозаик, участникам конкурса предложили сделать одну работу на пробу, которую оставили на целый год на улице, чтобы проверить, насколько хорошо мозаика перенесет недобрый питерский климат. Работа Фроловых, пролежав всю зиму под снегом, выдержали испытание лучше других мозаик.

Спас на крови был освящен 19 августа 1907 года и не был изначально предназначен для массовых посещений: он находился на государственном содержании и вход в собор осуществлялся по специальным пропускам.

После революции Спас на крови сначала стал обычной приходской церковью, а в 1930 году был закрыт, многократно обсуждался вопрос о его снесении, однако, ввиду сложности решения этой задачи, уже принятое решение так и не было воплощено в жизнь. В разные годы храм использовали как склад овощей, морг (в годы Блокады), склад декораций Михайловского театра. Лишь в 1968 году государство признало «Спас на крови» памятником архитетуры и, поскольку к этому времени храм находился в аварином состоянии, начались долгие работы по восстановлению и реставрации, которые длились 27 лет (больше, чем работы по возведению храма!!!). 19 августа 1997 года (через 90 лет после освящения) «Спас на крови» был открыт для посещений. Сегодня «Спас на крови» является музеем (одним из храмов, входящих в «Музей четырех соборов»), в дни больших церковных праздников там проводятся и богослужения.

На карте

Панорама внутри Спаса-на-Крови
Панорама внутри Спаса-на-Крови
Описание:
Собор Воскресения Христова ("Спас на крови" или Воскресенский) 1883-1907 гг., арх. Парланд А.А.
Воздвигнут на месте, где 1 марта 1881 г.

Потрясающий и снаружи, и внутри — Храм Спаса на Крови

был смертельно ранен император Александр II народовольцем Гриневицким.
Закладка здания состоялась 18 октября 1883 года. Первый камень положил сын убитого государя, новый император — Александр III. Руководство строительством император повелел своему брату — великому князю Владимиру Александровичу. Великий князь являлся президентом Академии художеств. Спас-на-крови был создан в русском стиле, по образу московского собора Василия Блаженного, украшен мозаичными панно, выполненными по рисункам В.М. Васнецова и других художников. Общая площадь мозаик составляет 7050 кв. м.

Русское слово «орнамент» происходит от латинского «украшение». Орнамент – это уникальный мир особых художественных образов.
В христианстве орнаментальная символика изначально имела очень важное значение, поскольку ее скрытый смысл понимали только посвященные, уверовавшие в Господа Иисуса Христа. Это помогало первым христианам сохранять тайну своей Веры в окружении язычников и отчасти избегать гонений. Постепенно орнамент в христианстве становится более декоративным, но при этом сохраняет свою смысловую нагрузку.
Орнаментика живо реагирует на стилевые и архитектурные особенности христианского храма. И, поскольку храм Воскресения Христова (Спас на крови) возведен в русском стиле, в этом же направлении выдержано его орнаментальное убранство.
Русский стиль интегрирует в себе мотивы различных стилевых направлений, но при этом сохраняет свой самобытный характер и подтверждает многообразие русской культуры. На его развитие оказали влияние связи Древней Руси с Византийской империей, откуда в X в. и пришла христианская вера, а также с мусульманскими государствами Востока. Благодаря этому орнаментальные символы русских храмов наделены не одним, а несколькими значениями, которые должны трактоваться в контексте каждого конкретного орнамента.
Орнамент, создающий художественный образ центральной части храма, выполнен по законам симметрии и представляет собой бордюр, не только отделяющий мозаичные изображения друг от друга, но и объединяющий их в одно художественное целое. Здесь можно увидеть и геометрический и растительный орнаменты. Поражает их разнообразие – нигде не встречается полное повторение рисунка. Круг в орнаменте имеет древнюю мифологическую основу, одно из значений которой – символ небесного, символ духа. Четырехугольник – знак земного, треугольник – символический образ Всевышнего.

Над сохранившимися в неприкосновенности фрагментами набережной — части ограды, плит тротуара, мостовой, на которую упал император, сооружена специальная сень. Высота самого высокого купола собора — 81 метр.
В 1908 году рядом была освящена Иверская часовня. В 1923 году Спас-на-крови стал кафедральным собором.
Уникальная ограда Михайловского сада окружает храм
В 1930 году собор закрыли. Его планировалось снести как не представляющий ни исторической, ни художественной ценности. С 1930х годов здание стало использоваться как склад, в результате оно сильно пострадало. В 1941–1942 годах сюда свозили тела погибших во время блокады Ленинграда. После Великой Отечественной войны храм использовался для хранения декораций Малого Оперного театра.
В 1970 году собор передали в качестве филиала музею «Исаакиевский собор» . С 1977 по 1991 год храм реставрировался, всё это время он стоял в строительных лесах. В связи с этим возникли истории, схожие с разговорами о строительных лесах Исаакиевского собора . Говорили что леса стоят до тех пор, пока стоит советская власть. Разобрали их незадолго до августовских событий в Москве в 1991 году. Открыт для посетителей собор был 19 августа 1997 года.

Слова для поиска: панорама, мозаика, орнамент Дата: 01.02.2012 00:04 Просмотров: 8646 Скачиваний: 0 Рейтинг: 0.00 (0 Голос(ов)) Размер фотографии: 196.0 KB

Автор: Комментарий:
Нет комментариев.

Copyright © 2003-2018 Rustam Taychinov
Все права на размещенные фотографии принадлежат их автору

Leave a Comment