Ступиниджи близ турина

Охотничий замок на Рюгене

Андрей ОКУЛОВ

Автор и ведущий рубрики

г.Берлин

Охотничий замок на Рюгене

Действительно ли может рухнуть эта крученая чугунная лестница?

Все когда-нибудь рухнет. Но ее отливали в Берлине в девятнадцатом веке. В центре – пролет башенный, под ногами – ступеньки, а в ступеньках – дырки ажурные. Побольше воздуха, поменьше опоры. Я пробежал еще через несколько ступенек, опасаясь заглянуть в пролет. Лестница качалась. Или мне это показалось?

Откуда-то снизу раздался спокойный голос.

— Не волнуйтесь, лестница не обвалится. Сам канцлер Бисмарк по ней ходил. Только бежать не нужно. Там наверху открывается чудесный вид на весь остров.

Можете полюбоваться. Потому что выход я сейчас закрою. Любуйтесь сколько хотите…

Кто же это? Чугунные кружева ступеней скрывали говорившего. Я попытался выглянуть, но лестница снова угрожающе задрожала. Я поднялся еще на несколько ступенек. Голос снизу с издевкой пропел:

— Все выше, выше и выше… Не устали?

Я выругался и сбежал вниз. Чугунное дрожание мне было уже безразлично. Человек услышал это, и быстро выбежал за дверь, закрыв ее с другой стороны. Замок был крепкий, я чуть ручку не вырвал.

— Слушайте, неизвестно кто! Мне ничего не нужно, ни в замке, ни в этой башне. Но что вы от меня хотите?!

Снаружи раздался тихий смешок.

* *

На этот остров я приехал на неделю. Купаться было уже поздно: выходя на берег, я потеплее одевался. Потом солнце разогревало все вокруг, и я снимал свитер. Чтобы через час надеть его снова. Час солнце, час – дождь. И ветер постоянный.

Паровозик «Неистовый Роланд» ездил вокруг острова, и жалобно выл на манер совы. Рыба здесь была свежая и дешевая, но сколько можно ее жрать?!

Хотелось и окрестности обозреть. Здесь было что посмотреть: и древний славянский вал, где стояла вырезанная для туристов статуя языческого бога Святовита, и знаменитые меловые утесы…

Замок я оставил напоследок. Он был на краю нашего городка. Я заметил его сразу же по приезду, но добираться было высоко. А теперь вот собрался…

Границ, охотничий замок. Глядя на него, сразу становится ясно, насколько немецкие дворяне были скромнее русских. Аккуратный, окруженный лесом, с круглыми башенками по углам и в центре. И никакой изысканности и ненужных претензий.

К замку меня натужно вез маленький поезд, за который нужно было платить отдельно. Здесь немцы тоже узнаются сразу. Экскурсовод объяснила, что название его происходит от живших здесь в средние века славян: от слова «граница». Маленький кремовый замок стоял посередине полянки, вырубленной в лесу, что опутал гору со всех сторон. В основном буки. Мрачные и насупленные. Их корни, цепляющиеся за каждый камень поблизости, сами создавали впечатление необычное и загадочное. А замок выделялся среди них потерянным куском торта. За вход снова нужно было платить.

Я переходил из одного зала в другой. Зал охотничьих трофеев меня заинтересовал: стулья, столы, все из рогов убитых лосей и оленей. Ножки у стульев – кабаньи копыта. Настоящие, ноги с шерстью. Видно, местный владелец старался с пользой использовать все свои охотничьи трофеи.

Сиденье – из широких лосиных рогов, подлокотники – из оленьих. Все трофеи были использованы весьма практично.

Я долго переходил из одной комнаты в другую, все искал рыцарский зал. Детство вспомнилось: я раньше целыми днями пропадал в рыцарском зале Эрмитажа. Хотя, в таком скромном охотничьем замке навряд ли он будет роскошнее. Но я не нашел никакого.

Я переходил из зала в зал, и ничего. Попытался подняться на лестницу, но, взглянув вверх, передумал. Где же эта оружейная комната?!

В поисках зала, я не сразу заметил, что посетителей на пути попадается все меньше. Потом они и вовсе исчезли. Стемнело. Обычно, музеи в Германии стоят на сигнализации, да и служители перед закрытием обходят все комнаты.

Так я думал. А зря.

Я обошел все здание несколько раз, заглядывал в проспект, сверял, и все напрасно. Рыцарского зала не было. Я сбежал по ступенькам к выходу. Закрыто.

Я оказался один в охотничьем замке на острове Рюген.

Снаружи снова завывал ветер. Осторожно, нащупывая перила, я поднялся на второй этаж. Слабый свет, лившийся из широких окон, позволял мне ориентироваться лучше, чем внизу. Звук моих осторожных шагов гулко раскатывался по всем углам. Иногда мне даже казалось, что шаги это не только мои. Хотя, что только не покажется в пустом музее?

Я вошел в зал с охотничьими трофеями. Осторожно, чтобы не зацепиться за какой-нибудь олений рог, я сел в кресло. Сидеть на лосиных рогах было не слишком удобно, да и не разрешалось музейными правилами. Но сигнализация была отключена. Вдобавок, я ведь ничего не поломал. Пока что.

Мои шаги приближались. Стоп, но я ведь сидел в кресле?!

Шаги кого-то другого приближались. Я напрягся, не зная, на какую дверь смотреть: звук шагов звучал будто отовсюду.

В вечернем свете что-то блеснуло. Слева ко мне приближалась фигура высокого человека в черном костюме.

В руках он держал плоский меч, которым плашмя похлопывал себя по ладони. Именно его отблеск я и заметил.

Я попытался подняться с охотничьего кресла, но не смог этого сделать. Лосиные рога согнулись, словно пальцы, и цепко схватили меня за ноги, оленьи впились своими крючковатыми отростками в руки. Я несколько раз попытался освободиться, но успеха это не принесло: я сидел в кресле как прикованный.

— Итак, вы утверждаете, что искали рыцарский зал?

Черноусый незнакомец продолжал с насмешкой похлопывать себя по ладони плоской стороной меча.

— Вот, я принес вам кое-что оттуда.

Он с легкостью прочертил мечом в воздухе восьмерку. Я начинал злиться.

— Немедленно освободите меня из этого кресла! Я ничего не украл, и ничего не сломал.

Незнакомец рассмеялся.

— Точно! Не успели. А в кресло вы сами сели, я вам не предлагал. Вот оно вас и держит. Оно у меня смыленное, зря не хулиганит. Только когда позволят. Вот, как сейчас…

Он осторожно поставил меч в угол и звонко хлопнул в ладоши.

Тотчас кабаньи копыта, служившие у моего кресла ножками, начали часто стучать по полу.

Потом кресло подпрыгнуло, и, не отпуская меня, помчалось по залу, делая круги вокруг стола. Незнакомец улыбался, и отбивал такт в ладоши. Когда кресло проскакало мимо него, он нагнулся и зловеще прошипел:

— Оно иногда и в окно выпрыгивает, вместе с незваным гостем… Конечно, если я разрешу.

— Остановитесь… Это глупо… Я честно билет купил… Могу предъявить…

При этих словах кресло аккуратно проскакало к столу, и осторожно встало на свое место. Лосиные и оленьи рога разжались. Я свободно вскочил на ноги. Голова все еще кружилась.

— Что это значит?! И кто вы такой?!

Незнакомец элегантно поднял поставленный у стены меч.

— Местный житель. А вы – наглый турист. Или еще кто-то?! Сейчас мы это будем выяснять.

Судя по фигурам, которые он чертил в воздухе своим мечом, фехтовальщик он был виртуозный. Пользуясь неожиданной свободой, я выскочил из зала. Незнакомец рассек мечом воздух, и чиркнул лезвием по каменному полу, чем высек сноп искр. Лезвие прошло как раз возле моей пятки.

Пробежав через следующий зал, я оказался возле входа в башню. Потом попытался взбежать вверх по лестнице…

Незнакомец явно загнал меня сюда, как загоняют лесную дичь.

Вверх – чугунная качающаяся лестница, и башня с окном. Позади – запертая дверь, и незнакомец с мечом. Ситуация складывалась оригинальная. Я присел под дверью. Это было замешательство или отчаяние?

Из-за двери раздался знакомый насмешливый голос.

— И долго мы будем так сидеть? Проще подняться наверх, там есть несколько окон. Прыгать можете из любого, я разрешаю. Или прыгайте в башенный пролет, тоже высоко.

Я постарался ответить ему с той же интонацией.

— Очень гостеприимно. И выбор просто княжеский. Только в рекламном проспекте про такие развлечения ничего не сказано. Наверное, это не входит в стоимость входного билета.

Такой реплики, вероятно, он не ожидал. Раздался скрежет ключа, и дверь распахнулась.

— Выходите, для первого раза хватит. Будете дергаться, я вызову всю свою охотничью мебель, включая оленьи рога со стены. Они такие шалуны: обожают с размаху втыкаться в незваных гостей…

Я опасливо вышел из злополучной башни. Нервный незнакомец по-прежнему держал меч наперевес.

— Пожалуйте к выходу. Он закрыт, но, через несколько часов, музей откроют для посетителей. Тем временем, вы мне о ней все и расскажете…

Я медленно сошел по ступенькам в холл.

— О ком, «о ней»?

Черноусый нервно хмыкнул, и еще раз начертил в воздухе восьмерку своим мечом.

— А то вы не знаете?! Она часто выходит из леса, и воет под окнами. Хель. Имя-то какое… Может быть, для древних скандинавов она и был богиней подземного царства, но для меня просто нежить островная! И сюда, в замок, ей ходу нет. Ей обитать в Черном лесу. Она воет у меня под окнами уже не первое столетие. Особенно зимой. И лазутчиков подсылает, вроде вас…

Я удивился.

— А какая она? Вся в белом?

Незнакомец закивал.

— Вот как та женщина за окном?

Он вздрогнул, повернулся к окну, и выронил меч из дрожащих рук.

— Как ей это удалось?! Ведь мне обещали, что в замок она не проникнет…

Он закрыл лицо тонкими пальцами своих рук.

В замке зажегся свет. Незнакомец исчез. Я стоял возле входа, и ничего не понимал. Женщина в белом платье, со связкой ключей в руках, вошла в зал.

— Так. Будем вызывать полицию?!

— Простите, я просто заблудился. Дверь закрыли, сигнализацию не включили…

Женщина помотала головой.

— Включили. Только сейчас. Потому я и пришла. На свадьбу собиралась, я же подружкой невесты была, спешила, вот и забыла про сигнализацию. Вижу, что вы ничего не взяли. Выходите скорее, я вас вниз на своей машине отвезу. Мне неприятности тоже ни к чему.

Платье на женщине было кремовым, но на фоне черного леса, вполне могло показаться белым. Я поспешил к дверям, но обернулся, и взглянул на портрет, что висел прямо у входа в замок.

— Простите, кто это, на портрете?!

Служительница подняла бровь.

— Князь Вильгельм Мольтке цу Путтбус. Неужто вы этот портрет при входе не заметили?

— Да, его я уже никогда не забуду…

Итак, 6 октября исполнилось 300 лет со дня рождения Якова Андреевича Охотникова — первого владельца имения Охотниковых в Яковке. К его 300 летию и пишу этот пост про Охотников замок. Вначале предполагал, что он владелец этого замка, однако, это не так.

Фото 1.
Замок расположен в центре деревни Яковка, Орловской области. Название Яковка скорее всего связано с первым владельцем имения — надворным советником Яковом Андреевичем Охотниковым (6 октября 1714 — 2 января 1798). Эти земли были пожалованы ему за боевые заслуги императрицей Екатериной Второй.
К сожалению, дальнейшая история нашего юбиляра покрыта мраком.

Фото 2.
Один из его потомков Охотников Василий Павлович,учился в юнкерской школе вместе с выдающимся русским поэтом Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. Служил в рядах Российской Армии, дослужился до генерала, а после отставки решил сахарком позабавиться. А чего ж не позабавиться, когда в отставочке и денежки есть. Запилил генерал в своём поместье сахарный завод. Но не просто запилил, а с изыском, ибо господин Охотников по европам помотался, чудес всяких насмотрелся и проникся величием готической архитектуры. Оно и в самый раз — завод в стиле Средневековый готический замок подходил бы под свекольные поля Колпнянской волости.
Завод получился на удивление необычным. Этакая маленькая готическая крепость с красивыми витражами и заострёнными колонами, шпилями и базиликой. Фасады были изыскано отделаны. На стенах металлические узоры органично обрамляли окна. Вообщем, сладенькое там стало делаться на совесть. В своём сладеньком замке он никогда не жил, а только навещал, а обитал в своём доме на Невском в Санкт-Петербурге. Владел он не только домиком в Питере, у него был и конезавод в Алексеевке (Конезавод №12).
Также В.П. Охотников водил дружбу с художником Вячеславом Григорьевичем Шварцем, его имение располагалось неподалёку. Собственно, когда-то интерьеры замка выглядели примерно так.

Фото 3. В.П. Охотников вместе с художником Шварцом
После Василия Павловича имения унаследовал его племянник Владимир Николаевич Охотников, который подарил конезавод своей дочери Елене Владимировне, как приданое при ее замужестве за дворянина дипломата Алексея Игнатова. Сам Владимир Николаевич Охотников (р. 1847 ум. 1917) как и его дядюшка был тайным советником и конечно же много чего понастроил за свою долгую жизнь. В имении Благодать стекольный завод, в 1900 году также как и дядюшка решил побаловаться с сахарком и открыл Олымский сахарный завод. Во время революции 1917 г. его попёрли с должности и скорее всего расстреляли (судя по дате смерти), а усадьбу соответственно национализировали.
После революции 1917 года, сахарный завод, естественно, пришёл к успеху. В 20-е годы там размещалась советская коммуна, затем — двор отдали под механизаторский склад, а в самом здании был деревенский клуб культуры и столовая. Сегодня уже ничего этого нет — внутри всё пусто. Цветные витражи давно выбиты, со стен снято всё, что могли унести ловкие ручонки предприимчивых орловцев. Растаскана скудная мебель и постепенно исчезает красный кирпич. Как следствие, — разрушаются стены.
Но величественный готический остов всё ещё хорош, так что проезжая мимо Охотникова замка, ещё можно увидеть жалкую тень его былого величия.

Фото 4.
Когда-то здесь стоял Вождь мирового пролетариата, но местные бандерлоги его давно снесли.

Фото 5.

Фото 6.
А на шпилях-то советские звёзды.

Фото 7.
Когда-то тут были витражи, но от них почти ничего не осталось. Вообще, очень порадовало меня это круглое окно.

Фото 8.

Фото 9.

Фото 10.

Фото 11.

Фото 12.

Фото 13.

Фото 14.

Фото 15.
Ну, пожалуй хватит разглагольствований — лезем. Вовка, фас, говорю самому себе)))

Фото 16.
Нда.. честно сказать, интерьеры замка не оправдали ожиданий. Типичный Баян Дестроевич Помойкин.

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.
Подвалы к сожалению никак не связаны с другими этажами. Не нашел я никакой парадной лестницы, красивого вестибюля и прочих ожидаемых ништяков. Но зато нашел рваные противогазы. Не мог не сфотографировать.

Фото 20.
У ворот сахарника висит символ СССР.

Фото 21.
А вот так выглядит тыльная сторона замка. Тоже ничего, хоть и поскромнее.

Фото 22.

Фото 23.
Интерьеры замка разочаровали полностью. Пустой. Никаких лестниц, даже в башне не было ожидаемой винтовой лестницы. Печалька. А на картинке так заманчиво смотрелось. Хоть бы что-нибудь уцелело… ничего. Пустота.

Фото 24.

Фото 25.

Фото 26.
Зато третий этаж порадовал, залазить на него пришлось по хардкору, полы проваливаются, если полезете, будьте осторожны.

Фото 27.

Фото 28. Внезапно. Кто его туда закинул)


Фото 29.

Фото 30.
Круглое окно изнутри очень порадовало, напомнило разное. И игры и фильмы….

Фото 31.

Фото 32.

Фото 33.

Фото 34.
Но, пройдемся по окрестностям и перед нами вот такой вот прикольный тарантас.

Фото 35.
А вот и фамильный склеп Охотниковых. В 60е-70-е местное быдло его мало того, что полностью разрушило в поисках клада, так еще и взорвали, ну нафига? Не стыда не совести, а потом здесь устроили местную помойку. От склепа осталась эта стена и кусок арки. Надгробные плиты и кирпичи местные бараны растащили на стройматериал, а недавно совсем здесь валялась надгробная плита, но благодаря местным жителям её удалось найти.

Фото 36.
Вот она, ее оттащили метров на 300 в ближайший лес.

Фото 37.
Собственно, вот оно, надгробье нашего юбиляра. С 300-летием тебя, Яков Андреевич. Жаль, что скоро эту плиту разобьют на части и никто даже не вспомнит этого имени…

Фото 38.

Фото 39.
Недалеко расположено старинное кладбище с сохранившимися могильными плитами, часть из которых пошло на строительство местных быдло-лачуг.

Фото 40.

Фото 41.

Фото 42.

Фото 43.

Фото 44.

Фото 45.

Фото 46.
Вот такое готичное место. А между тем, мы едем дальше.

Фото 47.
Коль речь зашла о Шварце, его усадьбу мы также посетили. Пришлось проехать 9 км по грунтам, а также по дороге и похуже. Похоже здесь вообще почти никто не ездит. Листья предательски скрывают ямы…

Фото 48.
И вот мы на месте. Это не сарай, не туалет для голубей, а усадьба художника Шварца.
Вячеслав Григорьевич Шварц — (22 сентября 1838, Курск — 29 марта 1869) — живописец, сын генерал-лейтенанта.
С детства любил рисовать солдатиков, это и понятно, поскольку рос он в семье военного. Учился в Александровском лицее, где больше любил рисовать разную хрень, нежели писать конспекты, но при этом закончил лицей с медалью. Потом учился в университете, а также у профессора батальной живописи Б. П. Виллевальде. Работы художника были направлены в основном на историю, батальные сцены. Серьезная художественная деятельность Шварца продолжалась всего девять лет, но, несмотря на то, он оставил по себе прочную память в истории русского искусства как самый замечательный из воспроизводителей отечественной старины.
Биографию более подробно смотрим здесь.
http://www.biografija.ru/biography/shvarc-vyacheslav-grigorevich.htm

Работы Шварца можно посмотреть тут
http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/1138-shvarc.html

Фото 49.

Фото 50.
Внутри, увы, сарай и голубиный сортир.

Фото 51.

Фото 52.
На этой печальной ноте мы покидаем имение Охотниковых и Шварца, до новых встреч на интересных объектах.

Фото 53.

Когда герцог Савойский Эммануил Филиберт (Emanuele Filiberto) в 1562 г. переместил столицу своего государства из Шамбери в Турин (Torino), он заложил целую серию строительных проектов (продолженных его преемниками), чтобы продемонстрировать мощь правящего дома. Этот выдающийся комплекс зданий, созданных и украшенных ведущими архитекторами и художниками того времени, выходит за пределы города и продолжается в окружающей сельской местности. Он включает не только Королевский дворец в «Правительственном районе» Турина, но и множество загородных резиденций и охотничьих домиков. В Списке всемирного наследия ЮНЕСКО резиденции королевского Савойского дома (Residences of the Royal House of Savoy) находятся с 1997 г. (с небольшим изменением границ в 2010 г.)

Савойская династия — род, правивший с XI в. графством Савойя и маркграфством Суза, с 1416 г. — Савойским герцогством, с 1716 г.- Сардинско-Пьемонтским королевством и с 1861 г. до конца II мировой войны — Итальянским королевством. В разное время власть Савойского дома распространялась и на другие территории, включая Во и Ниццу. Объект всемирного наследия ЮНЕСКО объединяет 14 зданий, находящихся непосредственно в Турине и ещё 10 замков и других сооружений за пределами города. В загородные замки мне попасть не удалось (по причине отсутствия на это времени), а вот туринские дворцы повидал.
Самое старое здание (вернее его часть) в комплексе савойских резиденций — это Дворец Мадама (Palazzo Madama), построенный на месте древнеримского лагеря с использованием укреплений того времени. Тыльная сторона здания сохраняет облик мрачного средневекового замка, с круглыми башнями по углам, который она приобрела в XV в. В разное время палаццо служило резиденцией младшей ветви Савойского дома, вдовствующих регентш (отсюда название), для размещения гостей правящего монарха, как место нахождения королевской художественной галереи, пьемонтского парламента и верховного суда. С 1934 г. в здании помещается музей античного искусства.

Памятник герцогу Эммануилу Филиберту Савойскому (1869-1931 гг.), который участвовал в I мировой войне в качестве командующего III итальянской армией, а в 1926 г. получил звание маршала Италии.

Фасад палаццо, завершённый в 1721 г., представляет собой образец североитальянского барокко и резко контрастирует с остальной частью здания.

Королевский дворец (Palazzo Reale) — главная резиденция правителей Савойской династии в Турине. Первой хозяйкой дворца, возведённого в 1646-60 гг. по барочному проекту, была Кристина Французская. Парадную лестницу дворца спроектировал в XVIII в. Филиппо Юварра. Дворцовая капелла соединяется переходом с Туринским собором.

Внутренний двор дворца.

Классицистическое крыло дворцового комплекса, выходящее в Королевский сад (Giardini Reali).

Фасад Королевского театра (Facciata del Teatro Regio). Театр был построен в 1740 г., но в 1936 г. уничтожен пожаром и восстановлен только в 1973 г.

Дворец Кьяблезе (Palazzo Chiableze) со стороны Королевской площади (Piazzetta Reale), построенные в середине XVIII в.

Вид на дворец со стороны площади Сан Джовании.

Табличка, подтверждающая принадлежность дворца всемирному наследию ЮНЕСКО.

В этом здании располагаются Национальная Королевская библиотека (Biblioteca Nazionale Reale), где хранится знаменитый автопортрет Леонардо да Винчи, и Королевская Оружейная палата (Armeria Reale).

Дворец Кариньяно (Palazzo Carignano) — туринская резиденция кариньянской ветви Савойского дома. Дворец, известный своим пышным вогнуто-выпуклым фасадом, был построен в 1679 г. по проекту священника Гварино Гварини. Причудливо изогнутая парадная лестница и двойной купол над главным залом принадлежат к числу наиболее смелых конструктивных решений итальянского барокко. В 1820 году во дворце родился первый король Италии — Виктор Эммануил II; в память об этом событии во дворце с 1938 г. размещается музей Рисорджименто -= освободительного движения Италии.

И последнее здание из наследия Савойского дома, которое я вам сегодня покажу — это замок Валентино (Castello del Valentino). Резиденция возникла как укреплённый замок в Средние века и получила название от близлежащей церкви св. Валентина. В связи с переездом из Шамбери в Турин замок в форме подковы купил герцог Эммануил Филиберт. Свой нынешний вид он приобрёл в середине XVII в., когда была осуществлена его капитальная перестройка во французском стиле.

В XIX в. замок пришёл в запустение, однако в 1860 г. в связи с передачей его в распоряжение инженерного факультета местного университета были проведены серьёзные реставрационные работы. В настоящее время в здании помещается архитектурный факультет.

Виды на замок со стороны реки По.

Всемирное наследие Ч.1. Исторический центр (Старый город) Таллинна
Всемирное наследие. Ч.2. Девственные леса Коми (Virgin Komi Forests)
Всемирное наследие. Ч.3. Бразилиа / Brasilia
Всемирное наследие. Ч.4. Национальные парки серрадо: Шапада-дус-Веадейрус и Эмас (Brazil)
Всемирное наследие. Ч.5. Афинский Акрополь / Acropolis, Athens
Всемирное наследие. Ч.6. Погост Кижи / Kizhi Pogost
Всемирное наследие. Ч.7. Озеро Байкал / Lake Baikal
Всемирное наследие. Ч.8. Ансамбль Новодевичьего монастыря /Ensemble of the Novodevichy Convent
Всемирное наследие. Ч.9. Церковь Вознесения в Коломенском/Church of the Ascension, Kolomenskoye
Всемирное наследие. Ч.10. Золотые горы Алтая / Golden Mountains of Altai
Всемирное наследие. Ч.10А. Природный парк «Зона покоя Укок» (Золотые горы Алтая)
Всемирное наследие. Ч.11. Куршская коса / Curonian Spit
Всемирное наследие. Ч.12. Киев: Софийский собор и Киево-Печерская лавра
Всемирное наследие. Ч.13. Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников
Всемирное наследие. Ч.14. Берега Сены в Париже / Paris, Banks of the Seine
Всемирное наследие. Ч.15. Ансамбль Мон-Сен-Мишель с заливом /Mont-Saint-Michel and its Bay
Всемирное наследие. Ч.16. Московский Кремль и Красная площадь / Kremlin and Red Square, Moscow
Всемирное наследие. Ч.17. Исторический центр Риги / Historic Center of Riga. Ч.1
Всемирное наследие. Ч.17. Исторический центр Риги / Historic Center of Riga. Ч.2
Всемирное наследие. Ч.18. Археологические зоны — Помпеи, Геркуланум и Торре-Аннунциата
Всемирное наследие. Ч.19. Исторический центр Неаполя (Италия) — Historic Centre of Naples
Всемирное наследие. Ч.20. Вилла Адриана в Тиволи. Villa Adriana (Tivoli)
Всемирное наследие. Ч.21. Град Ватикан / Vatican City
Всемирное наследие. Ч.22. Исторический центр Рима / Historic Centre of Rome. Ч.А. Рим античный.
Всемирное наследие. Ч.22. Исторический центр Рима. Ч.В. Рим антично-христианский.
Всемирное наследие. Ч.22. Исторический центр Рима. Ч.С. Рим христианский.
Всемирное наследие. Ч.23. Замок Кронборг / Kronborg Castle
Всемирное наследие. Ч.24. Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры в городе Сергиев Посад
Всемирное наследие. Ч.25. Археологические памятники Дельф / Archaeological Site of Delphi
Всемирное наследие. Ч.26. Исторический район города Квебек / Historic District of Old Québec
Всемирное наследие. Ч.27. Крепость Суоменлинна / Fortress of Suomenlinna
Всемирное наследие. Ч.28. Дворец и парк Фонтенбло / Palace and Park of Fontainebleau
Всемирное наследие. Ч.29. Музейный остров в Берлине / Museumsinsel (Museum Island), Berlin
Всемирное наследие. Ч.30.Дворцы и парки Потсдама и Берлина / Palaces and Parks of Potsdam and Berlin
Всемирное наследие. Ч.31.Районы застройки в стиле модерн Берлина/Berlin Modernism Housing Estates
Всемирное наследие. Ч.32. Шкоцьянские пещеры / Škocjan Caves
Всемирное наследие. Ч.33. Венеция и ее лагуна / Venice and its Lagoon
Всемирное наследие. Ч.34. Ангкор / Angkor
Всемирное наследие. Ч.35. Древний город Херсонес Таврический и его хора
Всемирное наследие. Ч.36. Старый портовый квартал Брюгген (город Берген) / Bryggen
Всемирное наследие. Ч.37. Фьорды западной Норвегии – Гейрангер-фьорд и Нерёй-фьорд
Всемирное наследие. Ч.38. Исторический центр Вильнюса / Vilnius Historic Centre
Всемирное наследие. Ч.39. Альгамбра, Хенералифе и Альбасин в городе Гранада
Всемирное наследие. Ч.40. Кафедральный собор, Алькасар и Архив Индий в Севилье
Всемирное наследие. Ч.41. Ансамбль Ферапонтова монастыря / Ensemble of the Ferapontov Monastery
Всемирное наследие. Ч.42. Археологический объект Аль-Зубара / Al Zubarah Archaeological Site
Всемирное наследие. Ч.43. Исторические районы Стамбула / Historic Areas of Istanbul
Всемирное наследие. Ч.44. Район Старого моста в историческом центре города Мостар
Всемирное наследие. Ч.45. Исторический центр г. Сан-Джиминьяно / Historic Center of San Gimignano
Всемирное наследие. Ч.46. Исторический центр Сан-Марино и гора Титано
Всемирное наследие. Ч.47. Раннехристианские памятники в городе Равенна
Всемирное наследие. Ч.48. Соборный комплекс в городе Пиза / Piazza del Duomo, Pisa
Всемирное наследие. Ч.49. Исторический центр г.Сиена / Historic Centre of Siena
Всемирное наследие. Ч.50. Исторический центр Флоренции / Historic Center of Florence
Всемирное наследие. Ч.51. Городская ратуша и статуя Роланда на Рыночной площади в Бремене
Всемирное наследие. Ч.52. Исторический центр города Сигишоара
Всемирное наследие. Ч.53. Кафедральный собор в городе Ахен (Германия)
Всемирное наследие. Ч.54. Кафедральный собор в городе Кёльн
Всемирное наследие. Ч.55. Исторический центр города Зальцбург. Ч.А. Хоэнзальцбург
Всемирное наследие. Ч.55. Исторический центр города Зальцбург. Ч.В. Старый город
Всемирное наследие. Ч.56. Археологические находки в долине реки Бойн / Brú na Bóinne
Всемирное наследие. Ч.57. Средневековая часть города Торунь / Medieval Town of Toruń
Всемирное наследие. Ч.58. Исторический центр Варшавы / Historic Centre of Warsaw
Всемирное наследие. Ч.59. Комплекс Мирского замка / Mir Castle Complex
Всемирное наследие. Ч.60. Архитектурный, жилой и культурный комплекс рода Радзивиллов в городе Несвиж
Всемирное наследие. Ч.61. Башня Кутб-Минар и окружающие ее археологические памятники, Дели/a>
Всемирное наследие. Ч.62. Мавзолей Хумаюна в Дели / Humayun’s Tomb, Delhi
Всемирное наследие. Ч.63. Комплекс «Красный форт»(Дели) / Red Fort Complex (Delhi)
Всемирное наследие. Ч.64. Мавзолей Тадж-Махал / Taj Mahal
Всемирное наследие. Ч.65. Форт в городе Агра / Agra Fort
Всемирное наследие. Ч.66. Древний город Фатехпур-Сикри / Fatehpur Sikri
Всемирное наследие. Ч.67. Джантар Мантар / The Jantar Mantar, Jaipur
Всемирное наследие. Ч.68. Церкви и монастыри в Гоа / Churches and Convents of Goa

Охотничий замок Ступиниджи

Ступиниджи — загородная охотничья резиденция монархов Савойского дома в одноимённом предместье городка Никелино в 10 км юго-западнее Турина

Запись относится к месту:
Турин

До начала XVIII на месте нынешнего Ступиниджи была всего лишь окраина провинциального городка Никелино, что в десяти километрах от Турина. Именно географическая близость к столице со временем сделает его знаменитым. Уже в Средние века в Ступиниджи стоял замок Кастельвеччио, принадлежавший принцам Акайя — одной из ветвей Савойского дома. В 1493 году замок купил маркиз Орландо Паллавичино по прозвищу “Прекрасный”. В 1563 году он перешел в собственность герцога Савойского Эммануеля Филиберто, что совпало с переводом столицы герцогства из Гамбери в Турин. Последний подарил замок Ордену святых Мориса и Лазаря. В конце XVII века герцогство Савой унаследовал Витторио Амадео II, в 1713 году по Утрехтскому договору получивший отнятую у Испании Сицилию вместе с королевским титулом. В 1718 году остров захватили испанцы, но были выбиты англичанами и через два года навсегда покинули Сицилию. Остров был передан Австрии, Витторио Амадео взамен получил Сардинию и стал именоваться королем Сардинским.

Савойских правителей интересовало не только расширение своих владений. Охота и искусства им были далеко не чужды. Турин окружали замечательные дворцы, построенные находившимися при дворе архитекторами. В Италии, как во Франции, искусство XVIII века переживало сложные этапы, которые вели его от остатков барокко к рождению романтизма. На севере страны гений Ювары блистательно открыл новое столетие. В 1729 году Витторио Амадео окончательно осознал, что истинный любитель охоты его уровня не может обойтись без достойного охотничьего замка, поручив его проектирование своему любимцу. К этому времени Ювара завоевал полное доверие короля и наслаждался неограниченной свободой творчества и возможностью привлекать к работе специалистов из любого места без всяких ограничений. Имея такое право, Ювара выписал целую команду декораторов, в основном из Венеции, прежде всего для оформления интерьера.

В основу строительства загородного охотничьего замка Ступиниджи была положена идея создания ансамбля, в котором бы ландшафт, парк и строения соединялись друг с другом с помощью осей, причем строения находились бы в центре, то есть в точке их пересечения. Римская школа помогла архитектору добиться классического равновесия здания. Выступив как мастер модного в ту эпоху стиля, Ювара придал пространственной композиции замка истинно барочный размах. За два года строительство так продвинулось, что восторженный владелец замка позволил себе устроить первую праздничную официальную охоту. Планировка дворца Ступиниджи поразила гостей. Они увидели изогнутые очертания фасада с обширным парадным двором, отметив прихотливость общего силуэта — плод удивительной чувствительности автора.

В центре замкового комплекса, поражающего динамизмом своей структуры, расположено главное здание с танцевальным залом, увенчанным большим куполом. Над ним возвышается бронзовая фигура оленя работы скульптора Франческо Ладатте. Хорошо видная издалека, она напоминает об охотничьем назначении замка и служит фактически его эмблемой. Три столетия назад в здешних местах в изобилии водились олени — предмет королевского охотничьего вожделения.

От овального главного здания отходят четыре жилых крыла, образуя косой крест. Последние жилые корпуса дополнены боковыми пристройками и флигелями, к которым проложены дорожки, ведущие в лес на охоту. Балюстраду центральной части строения украшают вазы, декорированные скульптурными головами охотничьих собак и охотничьими трофеями. Широкая пологая лестница соединена с центральным Торжественным залом через три портала с круглыми арками. Напротив них расположены двери для выхода в парк, зеленые насаждения которого гармонично объединяют его с помещением.

Центральный купол архитектурного шедевра Ступиниджи опирается на четыре свободно стоящие опоры. Между опорами на середине высоты проходит галерея, опоясывающая весь зал. Настенные и потолочные росписи на охотничью тематику выполнены братьями Доменико и Джузеппе Валериани из Венеции. Весьма уместна и роспись основного купола, где изображена богиня Диана, отправляющаяся на охоту. Отделанные под руководством Ювары в стиле рококо покои королевской четы разместились в жилых корпусах, обращенных к парку. Их внутренняя отделка и обстановка сохранились почти полностью. Для восполнения незначительных утрат была использована мебель из других дворцов Савойского дома.

В период правления Карла Эммануеля III и Витторио Амадео III замок и прилегающий парк продолжали расширяться под присмотром бывшего помощника Ювары Джованни Томмасо Прунотто, а затем при участии таких архитекторов, как Игнацио Бираго ди Боргаро, Людовика Бо, Игнацио Бертола и Бенедетто Алфери. Число комнат замка довели до 137, количество галерей — до 17.

С течением времени под натиском интенсивных охот поголовье оленей сокращалось, и Ступиниджи постепенно менял свое предназначение. Пристанище охотников чаще стали использовать для проведения протокольных мероприятий и династических свадебных церемоний отпрысков Савойской династии. Например, в 1773 году здесь Мария Тереза, савойская принцесса, отпраздновала заключение брака с графом д’Артуа Филиппом, братом Людовика XVI и будущим королем Франции Карлом Х. В 1832 году Ступиниджи завладела королевская семья. Замок долго оставался любимой резиденцией аристократов, в 1919 году перейдя в собственность государства. В 1925 году его вернули Ордену.

В наше время в нем устроили Музей искусства и мебели, часть которой из самого замка, другая — из бывших савойских владений Монкальери и Венариа Реале. Музей располагает богатейшей коллекцией мебели трёх выдающихся столяров: Джузеппе Мария Бонзаниго, Пьетро Пиффетти и Луиджи Принотти. Среди постоянных экспонатов музея выделяются охотничьи скульптуры в исполнении Джованни Баттиста Бернеро. В галереях замка эпизодически устраиваются временные экспозиции, пользующиеся популярностью у посетителей.

В 1992 году лесные угодья и сельскохозяйственные земли вокруг Ступиниджи были объявлены Природным парком Ступиниджи. Вместе с коммунальными участками Никелино, Кандиоло и Орбассано парк занимает площадь в 17,32 кв. км, куда входят также низинные леса, где население имеет возможность насладиться видом редчайших растительных культур. Из представителей дикой природы край славится присутствием лис, белок, куниц, зайцев, ласок, цапель и других видов. Олени перевелись здесь еще в XIX столетии.

Рассказ о достоинствах Ступиниджи был бы неполным без упоминания еще одной достопримечательности. Десятикилометровая аллея, превратившаяся в широкую автостраду, ведет из почетного двора охотничьей лоджии к Турину до самого Порте-Нуова и далее по осевой к Королевскому дворцу — палаццо Реале. Это с виду не очень презентабельное здание XVII века всегда поражало контрастом с роскошью дворцового внутреннего убранства. Даже в Италии не каждая галерея может похвастаться такими богатствами, как королевская библиотека, располагающая подлинными рисунками Леонардо да Винчи, Рафаэля и Рембрандта.

Ступиниджи, наряду с другими резиденциями династии Савойя (Кастелло Раккониджи, Кастелло Валентино, Палаццо Мадама и Палаццо Кариньяно), находится под охраной ЮНЕСКО как памятник Всемирного наследия.

Ступиниджи

На туристической экскурсии в Ступиниджи.

Ступиниджи (Palazzina di caccia di Stupinigi) — загородная резиденция монархов Савойского дома в одноимённом предместье города Никелино (10 км юго-западнее Турина), которая в числе других резиденций Савойской династии находится под охраной ЮНЕСКО как памятник Всемирного наследия.

В Средние века собственность младшей ветви Савойского дома, охотничьи угодья в Ступиниджи в XVI веке принадлежали маркизам из рода Паллавичино. Король Виктор-Амадей II поручил Филиппо Юварре выстроить в Ступиниджи охотничий домик для пребывания двора во время выездов короля на охоту. Строительство началось в 1729 году и продолжалось с перерывами на протяжении всего XVIII века. Над отделкой внутренних покоев работали мастера из Венеции.

В XIX веке Ступиниджи использовался монархами для проведения увеселительных мероприятий и свадебных празднеств. В настоящее время дворец занимает музей декоративно-прикладного искусства. На изначальное предназначение здания указывает статуя оленя на крыше.

Leave a Comment